Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
стоящего. Если обращение к истокам , включая религиозное воспитание детей, приветствуется у так называемых малых этносов: калмыков, башкир, татар (хотя последних не отнесешь к народам небольшим, то почему державная православная Русь нем ож ет быть предметом культового поклонения русских Следовательно, учительница, предложившая первоклассникам выучить вышеупомянутое стихотворение Никитина, имеет на это полное право. С другой стороны, если бы Россия осталась в границах X IV -X V веков, то могла бы, хотя и с некоторыми оговорками, считаться православной. Но, расширяя свою территорию и присоединяя народы, она самим ходом истории была поставлена перед выбором. Либо полагаться исключительно насилу (державность от слова держать, ограничивая в правах народы и инославые конфессии, и тем самым постепенно расшатывать себя изнутри, либо, по слову поэта, научиться в мире без Рос сий, без Латвий жить единым человечьим общежитием Б. Маяковский). Б конечном итоге, притягательность последнего тезиса бросила в горнило революции молодых идеалистов. Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 0 1 детей разных народов, включая Павку Корчагина. Чем обернулся их романтизм, слишком хорошо известно Ставка в который раз была сделана насилу, и человечье общежитие на поверку очень скоро оказалось ГУЛАГом Но благородный порыв, запечатленный талантливым писателем страдальцем, отпечатался в народном сознании, а затем , будучи искусно усиленным стараниями хорошо налаженного пропагандистского аппарата приобрел черты осветляющего души предания. Оно до сих пор способно волновать душу. Без таких преданий как справедливо отмечал еще П Я . Ч аадаев, не происходит нравственного возмужания и взросления народа Следовательно, и подвиг Николая Островского еще способен послужить, как говаривали в середине прошлого века, делу воспитания подрастающего поколения. Так что же выходит в деле воспитания все средства хороши лишь бы помогали противостоять всеобщему падению нравов Глубоко неверная, фальшивая в своей основе мысль. Да, все мы родом из истории, а ее, как известно, невозможно игнорировать. Однако представлять историю пыльным сундуком , из которого по мере необходимости позволительно произвольно и безнаказанно вытаскивать на свет все что угодно - знамена, символы мифы, до крайности опасно. При таком утилитарном подходе, продвигаясь в полной темноте, мы рискуем невзначай открыть ящик Пандоры, из которого немедленно вырвутся на волю бесы всех мастей, способные, как они не разу же доказывали, закружить и сбросить нас в очередную бездну. Н ационали зм , клерикализм, коммунизм сегодня сплетаются хвостами воедино, поочередно принимая благородно возмущенные позы то радетелей нравственности, то хранителей устоев и традиций. Так на свет Божий появляются монстры православный сталинизм либеральный фашизм и др. На чем они ловят нас, неис 1 0 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bкушенных Прежде всего, на великой жажде культурного синтеза, стремлении максимально вобрать в себя все без изъятия прошлое и тем самым понять, наконец, свое подлинное место в настоящем и будущем. Иными словами, на все той же пронзительной тоске по культурной и цивилизационной идентичности. На поверку вместо искомого синтеза предлагается убогая эклектика, карнавальный костюм, наскоро, на живую нитку сшитый из одежд разных эпох. Сквозь такое облачение, которое при первой же попытке натянуть его на себя немедленно трещит по всем швам, слишком явно просвечивают лицемерие, ханжество и цинизм Ведь им, бесам, по большому счету глубоко безразличны и пути русского православия, и трагедия юноши, бросившего собственную жизнь на алтарь ложной идеи. И то и другое, при серьезном к себе отношении, способно сегодня дать пищу уму и сердцу молодого человека. Н е тут-то было. К чему все эти сложности, когда сохраняется и даже укрепляется несокрушимая уверенность в эффективности и действенности простых незамысловатых решений Стройными колоннами пропустить максимальное количество классов через музей навязать несмышленым первоклассникам малопонятное им декларативное стихотворение, объявить день изгнания поляков из Москвы общенациональным праздником завершения смуты (будто бы она у нас когда-нибудь завершалась) и т.п. Так, растерянность одних дополняется ретивостью других, а в итоге — мы не только не обретаем а все более теряем себя. Но оставим в стороне всяческую бесовщину, хотя диагностика ее бесчисленных проявлений и помогает уберечь учителя отложных шагов. Гораздо важнее иное сквозь исторические заросли, идеологические завалы и мифологические нагромождения прорубиться, наконец, к магистральному педагогическому пути. Где он? Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 0 3 Священник о. Александр Мень как-то заметил: «Когда мы что-то критикуем, возмущаемся чем-то, то мы опираемся на некую моральную платформу. Должны опираться. Если у нас нет платформы, то наши отрицания - рефлексивного свойства. Они ни на чем не основаны и похожи на утверждения молодых людей фашизм прав и т.д. Надо укреплять и формировать моральную базу. Это главное (Выделено мной. - Е.Я.) Лучш е и яснее не скажешь! Большая чистка Какие книги поставить на золотую полку нашего школьника? Сегодня горячо обсуждается вопрос о золотой полке, суть которого сводится к тому, чтобы отобрать сто книг, обязательных для прочтения всеми без исключения гражданами России. Скажу сразу - к самой идее отношусь серьезно, поскольку вижу в ней косвенное признание ведущей роли культуры и образования в решении всех без исключения проблем страны. Любой практикующий педагог видит как на глазах падает интерес к чтению. Сегодня, поданным социологов, подросток по своей инициативе читает в год в среднем четыре с половиной (!) книги. При такой статистике сто книг, обязательных для прочтения, выглядят как человечества сон золотой. Опытные учителя литературы даже в старших классах, знакомя молодых людей с классикой, вынуждены прибегать к приему комментированного чтения. Раньше этот прием применялся преимущественно в младшей и средней школе. Можно сколь угодно ругать догматическую систему советского образования, но поскреби сегодня хоть любого бомжа среднего или старшего поколения - и из остатков памяти он вытащит Мой дядя самых честных правил 0 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Справедливости ради, следует признать, что падение интереса к чтению ум олодеж и - общемировая тенденция. Недавно тонкий социолог культуры ДБ. Дондурей с грустной улыбкой поведал, что один из богатейших людей мира, президент компании «1КЕА» Микаель Ольс- сон, чутко улавливающий тенденцию развития экономической ситуации, отдал распоряжение о прекращении производства книжных полок. Ничего личного. Бизнес есть бизнес. Пока, к счастью для нас, данное распоряжение касается лишь Германии. Так что в скором времени мы будем вынуждены искать в магазинах ту самую золотую полку, на которую следует водрузить отобранные сто книг И дело не только в переносе текстов на электронные носители. Уж на что немцы серьезно относятся к истории нацизма, но недавно они, учитывая особенности молодежного восприятия, как большое педагогическое достижение представили историю нацизма в комиксах. Для людей солидных (пожилых) такая форма подачи трагедии немецкого народа выглядит едва лине кощунством. Педагогический реалист, разведя руками, скажет А что делать Виной форме они, молодые, ничего не воспринимают Что касается нас, тоне исчерпав до конца резервы авторитарной педагогики, под дулом ЕГЭ, грозя всеми казнями египетскими, мы пока в состоянии заставить подростков овладеть хотя бы минимумом из богатого наследия русской классики. Но при этом следует понимать, что бесценные для нас тексты молодые люди читают совсем другими глазами Русская классика - она оком и о чем О лишних людях униженных и оскорбленных, о тонких рефлексирующих натурах, мучающихся угрызениями совести, ставящих перед собой последние вопросы бытия. Короче говоря о неудачниках. М ежду тем ориентация исключительно на успехи карьеру последние годы настойчиво внедряется в сознание Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 1 0 5 юношества. Она, выражаясь современным птичьим языком, - тренд воспитания и одновременно драйвер модернизации. Модные термины, намой взгляд, точно выражают тенденцию, но уводят в сторону от оценки сдвигов произошедших в последние десятилетия в обш;ественном сознании. Русский язык, как чуткий индикатор, эти сдвиги фиксирует. Еще четверть века назад слова самодостаточный и амбициозный произносились с отрицательным эмоциональными оценочным оттенком. Самодостаточный - что-то вроде надутого индюка. Амбициозный - читай ориентированный на карьеру любой ценой. Такой ради достижения поставленной цели по трупам пойдет Сегодня это скорее положительные оценки качеств лич ности. В брачном объявлении читаем самодостаточный молодой человек ищет самодостаточную спутницу жизни Ну и кого из героев классической русской литературы мы можем назвать самодостаточным Ч ацкого, Онеги на, Печорина, Обломова? Каждого из них современный молодой человек может на своем наречии попросту назвать лохом. И будет по-своему прав, поскольку сомнения и метания в условиях жесткой конкурентной борьбы неизбежно будут тормозить быстрое продвижение к успеху. Доводя эту крамольную мысль до логического завершения, следует признать, что великая русская классическая литература - тот самый балласт, который следует сбросить с кораблям одернизации. Поразительно, как все в нашей истории повторяется. И сегодня не подростки, а вполне половозрелые, прогрессивно ориентированные беллетристы не стесняются разделять эту обновленческую позицию. В предельно заостренной форме на нее (позицию и автора) отреагировал поэт Тимур Кибиров. 1 0 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ В телевизионной программе Писателя Виктора Ерофеева Писательница Мария Арбатова Заявила буквально следующее: «Стыдно (Или даже она сказала «преступно»?) Внушать детям, что Татьяна Ларина Поступила правильно!» В смысле, надо было наставить генералу рога И предаться безумию страстей... Я это слышал собственными ушами И видел глазами. Похоже, любезный читатель. Совсем уже скоро Прелюбодеяние будет вменяться Впрямую обязанность Всем уважающим себя женщинам. Мораль: Воспитательниц детсада Предлагаю обязать Деткам объяснить, как надо Было Тане поступать! Да и мертвую царевну Осудить пора бы гневно - Это ж просто стыди срам Не давать богатырям!^® На противоположном полюсе - традиционалисты , защищающие неокрепшие детские души от тлетворного влияния Запада. О днажды мне пришлось давать экспертную оценку образовательной программе школы, расположенной водном небольшом городе Центральной России. Что дала этому городку, где большинство людей лишено работы, открытость миру Рост преступности, наркомании и проституции. Директор школы - женщина средних лет с печальными глазами. Она пережила личную трагедию: Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 1 0 7 наркоман убил ее сына. В соответствии с образовательной программой ее школы на золотой полке книг преобладают жития святых и Домострой, а в программе физической культуры предполагалось восстановление традиции кулачных боев. Таково ее понимание своей педагогической миссии в ответ на вызовы глобализма. Кто осудит эту женщину Нос голыми кулаками против высокоточного оружия не выстоять. Разумеется, это метафора, равно как и золотая полка. Дело не только и не столько в подборе обязательных для прочтения произведений. Все гораздо глубже. (Я сознательно ухожу от политических предпочтений, в соответствии с которыми антисталинисты поставят на полку Жизнь и судьбу Гроссмана, а люди, испытывающие фантомные боли от утраченной империи, романы П роханова.) Антропологическая суть проблемы вином как скрестить в нашей ментальности прагматичного Штольца и героя с тонкой душевной организацией - Обломова? По этой веской причине предлагаю обязательно поставить на золотую полку роман Гончарова. Да, современные школьники смеются над Татьяной которая не уходит от нелюбимого мужа. Для них это экзотика. Что не приводит в отчаяние МЛ. Гаспарова: «Нечего смеяться, просто в той пушкинской экзотике были свои правила игры странные, но связные. В самом деле, ведь реализм XIX века на самом-то деле привлек когда-то читателей неправдой жизни, а экзотикой, психологической экзотикой и экзотикой социальной диалектикой душевных движений и картинами быта тех слоев общества, с которыми читатели романов в жизни очень мало сталкивались»^'*. В другом месте ученый прочерчивает пути передачи шедевров культуры следующим поколениям 0 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Для ТОГО чтобы сохранить памятники прошлой словесности, нужно две вещи, давно известные всем традиционалистским культурам канон и комментарии. В Греции были выделены в канон столько-то эпиков, столько-то трагиков, девять лириков, десять ораторов, они стали предметом изучения в школах, а все остальные были заброшены. Стали предметом изучения в школах - значит, стали обстраиваться комментариями, дополнениями к комментариям, извлечениями из комментариев и т.д. В них не только пояснялись имена, реалии и пр, но и раскрывались метафоры, отмечались особые случаи словоупотребления, выразительные ритмы и т.д. Мы разучились делать такие комментарии даже к собственной классической литературе а когда в массовой серии вроде Школьной библиотеки или Классиков и современников издается, скажем, Евгений Онегин без единого примечания (разве что к иностранным словам) - это уже равносильно издевательству»^®. Очевидно, что создание золотой полки, иными словами, сохранение канона - дело тонкое, сугубо профессиональное, не терпящее грубого административного вмешательства. Между тем, агрессивное вторжение на суверенную территорию культуры с некоторых пор осуществляют чиновники и ведут себя там, как слон в посудной лавке. За примерами далеко ходить не приходится. Страна праздновала юбилей замечательного писателя Бориса Басильева. Б это же время глава администрации г. Смоленска расторг контракт с директором й школы Бладимиром Карнюшиным. Бладим ир Анатольевич- неслучайный человек в школьном деле, работает в системе образования 29 лет. На его беду, он не только педагоги руководитель школы но еще и ученый, кандидат филологических наук, автор четырех монографий, исследователь творчества своего земляка, писателя-фронтовика Бориса Басильева, созда- Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 0 9 тель школьного музея его памяти. В Москве готовилось открытие памятника этому замечательному писателю федеральные каналы показали А зори здесь тихие. Как ни говори - это уже классика советского кинематографа Не говоря уже о культовом фильме Офицеры, сценарий которого также принадлежит писателю. А пока в семнадцатой школе прошла международная конференция, посвященная его творчеству. Действительном еж дународная, поскольку наряду со школьниками в ней приняли участие делегации из Китая и Германии, где Бориса Васильева ценят, переводят, читают взрослые и дети. И где же еще собраться накануне юбилея, как не на родине писателя, в школе, где стараниями директора и его коллектива создан музей памяти знаменитого навесь мир земляка? Поразительно, но вскоре после этого события, которое, казалось бы, делает честь городу, директор Владимир Карнюш ин был уволен. Закон позволяет сегодня учредителю уволить любого руководителя школы без объяснения причин. Но на сей раз объяснения последовали. Глава администрации озвзшил официальную версию лаконично Семнадцатая школа превратилась в островок депрессивности и безнадежности. Второй страшный грех директора - он незаконно ввел в школе предмет история мировых ре лигий». Итак, эффективный сити-менеджер уволил директора школы за безнадежность. Видимо, сегодня бодры надо говорить бодрее, а веселы - веселее. Если кто забыл, это фраза начальника пионерского лагеря из фильма другого классика - Элема Климова Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен. Так, капля за каплей, уже в новейшее время из школ выдавливают совестливых думающих педагогов - они становятся посторонними. Отчего так? Убежден, никакой команды сверху на увольнение не поступало, школа на хорошем счету, отмечена призами 1 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ И наградами, ученики и их родители довольны, но эффективные менеджеры потому и эффективны, что обладают способностью держать нос по ветру. Чувство полного и глубокого удовлетворения - так, кажется, называлось шестое чувство советского человека, которое надлежало если не испытывать, то хотя бы имитировать. Б этом контексте писатель Борис Васильев и педагоги, его пропагандирующие, действительно смущают юные неокрепшие души, не давая укорениться в них казенному оптимизму и лицемерию. «Капля за каплей - так называется одна из пронзительных повестей Васильева, полная горьких размышлений о судьбе России в трагическом двадцатом веке. «Культура вытекает из России, как кровь из продырявленного пулями тела. Сколько их всадили в тебя. Родина моя Сколько пустили на тот свет душ, таки не успевших отдать тебе осмысленное, выстраданное, взлелеянное Даже любви не успели тебе отдать. Миллионы таких, как я, умерли, не вернув любви, и ты стала суровее и злее, земля предков моих. Мы обокрали тебя не по своей вине, но обокрали»^. Или в другом месте: «Россия писала стихи. Прекрасные удивительные стихи. А ее швырнули в грязь и топчут сапогами. Выдавливают ее из нас. Капля за каплей». Ж изнь главного героя повести - шестнадцатилетнего подростка - обрывается в том самом Катынском лесу под Смоленском, где были расстреляны не только польские офицеры. Сити-менеджер прав Борис Васильев действительно депрессивный писатель, отягощающий сознание и душу смолян проклятыми вопросами, на которые до сих пор нет внятных ответов. Чтобы их получить, надо воспользоваться рецептом другого классика, А П . Чехо- Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 1 1 |