Главная страница
Навигация по странице:

  • Книга развивает критическое чутье, формируя исторические воззрения, неискаженные идеологическими и иными мифологемами.

  • Книга позволяет увидеть дистанцию между идеалом и действительностью и не впадать в ступор от этого несоответствия.

  • Книга предоставляет богатую пищу для выработки объективного взгляда на исторический процесс в единстве всех его сторон экономической, политической, социальной и нравственной.

  • И наконец, книга формирует у молодого человека ответственное отношение к жизни, несовместимое с детерминизмом, какие бы идеологические или религиозные формы он ни принимал. ***

  • Детерминизм в любой оболочке маскирует рабское отношение к жизни, выраженное в устойчивому беж ­

  • Ростопчина, сотканного из противоречий русского патриота с мышлением западного скептика, царедворца и крупного администратора, работавшего в предлагаемых эпохой обстоятельствах, тому дока­

  • 1940 года была уничтожена элита польского общества. Не только, как принято считать, офицеры, но и представи

  • Стоит ли обращать внимание на безответственную

  • Чувство правды - неотъемлемое качество подлинных художников. «Нерасторжима правда и словесность

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница15 из 38
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38
    генерал-губернатор не позаботился о вывозе своих архивов, которые попали к врагу, были разобраны французской разведкой и частично опубликованы в западной прессе, что было выгодно Бонапарту для изобличения варварства и дикости русских. Кроме того, многие непосредственные участники русского похода Наполеона (среди них были как опытные военные, таки будущий писатель мирового уровня - Стендаль) сходились во мнении, что решающим фактором, обусловившим гибель французской армии, следует признать сожжение Москвы. Их оценки небыли отягощены патриотическими их у ­
    дожественными пристрастиями соотечественников
    Ростопчина.
    Изменило ли это отношение графа к Западу в целом и к Франции в частности, которая продолжала олицетворять собой тренд общественного прогресса Отнюдь
    Ростопчин умирает на Родине, успев едко высказаться по поводу восстания декабристов, одухотворенных идеями свободы, равенства и братства, почерпнутыми все из той же Франции. Обыкновенно сапожники де Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 6 9
    лают революции, чтобы сделаться господами, ау нас господа захотели стать сапожниками».
    Педагогические выводы
    Поскольку я рассматривал книгу Л. Портного с позиции учителя, постараюсь кратко сформулировать педагогические выводы, возникающие по мере знакомства с ней. Выводы эти призваны ответить на главный вопрос нужны ли подобные книги молодежи?
    Книга развивает критическое чутье, формируя исторические воззрения, неискаженные идеологическими и иными мифологемами.
    В свою очередь, критическое чутье помогает выстраивать молодому человеку защиту от манипуляций, арсенал которых сегодня невероятно велик.
    Книга позволяет увидеть дистанцию между идеалом и действительностью и не впадать в ступор от этого
    несоответствия.
    Ее чтение расширяет культурный горизонт, создавая целостную картину исторических и художественных оценок эпохи в их противоречиях и взаимном пере­
    плетении.
    Автор не навязывает читателю готовых мнений, но исподволь формирует историзм мышления, предполагающий сочетание искренней любви к своим традициям с осознанием ценности общечеловеческой
    солидарности.
    Он постепенно подводит читателя к выводу о том, что за железным занавесом, какими бы идеологическими или политическими причинами ни оправдывалось его существование, развитие останавливается, ибо в нормальном культурном организме необходимо кровообращение, которое обеспечивает обмен идеями и столкновение мнений. На этих путях преодоле­
    1 7 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bваются племенные страхи и фобии, предотвращается опасное замыкание культуры.

    Книга предоставляет богатую пищу для выработки объективного взгляда на исторический процесс в единстве всех его сторон экономической, политической, социальной и нравственной.
    Последняя сторона, явно недооцененная сегодня, особенно важна, поскольку, как показывает весь ход истории, обрушению имперских, государственных и прочих построений, представлявшихся современникам незыблемыми, всегда предшествует моральная деградация власти и общества.
    И наконец, книга формирует у молодого человека ответственное отношение к жизни, несовместимое с детерминизмом, какие бы идеологические или религиозные формы он ни принимал.
    ***
    Детерминизм в любой оболочке маскирует рабское отношение к жизни, выраженное в устойчивому беж ­
    дении, что отличных усилий человека ничего не зависит. Но человек - творец своей судьбы, а в определенном смысле и истории. Жизнь и судьба графа
    Ростопчина, сотканного из противоречий русского патриота с мышлением западного скептика, царедворца и крупного администратора, работавшего в предлагаемых эпохой обстоятельствах, тому дока­
    зательство.
    Подводя итог педагогическому анализу книги, отмечу что она решает серьезную задачу воспитания историей. Историческое мышление необходимо каждому человеку, ибо оно не уводит от жизни, а вводит в ее
    глубину.
    Последний вывод, при его явной очевидности, наиболее трудно и болезненно воспринимается в обществе.
    Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 7 1
    поскольку над ним немедленно нависает тень подозрений в антипатриотизме и злокозненном очерни­
    тельстве. Поэтому вновь и вновь приходится, нет, не оправдываться, но терпеливо объяснять, что без этого невозможно привить молодому человеку историческое чутье и глубоко укорененное внутренне чувство правды, оберегающие отложных шагов, за которые потом бывает невыразимо стыдно всю оставшуюся жизнь. Биографии достойных людей показывают что эта миссия выполнима.
    Не говорите То былое,
    То старина, то грех отцов,
    А наше племя молодое Не знает старых тех грехов».
    Нет! Этот грех - он вечно с нами.
    Он в вас, он в жилах и крови.
    Он сросся с нашими сердцами - Сердцами мертвыми к любви.
    За все, за всякие страданья.
    За всякий попранный закон.
    За темные отцов деяния.
    За темный грех своих времен.
    За все беды родного края - Пред Богом благости и сил Молитесь, плача и рыдая.
    Чтоб Он простил, чтоб Он простил.
    Алексей Хомяков^
    Пореформенная мозаика
    Чувство правды
    Коктейль Молотова и патриотический запал в зеркале русской поэзии
    П о-разном у люди оставляют свой след в истории и мифологии. Нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов в сознании миллионов людей планеты прочно ассоциируется с бутылками с зажигательной смесью - Коктейлем М олотова, а для продвинутых пользователей истории еще и с пактом М олотова-Риббент­
    ропа. Подписание международных договоров - прямая обязанность главы внешнеполитического ведомства, но какое отношение нарком иностранных дел имел к простейшему средству борьбы станками Насколько известно, химия и военное дело не входили вкруг его занятий.
    Но мифы не возникают на пустом месте. 30 ноября года Советский Союз нападает на Финляндию предварительно устроив провокацию и обстреляв собственную пограничную заставу. Этот нехитрый прием в сентябре того же года использовали и нацисты для обоснования нападения на Польшу. В разгар войны Хельсинки подвергался постоянным бомбардировкам советской авиации. Между тем, Молотов водном из выступлений заявил, что Советский Союз осуществляет не бомбардировку Финляндии, а доставляет продовольствие голодающим финнам. Финны немедленно стали называть авиационные бомбы корзиной для пикника Молотова», а кассетные бомбы - хлебницами Молотова». Со своей стороны, финская армия стала называть бутылки с за Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 7 3

    жигательной смесью (до этого «polttopullo», или, дословно, горящая бутылка) Коктейлем Молотова». Позднее это финское изобретение было использовано на фронтах Великой Отечественной войны, чтобы восполнить нехватку противотанковых орудий в Красной армии. Нов целом эффективность бутылочных атак против бронетехники оказалась невелика. Для поражения двигателя необходимо было попасть в вентиляционные решетки сзади башни. Немцы стали закрывать вентиляционные решетки сеткой-рабицей. Благодаря этому бутылки пружинили и, не разбиваясь, скатывались с танка.
    Но вернемся к непосредственным обязанностям наркома. Подписанный им в августе 1939 года договор с гитлеровской Германией с некоторых пор вновь стал рассматриваться как могучее оружие в борьбе за патриотическое воспитание молодежи и действенное средство для отражения идеологических атак со стороны западных фальсификаторов истории. Боюсь, что против супостата внешнего эта очередная бутылочная атака окажется малоэффективной, поскольку он защищен могучей броней опубликованных документов, но опалить собственное юношество горючей смесью, состоящей из пропагандистских мифов, замешанных на откровенной лжи, мы имеем все шансы. Любопытно, что пресловутый коктейль воспламенялся с помощью запала, состоящего из серной кислоты, бертолетовой соли и сахарной пудры.
    Начнем с сахарной пудры. Поздней ночью на одном из молодежных каналов две популярные теледивы обсуждают пакт 1939 года, имея весьма приблизительное представление о тех событиях. Недостаток знаний с лихвой компенсируется убежденностью в правоте нашего дела. Я считаю, - заявляет одна из них- что, введя войска, мы оказали неоценимую помощь полякам. Вероятно, в порядке шефской помощи решением от 5 марта
    1940 года была уничтожена элита польского общества. Не только, как принято считать, офицеры, но и представи-
    1 7 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bтели духовенства, крупной буржуазии, почтовые и государственные служащие и др. интеллигенты, люди с высшим образованием. Все эти категории были определены еще до 17 сентября 1939 года (начало вторжения Красной армии на польскую территорию. Прифронтовых войсках были оперативно-чекистские группы, состоявшие из нескольких сотен человек. И им еще до 17 сентября было спущено указание провести среди всего населения занимаемых местностей селекцию , чистку, отправить в заключение определенные перечисленные выше группы поляков. Именно они и были уничтожены решением от 5 марта 1940 года не только в Катыни, но ив Медном и под Харьковом. Грустно проводить параллели, но куда от них деться В германском вермахте, когда он наступал вглубь территории Советского Союза, за войсками шли команды, состоявшие из представителей спецслужб и проводившие чистку занятых территорий. Назывались они зондеркоманды.

    Стоит ли обращать внимание на безответственную болтовню медийных девушек, когда с высокой международной трибуны лидер страны дал исчерпывающую
    нравственно-политическую оценку тех драматических
    событий?
    «Важно понять, что любое сотрудничество с экстремистами, а применительно ко Второй мировой войне - с нацистами и их приспешниками, чем бы это сотрудничество ни мотивировалось, ведет к трагедии. По сути, это и не сотрудничество вовсе, а сговор с целью решить свои проблемы за счет других»®.
    Стоит, ибо надо отдавать себе полный отчет в том, что молодые, красивые, успешные телеведущие для подавляющей части тинейджеров более убедительны, нежели даже первые лица государства, не говоря уже об учителе в старом потертом пиджаке.
    Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 7 5

    Гламурная сахарная пудра соседствует в запале патриотизма с серной кислотой, разъедающей память. Наум приходит недавняя экскурсия наших школьников в поселок Медное близ Торжка. Говоря об абстрактных репрессированных, экскурсовод ни словом не обмолвился об убиенных там 6900 поляках. Толи установку такую получил в связи с обострением международной обстановки (Европарламент поставил знак равенствам еж ду фашизмом и сталинизмом, да и поляки не успокаиваются требуя извинений, а может, врал позову сердца, искренне не желая очернять светлый образ Родины.
    Но хватит о патриотическом запале, поговорим о соли ноне о бертолетовой, а о соли земли, то бишь о людях, обладающих безупречным нравственным чутьем. К их числу относится замечательный русский поэт Иван Елагин. В 1939 году ему шел двадцать первый год. Разумеется этот молодой человек не был посвящен в секретные протоколы, не имел статистики преступных казней, но вот текст его стихотворения, написанного последам событий.

    О, нет ни гнева, ни обиды - Россия - тень, и сердце - тень,
    И все суставы перебиты У городов и деревень...
    Течет исплаканное небо К чужой стране, к чужим дверям...
    То Кремль - гигантская амеба - Вытягивается к морям!
    Рвись, проволока на заставах,
    И пограничный столб - вались!
    В лесах литовских, в польских травах
    Теки,воинственная слизь!
    Быть может, выйдя за пределы,
    Заполня мирты сгинешь в нем.
    Ты станешь грязью поределой - И высохнешь - и мы вздохнем 7 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bПророчества поэтов, как показывает история, сбываются. Но «поряделая грязь по-прежнему склеивает наше сознание. Тем временем в жизнь вступают новые поколения не желающие принимать на себя ответственность запрошлое. Живи на яркой стороне - призывает модный слоган, не грузи себя лишними проблемами. И сегодня многих молодых в равной степени мало интересует и то, как наши деды воевали, и то, как наших дедов забирали».

    Чувство правды - неотъемлемое качество подлинных художников. «Нерасторжима правда и словесность, - писала Белла А хм адулина. Ив своем интервью в Нью Йорке раскрывала эту мысль:
    «Я убеждена, что если человек, одаренный поэтическим талантом, использует его не по назначению, ему придется заплатить за это. Мир его забудет. Когда поэт прибегает к коварству или хитрости, ему конец. Поэзия и мораль неразделимы, и, нарушая нормы морали, вы гарантируете свое самоуничтожение как поэта»^^.
    То же относится к режиссерам, актерам, музыкантами художникам, даже к журналистам, с учетом их невероятной ангажированности. Сюда же отношу и педагогов если, конечно, рассматривать педагогику как творческое занятие. Сохранение и расширение пространства внутренней свободы - альфа и омега любого творчества.
    Особенно трудно оставаться свободными людьми в условиях несвободы. Здесь педагогам, пожалуй, трудней нежели свободным художникам, которые могут создавать свои произведения и до поры класть их в стол, будучи уверенными, что моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед (М.Цветаева). Их изначально зависимое положение вынуждает идти на компромиссы Где при неизбежных компромиссах та тонкая черта, которую нельзя преступать Здесь, по слову поэта, каждый выбирает для себя»...
    Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 7 7
    Могут возразить, что творцы Богом награждены феноменальной интуицией, позволяющей за версту чувствовать фальшь. А что делать обычным людям, незащищенным этой броней из облака (метафора писателя А . Мелихова)? На этот открытый вопрос в свое время отвечало. А. Мень:
    «Так вот, когда мы начинаем учиться отличать добро от зла, когда мы учимся в себе находить вот это поле битвы, как говорил Достоевский, тогда и начинается работа по выращиванию нашей духовности. Это дело каждого человека. Это величайшее творчество.
    Для того чтобы творить, необязательно создавать картины, симфонии, скульптуры. Каждый человек творит свою душу, каждый созидает свою личность. Но созидает ее не в пустом пространстве, а в соответствии с другим Я" и свечным Я божественным»*^^.
    Неостывающий пепел в свете исторической памяти
    Мои выпускники года, с которыми я вел подготовку праздника Последнего звонка, - те самые дети что пришли в первый разв первый класс 1 сентября
    2004 года. В тот самый день и час, когда разворачивалась трагедия в Беслане. Для большей части их ровесников из первой школы Беслана никогда не прозвучит Последний звонок. Незадолго до окончания учебного года я побывал в этой, а точнее, в заново отстроенной, прекрасно оборудованной й школе. Предстояла встреча с учителями для обсуждения наших чисто профессиональных педагогических проблем. Но предварительно коллеги привезли меня на место Катастрофы, где все оставлено в неизменном виде, как было тогда, только накрыто куполом Снесенная крыша спортивного зала, обугленные стены в центре православный крест, вокруг цветы. Мы все видели этот мемориал на фотографиях ив новостных лентах. Но одно дело - смотреть в экран, и совсем другое -
    1 7 8 Евгений Ямбург БЕСПОШ АЦНЫ Й УЧИТЕЛЬ быть там. Подавляет, парализует волю, как выражаются современные подростки, сносит крышу».

    Вскоре после Второй мировой войны философ и композитор Теодор Адорно поставил жесткий вопрос Возможна ли поэзия после Освенцима?» А педагогика после Беслана? Вопросы из одного ряда. Имеет ли смысл вести речь о педагогических технологиях в частности и о пользе просвещения в целом при таком уровне одичания, продемонстрированного нелюдями, имевшими, как минимум, среднее образование Понятно, что Холокост и единичный теракт - явления разного масштаба и происхождения, нов обоих случаях цинично уничтожались заведомо слабые и беззащитные.
    Так возможна ли педагогика после Беслана? Рискую высказать предположение возможна. Но другая В поэзии к ангшогичному выводу пришел современный российский поэт М. Амелин, потерявший друга в результате взрыва в московском метро.
    Каждый божий день, кроме выходных и праздничных, когда без надобности особой смысла нет из дому выдвигаться в сторону центра, с невыносимым скрежетом, скрипом, сипом, визгом и лязгом, царапающими дерущим насквозь барабанные перепонки, на сумасшедшей скорости поезд подземный привычно проносит меня мимо того самого места, между Автозаводской и Павелецкой, где моего приятеля, не из близких, тихого человека и семьянина, каких еще поискать, собутыльника мирового и страстного книжника, ни гроша не стяжавшего честным себе трудом.
    Борю Гелибтера (помяни в молитвах имя его, живущий) разорвало в куски вовремя взрыва шестого февраля две тыщи четвертого года от Рождества Христова Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 7 9
    и приходят мне в голову то проклятия гневные:
    «Тем, кто отдал, не дрогнув, страшный приказ, и тем, кто, сознавая и ведая, что творит, исполнил, пусть не будет покоя ни на том, ни на этом свете, нив холодных могилах, нив жарких постелях телам их не спится, а душам готовится кара сугубая - то предчувствия смутные, мол, если общего дела философ окажется прав и точнейших данных для грядущего воскрешения понадобится цифирь, можно будет ее почерпнуть отсюда, ив опровержение горьких слов иного мыслителя доказать, что поэзия после Освенцима и ГУЛАГа, кровавых революций и войн, Хиросимы, Багдада, Нью-Йорка может быть, но какой - кто знает, - возможно, такой За пятнадцать минут до другого теракта - на Пушкинской плош;ади в августе 2000 года - я прошел потому самому подземному переходу со связкой книг, купленных неподалеку в магазине Москва. Повезло...
    Коллеги из й школы подарили мне книгу Пепел
    Беслана». Бесхитростные рассказы тех, кто чудом уцелел в катастрофе учителей, детей, родителей. Читать ее больно до сердечных спазмов. Из разрозненных свидетельств очевидцев складывается достаточно полная картина, проясняющая многие вопросы, на которые ни тогда, ни сегодня таки не получены исчерпывающие от­
    веты.
    Давать ли эту страшную книгу читать московским детям Несомненно. Нос какой целью С целью формирования исторической памяти, которая не может строиться на греющих душу сказках и мифологемах, на замалчивании неприятных событий и явлений. При этом не столь важно, касается ли это количества заложников (первоначально СМИ давали явно заниженную цифру 324, хотя любому здравомыслящему человеку было очевидно, что 8 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ ЭТО трусливое желание приуменьшить масштабы трагедии) ИЛИ подробностей освобождения Освенцима. - Везде недосказанности рождают фальсификации исторических событий, с которыми мы начинаем доблестно бороться, отстаивая историческую правду.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38


    написать администратору сайта