Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
Шарден не зря заметил Трагическим героем человек может стать сам, рыцарем веры - никогда. Не этим ли осознанием продиктованы стихи Максима Свириденкова? Пахнет ладаном. Пахнет воском Непогасших в церквах свечей. Пожалей мене, Матка Боска. Магомет, позови в мечеть. Звезды - идолы им молился. Образ в зеркале - мой кумир. Если время меняет лица. Значит, лица меняют мир. Если город рисует кровью. Значит, скоро показ картин. Если матом святого кроют. Значит, этот святой - кретин. Ж ить без цели легко и просто. Страшно жить, если знать зачем. Пожалей мене. Матка Боска. Магомет, позови в мечеть*®. Л ица молодых действительном еняю тся стремительно Причем их внутренняя трансформация, которзгю фиксируют эти строфы (от поклонения звездам -идолам , юношеского нарциссизма и получения удовольствия от бесцельного существования - к возникновению осознанной потребности в глубоком религиозном чувстве опрокидывает их собственные мрачные прогнозы 2 6 Евгений Ям бург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Однако на пути обретения чувства Священного, без которого недостижимы ни подлинная полнота бытия, ни восстановление разрушенной ценностной вертикали они вновь рискуют столкнуться с труднопреодолимыми преградами. Матка Боска и Магомет - немыслимая религиозная эклектика. Есть отчего прийти в ужас традиционалистам всех оттенков, строгим ревнителям конфессиональной чистоты. Что это неискушенность в вопросах богословия, объяснимая отсутствием специальной подготовки, или, того хуже, сознательное демонстративное игнорирование освященных веками национальных традиций православия, которое демонстрирует двадцатипятилетний русский поэт из Смоленска? Смею думать, ни тони другое. Мучительно переживая земную Смуту, они не склонны переносить ее на небо до которого, по мудрому слову митрополита Платона наши перегородки, слава богу, не достигают. Если угодно, это можно назвать стихийным экуменизмом. Герой повести «Потусторонники» Гриша Андреев постоянно напряженно думает о Розе Мира Даниила Андреева, ноне видит вокруг себя людей, с которыми было бы возможно ее построение. «Нет, ты подумай - кто и что символ девятнадцатого века Пушкин. Достоевский. Отечественная война. Декабристы. Они вышли на площадь и просто стояли, окруженные правительственными войсками. Не от нерешительности или трусости, как пишут в школьных учебниках. Просто они не хотели кровопролития. Это же предвосхищенное толстовство и гандизм. Это самый важный символ века. Ау нас кто символ Шариков и Ваня из Разговора у телевизора Высоцкого. Серость Плебейство С теми людьми, с декабристами можно было строить Розу Мира. А сейчас...Сотни миллионов погибли в идиотских войнах, страну распяли, наших родителей оболванили и превратили в скотов. Мы вообще живем как пасынки в чужом дому. Ни Отечества, ни дома родного...»*'* Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 2 2 7 и такие ли будут строить Розу Мира Ас другой стороны - что сними делать. Истребить всех Да ведь что тогда от нас самих останется, кто мысами будем после этого Те же звери. И ладно старшее поколение, они естественным биологическим путем уйдут. А те, что совсем дети В них уже семилетних есть червоточина. Сидят девчонки на скамейке, обычные девчонки, ну, лет по семь-восемь. Сидят и поют. А знаешь что Все мы, бабы, стервы! Милый, бог с тобой Каждый, кто не первый, - тот у нас второй..." Ты представляешь, какое у них мышление в семь лет Сон Свидри- гайлова стал явью»^®. Человек, детально знакомый с подлинной историей дека бризма, улыбнется наивной трактовке событий 14 декабря Гришей Андреевым. Но большинство его ровесников выносило из школы лишь то, что декабристы были страшно далеки от народа, но зато разбудили Герцена. Расширять эти скудные представления приходилось самостоятельно. Отсюда искусственные исторические аллюзии и натянутость параллелей. Реальные Пестель и К аховский, разумеется, были равно далеки как от народа, таки от гандизма с толстовством. Тотальное недоверие к официальной историографии побуждало молодых выдвигать собственные версии исторических событий, обращаясь к альтернативным источникам. Что-то я не помню такого программного или хотя бы рекомендованного для изучения в старших классах произведения Роза Мира. Боюсь, что многие из моих коллег-словесников разведут руками, коль скоро кто-то из их нынешних учеников заведет о нем разговор. Но, вопреки стараниям века, они, молодые самостоятельно добираются до незамутненных источников мысли. Золото, оно ведь ив грязи остается золотом. Даниил Андреев, писавший свою книгу в самые глухие годы в тюрьме, именуемой политическим изолятором, сне Евгений Ям бург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bимоверным трудом скрывший рукопись от охранников не был бы разочарован, узнав, что с наступлением нового тысячелетия интерес к ней не только не угасает, но, напротив, обостряется. Бедь именно на это они рассчитывал: «Книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, за главой, по ее страницам. Потому что вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще ив далеком будущем»"®. Чем привлекает эта книга молодых Книга Д. Андреева посвящена грандиозной духовной задаче просветления этического облика человека. Его учение настаивает на абсолютной ценности личности и стремится к тому чтобы достойный человека материальный достаток простое житейское благополучие и элементарно нравственные отношениям еж ду людьми водворились везде не оставляя вне своих пределов ни одного человека Такова, по Андрееву, ближайшая эпохальная задача Духовное делание, творчество во всем (в градостроительстве, точных науках, в садоводстве, в любви мужчины и женщины, в пестовании детей, способствующее украшению и умягчению жизни- путь ее решения На этом пути придется преодолевать преграды, рвы и пропасти, разделяющие людей по национальным, социальными религиозным признакам. Даниил Андреевне считает их непреодолимыми. Ему чужда религиозная исключительность, ион призывает к «со-верчеству» со всеми народами в их наивысших идеалах: «Пусть христианин вступает в буддийский храм стрепетом и благоговением тысячи лет народы Востока, отделенные от очагов христианства пустынями игорными громадами, постигали через мудрость своих учителей истину о других краях мира горнего. Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 2 2 9 Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык иных миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям. Мирам этим не соприкоснулся западный человек пусть же обогатятся его разум и душа хранимым здесь знанием. Пусть мусульманин входит в индуистский храм смирным, чистыми строгим чувством не ложные боги взирают на него здесь, но условные образы великих духов, которых поняли и полюбили народы Индии и свидетельство о которых следует принимать другим народам с радостью и доверием. И пусть правоверный синтоист не минует неприметного здания синагоги с пренебрежением и равнодушием здесь другой великий народ, обогативший человечество глубочайшими ценностями, оберегает свой опыт о таких истинах, которыми духовный мир открылся ему - и никому более»^®. Нет, не рассудочный бесплодный религиозный эклектизм и не политкорректность проповедует Даниил Андреев но добрую волю и редкую по нынешним временам способность видеть начала духовности и зерна истины во всех мировых религиях. Из современных религиозных мыслителей России ею обладали убиенный православный свяш;енник о. А . Мень и ушедший от нас недавно философ и культуролог ГС. Померанц. И деал этот так контрастирует с окружающей жизнью Грекокатолики захватывают штурмом православные храмы в Западной Украине, отдельные российские средства массовой информации не постеснялись дать хамские комментарии насмерть Папы Иоанна Павла II, горят синагоги. Люди повсеместно как будто только теми заняты, что старательно расширяют рвы и возводят разделяющие их стены, тем самым углубляя пропасти в которые сами же стремительно летят, испытывая при этом сладостное идеологическое упоение. Не выдержав столкновения идеала с действительностью добровольно уходит из жизни главный герой повести «Потусторонники» - писатель Гриша Андреев. Он больше не верит, что из такого человеческого материала, включая его самого, можно выстроить Розу Мира. А мы? *** Волей случая я оказался на борту терпящего бедствие самолета. Салон его был до отказа переполнен видными представителями российской интеллигенции писателями, учеными, известными политическими деятелями, педагогами и актерами, направлявшимися на конгресс в Уфу. Впервые минуты, когда опасность ситуации стала очевидной, не без грустной иронии подумалось о том, что наутро многие газеты выйдут с некрологами Российская культура понесла тяжелую утрату. И т.д ., и т пи т.д.» Оказавшиеся в неприятном положении люди вели себя достойно. Шутили рассказывали забавные истории. Не скрою, выпивали Нервное напряжение отчасти прикрывалось несколько преувеличенной веселостью. Я подошел к Григорию Соломоновичу Померанцу. Его реакция на происходящее поразила меня своей тихой мудростью Вызнаете жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни слышат только скрипа другие умудряются сквозь скрип расслышать музыку». Тогда, слава богу, все обошлось, и после аварийной посадки через пару часов, на новом самолете мы отправились на свой конгресс. Нос тех поря не раз возвращался км ы сливы сказанной восьм идесятиш естилетним мудрецом. В самом деле, как помочь им, молодым сквозь скрип услышать музыку Каждое поколение пробивается к ней самостоятельно. Яне думаю , что ГС. Померанцу было проще, чем нынешним молодым людям. Ион в ранней юности, отвечая на традиционный вопрос, поставленный в школьном сочинении Кем ты хочешь быть », к изумлению и возмущению 3 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 2 3 1 педагогов, написал Самим собой А затем фронт лагерь, десятилетия вынужденного молчания. В лагере вечерами в сорокапятиградусный мороз он выходил из барака на улицу слушать Чайковского. Тогда из громкоговорителей лилась преимущественно классическая музыка. Тем не менее, следует отметить, что война и тирания - враги грозные, но явные и внешние опрокидывающие и растлевающие слабых людей, но заставляющие максимально сосредоточиться и мобилизоваться сильных духом. Пусть даже их оказывается совсем немного. Сегодняшние молодые встречаются с драмой иного рода и эту трудность очень точно формулирует герой повести «Потусторонники». Кроме того, скрип пластинки сегодня невероятно возрос. Благодаря современным сверхмощным средствам усиления, он превратился в рычащую какофонию. В таких условиях расслышать музыку жизни становится все более затруднительно. Где те настройщики главного солирующего инструмента, что придадут ему чистое и отчетливое звучание Беда в том что в стране практически не осталось общепризнанных моральных авторитетов, воспитателей нации, каковыми еще совсем недавно почитались Сахаров, Окуджава, Аста фьев. А молодые, как выясняется, вырастая, испытывают все большую потребность в вестниках и праведниках, без которых, как известно испокон веков, не стоит земля. Праведность, по Д. Андрееву, есть такое состояние человека, устойчивое и оканчивающееся только сего смертью, при котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум - от захвачен- ности материальными интересами, а сердце - от кипения случайных, мутных, принижающих душу эмоций. В позитивном же аспекте - праведность есть проницание деятельной любви к Богу, людям и миру всей внешней и внутренней деятельности человека 3 2 Евгений Ямбург БЕСПОШ ДЦНЫ Й УЧИТЕЛЬ bВпрочем, отсутствие всеобщего признания отнюдь не означает, что такие люди исчезли с лица земли. Их тихое скромное служение, как тому и положено быть не лезет в глаза, не становится объектом раскрутки и пиара. Донкихоты среди без меры расплодившихся Чичиковых - они заняты упорным духовным делань- ем. Вековечная борьба между силами добра и зла не ослабевает. Но бескровной она не бывает. Покойный священник о. А . Мень прекрасно отдавал себе отчет в том, какие темные демонические силы поднимутся против него только зато, что он нес свет тысячам а после выхода на телеэкран - миллионам людей. На его панихиде молились рядом проповедники, представители разных христианских конфессий. Здесь же можно в очередной раз вспомнить ГСП омеран ца и его супругу, поэта и сказочника ЗАМ иркину, чей философско-религиозны й семинар в последние годы собирал десятки молодых людей. И Вардвана Варжапетяна - армянина, влюбленного в иудаистику, писателя и главного редактора еврейско-армянского журнала Ной, впитавшего в себя боль двух народов переживших геноцид. Я пишу о людях, чья нравственная позиция, намой взгляд безупречна, чьи правдивые искренние тексты совпадают сих делами. В России, где, к сожалению, подорвано доверие к слову, это так важно, особенно для взыскующих истину молодых людей. Личный пример подвижников сегодня дорого стоит. Их не так мало, как кажется на первый взгляд. И если воспользоваться поэтическим образом Даниила Андреева, то можно сказать вопреки нестроениям земным, хрупкие ростки Розы Мира пробиваются в людских душ ах. Но не следует думать, что духовное делание - удел исключительно священников, писателей или мужественных героев открытого сопротивления злу. Ив обыденной Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 2 3 3 размеренной жизни встречается немало тех, чье служение наполнено глубоким внутренним смыслом и потому осветляет жизнь окружающих их людей. В Израиле неподалеку от Хайфы есть небольшой городок Зихрон-Яаков, где живут этнические немцы. Христиане. Их несколько тысяч переехало сюда из Германии после Второй мировой войны. То был акт покаяния. На месте маленькой деревни они построили городи поставили завод, который до сих пор выпускает противогазы. На тот случай, если кому-нибудь придет в голову безумная мысль подвергнуть Израиль газовой атаке Это еще один побег укорененной в пустыне Розы Мира или, говоря другими словами, прямое свидетельство возможности преодолеть взаимную ненависть. Обращаясь к зримым примерам деятельного Добрая не преследую мысль упрекнуть молодых в сгущении красок и излишней драматизации жизни. Тем более не собираюсь претендовать на роль наставника, сбивать сметану (помним на чем, снисходительно поучая В ж изни-де много чистого, возвышенного и прекрасного. Куда уж там, когда калечат и убивают на каждом шагу даже за честно сказанное слово. Дав мире действительно много, слишком много ужасного. Замечательно, что они, молодые, больше не тешат себя успокоительными иллюзиями, не увертываются от прямых грозных вопросов. Их пристальное внимание к темным трагическим сторонам бытия не в последнюю очередь оправдано трусостью взрослых, боящихся нарушить собственную безмятежность. Но метафизическое мужество, отсутствие страха перед бездной не вырабатывается лишь на пафосе обличения не может быть достигнуто исключительно средствами поэтики новой искренности и прямого высказывания. Для него требуются иные, гораздо более серьезные основания. Гриша Андреев это чувствовал: «Чувствую Богоприсутствие и Заброшенность одновременно... ...То Богоприсутствие, котда кажется, что вот-вот войдет Он, спокойно трустно улыбнется, подаст большую теплую руку я схвачу ее своими двумя жаждущими, истосковавшимися, которые слишком часто подаю не тем, буду долго держать, впитывая живительную теплоту. Он еще раз понимающе улыбнется, потом вытащит из котомки буханку белого хлеба, разломит надвое, протянет душистый ломоть - ешь. Я налью вина и мы будем прихлебывать и смотреть всепонимающими глазами, и говорить, говорить. Господи, я уже вдоволь наглотался здесь зтой правды, тошнит уже Господи, мне нужно знать истину, я слаб, как всякий, ноя хочу отделить зерна от плевел...»®® Прозревая, герой осознает, что его правда - бессовестная ложь, но продолжает жить, горделиво уповая лишь на собственные силы, весь внутри себя, воспринимая мир лишь в себе и через себя». «Но разве был сверхчеловек, воспринимающий мир через другого Я жил, но до сверхчеловека не дотягивал. Можно приподняться на цыпочки, но долго литы простоишь А теперь узел на дальнем конце каната, протянутого над бездной, и вовсе ослаб»®^. Был, и, как очевидно даже из приведенных примеров, не один. И причем здесь сверхчеловек, который превозносил себя, считая возможным встать поту сторону добра и зла Ему ли воспринимать мир через другого Передним такой проблемы не стояло. Ницше здесь определенно не поможет. Нужны другие учителя. Такие как Мартин Бубер, Августин. Мартин Бубер утверждал, что истина недоступна обособленному человеку, как бы глубоко он ни ушел в себя Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Г лава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 23 5 Она рождается в отношениях Я - Ты, иными словами в любви. Молодость естественным образом сосредоточена прежде всего на самой себе, для нее достаточно характерно состояние, когда образ в зеркале - мой кумир. Мир представляется ей отчужденным. По М. Буберу - это отношения Я - Оно». «Но в нездоровые времена случается так, что мир Оно, более не пронизанный и не оплодотворенный как живыми потоками приливами мира Ты, - изолированный и застаивающийся, словно гигантский болотный призрак, - подавляет человека. Довольствуясь миром объектов, которые больше не становятся для него Настоящим, человек уступает этому миру. И тогда обычная причинность вырастает в гнетущий подавляющий рок»®®. Вы ход из замкнутого круга парализующих волю и порождающих отчаяние представлений о неотвратимости происходящего из отношений Я - Оно вот ношения Я - Ты возможен лишь при освобождении от веры в несвободу, какими бы научными или житейскими соображениями она не обосновывалась. От срывов свободы в своеволие защищает глубокое переживание личной встречи с Ты - Высшим. С Богом Возлюби Бога, и делай что хочешь Блаженный А вгустин). Страдание, переходящее в сострадание и деятельную любовь к людям и миру, - первая ступень на ведущей в небо Лестнице Якова, основа подлинного творчества в любой жизненной сфере. Но уже с нее видны звезды. *** Здесь самое время завершить полемику с героем повести |