Главная страница
Навигация по странице:

  • Экскурсовод должен вести свой рассказ лицом к экскурсантам.

  • Экскурсовод – во главе группы

  • Путевая информация «Традиции земледелия и скотоводства Бурятии»

  • «КЛАССИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛЮДА». диплом итог ДОРЖИЕВА. Фгбоу впо восточносибирская государственная академия культуры и искусств разработка гастрономического тура классика национального блюда


    Скачать 270.21 Kb.
    НазваниеФгбоу впо восточносибирская государственная академия культуры и искусств разработка гастрономического тура классика национального блюда
    Анкор«КЛАССИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛЮДА
    Дата15.05.2021
    Размер270.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладиплом итог ДОРЖИЕВА.docx
    ТипДиплом
    #205266
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    3. Взаимоотношения экскурсовода с экскурсантами

    3.1. Экскурсовод, подойдя к группе или войдя в автобус, должен познакомиться с группой. Он приветствует группу, представляется группе, называя свою фамилию, имя, отчество, туристскую фирму, которая организует экскурсию, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т.е. начинает экскурсию вступлением.

      1. 3.2. Вступительное слово экскурсовода должно быть ярким, содержательным, образным, несколько рекламным, чтобы в короткие первые минуты убедить экскурсантов, что они правильно поступили, придя на данную экскурсию.

      2. 3.3. Экскурсовод называет тему экскурсии, перечисляет несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко характеризует маршрут, его продолжительность, место и время начала и окончания маршрута. Далее излагает правила поведения участников экскурсии (не вставать и не ходить по автобусу во время движения, не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода, при посадке занимать только свое место, не курить в автобусе, не отвлекать водителя во время его работы вопросами и т.д.)

      3. 3.4. Экскурсовод в начале экскурсии должен установить доброжелательный контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме.

      4. 3.5. Экскурсовод с первых минут обязан быть активным оратором, способным привлечь внимание экскурсантов.

      5. 3.6. Экскурсовод во время экскурсии должен видеть всю группу. Но наличие зрительного контакта вовсе не означает, что оратор постоянно видит всех и каждого. Впечатление контакта с каждым слушателем создается, если экскурсовод во время речи переводит взгляд от одной части группы к другой, не оставляя без внимания ни одного из присутствующих. Неправильно, когда экскурсовод обращается к 1-2 экскурсантам, проверяя доходчивость излагаемого материала по их реакции.

      6. 3.7. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии. Вступление экскурсовод произносит, стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса, затем занимает свое рабочее место – переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Экскурсовод должен вести свой рассказ лицом к экскурсантам. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. Экскурсовод рассказывает о том, что видят экскурсанты с правой и левой стороны по ходу движения автобуса.

      7. 3.8. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту.

      8. 3.9. Экскурсоводу необходимо периодически снимать эмоциональное напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода и т.п.). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего «психологического климата». Юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление «развеселить» экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.

      9. 3.10. К выходу экскурсантов (автобус, трамвай) нужно заранее готовить. Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью или важностью объекта.

      10. 3.11. На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы для наблюдения объекта, экскурсовод должен выйти первым, показывая пример экскурсантам и определяя направление их движения к объекту. Если в экскурсиях устраиваются другие остановки (санитарные или для приобретения сувениров), экскурсовод сообщает точное время (час, минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии. Если время стоянки сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

      11. 3.12. При посадке группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним, интересуется все ли заняли свои места, уселись ли соседи. Убедившись в том, что все участники мероприятия находятся в автобусе, он дает знак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.

      12. 3.13. Передвижение экскурсантов осуществляется группой. Экскурсовод – во главе группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные – позади. Экскурсовод должен внимательно следить за движением и не допускать, чтобы группа растягивалась. Иначе не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Расстояние между головной частью группы и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров.

      13. 3.14. Целесообразно во время передвижения отвечать на вопросы отдельных экскурсантов, просто вести непринужденную беседу. Хорошо, если ее тема совпадает с содержанием экскурсии.

      14. 3.15. Подойдя к экскурсионному объекту, прежде чем начать свою речь, экскурсовод должен убедиться, что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии.

      15. 3.16. Наиболее удобное расположение группы у объекта – полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полукольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как встать. Нередко экскурсовод становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышан всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жесты не всегда могут быть целенаправленны и точны.

      16. 3.17. Если у одного объекта одновременно располагается несколько групп, следует сохранить такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы своими рассказами не мешали друг другу, а группы не мешали наблюдению объекта.

      17. 3.18. Расположение группы у объектов показа должно обеспечивать безопасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, где рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.

      18. 3.19. Экскурсоводу целесообразно во вступительном слове предупредить экскурсантов, что на все возникшие вопросы он ответит в конце экскурсии. Во избежание значительного количества вопросов он должен помнить, что экскурсия обязана отличаться хорошим адресным показом, глубиной изложения материала, четкостью формулировок, достоверностью фактов, логичностью выводов по подтемам, отсутствием неясностей. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер.

      19. 3.20. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Пауза используется для обдумывания того, что экскурсанты услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке. Кратковременный отдыхважен для тех, кто не привык к такой активной форме культурно-просветительской работы, как экскурсия. Паузы совмещаются с отдыхом, который предоставляется и экскурсоводу: 15 минут по истечении каждого часа работы (для экскурсовода 1 час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. Также данное время может быть использовано для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

      20. 3.21. Непредвиденные происшествия во время проведения экскурсии бывают разными. Не следует делать вид, что вы этого не замечаете. Лучше всего прервать экскурсию и подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет или он больше не будет интересовать участников группы, а затем продолжить экскурсию. К непредвиденному происшествию нужно относиться без раздражения, как к неожиданно появившемуся дополнительному экскурсионному объекту, который не помогает в раскрытии темы экскурсии, но на который нельзя не обратить внимания и не сказать о нем несколько слов.

      21. 3.22. Экскурсоводу следует избегать притворства, рисовки, постоянной заботы о внешнем эффекте своих поступков и речи. Недопустимо обмениваться с экскурсантами колкостями, язвительными и враждебными замечаниями.

    Приложение 9

    Путевая информация

    «Традиции земледелия и скотоводства Бурятии»
    Свыше трех тысяч лет имело место традиционное хозяйство, относящееся к тем скотоводам-кочевникам, которые проживали на территории сухих степей Евразии. Буряты, в основном занимались скотоводством в промежутке с XVII-XX вв. Именно оно стало главным фактором, повлиявшим на способ их существования, и сформировавшим особенности и характер материальной и духовной культуры, выработавших нравственные и моральные догмы. 17 век характеризуется преобладанием в сфере народного хозяйства бурят таких видов скотоводства, как кочевое и полукочевое. Причем первая разновидность скотоводства доминировала в Забайкалье, а вторая – в Прибайкалье.

    Скотоводство также имело влияние на то, в какой степени развивались охота и земледелие, носившие вспомогательный характер. С тех пор, как Бурятия стала частью России, она начала стремительный рост своего экономического развития. Это выразилось в исчезновении натурального хозяйственного обихода, формировании более продвинутых рыночных отношений, создании усовершенствованных форм ведения хозяйства. Распространение и становление пашенного товарного земледелия в скотоводческом хозяйстве представляли собой длительный процесс, завершившийся только в середине XIX в. в разных районах расселения бурят степень интенсивности данного процесса была различной. Такая особенность определялась природными условиями и исторической спецификой развития отдельных районов. У бурят второй половины XIX в. и начала XX в. скотоводство и земледелие носили товарный характер в основных, центральных районах их этнических территорий. Для товарного скотоводства более подходили обширные степные пространства Забайкалья, а для товарного земледелия – плодородные почвы Предбайкалья. В Прибайкалье были относительно благоприятные условия, как дл скотоводства, так и для земледелия.

    Распространение земледелия в хозяйстве бурят XVIII-XIX вв. не могла не отразиться на состоянии основной отрасли – скотоводстве. Изменения здесь зависели от степени проникновения земледелия в общую структуру хозяйства: в Предбайкалье полностью исчезает кочевое скотоводство и стабилизируется полукочевой тип, в Забайкалье наряду с кочевым скотоводством – возникает и развивается полукочевое. Изменяется и характер кочевания: для большинства районов Бурятии оно становится сезонным. Причем распространенное в Предбайкалье в XVIII – начале XIX вв. четырехсезонное кочевание сменяется к концу XIX- началу XX двухразовым (зимним и летним). Расширяются стойловое содержание скота и его подкормка в зимний период. Единственным районом, где до начала XX в. сохранился кочевой тип хозяйствования, являлось Агинские ведомство, что было обусловлено его специфическими природными условиями.

    Известно, что предбайкальские буряты в силу природно-климатических условий, особенностей ведения хозяйства обладали меньшим поголовье скота, чем забайкальские. Насколько, однако, была велика эта разница? По данным М. Кроля – средний иволгинский бурят (30-40% населения) имел до 50 голов крупного рогатого скота, 60-70 баранов и 10 лошадей. Самые богатые боргойские буряты держали более 200 голов рогатого скота, тысячу баранов и громадные табуны лошадей. В состоятельной семье закаменских бурят могло быть 50-100 лошадей, в богатой – 100-200, самые богатые владели табунами в 500 лошадей. В семье среднего достатка было 20-30 дойных кобылиц. Были бедняки с 1-3 лошадьми. Стадо крупного рогатого скота в хозяйстве среднего достатка у закаменских бурят достигало 100 голов. Богатые семьи имели 200 и больше. Встречались хозяйства с 5-6 коровами. У агинских бурят в степных районах богачи содержали до тысячи лошадей и несколько тысяч овец. В лесистых местностях богатые хозяева имели 100-150 лошадей и 200-300 овец. Хозяин, имевший 10-25 голов рогатого скота, считался бедняком и в 20-е гг. XX в. освобождался от уплаты сельскохозяйственного налога.

    Из 5 классических видов скота к XIX в. в Предбайкалье исчезают верблюды, о наличии которых здесь в XVII-XVIII вв. свидетельствуют письменные документы. Породы скота были местные, хорошо приспособленные к природно-климатическим условиям края – это бурятская местная, бурятская степная и монгольская породы крупного рогатого скота. Животные степной бурятской породы были крупными, рыночная стоимость одной такой коровы – 50 руб., в то время как коровы монгольской породы стоили 17025 руб. От коров степной бурятской породы получали 3-4 пуда (900-1200 кружек молока). Благодаря пастьбе в солончаковых степях мясо было высокого качества.

    Малорослые, но удивительно выносливые лошади монгольской породы были неприхотливы, переносили жажду и были очень хороши, как кони, вынося 50-60 верст быстрой езды по неудобным каменистым дорогам, причем их не требовалось подковывать.

    Наибольшую роль в скотоводстве того времени у бурят играло разведение овец. Разводили две породы овец: черных, так называемых русских, и монгольских, белых и пестрых. Они использовались во всех областях жизни бурят. Из них готовили еду, из их шерсти делали войлок, из их овчины шили одежду.

    Известно, что наличие трех основных видов скота (лошади, крупный рогатый скот, овцы) обеспечивало возможность круглогодичного выпаса и зимой спасало скот от падежа. В тяжелых зимних условиях существовал следующий порядок выпаса скота. Сначала выпускали лошадей, которые разбивали копытами твердый снежный покров, добирались до корма и съедали верхушки травы. Затем пастухи прогоняли по пастбищу табуны сплошной массой и на это место выпускали пастись скот.

    В высокогорных районах Бурятии закаменские, тункинские и окинские буряты разводят хайнаков – помесь тибетского яка с монгольской коровой – и яков-сарлыков. Их содержание рентабельно, т.к. они не прихотливы и круглый год находятся на подножном корму.

    Скотоводство бурят заметно отличалось от табунного скотоводства Монголии, прежде всего, преобладанием крупного рогатого скота, что не характерно для чисто кочевых степных народов. Известно, что для круглогодичного выпаса и больших переходов лучше приспособлены лошади и овцы. По всей видимости, широкое разведение крупного рогатого скота у бурят связано с сокращением размеров кочевок как следствие присоединения Бурятии к России и перехода к полуоседлому образу жизни. М.Н. Хангалов, охарактеризовав все 5 видов скота, замечает: «Но самую главную статью бурятского хозяйства все-таки составляет рогатый скот, который и доставляет бурятам насущный хлеб». Заинтересованность бурят в развитии и увеличении поголовья рогатого скота вызывались его товарным характером.

    В XIX в. буряты кочевали в среднем до 4 и более раз в год в зависимости от поголовья скота. Некоторые малоимущие вовсе не снимались с места, а богатые – переезжали чаще. На летний сезон откочевывали около 15 мая и жили там до сентября. В сентябре, по окончанию уборки сена на утугах, которые располагались при зимних, переезжали туда, чтобы пустить скот на отаву. Через месяц, использовав этот выпас, возвращались обратно в летники, где оставались до 20-х чисел ноября. С этого времени до середины мая жили в зимнике. Иногда в летнике откочевывали и ранней весной, когда корм для скота в зимниках заканчивался. Буряты кочевали между зимником и летником, пытаясь наиболее оптимально использовать имеющиеся наделы. При этом они учитывали возможности выгонов и сроки восстановления травяного покрова на пастбищах. Иногда скот содержали некоторое время на заимках, чтобы не возить заготовленное здесь сено за несколько десятков километров.

    В XIX в. в летники буряты переселялись не всей семьей. При том, что перекочевка с зимников на летники производилась одновременно «всем улусом» и на летники, где жили старики, женщины и дети, перевозили все самое необходимое. Но основное имущество и инвентарь находились в зимниках, являющихся основным хозяйственным центром и постоянным место жительства. На заимках за скотом смотрели молодые неженатые люди, в то время как сама семья проживала на зимнике. На летниках скот пасли по очереди, составляя табуны лошадей, стада крупного рогатого скота и отары овец.

    В Предбайкалье животные активно наелись с конца марта – начала апреля, т.е. еще до переезда на летники они полностью переходили на подножный корм, добывая его вблизи от жилья. В благоприятные зимы овец удавалось продержать здесь без подкормки до самого Рождества. Лошадей выпасали круглый год. Для этого несколько селений составляли большие табуны (до 400 голов) и пасли их по очереди.

    Мало и среднеобеспеченные агинские буряты в засушливые года, когда потребность тебеневке скота из-за недостатка сена выше, «составляли компании», договариваясь, кому пасти овец и коз, кому – гулевой скот, кому – табуны лошадей. Дойных коров, мелкий и слабый сот оставляли на зимниках под присмотром стариков, жен и детей. Главы семейств и их подросшие сыновья угоняли гулевой скот к удобным малоснежным местам. Также поступали богатые домохозяева, осуществляя зимнюю пастьбу самостоятельно. Компаньоны и богатые скотовладельцы пасли гулевой кот почти по всему Забайкалью, в казачьих и крестьянских землях, а также в переделах Китая – в Монголии и Маньчжурии, платя во всех местах за подножный корм арендную плату – «с числа всякой скотины и по числу дней стоянки».

    Помимо скотоводства буряты занимались пахотным земледелием. Пока не появились на этих территориях русские, землю возделывали при помощи мотыги. Такой способ земледелия буряты позаимствовали у курыкан. Примитивное мотыжное земледелие кочевых сибирских племен по удельному весу было менее важным занятием, чем собирательство. Верно отмечал А.П. Окладников: «Земледелие в таких условиях само по себе не могло быть признаком высокого хозяйственного развития и уступало экстенсивному скотоводству в возможности извлечения излишнего продукта, товарного сырья и накопления пищевых запасов».

    С появлением русских буряты стали пользоваться боронами из дерева и сохами. В них запрягали лошадь. Для уборки хлеба стали использовать косы. Изначально это были косы-горбуши, со временем началось применение кос-литовок. Молотьба хлеба осуществлялась цепами, веяние – деревянными лопатами и решетами.

    В XVII в. буряты сеяли просо на р. Лена, Ока и по Осе в степных местностях. Наряду с этими посевами они имели дальние кочевые угодья. В агинских, хоринских, тункинских степях земледелие отсутствовало.

    В XVIII в. начинается подъем земледелия на новой технической основе, развивается пашенное земледелие и к середине столетия оно превращается важную не только для самих бурят, но и для хозяйства.

    Объективная невозможность совмещения больших посевов с крупными стадами скота привела к тому, что «богатые хлебопашцы» стали превращаться в крупных скотовладельцев, забрасывая земледелие, имевшее подсобное значение. Земледелие оставалось уделом необеспеченных и малоимущих слоев населения.

    В XIX в. земледелие распространилось на аларских, удинских и балаганских бурят. Эти представители субэтноса проживали рядом с долинами рек, характеризующимися плодородностью. Те буряты, которые проживали в открытых степных местах, обрабатывали поля, находящиеся близко к юртам. Это облегчало работу и экономило время на обработку. Однако такие районы были подвержены воздействию морозов и ветров, что очень влияло на показатели урожайности. Самыми лучшими считались горные и лесные районы. Только, чтобы выкорчевать лес и вспахать земли, требовалось потратить много сил, времени и средств, что не каждый мог себе позволить.

    В 1836 г. балаганцы высевали разнообразный набор культур: рожь озимую и яровую, пшеницу, ячмень, овес, коноплю. На их огородах росли картофель, репа, морковь, капуста; с 1814 г. появились огурцы, брюква, свекла, лук и чеснок.

    Из культур, которые выращивали буряты, лидирующие позиции занимала рожь. За ней следовали пшеница, овес и ячмень. В некоторых местах занимались выращиванием проса и гречихи. Сроки проведения работ в сельском хозяйстве бурят были непродолжительными.

    У кударинских и баргузинских бурят развитие земледелия давало безотрадные перспективы – из-за резкого колебания урожайности. Наибольший процент не высевающих хлеба наблюдается у родов монгольского происхождения, которые постепенно освоили это занятие. Забайкальские буряты не только восприняли хлебопашество, но и усовершенствовали его, применив орошение. Буряты Верхнеудинского округа к середине XIX в. становятся искусными землепашцами, не уступающими аларским.

    Распространение земледелия имело значение не только для самого бурятского хозяйства, но и для всей экономики края. Буряты производили около четверти всего хлеба, получаемого в крае, и их хлебопашество в силу развитости у них скотоводства носили товарный характер.
    Приложение 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта