Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
Убедиться в справедливости, а главное, в актуальности педагогических воззрений СИ. Гессена мне было суждено на просмотре уроков гуманитарного цикла, представленных на одном из региональных конкурсов Учитель года Общее тяжелое ощущение от увиденного было связано нес отдельными дефектами в работе в целом добросовестных и искренних учителей, ас неизжитыми родовыми травмами нашего педагогического (если бы только педагогического) сознания. Хаос в головах и смута в сердцах порождают две причудливо переплетающиеся тенденции свидетельствующие о чудовищной мировоззренческой эклектике в миропонимании самих учителей. С одной стороны, в конкурсных уроках просматривалось стремление представить детям свой самодеятельный мировоззренческий продукт как окончательный и непогрешимый. С другой стороны, явно ощущалась тоска по утраченной единственно верной идеологии, которая, наконец снова поставит всё на свои места и позволит учителю формировать личность ученика по проверенным пропагандистским лекалам. Для решения первой задачи явно не хватало мускулов культуры. Да и трудно тхюбовать от обычного учителя мас 8 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ штаба личности СИ. Гессена. Поэтому в плавильную печь воспитания юношества бросались щелочные металлы, являющиеся, по слову Гессена, продуктом эпохи, утратившей свое собственное лицо, и потому неизбежно отравляющие сознание воспитанников. Вторая тенденция просвечивает через первую в качестве сверхзадачи, которую ставит перед собой учитель. Но обратимся к содержанию уроков. Мировая душа - Курочка Ряба и тату как культурная универсалия» Элективный курс в десятом классе. Мир славянской мифологии. Перед уроком учитель обосновывает выбор данного курса для десятиклассников. Мотивы, разумеется, патриотические. В младших классах дети подробно познакомились с греческими мифами. Чем хуже наши предания Сегодня одна из важнейших задач - воспитание патриотизма и возвращение к истокам. Вот я и ставлю задачу, - говорит учитель, - формирования у своих учащихся магического сознания как основы нашего национального мышления. Что называется, приехали. Великие мировые религии проделали njrrb от магизма к единобожию, а мы на заре третьего тысячелетия возвращаемся к истокам. Иными словами, целенаправленно уходим в язычество. Так мы, в полном соответствии со словом Гессена, кичимся своей любовью к органическому. Хорошо если бы речь шла о серьезном изучении фольклорного и этнографического материала, об исследовании архаических форм сознания и преодолении их элементов сегодня. Магии колдуны, делающие бизнес на эксплуатации рудиментов первобытного мышления у наших современников подталкивают нас к такой педагогической реакции. Так нет, учитель искренне убежден в том, что он своим курсом формирует нацию. Не больше и не меньше В качестве исторических источников на уроке используются русские сказки и поэма АС. Пушкина Руслан и Людмила». Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 8 1 Помимо них, вход идет весьма сомнительный источник «Велесова книга, которую специалисты считают фальсификацией. Она широко используется современными нео язычниками как основание и доказательство современных форм неоязыческой религиозности. Особенно трогательно выглядит символический анализ Курочки Рябы. Оказывается, дед и баба вовсе не старики, а прародители мира. Курочка Ряба - это мировая душа. Снесенное ею яйцо - образ мира. Соответственно мышка - олицетворение темных разрушительных, низменных сил. Такой вот магический символизма по сути дела - карикатура. Но она вызывает тревогу, а не смех. Отвлечемся от содержания конкурсного урока и попытаемся вникнуть в суть вопроса, прибегнув к помощи специалистов, без чего трудно оценить масштаб бедствия Вся эта культурологическая самодеятельность учителя который всего лишь посредник в культуре, отражает тяжелую болезнь, поразившую русскую интеллектуальную элиту. «Фактически речь идет о возникновении, наряду с академической наукой, пранауки, которую ее приверженцы называют русской наукой и которая по своему духу близка к науке нацистской. Восторженное отношение к “Велесовой книге и воспевание древней “славянско-российской праистории” можно найти в книге известного художника-почвенника И.С. Глазунова, рассматривающего историю исключительно с расовой точки зрения. Глазу нова, стоящего на традиционных православных позициях, никак нельзя причислить к неоязычникам. Тем не менее, в поисках великих деяний россов” он использует весь набор их обычных неоязыческих аргументов. Подчеркивая свою верность православному христианству, он призывает не забывать о древних русах - внуках Даждьбога, ибо именно они создали Святую Русь”. При этом забывается, что святость Руси связана именно с православием 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Он всячески клеймит советских и российских историков за отрицание ценности “Велесовой книги и пренебрежение древним славянским прошлым. Почитатели “Велесовой книги всеми силами пытаются внедрить ее в школьное образование. Именно это имеет ввиду Асов, заявляя, что пришло время и славянской древней истории занять достойное место в современном образовании в России. К тому же он призывает и профессиональных историков Дабы сохранить преемственность поколений, историкам нужно осваивать духовные дисциплины, изучать Священную Историю не только по Библии, но и по Ведами прежде всего по Книге Велеса” и иным источникам славянской ведической традиции". Ссылки на “Велесову книгу" встречались даже в журнале Преподавание истории в школе”. При этом сомневающиеся в аутентичности “Велесовой книги объявляются национал-патриотическими изданиями врагами России"»®. Но и что прикажете делать бедному учителю, которого бессовестно запутывают так называемые представители интеллектуальной элиты, преследующие свои политические цели Столь подробный обзор паранаучных фантазий, сводящихся к походу против просвещения и точной науки в защиту новой мистики, откровений и примата чувств и интуиции, необходим для того, чтобы напомнить о подстерегающей учителей опасности. Все это уже было. Подобные бредни зарождались вначале прошлого века в умах чудаковатых мыслителей-одино- чек, которые ненавидели официальных ученых, ибо те не принимали их всерьез. Но именно эти чудаки подготовили наступление нового фашистского варварства в Европе со всеми вытекающими трагическими последствиями. Мгновенное обрушение марксистской методологии застало большинство преподавателей гуманитарных дисциплин врасплох. Устаревшую методологию потребова- Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 8 3 лось срочно чем-то заменить, принятый историко-куль турный стандарт эту задачу не решает. И пока серьезные ученые не снисходят до публичной критики псевдонаучных измышлений, учителя становятся легкой добычей посредников-дилетантов и умелых манипуляторов. К их услугам часто прибегают и властные структуры в целях выработки привлекательной национальной идеологии Такая ситуация характерна не только для нас, но и для ряда государств Центральной Азии и некоторых других сопредельных стран. Но вернемся к конкурсному уроку. Старшеклассники слушают с интересом, это так ново и необычно. Соответственно, учитель ош;ущает себя демиургом, открывающим юношеству сакральные знания * На другом уроке - обществознания - в центре внимания учителя - так называемые культурные универсалии. Предваряя урок, педагог объясняет, что свою главную педагогическую задачу он видит в том, чтобы работать в зоне ближайшего развития ребенка. А зона ближайшего развития - это, оказывается, то, что интересно ученику Великий Л.С. Выготский был бы весьма озадачен такой вольной интерпретацией своего учения озоне ближайшего и актуального развития ребенка. Ноу преподавателя свое авторское понимание научной теории. Поэтому поставив во главу угла интерес ученика в качестве культурной универсалии, изучаются татуировки, которыми люди украшают себя с древности и до наших дней. Подростки действительно проявляют заинтересованность Урок сопровождается компьютерной презентацией (куда сегодня без нее, где широко представлена нательная живопись африканских племени современных тинейджеров. Строго говоря, любой артефакт культуры , включая тату, может стать предметом научного анализа. На память немедленно приходят слова знаменитой песни 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ. Высоцкого А на левой груди - профиль Сталина а на правой - Маринка анфас. Вождь, который выколот ближе к сердцу, чем любимая женщина, даже у пострадавшего от тирана зека, - это многое проясняет в психологии людей той эпохи. Другая песня того же автора таки называется «Татуировка». Не делили мы тебя и не ласкали, А что любили - так это позади, - Я ношу в душе твой светлый образ. Валя, А Леша выколол твой образна груди. И в тот день, когда прощались на вокзале, Я тебя до гроба помнить обещал, - Я сказал Яне забуду в жизни Вали!» «А ятем более - мне Леша отвечал. И теперь реши, кому из нас с ним хуже И кому трудней - попробуй разбери. У него твой профиль выколот снаружи, А у меня душа исколота снутри. И когда мне тошно, хоть на плаху, - Пусть слова мои тебя не оскорбят, - Я прошу, чтоб Леша расстегнул рубаху, И гляжу, гляжу часами на тебя. Но недавно мой товарищ, друг хороший. Он беду мою искусством поборол: Он скопировал тебя с груди у Леши И на грудь мою твой профиль наколол. В те эпохи, в тех сообществах, когда культура разоблачается, сбрасывает свои покровы, когда душа исколота снутри», а картина мира мыслится по Беккету: пустынное небо, каменистая земля и голый человек, распластанный на ней, из глубин подсознания выползают первобытные формы хранения и передачи информации, в частности с помощью татуировок на теле. В лагере, где особыми символами фиксируется количество ходок в зону, в армии, где дембеля украшают себя специальными эмблемами, в мо- Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 8 5 лодежных экстремистских группировках сих устрашающими чужаков знаками принадлежности к высшей расе Услужливый рынок мгновенно реагирует на спрос, фиксирующий нечто иное, как упадок культуры, предлагая свою облегченную деидеологизированную версию моды на тату. Так, или примерно так, мог повести разговор с молодыми людьми подготовленный сточки зрения культурологии педагог. Это ведь то самое, что имел ввиду СИ. Гессен: «Хороший учитель всегда сумеет обнаружить смысл какого-ни будь старого обычая или даже старого предрассудка, открывая школьнику те проблемы, которые стоят позади них и разрешению которых они в свое время должны были служить»®. Но ничего подобного на уроке не происходит. В центре презентации на экране гегелевская спираль, призванная иллюстрировать мысль о том, что всё в культуре повторяется. Такие вот получаются культурные универсалии а по сути дела, дурная бесконечность. Увы беспрестанно говоря о необходимости формирования у наших учеников ключевых компетенций, мысами демонстрируем радикальную некомпетентность в решении самых ключевых вопросов образования. Неосведомленность рождает провинциальность мышления, стремление строить доморощенные теории, выдавая их за истину в последней инстанции. Педагогическое оригинальничание приобретает характер эпидемии. Приведенные невеселые картинки с конкурсных уроков могут показаться экзотикой, призванной поразить воображение и снискать симпатии жюри. Элементы шоу нельзя списывать со счетов, коль скоро речь идет о соревновании, пусть даже профессиональном. Но мировоззренческая растерянность педагогов проявляется во всем многообразии их учебной и воспитательной деятельности Обнаруживается она в мозаичных деталях (учебных посо- 8 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ биях И хрестоматиях, факультативных Kjrpcax и рабочих программах, которые при внимательном рассмотрении складываются в единую картину. Из осколков плохо переваренной психологии и культурологии трудно выстроить целостную картину мира. Между тем, все последние годы при подготовке учителей мы были озабочены исключительно вопросами технологий информационной здоровьесберегающей и т.п. Забывая при этом, что без мировоззрения нет самосознания, а стало быть, человека как личности (СИ. Гессен. Жертвой такого технологического перекоса стали згчителя, а их заложниками - дети. П ол о жени е усугубила мода на элективные курсы. Пришла она к нам из западных университетов, где студенты набирают определенное количество курсов по выбору. Это могут быть и ганзейские ремесла, и китайские чайные церемонии, и история тату. Бога ради если взрослые люди в соответствии со своими вкусами и предпочтениями имеют возможность выбрать занятие по душе. Но причем здесь средняя школа, призванная давать базовое образование К чему перегружать и без того перенасыщенные учебные планы Тем более что ди- дакты давно доказали одночасовые курсы для развития ребенка не дают ровным счетом ничего Ориентируются они чаще всего не на интересы детей, а на вкусовые предпочтения педагогов. Так, в пятом классе появляется элективный курс нумизматики (почему не банистики?), а в десятом - Мир славянской мифологии. С таким же успехом можно вводить гидропонику или, например, основы индийской философии. Почему нет, если учитель в данный момент увлечен тем или иным сюжетом И из этих лоскутов мы надеемся сшить одеяло, дабы хоть как-то прикрыть свою мировоззренческую наготу Получается худо, особенно в старшей школе, где, по слову Гессена, преподавание уже имеет своей задачей не давать только простую сумму сведений, но приобщать учащихся к тому, что можно было Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 8 7 бы назвать духом науки, дать им, по крайней мере, почувствовать позади сведений метод научного исследования». Ожидать, что кто-то прозорливый от лица государства или правящей партии подарит тебе готовое мировоззрение - значит, демонстрировать рудименты рабской психологии, путая мировоззрение с идеологией. Ведь мировоззрение каждый человек избирает себе сам в соответствии со своим характером (СИ. Гессен. Новы бор его происходит не на пустом месте, а на фундаменте культуры. Таков, намой взгляд, первый главный педагогический урок двадцатого века, о котором ведет снами разговор замечательный философ и педагог русского зарубежья. Урок до сих пор не усвоен. Бог один - провайдеры разные Учитель триединство бога пытался детям объяснить не мог сказать учите просто параграф этот наизусть^ Вадим Саханенко Как показал опыт тысячелетий, ценности не могут быть удержаны, если они не опираются на святыни. X X век сего потоками пролившейся крови выявил кризис автономной безрелигиозной морали. Это серьезный аргумент в пользу знакомства вступающих в жизнь поколений с мировыми религиями. Но весь вопрос в том, кто и как это делает. Мы слишком часто путаем духовность и клерикализм, веру наших отцов и вражду наших отцов друг с другом. В нашей многонациональной и поликонфессиональной стране опасно не ощущать разницы между глубокими религиозными поисками мыслящих, совестливых людей и модой на религиозность, принимающей порой дикие, одиозные формы. Вот лишь несколько примеров. В Москве появились школы с этнонациональным компонентом корейские, армянские, татарские и другие, в том 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ числе еврейские. Случай привел меня в последнюю, и там на доске объявлений я прочел приказ, запрещающий педагогам начальной школы изучать с малышами сказку Три поросенка. В силу некошерности ее персонажей. Яне удержался и заметил коллеге-директору, что таким приказом он загоняет себя и детей в культурное гетто. Вы - ненастоящий еврей, - прозвучал холодный ответ. На томи расстались. А ведь я знал этого человека раньше как вполне вменяемого педагога без фанатического блеска в глазах. В другой раз ненастоящий еврей попал в православную гимназию на семинар православных физиков Главная идея семинара заключалась в том, что каждый урок физики должен приводить к идее бытия Божьего вероятно, чтобы детей стошнило, как раньше от марк сизма-ленинизма, применимого ко всем наукам. Когда входе семинара я процитировал библейское изречение Не поминай Господа всуе, мне живо напомнили о том кто я по национальности. И последний пример. Почувствовав, наконец, необходимость нравственного воспитания детей, государственные мужи приняли решение в порядке эксперимента ввести в программы четвероклассников основы православной, мусульманской, иудейской культуры по выбору родителей учеников Желающим предоставляется право посещать занятия по светской этике. Внешне все выглядит пристойно, если конечно, не задумываться о том, кто и что там конкретно будет преподавать. Так вот. Привели родители в нашу школу девочку. Они недавно переехали в Москву из другого региона, где по приказу губернатора (!) уже пару лет внедряется подобный курс Причем, по словам родителей, этот самый курс явился одной из причин перемены места жительства. Я выразил удивление, а они попросили меня поговорить с ребенком Состоявшийся разговор мгновенно выявил причину родительской тревоги. Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 8 9 - Какое счастье, что мы православные- Наверное- Но если бы вызнали, как я ненавижу католиков- Чем же они тебе так насолили- Как вы не понимаете Они же молятся Примадонне- Деточка, Примадонна - это Алла Борисовна Пуга чева, а католики молятся Деве Марии, тогда как православные - Матери Божией. Дева Мария и Божия Матерь - это одна и та же женщина- Разве? Кто-то уже успел отравить ее сознание ненавистью причем к одной из христианских конфессий. Прикажете разъяснять десятилетнему ребенку теологические тонкости, отличающие молитвенную практику католиков и православных? Впрочем, ничего нового мы не узнаем. В Записных книжках князя Петра Андреевича Вяземского читаем: «У многих любовь к Отечеству заключается в ненависти ко всему иноземному. У этих людей и набожность, и религиозность, и Православие заключаются водной бессознательной и бесцельной ненависти к власти Папы»®. Написано еще в позапрошлом веке. Представляю себе отношение детей, прошедших такой курс обучения, к исламу, с учетом нашего преимущественно евроцентрического образования и эксцессов на Северном Кавказе и Ближнем Востоке... |