Главная страница
Навигация по странице:

  • Воля

  • Законность

  • Категорический императив

  • Культура

  • Международный билль о правах человека

  • Мировоззрение

  • Норма

  • Нравственная культура личности

  • Отклоняющееся поведение

  • Правовая идеология

  • Правовая ориентация

  • Проступок

  • Профессиональная честь

  • Профессионально - нравственная деформация

  • Смысл жизни

  • Социальная установка личности

  • Такт (тактичность)

  • Титова профессиональная этика. Титова Профессиональная этика юриста. Этика юриста


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеЭтика юриста
    АнкорТитова профессиональная этика
    Дата14.03.2023
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТитова Профессиональная этика юриста.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #990258
    страница16 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    ГЛОССАРИЙ
    Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближ- нему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу инте- ресов других.
    Аморализм – моральный принцип, обосновывающий нигили- стическое отношение к общественным, и в первую очередь к обще- человеческим, нормам морали и провозглашающий безнравствен- ность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, чело- веконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогу- манная терпимость и смирение по отношению к преступным дей- ствиям других. К аморализму следует отнести также признание законным использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуитизм, Макиавел- лизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма инди- видуалистически настроенной личности, проявляющей свой про- тест против лицемерия господствующей морали в форме анархи- ческого бунта.
    Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям са- моотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социаль- ных целей или нравственного самосохранения.
    Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения по- ложительной ценности предметов и явлений. Природные и обще- ственные явления становятся благом лишь поскольку они удовлет- воряют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.

    256
    Титова Е.В.
    Материальные блага – предметы, полезные для жизни человека
    (пища, одежда, жилище и т.д.).
    Духовные блага – то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, дости- жения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, до- стоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).
    Общественные блага – это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.
    Личные блага – это совокупность частных условий жизни че- ловека и личного развития, зависящая от общих социальных ус- ловий. Одна из разновидностей духовного блага - моральная цен- ность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).
    Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в про- шлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражаю- щееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодея- нием и в соответствующих практических действиях.
    Благородство – моральное качество, характеризующее поступ- ки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положи- тельных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).
    Вежливость – моральное качество, характеризующее поведе- ние человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружа- ющими. Вежливость – элементарное требование культуры поведе- ния; она включает, внимательность, внешнее проявление добро- желательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью веж- ливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
    Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, воз- никающие в условиях общности интересов и целей, когда объеди-

    257
    Профессиональная этика юриста
    нение усилий и разделение функций предполагают взаимную под- держку индивидуальных усилий каждого.
    Вина – положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Со- стояние вины является выражением морального отношения, в ко- тором личность находится к другим людям и к обществу в целом.
    Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой об- раз действий и ответственен перед обществом за собственные по- ступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными цен- ностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве уста- новление вины человека, игнорирующего общественные интере- сы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чув- ство стыда или же просто страх перед возмездием.
    Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совер- шенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.
    Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непре- менных требований справедливости; без него представлялось не- возможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе матери- ального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно мораль- ными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляе- мые посредством духовного воздействия на людей.
    Воля – это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.
    Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обще-

    258
    Титова Е.В.
    ством поведения людей включает с точки зрения морали две взаи- мосвязанные задачи:
    − во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном со- знании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;
    − во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные тре- бования к другим людям и оценивать их поступки.
    Вторая задача и решается путем нравственного воспитания, ко- торое включает формирование у человека соответствующих убеж- дений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчи- вых моральных качеств.
    Выбор моральный – акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении опреде- ленной системы ценностей, линии поведения или конкретного ва- рианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно от- четливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоре- чие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.
    Грубость – отрицательное моральное качество, характеризую- щее пренебрежение культурой поведения, противоположно веж- ливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недо- брожелательности к окружающим, в невнимании к чужим инте-

    259
    Профессиональная этика юриста
    ресам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
    Гуманизм – принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможно- стей человека и его способности к совершенствованию, требова- ние свободы и защиты достоинства личности, идея о праве чело- века на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
    Деонтология – раздел этики, в котором рассматриваются про- блемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требо- вания нравственности в форме предписаний). Моральное созна- ние как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития – в особой субъективной фор- ме – в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фак- тически существующее. Моральное сознание оценивает жизнен- ные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к чело- веку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этиче- ские категории и являются предметом изучения особого раздела этики – деонтологии.
    Деятельность моральная – категория этики, при помощи ко- торой во всем многообразии общественной практики людей вы- деляется нравственная сторона, из всех видов побуждений – спец- ифически нравственные мотивы: желание совершать добро, под- чинение чувству долга, стремление осуществлять определенные

    260
    Титова Е.В.
    идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокуп- ность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные опреде- ленным моральным целям.
    Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противопо- ложностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего по- ложительное и отрицательное моральное значение, того, что отве- чает содержанию требований нравственности, и того, что проти- воречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оцен- ке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – благодеяния, добродетели, справедливости и др.
    Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых мораль- ных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Поня- тие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра
    (добродетель – делать добро) в противоположность простому зна- нию принципов, которое не делает человека добродетельным. Про- тивоположностью добродетели является понятие порока.
    Доверие – отношение к действиям другого лица и к нему само- му (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководите- лю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергает- ся сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.
    Долг – одна из основных категорий этики, общественная не- обходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью.
    Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу дан-

    261
    Профессиональная этика юриста
    ного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.
    Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое мо- ральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.
    С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверж- дение и поддержание своего достоинства предполагает соверше- ние соответствующих ему нравственных поступков (или, наобо- рот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.
    Жизненная позиция – направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нрав- ственном плане жизненная позиция – система поведения лично- сти, определяемая его убеждениями, совестью. Критерий истин- ности, правильности той или иной жизненной позиции – ее соот- ветствие прогрессивным тенденциям развития общества.
    Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимуще- ственному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.
    Законность – принцип права и морали, предписывающий не- уклонное соблюдение и правильное применение законов.
    Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо авторитет- ного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В рели-

    262
    Титова Е.В.
    гиозном истолковании нравственности таким законодателем вы- ступает Бог.
    Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, ко- торое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслу- живающем осуждения, а также общей абстрактной характеристи- кой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует от- личать от социального зла (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, кото- рое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих ин- тересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Как моральное зло обычно оценивают- ся отрицательные поступки людей.
    Золотое правило – одно из древнейших нормативных требова- ний, выражающее общечеловеческое содержание нравственности.
    Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступа- ли по отношению к тебе».
    Идеал нравственный – понятие морального сознания, в ко- тором предъявляемые к людям нравственные требования выра- жаются в виде образа нравственно совершенной личности, пред- ставления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).
    Интуитивизм – направление в этике, сторонники которого ут- верждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постига- ются человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этиче- ский интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.
    Искренность – моральное качество, характеризующее лич- ность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и гово- рит то, в правильность чего он верит, действует ради тех сообра-

    263
    Профессиональная этика юриста
    жений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать непра- вильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руковод- ствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требо- ваний без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.
    Категории – это универсальные формы человеческого мыш- ления. Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составля- ющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное со- держание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались поня- тия добра и долга, совести, чести и др.
    Категорический императив – основная категория этики И. Кан- та; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководству- ясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). И. Кант считал, что из этого принципа можно вы- вести и приемлемые для всех менее общие моральные требования
    (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).
    Качества моральные – понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и харак- теризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Качества моральные характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Качества моральные разделяют на положительные и от- рицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.
    Кодекс моральныйсвод нравственных норм, предписыва- емых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, состав-

    264
    Титова Е.В.
    ленном определенным автором, отражаются нравственные тре- бования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание общества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы поведения, которые практикуются подавляющим боль- шинством людей, так и те, которые часто нарушаются, но считают- ся, тем не менее, обязательными.
    Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из вы- бранных возможностей поступка во имя нравственной нормы одно временно ведет к нарушению другой нормы, представляю- щей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между стал- кивающимися с моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.
    Разрешение морального конфликта базируется на осознании ие- рархии нравственных ценностей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).
    Конформизм – социально-психологическая ориентация, скла- дывающаяся не в результате самостоятельных решений обще- ственных и нравственных проблем, а пассивного, приспособи- тельного принятия готового порядка вещей. Конформист не вы- рабатывает собственной моральной позиции при решении объ- ективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуж- дением) или неявно (внушением через традицию и др.). В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению от- ветственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.
    Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характе- ризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающи-

    265
    Профессиональная этика юриста
    ми с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материаль- ным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпо- чтения личному материальному интересу перед общественным.
    Культура – это совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.
    Культура поведения – совокупность форм повседневного по- ведения человека, в которых находят внешнее выражение мораль- ные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требова- ния нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения вхо- дят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных ме- стах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не при- бегая к вульгарным выражениям.
    Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывает- ся моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренно- сти - качествам, в которых проявляется осознание и открытое вы- ражение человеком подлинного смысла его действий.
    Личность – субъект нравственной деятельности. Человек ста- новится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их

    266
    Титова Е.В.
    содержание и значение, способен ставить перед собой нравствен- ные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и дей- ствия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности – одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с другими этическими понятиями и проблемами.
    Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересо- ванности и склонности. В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассма- тривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним; испытывает потребность к объединению и сближению; отождествляет с ним свои собствен- ные интересы и устремления; добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.
    Противоположностью любви является ненависть.
    Малодушие – отрицательное моральное качество, характери- зующее слабость воли личности; выражается в неспособности че- ловека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни на- влечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед труд- ностями или из неверия в собственные силы.
    Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), ха- рактерные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целе- сообразность определенных манер находит отражение не только в требованиях, имеющих нравственный смысл, но и в эстетических представлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эстетического в оценке манер связано с тем, что внешний об- раз поведения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выраже- нием его общей культуры.

    267
    Профессиональная этика юриста
    Международный билль о правах человека (International bill of human rights) – общий термин, применяемый к четырем основным международным документам в области прав человека, заключен- ным под эгидой Организации Объединенных Наций: 1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Международный пакт об экономиче- ских, социальных и культурных правах; 3. Международный пакт о гражданских и политических правах; 4. Факультативные про- токолы к Международному пакту о гражданских и политических правах. 5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискри- минации – иногда она считается частью международного билля о правах человека.
    Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружа- ющий мир.
    Мораль – предмет изучения этики; форма общественного со- знания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которы- ми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего предпола- гает определенное содержание поведения, то, как принято посту- пать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отно- шения отражаются и закрепляются в моральном сознании.
    Мотив – внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Сре- ди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящих- ся к идеальной сторон поступка. Мотив занимает особое место, являясь основанием поступка, мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и мотивов.
    Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стой- кость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека

    268
    Титова Е.В.
    действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на до- стижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.
    Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в про- цесс длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность, склонность человека к действию, навыки касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством навыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.
    Ненависть – моральное чувство, соответствующее отношени- ям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другим; отказ в помощи ненавистному лицу, проти- водействие всем его стремлениям. Чувство ненависти противопо- ложно чувству любви.
    Нигилизм – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание лю- бых общественных авторитетов.
    Норма – это определенный стандарт поведения представите- лей человеческого общества.
    Норма моральная – простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как фор- ма морального сознания. Во всяком обществе существует объектив- ная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм.
    Нормативная этика – составная часть этики, в которой ста- вятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются опре- деленные моральные принципы и нормы.

    269
    Профессиональная этика юриста
    Нравственная культура личности – степень восприятия чело- веком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуа- циях, а также творческие элементы сознания - нравственный раз- ум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
    Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали
    (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выражающее реальные процессы в сфере человече- ских отношений, определяющее «рамки» достойного поведения.
    Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений.
    Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но, в отли- чие от последних, оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.
    Общение – процесс взаимодействия, установления прямо- го, непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом. Сущность общения со- стоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности.
    Общественное мнение – средство духовного воздействия об- щества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы),

    270
    Титова Е.В.
    поскольку она становится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их обще- ственном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждаю- щее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.
    Ответственность – категория этики, характеризующая лич- ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия лич- ности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практиче- ски осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении – это вопрос о личной ответственности.
    Отклоняющееся поведение (девиантное) – особый вид мо- рального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.
    Отношения моральные – особый вид общественных отноше- ний, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.
    Правовая идеология – совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.
    Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, при- вычек и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.
    Правосознание – это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирую- щих поведение человека в юридически значимых ситуациях и вы- ражающих его отношение к праву.
    Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продол- жительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

    271
    Профессиональная этика юриста
    Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, соверша- ются по нравственным или др. побуждениям).
    Полезность – одна из форм проявления общественного зна- чения предметов и явлений, а также действий человека; поло- жительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих- либо интересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие полезности характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигнуто- го результата.
    Правовая ориентация – это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
    Презумпция невиновности – принцип, в соответствии с ко- торым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.
    Преступление – понятие морального сознания, характеризую- щее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требова- ния нравственности. К преступлениям обычно относят те поступ- ки, которые особо опасны для человечества, попирают общепри- нятые представления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам. В большинстве случаев понятия правового и морального преступления совпадают (убийство, воровство). Однако в отличие от права, которое считает преступлением только нарушение офи- циально санкционированного закона, мораль может оценивать как преступления и действие, не наказуемое правом.
    Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность опре- деленной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

    272
    Титова Е.В.
    Принципы – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдель- ные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравствен- ности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.
    Проступок – поступок, по своему содержанию представляю- щий нарушение требований нравственности.
    Профессиональная культура – высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.
    Профессиональная мораль – исторически сложившаяся сово- купность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.
    Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.
    Профессиональная честь – забота об авторитете своей про- фессии в обществе.
    Профессиональная этика – это вид трудовой морали обще- ства, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.
    Профессионально - нравственная деформация – искажение характера и результата профессиональной деятельности, служеб- ных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире чело- века отрицательных черт характера.
    Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед

    273
    Профессиональная этика юриста
    окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и по- мыслах. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозмож- но исправление человека в дальнейшем. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия. Раскаяние – специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного.
    Санкция – подтверждение нравственных требований посред- ством одобрения или осуждения уже совершенных поступков лю- дей. Моральная санкция является одной из форм духовного воз- действия, она совершается посредством оценки поведения людей.
    Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в даль- нейшем. И, наоборот, отрицательная оценка означает нравствен- ный запрет на подобные поступки в будущем.
    Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего не- обходима жизнь и деятельность человека.
    Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятель- но формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
    Сознание моральное – одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
    Социальная установка личности – это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, яв- ления и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
    Справедливость – понятие морального сознания, характери- зующее соответствующее распределение блага и зла между людь- ми. Нравственная справедливость – вознаграждение и наказание

    274
    Титова Е.В.
    человека за его поступки в соответствии с нравственными требо- ваниями.
    Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания лич- ности; моральное чувство, в котором человек выражает осужде- ние своих действий, мотивов и моральных качеств.
    Счастье – понятие морального сознания, обозначающее та- кое состояние человека, которое соответствует наибольшей вну- тренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого на- значения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.
    Такт (тактичность) – принцип этикета, выражающийся в уме- нии человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не по- ставив в неловкое положение.
    Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практи- чески признается достоинство личности. Сложившееся в мораль- ном сознании общества понятие уважения предполагает: справед- ливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
    Формализм – чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действитель- ного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и челове- ка. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важ- нейших общих принципов морали – гуманизма, справедливости, уважения к людям.
    Ханжество – отрицательное моральное качество, характеризу- ющее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального форма-

    275
    Профессиональная этика юриста
    лизма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравствен- ности в духе крайнего риторизма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.
    Цель – заранее предполагаемый результат действия или дея- тельности людей, на осуществление которого они направлены. Це- ленаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. Поскольку целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает вы- бор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осуществления, нравственной оценке в соответствии с действую- щими в обществе нормами подлежат не только цели, но и исполь- зование тех или иных способов и средств их реализации.
    Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются: во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных ин- ститутов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, моральные нормы, принципы, иде- алы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
    Цинизм – моральное качество, характеризующее презритель- ное отношение к культуре общества, к его духовным и нравствен- ным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых со- вершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравствен- ными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интере- сы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, при- шел к аморальному банкротству и духовной опустошенности.
    Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям

    276
    Титова Е.В.
    людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, бла- гожелательность, сочувствие, великодушие, самопожертвование ради интересов других.
    Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства.
    Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним мо- ральными заслугами. Если представление о достоинстве лич- ности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Со- ответственно, честь требует от человека поддерживать ту репу- тацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.
    Чувства – эмоциональная сторона духовной деятельности лич- ности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе чув- ства – это устойчивые условно-рефлекторные образования в со- знании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По сво- ему социальному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным явлениям действительности, основанную на их соответствии или несоответ- ствии потребностям человека.
    Эвдемонизм – часто применявшийся в истории этики спо- соб обоснования морали и истолкования ее природы и целей. В отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и ис- ходным принципом нравственности эвдемонизм считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием вся- кой добродетели и основой моральных поступков.

    277
    Профессиональная этика юриста
    Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характе- ризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе ли- нии поведения собственным интересам перед интересами обще- ства и окружающих людей и является наиболее открытым прояв- лением индивидуализма. Как моральное качество эгоизм оценива- ется обычно отрицательно.
    Этика – философская наука, объектом изучения которой яв- ляется мораль: происхождение, структура, функции, а также про- блемы развития нравственности. Этика - одна из древнейших тео- ретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения уче- ния о добродетелях человека термин «этика» был введен Аристо- телем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: во- просы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущно- сти морали (теоретическая этика).
    Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внеш- него проявления отношения к людям (обхождение с окружающи- ми, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет – составная часть внешней куль- туры общества. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила пове- дения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Современный этикет значительно упрощает- ся, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважи- тельного отношения ко всем людям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
    Теоретические и методологические основы курса
    «Профессиональная этика». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта