Главная страница
Навигация по странице:

  • ^Чртные

  • ^Чтским , ния с мягкой иронией выразил Б. Окуджав^; ^^^Разова

  • В о з м о жен -ПИ прорыв, когда образование - крайне зависимая сфера деятельности, опутанная тысячей нитей государственных сдержек и идеологических трендов

  • В самом деле, как можно ревновать к Высочайшему

  • Он был на Земле... Памяти И.А.МазусаИстория еще не написана

  • Сказанное Г. Померанцем предпосылалось к одной из лучших книг И. Мазуса Где ты был ». Но, по большом счету, может быть отнесено ко всему корпусу его текстов.

  • Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


    Скачать 7.81 Mb.
    НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
    Дата15.05.2022
    Размер7.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
    ТипДокументы
    #530560
    страница31 из 38
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38
    Частью
    задачи, а другой отгораживаться от жизни,
    '^Чртные относясь к ее уродливым проявлениям. S'ty ^*Нтично

    жимую связь мышления и жизни государ(;^^^растор- приходилось учитывать и обрывать в томйу^ V всегда математические школы пропитывались дисс когда духом. Главную проблему государства в

    ^Чтским
    ,
    ния с мягкой иронией выразил Б. Окуджав^; ^^^Разова- хлопотно, с дураком плохо. / Надо б что ^*М

    ным
    где ж его взять »
    '^Чее. Да
    Выводы
    Того госуД^Р*^™^ больше нет, а анализ современного педагогического и социального проектирования выходит за рамки книги. Но внимательный читатель легко найдет параллели между днем сегодняшними днем минувшим И дело не только в исторических аллюзиях, рождающих ощущение, что в деле педагогического проектирования мы бегаем позам кнутом у кругу. Отчасти это верно Нова Л < нее понять, как этот круг размыкать. Для чего необходимо иметь интеллектуальное мужество трезво оцени г ь пройденный путь со всеми его взлетами и срывами. Книга позволяет проделать эту работу.
    В о з м о жен -ПИ прорыв, когда образование - крайне зависимая сфера деятельности, опутанная тысячей нитей государственных сдержек и идеологических трендов? Безусловно, и книга в этом убеждает, раскрывая относительную автономию педагогических утопий, существовавших в, казалось бы, самые неподходящие для педагогического экспериментирования времена.

    И наконец последний, намой взгляд, самый главный вывод школа всегда существовала и будет постоянно находиться напер окр естк е открытых вопросов, не имеющих окон пат ель л ого решения. Обширный материал о реформиро­
    ваний образования в других странах, представленный в Книге, убеждает в том, что нигде в мире не найдено единственно правильное решение, устраивающее абсолют го всех игроков на образовательном поле государство и педагогов, родителей и их детей. Вот почему интеллигентный талантливый подросток, страдавший от усредненного подхода в российской школе, оказавшись в прил и иной американской, обеспечившей ему бег по
    индивПДУВльному образовательному маршруту, испытывает" ностальгию по классно-урочной системе, где все были ввлесте: дрались, мирились, дружили. Он испытал на себе все плюсы и минусы обеих образовательных систем 6 0 Евгений Я мбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
    Глава IX . Для служебного пользования 3 6 1
    Идеал недостижим, но к нему надо стремиться. Это вдохновляло и будет вдохновлять неисправимых идеалистов - творцов новых педагогических утопий. В этом - источник моего сдержанного оптимизма.
    Острова утопии педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы Под ред. ММ айоф ис, ПС афронова, ИК у кули на. М Новое литературное обозрение, Том псон ПИ сто р и я и общество Перса н гл . не указан Сайт Открытый текст s to r y / f a m i li s a r c h iv e s / to m p so n /?id = 1 7 9 9 М акаренко АС. Педагогические сочинения Вт. М Педагогика. Т. 8. С. Антология гуманной педагогики. Я. Корчак. М Издательский дом Ш алвы А м он аш вили. С. 165.
    Lewin А. T ry p ty k pedagogiczny: K orczak - M akarenko - F rein et. W arszawa:
    N asza K si^ g arn ia, Острова утопии. С. 14.
    Эйдельман Ю. Век иной и жизнь другая. М Журнал Звезда, 2013. Статья А В . Луна чар с кого г. Владимир Ильичи народное просвещение первая публикация На путях кн овой школе. С. V II-X IV . Впоследствии много раз перепечатывалась с изменениями. Острова утопии. С. Глава Прогулки с фраерами
    Она живет иным законом обратным всем законам тел
    Когда в прекрасный день Разносчица даров вошла в мой тесный двор, бродя дворами, я мог бы написать, себя переборов, Прогулки маляров, Прогулки поваров. Но по пути мне вышло с фраерами.
    Б. Окуджава
    Обычно называть возраст женщин-писателей не принято Но здесь особый случай. 10 января 2 0 1 6 года поэту переводчику, сказочнику Зинаиде Александровне Мир
    киной исполнилось девяносто лет. Имея честь из года в год лично наблюдать глубоко сокровенный, личный творческий союз Григория Соломоновича Померанца и Зинаиды Александровны, я убедился в том, что оба они, пройдя через предельные испытания, научились быть счастливыми. Редкий по нынешним временам дар Подобно князю М ыш кину, Зинаида Александровна искренне не понимает как можно видеть, к примеру сосну и не быть счастливым Это же мироош,ущение полностью разделяли Григорий Соломонович.

    Два ярких творческих человека, соединенных семейными узами- это всегда серьезная проблема. История культуры знает немало примеров плохо скрываемого напряженного внутрисемейного соперничества, приводящего к срывам, трагедиям, весьма запутанным отношениям. Нов данном творческом союзе никто не стремился к верховенству, интеллектуальному, моральному и психологическому доминированию. Оттого так целостны и органичны написанные ими совместно книги философом и поэтом, мужчиной и женщиной жившими нераздельно, являвшими собой зримый осязаемый пример достойного Бога человеческого су­
    ществования.
    Но все же Зинаида Александровна - в первую очередь серьезный религиозный поэт. Как-то вскользь Григорий
    Глава X. Прогулки с фраерами 3 6 5
    Соломонович заметил Пожилая женщина пишет как семнадцатилетняя девушка. Зиночка влюблена влюблена в Бога Сказано было спокойно, без ревности.
    В самом деле, как можно ревновать к Высочайшему?
    В этой симфонии любви исчезает отчаяние, отступает страх перед неотвратимым. Поэт прекрасно описывает эти чувства в поэме «Stabat m Как страшно вылезать из сна!
    Вдруг вспомнить каждый в одиночку.
    Смерть лишь на миг дала отсрочку,
    Но - вот она. Опять она.
    Так, значит, можно разрубить
    Сплетенье рук, срастанье. Завязь?!
    Не может быть, не может быть!
    Мы... милый мой, мы обознались!
    Ведь это - мы Какой судьбе Под силу душу выместь, вылить?!
    Мне больше места нет в тебе?
    А где же быть мне Или. Или?
    Крик оборвался. Стон затих.
    Смерть глушит крики всплески тушит.
    Как может вдруг не стать живых?
    Как может смерть пробраться в души?"
    Не стало Григория Соломоновича, но их внутренний диалог продолжается, выплескиваясь в новых стихах и лекциях в Музее меценатов, которые долгие годы они вели и продолжают вести вместе, даже после его ухода из земной жизни. В эпоху безвременья, хаоса смуты, когда мысли вразброд, а чувства растрепаны так важно слышать людей, отмеченных редким даром сотворчества с Вечностью. И тогда - возраст не в счет Зинаида Александровна живет иным законом, обратным всем законам тел 6 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ ГКачнулся лист сырого клена,
    И тихо вяз зашелестел.
    Душа живет иным законом.
    Обратным всем законам тел.
    В ней нет земного тяготенья И страха перед полной тьмой.
    Ей все потери - возвращенья Издалека к себе самой.
    О, эти тихие возвраты...
    Листы летят, в глазах рябя.
    И все обрывы, все утраты - Есть обретение себя®.
    П оразительно, но сборники стихов Зинаиды Александровны, изданные небольшими тиражами, мгновенно разлетаются по городами весям Отечества и попадают за его пределы, а главное - в души людей, истосковавшихся по чистосердечному разговору.
    Хорошая новость - людей, испытывающих духовный голод не так мало, как представляется на первый взгляд. Печально, что они зачастую не находят своего собеседника среди светских и церковных деятелей, претендующих на пасторскую роль. Поэтому стихи Зинаиды Александровны сегодня так нужны людям. Правда и то что потребность в удовлетворении духовного голода возникает, как правило, в обстоятельствах трагических, когда слетают все внешние покровы, обнажая суть жизни и смерти. Ее стихи принимают душой те кто посетил сей мир в его минуты роковые. И тогда стирается грань между поколениями, которые приобрели этот экзистенциальный опыт. В доказательство привожу фрагменты из писем педагога, работающего во фронтовом городе, Донецке, публикуя их с согласия Зинаиды Александровны.
    Глава X. Прогулки с фраерами 3 6 7
    Зинаида Александровна, мой драгоценный собеседники ангел- хранитель моего духа Вы будто щитом, украшенным розами алыми и белыми, ограждаете мой дух от холода ничто, от утраты света в себе. Мои долгие виртуальные беседы с Вами дарят подлинность общения, когда идет трудная, но настоящая духовная работа. Я через боль и отчаяние выращиваю крылья для полета. Ведь 15 августа выходить на работу, и задача моя - великое Служение детям, без крыльев к детям не могу и не имею права Вы меня обнимаете каждой своей строчкой, тихо, любовно, ласково, и горят слова Ваши в моем сердце Светом и Высотой!!!
    Несмотря на боли и ушибы, завтра начинается учебный год, и дети, многие с ранеными сердцами, вновь сядут за парту. Нужна новая сила сердца и новое радостное мужество, чтобы отбить печаль и уныние, которое темные силы «вращивают» в наше сознание. Вчера узнала, что моя ученица го класса переведена на домашнее обучение, у нее обнаружили онкологическое заболевание, а врачи говорят, что это синдром войны. Среди ужаса моим маленьким героям приходится ЖИТЬ Герои знают, что земная жизнь может прерваться в любое мгновение, но это знание не ослабляет воли и мужества. Они совершают подвиг...
    Со мной по соседству живет двенадцатилетняя Варенька, инвалид с детства. С трудом ходит, но мир Божий радует своими талантами. Она подарила мне свою Поэтическую тетрадь, над которой я проплакала не один вечер. В ответ на вопрос Чем жива душа, дитя эта хрупкая солнечная девочка прочитала свою Балладу о детской дружбе, посвященную погибшей подружке:
    Кругом бомбят. Зенитки. ГРАДы Свой марш неистово поют.
    Того гляди, и детский садик 6 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ IНайдет в руинах свой приют.
    А в нем толпа босых детишек.
    Сирот - им некуда бежать.
    Лежат и слушают, как свищут Снаряды, чтоб чью-то жизнь украсть.
    Зачем? Никто уже не помнит.
    Но, взявшись раз за автомат.
    Его сложить уж очень сложно.
    А дети плачут без умолку,
    И, коль не слышали хоть раз.
    Как воют маленькие волки, - Вам не представить этот ад.
    Лежат, а маленькая Оля Подружку за руку берет.
    Подружке шепчет Аня, Аня,
    Пожалуйста, побудь со мной!
    Пообещай, что будешь рядом.
    Когда завалит кирпичом.
    Когда погибнем, будь со мною И крепко за руку держи.
    А если вдруг проснемся снова.
    Со мною рядом ты лежи».
    «Я обещаю, обещаю!
    И ты мне тоже обещай.
    Что вместе мы в ворота Рая Войдем Ну а пока, прощай...»
    И вмиг волна камней накрыла Детей, что ждали так тепла,
    И ласки, и добра, и мира...
    А получили боль и страх.
    А вместе сними сквозь века Два ангела, за руки взявшись.
    Отправились на небеса...
    Моя старенькая мама, названная когда-то ребенком войны, стала стариком войны, а сегодняшние дети - Мудрецами войны. Стихи другого ребенка:
    Глава X. Прогулки с фраерами г
    ПЛАЧ о ДОНЕЦКЕ
    Мой город опустел Невидно в окнах света,
    А зачастую в них и стекол нет.
    И так, как раньше, не смеются дети...
    Мой город пуст. Мой город, мой Донецк!
    Еще остались в памяти моменты,
    Когда журчала чистая вода.
    Я помню это сказочное лето...
    И смех друзей. Но вот пришла беда:
    Горит мой город страшною войною И гибнут дети - в чем же их вина?
    Я плачу по тебе, любимый город.
    Ты знаешь, как безжалостна война.
    Эти детские стихи - это один раздирающий призыв к осознанию космически важных правил жития на Земле. Печаль растет, что наши дети напитываются мерзостью эпохи, что убивает в них созидание крылатого будущего. И наша задача - быть лучом солнца в окно Детства, наполнять их дни радостью, по своим силам, духовным подъемом, чтобы они, как мощный Скрябин,
    , создавали свое пространство Беспредельности.
    ***
    Как сложно в падшем мире выстраивать свою духовную магистраль Еще одно чудо и радость моя ученица го класса Даша & родинова пишет исследовательскую работу при Донецком национальном университете. Для Даши лирика Зинаиды Миркиной каи духовное личное достояние, которое помогает держаться ни на, чем дом разрушили, погибла бабушка, мама плачет, отец уехал. Но Слово стало плотью. Вместе с поэзией 3. Миркиной растет как бы по-новому, в другой тональности, моя ученица - юный житель земли Донецкой. В Зинаиде Александровне и ее лирике мы нашли наставника, который возжигает внутренний огонь - а бег него как Дышать, верить, жить 7 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ ПИСЬМО ОТ ДАШИ ДЛЯ ЗИНАИДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
    Здравствуйте, уважаемая Зинаида Александровна Меня зовут Даша Бородинова, я ученица го класса Донецкого лицея Коллеж. Много раз внимательно пролистываю Ваш сборник Потеря потери»:
    «И училась Душа замолкать совершенно / Перед Богом своим»;
    «Я дождь люблю за кротость и смиренье. / Зато, что, в ветках каплями шурша, / Дает нам слышать, как прозрачной тенью / Течет по руслам мировым душа Грядет торжественная близость
    / Души с Создателем своим»...
    Я много выучила наизусть подобных строк - сами легли на память, и я застываю от восторга мысли.
    Смерть света. Угасанье дня.
    Но вы глазам своим не верьте.
    Свет умер, чтоб войти в меня И дать мне жизнь своею смертью.
    Земному подведен итог,
    И все гаданья бесполезны.
    Вот также умирает Бог,
    Зайдя извне в грудную бездну.
    Вы духовный Поэт. Чтобы понять некоторые строки, я даже обращалась к своему духовнику в храме. Есть ряд вопросов, которые меня измучили, которые важны для меня, моей душевной жизни. Если бы Вы мне помогли С собою разобраться. Сейчас моя юность переживает некие уколы, шок, эпоха наносит травму, будто кувшин разбили. Я с восхищением читаю Ваши произведения, в них каждая строчка находит отзвуки моего сегодняшнего мировосприятия. Как с благородством перенести эти уколы - не знаю...
    В своей работе хотелось бы сделать попытку сравнения Вашей метафизической лирики и лирики Иосифа Бродского. Очень важно Ваше мнение. А кто на Вас больше всех повлиял Какими были те люди, которые строили Ваше мировоззрение Какой опыт духовный они вам преподнесли?
    Г лавах. Прогулки с фраерами Зинаида Александровна, приходилось ли Вам себя переламывать Я давно увлечена интеллектуализмом стихов Иосифа Бродского. Они производят впечатление медитаций, что и мотивирует меня сближать их с Вашей метафизической лирикой. Так важно Ваше мнение поэтому вопросу Извините великодушно, если что-то невпопад.
    Ваши стихотворения для меня - кисточка, вдохновенно творящая мой образ во мне. Примите привет от моих друзей и добрые слова от моего исповедника. Спасибо за творчество.
    С молитвами о Вашем здравии - Даша. Г. Донецк.

    Он был на Земле...
    Памяти И.А.Мазуса
    История еще не написана
    Я познакомился с Израилем Мазусом в уютной квартире ГС. Померанца и ЗА. Миркиной. И с первой минуты общения был поражен необычайной витальной силой этого человека, позитивным настроем, подкрепленным невероятным напором бывшего политического заключенного, отстаивавшего в схватке с уголовниками свое достоинство. На момент первой встречи я не был знаком сего рассказами и повестями.
    Шли годы, крепли дружеские и деловые отношения, появлялись и, благодаря пробивной силе Израиля Аркадьевича, реализовывались кажущиеся невероятными сегодня редакционные и одновременно педагогические проекты , о которых речь впереди. Разумеется за это время я прочитал все, что вышло и з-п од его пера. И лишь постепенно, по мере погружения в его автобиографическую прозу и художественные тексты проступало понимание того, что это самая настоящая литература для детей и юношества.
    Окончательная ясность пришла, как это, к сожалению бывает, когда Израиля Аркадьевича не стало. А незадолго до ухода из жизни он привез рукопись своей новой повести Запад есть запад. Восток есть восток, застенчиво попросив высказать педагогическое суждение по поводу нового текста. Увы, эту дополнительную работу я каждый раз откладывал. В круговерти школьной жизни находились дела поважнее. И дооткладывал-
    Глава X. Прогулки с фраерами 3 7 3

    ся, а автор так ждал этого разговора. Но долги надо возвращать, даже если они неоплатны.
    Эти заметки - нечто иное, как серьезный несостоявшийся разговор с Израилем Аркадьевичем, как мне представляется, крайне необходимый современному российскому педагогу.
    В своей последней повести автор вновь обращается к лагерной теме. Ну сколько можно возвращаться к этим мрачным страницам отечественной истории Что нового может поведать нам автор после того, что было написано В . Ш алимовым и АС олж еницы ны м ?» - Такие высказывания в последнее время раздаются все чаще, в том числе ив учительской среде, где для ухода от трудных вопросов истории находят свои педагогические основания. Мол, нечего вновь затягивать детей в набившие оскомину вначале девяностых разговоры огрехах отцов, следствием которых явились навязанные комплексы вины , утеря гражданской идентичности и ослабление гордости за свою историю Тема исчерпана - и точка!

    Для меня неоспоримо, что ни одна тема, тем более такая, не может быть закрыта. Оставим в стороне политические спекуляции и обратимся к чисто педагогической стороне вопроса. С каждым новым поколением необходимо обсуждать трудные вопросы по-новому, находя верные интонации, разумеется, щадя детскую психику, но и не уклоняясь от истины, которая на самом деле способна приносить утешение хотя бы в том плане, что вовремя усвоенные исторические уроки позволяют надеяться что прежние трагедии не повторятся. А следовательно рождают у детей и юношества исторический оптимизм.
    В последней работе И А . М азуса, впрочем, как и во всех предыдущих текстах, взят верный тон повествования где, по тонкому замечанию ГС. Померанца, мы видим рассказ о жизни человека, видевшего много зла, ноне накопившего зла в своем сердце».
    От этого они в лагере мог петь песни, и на воле мог не торопить жизнь и не злиться, что система живуча, что слишком медленно идет к развалу. Это записки нравственно здорового человека о способности сохранять терпение в больное, гнилое время. Это редчайшая в наш век вывертов и чернухи книга о простоте и доступности крупиц счастья и заодно памятник своего времени, история которого еще не написана (Выделено мной. - Е.Я.)
    Сказанное Г. Померанцем предпосылалось к одной из лучших книг И. Мазуса Где ты был ». Но, по большом счету, может быть отнесено ко всему корпусу его текстов.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38


    написать администратору сайта