Главная страница
Навигация по странице:

  • Термин серые зоны, введенный авторами книги, представляется мне чрезвычайно удачным, ибо он раскрывает суть загадочного существования островков педагогического творчества.

  • Очевидно, что живую жизнь невозможно заключить в саркофаг, трава пробивается сквозь асфальта березы

  • Примечательно, что такие проекты всегда локальны ан­

  • Но сущность анклавной мобилизационной модели модернизации остается неизменной. С этих позиций «ша­

  • • сохранение форм прямого или опосредованного контроля над авторами утопий, которым нельзя позволять слишком далеко отклоняться от главного идеологического дискурса.

  • Парадоксы социального и педагогического проектирования

  • Д остаточно представить себе реальное положение дел в послевоенной школе нехватку школьных помещений и педагогических кадров, четырнадцатилетних учени

  • Идеологическая диглоссия

  • Коммунарское движение выглядело как ультрасоветское

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница29 из 38
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   38
    Причины возникновения серых зон и родовые признаки утопий
    Термин серые зоны, введенный авторами книги, представляется мне чрезвычайно удачным, ибо он раскрывает суть загадочного существования островков педагогического творчества.
    Очевидно, что живую жизнь невозможно заключить в саркофаг, трава пробивается сквозь асфальта березы вырастают даже на куполах разрушенных церквей Построенная, казалось бы, на века идеологическая образовательная конструкция периодически давала трещины. В результате образовывались серые зоны в которые устремлялись новые творцы педагогических утопий, обретая там дополнительные степени свободы для реализации своих идей. Дискурсивная омонимия - не единственная причина сбоев системы Она сама - следствие неустранимого разрывам еж ду
    большой коммунистической утопией и реальностью.

    Невозможно бесконечно кормить людей обещаниями. Поначалу верилось в то, что через четыре года / здесь будет
    город-сад» (В. Маяковский). Затем сроки наступления земного рая стали отодвигаться. Тогда с целью сохранения энтузиазма масс и поддержания идеологического тонуса включаются инструменты формирования мобилизационного сознания. Они известны поиски уничтожение внутренних и внешних врагов мешающих осуществлению грандиозных планов;
    Глава IX . Для служебного пользования 3 2 9

    • океаны лести, призванные убедить сограждан, мужественно переживающих временные трудности в их исключительности и преданности правому делу победа которого осчастливит все человечество жесткое ограничение потока информации о реальных условиях жизни людей в других странах, за пределами осажденной крепости постановка соревновательных задач, мобилизующих людей на новые подвиги догнать и перегнать развитые страны, ускорить научно-технический прогресс и т.п.
    Увы, эти инструменты формирования мобилизационного сознания до сих пор не сданы вар хи в Тем не менее, наряду с идеологической возгонкой системе необходимо демонстрировать реальные практические успехи, решать конкретные социально-экономические проблемы, обеспечивать надежность оборонного щита страны , при этом не допуская институциональных изменений. Система задумана идеально, основы ее незыблемы. Это люди пока неготовы ей соответствовать. Остается подтянуть людей кси стеме, и тогда все срастется. Задачу подтягивания должно решать образование. Стратегия остается неизменной, в тактике социального проектирования допускаются вольности.

    А как иначе Ведь в условиях постоянной нехватки ресурсов (материальных, финансовых и кадровых) ставка делается на так называемый человеческий фактор Расчет на него требует человеческого отношения к отдельным полезным государству людям и коллективам, без которых модернизационные потуги системы обречены на провал. Раб не может ничего модернизировать, ибо для прорывных решений требуются интеллектуальная смелость и готовность брать на себя личную ответственность за принятые решения. Поэтому во имя получения результата допускаются отклонения от генеральной линии или сама эта линия перетолковывается. Так 3 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bГbbобразуются серые зоны, где при молчаливом согласии властей предержащих реализуются, как сказали бы сегодня, пилотные инновационные проекты, призванные обеспечить максимальную мобилизацию творческих возможностей людей.
    Примечательно, что такие проекты всегда локальны ан­
    клавная модель модернизации при хронической нехватке ресурсов неизбежна. Но существует и другая идеологическая причина, диктующая ограничение поля творческой свободы, заставляющая выставлять вокруг него красные флажки. Тоталитарному или авторитарному государству и хочется, и колется с одной стороны получить быстрый результата с другой - держать на поводке, пусть удлиненном, авторов, обеспечивших его достижение. Длина поводка определяется эмпирически соответственно духу и букве времени.
    Но сущность анклавной мобилизационной модели модернизации остается неизменной. С этих позиций «ша­
    рашки» и академгородки, щ екинский хозрасчетный эксперимент и «Сколково», детский лагерь Орленок и коммунарское движение- явления одного порядка Везде людям создаются относительно сносные условия.
    в Щ екино Тульской области действовал химический комбинат Азот. С 1967 г. его руководству было разрешено уменьшить число работающих (уволить или перевести на освоение новых мощностей) при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для выплаты премий успешным работниками на социальные нужды. Это привело к резкому росту выпуска продукции и производительности труда, комбинат наградили орденом Ленина, о нем появлялись одобрительные публикации в газетах . Однако попытки повторить этот эксперимент на других предприятиях наталкивались на противодействие руководителей советской промышленности (формально они разрешали присоединиться к эксперименту, но давали предприятиям -участникам меньше свободы, чем щеки н ц ам ). Вдобавок и на самом комбинате уже в девятой пятилетке) фонд заработной платы был резко ограничен, поэтому успешных рабочих стало практически нечем поощрять. Эксперимент заглох. См Валовой Д. Экономика абсурдов и парадоксов. М .: Изд-во полит, литры, Глава. Для служебного пользования 3 3 1
    позволяющие решать поставленные задачи. Казалось бы, странно вести речь о человеческом отношении к ученым, работающим в «шарашке». Но сравните условия их труда с общими работами на лесоповале Кроме того, в их распоряжение предоставляются все имеющиеся государственные ресурсы, у участников проектов появляется надежда на досрочное освобождение в случае успеха. Разумеется, в академгородках в период оттепели будут использоваться иные моральные и материальные стимулы.
    «Шарашка» - лишь наиболее чистая, беспримесная модель позволяющая увидеть суть явления, понять признаки и причины возникновения серых зон. Для тоталитарного государства они всегда подозрительны, ибо не вполне прозрачны и не во всем подконтрольны. Мало ли какие завиральные идеи могут прийти в голову отвязанным учеными практикам за пределами их узкой профессиональной деятельности (Пример АД. Саха­
    рова - наиболее яркий, но далеко не единственный Как уже было замечено выше, их никто и не собирается отвязывать. Но без серых зон не обойтись. Причины их возникновения очевидны сопротивление живой жизни, которую невозможно засунуть в смирительную рубашку идеологических схем необходимость чудесного решения задач, невыполнимых в рамках жесткой системы без ее коренного преобразования. Ставить под сомнение поставленные задачи не принято и небезопасно. Остается уповать на чудо, развязывая руки сказочникам, берущимся за их решение потребность периодически приоткрывать клапан, снижая избыточное общественное напряжение, предотвращая системные кризисы или смягчая их последствия модернизационные потуги, без которых невозможно обеспечить самосохранение системы в условиях мировой конкуренции 3 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ На каждом конкретном этапе развития доминирует таили иная причина, побуждающая допускать существование серых зон, в рамках которых реализуются малые утопии, но их родовые признаки остаются неизменными локальный характер деятельности, ограниченной повремени увеличение степеней свободы исполнителей для достижения ими наилучших результатов (своего рода идеологический оффшор);
    • сохранение форм прямого или опосредованного контроля над авторами утопий, которым нельзя позволять слишком далеко отклоняться от главного идеологического дискурса.
    П роведенны й краткий анализ явления в целом может показаться избыточным теоретизированием, но, думается, что без него теряется нить при чтении отдельных интересных глав книги, в той или иной форме описывающих возникновение и гибель педагогических утопий существенно различавшихся повремени и месту своего возникновения. Здесь в равной мере важен как общий взгляд на проблему, таки детальное знание частностей и тонкостей. Обратимся к подробностям, ибо, как известно, черт таится в мелочах».
    Парадоксы социального и педагогического проектирования
    Один из любопытных сюжетов книги посвящен деятельности недооцененного у нас наркома просвещения РСФСР А Г . Калаш никова, занимавшего свой высокий пост в краткий период времени с апреля го по 1948 год. (Статью об истории образования концах подготовила Мария М айофис.) Это была, прямо скажем, не самая вегетарианская эпоха, совсем не располагающая к проведению образовательных реформ гуманистического толка. Государственный каток утюжит все живое, приближается окончательный разгром
    Глава IX . Для служебного пользования 3 3 3

    т
    генетики, а потоми запрет кибернетики, вскоре наберет обороты дело врачей-отравителей, по сути, уже началась антисемитская кампания под лозунгами борьбы с космополитизмом. Все это уже витает в воздухе. Нов сгущающейся атмосфере коллегия Н аркомпроса последовательно рассматривает вопросы улучшения подготовки педагогов и преодоления второгодничества Опрошенные министром учителя в один голос говорят о том, что надо не бороться с второгодничеством а предупреждать неуспеваемость. А в речи министра вслед затребованием внимательного изучения ребенка появляются термины дифференцированный подходи индивидуальный подход, звучат слова о любви учителя к ученику, внимании и заботливости к детям.
    Свой анализ ситуации министр заканчивает тезисом Надо поставить вопрос о требованиях к работе директора, об индивидуальном подходе. И, как справедливо замечают М. Майофис, требование индивидуального подхода а вслед за ними императивы любви, заботы и внимания действительно плотно входят в арсенал педагогической литературы и журналистики того времени. Парадокс Дано закономерный.
    Д остаточно представить себе реальное положение дел в послевоенной школе нехватку школьных помещений и педагогических кадров, четырнадцатилетних учени-
    ков-переростков, которых учила моя мама учительница в первом классе наряду с семилетками, чтобы понять почему министр переносит акцент с недостатка материальных ресурсов и объективных социальных причин второгодничества на квалификацию и методы работы учителя. Иными словами, делается попытка психологизации педагогического подхода к ребенку - в условиях полного изгнания практической консультативной психологии из школы. Вам это ничего не напоминает?
    В открытую Калаш никовым серую зону немедленно устремляются талантливые педагоги и психологи, обо 3 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bгатившие теорию и практику советской педагогики Плодами их разработок мы пользуемся посей день.
    Д ругой парадокс, относящийся уже ко времени хрущевской оттепели. Время переломилось, все вокруг дышит переменами, уцелевшие зэки возвращаются из лагерей, идеологические тренды - борьба с культом личности и возвращение к ленинским нормам партийной жизни. Страна, устремленная в будущее демонстрирует невиданные научно-технические достижения запуск искусственного спутника Земли, первая в мире атомная электростанция. Многие искренне верили в утверждения НС. Хрущ ева о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. В литературе и кинематографе ведущим течением становится новая искренность. На этой оттепельной волне возникает коммунарское движение Коммунары в красных галстуках, маршируя по улицам Ленинграда, скандируют речевку: Да здравствует наука, да здравствуют прогресс им удрая политика ЦК КПСС Ироническая коннотация здесь начисто отсутствует (она придет позже, коммунары искренне верят в научно-технический прогресс и всей душой поддерживают курс партии на обновление жизни, реализовать который мешают ретрограды и формалисты утратившие отношение к революционным идеалам как к святыне. Комсомольская богиня и комиссары в пыльных шлемах, воспетые Б. Окуджавой, для них - идеал для подражания, равно как и первые, зарождавшиеся в е годы пионерские отряды.
    Откуда им знать, что любимыми забавами тогдашних юных ленинцев были погромы штабов русских скаутов, с которых хитроумные взрослые скалькировали буквально все формы самоорганизации, символику ритуалы, наполнив их коммунистическим содержанием Сравните скаутское приветствие Будь готов - Всегда готов и слова скаутского гимна 1915 года «Твердо
    Глава IX . Для служебного пользования 3 3 5
    верь, что с Богом ты силен (Н. Адуев), с пионерским салютом К борьбе задело коммунистической партии будьте готовы - Всегда готовы!»
    Коммунарская романтика безраздельно овладевает душами детей и взрослых, вовлеченных в это движение в е Дети, воспитанные в этой стилистике, отказываются снимать красные галстуки даже дома (это же предательство а взрослые девуш ки-вожатые идут в них в ЗАГС. Это сегодня творцы обновленных перелицованных по эклектическим лекалам пионерских проектов умудряются
    как-то совмещать марксистскую и религиозную идеологии. Те были беспримесными верующими атеистами ощущавшими себя едва лине апостолами грядущего коммунистического царства, потому и старались из всех сил воплощать в реальной обыденной жизни высокие идеалы - немедленно, здесь и сейчас.
    На томи споткнулась очередная педагогическая утопия просуществовав недолго. Никакой диссидентской контрабанды коммунарское движение не несло, угрозы
    общественно-политическому строю не представляло Плоть от плоти наши - организаторам современных
    прокремлевских молодежных движений остается лишь позавидовать. Настоящие советские патриоты, а не пришлись ко двору. Почему?
    На этот вопрос существуют как общие, таки конкретные ответы. Начнем с общих. На смену оттепели пришли заморозки. Танки на улицах Праги убили иллюзию о социализме с человеческим лицом . Авторитарное государство в который раз натянуло идеологический поводок. Оно всегда с подозрением относится к спонтанному неконтролируемому активизму, будь током bbмунары или волонтеры, справедливо подозревая, что из этих побегов, хотя они и не замышляют побег из системы, со временем может вырасти полноценное гражданское общество. Казалось бы, ответ на вопрос о гибели очередной педагогической утопии очевиден 3 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ И лежит в привычной плоскости исторического анализа педагогического явления. Но он совершенно не проясняет глубинную природу конфликта. Авторы не довольствуются плоским ответом и идут вглубь привлекая к анализу инструменты истории языка.
    Идеологическая диглоссия
    П опутно замечу к несомненным достоинствам книги следует отнести междисциплинарный подход, позволяющий при исследовании сложных явлении использовать разнообразные инструменты всех наук о человеке. Это существенно затрудняет восприятие книги неподготовленным читателем, но зато делает его зрение стереоскопическим.
    «Диглоссия» - термин из социальной лингвистики. При
    диглоссии два языка сосуществуют в сознании одного человека, который в разных ситуациях обращается к разным языкам, полагая, что пользуется одними тем же Это явление имеет глубочайшие корни. Так, например в России в сакральной сфере использовался церковносла­
    вянский язык, в описании земных устроений - русский.
    Коммунистическая квазирелигия породила своеобразную идеологическую диглоссию. Публичная и приватная жизнь в СССР подчинялась взаимоисключающим нормам, которые в равной мере принимались обществом Соответственно, один сакральный язык применялся для обсуждения идеалов в официальной печати, на партийных и комсомольских собраниях, другой отражал поведение людей в реальной ж изни.
    Коммунарское движение выглядело как ультрасоветское, но практика отличалась от ритуалов советской школы Психологически в пределах коммуны ее члены жили вином мире, отличавшемся от остального советского общества, ощущая себя вестниками уже наступившего коммунизма. Тем самым они подрывали порядок.

    Глава IX . Для служебного пользования 3 3 7
    поскольку воспринимали официальные лозунги всерьез. Высокими принципами коммунары пытались руководствоваться в повседневной жизни. Именно в этом - глубинная причина конфликта. Не снятый красный галстук на шее невесты еще мог сойти за милое чудачество. Но их учили свободно, прямо в глаза высказывать свое мнение, невзирая на возраст, социальный статус оппонента и окружающую обстановку. Вот они и резали «правду-матку» педагогам, директорам школ, партийными комсомольским функционерам Наученные горьким опытом войны и скудной послевоенной жизни, их родители после работы выстаивали в длинных очередях за дефицитными продуктами (а что тогда было не дефицитно?), стремясь добыть лучший кусок для своих детей, ноне встречали в их глазах благодарности. Вместо признательности - гневные обвинения в мещанстве, вещизме и бездуховности. Мыс горящими сердцами стремимся жить для людей, у нас все дела творческие, иначе зачем ?”, а выпутаетесь под ногами с селедкой, колбасой и прочим вздором К тому же, родители не понимали эти вечные поиски экстремальных ситуаций, когда из летних лагерей их дети возвращались исхудавшими, с руками, покрытыми цыпками. Конфликт с окружающей жизнью был неизбежен, ибо столкнулись две модели жизни утопическая и повседневная. В отличие от диссидентов коммунары не понимали, что существует разрыв между идеологией и повседневными практиками и что язык советской идеологии не был рассчитан на использование в повседневной жизни. За это и пострадали в итоге.
    Из личных контактов знаю, как по-разному сложилась их дальнейшая жизнь и судьба. Одни, испытав на себе и пережив как драму практику двойных стандартов, ушли в ниспровергатели системы. Другие стали активными прорабами перестройки, чтобы вскоре пережить еще одно горькое разочарование от ее провала. Третьи, на 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bпоенные романтическими воспоминаниями юности, до сих пор идеализируют все советское. Но все они вместе с увлажненным взором поют Мы оставим на память в палатках / Эти песни для новых орлят».
    Они и вправду как детине преодолевшие трудности взросления, связанные стем, что в реальном (неважно в каком - авторитарном или демократическом) обществе слишком много ценностных систем, противоречащих друг другу. Сегодня таких систем неизмеримо больше нежели в эпоху оттепели религиозные и позитивистские, консервативные и демократические, общечеловеческие и национальные.
    Рано или поздно любой педагог, вне зависимости от временного и социально-политического контекста, встает перед дилеммой как преодолеть зазор между правилами и ценностями, внушаемыми в детстве, и их корректировкой при столкновении с большим миром Об этом, как помните, со всей определенностью высказался Я. Корчак. Вечная педагогическая проблема как одновременно учить детей говорить правду и вводить их в мир, полный лжи и противоречий. Универсальных рецептов нет.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   38


    написать администратору сайта