Главная страница

Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный


Скачать 7.81 Mb.
НазваниеЕвгенийЯмбургбеспощадный
Дата15.05.2022
Размер7.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЯмбург Е. Беспощадный учитель.pdf
ТипДокументы
#530560
страница37 из 38
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
Впереди профессора оказалась бьющаяся в истерике старушка, которой почудилось, что вместе спадением банка обрушилась вся ее жизнь. Прийти на помощь униженными оскорбленным - святая обязанность интеллигентного гуманитария. А посему профессор поинтересовался, в какой валюте бабушка хранила свой вклад Новый диалог строился в духе песни Высоцкого Какая валюта у вас - говорят Не бойсь, говорю, не доллары Наследующий вопрос о размерах вклада бабушка отреагировала с опорой на свой культурный багаж А тебе
Г лава XI. Как любить ребенка в России 4 3 3
зачем, лицу нетитульной национальности Разумеется фраза была облечена в народную по духу форму.
Но закаленный в молодости профессор в данной ситуации не растерялся. Понимая состояние пожилого человека, боящегося потерять последние сбережения, он вынудил старушку раскрыть тайну вклада и убедил в том что свои 5 6 0 тысяч она получит гарантированно. А потому ей не стоит пробиваться сбоем к заветному окну В благостном настроении бабушка испарилась из очереди, разумеется, не извинившись за хамство и не поблагодарив своего самозваного банковского психотерапевта.
Забавно, что во втором случае профессор не почувствовал себя уязвленным. Напротив, демократическая закалка и неизбывная народническая интеллигентская закваска даже подняла его самоуважение. Посрамленным он ощутил себя лишь после первого диалога. Отчего так Ведь на банковском пятачке столкнулись три культурных кода, за каждым из которых тянулся свой шлейф ценностей и предпочтений.
Птичий язык молодых
С обрушением железного занавеса на нашу заповедную территорию обрушился шквал иностранных слови терминов риелтор, промоутер, пиарщ ик, маркетинг
франчайзинг и т д ., и т.п. Что не могло не вызвать раздражение ревнителей отечественной словесности, упрекающих молодежь в засорении русского языка англицизмами. Но еще в позапрошлом веке на подобные упреки в засорении русского языка галлицизмами АС. Пушкин отвечал Но пантолоны, фрак, жилет- всех этих слов
по-русски нет. Свою роЛь в изменение строя речи внесло массовое распространение Интернета. Наконец, воздух свободы снял табу суголовного жаргона, узаконив использование блатных понятий во всех слоях общества включая истеблишмент (тоже не наше слово 3 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Так за истекшие десятилетия круто (слово из молодежного жаргона) трансформировался сам строй жизни В Словаре модных слов В. Новикова читаем Авторитет. Основное значение этого слова мы как-то невзначай потеряли. Вот показательный эпизод. Отмечался юбилей знаменитого артиста. Его дочь, молодая журналистка, рассказывает с телеэкрана Мой отец всегда был для меня авторитетом, в хорошем смысле. Помилуйте, какой еще у этого слова есть смысл, кроме хорошего А, жаргонный. Но почему же мы в своих разговорах принимаем во внимание уродливые, искаженные понятия блатного мира Увы, вопрос звучит риторически.
Язык - всего лишь зеркало, отражающее сдвиги в общественном сознании, на которое нам, взрослым ответственным людям, не стоит пенять, коли у нас самих (вновь выбираю щадящую формулировку) лицо искажено. Сегодня лицом к лицу мы сталкиваемся со своим отражением изобличающим цепь наших собственных этических и эстетических компромиссов. Поэтому, как принято говорить в известных кругах, за базар приходится отвечать Увы, реальность такова, что даже фраза, где ни одно слово не заменено- мальчик в клубе клеил модель - рождает абсолютно разные образы в сознании разных поколений.
Недетский разговор с детьми
Вы сокий образец такого серьезного разговора с детьми о недетских проблемах я увидел на премьере Московского государственного академического детского театра им. НИ. Сац. Репетиция оркестра - интерактивный медиаспектакль по фильму Ф едерико Феллини, сценическая версия Георгия Саакяна. Не скрою, я шел на спектакль с некоторой настороженностью. Всем нам памятен шедевр мастера, снятый в 1978 году всего задней. Сюжет ленты прост снимается телерепортаж о репетиции оркестра в старинной капелле. Жзфналист берет

Глава X I. Как любить ребенка в России 4 3 5
интервью у музыкантов и дирижера. Но вместо благостной картины возникает чудовищный скандал. Музыканты поднимают бунт против дирижера. После того как в самый разгар безобразного, нелепого и страшного восстания обломок стены убивает арфистку, дирижер предлагает все-таки продолжить репетицию. Музыканты пытаются сыграть как можно лучше, но маэстро все равно разражается возмущенной речью о том, как низко пала культура и сами оркестранты, переходит с итальянского на немецкий и начинает напоминать Гитлера.
Фильм в свое время вызывал шквал рецензий, бурю возмущений, море восторгов у взрослых людей и стал одним из главных художественных и философских высказываний второй половины X X века о том, как устроен мир. Но это взрослые люди, а тут дети. Это вам не Петя и Волк».
Сюжет прост, но вопрос о границах свободы и зависимости, который Л Н . Толстой считал главным в своем романе Война и мир, явно не по уму пяти-семиклаш кам, сидящим вместе с музыкантами в условной оркестровой
яме.
Мои сомнения улетучились, как только на сцену вышла Роксана Николаевна Сац. У нее в этом спектакле всего два педагогических включения. Но каких Лапидарно, точно, без педагогического занудства она дает детям установку на просмотр. А дальше начинается магия сценографии и музыки.
В первом отделении каждый музыкант, отвечая на вопросы журналиста, представляет свой инструмент Краткое интервью завершает соло этого инструмента, где звучат фрагменты произведений Д оницетти, Россини,
Верди. Спектакль действительно интерактивный, и, помимо музыкантов, журналист берет интервью у детей Мгновенно выясняется, что многие из юных зрителей понятия не имеют о том, из каких групп и инструментов складывается симфонический оркестр. Необходимый Евгений Ямбург БЕСПОШ АЦНЫ Й УЧИТЕЛЬ
музыкальный ликбез проходит легко и весело, под волшебную классическую музыку, не ломая ритма спектакля.
Но музыканты - всего лишь люди со своими слабостями, комплексами и амбициями. Между ними нарастает напряжение, поскольку каждый считает, что голос его инструмента в оркестре самый главный. Они обмениваются колкостями, оскорбительными репликами. Свары оборачиваются скандалом, скандал переходит в безобразный бунт против дирижера. В результате - взамен музыки какофония, поверженные пюпитры, разбросанные и смятые ноты. На этом первое действие спектакля заканчивается. Замечательно, что режиссер не идет буквально за фильмом. Капеллане разрушена, арфистка жива. Щадя психологию детей, он не предрекает непременную гибель цивилизации в тоталитарном аду, но оставляет надежду.
Перед вторым действием происходит новое включение Р.Н . Сац. Оно о том, как ценен каждый голос инструмента, человека. Но еще важнее, когда эти голоса сливаются в стройный хор, ансамбль, оркестр. Все сказанное простои понятно даже ребенку.
Второе действие продолжается всего 20 минут. За дирижерским пультом от начала и до конца спектакля
Симоне Фермани - единственный из живущих прямых потомков Джузеппе Верди. Его прабабушка Л уизия Фи
андрине - единственная дочь Джузеппе Верди.
Симоне Фермани - персонифицированный образ преемственной связи времен. Создается ощущение, которым любил делиться замечательный историк Н. Эйдель-
ман: Пожимая руку прямому потомку АС. Пушкина я чувствую, что знаком с поэтом лично, через три рукопожатия. Таки мы, зрители, - с Джузеппе Верди. Дирижер взмахивает палочкой. Льется дивная музыка его предка. Что может он, тонкий, воздушный, похожий на взъерошенного кузнечика, со своей волшебной палочкой против настоящей пушки, которая сначала спектакля
Глава XI. Как любить ребенка в России 4 3 7
стоит в центре оркестровой ямы Ее жерло направлено на зрителей. Вопреки чеховскому ружью, она не выстрелила, но может в любую секунду. Остается добавить, что премьера состоялась в тот самый день, когда мы узнали о том, что наш самолет сбит над Египтом.
Разрыв поколений всегда связан с различными представлениями о ценностях и смыслах. Ценности и смыслы фиксируются в культуре. Тысячу раз прав был. Высоцкий, когда фиксировал прямую зависимость зрелости человека от культурного багажа, накопленного в детстве Значит, нужные книжки ты в детстве читал Но тоже относится к спектаклям, фильмами выставкам.
Дети и сети, или АЗы культуры
Как крошечный частный музей ведет малышей к высотам искусства
Крокодиловы слезы проливает сегодня встревоженная общественность по поводу интернет-зависимости детей. Проклятая зависимость приводит к уходу в виртуальное пространство, делает молодежь невосприимчивой к высоким образцам культуры и искусства, а в конечном итоге разрушает шкалу нравственных ценностей За этим плачем Ярославны» незамедлительно следует привычная охранительная реакция, получающая оформление в законодательных инициативах, суть которых сводится к ужесточению мер контроля над доступом детей и подростков в Интернет. Дело дошло до того, что педагогам предлагается отнимать гаджеты у детей в школе Разумеется, правовые аспекты такой спецоперации законодателей) не интересуют. Пусть это будет головной болью администрации школ. Главное, чтобы такие незамысловатые инициативы, которые в реальности невыполнимы, обеспечивали симпатии электората.

Искать причины зла не в себе, а вовне, чтобы затем с азартом отсекать чуждые влияния, - наша традицион­
4 3 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bная забава. На память приходит ироническая присказка семидесятых годов прошлого века Кто носит тапки “A di­
das” - тот нашу родину продаст. А что На волне импор-
тозамещения вполне себе актуальный слоган. Нов те же -е годы мыс позором проиграли джинсовую войну Для современного читателя придется пояснить, что речь тогда шла не о «джинсе», что на современном журналистском сленге расшифровывается как оплаченная ложная информация, запускаемая в СМИ с целью опорочить экономического или политического конкурента, а о борьбе с заморскими штанами, в которых подросткам категорически запрещалось появляться в школах. Увы, Америку можно открыть, но закрыть ее никак не удается.
А посему взвинченной и возбуждаемой депутатами общественности предлагаю последовать совету исконно русского баснописца Не лучше б на себя, кума, оборотиться Для начала ставлю всего два вопроса с готовыми ответами, которые легко сверить с жизненной практикой.
Кто дает восьмимесячному ребенку планшет, показывая заветные кнопки Родители, которые включают мультики и тем самым избавляют себя от приставаний малыша. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не докучало родителям, ограничивая их возможность заниматься своими делами. Присмотритесь на отдыхе к соседним столам, за которыми молодые родители кормят детей. На каждом столике - включенный планшет. Так на ваших глазах происходит первый шаг ухода ребенка в виртуальное пространство.
Расплата настанет позже, когда дети перестанут реагировать на справедливые замечания родителей, аза темна их раздраженные окрики и угрозы отобрать любимое развлечение. Бесполезные и беспомощные вопли В виртуальном пространстве ребенку комфортнее, там от него никто ничего не требует, не кричит, не угрожает Такое родительское поведение лишь усугубляет уход ребенка в сети.
Глава XI. Как любить ребенка в России 4 3 9
Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца - эта классическая старинная цитата сегодня наполняется новым зловещим содержанием. Участившиеся детские суи­
циды в так называемых благополучных семьях, где, казалось бы, ничто не предвещало трагедии, - это, как правило результат неуслышанных вовремя призывов детей о помощи. Утратив контакт с родителями, помощь они ищут все bbтях у своих сверстников. К тому же в их распоряжении есть омерзительные сайты, бесконечно возрождающиеся после закрытия, предоставляющие информацию о безболезненных способах ухода из жизни. Отсюда - острая реакция общественности и изобретение все новых запретительных мер. Но запретный плод особенно сладок. Кто виноват гад­
жеты, тлетворное влияние Запада Думаю, ответ очевиден.
Работа по воспитанию собственных детей многотруд­
на и требует времени. Ее не перепоручишь наемным профессионалами модным тьютерам, использующим методы онлайн-обучения все в той же сети. Личный эмоциональный контакт ребенка с родителем невозможно компенсировать ничем. Этот контакт наиболее продуктивно налаживается в пространстве культуры.
То, что я сейчас произнесу, звзшит неправдоподобно В это трудно поверить, но среди вновь прибывших в мою школу подростков встречаются те, кто ни разу не был с родителями нив музее, нив театре. Традиционные совместные забавы - барбекю на даче и посещение развлекательных торговых центров. Один из вновь прибывших семиклассников припомнил, что после посещения ГУМа
был-таки в подвале на Красной площади. После наводящих вопросов выяснилось, что после ш оп-тура и кафе он посетил Мавзолей В И . Ленина. В пещерном уровне развития этого юного москвича тоже виноваты гаджеты и современные технологии?
Но хватит о грустном. Ответить на вопрос - кто виноват - означает пройти лишь половину пути. Гораздо продуктивнее понять, что делать 4 0 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Очевидно, что чем раньше ребенка начнут приобщать к азам культуры, тем шире будут его жизненные горизонты, до предела насыщенной эмоциональная сфера а в итоге будет обеспечена полнота его бытия, при которой никогда, ни при каких обстоятельствах не утрачивается вкус к жизни, не сводимый к пошлому потреблению благ.
Азы культуры - это то, с чего следует начинать. Неслучайно в старинном русском алфавите первая буква именовалась Аз. Таки называется маленький частный музей в центре Москвы на Второй Тверской-Ямской улице. Нов названии скрыт еще один смысл. АЗ- это Анатолий Зверев, и музей посвящен творчеству этого замечательного русского худож ника.
Музеи одного художника- пока еще довольно редкое явление в нашей стране, тем более музеи частные. В молодости мы проникали на подпольные выставки Анатолия Зверева, в точности повторившего судьбу многих непризнанных при жизни гениев, получивших посмертную всемирную славу, знали об оценке его творчества данной Пикассо: такие художники рождаются разв сто лет. Словом, мне и всем тем, кто интересуется русским авангардом, он близок. Но причем тут дети Ведь чтобы дорасти до понимания современного искусства, необходима солидная специальная подготовка. Кроме того считается, что дети мыслят конкретно, широкие обобщения им недоступны, поэтому лучше всего они воспринимают реалистические полотна или лубочные сказочные изображения персонажей.
Мои педагогические сомнения развеялись уже впервые десять минут. Выяснилось, что в этом музее детям предложено познакомиться лишь с одной гранью творчества А . Зверева, который, помимо прочего, был замечательным анималистом. На центральном экране выплывает фотография улыбающегося мастера, как бы приглашающего маленьких посетителей в свой особый мир. На боковых плазм ах оживает процесс создания
Глава XI. Как любить ребенка в России 4 4 1
рисунков животных. Молодой веселый экскурсовод засчитанные минуты создает яркий сочный портрет художника, который тонко чувствовал душу животных передавая ее в своих рисунках.
Однажды он затеял игру в футбол с собакой друга Изумленный товарищ спросил, как удалось так быстро сыграться с четвероногим партнером. Все дело в том что в вас собака чувствует людей, а во мне - собаку, - со смехом ответил Зверев. Шутки шутками, а звери в зоопарке, где месяцами пропадал художник, действительно считали его своими с удовольствием ему позировали
Как-то разв вольере разбушевался мишка. Стоять - скомандовал художник. И медведь добрых полтора часа позировал Звереву.

После этой мини-лекции на экране возникает дивный фильм, где дети видят московский зоопарк середины прошлого века. Фильм сопровождается мягким ироничным текстом, который блистательно читает неподражаемый Александр Ф илиппенко, комментирующий сюжетную линию звери и Зверев». После окончания фильма детей приглашают в волшебную клетку, где, получив очки 3D, они оказываются в сказочном мире там меняются пейзажи, а прямо на них летят ожившие звери Зверева. (Как видите, вход идут разнообразные гаджеты и ультрасовременные технологии, но они усиливают педагогическое воздействие) Из волшебной клетки дети перемещаются в мастер-класс, где каждый из них получает в подарок блокнот илист бумаги, позволяющий самому попытаться изобразить полюбившегося зверя. А впереди еще дис­
котека.
Пока сотрудники музея занимают детей, родители имеют возможность посмотреть взрослый фильм, повествующий о жизни, судьбе и творчестве А. Зверева. В этом тоже есть польза, поскольку эстетические представления некоторых из них исчерпываются передвижниками Словом, перед нами образец современной интерактивной 4 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
музейной педагогики. Здесь детей не водят строем поза лам под конвоем педагогов, нет ревностных служителей выполняющих церберские функции, ледяным голосом озвучивающих табличку руками не трогать. Что же касается сложности современного искусства, якобы недоступного детям , - всего за час эта сложность преодолевается. Доказательством служит экспертное суждение второклассницы (внучки по совместительству Я поняла есть рисунки живописные, где все рисуют подробно а есть прикидочные, когда художник рисует только самое главное. Мне теперь больше нравятся прикидочные По выходе из музея мой взгляд задержался на вывеске размещенной на соседнем подъезде- Музей русской гармоники. Вот куда я пойду с детьми в следующее воскресенье Звук - он ведь тоже воспитывает.
В уповании на чудо
П си хол оги давно доказали, что в душе каждого взрослого человека до глубокой старости продолжает жить ребенок. В своих компаниях пожилые люди часто общаются между собой в стиле шаловливых подростков используя юношеский сленг, школьные или студенческие прозвища.
Отчего так Стремление вернуться в утраченный рай вытеснив печальное осознание неизбежного близкого финала земной жизни Не только. Когда я снова стану маленьким, а мир опять большими праздничным, - эту жажду чуда Александр Галич вложил в уста Януша Кор­
чака, осознающего неотвратимость гибели, которую добровольно решил разделить со своими воспитанниками.
Вера в чудо у людей зрелых- не малодушие, скрывающее стремление спрятаться от жизненных трагедий в мифы и сказки напротив, это залог нравственного здоровья человека, который постоянно сталкивается со злом, ноне накапливает зла в своем сердце.
Г лава XI. Как любить ребенка в России 4 4 3
я никому не желаю зла. Я просто не знаю, как это делается»
Я. Корчак.
Мне дарованы были чудесные встречи с такими людьми. Писатели Юрий Давыдов и Израиль Мазус, философ Григорий Померанц, актер Зиновий Гердт. Каждый из них сполна испил свою горькую чашу от истекшего века пройдя кто фронт, кто лагеря, а кто - и те, и другие испытания в совокупности. Но ни от одного из них не приходилось слышать смакования чернухи, никто не исходил злобой, не жаждал мщения.
Отчего мы, не прошедшие и сотой доли тех испытаний, иные Почему агрессия зашкаливает настолько что в адрес жертв катастрофы не стыдно писать гадости и даже в деятельности Доктора Лизы Глинки непременно открывать скрытые корыстные мотивы поведения Социальные психологи, культурологии другие специалисты дают свои умные научные объяснения пандемии взаимной ненависти.
Рискн у выдвинуть свою наивную педагогическую гипотезу мелкое злорадство и великая злоба порождаются утратой веры в чудо. Люди, о которых я написал выше, обладали удивительной способностью сохранять терпение в больное, гнилое время. Они не обижались и не злились на жизнь. А главное - обладали редким даром прозревать простоту и доступность крупиц счастья в чудовищных сточки зрения нормального человека условиях. Это лине чудо (Не зря слова чудо и чудовищный - одного корня) Григорий Померанц, выбираясь из лагерного барака, где командовали уголовники, на лютый мороз учился постигать классическую музыку которая лилась тогда из лагерных громкоговорителей Израиль М азус, встречаясь с современными подростками, отказывался повествовать о лагерных мерзостях, но 4 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ bбрал в руки баян и предлагал послушать те песни, которые пел с сокамерниками. Вот такс верой в чудо, они пережили свой век-волкодав.

Но у нас, по слову поэта, что ни век - то век железный. Наступивший - демонстрирует не меньшую жестокость. С повадкой матерого уголовника он достает бритву и стремится полоснуть по глазам, лишая человека самого главного - чудесного зрения. Вокруг, на небольшом земном шарике, разлито столько боли и страдания, что призывы видеть и добывать крупицы счастья звучат фальшиво, а смакование зла и мрачные прогнозы, предрекающие катастрофы, - убедительно и солидно. Осознаю, что в этой сгущенной безрадостной атмосфере рассказывать щемящие новогодние (святочные) истории означает плыть против течения, выглядеть этаким карасем-идеалистом.
Но профессия, что называется, обязывает, школьные новогодние праздники никто не отменял. Дети в эти дни искрятся и светятся радостью во всех подразделениях огромной школы. Смею надеяться, что даже самый мрачный аналитик не рискнет передавать свое мрачное мироощущение своим детям в канун Нового года. Напротив в собственном ребенке он постарается укрепить ожидание чуда, поддерживая в семье праздничную атмосферу.
И что самое удивительное- чудеса свершаются В очередной разубедиться в этом мне было дано на новогоднем празднике водном из самых сложных подразделений школы, которое развернуто на базе ФНКЦ им. Д . Рогачева, где в течение года проходят лечение до десяти тысяч детей из разных регионов, включая ребят из Донецка, со сложными онкологическими заболеваниями, которых привозила сюда все та же Доктор Лиза Светлая ей память. Феерический праздник, казалось бы в доме скорби, где дети борются со смертельными болезнями. Красивые, обворожительные молодые педагоги нарядные дети, их оттаявшие родители, захватывающий сюжет, входе которого ребята освобождают пленен­
Глава XI. Как любить ребенка в России 4 4 5

ного пиратами Деда Мороза. В этом им помогают дружественные роботы. Словом, атмосфера счастья. А ведь оснований для пессимизма у педагогов и родителей этих ребят - предостаточно. Многие из них пережили по восемь наркозов, тяжелые процедуры химиотерапии. Нов зажигательный, искрометный танец включаются все даже те, кто привязан к капельнице и может лишь одной ногой отбивать ритм...
Но подлинное чудо здесь творят врачи во главе сака bbдемиком А Г . Румянцевым. (Бог может помочь и через врача) Дело в том, что диагноз онкогематологии сегодня не является приговором. Благодаря высоким технологиям медикам удается вылечить до восьмидесяти процентов детей. Это лине чудо?
Сразу после праздника - неожиданная истерика увы bbздоровевшего ребенка. На следуюш;ий день он покидает клинику, а сегодня, вцепившись в ногу руководителя этого подразделения школы СВ. Шарикова, кричит Яне хочу отсюда уезжать Его эмоции понятны за время лечения он обрел друзей, влюбился в веселых молодых педагогов, которые обучали его, используя самое современное оборудование - планшеты, робототехнику и т.п. А как иначе Современным медицинским технологиям должны соответствовать такие же передовые педагогические технологии и учителя, ими владеюш;ие. Происхождение этого технологического оснаш;ения - еще одно чудо корпоративной этики, которое продемонстрировали директора московских школ. Дважды собственными силами они устраивали благотворительные концерты а вырученные деньги перечисляли на покупку дорогостоящего оборудования для госпитальной школы. Едва ли в том поселке, где по месту жительства этот ребенок продолжит обучение, будут такие идеальные условия Учитывая все эти привходящие обстоятельства, язык не повернется в утешение ему сказать Ты сюда еще вернешься. Не дай бог 4 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Но у нас Б запасе - еще одно чудо, а точнее, два. Незадолго до новогоднего праздника завуч школы НЕ. Сур­
кова была приглашена на Рождество к своим друзьям в Германию. Там она рассказала, в какой школе иска bbкими детьми работает. Ио чудо, на ее рассказ немедленно откликнулся пожилой летний человек. С го по 1947 год он находился в советском плену. От голода и болезней его спасла и выходила русская женщина. Он давно думал, как и чем ответить на ее добро, и теперь решил купить и передать планшеты для детей, находящихся на длительном лечении.
У же давно нет на свете той женщины, но ее милосердие, проявленное к поверженному врагу, обернулось чудом для нашего ребенка. Планшеты - недешевое удовольствие, которое сегодня может позволить себе не каждая семья из российской глубинки. А этот выздоровевший ребенок мечтало таком подарке - ив канун Нового года получил его. А это значит, что мы не расстаемся на дворе X X I век, теперь мальчик может общаться с полюбившимися учителями дистанционно.
Пытаясь унять дрожь в руках, мы, взрослые мужчины, передали ребенку заветную коробку. Его мама заплакала. Дай-то бог, чтобы в новом году у людей были лишь такие слезы...
Ж изнь кулаком хама ударила в солнечное сплетение
Вера в чудеса не исключает трезвого отношения к жизни. Об этом с исчерпывающей полнотой сказал Д. Пригов: Мир прекрасен - это факт, хоть и безобразен».
Увы, эта рождественская история получила отнюдь не романтическое продолжение. В праздники планшет начал давать сбои, что вполне естественно в руках не совсем уверенного пользователя. Мама мальчика побежала с планшетом в ближайшую мастерскую, где пообещали за умеренную плату снять возникшие проблемы. Через Глава XI. Как любить ребенка в России 4 4 7
пару дней, заплатив положенное, она принесла планшет сыну. Но дистанционная связь с педагогами, во имя которой затевался подарок мальчику, таки не восстановилась. Почему Наши инженеры мгновенно установили причину в мастерской планшет подменили - себе забрали новый, а матери выдали устаревший.
Откуда наивной женщине из провинции, впервые державшей в руках дорогую игрушку, было знать о таких вещах, как бесплатный гарантийный ремонт Да и где в маленьком городке можно найти солидную фирму, представляющую интересы производителя, который никогда не пойдет на репутационны е потери. Вот она и обратилась в ближайшие Рога и копыта, где ее нагло обокрали. Обращаться в суд бесполезно. Никаких сопроводительных документов нет. Женщина заплатила живые наличные деньги и получила мертвый компьютер Так в очередной раз жизнь кулаком хама ударила в солнечное сплетение наших идеалов.
Что делать Развести руками, оставив в смятении мать и дитя, дав холодный, бездушный совет в следующий раз быть умнее Разумеется, нет. Ребенок получил новый планшет из тех же подаренных запасов. Но каждый раз рассчитывать на доброго немецкого дедушку не приходится. Особенно если мы будем продолжать, отгораживаясь от всего цивилизованного мира, с оттенком истерии упорно твердить о своей особой духовности, которая, как выясняется, не мешает обворовывать ребенка.
Вот и верь после этого в чудо. Да, сегодня романти-
чески-приподнятое отношение к жизни, которое движет идеалистами, не в чести. В моде - скептически-приспу- щенное. Слишком много вокруг примеров человеческой низости, подлости, агрессивного безнаказанного хамства. Но чудеса, как известно, случаются там, где их при­
зывают.
Н у разве не чудо, что по примеру нашего московского проекта госпитальные школы на базе больниц, где 4 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
тяжелобольные дети проходят длительное лечение, возникают в разных регионах страны в Хабаровске, Красноярске, Калининграде. На днях с коллегами мы вылетаем в Воронеж, где открывается такая школа. Так постепенно образуется целая сеть учреждений, где педагоги бок о бокс врачами решают проблему реабилитации длительно болеющих детей. Для взрослого человека зримым, осязаемым признаком его полного выздоровления является его возвращение на работу. Для ребенка - возвращение в школу, где он, не отстав от сверстников может продолжить свое обучение. Казалось бы, остается только радоваться созданию такой сети школ, аналогов которой нет в мире. О чем с хорошей завистью поведали нам коллеги из Японии, Америки и Ш вейцарии.

Но не тут-то было. У каждого рукотворного чуда есть своя изнанка, в частности финансовая. Дело в том, что в соответствии с Финансовым кодексом финансирование обучения ребенка осуществляется в рамках регионального бюджета. А это значит, что обучение ребенка из отдаленного региона, оказавшегося на больничной койке финансированию не подлежит. В Москве эту проблему решили. Во многих других субъектах она стала непреодолимым препятствием для открытия госпитальных школ.
П редвиж у реакцию скептика финансовые возможности столицы несопоставимы с другими регионами. Но и масштаб проблем разный. В Москву, где находятся федеральные медицинские центры, осуществляющие высокотехнологичное лечение, поступают дети со всей страны. Таких пациентов тысячи. А в областную больницу из близлежащего региона, где нет подобной клиники, - максимум три-четыре ребенка. Так что же прикажете обучать своих и при этом дать поворот отворот пришлым, которые будут с тоской смотреть в потолок отставая в обучении от сверстников?
Воистину хамство многолико, но едино в своей сути И я не вижу большой разницы между кражей у ребенка
Глава XI. Как любить ребенка в России 4 4 9
планшета и вежливым отъемом у него права на образование по формальным основаниям.
Особенно омерзительно, когда хамское поведение демонстрируют наши коллеги, деятели образования Директор одной из школ на востоке страны отчислил второклассника, находящегося у нас на длительном л е­
чении-обучении. Ребенок на гемодиализе, ждет донорскую почку. Для этой семьи отчисление из родной школы - трагедия. Ибо формальная бумажная процедура приобретает для них символическое значение отчислили - значит, не верят в возвращение ребенка к нормальной жизни. Другой руководитель образовательного учреждения отказал излечившейся выпускнице в восстановлении в родной школе, опасаясь, что она понизит показатели сдачи ЕГЭ.
Подобные проблемы пока приходится решать в пресловутом ручном режиме. Звонок из Москвы, ледяным тоном объясняем, что у насесть договоренность с министром О.Ю. Васильевой: о каждом случае дискриминации больных детей докладывать лично ей. Вынужденный административный шантаж оказывает необходимое психологическое воздействие. Тональность разговора резко меняется, металл в голосе на том конце провода сменяют жалобные извиняющиеся интонации, где в качестве причины принятого бездушного решения называется страх перед всевозможными проверками. Но винить во всех случаях обстоятельства жизни и начальство - есть умственная и нравственная лень, рудимент рабской психологии. Каюсь, однажды в подобной ситуации, в который раз выслушивая от коллеги сетования на объективные трудности, мешающие помочь больному ребенку я не выдержали в качестве последнего аргумента привел жесткий анекдот. Человек получает СМС: Сам ты дерьмо Подпись «Жизнь».
Что поделать - широкое полотно жизни неизбежно включает светотени. Кстати, о живописи. Настоящее Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ чудо недавно можно наблюдать в Третьяковской галерее где впервые экспонировались шедевры Ватикана. Вокруг этой выставки невероятный ажиотаж. Пробиться туда - огромная проблема. Стоимость экскурсии зашкаливает Но наши ученики художественного профиля во главе со своим педагогом, преодолев все внешние преграды, оказываются в заветном месте, неожиданно столкнувшись с неодолимой преградой внутренней.
Взрослые дяди и тети мгновенно оттесняют детей от картин. Увещевания экскурсовода и педагога, ссылающихся на прерогативы при просмотре экспозиции детей оплативших экскурсию, не действуют. В ответ слышатся невинные по форме, но хамские по сути реплики А мы никому не мешаем, мы просто слушаем. Так проявляется особая тяга наших людей к духовности. И невдомек этим взрослым людям, многие из которых в других ситуациях высказывают претензии к подрастающему поколению, обвиняя его в отсутствии культуры и неуважении к старшим, что в этот самый момент они осуществляют самое главное воспитание - воспитание жизненным поведением. Все правильные, идеологически выверенные словеса взрослых недорого стоят, коль скоро их носители ежечасно демонстрируют бытовое хамство. На прекрасно задуманной выставке юные художники получили наглядный урок, суть которого проста, как мычание к любой, даже самой благородной цели надо пробиваться работая локтями. Такие вот чудеса в решете, сквозь отверстия которого утекают ценности и смыслы культуры.
Но есть другие примеры - например, на новой выставке в музее Анатолия Зверева, посвященной иллюстрациям художника к сказкам Андерсена. Тут с самого начала твердой рукой дети отделяются от родителей и поступают в распоряжение экскурсоводов. У детей и взрослых разные программы.
И тогда взрослым неожиданно открывается, что знаменитый сказочник совсем недетский, а точнее, не толь-
Глава XI. Как любить ребенка в России 4 5 1
ко детский автор. С годами стершийся из нашей памяти финал знаменитой Русалочки как нельзя лучше доказывает это. Муки, что она претерпела, былине во имя счастливой жизни с принцем. Она мечтала обрести бессмертную душу и своего добилась.
П еречитайте, и тогда, быть может, вам станет чуть легче в оценке происходящего.
О льчак-Роникер И. Корчак. Опыт биографии. М Текст, 2015. С. 251-252.
Корчак ЯК ак любить ребенка. М .: Педагогика, 1979. С. 68.
Korczak J . J a k kochac dziecko, proza pedagogiczno-eseistyczna, 1919-1929 /
Lew in A . J a n u s z K o rczak . P ism a w y b ran e: 4 t . T. 1. - W arsz a w a : N asza
K si§garnia, 1978. C. 2 3 4 -2 3 5 О льчак-Роникер И . Указ. соч. С. 5 4 6 -5 4 7 .
Трифонова Т В . Долгая жизнь в России. М Собрание, 2008. С. 22.
Громова ОС ахарны й ребенок. МИД КомпасГид, 2016. С. 3 6 -3 7 Там же С. 3 9 -4 0 Открытый финал
Подведем некоторые итоги. Тезисно их можно изложить следующим образом. Угрозы и вызовы XX I века свидетельствуют о том, что
нас всех ожидают серьезные испытания. Перед лицом грядущих испытаний потребуются люди
свободные, но при этом способные к самоограничению
(аскезе).
3. Центральная задача общества в целом и образования
в частности - подготовка людей, способных справиться с морем сложных современных проблем, которые мы оставляем в наследство своим детям. Ни одна из этих проблем (терроризм, демографические
сдвиги ивы нужденная миграция, конфликт между христианством и исламом и др) не имеет простых окончательных решений. В таких условиях необходима мобилизация всех культурных ресурсов (в первую очередь гуманитарных А потому сведение подготовки вступающих в жизнь поколений исключительно к вопросам освоения передовых технологий представляется недальновидным. Главная образовательная и воспитательная задача на
ближайш ую и отдаленную перспективу - координированный рост свободы и ответственности личности Только свободный, творческий человек способен остановить подступающий хаос, не искушаясь простыми окончательными решениями, чреватыми срывами в тоталитаризм.
Верю ли я в возможность реализации этой стратегии образования Безусловно. Но только при условии осоз­
О ткрытый финал
нания ответственности переживаемого момента людьми, причастными к культуре и образованию.
Что укрепляет эту веру Все те же ресурсы культуры, неистребимые даже в контексте нашей трагической отечественной истории.
Поэт Б А . Чичибабин, прошедший фронт, лагеря, большую часть жизни проработавший бухгалтером в троллейбусном парке, ставший известным стране и миру лишь благодаря перестройке, писал:
Еще смогут сто раз на позор и на ужас обречь нас, но чтоб крохотный светик в потемках сердец не потух, нам дает свой венок - ничего не поделаешь - Вечность, и все дальше ведет - ничего не поделаешь - Дух".
Открытые вопросы, как, надеюсь, убедился читатель, познакомившейся с этой книгой, не имеют готовых окончательных решений. Поэтому в завершение книги вместо слова заключение, которое, ко всему прочему, в Отечестве нашем имеет второй мрачный смысля пользуюсь словосочетанием открытый финал».
Я далек от самообольш;ения прогрессом, но его не остановить, а это значит, что педагог постоянно и неизбежно будет сталкиваться с бесконечным усложнением нравственных задач, к чему имеет смысл готовиться заранее. Иными словами, прогнозировать грядуш,ие
изменения.
Автор готов к упрекам в литературоцентризм е. Действительно, многие размышления в книге построены на анализе научных, художественных и публицистических текстов. Убежден такое внимание к литературе в широком смысле слова - непросто дань уваже­
4 5 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
ния отжившей отечественной традиции, родившейся в эпоху, когда литература представляла собой единственную площадку развития общ ественно-полити­
ческой и педагогической мысли, - отсюда ставшее классическим определение Е А . Евтушенко: Поэт в России больше, чем поэт».
Но, по большому счету, серьезная литература - это и есть жизнь, а точнее, ее квинтэссенция. В ней постигается прошлое и прозревается будущее, которое, по слову поэта, уже не втянешь вспори не заластишь Б. Пастернак).
Следовательно, к прозрениями откровениям творцов обладающих феноменальной интуицией, есть смысл прислушаться. Неуслышанные вовремя голоса заставляют задним числом сожалеть о содеянных ошибках, которые порой оборачиваются катастрофами как в личной, таки в общественной жизни. Так уже неоднократно бывало в истории. Достаточно вспомнить об авторах знаменитого сборника Вехи, которые на заре двадцатого столетия предупреждали о грядущей катастрофе, но их предупреждениям не вняли.
Н едооценка гуманитарного знания наблюдается давно но сегодня она усилилась, как никогда. Происходит это потому, что технические прорывы зримы и мгновенно приносят человечеству дополнительные удобства (смартфоны, гаджеты, и т.п), а идеи укореняются в головах людей столетиями. Достаточно вспомнить что идея европейского единства, которая до сих пор находит сторонников и противников, впервые была высказана еще Данте в XIV веке. Сам провозвестник возрождения четко формулировал свою культурную задачу Я пишу не для размышления, а для действия. Он верил в возможность преображения человека посредством идей. Спустя столетия мы в который разубеждаемся в том, что только глубоко усвоенная мысль заставляет человека нет олько иначе думат ь.

О ткрытый финал 4 5 5
но иначе жить Повсеместная недооценка гуманитарного знания крайне опасна. История подтвердила это входе многочисленных экспериментов, увы, не лабораторных, которые она умеет ставить с беспощадной прямотой. Привожу малоизвестный, но чрезвычайно наглядный пример.
Случилось это в семидесятые годы прошлого века в Кампучии. В руки горного племени кхмеров, которое вело первобытное существование, попало современное стрелковое оружие. Сначала они истребили всю фауну вокруг себя, а затем, спустившись с гор, перестреляли друг друга. По-моему, этот пример достаточно убедительно доказывает необходимость технико-гум ани­
тарного баланса.
Одинаково глупо и бесперспективно уповать на прогресс и топтаться на месте. В первом случае мы становимся рабами будущего, а во втором - рабами прошлого Верно, что новые технологии несут в себе огромные созидательные возможности. Но правда и то, что их легче использовать для разрушения. Этот, на первый взгляд, неразрешимый открытый вопрос не должен приводить в уныние.
Педагог в силу своей профессиональной миссии не может разделять алармистские настроения. Из каких источников черпать сдержанный оптимизм Всё там же в истории культуры. Предлагаю вниманию читателя острый актуальный текст:
«Наша земля приходит в упадок взяточничество и коррупция процветают дети перестают слушаться родителей каждый хочет написать книгу, и конец света уже близок».
Написано как будто сегодня. Между тем - это Папирус
Присса (первая половина третьего тысячелетия до
н.э.). Воистину 5 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ . . ЧТО было, ТО И будет и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят Смотрите, вот это новое, но это уже было в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем да и о том, что будет, не останется памяти утех, которые будут после нас».
А это уже Экклезиаст. Вывод очевиден - коль скоро человечество до сих пор как-то справлялось со своими кризисами, то почему отказать ему в такой возможности в нынешних условиях А вот с тезисом Э кклезиас­
та об отсутствии памяти я бы не спешил соглашаться. Именно историческая память, зафиксированная в источниках, - залог трезвого мужественного отношения к ж изни.
Производное от памяти историческое мышление позволяет сегодня распознать возросшую опасность реанимации средневекового политического менталитета в сочетании с современными боевыми технологиями Опасность эта хорошо просматривается в рекомендациях современных религиозных, национальных и экологических ф ундаменталистов, полагающих что в добрые старые времена люди были здоровыми и счастливыми и никогда не сталкивались с идеологическими и экологическими кризисами.
Автор не скрывает, что рассматривает педагогику как прикладную философию и культурологию . Культурологи фиксируют прямую связь интеллектуального развития и ценностных ориентаций. Им хорошо известно, что сложные люди легче понимают чужие мотивы, более терпимы и, вместе стем, менее склонны к конформизму. Отсюда следует, что центральная задача педагогики - воспитание сложных людей, способных к терпеливому поэтапному решению открытых вопросов. Поскольку такие люди Открытый финал 4 5 7
менее внуш аемы , они способны противостоять аг­
рессии.
Но сложного человека может воспитать только когнитив­
но сложный педагог, имеюш;ий нравственные силы преодолеть косность жизни, подняться над злобой дня и добровольно возложить на себя тяжелую ношу осмысления реальных проблем современного воспитания детей. Именно таким педагогам, способным выйти из скорлупы своего предмета, адресована эта книга.
***
Где взять силы На этот вопрос отвечает деревянная скульптура замечательного художника Игоря Хрис­
толюбова, помещенная на обложке книги. Это Давид не побоявшийся выйти на схватку с Голиафом. Замечательно, что каждая эпоха по-своему представляет героя библейского сюжета. Титан возрождения Ми­
келанджело вырубил из камня мощную фигуру победителя, демонстрирующего красоту и совершенство человеческого тела. Образ навеки вошел в сознание поколений. Между тем , если быть верным первоисточнику, Давид был слабыми болезненным, его ив армию-то не взяли. Игорь Христолюбов, возвращая нас к тексту Книги, необычайно точен, вплоть до количества камней в праще. А главное - он вернее передает сокровенный смысл библейского мифа. Будем делать выводы?
Чичибабин БАИ все-таки я был поэтом. Харьков «Фолио*, 2002. С. 271.
Оглавление
Новый век - беспощадный учитель Глава Перекресток открытых вопросов
Выбор неясен
Как нести свой крест
Историзм педагогики Поверх барьеров мультидисциплинарный подход
Педагогика переживания
Ищу Учителя
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


написать администратору сайта