Главная страница
Навигация по странице:

  • Возможность взаимного дополнения научной и религиозной картины мира в образовательном процессе

  • Учитель должен, прежде всего, воздействовать на учащихся как личность, как живая, исполненная любви личность, как водитель юношества, а не только как нейтральный носитель предания объективного духа.

  • Образование есть нечто иное, как образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности Мировоззрение и личность суть две стороны одного итого же процесса...

  • Мировоззрение, сказали мы, есть самосознание человека интуиция последнего основания своего собственного бытия...

  • П ропаганда есть образование, искаженное в кривом зеркале любоначалия им еханизм а. Она имеет ввиду лишь

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница6 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    Национальность есть естественный плода не нарочитый умысел образования 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Стремление придать наречию значение литературного языка допустить общерусский язык к преподаванию в школах лишь в крайнем случаев качестве иностранного языка провести преподавание на наречии во всех решительно школах, в том числе в высших, хотя бы для этого, за отсутствием учителей и учебной литературы пришлось бы до крайности понизить уровень преподавания, ограничить преподавание истории историей одной ветви русского народа, вопреки историческому факту единства русской истории, как это хотели бы сделать некоторые крайние представители украинского и белорусского национализма, - это значит опять внести тенденцию в педагогику пожертвовать ради миража своей национальности реальными требованиями нравственного образования и научной объективности. Тем самым будет менее всего достигнута желанная цель создания нации, ибо на тенденциозности механической нарочитости нельзя построить великого дела образования личности народа...
    (Сегодня не рискну давать столь категорическую оценку украинскому и белорусскому языкам как наречиям, не дотягивающим до литературного языка. Любой язык непрерывно развивается, и за истекшее со времени написания этих строк столетие многое изменилось. Но опасность попадания школьного дела в руки национальных политиков остается неизменной. В чем мы не раз имели возможность удостовериться и посей день продолжаем. - Е.Я.)
    А приобщение к мировой культуре белорусской, да и украинской наций гораздо легче, конечно, будет осуществляться через посредство общерусской культуры и общерусского литературного языка, ныне уже имеющих всеобщее признание как культура и язык мирового значения, охватывающих областные разветвления чем при самодовлеющем существовании областных национальностей в их неприступной и враждебной целому обособленности...
    Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века
    6 9
    Спорным является лишь вопрос, должно ли происходить
    всё преподавание непременно народном языке. Да если оно может происходить без ущерба для качества преподавания, для той цели, которую ставит себе образование, - цели приобщения учащихся к мировой общечеловеческой культуре. Решительно нет, если преподавание народном языке способно только, за
    невы работанностью языка, отсутствием литературы и образованного учительства, понизить качество преподавания и восстановить преграды приобщению учащихся к современному культурному потоку. И здесь основным принципом национального образования остается образование тогда только подлинно национально, когда оно - хорошее образование (Выделено мной. - Е.Я.)
    Вовлечение всего народа в образовательный процесс - вот единственное средство уничтожить чисто пассивное отношение низших слоев народа к нации и тем самым разбудить их пока еще дремлющее национальное са­
    мосознание.
    (Из всего сказанного очевидно, что хорошее образование - это открытое образование. Что подтверждается всем ходом истории отечественной культуры. Древняя Русь во многом обязана своим развитием Византии. Русские иконописцы руководствовались византийскими канонами. В результате такого обучения миру были явлены шедевры Рублева и Дионисия, превосходящие исходные образцы . Подобная история повторилась в XIX веке, но уже в области литературы. Вобрав в себя опыт западной романистики, русская литература подарила в сокровищницу мировой культуры Достоевского и Толстого. - Е.Я.)

    7 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    Возможность взаимного дополнения научной и религиозной картины мира в образовательном процессе
    Воспитание - сложный процесс, состоящий из нескольких слоев, один поверх другого, подобно геологической структуре земной коры. Существуют четыре пласта или плана человеческого бытия - биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, который определяется как Царство Божие. Этим пластам человеческого бытия соответствуют четыре уровня воспитания как психофизического организма, как общественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, как члена царства духа В четвертом высшем пласте воспитание выступает как Спасение, которое осуществляется через любовь к ближнему и любовь к Богу и ведет человека к личному бессмертию. В этом высшем эсхатологическом смысле образование есть забота о смерти, забота об идущих на смену поколениях, которым передается культурное наследство, живой поток творчества...
    Ц арст во Божие в развитом здесь нами понимании не следует представлять в виде Царства Божия традиционного церковного богословия, как вознесенное в небеса особое царство, совершенно отделенное от этой земной жизни страшной косой всемогущей смерти (Выделено мной. - ЕЯ.) Подобно тому, как смерть - непросто конец земной жизни, приоткрывающий вход в потустороннее бытие, но постоянный спутник посюсторонней жизни с которым мы находимся в неустанной борьбе, точно также Царство Божие, как мы его здесь понимаем пронизывает ближе всего к нему стоящие формы объективного духана которые оно объективно опирается а через их посредство просвечивает ив низших слоях социальных порядков и, наконец, ив самой организации жизни биологического вида «человек»...
    гл а в а IV. Педагогические уроки двадцатого века
    7 1
    Каждый искушенный учитель знает, что необъективным предметом самим по себе, нот олько его личным отношением к предмету достигается в последнем счете приобщение учащихся км ет оду науки, искусства, права их о зя й ст ва . Учитель должен, прежде всего, воздействовать на учащихся как личность, как живая, исполненная любви личность, как водитель юношества, а не только как нейтральный носитель предания объективного духа.
    (П оразительно, но то, чтобы ло понятно искушенному учителю в позапрошлом веке, сегодня приходится чуть лини на пальцах объяснять педагогам в связи с внедрением новых ФГОСов. Где в качестве важнейшей задачи образования есть и такая помочь ученику найти личностные смыслы при освоении того или иного предмета. - Е.Я.)
    Дело тут не в программах и формулах, а в том живом духе педагогического водительства, который передается от человека к человеку. Религиозный характер такого водительства, основанного на христианской любви к ближнему, на стремлении освободить душу воспитанника от смертоносных начал, очевиден, несмотря на отсутствие какой-либо конфессиональности...
    Выделено мной. - Е.Я.)
    И в физическом воспитании просвечивают не только социальные ценности и не только правовые, эстетические и научные, нов последнем счете и община духов или Царство Божие. В противном случае физическое воспитание вырождается в простую атлетику или военщину или эстетизм, в зависимости оттого высшего
    наслаивающегося над ними оформляющего его слоя который еще в нем просвечивает...
    С этой точки зрения цель нравственности есть нечто иное как осуществление абсолютной духовной общины к которой относятся не только все наши ближние, но ив конечном счете, природа, которая должна быть 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    включена, снята в общину духов и тем самым нравственно облагорожена и персонализирована. Это абсолютное одухотворение мира, в котором силы взаимного отталкивания (ненависти) окончательно побеждаются силами духовного притяжения (любви, имел ввиду не только Владимир Соловьев, включая в свою, отличную от кантовской, формулу высшего нравственного закона идею Царства Божия, но даже, в сущности, уже и сам Кант, связавший, как известно, свою материальную формулу нравственного закона с понятием царства целей или царства духов»...
    Подлинный воспитатель, воспитатель милостью Божией есть тот, кто умеет в нужный момент помочь силам жизни возобладать над силами смерти в душе своих воспитанников, освободить их от сковывающих комплексов и тем самым вывести из одиночества в живое общение с ближними. Пробуждение внутренних сил жизни, преодоление смертоносных начал, губящих душу человека, выведение человеческой души из одиночества, в котором упорствует обреченная смерти душа, в соединенную узами общих духов, - вот в чем заключаются призвание и тайна истинного воспитателя который обнаруживает тем самым себя как подлинный вождь, те. как водитель, а не принудитель, чисто механически подражающий истинному водительству и са­
    мозванным образом присваивающий себе имя вождя.
    Мировоззрение, идеология и пропаганда истинные и ложные ориентиры воспитания
    Без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего, наряду с представлениями о мире, и оценку его сточки зрения ценностей, а значит, и некий жизненный идеал, - без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть человека как личности...
    Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 3
    Задача образования, действительно, заключается в том чтобы человек выработаш себе мировоззрение, а это означает тоже самое, что стать личностью...
    Образование есть нечто иное, как образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности Мировоззрение и личность суть две стороны одного итого же процесса...
    М ировоззрение, о котором мы сказали, что оно есть оборотная сторона самосознания личности, есть именно воззрение, то есть интуиция, которая, если даже она пропитана уже абстрактными логическими моментами, во всяком случае не представляет еще собой замкнутой в определенных понятиях теории. Напротив мировоззрение, которое притязает определять собою образование, есть по необходимости некая логическая
    отлившаяся в догму теория миропонимания. Это есть замкнутая в себе и уже обезличенная идеология, а отнюдь не непосредственная интуиция, имеющая своей носительницей живую личность...
    Именно хороший учитель, учитель по призванию, никогда не сможет обойтись без мировоззрения или отрешиться от него. Это означало бы для него отказ от своей личности воспитателя. Но если бы он даже попытался это сделать это мало бы помогло. Окружение ребенка вне школы всегда уже пропитано каким-нибудь мировоззрением ребенок вдыхает в себя эту духовную атмосферу, его окружающую, он врастает в то или иное мировоззрение, коренящееся не только в личностях отдельных людей, но как бы в самой исторической эпохе...
    Раскрыть смысл такого мировоззрения, - это значит привести его как бы в динамическое состояние, сделать его понятным в его проблематике. Учителю совсем ненужно при этом воздерживаться от своего суждения но нельзя это свое суждение навязывать школьнику и то, и другое только затушевывало бы для ребенка смысл окружающей его духовной атмосферы 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bСначала школьник должен пережить на отдельных фактах проблематику мировоззрения, научиться понимать историческую обусловленность, из отдельных слоев состоящую структуру окружающего его духовного мира...
    Решающее значение для юношества имеют не теоретические доказательства, взятые сами по себе, ноток а кв этих доказательствах проявляет себя человек пользующийся ими, как они формируют все его жизненное поведение (Выделено мной. - Е.Я.)
    (Ж изненное поведение, будь то учителя или другого носителя мировоззрения, - ключевой аргумент в принятии или отвержении этого мировоззрения молодыми людьми обостренно чувствующими фальшь, разрыв между словом и делом, даже если это касается на первый взгляд незначительных эпизодов бытового поведения. Любопытные воспоминания своей бабушки, в молодости в Казани познакомившейся с Лениным, приводит Б.А. Ахмадулина:
    «Бабушка запомнила, когда на маевке она в первый раз увидела Ленина. Почему-то надо было переплыть Волгу. Там, в Казани, Волга. И вот она в первый раз увидела Ленина, он был Ульянов. Александр Николаевич (брат бабушки - соратник Ленина, Стопа- ни. - Я) как-то преклонялся передним, это всю жизнь продолжалось, а бабушка потом разочаровалась, со временем.
    И вот они плыли, бабушка гимназисткой еще была, нос революционными поступками. Когда они плыли на лодке, там греб человек, гребец, и Ленин ничем не помогал ему. Бабушка сидела испуганная, потому что очень сильное было течение. Гребец устала Ленин ему не помогал, только кричал- Гребец, греби!
    Ну вот, это она его в первый раз увидела, но, наверное, все-таки осталось в барышне, что мужчина не помог другому грести, вторые же весла были или как там, я не знаю, можно было помочь, если сильное тeчeниe»^.
    Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века 5
    Как видим - небольшая деталь поведения будущего вождя запала в память и душу гимназистки, да так, что она спустя десятилетия рассказывала о ней внучке. И это в эпоху всеобщего обожествления вождя!
    Бдительный самоконтроль учителя за своим жизненным поведением - неотъемлемое качество личности профессионального педагога, который ежедневно просвечивается сотнями пар детских глаз. Это, впрочем, как и другие личностные качества учителя, не поддается объективным измерениям при оценке его квалификации. О чем писал еще Гёте.
    Где нет нутра, там не поможешь потом.
    Цена таким усильям - медный грош.
    Лишь проповеди искренним полетом Наставник в вере может быть хорош®.
    Но вернемся к текстам СИ. Гессена. - ЕЛ Если учитель воздерживается от мировоззрения и обнаруживает безразличный нейтралитет в вопросах, которые юношеством ощущаются как вопросы жизни и которые в их глазах являются как бы оселком, коим они испытывают своих учителей, то учащиеся быстро разочаровываются в личности учителя, что необходимо отражается в дурную сторону и на самом преподавании Ведь как раз на этой высшей ступени школы преподавание имеет своей задачей не давать только простую сумму сведений, но приобщить учащихся к тому, что можно было бы назвать духом науки, дать им, по крайней мере почувствовать позади сведений оживотворящ ий их метод научного исследования. Выполняя эту функцию учитель является живым носителем научного предания он выступает как личность, долженствующая иметь свои убеждения, а это значит, что так или иначе он является уже представителем определенного мировоззрения, и это даже в том случае, когда предметом его 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    преподавания являются естествознание, математика ИЛИ какой-либо предмет, на первый взгляд, далеко отстоящий от всякого «мировоззрения».
    Н о столь же гибельным для процесса образования оказывается и противоположное поведение учителя, когда учитель навязывает учащимся свое мировоззрение как некую готовую идеологию, не подлежащую никакой дискуссии и носящую характер непогрешимой догмы Юность, стремящаяся выработать себе собственное мировоззрение, особенно остро ощущает внутреннюю пустоту такого обезличенного мировоззрения, превратившегося в своего рода форму. Если форма плохо сидит на человеке, который ее носит, то она лишается в глазах юности всякой притягательной силы, а человек ее носящий, теряет всякий авторитет...
    Мировоззрение, сказали мы, есть самосознание человека интуиция последнего основания своего собственного
    бытия...
    Ведь мировоззрение каждый человек избирает себе сам в соответствии со своим характером...
    В жарком дыхании ненависти и лю боначалия мировоззрение, напротив, засыхает в своей субъективности и частичности от всякой выходящей за его пределы проблематики, застывает в идеологию и обезличивается, вырождаясь в механическое и абстрактное орудие, вострый меч борьбы. Воля к власти превозмогает в идеологии волю к правде, им ировоззрение затвердевает тогда в неподвижную догму, в своего рода блиндаж, прикрывающий бойца вовремя сражения...

    И деология есть нечто иное, как обезличенное мировоззрение. Образование, напротив, есть процесс формирования личности человека, и обретение человеком мировоззрения есть только оборотная сторона этого процесса, оживотворяемого лишь любовью...
    П ропаганда есть образование, искаженное в кривом зеркале любоначалия им еханизм а. Она имеет ввиду лишь
    Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века
    7 7
    чисто внешнее сплочением асс, ей нет дела до того чтобы образовывать отдельного индивида в активного носителя предания, что, как мы видели, возможно только тогда, когда в процессе передачи участвует свободная личность человека...
    И деология, которой пропаганда пользуется для своей борьбы, подражает статическому замкнутому характеру мировоззрения органической культуры. Но так как она есть только чисто механическое подражание замкнутость его вырождается в сознательное исключение всякой чуждой проблематики...
    Задача приобщения к традиции подменяется в ней чисто внешней муштрой, лишь бы только сплотить на время массы в боевые колонны. Во всех отношениях пропаганда есть суррогат того, что есть подлинного в жизни духа, продукт эпохи, утратившей свое собственное лицо в погоне зам ассой и за внешним успехом, как бы подчас она ни отрицала свое происхождение и ни кичилась своей любовью к органическому (Выделено мной. - Е.Я Погоня за массовыми мероприятиями, за внешним успехом все сильнее набирает обороты в лице множащихся адептов военно-патриотического воспитания. Детей все чаще собирают на стадионах и строят в боевые колонны Детские коляски, декорированные под танки, малыши в гимнастерках и пилотках умиляют сограждан, испытывающих фантомные боли по утраченному величию советской империи. К чему приведет это сплочение на время - Е Я .)
    * * Здесь я намеренно завершаю обзор взглядов замечательного педагога на фундаментальные проблемы, иными словами, на открытые вопросы образования. Заинтересованный читатель может продолжить чтение и сам из первых рук получить ответы на интересую 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    щие его вопросы. Надеюсь, что это сжатое изложение дает представление о непреходящей ценности выводов и суждений СИ. Гессена. Будет бесконечно жаль, коль скоро кому-то из педагогов его подходы покажутся отвлеченным теоретизированием, не имеющим прямого отношения к живой школьной практике. Пореформенная мозаика убеждает в обратном
    Пореформенная мозаика
    Палкой щупая дорогу, Бродит наугад слепой, Осторожно ставит ногу И бормочет сам с собой.
    А на бельмах у слепого Целый мир отображен Дом, лужок, забор, корова. Клочья неба голубого - Все, чего не видит он.
    В. Ходасевич''
    1923
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта