Ямбург Е. Беспощадный учитель. ЕвгенийЯмбургбеспощадный
Скачать 7.81 Mb.
|
«измам», живой человек, испытавший глубокие разочарования, подверженный депрессиям, что явствует из его дневника и писем . Доктор, пом етком у выражению И. Ольчак-Роникер, до последней черты играл с детьми в игру под названием нормальная жизнь Кто-нибудь может предложить иной сценарий ухода в тех обстоятельствах? И наконец, его жертвенное решение- пойти с детьми до конца - не было принято в состоянии аффекта. То был не эмоциональный всплеска осознанный выбор продиктованный профессиональным педагогическим долгом. Доказательства У Корчака были возможности разом прекратить личные страдания. Воспользовавшись ими, он, по крайней мере, не стал бы непосредственным свидетелем неизбежной трагической гибели детей. Во первых, Корчак был убежденным последовательным сторонником эвтаназии, о чем неоднократно публично заявлял. Во-вторых, достоверно известно, что выход из гетто на арийскую территорию ему неоднократно предлагали. Но оба сценария были для него категорически неприемлемы, ибо равносильны предательству детей. *** После сказанного обратимся к точным педагогическим диагнозами заключениям Доктора Корчака, по возможности соотнеся их с реалиями окружающей жизни. По счастью, они сегодня не столь трагичны, но оттого драматизм вечных вопросов, на которые каждому Глава XI. Как любить ребенка в России 4 1 1 новому поколению родителей и педагогов приходится отвечать заново, не ослабевает. Замечательно, что его философские, культурологические и педагогические выводы в основном совпадают с принципами и подходами другого замечательного педагога - СИ. Гессена, о котором шла речь водной из предыдуш;их глав. Поразительно, что они оба жили в Варшаве, но никогда не встречались. Польский педагоги русский эмигрант - два разных непересекающихся мира. Но тем ценнее, что взгляды их пересеклись, в чем легко убедиться. Как ив случае с Гессеном, сосредоточимся на ответах Корчака на ключевые открытые педагогические вопросы. Не во что, а как веришь Корчак был далек от узкоконфессионального подхода, но при этом признавал за каждым ребенком право на выбор своего пути к Богу в соответствии сего семейными традициями. Отсюда его заметки Наедине с Господом Богом, подзаголовок Молитвы тех , кто немо bbлится. В целом его взгляды можно охарактеризовать как экуменические. Осознавая важность духовных потребностей у детей, он искал образцы для подражания в христианстве и иудаизме, у философов Востока Древнего Рима, Греции, в теософских, антропософских масонских доктринах - во всех этических системах которые считают заботу о высших ценностях главным мерилом человечества. «Догмой могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех, могут быть наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь (Выделено мной. - Е.Я.) Последнее для педагога важнее всего 1 2 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Корчак продолжает: «Я полагаю, корни многих неприятных сюрпризов в том, что одному дают десять высеченных на камне заповедей, когда он хочет сам выжечь их жаром своего сердца в своей груди, а другого неволят искать истины, которые он должен получить готовыми. Не видеть этого можно, если подходить к ребенку с Я из тебя сделаю человека, а нес пытливым Каким ты можешь быть человеком?"»® С ПОЗИЦИИ ортодокса, которых немало среди неофитов последних лет, такой подход недопустим. В поисках свободы Корчак, пользуясь его же выражением, не потерял в давке Бога. Ему в одинаковой степени были чужды и мещанское преувеличенное понятие о человеческой мощи, и властные речения прислужников посредников, толкователей Приди ко мне, ибо только мой Бог настоящий. Доктор слишком хорошо понимал, что есть разные истины твоя, моя, его. Наши истины неодинаковы вчера и сегодня. А завтра твоя и моя истины будут другими». Искусителей вовсе времена было предостаточно, сегодня у нас им несть числа. Будь бдителен, педагог Мудрый о. Александр Мень как-то заметил «Звездоносцы - все одинаковы. Смирение, стремление укрепить прежде всего себя самогоне по их части. Поиск врага, охота на ведьм - более привычные занятия в нашем истерзанном Отечестве. Комиссары в клобуках отнюдь не лучше их коллег в пыльных шлемах. При всей внешней благообразности и велеречивости они всегда выдают себя одним существенным признаком - пеной у рта Выражение это, ставшее крылатым, принадлежит ГС. Померанцу Дьявол начинается с пены у рта ангела, который вступает в борьбу за правое дело». Я. Корчака, человека тонкого, деликатного, в подлинном смысле слова наследника общемировой культурной Глава XI. Как любить ребенка в России 4 1 3 традиции, разумеется, не могли устроить узость и ригоризм в любом проявлении. Непостижимым образом он сочетал в себе живую веру и нормальность Отринув толпу Твоих прислужников, - заслоняли, не допускали, - к тебе я стремился, мой Боже. Вот почему эсхатологические предчувствия, которыми наполнены его книги, никогда не убивали в Корчаке веселья и бодрости духа. Личность педагога такого масштаба не пригнешь к земле, но и не оторвешь от нее. Пересечение же земли и неба, как известно, открывает линию горизонта в любой деятельности, включая и наше педагогическое поприш;е. В этом, если угодно, главный урок книги Наедине с Господом Богом. И все же символом веры оправданием смысла бытия для Я. Корчака всегда были остался ребенок: Я старался сделать все, что мог. Не просил судьбу ни разу высвободи! И скажу на самой смертной исповеди. Если есть на свете детский Бог: Все я. Боже, получил сполна, -Где, в которой расписаться ведомости? Об одном прошу спаси от ненависти. Мне ни причитается она. А. Галич Школа стоит не на луне Да, Януш Корчак ясно видел горизонт воспитания, включа- юидий в себя категорический императив Канта существование звездного неба над головой и нравственного закона внутри нас, но при этом никогда не отрывался от земли. Ибо был педагогическим реалистом и отдавал себе отчет в том, что школа стоит не на луне и его воспитанникам предстоит жить в реальном мире. А мир уродлив и люди грустны, - как сказал замечательный 1 4 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ американский поэт Уоллес Стивенс. Из этого не следует, что бесполезно учить детей правде и прививать им вечные нравственные ценности. Но есть одно «но»: «Да разве может обойтись любовь к правде без знания дорог, которыми ходит кривда Разве ты желаешь, чтобы отрезвление пришло внезапно, когда жизнь кулаком хама смажет по нашим идеалам (Неожиданно жесткое выражение писателя-сказочни- ка и рафинированного интеллигента. - Е.Я.) Разве, увидев тогда твою первую ложь, не перестанет твой воспитанник сразу верить вовсе твои правды? Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами? Твоя обязанность воспитать детей, а не овечек, работников, не проповедников в здоровом теле - здоровый дух. А здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой. Я желаю, чтобы лицемерие обвинило меня в безнравственности!»® Лицемерие - ключевая проблема педагогики вовсе эпохи взрослые в массе своей, демонстрируя небезупречный образ жизни, проповедуют детям идеальный способ существования, не допуская мысли, что взрослеющие дети кожей ощущают и болезненно переносят фальшь дистанцию между словом и делом, но бывают времена когда оно зашкаливает. Именно лицемерие диктует стратегию воспитания, основанную исключительно на положительных идеалах и примерах, призванных прививать детям любовь к родному пепелищу. А о путях кривды - ни слова. И это в условиях свободного доступа к любой информации на просторах Интернета. И менно лицемерие обвиняет в безнравственности, вот bbсутствии патриотизма и прочих смертных грехах тех воспитателей, которые рискуют обсуждать со своими питомцами грехи нашей родины вечной (Б. Окуджава). Глава XI. Как любить ребенка в России 4 1 5 Именно лицемерие приводит к тому, что ученик, однажды внезапно уличивший воспитателя в лукавстве, перестает верить вовсе его правды. А в результате становится циником или стихийным бунтарем, чей протест выплескивается на улицы. Задиристое желание Корчака, чтобы лицемерие обвинило его (добавим от себя и от педагогов, посей день разделяющих его взгляды) в безнравственности, сбывается на глазах. Старый Доктор открыто смеялся, глядя на пустое лицемерие, способное выражать лишь праведный гневи ничего более. При всем том он не был диссидентом и ради блага детей был готов играть в разные игры с сильными мира сего прекрасно понимая, что власти всегда будут с подозрением относиться к независимо мыслящим людям. Вынужденные компромиссы Доктора раздражали его более радикально настроенных коллег, которые считали что такое поведение руководителя дурно влияет на воспитанников. Они настаивали на открытой модели детского дома, иными советскими словами, на тесной связи школы с жизнью. У нас эта идея живет и побеждает при всех режимах. Корчак придерживался иной концепции. Один из островов утопии Д октор внимательно наблюдал за политикой, считал что дети должны знать, как устроено государство, но при этом упрямо реализовывал на практике закрытую модель детского учреждения, создавая для своих воспитанников дом , в котором царит нравственное и психическое благополучие. Концепция, уязвимая со всех сторон. Его легко было упрекнуть (и упрекали в утопизме и непоследовательности, в том, что наделе он пытался построить остров утопии. В этом, намой взгляд, мнимом противоречии имеет смысл разобраться 1 6 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Да, он считал, что детей надо готовить к жизни, не утаивая от них суровых неприглядных сторон. Но одно дело - готовить к жизни, и совсем другое - бросить их в этот бушующий океан, предварительно не научив плавать Корчак считал, что столкновение с миром должно наступить лишь тогда, когда дети окрепнут. А на этапе взросления он делал всевозможное для сохранения их физического и психического здоровья, а главное - прививал детям чувство собственной ценности и тем самым укрепляли х собственное достоинство. Этим целям был подчинен весь уклад жизни детского дома базирующийся как на неписаных традициях, таки написанных законах. Невероятно загруженный человек постоянно решавший массу финансовых и бытовых проблем, не прекращавший литературный труд, он не поленился разработать для детдома судебный кодекс - более тысячи страниц текста. В результате в его Доме осуществлялось настоящее самоуправление и царила справедливость. Конечно, Корчак неутомимо обустраивал свой остров утопии, но, по большому счету, все реализованные на практике педагогические системы представляют собой такие острова. По отношению к детям Доктор занимал единственно верную охранительную позицию. Такая позиция особенно близка педагогам, осуществляющим воспитание детей в переломные эпохи. Революционер в педагогике, он, тем не менее, всегда предостерегал выступая на рабочих собраниях Нельзя устраивать революцию, не подумав о ребенке. Водном из своих писем он замечает: «Легче всего умереть за идею. Такой красивый фильм падает с простреленной грудью - струйка крови на песке, - и могила, утопающая в цветах. Труднее всего изо дня вдень, из года в год жить ради идеи». Глава XI. Как любить ребенка в России 4 1 7 г Как писал, таки жил, полагая, что по-настоящему преобразовать мир возможно, лишь преобразовав воспитание Звучит наивно для тех, кто упрямо исповедует веру в то что бытие определяет сознание, а не наоборот. Что же касается сомнений в красоте жертвы во имя идеи, то мои личные впечатления - непосредственного рядового участника событий августа 1991 года в Москве - их усиливают. Там под мостом в революционном порыве одни молодые люди накинули брезент, закрыв смотровые щели бронемашины, а дрзч'ие молодые люди, сидящие в ней, с испугу открыли огонь. Никто не хотел умирать Могилы погибших тогда утопали в цветах. Сегодня мало кто вспомнит их имена. Жертвенное поведение молодых людей, их упоение в бою, у бездны мрачной на краю - известный психологический феномен, который с превеликим удовольствием вовсе времена эксплуатируют технологи власти в собственных политических целях. Зрелый состоявшийся человек вправе принять решение о вступлении в борьбу, осознавая возможность своей гибели. Но втягивать детей во взрослые политические разборки, не думая о том, что они могут привести к кровавой развязке, - неприкрытый цинизм. Об этом хорошо бы помнить вдохновителями организаторам молодежных движений, вне зависимости оттого, под какими лозунгами и знаменами такие движения собираются. Доктор Корчак, живой участники свидетель войн, революций и переворотов в Польше, знал, как вести себя педагогу, попавшему со своими детьми в водоворот истории. Его жизнь и судьба - образчик самого трудного вида героизма героизма повседневности. Можно ли в безнравственном обществе воспитать нравственного ребенка? Вот мы и добрались до вопроса тревожного родителя, ради которого (и вопроса, и родителя) пришлось обратиться за 1 8 Евгений Ямбург БЕСПОЩАДНЫЙ УЧИТЕЛЬ ПОМОЩЬЮ К Доктору Корчаку. Его опыт подтверждает - да, можно Но при условии, что воспитатель сосредоточит свои усилия на главном направлении - созидании и сохранении у ребенка чувства собственного достоинства. В этом альфа и омега педагогической системы Корчака. Все остальное - лишь разнообразные инструменты, необходимые для решения правильно поставленной задачи. Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент. Созидается он столетьями, а утрачивается в момент. Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню. Иссушается, разрушается, сокрушается на корню. Б. Окуджава Всяко бывает. Ведь педагогу, как и поэту, не дано предугадать, как наше слово отзовется. Но писатель и педагог Корчак, находясь у последней черты, продолжал фиксировать сохранение этого загадочного инструмента у детей. Даже в страшных условиях гетто дети из Дома сирот были известны во всем районе как воплощение благородства. Из его дневника: «Я остановился у кровати, на которой лежал ребенок. - Думал, что он болен и о нем забыли. Потому что такое часто случалось. Наклонился и вижу, что ребенок умер. И в эту самую минуту входит маленький дошкольники кладет на подушку умершего хлеб с мармеладом- Зачем ты ему даешь- Это его порция- Но он же умер- Я знаю, что умер. <...> - Тогда зачем ты положил хлеб- Это его порция»'*. Всё. После этого схваченного глазами Корчака трагического эпизода вопрос тревожного отца снимается. Но Глава XI. Как любить ребенка в России 4 1 9 неизбежно возникает новый. Корчак, вне всякого сомнения, великий педагог. Но может ли обычный родитель справиться с такой невероятно сложной задачей Но что такое обычный родитель - всего лишь абстракция ибо все родители разные. Все зависит оттого, что у этих родителей за душой. Сказанное, разумеется, относится и к так называемому обычному педагогу. Опыт нашей многострадальной истории доказывает, что даже в самых трагических обстоятельствах достойным родителям удавалось выращивать нравственных детей. Убедиться в этом нам помогает литература, дающая представление не одеяниях политических деятелей и полководцев, а о мыслях и чувствах обычных людей в их повседневной жизни. История повседневности привлекает все большее внимание исследователей, которые анализируя письма, дневники, мемуары ничем непримечательных рядовых граждан, получают совокупный социально-психологический и нравственный портрет эпохи, неискаженный последующим идеологическим редактированием. Сахарный ребенок. Воспитание правдой Нравственный выбор вчера и сегодня Но обратимся к событиям реальной истории, такой, как она запомнилась детям (!), пережившим все ее крутые виражи. Татьяна Валентиновна Трифонова - сестра Юрия Трифонова, будущего писателя. После ареста родителей дети оказались с бабушкой в коммунальной квартире. Им еще повезло, поскольку они чудом избежали детского дома. «Надежда Алексеевна и ее муж были старыми членами партии. Муж работал начальником отделав наркомате путей сообщения. Они были дружной парой. Дочь училась в школе. Надежда Алексеевна сама написала донос на мужа, и его расстреляли в тридцатые годы. Она не была арестована, но попала в больницу. Она объяснила свой поступок тем, что, когда начались всеобщие аресты, она хотела таким образом сохранить своему ребенку хотя бы мать. Надежда Алексеевна целыми днями не выходила из своей комнаты. Бабушка беспокоилась, просила меня постучать, зайти к ней. В такие дни она лежала на диване в своей чисто прибранной комнате и ничего не говорила. Только на вопросы - вызвать врача, позвонить дочери - отрицательно качала головой. Мне казалось, что она не видит меня. Она была далеко»®. Какое отношение эта трагедия прошлого века имеет к веку нынешнему Вот две истории из наших дней. Глава XI. Как любить ребенка В России 4 2 1 История первая. М аленький городок близ Красноярска. Благополучная семья отец, мать, единственный ребенок - дочь. Девушка учится в престижной гимназии. Неожиданно для жителей городка, где все друг друга знают, родители девушки пишут в органы опеки заявление об отказе от родительских прав. Пересуды переполняют поселок но ничуть не смуш;ают родителей. Оформив сиротство родной дочери, они добиваются поставленной цели Воспользовавшись положенными сиротам льготами девушка поступает в престижный московский вуз. История вторая. Хорош ая московская школа, известная не только своими академическими достижениями, но, прежде всего, особым укладом жизни, традициями, атмосферой добра и взаимопомош;и. Школа, где старшеклассники считают своим долгом помогать младшим детям. Но именно эта уникальная атмосфера оказалась уязвима в нашем искривленном социуме. На большой перемене второклассник попросил старшеклассника покрутить его на руках. Кто из нас, взрослых, не доставлял этого удовольствиям своим детям На следуюш;ий день в милицию поступило заявление мамы второклассника о непоправимом уроне здоровью, нанесенном ее ребенку старшеклассником. Все как положено справка из травмпункта, требование о материальной компенсации будущего длительного лечения и т.д. Дознаватель выдергивает старшеклассника в полицию, накапливая свидетельства очевидцев преступления. Завершение истории показательно. |