Главная страница
Навигация по странице:

  • государственным капитализмом

  • 9. Экономика и общество 237 Э. Ф. Шумахер

  • III. Политическое взаимодействие К понятийному аппарату Индивидуализм

  • Существует ли в экономике «третий путь»

  • 9. Экономика и общество 239 К понятийному аппарату Общественный класс

  • • Социальная структура и ее категории

  • 2 4 0 Политическое взаимодействие К понятийному аппарату Статус

  • 9. Экономика и общество 241 К понятийному аппарату Фордизм и постфордизм

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница42 из 88
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   88
    236
    III. Политическое взаимодействие
    система все же как-никак помогла СССР и большинству стран Восточной Европы искоренить бездомность, безработицу и абсолютную нищету, то есть решить про­
    блемы, которые продолжают омрачать старые кварталы городов в передовых капи­
    талистических странах. Скажем, Куба при своей хронической экономической от­
    сталости добилась 98%-ного уровня грамотности и создала систему первичного медицинского обслуживания, которая от сравнения со многими западными стра­
    нами отнюдь не проигрывает.
    И все же ничто не может замаскировать принципиальных недостатков центра­
    лизованного планирования. Наверное, главным из них является наперед обеспе­
    ченная неэффективность, проистекающая от того, что сколь бы компетентными и ответственными ни были люди, осуществляющие планирование, они всегда имеют дело с информацией такого огромного объема и такой сложности, что ее невозможно обработать (Хайек, 1948). Установлено, например, что даже в относи­
    тельно небольшой системе центрального планирования приходится иметь дело с количеством вариантов, превышающим число атомов во Вселенной. Другая причи­
    на неэффективности коммунистической системы заключалась в том, что задачи социального характера, встроенные в централизованное планирование наряду с его относительно эгалитарной системой распределения, практически не поощряли инициативу и никак не вели к эффективности производства. Обеспечив всех рабо­
    чих местами, правительство так и не смогло добиться того, чтобы они работали хотя бы вполсилы. Наконец, система централизованного планирования привела к новому расслоению общества, исходившего от места человека в политической или бюрократической системе отношений: по выражению Милована Джиласа (Milovan
    Djilas, 1957), возник «новый класс» партийно-государственной бюрократии, кото­
    рая благодаря своему статусу и привилегиям мало чем уступила бы капиталистам
    Запада. По мнению же критиков левой ориентации, советская плановая система попросту была не чем иным как государственным капитализмом (state capitalism).
    Рыночный социализм
    В поиске альтернативы сверхцентрализованной советской экономической мо­
    дели не раз предпринимались попытки примирить принципы социализма с дина­
    микой рыночной конкуренции. Такой поиск шел, начиная с 1949 г., в Югославии после конфликта президента Тито со Сталиным, а также в Венгрии после того, как
    СССР подавил здесь антисоветское выступление 1956 г. Таким же поиском была отмечена и советская перестройка Михаила Горбачева в период 1985—1990 годов.
    Перестройка прошла через несколько стадий, начавшись с разрешения кооперати-
    капитализм — сис­
    тема государственной собственности, копирующая капиталистические классо­
    вые отношения, концентрируя экономи­
    ческую власть в руках партийно-государ­
    ственной элиты. и частного бизнеса как довесков к системе централизованного планирования и закончив­
    шись переходом предприятий к самофинанси­
    рованию и самоуправлению. Главным призна­
    ком рыночной социалистической экономики как раз и является попытка как-то вписать самоуп-

    9. Экономика и общество
    237
    Э. Ф. Шумахер
    Британский экономист и теоретик-эколог, выходец из Германии. В
    1930 г. перебрался в Соединенное Королевство для учебы в Оксфор­
    де. Занимался бизнесом, фермерством и журналистикой; консульти­
    ровал по экономическим вопросам Британскую контрольную комис­
    сию в Германии (1945-1950) и Британское государственное управле­
    ние углю (1950—1970). В своей новаторской работе «Малое пре­
    красно: Исследование экономики, как если бы люди что-то значили»
    (1973) сформулировал целую доктрину производства, соразмерного человеку, и выдвинул своего рода «буддистскую» экономическую фи­
    лософию, подчеркивающую значение морали и «правильной жизни».
    Основал так называемую Группу развития промежуточных технологий для распространения своих идей. равление в рыночную конкуренцию, что, нужно сказать, не означает возврата к капитализму. Логика здесь такая: коль скоро предприятия являются собственнос­
    тью рабочих и управляются ими, значит, не существует рынка труда, и, следова­
    тельно, эксплуатации. От традиционной же советской системы эта модель отлича­
    ется тем, что самоуправляемые предприятия работают «не под диктовку планови­
    ков», а в рыночной среде, складывающейся под воздействием таких факторов, как конкуренция, материальные стимулы прибыль.
    Идея рыночного социализма многих привлекала тем, что он, по видимости, способен исправить наиболее серьезные недостатки централизованного планиро­
    вания. Рыночная среда, возникающая здесь, все же как-то реагирует на потребите­
    ля, что ведет и к повышению эффективности производства; кроме того, возникает известная защита от бюрократии. Нельзя, однако, сказать, что социалистический рынок вовсе не знает планирования и регулирования. И в самом деле, большин­
    ство из предлагавшихся вариантов «реалистического» или «жизнеспособного» со­
    циализма никогда не отходили от концепции общего планирования, стремясь лишь встроить в нее момент более широких связей с производителем. В целом же логика здесь такая: самоуправление поощряет сотрудничество и равенство в коллективе, рынок же приучает к дисциплине; отсталые предприятия закрываются, нерента­
    бельные отрасли свертываются, но все это не более чем издержки и плата за ожив­
    ление экономики с перспективой дальнейшего ее роста.
    Нужно, однако, сказать, что и югославский и венгерский опыт, несмотря на многообещающее начало, оказались ничуть не более успешными, чем советская система централизованного планирования. Что касается горбачевской перестрой­
    ки, то она скорее искоренила неэффективную экономическую систему, чем дала
    СССР реальную альтернативу. Одна из главных слабостей рыночного социализма заключается в том, что самоуправление не содействует, а на самом деле противоре­
    чит рыночной дисциплине, поскольку в этой ситуации предприятия в первую оче­
    редь действуют в интересах собственных работников. Вот почему теоретики сво­
    бодного рынка и утверждают, что только иерархически организованные частные предприятия могут достичь оптимальной эффективности, поскольку лишь они спо­
    собны действовать в соответствии с требованиями рынка, ставя увеличение прибы­
    ли превыше всего.

    238
    III. Политическое взаимодействие
    К понятийному аппарату
    Индивидуализм — это принцип, утверждающий примат индивида над любой социальной группой или коллективом и предполагающий, что индивид должен служить отправной точкой и для любой политической теории или объяснения социальных процессов. Позиция характерна для классичес­
    кого либерализма, а из современных течений - для «новых правых». С точки зрения индивидуализ­
    ма, любые высказывания об обществе должны прежде всего и главным образом принимать в расчет тех, кто это общество составляет; как выразилась в этой связи Маргарет Тэтчер, «нет такой вещи общества». Эта позиция обычно подкрепляется и убеждением в том, что люди по своей природе всегда действуют из чувства личной заинтересованности, склонны полагаться на свои собственные силы и не обществу обязаны своими талантами и навыками.
    Коллективизм — противоположное индивидуализму понятие, подчеркивает предрасположенность людей к коллективным действиям, их желание и способность достигать результатов совместными, а не индивидуальными усилиями. Эта позиция зиждется на том, что в природе человека всегда заложено некое социальное ядро, и, следовательно, социальные группы (включая и самое обще­
    ство) — это не «выдумка», а реальные политические образования. Последнее воззрение присуще и социалистическим учениям с их вниманием к общественным классам и феминизму с его упором тендерные категории, равно как национализму и расизму. Иногда коллективизм увязывают с этатизмом, хотя эта связь никоим образом не является существенной.
    Существует ли в экономике «третий путь»?
    К идее пути» в экономике, который не имел бы недостатков капита­
    лизма и социализма, обращались представители самых разных политических тра­
    диций, не исключая и фашизма. Первым эту идею пытался реализовать в виде корпоративизма Муссолини, позже к ней возвращались, скажем, Моусли (Moseley) в Великобритании и Перон в Аргентине. Фашистский корпоративизм, в отличие от своего либерального варианта, основан на том убеждении, что бизнес и труд образуют некое органическое и даже духовное единство. На практике, однако, корпоративизм в Италии стал разве что инструментом, с помощью которого фаши­
    стское государство сломало независимые профсоюзы и пыталось держать в страхе влиятельные деловые круги. «Третьим путем» совсем иного рода, основанном на кейнсианской социал-демократии в ее наиболее развитой форме, пошла после 1945 г.
    Швеция, где была предпринята попытка найти сочетание элементов социализма и капитализма. Здесь средства производства сосредоточены в основном в частных руках, но принципы социальной справедливости реализуются через развитую сис­
    тему социального обеспечения и самого высокого в мире налогообложения. В этом смысле социал-демократический «третий путь» можно рассматривать как своего рода левую версию социального капитализма. Однако, как и в случае с моделью социального рынка, здесь также возникают сомнения относительно того, стоит ли поддерживать высокие уровни социальных расходов ввиду усиливающейся между­
    народной конкуренции. Так случилось и в Швеции, когда в годах она почувствовала свою незащищенность перед лицом международной конкуренции и стала постепенно отказываться от социальных приоритетов. Примечательно также, что с 1990-х годов в идеологии «третьего пути» стала преобладать явно постсоциали­
    стическая модель. Более подробно мы это обсуждали в главе 3.
    Совершенно иной подход к экономической организации общества предложили теоретики экологического движения. С их точки зрения, и капитализм, и социа-

    9. Экономика и общество
    239
    К понятийному аппарату
    Общественный класс В широком смысле слова, класс — это группа людей, занимающих в обще­
    стве одинаковое социальное и экономическое положение. Марксисты связывают понятие класса с экономическими факторами, обусловленными положением человека по отношению к средствам производства. С этой точки зрения, классовые различия — это различия между «капиталом» и
    «трудом», иными словами, между владельцами средств производства (буржуазией) и теми, кто живет, продавая свой труд (пролетариатом). Все альтернативные марксизму течения обычно оп­
    ределяют класс по двум основаниям — доходу и статусу. Примером может служить деление на
    «средний» класс, так называемых «беловоротничковых» (не занятых ручным трудом) и «синеворот- ничковых» рабочих (занятых ручным трудом). Более сложная классификация, отражающая разли­
    чия на рынке труда, делит людей на профессионалов (класс А), менеджеров (В), мелких служащих
    (С1), квалифицированных рабочих, занятых ручным трудом (С2), низкоквалифицированных и не­
    квалифицированных рабочих (D), наконец, тех, кто не занят, не имея возможности работать по каким-либо иным причинам. лизм — это проявления одной и той же «суперидеологии» индустриализма, всего лишь разные способы эксплуатации природы для удовлетворения материальных интересов человечества. «Экологи» настаивают на том, что одержимость идеей эко­
    номического роста привела к истощению природной среды, и, нарушив хрупкое экологическое равновесие, от которого зависят все живые организмы, поставила под угрозу само выживание человеческого рода. «Зеленая альтернатива» заключа­
    ется в том, что экономическим приоритетом должна стать экологическая устойчи­
    вость, то есть способность системы (в данном случае всей планеты) сохранять свое экологическое здоровье и перспективу существования. Хотя в воззрении экосоци- алистов главным виновником разрушения окружающей среды является капита­
    лизм с его вечным и неудержимым стремлением к прибыли, мало что утешитель­
    ного они видели и в практике социалистических режимов с их химерой «неуклон­
    ного роста благосостояния». Из принципа же устойчивого развития следует, что вопросы собственности и распределения богатства вторичны в отношении фунда­
    ментальной проблемы отношений человечества и естественной среды: нужно пре­
    кратить рассматривать природу как неисчерпаемый источник ресурсов, служащих
    • Социальная структура и ее категории
    В учебниках политологии обычно вполне правильно говорится о том, что поли­
    тика осуществляется в социальном контексте. Однако этого недостаточно для по­
    нимания того, сколь тесно политические и общественные процессы переплете­
    ны друг с другом. Ведь политика по самой своей природе есть общественная дея­
    тельность; кто-то даже скажет, что это не более чем процесс, в котором общество
    Индустриализация
    экономическая теория или система, основанная на прин­
    ципах крупномасштабного фабричного производства и накопления капитала «во что бы то ни стало». удовлетворению человеческих потребностей, и создать совершенно иную систему ценностей, поставив экологию выше экономики, а мораль выше материальных благ. На таких идеях, в ча­
    стности, основана концепция «буддийской эко­
    номики», выдвинутая Э.Ф. Шумахером (1973).

    2 4 0
    Политическое взаимодействие
    К понятийному аппарату
    Статус — это место человека в той или иной иерархии, характеризующее его роль, права и обя­
    занности в отношении иных членов той же иерархии. Поскольку понятие «статус» включает в себя целую совокупность факторов, таких, как достоинство, репутация, престиж, положение в обществе и власть, его куда сложнее определить, чем такую сугубо экономическую категорию, как, напри­
    мер, «класс». К тому же статус, являясь показателем того положения, которое человек занимает в обществе (в категориях, кто «выше», а кто «ниже» все в той же иерархии), несет в себе чисто субъективные моменты. Если, например, в традиционных обществах подобные иерархии носят вполне устоявшийся и четкий характер, то в нынешних индустриальных обществах они более теку­
    чи и неопределенны; статус здесь находится в соответствии, хотя и не явным, с материальным благосостоянием и родом деятельности. При всем том статусные иерархии сохраняют свою связь и с такими факторами, как происхождение, образование, пол, расовая или этническая принадлеж­
    ность. выражает и, может быть, разрешает внутренние свои противоречия и конфликты.
    Из этого следует, что общество — это не просто «контекст», но самый материал и субстанция политики. В то же время понятия «социального» и «политического» указывают на совершенно разные (хотя и внутренне связанные) сферы деятельно­
    сти. Что, собственно говоря, мы понимаем под «обществом»? В самом общем смысле общество — это совокупность людей, населяющих одну и ту же территорию. Но отнюдь не всякая группа людей составляет общество: для этого нужны какие-то повторяющиеся или вполне устоявшиеся модели отношений между людьми. Речь, следовательно, должна идти о некоторой социальной структуре — устойчивой со­
    вокупности взаимоотношений между определенным количеством элементов. Более того, «социальные отношения» предполагают и определенную совокупность чисто субъективных моментов (человек знает, что в обществе существуют другие люди, что к ним следует так-то и так-то относиться и т.д.), а также определенную степень сотрудничества между людьми. Понятно, что воюющие друг с другом племена не есть общество, даже если они живут в тесном соседстве и постоянном взаимодей­
    ствии друг с другом. Далее, общество есть то, что имеет внутреннюю структуру, делится на определенные категории, где индивиды и социальные группы различа­
    ются постольку, поскольку здесь неравномерно распределены статус, богатство и/ или власть. Понятно и то, что природа этих различий и политическое значение каждой из этих категорий (класс, раса, пол, возраст и религия) широко различают­
    ся от общества к обществу.
    Во всех случаях, однако, общество структурирует политику следующими основ­
    ными способами:
    • распределение богатства и других ресурсов в обществе определяет характер государственной власти (об этом мы говорили в главе 5);
    • общественные отношения воздействуют на общественное мнение и полити­
    ческую культуру (см. главу 10);
    • социальная дифференциация и общественные противоречия влекут за собой политические изменения в виде реформ и революций (также см. главу 10);
    • социальная структура определяет политическое поведение, то есть кто как и за что голосует на выборах, кто к какой партии принадлежит и т.д. (см. главы

    9. Экономика и общество
    241
    К понятийному аппарату
    Фордизм и постфордизм суть термины, позволяющие объяснить изменения в экономической, политической и культурной жизни современного общества через изменения в способах организа­
    ции производства. Понятие «фордизм» характеризует методы широкомасштабного массового про­
    изводства, внедренные Генри Фордом в Детройте, США. Форд в свое время сделал основную ставку на механизацию и разделенный на мельчайшие операции конвейерный процесс для произ­
    водства стандартной и сравнительно дешевой продукции, что удерживалось в экономике вплоть до 1960-х годов. Постфордизм сложился как результат внедрения более гибкой компьютеризиро­
    ванной технологии, давшей индивидуальному работнику гораздо больше степеней свободы и сде­
    лавшей возможными такие новшества, как субподряды и непрерывное производство. Постфор­
    дизм, кроме того, ассоциируется с децентрализацией производства, более значительной, чем прежде, социальной и политической фрагментацией общества и, наконец, более выраженным ак­
    центом на выборе и личной инициативе.
    Природа общества при этом всегда являлась предметом острейших политичес­
    ких и идеологических споров, не менее острых, чем дискуссии о том, какова при­
    рода человека. В то время как марксисты, скажем, полагают, что обществу всегда присущи непримиримые противоречия, либералы, напротив, склонны подчерки­
    вать тот момент, что различные общественные интересы и группы в конечном итоге образуют некое вполне гармоничное целое; если либерализм при этом пола­
    гает общество неким искусственным объединением, созданным индивидами ис­
    ключительно для лучшего удовлетворения своих потребностей, консервативная тра­
    диция усматривает в нем органическое целое, порожденное естественной необхо­
    димостью. Во всем этом наиболее важной проблемой, возможно, является то, как именно человек соотносится с обществом и вообще существует ли «общество» как таковое. Суть проблемы, проще сказать, в одном: есть индивидуализм и есть кол­
    лективизм, — где истина?
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   88


    написать администратору сайта