Главная страница
Навигация по странице:

  • Кместо ответа о. Дмитрий Клепинин поднял крести сказал А вы »иавте этого еврея" Гестаповец ударил его по лицу. Вместе с Юрием отправил его в Бухенвальд, где он умер в подземном лагере

  • Г|убокое понимание того, что главный вопрос истории и культуры остается открытым, можно найти в высказываниях кинорежиссера А. Сокурова.

  • А пока вернемся к двум переплетающимся открытым вопросам. Какую парадигму - просвещенческую или религиозную - предпочесть в стратегии воспитания

  • Педагогические уроки двадцатого века Педагогика СИ. Гессена преодоление мнимых противоречий образования

  • Как это ему удалось Благодаря масштабу личности. Д у­ ша-христианка, мозг философа, мускулы культуры

  • Соотношение общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании юношества

  • Нация есть неготовая и законченная данность, но живой и постепенно осуществляющийся процесс...

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница5 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    Если не упускать из виду главный открытый вопрос - как предотвратить одичание человека, блокируя его пещерные инстинкты - обе позиции представляются сомнительными. Да, к сожалению , нацистская политика уничтожения евреев находила отклику многих людей, считавших себя христианами. Но было и другое были миряне и священники как в самой Германии, таки в других странах, спасавшие евреев, прятавшие их причем, помимо естественного нравственного чувства у них присутствовало и осознание такого поведения как христианского долга.
    «Монахиня Мария (Кузмина-Караваева) в оккупированном Париже, когда встал вопрос о спасении евреев с помощью подложных справок о крещении, не сомневалась. Какой может быть разговор - решила она. - Христос всего себя отдал бы за этих несчастных. И выдали справки. Гестапо напало на дом, где помещалось Православное дело. О. Дмитрий и сын Марии
    Пыли арестованы. При этом гестаповцы заявили Мы уводим сына Марии в качестве заложника. Как только она появится у нас, мы его выпустим. Узнав о случившемся, мать Мария пришла В гестапо. Никого не отпустили. Один из гестаповцев, явившийся Б Православное дело для повторного обыска, сказал оставшимся Ваш священник сам виноват. Гестаповский офицер предло- ил ему свободу с условием, что он перестанет помогать евреям.
    Кместо ответа о. Дмитрий Клепинин поднял крести сказал А вы
    »иавте этого еврея" Гестаповец ударил его по лицу. Вместе с Юрием отправил его в Бухенвальд, где он умер в подземном лагере Дора. Там было так тесно, что о. Дмитрий умер сидя»®.
    жертвенное поведение членов православной церкви не отменяет того факта, что гонения на евреев воспринимались многими христианами или равнодушно, или даже с одобрением, в чем сказывалась давняя традиция религиозного антисемитизма. После войны пришло раскаяние, и христианские церкви заявили об отвержении этой традиции, в частности, в Декларации
    Пторого Ватиканского собора бш учается, что универсального средства от духовного разложения человека в мире не найдено. Отсюда - ка
    ясущиеся внешне противоречивыми мировоззренческие позиции наших современников выдающихся деятелей культуры, завоевавших мировое признание.
    Г'|убокое понимание того, что главный вопрос истории и культуры остается открытым, можно найти в высказываниях кинорежиссера А. Сокурова.
    ( одной стороны:
    «Время сегодняшнее показало, что никакие современные средства, никакие электронные упрощения жизни современного человека не ведут к гуманизации. Наоборот, разрушают гуманитарность.
    5 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Глава Ш . Битва на культурологическом Олимпе
    5 7
    Условный (в кавычках) Стив Джобс не заменит мне ни Томаса Манна, ни Льва Толстого. Томас Манн и Лев Толстой были удивительны тем, что, живя в своем времени, могли слетать в будущее и оттуда живыми вернуться и сказать, что они видели. Это как человек побывал в смерти, вернулся и говорит нам, что там».
    С другой стороны:
    «И тут мы опять возвращаемся к просвещению. Люди власти могут быть образованными, ноне быть просвещенными. Ты можешь кончить Сорбонну или Московский университет и при этом жить, как зверь. Общество, если оно не пронизано идеей просвещения, общество, где религиозные принципы и религиозные идеи становятся выше идеи просвещения, - это дичающее общество. Религиозная сторона жизни для меня - это часть эстетики жизни, часть какой-то философии жизни, что ли, еще одна область размышления. Религиозность - абсолютно интимная форма существования.
    Идеи просвещения я никогда не поставлю ниже религиозных книг»'*.
    По большому счету, проблема имеет две грани. С одной стороны, бережное сохранение прошлого совсем его богатством, накопленным культурой для передачи
    вступаюпдим в жизнь поколениям . С другой - тш;а- тельный отбор того материала, который действительно необходимо передавать. Сложнейшая проблема, решая которую имеет смысл посоветоваться с людьми искушенными. Среди них - замечательный ученый признанный специалист в античной культуре МЛ. Гас­

    паров. Казалось бы, человек, всю жизнь занимавшийся седой древностью, должен отстаивать каждую пядь своего профессионального поля. Но он совсем нед е ­
    ржится за музейный подход к культуре, оставляя его узкому кругу специалистов. Судите сами 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    «Мы живем в эпоху большого исторического перелома, по масштабам близкого к тому, который происходил при переходе от античности к темным векам раннего Средневековья. Культуру того времени кто-то из филологов-классиков характеризовал приблизительно так как будто предчувствуя крушение своей эпохи, писатели поздней античности торопливо и деловито собирали чемоданы для трудного перехода, стараясь захватить с собой все главное, не брать ничего лишнего, а взятое упаковать как можно более компактно и удобно для сохранения. Вот сейчас перед нами стоит та же задача что из прошлого сохранить для будущего, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что оно не будет похоже ни на прошлое, ни на настоящее Речь идет, конечно, не только об античном прошлом, но и русском, новоевропейском: античность взята как крайний, самый наглядный случай»®.
    Замечательно название книги, отражаюш,ее мудрый взгляд автора на главное предназначение филологии, - позиция близкая мироощущению АС. Пушкина, ставившего себе в заслугу то, что чувства добрые он лирой пробуждал. Долгие десятилетия такая точка зрения на предназначение искусства считалась архаичной. Увы, до сих пор не написана книга История как нравственность. Легко представить что сама постановка вопроса об этической оценке исторических процессов вызовет шквал издевательских оценок подкрепленных целым набором банальностей история никого ничему не учит, геополитика не делается в белых перчатках, эффективное государственное управление и нравственность - вещи несовместимые. Не скрою, мне ближе пушкинская максима гений и злодейство - две вещи несовместные. (В главе Утомленная Клио» мы подробно остановимся на этой теме.)
    А пока вернемся к двум переплетающимся открытым вопросам. Какую парадигму - просвещенческую или религиозную - предпочесть в стратегии воспитания
    Глава III. Битва на культурологическом Олимпе
    5 9
    вступающих в жизнь поколений Что в прошлом заслуживает поклонения и потому необходимо для будущего?
    В конце прошлого века ответы на эти вопросы дал замечательный философ и педагог B.C. Библер. Его методологическая идея заключается в том, что мы живем в период смены логики, которой руководствуется человечество в своем стремлении понять мироустройство. А именно от одной логики (рациональной на данном этапе) мы переходим к диалогике - диалогу разных логик.
    «Логика грядущего XXI века - диалогика - способна совместить в себе разные логики как те, что существовали в прежние исторические эпохи, таки новые, еще только появляющиеся»®.
    Совмещение разных логико котором ведет речь философ есть нечто иное, как трезвое осознание необходимости и возможности всестороннего обсуждения общих проблем на разных языках мировоззренческих, конфессиональных, этнокультурных. На этих путях достигается целостность и сохранение ценностных оснований образования Именно такому подходу, преодолевающему страстную односторонность, нам всем предстоит учиться в XXI веке К счастью, это необходимое обучение не приходится начинать с чистого листа. Ибо еще вначале двадцатого века о ценностях и смыслах образования в том же ключе размышлял выдающийся русский педагог СИ. Гессен.
    Яковенко И. Образование новой России. Новая газета. № 29 от 16.03.2012. М елихов А. Броня изо блака. СПб.: Лимбус пресс, 2012. СО. Сергий Желудков. Почему и я - христианин. Висбаден изд-во Посев,
    1973. С. 8 2 -8 4 Говорят, что свобода не имеет цены. Нет. Свобода имеет цену. Новая газета. № 96 от 3 1 .08.2016.
    Гаспаров МЛ. Филология как нравственность. М Фортуна, 2012. С. 26-27. Б и б лер B.C. От н ау ко учения кл о гике культуры : Два философских введения в двадцать первый век. М .: П олитиздат, 1991. С. Глава IV
    Педагогические
    уроки
    двадцатого века
    Педагогика СИ. Гессена преодоление мнимых противоречий образования
    Полный трагизма истекший век явил миру мыслителей и педагогов, чьи голоса мы обязаны услышать. Диалог с мертвыми - явление, укорененное в культуре, но малопопулярное у нас, где каждый новый этап враз bbвитии образования начинается без учета тех выводов и решений, к которым мучительно приходили люди сполна испившие горечь двадцатого века. Разговаривать сними, советоваться по самым что ни наесть жгучим вопросам современной педагогики с некоторых пор стало для меня настоятельной потребностью. Поверьте от этих бесед подчас получаешь больше, нежели от общения с некоторыми современниками, захваченными в прямом и переносном смысле злобой дня, скованными клише и штампами, с механической периодичностью воспроизводимыми в общественном сознании.
    В начале девяностых годов мы превозносили общечеловеческие ценности, призывая строить на этом фундаменте здание воспитания, а сегодня резким галсом разворачиваемся к национальными патриотическим скрепам.
    Однажды на одной из лекций в профессиональной аудитории, где находились преимущественно преподаватели высшей школы, я получил записку И все-таки, на каких ценностях сегодня мы должны преимущественно строить воспитание граждан России общечеловеческих или национально-патриотических?» В вопросе не содержалось подвоха, лишь искреннее желание разобраться в том, куда плыть дальше, чтобы не сесть на мель при очередной смене курса, нарвавшись на новые идеологические рифы.
    Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века
    6 3
    Искушенные люди знают, что дьявол обычно протягивает две руки. Применительно к поставленному вопросу это выглядит так не хочешь в полной мере вкусить прелести глобализма сего пошлой космополитической цивилизацией - принимай фундаментализм, но тогда будь готов к откату в Средневековье. И наоборот опасаешься рецидивов мракобесия - смирись с секс ш опами и культом наслаждения. Нов том-то и дело что и тот, и другой дар - от лукавого. Это если кратко. По такой замкнутой окружности можно бегать
    бесконечно.
    Но в отечественной педагогике был человек, который давно, еш;е в двадцатые годы прошлого столетия, находясь в эмиграции, разорвал этот порочный круг. Имя его - Сергей Иосифович Гессен (1 8 8 7 -1 9 5 0 ). Философ культуролог, филолог, правовед ив первую очередь педагог, одним словом, энциклопедист, он нашел ответы на многие коренные вопросы образования, смущающие сегодня наше воспаленное сознание. Среди них соотношение общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании, возможность взаимного дополнения научной и религиозной картины мира в образовательном процессе, преодоление соблазна при формировании мировоззрения подменить его идеологическими и пропагандистскими установками.
    Как это ему удалось Благодаря масштабу личности. Д у­
    ша-христианка, мозг философа, мускулы культуры - таков портрет этого выдающегося человека, давшего нам уроки преодоления страстной односторонности снова вспоминаю метафору Г. Померанца, в которую мы впадаем каждый раз, когда оказываемся на историческом перепутье или, как модно говорить сегодня в очередной точке бифуркации. Прислушавшись к нему мы освобождаемся из плена поверхностных суждений преодолеваем укорененную в нашем Отечестве поляризацию сознания, избавляемся отложных оппозиций 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ избегаем опасности заблудиться в трех соснах мировоззрения, идеологии и пропаганды.

    Сложность восприятия уроков СИ. Гессена заключается в том , что его глубоко выстраданные мысли разбросаны по разным статьями книгам, которые стали проникать в Россию лишь сначала девяностых годов прошлого века. Захваченные потоком бесконечных преобразований, векторы которых периодически менялись, педагоги, за редким исключением, не имели сил и времени глубоко вникнуть в тексты философа и педагога русского зарубежья. Для того чтобы облегчить коллегам поиски ответов на волнующие их вопросы я воспользуюсь старым, к сожалению, сегодня основательно подзабытым методом реферирования текстов классика педагогической мысли. Для чего постараюсь свести воедино по тематическому принципу его мысли и суждения, высказанные в разное время и рассыпанные во многих работах. В качестве источника будет использована наиболее доступная сегодня педагогам книга Антология гуманной педагогики . Гессен комментировать которую в качестве первого читателя мне в свое время выпала честь. Обратившись к ней любой заинтересованный человек сможет проконтролировать корректность выделения цитат из контекста и правомерность их монтажа в единые текстовые своды по обозначенным проблемам.
    Соотношение общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании юношества
    Отождествлять человечество с суммой ныне живущих людей, как это делает космополитизм, не только поверхностно, но и просто-таки невозможно, ибо человечество не исчерпывается своим мгновенным в данный момент
    существованием...
    Глава ГУ. Педагогические уроки двадцатого века
    6 5
    и как детерминизм слагает личность человека из простой суммы рядоположных и извне определяемых психических фактов, точно также космополитизм видит в нации простую сумму индивидов, лишенных внутреннего единства и чисто механически и временно связанных давлением внешних факторов (географических, экономических, государственных)...
    ...Для американской системы образования (Соединенных Штатов) характерны безудержное стремление вперед неустойчивость, заставляюш;ая американцев всегда стремиться к новому, искать новых методов и форм образования. В ней отражается лихорадочная поспешность, с которой строит свою жизнь этот новый не имеющий исторической традиции и свободный от предрассудков народ пионеров...
    Ограниченность национализма, напротив, в том, что он понимает нацию как законченный в себе и готовый народный дух, как независимый от нашего действия факт. Национальное образование есть не столько проявление фактически уже существующей народной души сколько приобщение народа к культурному преданию накопленному творческими усилиями всего народа прежде всего его образованного слоя...
    Н ация, таким образом, есть неготовая субстанция, неизменное существо которой может быть выражено
    каким-нибудь одним принципом. Нация никогда не закончена, но всегда творится. Жизнь нации - непростое выявление какого-то готового начала, ноне прерывное развитие, сопровождающееся расширением разрешаемых нацией задач, доставлением ей себе все новых и новых целей деятельности...
    Если для личности отдельного человека справедливо выдвигается идеал гармоничного всестороннего развития те. приобщения ее к полноте культурного творчества, то почему коллективная личность народа должна 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    быть заведомо исключена из этой полноты, должна заведомо отказаться от гармонии в пользу односторонней и насильственной гегемонии какой-нибудь одной культурной ценности?..
    Создать характер, воспитывать себя можно только человеческими началами. Выдумывать или сочинять характер народа из его старых обычаев, старых действий - значит хотеть продлить для него время детства. (Это ровно то, что мы пытаемся делать сегодня. - Е.Я.)
    Нация есть неготовая и законченная данность, но живой и постепенно осуществляющийся процесс...
    Замечательно, что последовательно проведенный национализм также себя уничтожает, как до конца продуманный индетерминизм приводит, как мы это видели, к отрицанию свободы. В самом деле, отвергая человечество как превышающее нацию начало, рассматривая его как простую отвлеченную сумму частей - наций, национализм оказывается бессильным отграничить нацию и понять ее самое как единое целое. Часть, оторванная от целого сама распадается на множество между собой несвязанных частей. Нация, провозглашенная самодовлеющими высшим началом бытия, подменяется неизбежно своей собственной частью, притязающей на роль подлинной хранительницы и носительницы национального духа...
    В этом раздроблении и измельчании нации как бы продолжается движение распада и раздробления, усвоенное нацией через отрыв ее от целостности человечества Нация, поставившая себя самое последней целью своего существования, испытывает судьбу личности, положившей ничто в основу своего Я она распадается
    Самозванно от имени народа начинают говорить отдельные классы, сословия и меньшинства, которые никогда не представляли народ как целое. И это измельчание нации в национализме приводит к тому что все своеобразие нации утрачивается...
    Глава IV. Педагогические уроки двадцатого века
    6 7
    Простой подменой терминов русский национализм без всякого труда можно перевести на немецкий, на французский, на турецкий язык. Это все тот же идеал господства, самодовления, великодержавия, один и тот же дух отвлеченного утверждения своей исключительной ценности, выражающейся большей частью даже сходными терминами...
    Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи. Только приумножая культурное достояние предков, можно его сохранить ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти нов наших творческих усилиях и достиж ениях...
    Если нация замыкается от сверхнациональных ценностей культуры, то этот отрыв от высшего слоя объективного духа приводит к обеднению национальной жизни следствием чего является в конце концов внутренний распад нации, вырождение ее в простую этнографическую массу народа. (Внятный ответ тем, кто насаждает репрессивно-консервативное понимание культуры. - Е.Я.)
    Н ация как наследие предков возможна через человечество, которое, как бесконечное задание культуры объединяет все народы. Понятые как предметы нашего действия, как восстановленный долг нашего
    суьцест вования, человечество и нация нет олько не исключают , но взаимно проникают друг в друга. Истинный космополитизм и истинный национализм совпадают Опасность персональной национальной автономии состоит именно в том, что школьное дело попадает в руки национальных политиков, а не педагогов (Выделено мной. - Е.Я.)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта