Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
Идеалисты или реалисты? Рискуя вызвать гнев академических ученых, выскажу одно субъективное суждение все значительные педагоги оставившие свой след в истории, - великие сказочники Все они, так или иначе, стремились сконструировать свои миры, в основе которых лежала гармония взрос л о-детск их человеческих отношений. Другое дело что эту гармонию они представляли себе по-разному, в соответствии со своими убеждениями, духом и стилем переживаемой эпохи. У АС. М акаренко, по характеру чуждого сентиментальности, есть размышления, высказанные в письме к его жене, Г.С.Салько, в 1927 году: «...Сейчас 11 часов. Я <...> одиноко стою перед созданным мной в семилетием напряжении миром. Не думается, что такой мир очень мал. Мой мир в несколько раз сложнее мира Вселенной. в моем мире есть множество таких предметов, которые ни один астроном не измерит при помощи самых лучших трубок и стеклышек. Мой мир - люди, моей волей созданная для них разумная жизнь в колонии и постоянная борьба. со стихией... Мой мир - мир организованного созидания человека 1 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Для подобного творчества, которое сродни художественному, как воздух необходимо романтически приподнятое отношение к жизни, святая вера в правильность избранного пути и постоянное горение. Воспитание горением - один из постулатов педагогических воззрений ША. Амонашвили. Сказочники, утописты Не совсем. В отличие от чистых художников, они строят свои уттопии не на холсте и бумаге, где возможен свободный полет ничем неограниченной фантазии, а в реальных, порой чрезвычайно жестких условиях дисгармоничного мира. «“Задача школы - обучать, семьи - воспитывать - вот одна из банальнейших фраз, взлелеянная двуличными сторонниками школы вне времени и пространства, школы, которая служила бы чистой науке, без какой-либо политической окраски, иными словами - школы на луне”»'' Я. Корчак Мученический конец Корчака венчал завершение его утопии, но ив мирной довоенной жизни, при невероятной литературной популярности, в своей практической деятельности на посту директора одновременно двух детских домов он испытывал унижения, выпрашивая у спонсоров средства на содержание детей, хулу и поношения вовремя периодически возникавших антисемитских кампаний. «Чистый» художник может позволить себе писать в стол адресуя поверх барьеров свое творчество будущим поколениям, педагог же творит здесь и сейчас, применяясь к реальным обстоятельствам. Его послание - иного рода, и доходит оно до нас не только и не столько на бумажных и иных материальных носителях. (Хотя глубоко симптоматично, что многие из замечательных педагогов совмещали в себе педагогическое и литературное творчество, позволяющее нам без посредни- Глава IX . Для служебного пользования 3 1 9 ков погрузиться в созданные ими и реализованные на практике миры.) Поражает удивительная способность этих людей, вопреки тяжким обстоятельствам, непостижимым образом выгораживать себе пространство внутренней и даже относительной внешней свободы. Так, в гетто, буквально накануне гибели, Я. Корчак ставит с детьми пьесу Рабиндраната Тагора Почта, а АС . Макарен ко умудряется под крышей ГПУ обрести те степени свободы педагогического творчества, которые были бы абсолютно недостижимы тогда в системе Нарком проса, на дух не переносившей саму концепцию мака ренковских колоний, сего идеями трудового усилия материального накопления, самодисциплины, в обш;ем, почти протестантской этики по Мгпссу Веберу синтеза кадетского этоса и этоса НЭПа. Такие разные люди, творившие свою педагогику, казалось бы, в несопоставимых обстоятельствах. - оба создают детские органы самоуправления. У Макаренко - совет командиров, у Корчака - суд, юрисдикция которого распространяется на детей и воспитателей. Впрочем суд всегда выносит оправдательные приговоры простить, ибо не ведал, что творил, не подумал, прежде чем совершить тот или иной проступок, и т.п. Но даже в суде Корчака было несколько статей, предусматривающих наказание, и одна, самая суровая, - требовавшая исключения из детского дома. А как иначе Полное отрицание принуждения в воспитании есть отрицание культуры. И тот, и другой придавали серьезное значение ритуалам знамени, красоте строя воспитанников при передвижении. Колонисты Макаренко маршировали по главной улице с оркестром, вызывая сочувственные улыбки прохожих. Позже, вначале -х , свой марш энтузиастов совершала по Ленинграду колонна юных фрунзенцев. Что это - казарменная эстетика социализ- 3 2 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bма, переведенная на язык педагогики солдафоном Макаренко? Но тогда как расценить последний марш в вечность воспитанников Корчака? И горит на знамени зеленом / Клевер, клевер, клевер золотой (А. Галич Возможно, что это апокриф, но существует очищающая правда мифа, и А. Галич это хорошо понимает: Может, в жизни было по-другому, Только эта сказка нам не врет. К своему последнему вагону, К своему чистилищу-вагону, К пахнущему хлоркою вагону С песнею подходит Дом сирот». Примечательно, что между абстрактным гуманистом Корчаком и коммунистическим педагогом Макаренко существовала опосредованная реальная связь, о чем мне рассказал польский профессор А. Левин, автор книги Педагогический триптих Корчак, Френе, Макаренко», в молодости сотрудник Дома сирот». «Незадолго до войны я лежал в изоляторе с ангиной. В палату вбежал возбужденный Я. Корчак: Ты непременно должен прочитать эту запрещенную в Польше замечательную книгу, - и вручил мне "Педагогическую поэму АС. Макаренко»®. Оба работали не ради славы, которая, как известно, изменчива и не ко всем справедлива. Ныне Я. Корчак посмертно культурно канонизирован. Произошло это в Польше, а затем во всем мире, и не сразу, ас разрешения большого брата - СССР. В 1956 году на Доме сирот была открыта мемориальная доска, а в 1958 году в СССР и Польше уже вовсю праздновался юбилей К орчака. На волне оттепели после X X съезда были опубликованы отдельные главы поэмы Беллы Дижур мамы скульптора Э. Неизвестного) о Корчаке, напи- Глава IX. Для служебного пользования 321 санной в годы войны. А . Галич создаст свой «Кадиш» позже, в м году. А.С. Макаренко посчастливилось скончаться в вагоне электрички Г олицы но-М осква по дороге в НКВД вызов туда не предвещал для него ничего хорошего Макаренко был канонизирован в е и превращен в икону советской педагогики. За это он подвергся нападкам в перестроечное время как один из столпов теории и практики пресловутой советской перековки личности. Свою дань такому пристрастному взгляду отдали В А . Сухомлинский, о чем читаем водной из интереснейших глав этой книги. (К этому сюжету я еще вернусь) Такие вот парадоксы, как и то, что наиболее полное собрание сочинений Макаренко издано сегодня только в ФРГ. В итоге мы в который раз видим, как несправедливы размашистые приблизительные огульные оценки педагогического творчества вне его реального контекста Великие педагоги - они потому и великие, что оставляют свой след в науке и практике, по которому не грех пройти всем остальным. Но так - в любом творчестве Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь (Б. Пастернак). Сделав этот вывод, мы, тем не менее, возвращаемся к центральному вопросу о природе возникновения педагогических утопий, рождающихся в, казалось бы, самое неподходящее время. Но и со временем не все так однозначно, как представляется на первый взгляд. Задуманный большевиками проект коренного переустройства жизни был, помимо прочего, а может быть, в первую очередь, утопией макропедагогической, направленной на выделку принципиально иной личности - нового человека, свободного от эгоцентризма, открытого миру и людям, искренне преданного светлой коммунистической идее. Очистительный огонь революции, преображающий старый мир - соблазну этого нового завета 2 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ поначалу поддались многие тонкие художественные натуры, включая А. Блока. Что и говорить о педагогах Неслучайно в своих записях АС. Макаренко искренне восхищается цельностью и деловитостью новых людей - чекистов, противопоставляя их рефлексирующим, неспособным к энергичной продуктивной деятельности «нытикам-интеллигентам». «Революции задумывают идеалисты, осуществляют фанатики, а их плоды присваивают негодяи». Томас Карлейль Не всеми далеко не сразу дано было убедиться в мудрости этого высказывания. Кому-то хватило впечатлений от кровавых эксцессов Гражданской войны, а кто-то посчитал их временными неизбежными переходными явлениями и, руководствуясь формулой лес рубят - щепки летят, с энтузиазмом включился в новые лесопосадки не принимая во внимание зловещей второй части этого составного слова. В е годы романтический зуд тотального переустройства охватил все сферы интеллектуальной жизни науку, искусство и образование, открылись невиданные возможности для любых самых смелых экспериментов. Твори выдумывай, пробуй Для творческого человека возможность самореализации- высшая ценность, все остальное малосущественно. А для педагога-новато- ра это еще и источник горения. А без собственного горения невозможно зажечь воспитанников. Общая бодрая оптимистическая тональность, о которой много и охотно пишет АС . Макаренко, - действительно неотъемлемое условие успешного воспитания, которое по определению не может быть унылым. Вот и получилось так, что некоторые малые педагогические утопии органично встраивались в утопию большую, улавливая Глава IX. Для служебного пользования 3 2 3 дух времени, совпадая с ним по основным интенциям. Этого нельзя сказать об утопиях, не вписывающихся в коммунистический дискурс. Детскую колонию Лидии Арманд, которая сначала х годов спасала от голода и холода преимущественно детей из интеллигентных профессорских семей, стремясь дать им полноценное старое образование и воспитание, задушили довольно быстро, несмотря на то, что в колонию зачислялись, в том числе, и крестьянские дети из окрестных подмосковных деревень. Арманд и не скрывала, что строит свою педагогику на иных основаниях. В 1924 году она была арестована вместе с другими теософами, а в м осуждена к ссылке на Урал. Революционное прошлое, включавшее три царские тюрьмы, не спасло. Оно дополнилось советскими тюрьмами, которые предстояло пройти этой педагогической подвижнице. В м, когда она уже находилась в ссылке, вышла ее книжка История одной школьной общины под псевдонимом Л. Соснина. Доброжелательное предисловие к ней написал СТ. Шацкий, известный педагог, марксист (!), руководитель колонии «Водрая жизнь. Но и его детище. Первую опытную станцию Наркомпроса, куда входила и колония «Водрая жизнь, созданная им еще в 1911 году, расформировали в м . Тогда же Ш ацкий был назначен ректором Московской консерватории, а в м - умер. Веспризорникам в макаренковской колонии Дзержинского повезло больше, чем питомцам Лидии Арманд. Но и утопия АС. Макаренко просуществовала относительно недолго до начала 1935 года. В середине х М акаренко уже занимается литературным трудом Речь идет о теософской ш коле-ком м ун е, организованной Л.М . А рманд в 1920 г. в имении Ильино в 4 км от Пушкино. Арест 1924 г. был уже вторым в августе 1918 г. А рм анд была арестована по обвинению в соучастии в покушении на Ленина Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ совмещая его с бюрократической работой в аппарате НКВД УССР. Уже в совершенно иную , оттепельную эпоху такая же судьба - ограничения и прямые репрессии - постигла и коммунарское движение, хотя оно, казалось бы, идеально вписывалось в тогдашний государственный тренд. Причины растянувшегося во времени, но неизбежного драматического финала всех наших педагогических утопий - предмет отдельного разговора. Этот сюжет детально изложен водной из глав книги, посвященной истории Коммуны юных фр ун зен ц ев, написанной Дарьей Димке, и мы еще к нему вернемся. А пока отметим для себя, что одной из естественных причинно не единственной) возникновения педагогических утопий было временное совпадение грандиозных замыслов государства и искренних устремлений авторов новых педагогических проектов, готовых эти замыслы реализовывать. Несмотря на недолгое существование эти проекты обогатили российскую и мировую педагогику широким арсеналом идей, способов и методов работы с детьми, которые до сих пор используют успешные педагоги, иногда даже не догадываясь, кому они обязаны своими достижениями. Важно лишь не забывать, что все эти изобретенные приемы и методы окрашены личностью их создателей. В других руках похожие инструменты выглядят зловеще На все детские колонии одного Макаренко не хватило Ив тоже самое время существовала Первая детская трудовая колония Беломорско-Балтийского комбината. Дети сами следили за порядком четыре тысячи беспризорников работали под присмотром трехсот таких же беспризорников, специально отобранных и выдрессированных под надзором начальника колонии Видемана. Подобно взрослым гэпэуш никам, эти триста сопляков жили в лучших бараках и получали лучшую еду, на руках и на груди носили красную Глава IX . Для служебного пользования 3 2 5 звезду и занимались - подобно взрослым - доносами следствием, устраивали облавы и обыски. Окруженные ненавистью прочих - дикой. А было им всем от десяти до пятнадцати лет. Несет ли АС. Макаренко ответственность за такую звериную реализацию его педагогических идей коллективного детского самоуправления и трудового воспитания Не думаю. Отчуждение идей с последующим превращением их в собственную противоположность в философии не новость. Дискурсивная омонимия Предыдущие сюжеты приближают нас к разгадке причин возникновения и временного выживания педагогических утопий в рамках железобетонной, не допускающих никаких вольностей конструкции. Но так ли уж монолитна она была Сбылась ли заветная мечта, она же главная педагогическая задача творцов большой утопии? При близком рассмотрении обнаруживается, что советская образовательная политикане образует единого монолитного целого, ибо оказывается, что разные люди в одни и те же понятия могут и стремятся вкладывать разные смыслы. Такое явление в науке именуется концептуальной омонимией Где ее истоки Авторы книги дают исчерпывающий ответ; «Радикальность проводимых преобразований сдерживалась или, может быть, компенсировалась системным дефицитом ресурсов для проведения политических ориентиров в жизнь, что существенно нарушало единство образовательной системы и способов ее непротиворечивого описания. С другой стороны, сами по себе политические ориентиры подвергались постоянному перетолкованию и приспособлению под текущие административные задачи 2 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ ЧТО вызывало эффект концептуальной омонимии, когда один и тот же словарь служил для артикуляции и описания принципиально различных способов действия»®. (Сравните способы действий М акаренко и коменданта Видемана, хотя словарь их описания один.) Иногда омонимия производилась сознательно, когда педагог облекал свою подпольную деятельность ври туальны е идеологические клише, обеспечивая себе социальное алиби. Такая своего рода педагогическая мимикрия. Любопытный эпизод приводит Юлия Эй дельман (вдова замечательного историка Н. Эйдельма- на) в своей книге Век иной и жизнь другая»: «В м вышло Постановление ЦК О журналах Звезда и Ленинград. Два урока были посвящены этой теме. Мария Сергеевна в нескольких фразах пересказала содержание документа, строго приказала выучить его наизусть, а все остальное время декламировала стихи Ахматовой. Декламировать она неумела, слова произносила сухо и четко, но мне это нравилось, так я лучше чувствовала стихи понимала Это здорово Это настоящее Настоящее" было для нас главным словом, самым важным критерием. Закончив читать, Мария Сергеевна сказала Теперь вы убедились, что такие стихи нам совершенно чужды. Такую поэзию надо выжигать железом, а имя поэта просто забыть, как ненужную вещь. А мы начали разыскивать стихи Ахматовой»*. Но подобная маскировочная тактика характерна скорее для эпохи умирания большой утопии, на излете советской педагогики в е годы, когда многим все стало понятно. А на этапах зарождения и пика развития советской образовательной политики творцы педагогических утопий вкладывали свои смыслы в идеологические клише Глава IX . Для служебного пользования 3 2 7 спонтанно, искренне радуясь тому, как мой труд / вливается в труд моей республики (В. Маяковский). Расплывчатость лозунгов, доминирование в стране морального пафоса, привлекательность дерзновенного плана построения земного рая - все это позволяло увязывать в сознании педагогов государственные и педагогические задачи, вкладывая в поиск путей их решения свои собственные гуманистические ценности и смыслы В этом контексте наиболее интересна фигура В.А . Су хомлинского, чья искренность не вызывает сомнения В том же ключе следует рассматривать педагогическое творчество основоположника коммунарского движения И П . Иванова, деятельность ОС. Газмана - одного из создателей лагеря Орленок. Но и такое, чуждое явной или скрытой оппозиционности, индивидуальное смысловое наполнение неизбежно размывало казенное единообразие. В автобиографической повести писателя, основателя журнала Континент В. Максимова Прощание из ниоткуда есть эпизод, связанный сего опытом пребывания в пионерском лагере, где, судя по всему, господствовали идеологическая дрессура и педагогическая муштра. Сбежав от такой жизни за территорию лагеря и затаившись в ближайшем овраге, он с ужасом обнаруживает, что над этим оврагом справлять большую нужду пристроилась пионервожатая. И мальчик, инстинктивно выпрямляясь, отдает пионерский салют ее голой заднице Скорее всего, этой ситуации не было в реальной жизни а описанный эпизод - лишь саркастическая метафора выражающая квинтэссенцию отношения автора к сути коммунистического воспитания. Но таковы суммарные детские впечатления. Биографические нарративы бывших воспитанников Орленка совсем иные, окрашенные преимущественно в радужные тона. Даже став пожилыми людьми, они время от времени собираются вместе, согревая душу Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bобщими воспоминаниями. Все решало, куда ив какие педагогические руки попадешь. Вот вам наглядное подтверждение дискурсивной омонимии, имевшей место в советскую эпоху и совершенно не изжитой ввек нынешний, где по-прежнему присутствует жонглирование мифологемами. |