Главная страница
Навигация по странице:

  • 2020 года появился термин государство - цивилизация. Как справедливо подметил социолог ДБ. Донду

  • ЧТО нынешнее состояние культуры и нравственности

  • С педагогических позиций оправдание зла, какими бы прагматическими соображениями оно ни диктовалось губительно для становления растущего человека. Здесь я полностью солидарен с позицией ГСП омеранца.

  • Разницу в геополитических и педагогических взглядах на историю проясняет медицинская аналогия. Воспитание историей является горьким, но необходимым стране лекарством. Поверх барьеров

  • Как известно, оба народа подверглись депортации, но сводят счеты вместе высылки.

  • Размытые метафоры и ментальные эмоции

  • Повседневная жизнь людей в оккупации

  • Заразность антисемитизма Люди, хорошо помнившие довоенные годы в СССР, в один голос утверждают, что до войны массового бытового

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница11 из 38
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   38
    Подвергая критике авторов учебников, навязавших школе цивилизационный подходя, как никто другой понимаю деликатность их положения. Куда им, бедным, деться, когда в Программе развития культуры до
    2020 года появился термин государство - цивилизация. Как справедливо подметил социолог ДБ. Донду- рей, это означает, что в перспективе мы обречены на культурный код отдельности. Стремление на закрепление такого кода настраивает на избирательное восприятие сигналов особого рода. Среди таких сигналов немало все тех же мифов.

    Не так давно на одном из очередных высоких совещаний где обсуждались стратегия и тактика борьбы с клеветниками России, культовый актер советского кино заявил 2 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    ЧТО нынешнее состояние культуры и нравственности - результат реализации плана Даллеса по разложению российской ментальности. Не желая обидеть замечательного артиста, я осторожно заметил, что никого плана Даллеса в природе не существовало, историки давно опровергли этот миф. И тут же получил в ответ изумленную реплику народной избранницы, возглавляющей одну из серьезных комиссий в парламенте Как же так Плана не было, но все же сбылось. Ну что тут скажешь?

    На закрепление кода отдельности работают не только мифы, но и прагматически понимаемые геополитические и экономические интересы страны, побуждающие действующих политиков и парламентариев возводить вокруг нее защитные идеологические укрепления. Руководствуясь этими утилитарными соображениями, они немедленно формируют заказ академическим учеными авторам школьных учебников.
    Стоило ПАСЕ поставить знак равенствам еж ду тоталитарными гитлеровскими сталинским режимами, как немедленно сработала защитная реакция, зафиксированная в репрессивном законе, предусматривающем уголовную ответственность за уравнивание нацизма и сталинизма, публичное навязывание однозначных негативных оценок деятельности руководителей советского государства, от кого бы они ни исходили. Те же рекомендации предписывают не допускать дискредитации имеющихся достижений в различных сферах
    социально-экономической жизни.
    На практике это означает, что обвинения в нелояльности со всеми вытекающими административными последствиями рискует получить любой учитель, посмевший в классе высказать (публично навязать) иную точку зрения. Например, такую диктаторы отличались лишь тем, что фюрер уничтожал преимущественно другие народы по расовому признаку, а генералиссимус пере-
    Глава V. Утомленная Клио 1 2 5

    малывал собственный в сопоставимых масштабах. Что же касается достижений в других сферах социально экономической жизни, то тут еш;е можно поспорить кто из них был более эффективным менеджером. Но такая объективная постановка вопроса по поводу фюрера в современной Германии чревата уголовным
    наказанием.
    С педагогических позиций оправдание зла, какими бы прагматическими соображениями оно ни диктовалось губительно для становления растущего человека. Здесь я полностью солидарен с позицией ГСП омеранца. Пройдя войну, в свои девяносто с лишним лет он демонстрировал поразительную точность оценок:

    «Мы до сих пор не сумели отделить оттени кровавого деспота народные подвиги при обороне Одессы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда, Тулы, и безымянные подвиги бойцов, погибающих на своем рубеже, и беспечную удаль танкистов, сделавших ненужной атомную бомбу в Европе...И вот до сих пор мы толчемся между правдой и кривдой, между чувством вины соратников Сталина и чувством гордости победителей Гитлера. А безнравственной ясности нельзя бороться с гнилью, разъедающей наше общество, и нельзя отбросить призраки прошлого, за которыми прячутся цинизм и бесстыдная ложь»®.
    Разницу в геополитических и педагогических взглядах на историю проясняет медицинская аналогия. Воспитание историей является горьким, но необходимым стране
    лекарством.
    Поверх барьеров
    Преподавание всех гуманитарных дисциплин и истории в первую очередь должно служить укреплению основ достойного человеческого существования. Как достичь 2 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bэтого На что опереться Рискну высказать предположение, что таким основанием может стать антропологический подход.
    В русле такого подхода чрезвычайную ценность приобретает трагический, но благотворный опыт сохранения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе. Не менее важно раскрыть молодым поколениям причины и симптоматику разнообразных духовных срывов притязание на абсолютную полноту истины опасное знание о том, в чем состоит благо другого черно-белая картина мира, предполагающая деление на своих и чужих демонизация чужих и идеализация своих нетерпимость, агрессия как средство внутригруппового сплочения вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории и культуры возвышенная звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти.
    Сознательно выделяю лишь одну сторону антропологического подхода, который в целом, конечно же, предполагает воспитание любви к родному пепелищу, но именно эта сторона по отмеченным выше причинам опасливо обходится учителями истории. Между тем, без обсуждения юношеством на разнообразном историческом материале таких вопросов трудно надеяться на укрепление духовной безопасности общества и сохранение целостности государства. Эти две задачи совпадают Кто, как ни школьные учителя истории, призваны формировать потребность к диалогу, в основе которого -
    терпимость?
    Сложнейшим препятствием для развертывания диалога является эгоизм боли. Эта проблема хорошо иллюстрируется польским примером. Очевидно, что главная
    Глава V. Утомленная Клио 1 2 7
    историческая травма евреев - Холокост. Будучи освобожденными Красной армией, некоторые из уцелевших евреев охотно пошли работать в спецслужбы социалистической Польши. Но главная историческая драма для поляков - советское закабаление. Так столкнулись две боли, что привело к послевоенным еврейским погромам. Поляки в последние годы с трудом находят в себе мужество открыто обсуждать этот нелицеприятный сюжет своей истории.
    Подняться над собственной болью способен не каждый Но такие примеры есть * Шел 1946 год. В Швейцарских Альпах собралось учредительное собрание Общества морального перевооружения. Инициатором его был пастор Фрэнк Бухман. На собрание съехались представители многих европейских стран, не было лишь немцев. Бухман предложил позвать и их. Поморщились и пригласили. Но как только немецкая делегация вошла в зал, поднялась и демонстративно вышла французская. Во главе ее была социалистка, участница Сопротивления Ирэн Лор, на глазах у которой гестаповцы замучили сына.

    Фрэнк Бухм ан задал ей лишь один вопрос Как вы, социалистка, представляете себе будущую Европу без Германии » Ирэн Лор думала 36 часов. Затем вернулась в зал и поднялась на трибуну. Наступила пронзительная тишина. Немцы сжались, ожидая гневных и по-чело­
    вечески вполне оправданных обвинений в свой адрес
    Ирэн Лор принесла извинения немецкой делегации зато, что не смогла справиться с охватившей ее нена­
    вистью.
    Случай мгновенно стал известен во всей Германии. После чего, не только по указанию союзников, возникло то самое немецкое покаяние. Но есть и другая параллельная правда немецким обывателям, заикавшимся о том, что 2 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    нельзя, мол, всё охаивать, ведь при Гитлере было много и хорошего, не выдавали продуктовые карточки до тех пор, пока они не совершат принудительной экскурсии в один из концлагерей. Возвратившимся в слезах гражданам новой Германии карточки отпускались * В нашей стране нет ни одного народа, включая титульную нацию, кто не носил бы в сердце историческую травму Продолжать сравнивать, чья боль больнее, - значит подрывать основы гражданской идентичности, доводя ситуацию до того состояния, которое зафиксировал В. Высоцкий в песне, записанной на грозненском телевидении незадолго до смерти:
    Воспоминанья только потревожь я - Всегда одно На помощь Караул!..»
    Вот бьют чеченцев немцы из Поволжья,
    А место битвы - город Барнаул.
    Как известно, оба народа подверглись депортации, но сводят счеты вместе высылки.
    Историческая трактовка голодомора как геноцида исключительно украинцев - из того же разряда эгоистичной трактовки общих исторических травм.
    Преодоление эгоизма боли - одна из важнейших задач школьных курсов отечественной истории. Отсюда следует важный историко-педагогический вывод, помимо прочего, находящий подтверждения в психотерапевтической практике любые личностные или исторические травмы бесполезно и даже опасно загонять внутрь путем замалчивания. Подобно минам замедленного действия, рано или поздно они взорвутся, чему мы уже были свидетелями на рубеже веков. Люди - ив первую очередь вступающие в жизнь поколения - нуждаются в глубоком осмыслении прошлого. На первый взгляд глубокое осмысление прошлого - прерогатива профес-
    Глава V. Утомленная Клио 1 2 9

    сионалов. Но здесь речь идет не о мертвой цеховой учености, а о постепенной выработке у юношества мудрого взвешенного, сострадательного отношения к истории В этом ракурсе проблема приобретает исключительно педагогическое значение. Для ее решения необходим долгий откровенный разговор на самые болезненные темы. Самое трудное для педагога - взять правильный тон в таком разговоре, пройти между Сциллой горячего историзма и Х арибдой холодного пессимизма Но прежде всего, с учетом главных уроков X X века долгий разговор необходим для того, чтобы наши детине превращались в палачей.
    «Новый мир. С. Пом еран ц ГС. Запоздалая тень победы, h ttp s ://w w w .n o v a y a g a z e ta .ru / a rtic le s/2 0 1 0 /0 7 /1 4 /2 5 0 6 -za p o zd a lay a -te n -p o b e d Глава Понимание истории - вопрос научной совести
    Пусть долгим будет разговор
    Учительские размышления над книгой Л. Симкина Коротким будет приговор»^
    Сегодня, когда вконец запутавшиеся в идеологических соснах взрослые пытаются с помощью унифицированного учебника истории наставить на путь истинный подрастающее поколение, им самим не мешало бы разобраться во многих травмирующих проблемах нашего прошлого. В этой связи появление книг, опирающихся на черствый и горький хлеб фактов, подвергнутых сдержанному содержательному, а не только эмоциональному анализу, одинаково полезно и взрослыми юношеству. Именно к таким работам я отношу книгу Л. Симкина Коротким будет приговор. По отношению к пособникам нацизма, совершившим кровавые преступления (а именно о них идет речь в книге, приговоры были действительно короткими и беспощадными Но разговор на эту больную тему требуется долгий. Но обо всем по порядку.
    Размытые метафоры и ментальные эмоции
    По понятным обстоятельствам, тема коллаборационизма сегодня на слуху, что вполне естественно в условиях нагнетания военного психоза. Обвинения в предательстве национальных интересов, принадлежности к пятой колонне звучат по обе стороны баррикад, разделяющих непосредственных участников и сторонних, но от этого ничуть не менее пылких наблюдателей конфликта на Юго-Востоке Украины. Похоже, что посторонних в этой страстной полемике нет, ибо разрыв во взглядах и оценках проходит сегодня по семьям, затрагивая
    Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 3 3
    детей, которые, какими положено, задают детские вопросы А что такое коллаборационизм Детские вопросы, как правило, - самые трудные. При ответах на них не отделаться словарными определениями умышленное, добровольное сотрудничество с оккупантами Ребята мыслят конкретно, живо и непосредственно реагируя на то, что видят своими глазами например на Арбате некоторое время назад висели фотографии активистов так называемой пятой колонны. Наивный, ноне лишенный основания вопрос А что, нас уже оккупировали » Но оставим на время в стороне политические тяжбы.
    В книге профессионального юриста Л. Симкина речь идет о тех, кто действительно пошел на сотрудничество с оккупантами, запятнав себя кровавыми преступлениями. Источниками для нее послужили материалы судебных процессов, которые начались в СССР, по мере освобождения оккупированных территорий и продолжились вплоть до восьмидесятых годов прошлого века. Возвращение термину его подлинного смысла и точной юридической трактовки - это по нынешним временам уже немало, поскольку мы зачастую имеем дело с размытыми метафорами, которые бьют наотмашь по нашим глубоким эмоциям.
    Удивляться этому не приходится. У людей, переживших войну, и моего послевоенного поколения - реакция на термин коллаборационизм жесткая и однозначная Родственники моей мамы погибли на Харьковском тракторном заводе. Еврейских детей, рожденных после Катастрофы, нарекали именами в память погибших. Потому их называли поминальными свечами Я и сам такая поминальная свеча, получивший имя тети, уничтоженной в Севастополе. Карательные акции оккупанты производили руками местных жителей. Вот почему при любых политических раскладах невозможно принять оправдание задним числом тех 3 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ организаций, деятельность которых сегодня пытаются романтизировать, представляя их идейными борцами против сталинской тирании Об этом читаем в книге Л. Симкина. И все же, кого считать коллаборационистом Вопрос не праздный, поскольку ныне в пылу политических баталий возникают экзотические оксюморонные определения, например
    «жидобендеровцы» и др.
    В поисках ответа на этот вопрос автор неизбежно выходит за рамки юриспруденции, ибо за томами уголовных дел фиксирующих преступные деяния палачей, встает, намой взгляд, главная тема книги, которая до сих пор не получила достаточного освещения.
    Повседневная жизнь людей в оккупации
    Что мы знаем о повседневной жизни семидесяти миллионов людей, оказавшихся на оккупированных территориях Наши представления почерпнуты из советских фильмов повествующих о героической борьбе подпольщиков соблюдавших строгую конспирацию, организовавших мощный отпор врагу. На память немедленно приходит эпизод фильма, где с помощью пароля и отзыва проверяется надежность явки- У вас есть славянский шкаф- Шкаф продан. Осталась никелированная кровать с тум­
    бочкой.
    На деле в организации сопротивления не все обстояло так картинно. История киевского подполья, представленная в книге по материалам уголовных дел, - тому доказательство. Чего стоит хотя бы тот факт, что во главе киевского подпольного горкома оставили человека с ярко выраженной семитской внешностью, из-за чего он не мог даже выйти на улицу. Что это - отсутствие у спецслужб информации о расовой политике нацистов Не думаю . Скорее всего, обычные чиновничьи
    Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 3 5
    формализм и разгильдяйство, характерные для нашей государственной машины вовсе времена.
    Но оставим на время в стороне как палачей, которых оказалось избыточно много, таки героев сопротивления часто действовавших не благодаря, а вопреки мудрым указаниям центра. Обратимся к жизни рядовых обывателей. И хотя в известной советской песне утверждалось, что у нас героем становится любой, это явное преувеличение. Среди семидесяти миллионов большинству приходилось как-то выживать. Строго говоря, не Л . Симкин первым обратил внимание на эту сторону жизни на оккупированных территориях Будучи молодым учителем и впервые еш,е в самиздате прочитав Архипелаг ГУЛАГ, я был поражен той оценкой, которую дал АИ . Солженицын своими моим коллегам педагогам, продолжившим обучение детей в школах на территориях, занятых врагом.
    «А школьные учителя Те учителя, которых наша армия в паническом откате бросила сих школами и сих учениками - кого на год, кого на два, кого на три.
    <...>
    Все знают, что ребенок, отбившийся от учения, может не вернуться к нему потом. Так если дал маху Гениальный Стратег всех времени народов, - траве пока расти или иссохнуть детей пока учить или не учить <...> Такой вопрос почему-то не возникал нив Дании, нив Норвегии, нив Бельгии, ни во Франции. Там не считалось, что, легко отданный под немецкую власть своими неразумными правителями или силой подавляющих обстоятельств, народ должен перестать жить. Там работали и школы, и железные дороги, и местные самоуправления.
    <...>
    Конечно, за это придется заплатить. Из школы придется вынести портреты с усами и, может быть, внести портреты с усиками.
    Елка придется уже не на Новый года на Рождество, и директору 3 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ придется на ней (и еще в какую-нибудь имперскую годовщину вместо октябрьской) произнести речь во славу новой замечательной жизни, - а она на самом деле дурна. Но ведь и раньше произносились речи во славу замечательной жизни, а она тоже была дурна»®.
    Так считать ли учителей, которые по большей части были репрессированы после войны, пособниками врага или нет Ответ очевиден. Нельзя ставить на одну доску палачей и людей, не по своей вине оказавшихся в экстремальных обстоятельствах.
    Справедливости ради, надо отметить, что расширенное понимание коллаборационизма было присуще не только нам. Во Франции в послевоенные месяцы вошло в обиход определение горизонтальный коллаборационизм относящееся к женщинам, вступавшим в интимные отношения с немцами. Шельмование их сопровождалось
    обритием голов, прочими символическими, а порой вполне реальными расправами. Самосуд - они в ликующем Париже самосуд. За боль утрат рассчитывались люто.
    Повседневная жизнь людей, проступающая в книге сквозь строки уголовных дел, дает богатую пищу для размышлений. На оккупированных территориях открывались частные магазины, кафе и парикмахерские, работали театры, которые выдавали идеологически выверенный репертуар. Так, в орловском кукольном (!) театре су с­
    пехом шел спектакль Толстый жиденок». Массированная нацистская пропаганда не могла не оставить след в сознании и душах людей, среди которых были дети и взрослые. Здесь вслед за автором придется затронуть еще одну больную тему.
    Заразность антисемитизма
    Люди, хорошо помнившие довоенные годы в СССР, в один голос утверждают, что до войны массового бытового
    Глава VI. Понимание истории - вопрос научной совести 1 3 7
    антисемитизма почти не было. Расцвел он пышным цветом в конце сороковых - начале пятидесятых годов Казалось бы, этот феномен имеет понятные объяснения Входе войны изменился идеологический дискурс государства интернационализм уступил место державным ценностям, война стала священной и отечественной для сплочения против врага пришлось призвать тени великих русских полководцев прошлого, опереться на авторитет полузадушенной РПЦ. После победы эта линия была усилена идеологическими кампаниями с явно антисемитским подтекстом разгром еврейского антифашистского комитета, борьба с космополитизмом дело врачей. Всё так, но перечисленные предпосылки и вехи становления государственного антисемитизма не дают ответа на один неудобный вопрос каковы эмоциональные и психологические корни неподдельного искреннего массового воодушевления населения, с которым были встречены эти кампании?
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   38


    написать администратору сайта