Главная страница
Навигация по странице:

  • Сурожского, в юности не отличавшегося особой религиозностью, - результат волшебной личной встречи

  • Существенно то, что это сделанное открытие не помешало ему стать врачом, офицером французского Сопротивления в годы войны и лишь затем священником. Религиозность мнимая и подлинная

  • Выход из тупика позитивизма, предполагающий пробуждение в человеке глубоких религиозных чувств, чреват опасностями и преградами, усеян ловуш ками-подме­ нами, рождает своих двойников истин.

  • Любая демонстрация неизбежно затрагивает внешнюю сторону. Внешняя сторона по необходимости конфесси­

  • Религия же апеллирует к глубинным пластам человеческого бытия, уповает наличную встречу. Как показывает Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 261

  • (11 сентября в Америке, Беслан и т.д.)

  • Но школа - не церковь. В ней, за исключением частных учебных заведений, может идти речь лишь о внекон

  • Мейстера Экхарта, Антония Сурожского, Даниила Анд­

  • Возможность альтернатив Еще одна важнейшая задача светской духовной педагогики рассмотрение в курсах отечественной и зарубежной истории возможностей альтернативного развития событий.

  • Очевидно, что все перечисленные шаги требуют ломки сложившихся стереотипов, огромного напряжения моральных и интеллектуальных сил учителя. Но иного выхода из тупика позитивизма нет.

  • Литература non-fiction как педагогический источник Уточнение метафоры

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница23 из 38
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38
    К выходу из тупика позитивизма ведут разные пути. У одних - это результат семейных традиций и домашнего воспитания, у кого-то, как у митрополита Антония
    Сурожского, в юности не отличавшегося особой религиозностью, - результат волшебной личной встречи:
    «И вот я сел читать и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь - и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читали между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что поту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько заразительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было тоже самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший 5 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Христос. Значит, я знаю достоверной лично в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскреси, значит, все что о Нем говорят, - правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл. Ну, а дальше я читал но это было нечто совсем другое. Первые мои открытия в этой области я сейчас очень ярко помню я, вероятно, выразил бы это иначе, когда был мальчиком пятнадцати летно первое было что если это правда, значит, все Евангелие - правда, значит, в жизни есть смысл, значит, можно жить ни для чего иного, как для того, чтобы поделиться с другими тем чудом, которое я обнаружил что есть, наверное, тысячи людей, которые об этом не знают, и что надоим скорее сказать. Второе - что если это правда, то все, что я думало людях, была неправда что Бог сотворил всех, что Он возлюбил всех до смерти включительно и что поэтому даже если они думают, что они мне враги, то я знаю, что они мне не враги. Помню, наследующее утро я вышел и шел как в преображенном мире на всякого человека, который мне попадался, я смотрели думал тебя Бог создал по любви Он тебя любит ты мне брат, ты мне сестра ты меня можешь уничтожить, потому что ты этого не понимаешь, ноя это знаю, и этого довольно. Это было самое разительное открытие»®^.
    Существенно то, что это сделанное открытие не помешало ему стать врачом, офицером французского Сопротивления в годы войны и лишь затем священником.
    Религиозность мнимая и подлинная
    Выход из тупика позитивизма, предполагающий пробуждение в человеке глубоких религиозных чувств, чреват опасностями и преградами, усеян ловуш ками-подме­
    нами, рождает своих двойников истин.
    Г лава VII. Дети и отцы : ключ к пониманию 2 5 9
    Первая преграда - нарочитая внешне подчеркнутая религиозность педагога, осуществляющего миссию воспитания в светской школе. Вторая - попытки, форсируя события, предать этому процессу организационные формы. (Напомню, что здесь речь идет исключительно о позиции взрослых людей, пытающихся переосмыслить основания, на которых они строят воспитание.)
    Любая демонстрация неизбежно затрагивает внешнюю сторону. Внешняя сторона по необходимости конфесси­
    ональна. Опасность заключается даже не в нарушении
    политкорректности. А в том, что в подобной ситуации акцент ставится только на одном из возможных путей в царство духа. Тем самым сознательно или невольно отвергается вероятность выбора иной стези, ведущей к той же цели. Конфессиональные пристрастия - дело совести каждого отдельного человека, включая учителя Но его профессиональная культура, такта главное понимание своей миссии в культуре должны помогать подняться в деле воспитания над личными предпочтениями. Повторяю, речь идет не только о веротерпимости.
    Многонациональная австро-венгерская империя, где прошло детство М. Бубера, в силу необходимости, обусловленной многонациональным составом населения, была веротерпимым государством, но ее образовательная политика в этом тонком вопросе произвела тяжелое впечатление на подростка.
    «Школа называлась Гимназия Франца Иосифа. Языком преподавания был польский, но атмосфера была той, которая преобладала в австро-венгерской империи взаимная терпимость без взаимного понимания. Ученики - по большей части поляки, а вдобавок к ним небольшое еврейское меньшинство (у русинов были свои школы).
    Отношения между учениками были добрососедскими, но обе группы почти ничего не знали друг о друге 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ В 8 часов утра звонил колокольчик. Входил один из учителей и поднимался на кафедру, над которой на стене возвышалось большое распятие. В туже минуту ученики вставали со своих скамей. Учитель и польские ученики крестились, он произносил символ веры, и все они вслух молились. Мы, евреи, стояли молча и неподвижно, глядя в пол, пока не разрешалось сесть...
    Я не могу припомнить учителя, который не был бы терпим или не хотел казаться терпимым. Но ежедневное стояние в классе и слушание чужого богослужения действовало на меня хуже, чем мог бы задеть какой-либо акт нетерпимости. Невольные гости, вынужденные каждое утро в течение восьми долгих лет безгласно присутствовать при священнодействии, в котором ни одна частица моей личности не могла и не хотела принять участие, - это отпечаталось на всем моем существе.
    Не предпринималось никаких попыток обращения еврейских учеников в христианство но моя антипатия ко всякой миссионерской деятельности коренится именно в школьных впечатлениях. Антипатия не только к проповеди христианства евреям, но ко всякому миссионерству среди людей, вера которых обладает собственными корнями. И понапрасну Франц Розенцвейг пытался увлечь меня идеей иудейской проповеди среди неевреев»®®.
    Вольная или невольная подмена, которая совершается каждый раз, когда мы, пытаясь достигнуть, по Гессену высшего, благодатного пласта воспитания, стремимся загнать процесс постижения сокровенного в ясные простые, как будто бы испытанные веками организационные формы, связана с ошибочным смешением религии с идеологией. Но любая идеология всегда была и остается всего лишь той или иной популярной философией, упрощенной до понимания большинства людей. В этом и состоит ее огромная притягательная сила для власть предержащ их.
    Религия же апеллирует к глубинным пластам человеческого бытия, уповает наличную встречу. Как показывает
    Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    261
    история и подтверждает современность, случается, что религия превращается в массовую идеологию. Происходит это ценой значительного упрощения, а значит - неизбежного огрубления сокровенных смыслов. Но что еще более опасно - такое перерождение рождает фанатизм со всеми вытекающими последствиями, включая кровавые эксцессы . Именно в результате подобной подмены мы получаем соединение средневекового менталитета с современными боевыми технологиями
    (11 сентября в Америке, Беслан и т.д.)
    Сегодня велико искушение заполнить образовавшийся идеологический вакуум религиозным содержанием. Природа этого соблазна вполне объяснима, причины достаточно серьезны стремление людей обрести утраченную идентичность и на ее основе добиться сплочения, искреннее желание восстановить разрушенную ценностную вертикаль, опираясь на Святыни. Намерения благие, номы хорошо знаем, куда ведет дорога, ими вымощенная К тому же сказываются привычки и выучка, полученные в предшествующую эпоху организации массовых пропагандистских кампаний. Поэтому в некоторых школах вместо привычного На зарядку становись мы рискуем услышать На молитву становись!».
    Но школа - не церковь. В ней, за исключением частных учебных заведений, может идти речь лишь о внекон-
    фессиональном духовном воспитании. Следует четко осознавать границы внеконфессиональной духовной педагогики, не обладающей правом вступать на суверенную территорию богословия, где учитель, не владеющий достаточными теологическими знаниями, легко может допустить бестактность, невольно обострить межконфессиональные противоречия, породить ненужные конфликты . Но, как уже неоднократно отмечалось в этих заметках, дело не только в технике безопасности Духовность, в отличие от идеологии, не может быть навязана извне. Выход из философии кризиса со всеми Евгений Я мбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bее признаками (одиночество, заброшенность, оставлен
    ность), которую столь ярко отражает творчество молодых писателей, - вера. Но вера не в словесные формулы в ущерб невысказанной тайне Бога (Г. Померанц).
    Очертив границы влияния, в которых может осуществляться светское воспитание, указав на опасности, возникающие в связи сих неосмотрительным переходом необходимо уяснить, какие реальные шаги должно предпринять для приближения к высшему иерархическому пласту личности. Их несколько Знакомство учащихся с непосредственным мистическим опытом людей, переживших личную встречу с Богом. В этом контексте избранные тексты Августина,
    Мейстера Экхарта, Антония Сурожского, Даниила Анд­
    реева, поэзия суфизма, медитативные притчи мастеров
    дзэна представляют особую самостоятельную ценность для педагогов Сосредоточение внимания учащихся на глубине и интенсивности религиозных переживаний гениев русской и мировой культуры. Творчество и биографии Гоголя Достоевского, Толстого позволяют решать эту задачу которая обычно вытесняется на периферию иззшения в курсах литературы.

    Возможность альтернатив
    Еще одна важнейшая задача светской духовной педагогики рассмотрение в курсах отечественной и зарубежной истории возможностей альтернативного развития
    событий.
    На этом шаге необходимо остановиться подробнее. Слишком глубоко в сознании учителей укоренилась догма история не терпит сослагательного наклонения. Ритуально произнося ее, мы не отдаем себе отчета, что тем самым порождаем у молодых людей з^ежденность в автоматизме человеческого существования в мире, где

    Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    263
    от нравственных и иных личных усилий практически ничего не зависит. Именно из этого корня на каменистой материалистической почве произрастает аморализм Стоит ли удивляться, что из поколения в поколение люди не чувствуют себя действующими лицами истории тяготятся ограниченностью своих возможностей, переживают кризис невостребованности. О чем неизменно свидетельствуют тексты молодых писателей.
    «Но есть другой взгляд на историю - какна вечную борьбу двух начал. Августиновское учение о двух градах лучше гегельянского уясняет возможность Творческих и разрушительных процессов в истории. Откажемся оттого, что былоодностороннего у Авгус­
    тина: от внешнего противоположения двух градов. Признаем, что внутри каждого из строящихся общественных и культурных типов идет борьба за план и стиль целого, которая оканчивается или включением его в творимый град Божий, или выпадением вне бытие, неудачей, катастрофой. Ничто не предопределено историей, силой естественных законов или давлением Божественной воли. Ибо история есть мир человеческий - не природный и не Божественный, - ив нем царит свобода. Как ни велико в истории значение косных, природных, материальных сил, но воля вдохновленного Богом или соблазненного Люцифером человека определяет сложение и распад природных сил. С этой точки зрения не может в мире пройти бесследно ни слабое усилие к добру, ни малейшее движение зла. Не поглощаются они одним историческим процессом, а включаются в разные одновременно действующие процессы созидания и разрушения. И если внимательно вглядываться в жизнь, тов Видимом ее единстве всегда можно различить двоякую ее детерминированность к вечности и к смерти»®®.
    Любопытно, Что, рассматривая различные сценарии будущего, призывая современников предпринять усилия для благоприятного развития событий, мы одновременно отказываем своим историческим предшественникам Евгений
    Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    В выборе альтернатив. По отношению к нашему недавнему прошлому, оценивая, например, формы и методы приватизации, вероятность сохранения целостности государства, мы не стесняемся говорить об упущенных возможностях, называть виновных, мысленно рассматривать и анализировать иные, более оптимальные для нас сценарии. Но чем дальше вглубь веков, тем больше в оценках проявляется въевшийся вплоть и кровь исторический фатализм. В его жестких рамках задача воспитания у человека чувства свободы и ответственности за все происходящее теряет всякий смысл. Отсюда необходимость сосредоточить внимание на развилках истории или, как принято сегодня говорить, точках биф-
    фуркации. Идет ли речь о столкновении нестяжателей с иосифлянами, выходе из Смуты, восстании декабристов - везде существовала возможность альтернативного развития событий, поскольку в них участвовали живые мыслящие люди. Нельзя не согласиться с авторами книги Выбирая свою историю»:
    «Когда сегодня ставится вопрос о воспитании историей, то хотелось бы знать, что мы стремимся воспитывать Одни найдут в истории примеры единения ради общих интересов и вопреки мнению отдельных личностей и целых социальных слоев, другие. Весь пафос этой книги заключается в том, что должны быть другие верившие, боровшиеся, часто отдававшие свою жизнь за иное будущее своей родины наверное, не обладавшие всей полнотой истины (а кто из смертных ею обладает, но имевшие право думать иначе. Только это признание права на “инаковость" позволяет стать гражданином, для которого история страны - это не звук фанфар на юбилейных торжествах, а боль утраты, острое желание не быть отсутствующим в собственной отчизне. Не сносить молча, по выражению НМ. Карамзина, все ее “нестроения” и несправедливости, терпя то, чего терпеть без подлости не можно”»®^.
    Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    265
    Перестать чувствовать себя отсутствующими или, по сходному определению молодого автора повести, поту сторонниками - именно здесь, намой взгляд, главный нерв и центральная задача современного воспитания Для того чтобы самому встать на эти позиции и помочь в этом молодым людям, учитель должен иметь мужество расстаться с уютной мифологемой линейного прогресса и начать рассматривать историю как длинную цепь бесконечно усложняющихся (на каждом этапе ее развития) нравственных задач. Достижения цивилизации лишь затрудняют их решение. В библейские времена человечество не сталкивалось с суррогатным материнством, клонированием и другими явлениями прогресса порождающими абсолютно новые этические проблемы Но от их разрешения не уйти новым поколениям.
    Очевидно, что все перечисленные шаги требуют ломки сложившихся стереотипов, огромного напряжения моральных и интеллектуальных сил учителя. Но иного выхода из тупика позитивизма нет.
    Отсюда следует, что образование самого педагога - решающее условие, дающее верные ориентиры и основания для переосмысления того содержания культуры, которое он целенаправленно намеревается передавать своим воспитанникам как на уроках, таки во внеурочное время. «Когда-то они умели читать, - бросает упрек отцам автор манифеста. Утраченные навыки придется восстанавливать. И здесь педагогам есть у кого учиться.
    ***
    Правомерность переноса литературоведческого термина
    n o n -fictio n на педагогическое поле подтверждается при внимательном знакомстве с профессиональной литературой, включающей историко-педагогические исследования, сравнительный анализ различных педагогических систем и т.п. Являясь одновременно искусством и наукой, педагогика предполагает интуитивные 6 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bтворческие решения, несущие на себе неповторимую печать личности автора. Искусство педагога - неотъемлемая часть его профессионального мастерства, где невозможно алгеброй поверять гармонию.

    Но с другой стороны, педагогика - серьезная наука, где должны использоваться выверенные инструменты анализа, выявляться обоснованные закономерности позволяющие педагогу не трудиться каждый раз над изобретением велосипеда, чтобы затем удивляться тому, что он не движется со скоростью мерседеса. Поразительно то, что ив этом своем научном качестве где требуется опора только на проверенные факты и строгое обоснование выводов, педагогика обросла мифами, оказалась в плену устойчивых стереотипов препятствующих трезвому анализу педагогических явлений. Из чего следует востребованность педагогики
    non-fiction, очищенной от накопившихся наслоений 10 11 12 20 21 Континент. СТ ам же СТ ам же. СТ ам же СТ ам же. С Там же. С Там же. СТ ам же СТ ам же СТ ам же СТ ам же. СТ а м же СТ ам же СТ ам же СТ ам же С. Андреев Д . Роза Мира. М .: Прометей, 1991. СТ а м же СТ ам же СТ ам же С. Континент. СТ ам же С. 86.
    Бубер М. Два образа веры . МС. Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    2 6 7

    27 28 30 Рыжий Б . Господи, это я . h t tp s :/ / 4 5 p a r a l l e l . n e t / b o r i s _ r y z h i y / s t i h i /
    #gosp o d i_ eto _ y a.
    Епихин СО чем грустим Альдебараки: Сб. М .: Издательство Поколение,
    2004. С. С тени ловская К. Ночью все кошки. А льдебараки. С. Гессен СИ Основы педагогики. М .: Школа пресс, 1995. С. 20. Андреев Д . Указ. соч. С. Там же.
    Ф ран кл В. Сказать жизни Да. Психолог в концлагере. МА льп и на нон -ф икш н , Андреев Д . Указ. соч. СМ итрополит Сурожский А нтоний. О Встрече. Клин Фонд Христианская жизнь. С. 3 3 -3 4 .
    Бубер М. Указ. соч. С. Федотов Г П . Правда побежденных Неуслышанные голоса. Антология выстаивания и преображения. М .: Независимое изд-во ПИК. Т. 1. С. 1 6 7 -1 6 8 .
    Карацуба ИВ, Курукин ИВ, Соколов Н.П. Выбирая собственную историю. Развилки на пути России от Рю риковичей до олигархов. М Колибри. С. 6.
    Литература
    non-fiction
    как
    педагогический
    источник
    Уточнение метафоры
    За поворотом, в глубине Лесного лога,
    Готово будущее мне Верней залога.
    Его уже не втянешь в спор И не заластишь.
    Оно распахнуто, как бор. Все вглубь, все настежь.
    Б. Пастернак
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38


    написать администратору сайта