Главная страница
Навигация по странице:

  • понятийному аппарату В понятие «традиция»

  • 2 6 6 III. Политическое взаимодействие К понятийному аппарату Первоначально «харизма»

  • 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 6 7 Макс Вебер ( 1 8 6 4 - 1 9 2 0 )

  • Кризис легитимности

  • 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 6 9 Юрген Хабермас (род. 1929)

  • 2 7 0 Политическое взаимодействие

  • фискальном кризисе государства всеобщего благоденствия

  • Почему происходят революции

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница47 из 88
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   88
    Легитимация власти
    Классическое исследование проблемы легитимности как социологического яв­
    ления было осуществлено Максом Вебером. Вебер преследовал задачу классифи­
    цировать «системы господства» и выяснить для каждого случая те основания, кото­
    рые определяют легитимность этих систем. В результате многосложная природа политической власти была сведена им к трем так «называемым идеальным типам», или концептуальным моделям. Эти идеальные типы, по Веберу, соответствуют трем типам власти:
    • власти, опирающейся на традицию, — традиционная власть;
    • власти, опирающейся на харизму, — харизматическая власть;
    • власти, опирающейся на закон и основания рационального свойства, — власть рационально-правового характера.
    Каждый из трех типов имеет собственную природу, собственный источник — политической легитимности и предполагает существование весьма разных причин, по которым люди находят возможным и необходимым повиноваться государству.
    понятийному аппарату
    В понятие «традиция» входит все, что передается или заимствуется из прошлого устоявшиеся обычаи, институты, социальные или политические системы, ценности и убеждения и т.д. Следует видеть различия между «традицией» и «реакцией»: «традиция» предполагает преемственную связь с прошлым, «реакция» — волевое стремление возродить его, «поворачивая время вспять». Преем­
    ственность понимается как естественная связь между поколениями, хотя природа этой связи не всегда понятна: здесь следует различать «традицию» от «моды на традицию». В этом же контексте говорят о «традиционных» и «современных» обществах, где предполагается, что первые зиждутся на статусных отношениях и естественно сложившихся иерархиях, а вторые — на отношениях кон­
    тракта и соглашения, а также демократических процессов.

    2 6 6 III. Политическое взаимодействие
    К понятийному аппарату
    Первоначально «харизма» была богословским понятием, означающим «дар благодати» — источ­
    ник той власти, что над своими учениками имел Христос, и той власти, что приписывается святым в католической церкви. В политической философии понятие относится к той власти и к тому авто­
    ритету, что исходят от личных качеств лидера, от его «политического обаяния», способности осу­
    ществлять чисто психологический контроль над окружающими. Харизматическая власть поэтому имеет почти мистический характер, предполагая способность лидера возбуждать в своих последо­
    вателях верность и преданность — вплоть до полной эмоциональной зависимости. Обычно рас­
    сматривается как «прирожденная» способность, хотя на практике лидеры стремятся усилить этот эффект пропагандой, ораторским искусством, другими средствами. Вебер проводил различие между личностной харизмой (исходящей непосредственно от человека) и харизмой институционального характера (исходящей от официального положения человека в системе власти).
    При этом более общей задачей Вебера было понять, как, собственно, общество изменяется, для чего он прибег к сопоставлению систем власти, существовавших в относительно простых, традиционных обществах, с теми системами, что характер­
    ны для современных индустриальных и в высшей степени бюрократизированных обществ.
    Первый тип политической легитимности, по Веберу, основан на исторических обычаях и традициях. Традиционная власть воспринимается как легитимная пото­
    му, что она «существовала всегда»: она освящена историей, ее признавали предше­
    ствующие поколения. Как правило, такая власть опирается на свод конкретных норм — прочных и не подлежащих никаким сомнениям обычаев, которым не тре­
    буется обоснование, ибо они существуют испокон века. Наиболее характерные при­
    меры традиционной власти мы находим в племенах или небольших группах, где она существует в форме патриархата (главенства отца в семье или «хозяина» над своими слугами) или геронтократии (власти старших, обычно наиболее авторитет­
    ных деревенских старейшин). В чем-то этот тип проявляет себя и в системах насле­
    дования власти и привилегий, свойственных, например, династическим системам правления, все еще сохранившимся в Саудовской Аравии, Кувейте и Марокко.
    Хотя в развитых индустриальных обществах реальная роль монархии незначитель­
    на, ее существование, пусть даже и в конституционной форме, в таких странах, как
    Великобритания, Бельгия, Голландия и Испания, тоже имеет значение, сохраняя в политической культуре этих стран такие ценности, как уважение к традиции и чувство долга.
    Второй тип легитимности у Вебера — это харизматическая власть. Здесь речь идет об авторитете — о той власти, что как будто сама собой исходит от сильной личности, от ее «харизмы». Совершенно не связанная со статусом, общественным положением или местом в государственной иерархии, харизматическая власть ос­
    новывается исключительно на способности лидера притягивать к себе людей: исто­
    рически такой властью обладали те, в ком видели героев или святых. Здесь нужно сказать, что хотя многие политические лидеры новейшей истории масштаба де
    Голля, Кеннеди и Тэтчер и обладали какими-то элементами именно такого автори­
    тета, назвать носителями харизматической власти их все же нельзя: все они были государственными деятелями в современном понимании проблемы. Более подхо­
    дящими к данному случаю примерами политологи считают Наполеона, Муссоли­
    ни, Гитлера, аятоллу Хомейни, Фиделя Кастро и полковника Каддафи.

    10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 6 7
    Макс Вебер ( 1 8 6 4 - 1 9 2 0 )
    Немецкий политэконом и социолог. По состоянию здоровья в г. закон­
    чил карьеру преподавателя, но до конца жизни продолжал писать и зани­
    маться научной работой. Считается одним из основоположников современ­
    ной социологии, где отстаивал строго научный подход и принцип «свободы от ценностей». Другая его позиция — признание огромной важности факто­
    ров сознания в жизни общества. Занимался самым широким кругом про­
    блем — от социальной стратификации, права, государства до религии. Наи­
    более важные его работы — «Протестантская этика и дух капитализма»
    «Социология религии» (1920) и «Экономика и общество» (1922).
    Харизматическая власть, однако, — это не просто «дар Божий», в таких систе­
    мах всегда есть свой «культ личности» как дополнительный фактор «порождения» харизмы. В любом случае, впрочем, когда легитимность зиждется на личностных качествах лидера, налицо всегда два последствия. Во-первых, коль скоро харизма­
    тическая власть не нуждается в формальных правилах и процедурах, у нее в боль­
    шинстве случаев нет и границ: лидер здесь превращается в совершенно непогреши­
    мого мессию, а массы — в верных его последователей, от которых требуется лишь подчинение и послушание. Во-вторых, власть и авторитет здесь столь полно ассо­
    циируются с одним человеком, что в созданной им системе, как правило, не удает­
    ся пережить своего создателя: в любом случае это относится, скажем, к режимам
    Наполеона, Муссолини и Гитлера.
    Третий тип политической легитимности у Вебера — рационально-правовой, где власть ассоциируется с четко определенными правилами, получившими выраже­
    ние в праве, в законе. Это власть характерна для большинства современных госу­
    дарств: полномочия президента, премьер-министра или любого иного официаль­
    ного лица высшего ранга в конечном итоге всегда имеют под собой четко сформу­
    лированные — конституционные — нормы, которыми и прописано, что именно человек, занимающий этот пост или должность, вправе, а что не вправе делать.
    Преимущество этой формы власти над первыми двумя заключается в том, что, коль скоро она связана с «местом», а не «человеком», здесь не столь велика опасность злоупотреблений. Этот тип власти поэтому создает ограничения для государства или правительства, а, кроме того, благодаря рациональному разделению труда, со­
    действует эффективности государственного управления. Вебер, однако, видел и негативную сторону этого вида политической легитимности: эффективность, пола­
    гал он, всегда чревата дегуманизацией власти — тем формализмом и безразличием к человеку, который мы, собственно, и видим в повсеместном распространении бюрократических организационных форм.
    Хотя веберовская классификация типов легитимности сохраняет свое значение и по сей день, у нее есть и недостатки. Акцентируя момент легитимности полити­
    ческого режима или системы правления, она весьма мало что говорит нам об об­
    стоятельствах и причинах, в силу которых власть теряет свой авторитет, что всегда происходит, если ее политика непопулярна в обществе или лидер (правительство, государство) дискредитировал себя в его глазах. Впрочем, здесь не все так просто.
    Конкретный пример: в Великобритании налоговая ситуация 1990 г. вне всяких со­
    мнений продемонстрировала массовое недовольство политикой властей и стала одной

    268
    III. Политическое взаимодействие
    из причин, вызвавших отставку премьер-министра Маргарет Тэтчер. Нужно, одна­
    ко, понимать, что система в целом свою легитимность при этом не утратила — под вопрос ее никто не ставил. Еще одним недостатком концепции Вебера, как счита­
    ет, например, Битхэм (Beetham, 1991), есть то, что он, кажется, просто «верит в
    идею легитимности», упуская из виду вопрос, как она, собственно, порождается.
    Не означает ли это, что такого рода вопросы передаются на усмотрение «сильных мира сего», которые и будут решать, что хорошо и что плохо, что справедливо и что несправедливо, делая это через PR-кампании и тому подобное?
    Битхэм полагает, что власть можно считать легитимной при трех условиях. Во- первых, она должна осуществляться в строгом соответствии с установленными пра­
    вилами, воплощены ли они в официально принятых законах или неписаных нор­
    мах. Во-вторых, эти правила должны быть признаны в качестве обязательных все­
    м и — и теми, кто правит, и теми, кем правят. В-третьих, со стороны общества не должно быть никаких признаков того, что оно в корне несогласно с данным режи­
    мом. В Великобритании, скажем, последнее условие было соблюдено в 1990-х го­
    дах, когда общество как будто показало: да, лидеры и их политика крайне непопу­
    лярны, но ведь это правительство, которое пришло к власти путем выборов и точно таким же путем от власти может быть отстранено. Здесь высвечиваются два важ­
    нейших момента легитимации власти. Первый — обязательность выборов и партийной системы, ибо только при этом условии общество может выразить свое принципиальное согласие или несогласие с существующей системой власти (об этом см. главы и 12). Второй — обязательность тех или иных конституционных установлений, отражающих в предельно общей форме позицию общества в отно­
    шении того, так сказать, «на каких условиях оно согласно, чтобы им управляли»
    (об этом см. главу 14).
    Кризис легитимности
    С иным, отличным от веберовского, пониманием вопроса выступили теорети­
    ки неомарксизма. Если ортодоксальный марксизм попросту отмахивался от про­
    блемы легитимности, видя в ней не более чем выдумку, миф буржуазного созна­
    ния, новейшие марксисты вслед за Грамши готовы признать, что капитализм со­
    храняет свой ресурс и во многом потому, что способен обеспечить себе полити­
    ческую поддержку общества. Такие неомарксисты, как Юрген Хабермас и Клаус
    Оффе
    1984), поэтому перенесли внимание с проблемы классов на меха­
    низм воспроизводства легитимности (демократический процесс, многопартийная система, социальная поддержка, реформы и т.д.). При этом, однако, они не отказа­
    лись и от того положения, что в политической системе, если она основана на принципиальном неравенстве классов, так или иначе всегда будут трудности с ле­
    гитимацией. В работе «Кризис легитимности» (Legitimation Crisis, 1973) Хабермас указал на целый ряд «кризисных тенденций» в капиталистических обществах, из-за которых им сложно поддерживать политическую стабильность. Источником про­
    блемы, утверждал он, выступают противоречия между логикой капиталистического накопления, с одной стороны, и всем тем спектром требований со стороны обще­
    ства, что при демократии столь легко вырываются на поверхность политической

    10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 6 9
    Юрген Хабермас (род. 1929)
    Немецкий философ и социальный теоретик. Ранний период жизни философа пришелся на годы «третьего рейха»: этот опыт, как в даль­
    нейшем впечатления от Нюрнбергского трибунала и шок от военной картины концентрационных лагерей и лагерей смерти, — и привел его в политическую философию. Сотрудничая с Адорно
    (1903—1969) и Хоркхаймером (1895—1973), он стал одним из веду­
    щих теоретиков «второго поколения» Франкфуртской школы крити­
    ческого анализа. Разрабатывал проблематику эпистемологии, ди­
    намики развитого капитализма, природы рациональности и отно­
    шений между социологией и философией. В 1970-х годах он еще дальше отошел от позиций ортодоксального марксизма, разрабо­
    тав так называемую теорию «коммуникативного действия». Главные его работы — «Теория и практика» (1974), «К рациональному обще­
    ству» (1970) и «Теория коммуникативной компетенции» (1984, 1988).
    В своем стремлении к прибыли капиталистическая экономика, в понимании
    Хабермаса, как будто запрограммирована на неуклонное расширение, но при рас­
    ширении политических и социальных прав в обществе (а этого требует легитима­
    ция системы) в ней возникает своего рода порочный круг. Механизм таков. Демо­
    кратический процесс сам собой приводит к эскалации требований расширить сис­
    темы социальной поддержки, дать обществу более широкие возможности полити­
    ческого участия и вообще обеспечить большее социальное равенство. Реагируя на это, государство берет на себя больше обязательств экономического и социального характера, поднимает налоги и увеличивает общественные расходы, но это ограни­
    чивает накопление капитала, ведет к падению прибыли и отрицательно сказывает­
    ся на предпринимательстве. Одновременно решать две эти задачи — поддерживать частнокапиталистическую рыночную экономику и удовлетворять растущие требо­
    вания общества — капиталистические демократии если и могут, то не бесконечно.
    При такой дилемме — удовлетворять ли требования общества или ставить на карту судьбы экономики — поддерживать легитимность системы все более и более слож­
    но, а в конце концов, может быть, и невозможно.
    Нечто весьма близкое к этой проблеме обсуждалось в дискуссии 1970-х годов о так называемой «правительственной перегрузке». Такие исследователи, как Энто­
    ни Кинг (Anthony King, 1975) и Ричард Роуз (Richard Rose, 1980), привлекли вни­
    мание к тому, что правительствам становится все труднее функционировать из-за того, что общество предъявляет к ним все более и более жесткие требования. При­
    чина в том, что в своем стремлении к власти отдельные политики и партии стара­
    ются превзойти друг друга в обещаниях; кроме того, всевозможные группы давле­
    ния непрестанно осаждают правительство жесткими требованиями взаимоисклю­
    чающего характера. Соответствовать же всему этому правительствам все труднее, поскольку происходит общее движение к корпоративизму с присущим ему более высоким уровнем взаимозависимости между государственными структурами и орга­
    низованными общественными группами. В отличие от неомарксистов, которые не видят для капиталистических демократий возможности совладать с «кризисными тенденциями», авторы концепции «правительственной перегрузки» предлагают свой рецепт решения проблемы — изменить политические и идеологические приорите­
    ты и отказаться от модели «большого» правительства.

    2 7 0
    Политическое взаимодействие
    Вообще говоря, политические тенденции годов и можно рассмат­
    ривать как реакцию на этот кризис легитимности и проблему «правительственной перегрузки». Громче всего призыв пересмотреть приоритеты прозвучал со стороны
    «новых правых». Такие теоретики, как Сэмюэл Бриттен (Samuel Brittan, 1977), за­
    говорили о фискальном кризисе государства всеобщего благоденствия (fiscal crisis of the welfare state) и об «экономических противоречиях демократии». В 1990-х годах правительства Рейгана в США и Тэтчер в Великобритании стали работать «на по­
    нижение» общественных ожиданий, перенося ответственность с государства на ин­
    дивида. Стали говорить о том, что вопрос экономического благополучия как раз и относится к сфере личной ответственности человека: каждый должен заботиться сам о себе — упорным трудом, сбережениями, частнонакопительными пенсиями, медицинским страхованием и так далее. Правительство, по сути, сняло с себя от­
    ветственность и в отношении безработицы: здесь была выдвинута идея о том, что в любом случае существует «естественный процент» безработицы, которая если и растет, то лишь потому, что «алчные работники, набивая себе цену, тем самым и выталкивают самих себя за пределы занятости».
    «Новые правые» пошли еще дальше и поставили под вопрос вообще все те теории и ценности, которыми прежде обосновывали необходимость расширения сферы ответственности государства. То был их своего рода «великий проект», по­
    пытка утвердить совершенно новые ценности — ценности крайнего индивидуализ­
    ма и новой рыночной философии, которая, наконец, поставила бы крест на докт­
    рине «государства-няньки». Приходится признать, что проект оказался успешным: свидетельством тому является хотя бы тот факт, что даже и социалистические партии в столь разных государствах, как Великобритания, Франция, Испания, Австралия и Новая Зеландия, в конце концов пришли к такой же философии. Коль скоро это так, приходится заключить, что на место политической культуры, акцентировав­
    шей идеи социальной справедливости, права на социальное обеспечение и ответ­
    ственности государства в отношении людей, пришла иная политическая культура с такими ценностями, как свобода выбора, предприимчивость, конкуренция и ответ­
    ственность человека за свою собственную судьбу.
    Почему происходят революции?
    Коль скоро легитимность режима обеспечивает ему политическую стабильность и жизнестойкость, если он ее теряет, ему остается выбирать одно их двух — либо вставать на путь репрессий, либо осуществлять коренные политические измене­
    ния. Изменения являют собой самую суть политической жизни. Многие из тех, кто причастен к политике, охотно подписались бы под заявлением Маркса, который в
    «Тезисах о Фейербахе» (1845) написал: «Философы лишь различным образом
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   88


    написать администратору сайта