Главная страница
Навигация по странице:

  • В этой подготовительной работе крайне важна фигура посредника, в качестве которого, по сути дела, выступает педагог. Посредник - переводчик с языка культуры

  • Не все люди наделены талантом в равной мере. Встать вровень с гением - задача нереальная. Не беда. У каждого мастера могут быть свои подмастерья.

  • В конце концов, педагогика non-fiction - тоже всего лишь метафора, призванная повернуть педагога лицом к реальной жизни. А по большому счету, в книге речь пойдет о культурно-исторической педагогике.

  • Более сильного прагматического аргумента в пользу здорового образа жизни, пожалуй, не найти. Однако не стоит иронизировать по поводу взглядов, высказанных

  • Наиболее беспощадно в середине прошлого века эту мысль выразил прошедший все круги ада писатель Варлам Шаламов

  • Прямо из недр Третьего рейха В. Шаламову вторит В. Клем­

  • Этой ключевой чертой немецкого характера В. Клемперер

  • Согласитесь, при таком понятном (после всего слзтчившегося

  • Н еобходим остью делать дело объясняется инерция рационализма, доминирующая в современном образовании, нацеленном, прежде всего, на информационное накопление и получение прагматических результатов.

  • При таком прагматическом подходе открытыми вопросами философской этики можно легко пренебречь.

  • Адорно: невозможно писать стихи после Освенцима.

  • Книга Скиннера перекликается по духу с социалистическими идеалами Н Г. Черныш евского в романе Что делать (1863). По иронии судьбы, роман Скиннера

  • Ф.М. Достоевского о непредсказуемости человеческой природы и неуправляемости человека, по сути, продолжая полемику, начатую в общественной жизни России х годов.

  • Машина времени Скиннера движется в будущее полного контроля. Ошибочно полагать, считал он, что вся проблема в том, как освободить человека. Проблема в том как улучшить способы контроля над ним.

  • Радостное будущее, основанное на правильном ж и зн еус­ тройстве, воодушевляло и А К . Гастева. Его идеал

  • Кризис сциентизма сего изначальной верой во всемогущество научно-технического прогресса афористично с присущей ему едкой иронией выразил И. Губерман

  • Горькие плоды просвеш;ения

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница3 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    Намного опережая свою эпоху, творцы невольно оказываются в одиночестве, которое стремятся преодолеть Поэтому Диоген и не усидел в своей бочке, отправившись бродить по городу. Непопулярности ищут они а понимания.
    Да, круг таких людей узок, но его можно и нужно расширять, взрыхляя почву, подготавливая людей к восприятию тех фундаментальных идей, которые не лежат на поверхности и потому для усвоения требуют напряженного сокровенного труда ума и сердца. Только глубоко усвоенная мысль может заставить не только иначе думать, но и иначе жить.
    В этой подготовительной работе крайне важна фигура посредника, в качестве которого, по сути дела, выступает педагог. Посредник - переводчик с языка культуры - уважаемая и центральная роль в образовании.

    Не все люди наделены талантом в равной мере. Встать вровень с гением - задача нереальная. Не беда. У каждого мастера могут быть свои подмастерья.
    Однажды в беседе с ГС. Померанцем я искренне выразил свое восхищение его эрудицией и глубиной мышления Мастер улыбнулся и ответил метафорой. Лестница Якова высока, нос каждой ступени видны звезды В переводе на педагогический язык это означало вы
    Г лава I. Перекресток открытых вопросов
    2 9

    I смотрите снизу вверх наменяна вас - учителя вашей школы, а на них - их ученики. Так емкая метафора мгновенно обнажила заложенную в ней идею, указала ценностный ориентир и сформировала вдохновляющую мотивацию, необходимую для движения к поставленной цели. - Еще одно доказательство значения и роли метафоры для перевода с языка культуры.

    В конце концов, педагогика non-fiction - тоже всего лишь метафора, призванная повернуть педагога лицом к реальной жизни. А по большому счету, в книге речь пойдет о культурно-исторической педагогике.
    ***
    И последнее предварительное пояснение, которое, надеюсь поможет читателю погрузиться в проблематику книги Обсуждение фундаментальных вопросов культуры может показаться ему далеким, оторванным от текущих злободневных проблем, которые приходится решать в процессе ежедневной педагогической деятельности Но это далеко не так.
    Почувствовать и осознать то, как сквозь тонкую ткань повседневных коллизий неизбежно просвечивают открытые вопросы, помогут разделы Пореформенная мозаика, которые представлены после концептуальных глав книги. В них содержатся наблюдения и зарисовки как раз позволяющие за деревьями увидеть лес».
    Глава Сторонники и противники
    прогресса
    Тимоф еевский А П . Гамлет в красном поясе. М .: Время, 2013. С. 134.
    Эткинд А . Кривое горе. М .: Новое литературное обозрение, 2016. С. 41.
    Дубнов СМ . Книга жизни. ММ осты культуры , 2004. С. 622.
    Эткинд АУ каз. соч. С. 6 2 -6 3 К лари н МВ. Инновационные модели обучения Исследование мирового опыта. Монография. МЛ уч, 2016. С. Й онас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. МА йрис-пресс, 2004. С. 3 0 -3 1 Там же С. 32.
    Этюды оптимизма век нынешний и век минувший
    Более ста лет тому назад увидела свет книга замечательного русского физиолога И.И. Мечникова Этюды оптимизма, Чрезвычайно любопытно, подводя итоги истекшего столетия, обратиться к ней сегодня. Что провидел он в будущем, на что уповали надеялся, в чем черпал источники своего неуемного оптимизма?
    Будучи выдающимся естествоиспытателем, Илья Ильич естественным образом разделял веру в торжество разума, основанного на положительных знаниях и научном прогрессе, а рецепты счастья искал в биологическом мировоззрении. Рациональное питание, борьба с кишечной палочкой, замена кефира кислым молоком выдающаяся роль гигиены - все это, по его мнению , в грядущем веке должно было привести к продлению жизни, сохранению сил и способностей, а в итоге - к тихому безболезненному угасанию с ощущением блаженства. Такое вот счастье А вдобавок еще и значительная государственная экономия:
    «Когда приводящие к старости причины, такие, как невоздержанность и болезни, будут уменьшены или устранены, тоне будет никакой надобности назначать пенсии лицам, достигшим 6 0 -7 0 лет. Расходы на общественное призрение стариков, вместо того чтобы возрастать, будут прогрессивно уменьшаться»^.
    Более сильного прагматического аргумента в пользу здорового образа жизни, пожалуй, не найти. Однако не стоит иронизировать по поводу взглядов, высказанных
    Глава II. Сторонники и противники прогресса
    3 3
    более ста лет тому назад. Они принадлежат крупному ученому, дважды бывшему на грани добровольного ухода из жизни, неоднократно ставившему на себе самом смертельно опасные научные эксперименты. Ане оправдавшийся прогноз - с кем ни бывает.
    Тем не менее, есть один принципиальный вопрос, обостренный до предела всей историей двадцатого века. Для его прояснения придется воспользоваться обширной цитатой из книги И И . Мечникова:
    «Так как несомненно, что с прогрессом цивилизации великие бедствия человечества должны будут уменьшиться, а быть может, даже и вовсе исчезнут, то и жертвы, направленные против них, также должны будут уменьшиться. Так геройство врачей, в былое время шедших ухаживать за чумными, сделалось теперь гораздо более редким, с тех пор как в противочумной сыворотке мы имеем верное предохранительное средство от этого бича. <...> Самопожертвование при тушении пожаров сделалось более редким с тех пор, как стали строить более огнеупорные здания и усовершенствовали способ борьбы против огня.
    Изобретение беспроволочного телеграфа, уменьшив опасность от кораблекрушений, тем самым устранило необходимость самопожертвования при спасении рискующих утонуть. Можно надеяться, что пример необыкновенного героизма, обнаруженного некоторыми пассажирами при гибели парохода “Titanic”, не возобновится более ввиду усовершенствований кораблестроения и мореплавания, сделанных после этой ужасной катастрофы.
    Давно уже стал излишним героизм, поднявший руку Авраама для жертвоприношения единственного сына во имя веры. Человеческие жертвы, требовавшие проявления высочайшей нравственности, становятся все реже и, вероятно, в конце концов совсем исчезнут.
    Рациональная нравственность, преклоняясь перед таким поведением, может, однако, более не считаться с ним...»^
    (Выделено мной. - Е.Я.)
    3 4 Евгений Ямбург БЕСПОШ ДЦНЫ Й УЧИТЕЛЬ
    Если бы так. К сожалению, двадцатый век потребовал несметное количество героических жертв даже не во имя проявления высочайшей нравственности, а просто ради сохранения элементарной порядочности. После всего случившегося не считаться с таким поведением невозможно. Почти религиозная вера в прогресс, обеспеченный поступательным развитием науки и техники, упование на светлое будуш;ее, которое неизбежно наступит в силу рационализации жизни и морали, (!) - эти источники избыточного оптимизма в истекшем столетии иссякли, оказавшись опровергнутыми всем ходом истории.
    Увы, никому в мире ни до, ни после И.И. Мечникова еще не удавалось найти рациональное обоснование нравственности. Таким образом, весь последующий ход событий привел к диаметрально противоположному выводу одновременно с бурным развитием цивилизации нравственные проблемы не только не исчезают, но, напротив приумножаются и углубляются. Именно от их творческого решения зависит сегодня судьба человечества вплоть до его физического сохранения. Такое положение в свою очередь, приводит к многократному усложнению воспитательных задач. Казалось бы, сказанное столь очевидно, что не нуждается в обстоятельном разъяснении. Но, несмотря на пугающие реалии истекшего и наступившего столетий, инерция рационализма, заданная позапрошлым веком, продолжает действовать и поныне, определяя образовательную стратегию.
    Между тем, огнеупорные здания продолжают гореть, лайнеры, оснащенные современными навигационными средствами, тонуть, атомные реакторы взрываться, самолеты падать. При анализе причин большинства техногенных катастроф на первое место выходит так называемый человеческий фактор. В переводе с технократического на педагогический язык фактор этот можно назвать незавершенностью развития личности в результате ее
    Г лава II. Сторонники и противники прогресса
    3 5

    по-преж нему одностороннего, преимущественно технократического, узкопрагматического воспитания. На словах это, разумеется, признается, нона деле никак не влияет на изменение вектора развития образования Отчего так Объяснять это только инерцией, глубоко укоренившейся традицией, косностью и умственной ленью педагогов - значит упустить из вида очень глубокую, едва лине ментальную, педагогическую эмоцию окрашивающую смысл, ценность и цели педагогической деятельности. Имя ей - вера в просвещение. Она-то и оказалась подорванной в двадцатом веке.
    Наиболее беспощадно в середине прошлого века эту мысль выразил прошедший все круги ада писатель Варлам
    Шаламов:
    «Время показало, что так называемая цивилизация - очень хрупкая штука, что человек в своем нравственном развитии вряд ли прогрессирует в наше время. Культ личности внес такое растление в души людей, породил такое количество подлецов, предателей и трусов, что говорить об улучшении человеческой породы легкомысленно. А ведь улучшение человеческой породы - главная задача искусства, философии, политических учений»®.
    Прямо из недр Третьего рейха В. Шаламову вторит В. Клем­
    перер, которого постоянно мучила и приводила в отчаяние мысль об осязаемой связи преступной сущности нацизма с прежним духовным богатством Германии;
    «Тогда впервые меня осенило, что все самое лучшее и самое худшее в немецком характере все же следует возводить к общей и неотъемлемой основной черте, что существует связь между зверством гитлеровского режима и фаустовскими взлетами немецкой классической поэзии и немецкой классической философии 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    Этой ключевой чертой немецкого характера В. Клемперер считает отсутствие во всем меры:
    «“Беспредельность” (Entgrenzung) - это ключевая установка, ключевое свойство романтического человека, в каких бы конкретных формах ни выражалась его романтическая сущность - в религиозных исканиях, в художественных образах, в философствовании, в жизненной актуальности, в нравственных поступках и преступлениях»®.
    Согласитесь, при таком понятном (после всего слзтчившегося в X X веке) пессимистическом взгляде на роль культуры в целом (следовательно, и на усилия образования в совершенствовании человека любые педагогические старания теряют всякий смысл. Нос подобным настроением в нашей профессии не проживешь. Отсутствие оптимизма для нее убийственно, как принято говорить в последнее время - контрпродуктивно. Что толку впадать в мировую скорбь, констатируя непоправимость ситуации Вот почему наше сознание, отгоняя от себя неприятные, парализзчощие волю мысли, так цепляется за привычные, все те же старые (времен И.И. Мечникова) прагматические позитивистские начала педагогического оптимизма веру в конечное торжество разума, поклонение техническому прогрессу, иллюзию построения морали и жизни исключительно на рациональных основаниях.
    Н еобходим остью делать дело объясняется инерция рационализма, доминирующая в современном образовании, нацеленном, прежде всего, на информационное накопление и получение прагматических результатов.
    При таком прагматическом подходе открытыми вопросами философской этики можно легко пренебречь.
    На Западе мы наблюдаем туже картину. Шок, вызванный Холокостом, породил кризис веры в просвещенческую парадигму, воплотившийся в крылатой фразе Теодора
    Адорно: невозможно писать стихи после Освенцима.
    Глава II. Сторонники и противники прогресса
    3 7
    Что отнюдь не помешало известному американскому психологу Б Ф . Скиннеру сразу после войны выражать уверенность в торжестве прогресса и предлагать идеальные модели обучения.
    Известно, что модели обучения несут в себе контуры образов
    будуш,его. Базовая технологическая модель обучения
    Б.Ф . Скиннера несла в себе образ будуш;ей школы машины как социально-образовательного механизма Создатель и выразитель технологии педагогических методов выступил как писатель-фантаст и социальный мыслитель, опубликовав роман «Уолден-2» (1948), в котором представил свой идеал нового справедливого социального устройства - счастливое утопическое общество будущего, где методы модификации поведения позволяют людям чувствовать себя довольными и счастливыми.

    Скиннер полемично сопоставил название своего романа со знаменитым произведением американской и мировой литературы - романом Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу (1854), в котором воплощена идея отказа от суеты цивилизации, опоры на собственный труд ради уединения и созерцательной близости к природе.
    Книга Скиннера перекликается по духу с социалистическими идеалами Н Г. Черныш евского в романе Что делать (1863). По иронии судьбы, роман Скиннера вышел в то время, когда Дж. Оруэлл заканчивал свой
    антиутопический роман «1984» (издан в 1949 г, в котором описан кошмар общества тотального контроля над человеком.
    В книге Поту сторону свободы и достоинства (1 9 7 1 )
    Б.Ф. Скиннер последовательно развил идею о том, что представления о свободе и достоинстве - это ложные порождения человеческой фантазии, которые мешают построить по-настоящему счастливое жизнеустройство; моделированию и управлению в человеческом поведе-

    3 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    НИИ поддается всё, даже непредсказуемые движения души. Здесь Б.Ф . Скиннер впрямую спорит с идеей
    Ф.М. Достоевского о непредсказуемости человеческой природы и неуправляемости человека, по сути, продолжая полемику, начатую в общественной жизни России х годов.
    Машина времени Скиннера движется в будущее полного контроля. Ошибочно полагать, считал он, что вся проблема в том, как освободить человека. Проблема в том как улучшить способы контроля над ним.
    Радостное будущее, основанное на правильном ж и зн еус­
    тройстве, воодушевляло и А К . Гастева. Его идеал - механически точно выверенное обучение, построенное на механических шаблонах-«направителях», которые соответствовали бы образам разумного социалистического рая. К нему и должна была привести идеальная технологическая машина обучения, создаваемая Центральным институтом труда.

    ***
    Наступивш ее новое тысячелетие продолжает наносить сокрушительные удары по адептам технического прогресса. 11 сентября 200 1 года и Беслан - тому неоспоримые примеры. Но и эти грозные доказательства свидетельствующие о том, что от открытых вопросов невозможно отмахнуться, не мешают рисовать радужные сценарии будущего. Вот один из новейших оптимистических прогнозов, подготовленный аналитиками компании «Volva»:
    2019 г. - бионический глаз вернет слепым зрение г. - люди перестанут гибнуть в автокатастрофах г. - появятся протезы для памяти г. - 3D принтеры заменят авиаперевозки;
    2029 г. - машины научатся думать г. - беспилотные автомобили захватят рынок.
    Глава II. Сторонники и противники прогресса
    3 9
    Такие вот обнадеживающие прогнозы. Разумеется, не все разделяют веру во всесилие науки. Философ, врач, подвижник, четверть века лечивший аборигенов в джунглях Центральной Африки, А . Ш вейцер писал Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична».
    Кризис сциентизма сего изначальной верой во всемогущество научно-технического прогресса афористично с присущей ему едкой иронией выразил И. Губерман:
    Дорога к истине заказана непонимающим того,
    Что суть не только выше разума, но вне возможностей его. Толпа естествоиспытателей на тайны жизни пялит взоры,
    А жизнь их шлет к. матери сквозь их могучие приборы®.
    Значит ли это, что правы те, кто призывает притормозить прогресса в деле воспитания детей и юношества опереться на традиционные ценности О горьких плодах просвещения в Отечестве нашем размышляют не первое столетие. Поэтому аргументы противников прогресса устраивают они нас или нет, заслуживают рассмотрения, хотя бы потому, что они избавляют от избыточного педагогического романтизма.
    Горькие плоды просвеш;ения
    с появлением на свет ребенка каждый взрослый человек неизбежно сталкивается с педагогическими проблемами. Решает они х чаще всего на уровне здравого смысла и детских впечатлений, воспроизводя по отношению к собственному чаду поведенческие реакции своих родителей, а также бабушек и дедушек, которые традиционно выполняют у нас роль семейного МЧС, приходя на помощь неискушенным молодым парам.
    Поначалу, пока речь идет о вскармливании и выхаживании этот освященный традициями подход срабатывает, но по мере взросления ребенка все больше обнажается разрыв в представлении разных поколений о стиле и методах воспитания. Развитая индустрия обслуживания раннего детства меняет образ жизни родителей, диктует иное свободное поведение. Современная молодая женщина уже не чувствует себя обязанной уйти в затвор минимум натри года, отдав на этот период всю себя без остатка ребенку Зачем лишаться простых радостей посещения театров выставок и кафе, когда малыш преспокойно дремлет за спиной у мамы в рюкзачке, пока она получает удовольствие на очередном вернисаже Удобная переносная люлька при молчаливом осуждении бабушек и дедушек торжественно водружается на свободный стул в шумном ресторане, где все семейство, включая недавно появившегося на свет нового члена, весело проводит праздничный вечер. Налицо явный прогресс с сопутствующими ему материальными удобствами и психологическим комфортом. Свобода родителей - залог свободного воспитания ребенка Со стороны это таки выглядит.
    Глава II. Сторонники и противники прогресса
    4 1
    Ноне будем спешить с выводами. Внешние атрибуты меняющейся жизни не так быстро, а главное - не столь глубоко проникают в сознание. По мере возмужания ребенка и параллельного взросления его родителей проступают до боли знакомые черты бабушкиной педагогики, по сути своей авторитарной и охранительной, что отчасти объяснимо возросшими угрозами, которые несет детям современная цивилизация. Недаром при выборе для своего ребенка школы на одно из первых мест родители выдвигают фактор безопасности. Наркотики, СПИД школьное насилие со стороны педагогов или сверстников компьютерная зависимость - вот далеко неполный перечень опасностей, подстерегающих сегодня неокрепшие детские тела и души. При таких рисках вполне понятно инстинктивное влечение людей к педагогическому традиционализму, которое лишь отражает одну из причин роста фундаментализма в общественном сознании. В свою очередь, антизападная риторика средств массовой информации подогревает эти настроения, окрашенные двумя красками печалью об упадке нравов и твердой уверенностью в том, что, опираясь на традиционные ценности мы найдем свой особый путь выхода из нргивственного кризиса, который затем укажем всему человечеству.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта