Главная страница
Навигация по странице:

  • ЕЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 1. Философия гуманизма.2. Философия неоплатонизма.3. Натурфилософия пантеизма.4. Социально-политическая философия Возрождения.Ключевые понятия

  • 1. Философия гуманизма Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери

  • Ф. Петрарка

  • Джаноццо Манетти

  • 2. Философия неоплатонизма

  • Георгия Плифона

  • Николай Кузанский

  • Бог есть все в свернутом виде. Это все, будучи развернуто, — есть мир 11

  • Марсилио Фи

  • Джованни Пико делла Мирондолы

  • «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет» 13 .

  • 3. Натурфилософия Пантеизма У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи

  • Николай Копер

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница6 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
    Глава V
    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ,
    ЕЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
    1. Философия гуманизма.
    2. Философия неоплатонизма.
    3. Натурфилософия пантеизма.
    4. Социально-политическая философия Возрождения.
    Ключевые понятия
    Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
    Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю ма- терию (природу) в состоянии одушевленности.
    Гуманизм — учение, признающее самоценность человека в мире,
    его право на свободное развитие и проявление своих способнос- тей.
    Пантеизм — учение, обожествляющее природу мира.
    Свобода — состояние беспрепятственного развития человека с пониманием меры ответственности за свои поступки.
    Назначение V главы учебника состоит в том, чтобы выявить и
    обосновать основные идеи философии Ренессанса, рассмотреть ее
    специфику.
    Для философии эпохи Возрождения характерны: идея гуманиз-
    ма как светская форма выражения нового мировоззрения; идея зем-
    ного предназначения человека; идея антропоцентризма. Отноше-

    ние человека с природой и Богом рассматриваются в рамках пан-
    теистического понимания мира.
    Философия Ренессанса не приемлет авторитеты схоластики.
    Старый идеал презрения к земному миру уступает место идеалу
    человека с его земными проблемами и с его деятельностью, направ-
    ленной на разрешение этих проблем.
    Решение онтологической проблемы конечного и бесконечного:
    открытия Н. Коперника, И. Кеплера; усилия Леонардо да Винчи;
    новая натурфилософия и социально-политическая проблематика
    поставили вопрос об изменении соотношения философии и теологии
    в пользу философии. Философия становится на путь обретения ста-
    туса автономии.
    Этапы философии Ренессанса: гуманистический, неоплатоничес-
    кий и натурфилософский.
    1. Философия гуманизма
    Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери
    Данте (1265–1321 гг.). Итальянский поэт и философ в своей бес- смертной «Комедии», описав состояние души после смерти в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище и раю, исполнил философский гимн земному предназначению человека.
    Сохраняя средневековый образ мышления, Данте поэтическим языком выразил противостояние тленного мира земли и вечного мира небес. Роль среднего звена в этом противостоянии играет человек, ибо он причастен к обоим мирам.
    Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение. Земное реализуется в гражданском об- ществе. Подготовку к вечной жизни осуществляет церковь.
    Разделение земной и потусторонней жизни уже само по себе ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь,
    заявляет о ее суверенитете.
    Итальянский мыслитель, не отрицая теоцентризм Средневеко- вья, сделал первый шаг на пути формирования концепции антро- поцентризма, рассматривающего человека в качестве центра и высшей цели мироздания.
    Если Данте Алигьери сделал первый шаг, то второй осуществил
    Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).
    Глава V
    61

    62
    И. И. Кальной. Философия
    Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка
    заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же —
    человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступа- ет место идеалу человека в его достойном земном существовании.
    Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396–1459). В
    трактате «О достоинстве и превосходстве человека» он подчерки- вает, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.
    Мировоззренческая направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии — философии эпо- хи Ренессанса.
    Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставле- ние духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это отно- сится как к природе человека, так и к положению человека в окру- жающем мире — мире природы и общества. Ценностям Средне- вековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира.
    Следование природе провозглашается обязательным условием.
    Аскетический идеал рассматривается как состояние, противоесте- ственное природе человека.
    Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела,
    равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. В самой природе заложена красота и человек должен стре- миться к наслаждению и преодолевать страдания.
    Земное блаженство как достойное человека существование дол- жно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая ди- кость, варварство и земное состояние, человек прощается со сво- им ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.
    Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, зало- женная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от че- ловека существенных усилий, культурной и творческой деятель- ности. В процессе жизнедеятельности природа человека дополня-
    ется его культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека являет- ся продолжением и завершением божественного творения. Творче- ство, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность,
    становится предпосылкой обожествления человека. Благодаря твор- честву человек может подняться до заоблачных высот, стать зем- ным богом.
    Мир и человек — творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслажде- ния миром. Но предназначение человека заключается не в пассив- ном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности.
    Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, по- ставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение этой онтологи- ческой проблемы стадо содержанием неоплатонического периода развития философии Ренессанса.
    2. Философия неоплатонизма
    В решении онтологических проблем новая философия ориен- тировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторите- том схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.
    Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность
    Георгия Плифона (1366–1452). Свое учение он изложил в труде «За- коны», название которого ориентирует на преемственность с пос- ледней работой античного мыслителя.
    В своем учении он делает попытку преодолеть разрыв боже- ственного и природного, ищет обоснование идеи вечности и не- сотворенности мира, сохраняя Бога не как демиурга, а как перво- причину.
    Мир — это не результат отчуждения Бога, его «эманация», а открытый познанию сам образ Бога, т. е. мир — это и есть Бог.
    Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский
    (1401–1464), немецкий философ и теолог, кардинал церкви. Он
    Глава V
    63

    64
    И. И. Кальной. Философия
    пытается решить проблему соотношения мира и Бога не в теоло- гическом прочтении, а в философском размышлении. По сути, у него речь идет о переходе от единого к множественному, от беско- нечного к конечному, от Бога к миру.
    Бог есть все в свернутом виде. Это все, будучи развернуто, —
    есть мир
    11
    . Такая позиция означала отход от религиозной персо- нификации Бога и антропоморфных представлений о нем. Речь у
    Кузанского идет о соотношении мира конечных вещей с их беско- нечной сущностью.
    С позиции пантеизма, мыслитель выстраивает и свою космо- логию, обратив внимание, что тождество Бога и мира очень при- близительно. Если Бог есть «окружность и центр, так как он везде и нигде», то мир не имеет самостоятельного существования. Он зависит от Бога. Не Земля, а Бог является центром Земли и всего того, что есть в мире. Такой вывод лишал геоцентризм своего те- ологического оправдания, предвосхищал будущую концепцию гелиоцентризма.
    Тесным образом с пантеистической онтологией и космологией связано у Кузанского и его учение о человеке. Соотношение «свер- нутого» в боге максимума и «развернутой» в космосе бесконечно- сти отражается в «малом мире» человеческой природы. Космос отражается в микрокосмосе. Как космос в свернутом виде содер- жится в Боге, так и абсолютная природа Христа есть свернутое со-
    стояние человеческой природы
    12
    . Если Христос есть полное совер- шенство человеческой природы, то и человек есть Бог, но человек не является Богом в абсолютном смысле, ибо человек охватывает и осваивает Вселенную человеческим ограниченным способом.
    Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Если Бог «развертывает» мир, то человек силой своего ра- зума развертывает понятия о мире. Осуществить эту акцию чело- век может только при соприкосновении с миром природы — этой божественной книгой, в которой Бог раскрыл себя человеческому познанию.
    На основе ощущения и с помощью логики рассудка, разум со- ставляет понятия о вещах. Если рассудок и чувства не могут под- няться над конечным миром вещей, то разум не только упорядо-
    11
    См.: Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979. С. 103–109.
    12
    Там же. С. 112, 147–152.
    чивает деятельность рассудка, но и постигает бесконечность. Ра- зум наделен интуицией, интеллектуальным созерцанием. Через интуицию осуществляется «постижение непостижимого», пости- жение того, что не под силу формально-логическому рассудку, ибо постигается то, что выходит за границы конечного. Поскольку сущность вещей есть бесконечность, то процесс познания есть вос- хождение от знания конечного, чувственно воспринимаемого мира к постижению его бесконечной сущности. Процесс познания ори- ентирован на расширение области «знания о незнании».
    Затрагивает Н. Кузанский и проблему Средневековья о соот- ношении веры и разума. Не уточняя приоритеты, мыслитель от- мечает, что вера есть путь постижения Бога в его «свернутом» со- стоянии. Но познание «развернутого» мира, познание Бога, в ре- зультате чего разум постигает объект, осуществляя переход от конечных вещей к бесконечной сущности, — есть дело разума. И
    эту деятельность разума нельзя заменить верой. Путь разума не следует смешивать с путем веры и наоборот.
    Философские воззрения Н. Кузанского не сразу нашли своих сторонников. Только в XVI в. идеи Кузанского существенно по- влияли на развитие натурфилософии и прежде всего философии
    Д. Бруно. Последний выявил в наследии кардинала церкви тен- денции, враждебные не только схоластике, но и теологии.
    Трактовка Н. Кузанского о бесконечности мира получила раз- витие в философии Р. Декарта, в частности в обосновании беспре- дельности Вселенной.
    Понимание Бога как «свернутого» минимума и мира как «раз- вернутого» максимума нашло свое продолжение в материалисти- ческом пантеизме Б. Спинозы.
    Учения о совпадении противоположностей получило свое раз- витие в немецкой классической философии.
    Если Н. Кузанский через призму платонизма в основном рас- сматривает проблемы онтологии и гносеологии, то Марсилио Фи-
    чино (1433–1499) больше внимания уделяет социально-этической проблематике, в центре которой стоит человек.
    В прекрасном мироустройстве, где бал правят красота, любовь и наслаждение, человек выступает как прекраснейшее из боже- ственных творений. Мощь человека подобна божественной при- роде. Повелевая природой человек «есть как бы некий Бог». Посе-
    Глава V
    65

    66
    И. И. Кальной. Философия
    му будучи рожденным царствовать, человек не должен быть ра- бом в ожидании свободы в потустороннем мире. Он должен быть человеком на земле, в этом мире.
    Учение о свободе человека явилось стержнем философской ан- тропологии Джованни Пико делла Мирондолы (1463–1494).Чело- век — это особый мир космоса. Он не обладает собственной (зем- ной, небесной, ангельской) природой. Он должен сделать себя сам в условиях свободного, а стало быть, ответственного выбора. Че- ловек может подняться до заоблачных высот или опуститься ниже скотины.
    В свободе выбора мыслитель видит «высшее и восхитительное
    счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть
    тем, кем хочет»
    13
    .
    Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, точнее, «самостановящейся». Человечес- кая природа в философии неоплатонизма предстает как результат свободной творческой деятельности, а не есть нечто раз и навсегда данное. Это — итог самостоятельного и ответственного выбора.
    «Божественность» человека заключается не в том, что он —
    творение божье, «созданное по образу и подобию», а в том, что божественность как человеческое совершенство — не дана, а дос- тижима.
    Нужна негативная реакция на сущее и желание должного; ну- жен выход за пределы наличной природы; нужны значительные творческие усилия и ответственный выбор, и тогда человек может обрести «божественность» как высшую меру человеческого совер- шенства.
    Мысль о единстве космоса, о всеобщей одушевленности при- роды, понимание природы как «внутреннего мастера», а человека как высшего самотворения — все это получило дальнейшее раз- витие в натурфилософии Ренессанса, преддверием которой была философия естествознания.
    И натурфилософия и новое естествознание было подготовлено общим развитием философии гуманизма. Гуманистический ант- ропоцентризм обеспечил устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя в этом мире.
    13
    История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962.
    С. 508.

    3. Натурфилософия Пантеизма
    У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как
    Леонардо да Винчи (1452–1519) и Николай Коперник (1473–1543).
    Феномен Леонардо справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение своей эпохи, которая нуждалась в титанах и рождала титанов. Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего.
    Откровению священного писания, астрологии и алхимии, сно- видениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Он пола- гает, что неапробированная мысль может породить обман, не при- близить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт,
    может претендовать на достоверность, а последняя является от- личительным признаком подлинной науки.
    Теология не имеет опоры в опыте, а посему не может быть нау- кой, не может претендовать на обладание истиной. Не может быть науки и там, где опыт подменяет спор и крики, где бал правят эмо- ции.
    Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в из- лишнем преклонении перед авторитетами. Не подражать нужно,
    а работать, искать.
    Схоластическому методу обоснования догматов церкви, Лео- нардо да Винчи противопоставляет экспериментальный метод, в основе которого лежит опыт.
    Интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи по про- блемам космологии. Его мысль, что не Земля, а скорее Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцент- ризм. Солнце Леонардо — это источник тепла и жизни природы,
    тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа нераз- рывно связана с телом. Она формирует тело, выступает творчес- ким, деятельным началом. Духовное начало не противостоит те- лесному, а природное — божественному. Все находится в состоя- нии гармонии.
    Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачная, как это име- ло место в философии гуманизма. Она несет на себе печать мрач- ности и даже трагизма. Это относится прежде всего к размышле- ниям Леонардо о человеке, его месте и роли в мире.
    Глава V
    67

    68
    И. И. Кальной. Философия
    Как наследник философии гуманизма, Леонардо да Винчи про- должает утверждать, что человек есть «величайшее орудие приро- ды», что лучшие из людей по праву могут быть «земными бога- ми». Но мысль о величии человека оборачивается грустными раз- мышлениями о ничтожестве человеческих помыслов и поступков
    14
    «Земной бог» и «наполнитель нужников» — таков диапазон оценки человека, подтверждающий мысль Пико делла Мирандо- лы о свободе человека, способного подняться до заоблачных вы- сот или опуститься до скотского состояния.
    Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих откры- тий». Однако ни одно не имело такого значения как созданная
    Н. Коперником гелиоцентрическая система мира. Николай Копер-
    ник (1473–1543) — философ, астроном. Опубликованная в 1543 г.
    его работа «Об обращении небесных сфер» сыграла решающую роль в пересмотре представлений о мире. Работая над концепци- ей гелиоцентризма с 1507 г., Коперник не спешил сделать ее дос- тоянием гласности, ибо не без оснований опасался преследований со стороны церкви. Новая космология требовала пересмотра ка- толической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на
    «тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию.
    Упразднялось теологическое противопоставление земли и неба.
    Земля не центр и не претендует на противостояние. Она обра- зует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Гелиоцентрическая концепция Копер- ника отбрасывала идею перводвигателя.
    Опасение Н. Коперника оправдалось. В 1616 году его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее святому писанию и прямо еретическое».
    Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта