Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
Весь этот оценочный историко-поколенческий сумбур одновременно транслируется на детей и юношество Нередки случаи, когда водной и той же семье представители разных поколений в присутствии детей высказывают диаметрально противоположные взгляды. Один известный режиссер поделился со мной своей семейной проблемой. Его юный внук большую часть времени проводит с другой бабушкой, а к нему в семью попадает лишь на выходные. Та бабушка - выпускница высшей партийной школы с устоявшейся советской системой взглядов. Режиссер же исповедует либеральные ценности. Когда он пытается в краткое отведенное на воспитание внука время открыть мальчику глаза на драматические страницы нашей истории, внук дает свою детскую оценку двум противоположным взглядам на прошлое Наверное, то, что ты рассказываешь, - правда. Но то, о чем рассказывает та бабушка, - этим можно гордиться». Такой сложный историк оп си хологи чески й контекст неизбежно приводит к потере смыслов и расш иря- 1 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bет пространство неопределенности в сознании детей и юношества, порождая у них стремление уйти от навязываемых взрослыми проблем, по сути, тех же открытых вопросов. Уход этот осуш;ествляется в двух формах. Первая - примыкание к воззрениям господствующего большинства. - Комфортная позиция, избавляющая от груза сомнений и личной ответственности. Школа в силу ангажированности государством и необходимости дать определенную сумму знаний, контролируемую на выходе, культивирует именно эту позицию. Прежде всего, с помощью учебников, где сегодня реализуется так называемый историко-культурный стандарт. Между тем известно, что вовсе времена история больше всего фальсифицируется в школьных учебниках с целью воспитывать молодежь в духе господствующей политической партии или системы управления. Вторую форму ухода условно можно назвать смысловой индифферентностью, определяющей царящую аполитичность во взглядах. Не грузите нас своими проблемами, в которых вы сами не в состоянии разобраться, - примерно так рассуждают молодые люди, нацеленные на то, чтобы, как призывает реклама, жить на яркой стороне и добиваться успеха. Не сказать, чтобы такая позиция была нова. Еще в 1844 году, столкнувшись с ней, обращаясь к молодежи, АС. Хомяков писал: Не говорите То былое, То старина, то грех отцов, А наше племя молодое Не знает старых тех грехов». Примечательно, что обе формы ухода от открытых вопросов приводят к одинаковому результату автоматизму существования человека со всеми вытекающими печально известными последствиями гедонизму, цинизму трусости и карьеризму. Обе формы ухода - нечто иное, гл а в а I . Перекресток открытых вопросов 1 9 как бегство от исторической ответственности, утрата веры в человеческие силы! Таким образом, историзм педагогики non-fiction заключается в трезвом учете факторов, определяющих самоидентификацию поколений. Что позволяет, проявляя осторожность в суждениях и приговорах, избегать дилетантизма, который всегда пользуется лишь отрывочными фактами, трактуя их в свою пользу. П едагог, в силу специфики своей деятельности, на протяжении профессиональной жизни имеет дело сразу с несколькими поколениями. В этом источник его неизбежных разочарований, но одновременно и ключ км удром у пониманию жизни. Наиболее полно эту мысль выразил историк СМ. Дубнов: «Есть нечто от вечного в долгой сознательной и активной жизни на протяжении ряда поколений - конечно, при условии сохранения молодости духа и чуткости ко всем явлениям дня. Такой человек видит динамику поколений, длинную цепь исторической эволюции, в которой он составляет звено, сам проходит целую полосу истории и сливается с целым веком в ней»^. Наивно думать, что историзм педагогического мышления нужен исключительно преподавателям истории в силу специфики их предмета. В равной степени он необходим всем педагогам, поскольку их деятельность мно- гопланова, многогранна и не сводится исключительно к предметной сфере. Внимательно наблюдая динамику поколений, чутко улавливая дух времени, мудрый учитель не навязывает свою позицию , но исподволь помогает юношеству вырабатывать собственное мировоззрение, ненавязчиво передавая ему культурную память. В этом контексте учитель математики, он же классный руководитель, читающий своим воспитанникам в походе классические стихи у ночного костра, расширяет мировоззренческий горизонт учеников, собственной персоной являя им пример искреннего стремления к полноте кизни, не сводимой к утилитарному существованию только в рамках избранной специальности. При этом надо отдавать себе отчет в том, что слушают эти стихи молодые люди, принадлежащие к новому поколению зачастую незнакомому с культурным контекстом, вне которого адекватное восприятие классических текстов невозможно. Следовательно - комментарии и пояснения неизбежны. И той же роли классного руководителя педагог любой специальности проводит беседы и классные часы , посвященные памятным датами государственным праздникам , осуществляя тем самым патриотическое воспитание. Безусловно, в нашей истории немало славных страниц, которые способны пробудить у молодого поколения чувство гордости за свое Отечество Но патриотизм имеет еще одну неотъемлемую сторону о которой в последнее время мы, к сожалению, забываем. Об этой стороне патриотизма замечательно сказал польский общественный деятель и публицист Адам Михнек: Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. (Подробнее об этом - в главе Понимание истории - вопрос научной совести) Помимо историзма, для укрепления веры педагога в свою миссию в культуре, для противостояния нарастающему хаосу и агрессии сегодня, как никогда прежде, требуется мобилизация всех культурных ресурсов. Поэтому педагогика призвана пересекать границы разных дисциплин, объединять различные дисциплинарные подходы и тем самым расширять круг своих источников 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Г лава. Перекресток открытых вопросов 2 1 Поверх барьеров мультидисциплинарный подход У бежден в том, что по своей природе педагогика - дама полигамная, ибо вынуждена вступать в тесные связи с медициной, биологией, генетикой, психологией, дефектологией, социологией и далее по списку комплекса всех наук о человеке, без опоры на которые она будет действовать вслепую. Поэтому столь актуальной становится задача - поднять педагогику на новый уровень междисциплинарной интеграции. Без ее решения сегодня невозможно организовать даже традиционный учебный процесс, поскольку при передаче знаний неизбежно приходится зачитывать состояние здоровья и психики учаш;ихся, реальные учебные возможности конкретных детей. Еш;е большее значение междисциплинарная интеграция приобретает для решения проблем более высокого уровня, когда речь идет о формировании мировоззрения юношества, находяш;егося на перекрестке открытых вопросов. Здесь по необходимости педагогика приобретает черты прикладной антропологии, философии и культурологии. Первым осознали сформулировал понимание педагогики как прикладной философии замечательный русский педагог СИ. Гессен еще вначале двадцатого века в своей работе Основы педагогики. Введение в прикладную философию (М Школа пресс, 1995). Он справедливо указывал, что всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя за чисто эмпирическую науку- есть приложение к жизни философских воззрений ее автора Однако понимание того, что решение даже частных прикладных инструментальных вопросов обучения и воспитания, на которых преимущественно сосредоточены усилия педагогов, невозможно вне фундаментальных мировоззренческих подходов, так 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ И не наступило. Мы по-преж нему за деревьями невидим леса». М еж ду тем , во всем мире в исследованиях феноменов культуры сегодня широко используется междисциплинарный подход. Отсюда следует, что для более полной ориентации в культурном пространстве прошлого настоящего и прогнозируемого будущего педагогика неизбежно должна расширять круг своих источников. К ним с полным правом можно отнести дневники и автобиографии, семейные архивы им узеи , народный фольклор, включающий лагерное арго и молодежный сленг, язык Интернета и модные тенденции в музыке одежде и кинематографе. Для чего стародавней педагогике, ведущей свое существование с незапамятных времен, такое дополнительное обременение Говоря современным языком, для налаживания коммуникации стой реальной средой, в которой сегодня существует и действует учитель. А выражаясь более резко, для того чтобы не впасть в педагогическую деменцию. Чтобы подняться на новый уровень междисциплинарной интеграции, одного интеллектуального посыла недостаточно - требуется мощное эмоциональное включение Педагогика - занятие коллективное, но надеяться на массовое прозрение не приходится. Как справедливо замечает А. Эткинд: «На деле коллективы не могут чувствовать вину или печальна это способны только индивиды. У последних, однако, есть возможность передать свои чувства другим людям. Инструменты для этого дает культура, позволяющая людям обмениваться опытом и передавать его»'*. Ярко выраженный индивидуальный эмоциональный окрас педагогики non-fiction задает стилистику этой книги и одновременно является обоснованием ее жанра. Глава I. Перекресток открытых вопросов 3 Педагогика переживания Существуют два рукава одной педагогической реки строго иногда излишне) научная педагогика с ее понятиями, категориями и закономерностями и педагогика художественно-публицистическая. На первый поверхностный взгляд различие обеих педагогик заключается в манере и стилистике изложения педагогических взглядов, что в свою очередь определяется художественным даром одних авторов и научной скрупулезностью других Сравнивать их, а тем более противопоставлять, не имеет смысла, ибо это сродни некорректному риторическому вопросу какой способ познания мира и человека является истинным - художественный или научный Тем не менее, проблема остается и нуждается в осмыслении. Периодически эти два рукава сливаются в единый поток Руссо, Толстой, М акаренко и Сухомлинский вошли в историю педагогики как авторы философских х у дожественно-публицистических произведений. Нона материале их художественного творчества защищены сотни научных диссертаций. Таким образом, между обеими педагогиками не существует непроницаемой стены Различие же между ними, намой взгляд, проявляется в методах постижения педагогической действительности, среди которых достойное место занимает метафора. Использование метафор в сфере образования для понимания и конструирования педагогических явлений все больше привлекает внимание исследователей. МВ. Кларин рассматривает метафору как гносеологический инструмент средство познания, в отличие от традиционного понимания метафоры как одного из средств поэтического мышления и языка. В метафорическом способе осмысления педагогической реальности заключается несомненное достоинство художественной педагогики. Она не так технологична, как научная, но зато более ориентирована на глубинные ценности и смыслы образования. Да, художественное осмысление жизни всегда субъективно Однако субъективность в гуманитарных исследованиях не только неизбежна и принципиально неустранима но является дополнительным источником познания а самое главное, она позволяет среди всех прочих проблем выделить ключевые - те, без решения которых невозможно в конечном итоге рассчитывать на успех даже в сугубо технологических прикладных сферах педагогической деятельности. В основе же подлинной педагогики, равно как и серьезного художественного творчества, как правило, лежит фундаментальное переживание. Немецко-американский философ Ганс Йонас в своей программной статье Наука как персональный опыт при знается: «Теперь уже неудовольствие, доставляемое познанием, но страх перед грядущим или же страх за человека становится здесь основным мотивом мышления, и оно само делается здесь деянием уже именно ответственности, понятие которой в нем разрабатывается и сообщается»®. И менно страх за человека - тот ведущий мотив педагогического творчества, который не позволяет сегодня думающему, совестливому педагогу получать удовлетворение отрешения только частных прикладных вопросов обучения. Известная когнитивная эмоция - радость познания - не исчезает совсем, но, наряду с ней возникает творческая энергия сострадания и боли. У глубление переживания, таким образом , выступает в двух своих ипост асях: как эмоциональный стимул научно-педагогической деятельности и, вместе стем как особый способ познания, синтезирующий научное и художественное творчество Педагогика переживания вмещает в себя и рациональную логику научного ис- 2 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Глава I . Перекресток открытых вопросов 2 5 т следования, позволяющую получить беспристрастный анализ или, выражаясь медицинским языком, диагноз реальности, который может быть совсем нерадостным Но что толку в пессимистических констатациях, если мы не пытаемся найти выход из создавшегося положения. Попытки же эти даются огромным напряжением не только интеллектуальных, нов первую очередь нравственных сил, побуждающих человека и педагога действовать иногда даже вопреки здравому смыслу с минимальной надеждой на успех. «Основания для скепсиса имеются, однако права на фатализм, который был бы в данном случае самоисполняющимся, нет абсолютно никакого. Знание никогда не должно отказывать в шансах самому себе. При всей неуверенности оно должно исполнять свой долг»^. Д а, в человеческой истории бывают такие мрачные периоды, когда культура проседает, происходит срыв в бездну нового варварства, где высвобождаются первобытные пещерные инстинкты человека. Но и тогда люди культуры не имеют право на капитуляцию. В конце концов, миф о Сизифе можно рассматривать не только в пессимистическом ключе наказания героя бессмысленным трудом, но как метафору, отражающую суть существования культуры. Каждый раз при очередном обвале начинать все сначала, мобилизуя все имеющиеся культурные ресурсы, - иного пути нету человека культуры, будь он художником, кабинетным ученым или педагогом-практиком. Вне зависимости от рода занятий, как уже неоднократно отмечалось выше, ведущим мотивом деятельности является принцип ответственности, окрашенный глубоким личным переживанием. В истории были, есть и всегда будут люди, чье творчество жизнь и судьба являются невидимым противовесом 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ (метафора Г. Померанца) хаосу, абсурду, ценностной дезориентации. О таких людях- некоторых из них я считаю своими Учителями - также пойдет разговор в этой книге. Что придавало им силы сохранять человеческий облик в нечеловеческих обстоятельствах Внутренняя свобода и страх за человека! Уроки их жизни позволяют внятно сформулировать центральную задачу воспитания. Главная сокровенная цель воспитания человека - это расширение пространства его внутренней духовной свободы, позволяющей сохранять человеческое достоинст водаж евУ прагических обстоятельствах, а людоедских сообществах у последней черты Все остальное - лишь производные от этой педагогической сверхзадачи. Ищу Учителя Мудрец Диоген шокировал сограждан, когда средь бела дня проходил по улицам города с горящим факелом возглашая ищу человека Обыватели, как водится крутили пальцем у виска, насмехаясь над чудаковатым философом. Спустя тысячелетия поиск Человека судя по всему, не утерял актуальности. И невдомек было согражданам философа, что по улицам полиса проходил Учитель, призыв которого не был услышан и понят современниками. Вечная история, из которой стоит извлечь уроки. В силу специфики профессии я всю свою сознательную жизнь ищу Учителей. Для кого Прежде всего, для себя самого и лишь затем, в качестве директора школы, для своих учеников. Почему в такой эгоистичной последовательности? Во-первых, потому что в духовной сфере трудно и даже невозможно передать ребенку то, чем не владеешь сам Вчерашний раб не может воспитать свободного человека. А все мы родом из советского детства с полученной Глава I. Перекресток открытых вопросов 2 7 там родовой травмой, в результате которой приходится выдавливать из себя раба не по капле, как советовал А П . Чехова ведрами. В такой ситуации крайне важно видеть перед собой образы людей, чьи мысли не расходятся с поступками. Невольно стремишься подтягивать себя до их зфовня, для чего неизбежно приходится напрягаться, вставая на цыпочки. Возникает неодолимое желание соответствовать их ясным, твердым представлениям о порядочности и достоинстве личности. Но самое главное - это то, что они умеют стоять ни на чем. Как в дивной сказке М. Энде из книги Зеркало в зеркале. Человек уютно устроился на диске с горами реками, лесами. Диск враш;ается в полусфере, вроде планетария, украшенного звездами и луной. Но вдруг небесный свод треснули сквозь треш;ину глянула бездна. В бездне, ни на что не опираясь, стоит закутанная человеческая фигура, чем-то напоминаюш;ая Христа. И этот человек ни на чем зовет Иди ко мне. Я упаду, - отвечает человек на диске. - Ты - обманш;ик, зовешь меня в пропасть Треш;ина затрещиной, весь мир человека разваливается. Человек цепляется за обломки, а закутанный зовет его Учись падать. Учись падать и держаться ни на чем, как звезды». Всё мы, стремясь удержать почву под ногами, в той или иной мере держимся за осколки идеологий, мифов, своих привычных представлений, страшась самостояния Держаться ни на чем означает ощущать себя членом Царства Духа. (О чем писал СИ. Гессен) Конкретаое воплощение такой силы Духа мы находим в деятельности сотрудников Эрмитажа в период блокады Ленинграда. Они продолжали водить экскурсии по залам музея, подробно рассказывая о шедеврах, несмотря на то, что картины были вывезены и на стенах весели только рамы. При этом и искусствоведы, и посетители едва держались на ногах, превозмогая голод 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ И еще. У подлинных Учителей отсутствуют рисовка, поза Они никого не подавляют своей значительностью, не навязывают собеседнику собственных воззрений, не спешат осудить ошибочное суждение. Никогда не унижают оппонента, выставляя его в невыгодном свете, демонстрируя свое интеллектуальное превосходство. Для них стиль полемики важнее предмета полемики (Г.Померанц). Поэтому встречи и беседы сними приносят невероятное интеллектуальное наслаждение. Мало кто из них получает широкое признание при жизни. Это о них, своих богах своих педагогах, сказал поэт Орденов не дождались они - сразу памятники получают (Б. Слуцкий). |