Главная страница
Навигация по странице:

  • К будущему через прошлое, о реставрации патриархальной нравственности и старинных институтов, ее поддерживавш их.

  • Но, с другой стороны, следует признать, что просвещен­ ческая парадигма, восходящая к семнадцатому веку по большому счету провалилась, а человечество, по

  • Битва на культурологическом Олимпе Как слово наше отзовется

  • Отсюда исходит стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним предлагается создать условия пристойного дож ивания. Сегодняш

  • Диалогика Уход от конфронтации

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница4 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    Бегство от свободы - так в своем классическом труде определил Э. Фромм тот сдвиг в индивидуальном и общественном сознании, свидетелем которого мы в очередной раз являемся. Ситуация действительно не нова.
    В отечественной истории каждый раз, как только страна вступала на путь модернизации, немедленно раздавались голоса об утрате нравственности и национальной идентичности. Достаточно вспомнить потаенное сочинение ММ. Щербатова О повреждении нравов в России. Он не был одинок критику петровских реформ с позиций старинной нравственности разделяли такие известные деятели, как ИВ. Лопухин, НИ. и ПИ. Па­
    нины, Д И . Ф онвизин. Все они мечтали о движении Евгений Ямбург БЕСПОШ АЦНЫ Й УЧИТЕЛЬ
    К будущему через прошлое, о реставрации патриархальной нравственности и старинных институтов, ее
    поддерживавш их.
    В эпоху реформ Александра II подобные взгляды отстаивали МН. Катков, К П . Победоносцев, ДА. Толстой Вскоре после трагических событий 1 марта 1881 года МН. Катков призывал постом и молитвой искупить нашу вину по отношению к воспитанию настоящего
    поколения:
    «Не будем самообольщаться, не будем сваливать всю вину на ничтожную кучку ошалелых мальчишек виноваты они, но еще более виноваты мы. Мальчишки - это наши дети, и не только по плоти, но и по духу, и чтобы мы ни говорили, нам не отвертеться от правдивого укора. Мы вскормили эту среду, среди нас она взросла, мы ее поддержали нашей дешевой насмешкой, легкомыслием, детским отношением ко всем основам общественной жизни мысами в ослеплении помогли расшатать один за другим все нравственные устои общежития. Говорили ли мыс нашими детьми языком искренним, правдивым, твердым, как прилично взрослым, опытным людям Были ли мы авторитетными руководителями нашей молодежи К стыду нашему должно признаться, что мы оставили наших детей на произвол всяких веяний и нашим молчанием давали зтим вздорным веяниям укорениться хуже того мы часто лицемерно одобряли нелепости, гаерствовали заодно с мальчишками, рукоплескали нравственной и умственной разнузданности. Могли ли мы при таком положении сохранить свой законный авторитет Естественно, нет мы выпустили его из руки он перешел к болтунам, фразерам, якобы несущим нам последнее слово науки и прогресса и чем менее смысла и нравственного достоинства имело это слово, тем казалось оно истиннее, патентованнее. Гоняясь заразными видами либерализма, не понимая сущности свободы, мы попали в рабство, ипритом в самый худший из видов его - в духовное рабство со всеми его последствиями»^.
    Глава II. Сторонники и противники прогресса
    4 3
    Приведенные выше высказывания, принадлежаш;ие издателю Московских ведомостей, выглядят так, как будто взяты из обзора некоторых современных изданий или выступлений иерархов РП Ц , призываюш;их в деле воспитания подрастающего поколения бороться с «чужемыслием» и «зломыслием».
    Все эти деятели, бичевавшие пороки своей эпохи, писавшие об изгнанной добродетели, идеализирующие старину, небыли людьми темными, невежественными. Думать так было бы непростительным упрощением. В 177 х годах критик российского прогресса ММ. Щ ербатов задавался вопросом Во сколько бы лет, при благополучных обстоятельствах, могла Россия сама собой, без самовластия Петра Великого, дойти до того состояния, в каком она ныне есть в рассуждении просвещения и славы, и выходило, что вместо сорока петровских лет понадобилось бы двести десять и страна лишь в 1892 году достигла бы петровских результатов если б не помешали внешние обстоятельства»®.
    А тот самый К.П. Победоносцев, который по слову А. Блока над Россией простер совиные крыла, издавал журнал Новая школа, где освещались самые передовые для того времени западные педагогические системы. Признавая их неприменимыми для России, он, тем не менее, считал необходимым ознакомить сними специалистов-педагогов.
    Разумеется, консервативная традиция, в очередной раз набирающая силу, опирается, в первую очередь, на заветную вековую мечту правящей российской элиты (в каком бы веке она ни действовала попытаться
    как-то сочетать технологические выгоды просвещения позволяющие не отстать от Европы, с рабством в экономике и политике. Но есть и другая, психологически важная сторона, оправдывающая в глазах людей охранительные старания власти. Плоды просвещения действительно имеют горький привкус. Повреждение нравов неизменно сопутствует прогрессу 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Извечный вопрос о моральных издержках прогресса особенно остро встает в традиционных обществах, для которых Запад стал символом разрушения духовной иерархии. Неслучайно некоторые специалисты называют Иранскую революцию 1979 года «антипорногра­
    фической». При достаточно приличных показателях экономического развития страны, ориентированной на Запад, произошел взрыв. Мусульманское сознание было возмущено стремительной экспансией пошлой космополитической цивилизации. И выбор между секс
    шопом и паранджой был сделан в пользу паранджи.
    Нет нужды идеализировать Западную цивилизацию с ее свободой чувственных наслаждений, неизменно срывающейся в своеволие. О мировоззренческой бездомности западного человека, его духовном кризисе, произошедшем вследствие разрушения ценностной вертикали размышляют сегодня классики современной литературы Майкл Канингем (Домна краю света, Филип Рот (Американская пастораль, лауреат Нобелевской премии Дж М . К утзее (Железный век. Их беспощадный анализ трагедии экзистенциального вакуума (смыслоутраты), которую болезненно переживает Западне идет нив какое сравнение с поверхностной
    антизападной риторикой наших традиционалистов Погружаться в эти тексты страшно, от них веет апокалипсисом. (Подробней об этом - в главе Литература
    non-fiction как педагогический источник».)
    М ежду тем, выбор между паранджой и секс-шопом - ложная альтернатива. Мы все-таки должны трезво оценивать то обстоятельство, что, однажды открыв Америку ее уже нельзя закрыть, иными словами, невозможно отгородиться от тенденций мирового развития со всеми их плюсами и минусами.
    Но, с другой стороны, следует признать, что просвещен­
    ческая парадигма, восходящая к семнадцатому веку по большому счету провалилась, а человечество, по
    Глава II. Сторонники и противники прогресса
    4 5
    слову Бердяева, по-прежнему находится в двух шагах от варварства. Где же выход?
    Это и есть главный открытый вопрос, который затрагивает образование. И непросто затрагивает, а задевает его главный нерв, ибо всеобш;ий разброд в умах и смута в сердцах зачастую ставят педагога в отчаянное положение, заставляя его в своей практической деятельности решать, казалось бы, отвлеченные, а на самом деле насущные культурологические проблемы. Ибо от ответа на этот открытый вопрос зависит отбор содержания образования и педагогических технологий и, что еще важнее, -выбор приоритетов в воспитании детей и юношества.
    М ечников И И . Этюды оптимизма. МН ау ка, 1964. С. Там же С. Ш аламов В. Воспоминания.М.: ACT, Олимп. С. К лем п ерер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М Прогресс-традиция, 1995. С. Там же С. 170.
    Губерман И . Гари ки на каждый день. М .; ЭКСМО. С. Катков МНИ мперия и крамола. М .: ФИВ. С. 2 4 1 -2 4 2 Щ ербатов ММ .Избранныетруды. М .: Российская политическая энциклопедия. С. 132.
    [лава
    Битва
    на культурологическом Олимпе
    Как слово наше отзовется?
    к сожалению , ответ на этот вопрос учителю приходится искать в накаленной общественно-политической атмосфере, в которой просматриваются две непримиримые
    позиции.
    Позиция первая.
    Во имя сохранения идентичности необходимо всеми силами сохранять и преумножать накопленные веками отечественные культурные достижения. Что толку включаться в общую гонку за лидерами мировой экономики, коль скоро Западная цивилизация, основанная на культе потребления, трещит по швам Отсюда - спрос на концепцию особого пути, прочерченного величественной исторической традицией. Таким образом, первая позиция опирается на носителей традиционного сознания. К ней сегодня склоняются немало педагогов что вполне естественно, поскольку одна из их главных профессиональных задач состоит именно в передаче традиций вступающим в жизнь поколениям. Ф ун дам енталисты различного толка (от евразийцев до православных сталинистов) предлагают дать отпор Западу сего потерпевшими фиаско цивилизационными приспособлениями мультикультурализмом и полит­
    корректностью. Философ А. Дугин настаивает на том что Россия вовсе времена обречена примериваться к великой роли, поэтому ее судьбой управляет рок либо великая, либо никакая.
    Глава III. Битва на культурологическом Олимпе
    4 9
    Позиция вторая.
    П одлинная модернизация невозможна без изменения взглядов людей на мири на самих себя, без освоения ими новых передовых практик. Для сторонников модернизации очевидно, что традиционная российская культура критически утратила свою эффективность она превращается в фактор, снижающий конкурентный потенциал ее носителей. Следовательно, необходимо выбросить за борт корабля современности все, что мешает освоению нового. Такого рода лишним грузом объявляются русские народные сказки, в которых жизнь можно изменить не ценой собственных напряженных усилий, а по щучьему велению или по милости золотой рыбки. Таким же чемоданом без рзшки, который нести неудобно, а выкинуть жалко, предстают многие идеи и образы русской классической литературы XIX века поскольку они находятся в неразрешимом конфликте с окружающим современного человека миром. А раз так то зачем молодому человеку весь этот багаж Он лишь мешает ему, предлагая цели, ценности, критерии оценки и способы действия, неприложимые к реальности
    Потому-то тинейджеры всеми силами сопротивляются знакомству с русской классикой. Сегодня, когда языком международного общения стал английский, сторонники модернизации призывают образование выйти, как они говорят, из гетто русского языка.
    «Для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам времени, придется ломать старую систему норм и ценностей. Иначе - уход российской цивилизации с исторической арены»^.
    Отсюда исходит стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним предлагается создать условия пристойного дож ивания. Сегодняш-
    5 0 Евгений Ямбург БЕСПОЫ1АЦНЫЙ УЧИТЕЛЬ НИМ- предоставить пространство саморазвития, дистанцированного от исчерпавшего себя исторического качества. Беспощадный вердикт, вычеркивающий едва лине большую часть ныне действующих российских педагогов. Если даже признать его прагматическую целесообразность, возникает резонный вопрос чьими силами модернизаторы собираются решать проблему трансформации ментальных основ молодежи или, попросту говоря, кем заменить учителей, отправленных на пристойное дожитие в обнимку сих устаревшим багажом норм и ценностей Нет ответа.

    ***
    Школа - не комбинат по предоставлению образовательных услуг потребителям, хотя именно такая трактовка места и роли образования сегодня внедряется в массовое сознание. Ее временно не закроешь на переучет ценностей Педагог по определению - ведущий ребенка. Он постоянно должен ощущать безусловную ценность своей миссии и сокровенный смысл педагогического труда Только такой подход к деятельности поднимает его в собственных глазах над рутинным существованием не позволяет скатиться к ремесленничеству, в какие бы новейшие информационные и технологические формы оно ни облекалось, В силу специфики своей профессии, он не может отказаться от веры в рациональность и исторический прогресс. Однако, как уже отмечалось выше, эта вера оказалась подорвана.
    Правда, тогда мы вынуждены признать, что та же участь постигла и религиозную парадигму. Разве почти две тысячи лет существования христианства спасли человечество от ужасов ГУЛАГа и Холокоста Увы, многие слишком многие из тех, кто до поры считал себя добропорядочным христианином или хотя бы культурными образованным человеком, достаточно быстро и, что характерно, преимущественно добровольно превра­
    Глава III. Битва на культурологическом Олимпе
    5 1

    тились в палачей. (Подробнее об этом - в главе Пусть долгим будет разговор) Таких энтузиастов насильственного переустройства мира былине единицы, но миллионы Только в СС в разное время служило до пяти миллионов человек. Наверняка среди них встречались отъявленные садисты, но отнести всех эсэсовцев без исключения к психопатологическим личностям невозможно. В большинстве своем это были рядовые обыватели, пол
    5
    шившие среднее, а то и высшее образование посещавшие по воскресеньям католические соборы или протестантские кирхи. Скорее, здесь уместно говорить о патологии культуры.
    Неслучайно Ф. Бухман, основавший после войны движение Теология после Освенцима», утверждал, что Холокост- это не столько еврейская, сколько христианская трагедия, ибо христиане ее допустили. А нидерландский адвокат Авель Херцберг, испытавший на себе ад нацистских лагерей, отвечая на вопрос слушательницы что делать, чтобы наши дети снова не стали жертвами насилия, ответил Это неправильная постановка вопроса. Правильная что делать, чтобы наши дети сами не стали палачами».
    Все это - сложнейшие культурологические проблемы. Тем временем, пока высоколобые интеллектуалы ведут дискуссии на культурологическом Олимпе, учитель ежедневно входит в класс. Кто может помочь ему в решении насущных проблем?
    Философы и культурологи - люди искушенные. Но здесь вступает в силу важное субъективное обстоятельство затрудняющее уравновешенный подход учителя к решению открытых вопросов, на перекрестке которых он оказался, - беспощадный интеллектуализм научной элиты, включающей людей, безусловно, сведущих оснащенных разнообразными инструментами анализа но пренебрегающих сакраментальным вопросом как слово наше отзовется Абсолютная внутренняя свобода 2 Евгений Ямбург БЕСП01ЦА ДНЫ Й УЧИТЕЛЬ оценок, мужество додумать мысль до конца, даже если выводы, к которым она приводит не внушают оптимизма, - все эти качества подлинного ученого, наряду с железной логикой, не могут не вызывать уважения.
    Но именно скрежет железа смущает более всего. Работая в своем дисциплинарном пространстве, решая проблемы общетеоретического уровня, культурологи зачастую пренебрегают такой мелочью, как духовная жизнь конкретного человека. Отсюда их выводы, неизбежно окрашенные в багровые политические тона, часто звучат как окончательный приговор, не подлежащий обжалованию . За каждой из высказанных позиций стоит своя логика, отражающая разные стороны духовной реальности. Возможно ли их совмещение, предполагающее преодоление страстной односторонности метафора ГС. Померанца

    Диалогика ' Уход от конфронтации
    М ежду тем, обе парадигмы - религиозная и просвещен bbческая - виноваты в нынешнем кризисе мировой цивилизации. веками велись религиозные войны во имя разных симвоДО® веры. И сегодня мировая цивилизация сталкивает с Л с террором во имя Бога справедливого Личностный
    й^^оциальный протест сотен миллионов представителей голодного большинства, созерцающего сладкую
    жизйь Запада, соединяется с религиозным изуверством, порождая изуверский ответ на кощунство.
    Но в тоже время обе парадигмы принесли и много полезного. Человечество в одинаковой степени нуждается как в просвещений, таки в сохранении духовной иерархии Совмещения этих двух подходов, к сожалению , пока не происходйТ- Это грандиозная кросс-культурная задача, неразрешимая при жизни одного поколения Попытки спастись от нравственного одичания, залечить цивилизационные травмы средствами народной медицины по средневековым рецептам) обречены на провал. Насйсльзя отрезать от мира. Требуется ин-

    теллектуальвсе мужество, чтобы осознать реальное положение дсй’ ^ ® первую очередь это необходимо сделать педагогам.
    Яростный споро путях развития Отечества, к которому, по сути дела, своДйтся весь массив обсуждаемых проблем затрагивает гйУ^инные эмоции людей. Логические доводы здесь чаще всего не работают, уступая место страстям. Страсти эти порождаются страхом утраты своего духовного центра, боязнью потерять содержание духовной жизни, пусть даже оно соткано из иллюзий.
    мифов и фантомов религиозных, исторических, коммунистических, либеральных, демократических.
    Современный российский педагог имеет дело нес чистой доской, с которой сравнивали сознание ребенка отцы основатели парадигмы просвещения в XVIII столетии но совсем спектром жизненных установок, ценностных ориентаций и чаяний, которые ребенок несет из семьи. Вполне вероятно, что водном классе сегодня окажутся юные стихийные фундаменталисты и глоба­
    листы, верующие (разных вероисповеданий) и атеисты либералы и консерваторы, демократы и сторонники авторитарных способов построения светлого будущего Проекции этих семейных установок будут неизбежно отражаться на усвоении учебного материала, приятии или отторжении предлагаемых преподавателем трактовок различных духовных и культурных феноменов И что прикажете делать учителю недрогнувшей рукой навязывать свою единственно правильную позицию Но они сам не инопланетянина значит, тоже захвачен страстями.
    Игнорировать эту страстную односторонность опасно. Противоположности, вопреки утверждению Гегеля, не столько сходятся, сколько провоцируют друг друга вдохновляя на истребительную войну до победного конца. Попытка резкого слома старой системы норм и ценностей на основе макрокультурологического подхода грозит породить еще более опасные эксцессы . В этом смысле прав питерский писатель А. Мелихов:

    «Потребность чувствовать себя красивыми значительным - базовая черта всякого народа, а потому склонить какой угодно народ отказаться от какой угодно части его национального достояния совершенно невозможно без целых океанов лести. Обличать же и стыдить его дело не только бесполезное, но и просто опасное - ничего, кроме озлобленности, оно не приносит. Либеральные 4 Евгений беспощадный УЧИТЕЛЬ Глава III. Битва на культурологическом Олимпе
    5 5
    обличители национализма тоже бывают сеятелями или, по крайней мере, катализаторами фашизма. Отнестись рационально к своим землям, к своим преданиям для народа означало бы рассыпаться при первом же испытании (выделено мной. - Яне один рациональный аргумент ничего не может сказать о том, почему одна территория предпочтительней другой, один язык предпочтительней другого, один эпос предпочтительнее десятка других * Итак, назад в будущее под религиозными знаменами, конвертируя естественное сыновнее уважение в предписанное официальными идеологами умиленное обожание Ноне всё в прошлом заслуживает поклонения. Или безоглядная, как выражаются подростки, «движуха» вперед по магистральному пути прогресса, сулящего комфорт и процветание ценой потопления корабля истории и культуры?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта