Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы и задания

  • Литература Основная

  • П Р О Т О Ф И Л О С О Ф И Я 1. Становление философии в Древней Индии.2. Специфика формирования философии в Древнем Китае.3. Зарождение философии в Древней Элладе.Ключевые понятия

  • 1. Становление философии в Древней Индии

  • джайнизм и буддизм.

  • 2. Специфика формирования философии в Древнем Китае

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
    метод структурно-функционального ана-
    лиза, ориентированный на исследование структурно-организован- ных элементов, взаимодействующих в составе целого.
    Арсенал философских методов пополнил и метод синергетики,
    продуктивно работающий при исследовании самоорганизующихся систем.
    Широко используются в качестве вспомогательных общелоги-
    ческие методы. Это методы анализа и синтеза, индукции и дедук- ции, аналогии, абстрагирования и т. д.
    Многообразие методов косвенно свидетельствует о необычай- ной сложности предмета философии и богатстве ее возможностей.
    Проведенный анализ основных исторических типов мировоззре-
    ния подтверждает их историческую целесообразность и необходи-
    мость. Философия возникла на определенной стадии развития об-
    щественного и индивидуального сознания. Она развивается в соци-
    альном пространстве и времени, имеет свою историю, что дает
    основание говорить об исторических и национальных типах фило-
    софии, о ее вертикальной и горизонтальной преемственности. Каж-
    дый из типов философии имеет свою особенность, но это не основа-
    ние для вывода, что одна философия лучше, а другая хуже. В каж-
    дом случае это будет иная философия, но всегда с претензией быть
    «эпохой, схваченной в мысли».
    Философия не является изобретением Запада или Востока. Она
    не является продуктом индивидуального творчества. Это итог
    умственных усилий целых поколений. Для установления истины
    отдельный мыслитель оставляет после себя очень мало информа-
    ции, но когда все собирается вместе получается величина, достой-
    ная внимания и изучения.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Что такое миропонимание и мировосприятие?
    2. Что такое мировоззрение и какова его структура?
    3. Выявите общее и различие мифологии, религии и философии как ар- хетипов мировоззрения.
    Глава I
    11

    12
    И. И. Кальной. Философия
    4. Определите место и роль мифологии в жизни общества.
    5.Определите место религии в жизни общества и человека.
    6. Что изучает философия и какие использует методы познания?
    7. При каких условиях возникает философия?
    8. Когда философия нужна человеку, когда человек может обойтись без философии, когда философия может быть противопоказана?
    9. Установите общее и различие в системах: «философия и наука», «фи- лософия и право», «философия и политика», «философия и мораль»,
    «философия и искусство».
    10. Дайте характеристику основных философских методов.
    Литература
    Основная
    1. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1969.
    2. Хрестоматия по истории философии. Т. 1. М., 1997.
    3. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
    4. Философская энциклопедия: В 4-х томах. М., 2001.
    5. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, 2001.
    6. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993–1994.
    7. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
    Дополнительная
    1. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия сво- боды. Смысл творчества. М., 1989.
    2. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980.
    3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
    4. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
    5. Ортега-и-Гасет Х. Что такое философия. М., 1990.
    6. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
    7. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
    8. Философия и мировоззрение. М., 1990.
    9. Фрейзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
    10. Ясперс К. Философия и нефилософия // Феномен человека. М., 1993.
    С. 188–206.

    Глава II
    П Р О Т О Ф И Л О С О Ф И Я
    1. Становление философии в Древней Индии.
    2. Специфика формирования философии в Древнем Китае.
    3. Зарождение философии в Древней Элладе.
    Ключевые понятия
    Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма.
    Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека.
    Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеиндийской философии.
    Брахман — священная сила, воплощенное бытие мира.
    Буддизм — учение о том, что все в мире «преходяще, не имеет самости (субстанции), а поэтому полно скорби и страданий».
    Веды — сборники священных текстов, содержащие элементы фи- лософии.
    Дао — закон. Сохраняя свою тайну, даo определяет законы неба,
    а законы неба определяют законы земли, законы земли — законы жизни человека.
    Дхарма — одно из центральных понятий философии буддизма,
    означающее вечный моральный закон, которому должны следо- вать люди.
    Инь и ян — понятия древнекитайской философии, выражающие идею дуализма мира. Мужское начало «ян» символизирует актив- ную, светлую сторону жизни, а женское начало «инь» — пассив- ную, темную часть жизни.
    Карма — этический принцип древнеиндийской философии, суть которого заключается в том, что набранная в процессе жизни че-

    14
    И. И. Кальной. Философия
    ловека сумма хороших или плохих поступков определяет форму последующего его рождения.
    Космология — учение о мире и его возникновении.
    Конфуцианство — этическое учение о регламенте жизни с ори- ентацией на взаимность, золотую середину и человеколюбие.
    Логос — разумное слово, мысль, мировой Разум, Бог.
    Мокша — понятие древнеиндийской философии, означающее освобождение души от пут телесности.
    Нирвана — понятие философии буддизма, означающее состоя- ние крайнего блаженства в результате отрешения от всего земно- го.
    Протофилософия — философия в становлении.
    Пуруша — понятие древнеиндийской философии, означающее высшее духовное начало.
    Сансара — понятие древнеиндийской философии, характеризу- ющее «колесо» перерождения.
    Упанишады — сборники текстов с элементами философии, со- ставленные отшельниками-аскетами.
    Назначение главы II состоит в том, чтобы продемонстриро-
    вать становление философии, которая приходит на смену мифо-
    логическому мировоззрению. Мифологическая картина мира не
    объясняла мир, а рассказывала о нем, не фиксируя причинно-след-
    ственную обусловленность и не рождая образ познания.
    По мере развития общества, совершенствования его хозяй-
    ственной деятельности, формирования письменной культуры, воз-
    никает потребность в новом мировоззрении с ориентиром на по-
    знание мира, на освоение взаимосвязи «природа и общество». Но-
    сителем этого мировоззрения могла стать философия с ее
    ставкой на разум.
    Первые примитивные формы философии появились практичес-
    ки в одно время в различных цивилизациях древнего мира, что дало
    повод говорить о единой культурной истории человечества. И все
    же рассмотрение истоков философии следует начинать с древ-
    него Востока, где цивилизация заявила о себе раньше, чем на За-
    паде.
    Но протофилософию Востока не понять, если не принять во вни-
    мание специфику восточного мышления. Оно более интровертно, чем

    экстравертно. Логика уступает место эмоциональным образам.
    Разум воспринимается не столько как человеческий разум, сколько
    как космическая сила и последнее исключает любые формы проявле-
    ния антропоцентризма
    4
    .
    На формирование протофилософии древнего Востока оказала влияние и особая культура, ориентированная на принцип: «лучше недеяние, чем деятельность без меры». Что касается культуры За- пада, то она ориентирована на активные формы освоения мира, и это накладывает особую печать на становление его философии.
    Она изначально заявляет о претензии выполнить роль творца мира,
    освобождаясь от реликтов прошлого.
    1. Становление философии
    в Древней Индии
    Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев,
    пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характерна жесткая кастовая структура, интеллектуаль- ная пассивность людей, отсутствие претензии на антропоцентризм,
    приоритет иррационального над рациональным, интровертивный характер.
    Традиционно в развитии древнеиндийской философии выделя- ют три периода: ведийский, классический и индуистский.
    I. Борьба за выживание и освоение новой сферы нашли свое отражение в ведической литературе. «Веды» — это история и рег- ламент жизни ариев. В ведических текстах встречаются высказы- вания о происхождении мира, его субстанции. В качестве основы бытия рассматривается Брахман — священная сила, из которой все возникает и в которую все возвращается. Если субстанцией бытия мира выступает Брахман, то субстанцией человека высту- пает Атман. Атман соотносится с Брахманом, как субъективный дух соотносится с объективным духом. Будучи носителем субъек- тивного духа, и будучи причастным к объективному духу, чело- век обретает одновременно и индивидуальное, и космическое бы- тие. В этом качестве Атман — начало, основа и завершение суще-
    Глава II
    15 4
    См.: Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. № 10.

    16
    И. И. Кальной. Философия
    го. Он тождественен смертному, воплощенному Брахману и отли- чается от абсолютного бессмертного и неизреченного Брахмана.
    С учением о соотношении Брахмана и Атмана тесно связана концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (кар- ма). Круговорот жизни вечен и все в мире ему подчинено. Никто,
    включая человека, не может избавиться от перевоплощения. В
    последующих воплощениях душа входит в ту телесную оболочку,
    которую человек заслужил своими поступками в прежней жизни.
    Таким образом, только от человека зависит, сможет ли он добиться освобождения (мокша) и реализовать положительную карму.
    Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий характер. Другими словами, бытие в мире призрач- но. Поскольку бытие в мире иллюзорно, то его познание бессмыс- ленно. Такая мировоззренческая установка формировала и соот- ветствующее отношение к миру.
    II. Классический период представлен учениями, возникшими в результате неприятия элитарности брахманизма, ратовавшего за жесткую иерархию кастового строя. Наибольшую известность получили джайнизм и буддизм.
    Согласно джайнизму сущность человека дуалистична, матери- альный и духовный его компоненты связаны кармой. Через карму человек может контролировать свою сущность, не забывая, что от суммы хороших или плохих поступков, набранных в процессе жизни, зависит форма следующего его рождения.
    Поэтому джайнизм особое внимание уделяет вопросам этики.
    Этика джайнизма опирается на три принципа: правильное пони- мание мира и своего места в нем; вера в истинность доктрины джай- низма; праведная жизнь.
    Следуя этим принципам, человек может контролировать свою сущность, обеспечить свое спасение. Но освободиться от сансары человек может только полагаясь на свои силы. Джайнизм отрица- ет возможности общественного фактора. Только от человека за- висит его спасение.
    Праведная жизнь включает пять основных обетов «не»:
    не причинять вреда живому;
    не воровать;
    не прелюбодействовать;
    не стяжать;
    не врать.

    Для джайнов характерно трудолюбие и ограниченность в по- требностях, доходящее до состояния аскетизма.
    С появлением буддизма влияние джайнизма снизилось, хотя он сохранился и в современной Индии.
    В 6 веке до н.э. формируется буддизм. Основателем этого уче- ния является Сиддхартха Гаутама.
    Буддийская доктрина, как и джайнизм, первоначально суще- ствовала в устной форме, обрастая легендами и произвольной интерпретацией. И только позже, когда буддизм стал «религией спасения», его учение обретает канонический характер.
    Учение буддизма включает теорию (догматику), нравственность
    (аскетику) и практику (созерцание).
    1. Центральным пунктом догматики являются четыре истины:
    миром правят страдания;
    причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и же- ланиями;
    уйти от страдания можно лишь погрузившись в состояние нир- ваны;
    существует особый путь достижения нирваны, который пола- гает: праведную веру, истинную решимость, праведную речь, пра- ведные дела, праведную жизнь, праведную мысль, праведные помыс- лы и готовность отрешиться от всего, от всех и от своих желаний.
    Познавший четыре истины и освободившийся от десяти «це- пей» может обрести состояние нирваны.
    2. Что касается аскетики, то вместо самоистязаний Будда вво- дит правило нравственной чистоты: охраняй живое, не причиняй зла, уважай чужую собственность, сохраняй целомудренность и правдивость, будь скромным и воздержанным в удовлетворении своих потребностей.
    3. Практику Будда понимает не как деятельность, а как особый тип созерцания, которое предполагает:
    отказ от земных желаний и сосредоточенность на мысли о гар- монии своего Атмана с Брахманом;
    достижение абсолютного покоя;
    обретение бесстрашия и безразличия, воздержанности и невоз- мутимости;
    обретение свободы от внешнего мира и даже мыслей о нем.
    Глава II
    17

    18
    И. И. Кальной. Философия
    Эффективность практики (созерцания) усиливалась теорией
    (догматикой) и обеспечивалась аскетикой (нравственностью). В
    результате душа человека наполняется светом, обретает яснови- дение и способность к единству с Брахманом. Буддизм стал «рели- гией спасения», ибо вселял надежду, что страдания можно побе- дить уже в этом мире, организовав свою жизнь в соответствии с канонами буддизма.
    III. Индуистский период древнеиндийской философии форми- руется в ходе противостояния буддизма и брахманизма. Брахма- низм теряет свою элитарность, значительно упрощается, что по- зволило ему трансформироваться в индуизм — национальную ре- лигию индусов. Последняя нашла свое отражение в эпосах
    «Махабхарата» и «Рамаяна», где описывается картина происхож- дения мира из «космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах». Развитие мира объясняется через столкно- вение противоположных сил, где разрушение предшествует тво- рению.
    Что касается развития человека, то индуизм занимает более умеренную позицию, чем джайнизм или буддизм. Он не требует тотальной отрешенности человека от земных благ, самоборения и служения Абсолюту. Другими словами, индуизм сделал ставку на среднего человека, который желает получить все, но по возмож- ности не прилагая особых усилий. Инверсия брахманизма в инду- изм значительно расширила его социальную базу. Что касается буддизма, то он из формы оппозиции элитарности сам превра- тился в элитарное учение. Буддизм как и джайнизм стал «религи- ей спасения», но лишь избранных, тех, кто готов принять четыре истины жизни и освободиться от десяти «цепей» на пути достиже- ния нирваны и преодоления страданий.
    2. Специфика формирования философии
    в Древнем Китае
    Протофилософия древнего Китая выросла на корнях традици- онного общества. В этом обществе бал правили традиции и риту- ал. Ритуал имел мировоззренческий характер. Он обеспечивал «ус- тои неба и земли, верхов и низов».
    Если индус тяготел к иррациональности с ориентиром на дос- тижение единства Атмана и Брахмана, то китаец рационалисти-
    чен в образе жизни и своих философских построениях. Его мало волнуют тайны бытия, проблемы жизни и смерти. Его интересует реальность повседневного бытия. Доминантой, определяющей уклад древнего китайца, был этически ориентированный рацио- нализм. Монарх, как сын неба, отвечал за народ перед Богом, а народ неукоснительно выполнял волю монарха.
    Наиболее адекватно дух традиционализма, закрепленного ри- туалом — «китайскими церемониями» выразил Конфуций (551–
    479 гг. до н. э.). Его учение — это своеобразный регламент жизни,
    который опирался на такие этические понятия как взаимность,
    золотая середина и человеколюбие.
    Взаимность ориентирована на заботу о других. Золотая сере- дина требовала пройти по «лезвию бритвы» между эмоциональ- ной несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие ориен- тировано на почтительность и уважительность.
    Взаимность, золотая середина и человеколюбие — это этичес- кие ориентиры для тех, кто желает жить в согласии с собой, с дру- гими и с самим мирозданием; кто приемлет принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе».
    Учение Конфуция было направлено на обеспечение разумного
    (рационального) отношения правителя и подданных, мужа и жены,
    родителей и детей.
    Если конфуцианство делало акцент на отношение взаимной любви к ближнему, то школа моизма ориентировала на отноше- ние всеобщей любви. По мнению основателя этой школы Мо ди
    отдельная любовь — предпосылка скорее взаимной ненависти, чем взаимопонимания, а посему надо ориентироваться на предельные основания любви. Только они могут выполнить свое обществен- ное назначение.
    Школа легизма (законников) выступала с критикой и конфу- цианства и моизма. Легизм противопоставил нравственным осно- ваниям силу Закона. Отказавшись от нравственного понуждения и сделав ставку на правовое принуждение, заменил любовь зако- ном, а совесть страхом перед наказанием.
    В отличие от названных школ, рассматривавших в основном социально-политические проблемы и занимавших крайние пози- ции в поисках оптимального регламента жизни китайского обще- ства, школа даосизма занимается онтологическими проблемами
    Глава II
    19

    20
    И. И. Кальной. Философия
    бытия, поиском его оснований. С точки зрения представителей этой школы «Дао» не только первоначало, но и завершение всего.
    Из него все возникает и в него все возвращается. Само же дао веч- но и вездесуще.
    В поисках звена, связующего первоначало с миром вещей в трак- тате «Дао дэ цзин» развивается учение о двойственном характере дао. Как первоначало бытия мира, дао выступает в ипостаси сво- ей безымянности и неизреченности. Но как мать всех вещей, явле- ний и процессов мира, дао имеет свое имя. По сути речь идет о двух сторонах одного и того же дао. За противоречивым един- ством дао скрывается отношение Бытия и Небытия, порождаю- щих друг друга. В мире все рождается из бытия, а бытие рождает- ся из небытия. Небытие тождественно безымянному дао, а бытие дао, имеющему имя. Это, в первую очередь, небо, земля, и все, что находится на земле. Все начинается с небытия, обретает свою бы- тийность и находит свой покой в небытии.
    Двум сторонам дао соответствует и два вида знания. Знание безымянного дао несет налет мистики. Знание о нем, состоит в молчании, ибо кто знает, тот не говорит, а тот кто говорит, тот не знает, что есть дао. Лишь тот, кто свободен от страсти и другой предвзятости, за дисгармонией видит гармонию, за движением —
    покой, за бытием — небытие. Знание бытийного дао (с именем)
    создает лишь предпосылку принятия безымянного, вечного и не- сотворенного дао. Знание безымянного дао есть условие, отправ- ная точка к получению истинного знания о бытийном дао.
    Существующим нравственным концепциям, которые с точки зрения даосов грешат утилитарностью (ты мне, а я тебе), школа даосизма противопоставила свою. Мудрый и нравственный даос не суетится и не торгуется, не борется, но побеждает. Свой идеал социального устройства даосы видели в патриархальном образе жизни. Все должно идти своим естественным путем в соответствии с дао, ибо путь дао уже сам по себе — это путь мира, сострадания,
    бережливости и смирения.
    Человек должен следовать законам земли, как земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе,
    ибо оно есть верховное начало. Так оформлялся основной вопрос философского мировоззрения как вопрос об отношении древнего китайца к миру.

    Остальные школы Древнего Китая оставили не столь впечат- ляющее наследие, хотя и они внесли свою лепту в формирование протофилософии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта