Главная страница
Навигация по странице:

  • Буберу и Даниилу Андрееву, Томасу Мертону и Фрэнку

  • Начать с себя шаги постижения

  • «Потусторонники». Полное отождествление правды с истиной - есть подмена понятий. Герой понял это слишком поздно.

  • Значит, не все было так безнадежно плохо Вновь на память приходит послание к отцам

  • В самом деле, что можно возразить против воспитания воли и твердости, правдивости и чувства товарищества смелости и стойкости, жизнерадостности и идейности

  • С тех пор многое изменилось рухнуло тоталитарное государство, которое мучило, ноне сломило Д . Андреева

  • 2 5 7 в массовом сознании, виновен позитивизм в целом марксизм - лишь один из его ликов.

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница22 из 38
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38
    Но что мешает нам воспользоваться теми же приемами и способами По крайней мере, две причины. Боязнь потерять педагогическую невинность, запятнав себя порочащими связями с сомнительными партнерами в результате чего педагогика неизбежно превращается в брюзжащую старую деву, проецирующую на мир свои неизж иты е комплексы . И еще более глубокий парализующий волю страх пересмотреть и обновить философские основания - фундамент своей деятельности. Но без этого уже не обойтись.
    Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    Замечательный русский педагог СИ. Гессен еще на заре прошлого века справедливо рассматривал педагогику как прикладную философию. Предваряя свою книгу Основы педагогики, он писал:
    «Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы.
    ...Что всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя за эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений автора - есть основное положение зтой книги»®®.
    Н еобходимость пересмотра и обновления философских оснований педагогической теории и практики (в первую очередь в части воспитания) диктуют нам само время и поиски молодых, которые поверх наших голов, скованных догматическими представлениями, иссохшими губами припадают к живительным источникам Владимиру Соловьеву и Ф.М. Достоевскому, Мартину
    Буберу и Даниилу Андрееву, Томасу Мертону и Фрэнку
    Бухману, А. Меню и Г. Померанцу. К тем мыслителями художникам слова, кто, вопреки страстями срывам искажающим человеческий облик, жили продолжает жить в Духе. И пусть их путь чрезвычайно труден, зато пример притягателен, поскольку именно он оставляет
    надеж ду.
    Философия персонализма, признающая за личностью никем неотчуждаемую свободу и одновременно полную личную ответственность за все происходящее, позволяет сегодня выбрать тот способ существования, что достоин высокого звания Человека. К ому-то вопрос о пересмотре философских основ теории и практики Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bвоспитания покажется абстрактным, слишком оторванным от злобы (в ее прямом и переносном смысле дня. Напрасно. В нем корень всех наших проблем, пусть даже практический педагог, несклонный к отвлеченному мышлению, пока полностью не отдает себе в этом отчет. Сенека не зря замечал, что если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Нужны ориентиры. Потому-то хорошая теория считается самой надежной практической вещью.
    Тем не менее, подспудно процесс пересмотра и расширения фундаментальных основ педагогической теории и практики уже начался. На его базе растет и набирает силу педагогическая антропология. Жаль только, что пока она так робко и невнятно артикулирует свои религиозные и философские корни. Мешают неизжитый
    сциентизм сего опорой исключительно на рациональный анализ происходящего и корпоративная солидарность, заставляющая отстаивать чистоту жанра, якобы не допускающего кровосмешения науки с другими способами познания, предполагающими в качестве инструментов постижения мира прозрения и интуицию. В результате, в полном соответствии с воззрениями М. Бубера, внутренняя вера в несвободу человека порождает и усиливает его рабство. Внешние обстоятельства, стесняющие его волю, ничто в сравнении с теми внутренними оковами, в которые он сам себя добровольно заковывает.
    Событийная педагогика
    Но молодые, как мы убедились вначале этих заметок к счастью, лишены подобных предрассудков. Они жаждут «встречи-переживания», стремятся к отношениям Я - Ты. Идя им навстречу, наиболее чуткие педагоги не утерявшие веры в возможность воспитания, разрабатывают принципы и подходы событийной педагогики
    Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    249
    научная школа покойного академика ЛИ. Новиковой), ядром которой являются событие с воспитанником а центральным местом - та самая личная встреча или событие, которое осветляет душу своей преобразующей силой. Но и здесь, при верной расстановке акцентов правильно схваченном ощущении главного нерва современной педагогики, акцент тяжести переносится на создание воспитательного пространства - иными словами, специально (искусственно) спроектированной и организованной среды. Нисколько не умаляя достоинств такого подхода, который сам по необходимости всеми силами пытаюсь реализовать в своей практической деятельности, не могу не видеть пределов его
    возможностей.
    К остная, неподатливая среда зачастую яростно сопротивляется преобразованиям. Особенно у нас. Потому опыт даже удачных социальных практик, который под руководством педагогов-подвижников приобретают дети, рано или поздно наталкивается на эгоизм, своекорыстие и другие примитивные инстинкты Для молодого человека, воспитанного на идеалах добра, справедливости и долга, но привыкшего реализовывать себя преимущественно в социальной плоскости, такое столкновение крайне болезненно чревато срывами и тяжелыми моральными травмами Построение идеального государства (города-солнца) в отдельно взятом молодежном лагере или клубе в отдельной школе и ее ближайшем окружении- задача во всех отношениях благородная, поскольку наглядно демонстрирует всю важность и необходимость преобразования социума. Но задача этап реи м у­

    щественно внешняя. Направляя всю энергию вовне мы не оставляем ни времени, ни сил на расширение пространства внутренней свободы молодого человека на укрепление его внутреннего стержня. Разумеется во всем, включая педагогику, необходимо проявлять 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    чувство меры, и я совершенно не призываю загонять воспитанников в духовную иммиграцию, заведомо отказавшись от попыток их социализации. Отмечу лишь, что в наших условиях высота духа, мужественная готовность к поражениями умение при любых даже самых драматических обстоятельствах отстаивать достоинство личности - те качества, которые не менее остро, чем успешная социализация, востребованы жизнью. Процесс самостроительства личности не терпит суеты помимо активной деятельности, он требует тишины и уединения.
    Таким образом, пересмотр фундаментальных философских и культурологических основ теории и практики воспитания меняет не только стратегию, но и тактику поведения педагога, осознающего, где ив какое время он живет, смещает акценты в его непосредственной практической работе.
    Начать с себя шаги постижения
    Очевидно, что процесс обновления затянется на долгие десятилетия. Стремительным он не может быть, поскольку требует глубинной перестройки сознания педагогов В силу разных обстоятельств к нему оказалась неготова ни западная, ни отечественная педагогика. Наша - по причине неизжитого тоталитарного наследия, рецидивы которого мучают ее до сих пор. Западная - вследствие гипертрофированного сверх всякой меры прагматизма, стремления алгоритмизировать педагогический процесс, придав ему максимально технологический характер. Попытки механически соединить оба полюса, выработав своеобразный гибрид - тоталитарный прагматизм, выглядят беспомощно. (И не только в педагогике) Тем временем, в жизнь будут вступать новые поколения, насущные проблемы которых, как уже сегодня очевидно, не будут более легкими. Посте­
    Г лава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    251

    пенно, по мере столкновения с угрозами и вызовами нового тысячелетия будет приходить осознание того что главный ресурс человечества, залог его выживания следует искать прежде всего в педагогической сфере Остальные источники слишком ненадежны и быстро
    исчерпываемы. Наступит момент, когда потребуются невероятное напряжение сил, мобилизация всех культурных ресурсов, максимальная аккумуляция творческой энергии, необходимой для решения глобальных проблем человечества. Решить их будет под силу лишь внутренне свободным людям, сохраняющим чувство собственного достоинства, способным к творческому взлету и духовному порыву, самопожертвованию и нравственной аскезе. Тем, кто ясно видит эти отнюдь не безоблачные перспективы, задача обновления философских, религиозных и культурологических основ воспитания не представляется прекраснодушной мечтой резонера-интеллигента, потерявшего чувство реальности, мечтающего о построении Царства Божия на грешной земле. Напротив, именно реализм и способность к прогнозированию вынуждает торопиться с решением поставленной задачи.
    Первый решительный шаг, который необходимо сделать на этом пути повысить индекс честности в оценке реального положения вещей. Такой подход прежде всего требует демиф ологизации сознания педагогов По себе знаю, как тяжело расставаться с осветляющими душу мифами и преданиями. Не один год подряд я вдохновенно повествовал старшеклассникам, как вовремя Второй мировой войны после оккупации Дании немецкое командование предписало надеть евреям желтые звезды. И тогда первыми с этими знаками на улицы Копенгагена вышли король и королева. Этот эпизод попал в методические пособия для учителей истории, лег в основу замечательной книги Б. Хазанова Час короля 5 2 Евгений Ямбург БЕСП01ЦАДНЫ Й УЧИТЕЛЬ
    Увы, после длительных изысканий и консультаций выяснилось, что данный эпизод - красивая легенда. Что разумеется, нисколько не умоляет благородства им уж ества датчан, сумевших на утлых лодках вывезти огромное количество людей за пределы страны. Одна из тех самых лодок до сих пор стоит в Иерусалиме как памятник смелости и великодушия. Историки, знакомые с документами, знают, что подвиг панфиловцев - плод художественного вымысла писателя А. Бека. Но он прославлен в песне, ставшей гимном столицы, укоренился в народном сознании. Излишне напоминать что реальных подвигов, демонстрирующих стойкость духа и героизм солдат, в истории обороны Москвы более чем достаточно. Что с этим делать Вопрос крайне деликатный, поскольку затрагивает глубинные ментальные эмоции людей. Развенчание преданий для многих действительно грозит подрывом идентичности с которой и без того в Отечестве нашем дело обстоит крайне неблагополучно. Отдавая полный отчет в крайне болезненной реакции на подобные вопросы, тем не менее, отмечу, что полная доступность информации делает бессмысленной и опасной - пусть даже в самых благородных целях - искажение фактов. Вступая на этот путь, мы неизбежно будем разоблачены. И тем самым укрепим мнение молодых людей о всеобщем тотальном обмане, в атмосфере которого они живут.

    Что же касается воспитания на патриотических примерах то, во-первых, их достаточно и без художественного вымысла. Но тогда предания и легенды должны рассматриваться как факты искусства, повлиявшие на народное сознание. А , во-вторых, если мы даже в благородных целях допускаем мысль о необходимости лукавства по отношению к прошлому, то где гарантия что мы неприменим этот же прием при анализе настоящего и прогнозе будущего. Аргументы завсегда отыщутся, стоит только захотеть. В основе доводов
    Глава VII. Дети и отцы ключ к цониманию
    25 3
    сторонников мифологизированного воспитания всегда лежит скрытое за высокими словами высокомерное недоверие к людям, особенно молодым, якобы неспособным полюбить Отечество во всей полноте его взлетов и катастроф, не приукрашенное возвышающим обманом. Уверен, тонкий деликатный учитель всегда найдет точные интонации, чтобы, не впадая в разрушительный пафос, отделить правду от вымысла. Тем более что правда - не самоцель, а всего лишь первый необходимый шаг для постижения истины. Упиваться ею (пить, как водку) крайне опасно испепеляет Что, собственно, и произошло с персонажем повести
    «Потусторонники». Полное отождествление правды с истиной - есть подмена понятий. Герой понял это слишком поздно.
    «Господи, я уже вдоволь наглотался здесь этой правды, тошнит уже Господи, мне нужно знать истину, я слаб, как всякий, ноя хочу отделить зерна от плевел...»
    Научиться своевременно и чутко улавливать и замечать подмену понятий - второй необходимый шаг, приближающий нас к истине. Будем откровенны, каждый из нас, кому довелось профессионально заниматься воспитанием в советский период, нет-нет да и припомнит с определенной ностальгией те времена, когда, при всех идеологических издержках, многое, даже очень многое удавалось.
    Значит, не все было так безнадежно плохо Вновь на память приходит послание к отцам:
    «Вы взяли с нас клятву пионера, а потом упоенно ее растоптали.
    Этот урок пошел нам на пользу - больше мы клятв не даем 5 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ А в юности надо давать клятвы. Свою добровольную присягу принесли на Воробьевых горах Герцен и Огарев, в шестнадцать лет свой зарок на всю жизнь дал будущий царь реформатор Александр П. Текст этой клятвы подготовил его наставник, В.А. Жуковский. Вопрос в том, кому и на чем клянешься. Как научиться в воспитании, да и не только в нем, отличать истину от ее двойников Что касается теории и практики воспитания, то здесь эту работу за нас в значительной степени проделал Даниил Андреев.

    В самом деле, что можно возразить против воспитания воли и твердости, правдивости и чувства товарищества смелости и стойкости, жизнерадостности и идейности?
    Но смелость и воля, уточнял Д. Андреев, должны вкладываться не в борьбу за гегемонию над остальными а в деятельность, направленную на совершенствование сперва себя, потом условий, в которых формируется другая личность, и , наконец, на ненасильственное а исполненное любовью совершенствование других Жизнерадостность он также признавал необходимым человеку качеством личности. Но эта жизнерадостность не должна вырождаться в нарочитый оптимизм, избегающий любых намеков на теневые стороны ж изни.
    «Явления жизни и культуры будут вызывать к себе отношение в зависимости не оттого, на оптимистические или пессимистические выводы они наталкивают, а оттого, служат или расширяют они диапазон личности, возвышают или снижают уровень души, содействуют в конечном счете свободе и любви или же ненависти и порабощению»®*.
    Советская система воспитания добивалась, чтобы примат общего над личным был прочно усвоен сознанием молодого человека. Излишне говорить, что сегодня когда мы воочию столкнулись с разгулом примитивных, ничем неприкрытых эгоистических страстей.
    Глава VII. Дети и отцы ключ к пониманию 2 5 5
    ценность коллективизма вновь оказалась востребована Но и здесь, дабы дважды не ступать в одну и туже реку а точнее, болото, имеет смысл принять во внимание две незаметные идейные подмены:
    «Под "общим подразумевалось не человечество и даже не все население в целом одной или нескольких стран подразумевалась часть человечества, объединенная общей, твердо очерченной идеологией. Все же, оказавшиеся поту сторону этого очертания, расценивались либо как враги - и пощады им не было, - либо как сегодняшние союзники, причем будущее должно было решать станут ли эти союзники вполне своими, включатся ли в расширяющийся воинственный коллективизм или сделаются врагами и тогда будут уничтожены. Такова была первая подмена общего групповым.
    А вторая подмена заключалась в том, что утрачивалось представление о пропорциях мелкая, ничтожная выгода, которую мог извлечь коллектив из самоотречения личности, считалась выше, чем интерес этой личности как таковой, даже иногда чем ее жизнь»®®.
    С тех пор многое изменилось рухнуло тоталитарное государство, которое мучило, ноне сломило Д . Андреева, приказало долго жить единственно верное учение Тем не менее, очевидно, что людей, как справедливо заметил В. Высоцкий, еще долго мы будем делить на своих и врагов».
    ***
    Сильной стороной советской педагогики было воспитание у молодых людей устремленности в будущее. Она не­
    расторжимо связана с жизнестойкостью и оптимистическим взглядом на мир. Неслучайно психолог Виктор Ф ранкл, прошедший немецкие концентрационные лагеря, доказал, что в тяжелейших условиях выживали 5 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ не самые физически сильные люди, а те, кто не терял надежды на будущее. Д. Андреев называл устремленность в будущее великой чертой, позволяющей человеку мыслить перспективно, вдохновляться благом будущих поколений. Подмену он видел в том, что представление о будущем было сниженными упрощенным.
    «Практически это представление формировалось из двух величин материального изобилия и покорения природы. Такое представление прямолинейно, как рейсшина. Оно лишено духовности, как бетон, и материалистически наивно, как высказывания школьника го класса у пионерского костра»®®.
    П олож а руку на сердце, мы не можем не признать того что спустя десятилетия после написания Розы Мира представления о желаемом образе будущего несильно изменились в массовом сознании. Другое дело, что наряду с оптимистическими прогнозами появились не лишенные серьезных оснований (учитывающих угрозы и вызовы нового тысячелетия) достаточно пессимистические сценарии развития мировых событий. Их сравнительный анализ выходит за рамки этих заметок. Но для педагогов чрезвычайно важно отметить, что в качестве одной из ведущих причин, толкающих мир к пропасти специалисты называют превратные представления людей о желаемом будущем, связанные исключительно с материальным изобилием , с безудержным, ничем неограниченным ростом потребления. Виновата марксистская доктрина, которая ловко использовала естественное стремление людей к всеобщему достатку?
    Не только. В своей тяге к потреблению средний американец, европеец и россиянин не очень отличаются друг от друга. Последнего еще можно понять, поскольку он долгие десятилетия был лишен даже самого необходимого. В таком образе желаемого будущего, укорененном
    Г лава VII. Дети и отцы ключ к пониманию
    2 5 7
    в массовом сознании, виновен позитивизм в целом марксизм - лишь один из его ликов.
    Выход из позитивистского тупика - третий необходимый шаг на пути обновления глубинных основ воспитания Наряду с демифологизацией сознания и умением отличать истину от двойника, он, пробивая бетон наивного материализма, позволяет решать задачу воспитания человека как члена царства Духа. (Определение СИ. Гессена) Но такой подход предполагает переход с просветительско-атеистических позиций на религи­
    озно-антропологические. Разумеется, никто не требует от педагога отрицать объективные научные законы касающиеся мира вещей. В земных условиях еще никому не удавалось бегать по потолку. Речь идет совсем о другом измерении.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38


    написать администратору сайта