Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
tjtt бы ведрами... П оделился нашей проблемой отбора литературного материала на золотую полку с финскими коллегами и получил неожиданный ответу нас нет такого количества великих писателей и потому проблема не стоит так остро. Но если выбор литературных произведений для изучения в школе вызывает ожесточенные споры, что иго bbворить об отборе исторического материала. А нтология гуманной педагогики. Гессен. МИ здательски й дом Ш алвы А м он аш вили, 2004. Мессерер Б . Пром ельк Беллы. МС . Гёте ИВ. Ф ауст. Пер. Б . Пастернака. М .: ACT, 2015. Ходасевич В. Ветер времени. М .: «Терра», 2015. С. Ц ит . по книге Ш нилерман В. Арийский миф в современном мире. М Новое литературное обозрение, 2015. Т. 1. С. 1 7 4 -1 7 5 Антология гуманной педагогики. Гессен. С. 67. Саханенко ВЧ орн ая. «Изпитал», 2016. СВ язем ск и й ПАС тара яз апис на як ниж ка. М .: Захаров. С. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. М .: Фонд имени Александра Меня. С. Соловьев ВО правд ан и ед об ра. МИ н ст и тут русской цивилизации. Алгоритм. С. 327. Гаспаров МЛ. Филология как нравственность. М Фортуна. С 33. Ц ит . по книге Зорив А. Ангел-чернорабочий. М .: Путь, Истина и Жизнь. С. 89. Кибиров Т. Выбранные места из неотправленных e-mail-ов (вольная поэма ttp ://k ib iro v .p o e t-p re m iu m .ru /p o e try /e m a ile s .h tm l Гаспаров МЛ. Указ. соч. СТ ам же С. 30. Васильев Б Н . Капля зак ап лей . М .: «Астрель», 2010. Слава V Утомленная Клио Одна девочка очень любила послушать страшную сказку на ночь, а папа много работали не всегда мог быть рядом. Папа научил девочку читать и подарил ей Историю государства Российского Карамзина. 6. Пуханов. Один мальчик^ История как нравственность кто и как учит извлекать уроки истории Как трудно быть серьезным Что касается иронического эпиграфа к данной главе, тона самом деле в истории любого народа есть страницы которые иначе, чем ужасными сказками, не назовешь Открытый вопрос заключается в том, как, когда ив какой форме рассказывать их детям. Д вадцаты й век породил тотальное недоверие к пафосу в любых формах и проявлениях, вне зависимости от социальных, национальных, идеологических, нравственных и религиозных посылов, его порождаюш;их и питаюш;их. Все величайшие преступления прошлого столетия совершались пафосно во имя осуществления великих идей, призванных осчастливить человечество Цена окончательного решения национального вопроса была наглядно явлена в нацистской Германии а вопроса социального - в Советском Союзе. Оказалось что на этот алтарь легко положить любое количество жертв. При этом совершенно неважно, кто запускает конвейер уничтожения фюрер или генералиссимус Да, ив томи в другом случае безостановочно работала налаженная репрессивная машина, опиравшаяся на страх, но питалась она одухотворением и энтузиазмом людей. Уроки двадцатого столетия (крушение тысячелетнего рейха и растянувшееся на десятилетия гниение утопии коммунистической) привели к радикальной смене настроений. Романтически приподнятое отношение к жизни сменилось скептически приспущенным. Скепсис, иро Глава V. Утомленная Клио 1 1 5 ния, тотальный релятивизм по отношению ко всем без исключения ценностями смыслам культуры казались надежной защитой от любых рецидивов духовных эпидемий, превращающих людей в носорогов (метафора Э. И онеск у. В самом деле, нет таких ценностей, во имя которых стоило бы разбивать друг другу головы Следовательно, все ценности равны. Крайне опасно давать захватить себя страстям, поддаваясь сердечным влечениям. Следовательно, достойное существование может обеспечить лишь интеллект сего безграничными возможностями. На этом мировоззренческом гумусе возрос постмодернизм сего интеллектуальными играми и ничем неограниченной эклектикой. Объясняя на пальцах школьникам это явление культуры, я прибегал к двум метафорам постмодернизм - это джинсы с галстуком и текила с соленым огурцом. Стеб, конечно, но ведь и стеб из того же корня. Этот краткий культурологический экскурс понадобится для того, чтобы обозначить серьезную педагогическую проблему, имеющую равное отношение к воспитанию как взрослых, таки юношества. Проблема эта заключается в том, что нам стало мучительно трудно сосредотачиваться для серьезных разговоров. На поверку ирония и скепсис оказались картонной защитой от фанатизма. Тотальный скепсис выродился в цинизма ирония - в дешевый стеб по любому поводу. Тут уж ничего не свято, ничего не жаль. Стоит ли после этого удивляться тому, что из глубин подсознания полезли чудовища, рождаемые сном разума. Отчего так? В который раз подтвердилась вечная истина не хлебом единым жив человек. Оказалось, что одухотворяющие идеи, придающие смысл человеческому существованию востребованы и потребителями айфонов, даже если они сами для себя это не формулируют, но при этом чувствуют нарастающее беспокойство непонятного происхождения. Человек мучается, но при этом стесняется 1 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bпоставить на повестку дня глубинные вопросы бытия считая неприличным грузить окружающих своими проблемами, расценивая нормальную склонность к рефлексии как слабость. Своего рода затянувшийся подростковый синдром, когда юноша боится показаться в глазах окружающих недостаточно крутым. Но ведь этот синдром захлестнул все общество, включая производителей культурного контента. Утрата смыслов неизбежно приводит к их поиску по умолчанию ив силу этого становится крайне опасной, поскольку в жизнь уже вступили те поколения, которые на себе не испытали все прелести тоталитаризма. Они с легкостью принимают методы Гитлера и Сталина за спасение. Добавьте к этому исламский фактор в его варваризированном проявлении, вызывающий по причине своей пассионарности смешанное чувство ужаса и зависти (нам бы так сплотиться и идти к поставленной цели, и мы получим комплекс факторов, определяющих клиническое состояние общественного сознания. В силу всех названных причин серьезных разговоров не избежать. Цель их - созидание смыслов, представлений миллионов людей о жизни. На повестке дня обсуждение мировоззрения, психологической атмосферы, национальной ментальности, состояния моральных норм Страна остро нуждается в длительной, последовательно реализуемой педагогической терапии. Взрослые люди поглощенные борьбой за существование, предпочитают отодвигать от себя проклятые вопросы. На линии огня оказывается учитель. Но ион сам не меньше других опален страстями века. Как вести себя (и детей за собой) в подобной ситуации? Глава V. Утомленная Клио 1 1 7 Клинический анализ горячки Опасность смыслоутраты, того состояния, что на языке философов именуется экзистенциальным вакуумом ощущается в самых разных социальных слоях и стра тах: начиная с юных националистов и антифашистов кончая интеллектуальной элитой, призванной заполнить образовавшуюся зияющую пустоту. Беда в том что сделать это хотят немедленно, в горячке, заменяя одни мифологемы другими, извлеченными из архивных хранилищ , предъявленными неискушенной публике в слегка перелицованном виде. «Детям надо как можно раньше молотом вбивать в голову православие, иначе, став взрослыми, они поубивают друг друга, - заявил в приватном разговоре доктор исторических наук, заведующий кафедрой одного из вузов. Разумеется, он знаком с Легендой о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, но обстановка диктует, и человек немедленно находит простой ответ на сверхсложный вопрос. Вне столь обнаженном виде эта линия просматривается в образовательной политике государства. Горячка бывает белая, и тогда, вдохновившись телесериалом, решают поставить памятник Колчаку в Алтайском крае, где белый террор не уступал в своих зверствах красному. Бывает красная, когда раздаются призывы восстановить монумент рыцарю революции Дзержинскому. Можно лишь догадываться, какие представления о трагической истории России двадцатого века получают дети, смотрящие приключения молодого Ш тирлица в годы Гражданской войны на одном телевизионном канале и романтическую любовную драму белого адмирала на другом. Учителя истории в затруднении. Где она - единая взвешенная линия преподавания этой многострадальной дисциплины в школе Академические ученые обещают 1 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ оказать им скорую помощь, ликвидировав разнобой трактовок отечественной истории в существующих учебниках. Интересно знать, как это у них получится Ведь не только век минувший, но и все предшествующие дают пищу для взаимного ожесточения. Просмотрим навскидку несколько учебников истории имеющих параллельное хождение на просторах нашего Отечества. Водном учебнике для десятого класса по истории России X V II-X IX вв. Кавказская война объясняется двумя причинами во-первых, горцы традиционно отличались воинственностью и склонностью к грабежу, а во-вторых, они восприняли ислам в его радикальной форме (мюридизм, что делало переговоры сними невозможными. В этом разделе учебника говориться о присущем горцам воинственном духе о жестоких издевательствах над неверными, о жесточайших порядках в имамате Ш амиля. И ни слова о политике выжженной земли, проводимой наместником Кавказа А.П. Ермоловым, ни о зверствах царских генералов, уничтожавших горцев целыми аулами. Не узнают школьники и о том, что, помимо своей воли тысячи горцев вынуждены были в 1 8 5 9 -1 8 6 5 годах переселиться в Османскую империю. Одним словом политика России идеализируется, а горцы демонизи рую тся. Сами, мол, виноваты, надо было вести себя смирно. С трудом представляю себе положение учителя истории в Дагестане, вынужденного вести преподавание по такому пособию. Зато в другом учебнике Кавказская война трактуется как захватническая со стороны Российской империи а горцы изображаются борцами за независимость. Она бегах ни слова, о грабительском поведении горцев речь не идет. Вот и попробуйте выработать взвешенную консолидированную линию преподавания истории для будущих граждан нашей многонациональной и поликонфес- Глава V. Утомленная Клио 1 1 9 сиональной страны. Но быть может, соблюдая полит корректность, попытаться от греха подальше обойти стороной эти и другие искрящие темы Не историков ведь растим, а лояльных граждан. Не получится, поскольку по умолчанию эти исторические сюжеты будут обсуждаться в семьях, обрастая новыми чудовищными мифами и подробностями. Не секрет, что Кавказская война, преподаваемая соответствующим образом, вызывает аналогии с событиями в Чечне, порождая античеченские настроения в молодежной среде Центральной России. В этой связи рассмотрим, как трактуется водном из школьных учебников еще одна кровоточащая тема депортации народов Кавказа. «Вольшинство депортированных народов было наказано за сотрудничество с фашистами как действительное, таки предполагаемое. Лукавые авторы, разумеется, называют депортацию нарушением элементарных прав людей, но при этом создают у школьников ложные представления о том, что некоторые народы поголовно сотрудничали с фашистами Авторы другого популярного учебника повествуют о том, что в 1943-1944 годах на Северном Кавказе были ликвидированы группы бойцов численностью около 20 тысяч человек, действовавшие по согласованию с германским командованием. Для пресечения этого движения были приняты меры по насильственному переселению чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию. Авторы, мягко говоря, заблуждаются. В повстанческом движении участвовали несколько сотен бойцов с ним покончили к зиме 1942 года. Поэтому никакими соображениями государственной безопасности нельзя оправдать высылку чеченцев и ингушей в 1944 году. Так своими руками мы создаем образ врага и формируем кавказофобию. Естественно, что такие трактовки с гневом воспринимаются на Северном Кавказе, где полным ходом идет разработка и апробация своих учебных Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bпособий. Но тогда как быть с сохранением единого образовательного пространства, сформированием общероссийской гражданской идентичности И при таком смятении умов еще ставится вопрос о введении истории как третьего обязательного предмета при сдаче ЕГЭ. Врачу - излечись сам Сознательно не называю авторов учебников, среди которых есть уважаемые мной специалисты, но они все - заложники разных политических дискурсов. Как провести свой бумажный кораблик (учебник) среди многочисленных рифов и при этом не сесть на мель, не знает никто из них. Вот почему я мало рассчитываю на скорую помощь учителю со стороны академической науки. В лучшем случае будут предложены стертые нейтральные формулировки, призванные максимально сгладить острые углы и по возможности мягко обойти крутые повороты отечественной истории. Но подобные трактовки не дают пищу уму и сердцу ребенка, они, говоря языком подростков, ему по барабану. Но, может быть, на это и расчет В воздухе постоянно витает идея создания единственно верного зшебника, который положит конец разнобою в оценках прошлого. На мои возражения о невозможности навязывания единомыслия ввек Интернета, обеспечивающего подросткам свободный доступ к любым источникам информации, высокий народный избранник нашел в прямом смысле слова убийственный контраргумент Мы вас услышали, ноне видим основания для беспокойства. Читают они сейчас мало, ив Интернет полезут единицы. Что называется срезал, одновременно продемонстрировав казенный оптимизм по поводу интеллектуальных возможностей вступающих в жизнь поколений. Не сомневаюсь что при такой удачной политической конъюнктуре не составляет труда подобрать авторский коллектив. Г лава V. Утомленная Клио 1 2 1 который легко справится с задачей создания нового Краткого курса, на этот раз не ВКП(б), а отечественной истории. Но причем здесь академическая наука? А притом, что она действительно в неоплатном долгу перед школьным учителем, поскольку до сих пор не может предложить ему внятнзчо методологию, позволяюш,ую педагогу безбоязненно обсуждать с учениками самые острые и запутанные вопросы истории. Вместо этого она предлагает сомнительные концепции и рассуждения призванные задним числом оправдать все что угодно Угодно кому Догадайтесь сами. Предложил же недавно маститый директор института вернуться к концепции блаженной памяти академика МВ. Нечкиной, творившей в сталинскзчо эпоху. Суть ее концепции по отношению к присоединенным к России народам заключается в теории наименьшего зла. Будучи порабощенными другими захватчиками, эти народы претерпели бы большие испытания, а то и вовсе бы исчезли с лица планеты. Согласятся лис такой трактовкой адыги, чьи соплеменники проживают ныне в Турции Налицо плачевная попытка вызывая тени прошлого, как-то связать концы с концами но гнилые нити рвутся при первом же соприкосновении с реальностью. Откуда такая беспомощность? Из той же зияющей пустоты. Долгие десятилетия советская историческая наука строилась на прочном фундаменте единственно верного марксистско-ленинского учения В условиях внезапно дарованной свободы историки приступили к ударной стахановской работе, где каждый норовил заложить в новый фундамент свой кирпича если повезет, то целый блок. К числу таких блоков я отношу так называемый цивилизационный подход. Как и многие наши новшества блок этот - импортного происхождения. Цивилизационный подход выдвинули европейские Новые правые в семидесятые годы прошлого века. В основе его - представления о необычайной устойчивости отдельных черт 2 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ народа, которые сопровождают его на протяжении всей истории. Отсюда акцент на национальном характере, выпячивание особенностей каждой отдельной цивилизации, вплоть до признания несовместимости культур, приводящей к столкновению цивилизаций. Как в каждом серьезном концепте, в цивилизационном подходе содержатся верные наблюдения, но, будучи положенным в фундамент школьного образования как новое единственно верное учение, он породил культурный расизм , возбуждая у учащихся племенные инстинкты, превознося этнические ценности стем же энтузиазмом, с которым доселе восхвалялись ценности социальные. Отсюда противопоставление титульных и «нетитульных» наций, отрицание такого широко распространенного явления, как бикультурализм. Едва ли авторы учебников истории сознательно стремились стать проводниками культурного расизма, который немногим лучше расизма биологического. Но введенный в образовательные программы девяностых годов прошлого века цивилизационный подход делал свое дело. Тем более что он так совпадал с общественными настроениями и, казалось, облегчал бывшим советским гр£ 1 жданам разных национальностей, в мгновение переставшим быть единым советским народом, поиск идентичности. Тихой сапой этот подход вползал в школьные учебники, издаваемые приличными тиражами. «Русь, а потоми отдельные русские княжества медленно, но упорно включали в свой состав соседние балтийские и угро-финские племена. Для тех было несчастьем оказаться в зависимости от сильного соседа. Но и для Руси в этом было мало радости, потому что в ее состав входили отсталые в хозяйственном отношении земли, языческие охотничьи народы. А это не способствовало общему развитию страны». Глава V. Утомленная Клио 1 2 3 Так в своем стремлении продемонстрировать беспристрастность автор учебника выявил взаимный ущерб, который понесли все народы при объединении, а заодно, походя, принизил малые народы и возвеличил титульную нацию. В другом учебнике подчеркивается, что славяне с эпохи раннего Средневековья отстаивали свою самобытность и культурно-национальную специфику от давления со стороны более сильной романо-германской цивилизации. Но тогда почему в таком праве отказано, например, народам Кавказа, столкнувшимся с более сильной российской цивилизацией Одним словом, концы с концами явно не сходятся, когда нигде не говорится о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. В центре обсуждения учителей истории по-прежнему три вопроса преодоление разнобоя в учебниках, усиление патриотического воспитания и борьба с фальсификациями истории Отечества. Рассмотрев глубинные причины разнобоя, остановимся на двух последних. Строительство перегородок |