Главная страница

Философия - Кальной И.И.. Философи я


Скачать 3.42 Mb.
НазваниеФилософи я
АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
Дата03.02.2017
Размер3.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
ТипУчебное пособие
#2031
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница5 из 44
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
сущность — это нечто способное к самостоятельному существованию и поддаю- щееся познанию. Это не материя, ибо она не способна к самостоя- тельному существованию. Это не форма и не единичность пред-
метного мира, не род и не вид. Это единство активной формы и пассивной материи.
Инструментом познания этого единства выступают категории.
В трактате «Категории» дается перечень и анализ десяти катего- рий. В «Метафизике» этот перечень сокращен до шести: сущность,
качество, количество, отношение, действие, страдание. В этом ряду сущность выступает как самоценность, а остальные категории обеспечивают ее познание.
Аристотель высказывает и ряд оригинальных замечаний о при- роде бесконечности пространства, времени и движения. Вводя понятия «возможность» и «действительность», философ различа- ет потенциальную и актуальную бесконечность, признавая лишь потенциальную бесконечность с ее вероятным характером.
Что касается движения, то его он связывает с пространством и временем. Если время — это своеобразная мера движения, то про- странство — граница, объемлющая объект движения. Время и про- странство как бы задают ситуацию «здесь и только сейчас», для ко- торой уже нет прошлого, но нет еще и будущего. Но при всей заявке на конкретность, пространство и время несут на себе печать той же потенциальной вечности, что и движение, с которым они повязаны.
И тем не менее, позиция Аристотеля в отношении пространства и времени закладывает основание принципиально иной традиции на представление природы пространства и времени по сравнению с тем, что предложил Демокрит, для которого пространство и вре- мя было самостоятельной субстанцией.
Проблема возможности и действительности находят свое про- должение и в учении о причинности. Причина может появиться в одной из четырех проекций. Первопричина заложена в самой сущ- ности бытия вещи; вторая причина кроется в ее субстрате (мате- рии); третья — в движении и четвертая — в действии. Первые три причины обуславливают возможное состояние, а четвертая харак- теризует действительную реальность.
Изменяется почти все, но это изменение и его констатация воз- можны постольку, поскольку нечто остается неизменным, и это не- изменное и является отправной точкой отсчета в поисках истины.
В своем учении о душе Аристотель исходит из положения, что в своем минимуме «душа есть везде, где есть жизнь». В своем мак- симуме «душа есть там, где есть ум». Таким образом, человеческая
Глава III
41

42
И. И. Кальной. Философия
душа кроме растительного и животного компонентов может об- рести и собственно человеческое содержание. Такой подход на- кладывает особую печать на гносеологию Аристотеля.
Чувственное познание мыслитель принимает во внимание, но принижает его значение. Знание общего не появляется из знания единичного, а лишь выявляется. Знание общего заложено в душе,
оно потенциально. Если растительный и животный компоненты души распадаются с распадом тела, то разумная часть сохраняет- ся. Она вечна и в своей ценности эта часть души равна почти бо- жественному. Но если божественное выступает в качестве демиур- га (творца), то человеческое ориентировано на его восприятие.
Аристотель — родоначальник логики как науки о мышлении и его законах. Для него логика не самоцель, а средство постижения истины. Сформулировав и объяснив законы противоречия, исклю- ченного третьего и достаточного основания, Аристотель опреде- лил что есть истина, суждение, умозаключение; исследовал виды доказательства; описал невольные и намеренные ошибки (пара- логизмы и софизмы).
В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, что жизнь является общим как для человека, так и для животного, но чело- век в отличие от животного делает себя сам, осуществляя свою меру добродетели, рассудочности и мудрости.
«Политика» Аристотеля как бы продолжает его «Этику». В ней рассматривается проблема практического разума, политической практичности и рассудительности. Политика призвана служить достижению общего блага в условиях законопослушания.
Государство — это особая форма общежития граждан, вклю- ченных во власть. Государству предшествует институт семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба: мужа и жены; отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловлива- ют) господскую власть и власть домохозяина. Эти две ветви влас- ти и подготовили первую форму государственного правления —
патриархальную монархию. Эта форма правления наиболее оп- тимальная, если субъектом власти является добродетельный, рас- судочный и мудрый человек. Он бог среди людей, он — олицетво- рение закона. Все остальные формы правления, особенно тирания,
противоестественны человеческой природе, ибо цель человечес- кого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счаст- ливо, приумножая добродетель и мудрость.

По мнению Аристотеля, общество должно придерживаться се- редины между излишеством и недостатком, ибо излишества по- рождают обожравшихся наглецов, а недостаток — опустившихся подлецов, а вместе они ставят под сомнение перспективу как раз- вития общества, так и благополучия личности.
Достаточно беглый обзор философского наследия Аристотеля свидетельствует о том, что он сумел охватить и обобщить все нара- ботанное до него, стать энциклопедистом античности. Содержатель- ность и разработанность философской проблематики Аристотеля были столь впечатляющими, что последующие поколения длитель- ное время определяли его как Философа с большой буквы.
3. Закат и угасание философии античности
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни
«здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократное повторение, реализовало свою цель и обозначило ко- нец своей истории в форме переходного периода к «юности» евро- пейской части человечества. Переходный период включает этапы разрушения, аккумуляции и созидания. Каждый имеет свои про- блемы.
Античное общество переживало кризис. Философию характе- ризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие законо- мерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская ака- демия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания, и вы- рождения, то приятным исключением была школа Эпикура
(342–271 гг. до н. э.).
Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы по- мочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откла- дывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости».
Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Приро- ды. Подлинное наслаждение может дать знание, ибо только оно обеспечивает свободу.
Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на воп- росы что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориенти- рует человека на нравственное отношение к миру.
Глава III
43

44
И. И. Кальной. Философия
Философия учит благоразумию, а благоразумие является осно- ванием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не ук- лоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом. Помня о мере, человек стремится к удо- вольствию и избегает того, что производит в душе смятение.
Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие ато- мистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм,
который проявляется в обществе как фатальная неизбежность.
Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страни- цу в прочтении проблемы свободы и необходимости применитель- но к развитию общества.
В учении о душе Эпикур материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью необоснован. «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет».
В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, природа не нуждается в сверхъестественных силах. Она имеет свое основа- ние в себе и все в ней совершается в силу естественной закономер- ности. Источник религии — страх смерти и незнание законов при- роды.
В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма.
Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения, как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта).
В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага.
Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье
(эвдемонию). Источником страданий является отсутствие знания.
Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье.
В области социальных отношений Эпикур предвосхищает тео- рию общественного договора, полагая что справедливость между людьми должна носить договорный характер.
Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению и тем не менее, эта философия лишена перспективы. Она без остатка
«растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя при- родную сущность человека, разделявшего принцип «здесь и толь- ко сейчас» и, опираясь исключительно на рациональное освоение мира. И в этом смысле, философия Эпикура уступает философии
Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки парадигмы космоцентризма.

В конце IV века до н. э. оформляется стоицизм. Основатель это- го направления Зенон из Кития (336–264 гг. до н. э.).В трактате «О
человеческой природе» он формулирует основной тезис стоициз- ма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно
с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.
Философия стоицизма носит системный характер. Она вклю- чает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы.
В онтологии стоики допускают дуализм материального и ду- ховного. В гносеологии стоики ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в ка- тегориях количества и качества, отношения и сущности.
Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества доб- родетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть.
Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и тер- пение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдер- жанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.
Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (350–270 г. до н. э.), а также Тимон
(320–230 г. до н. э.). исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.
Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ни- чего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суж- дений по этому поводу, и только тогда мы сможем обрести устой- чивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в су- ществовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.
Римские завоевательские походы, устремленные во все сторо- ны мира, создали особый менталитет, ориентированный на асси- миляцию чужого опыта. Этим объясняется своеобразный перенос на «римскую почву» идей эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.
Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита
Глава III
45

46
И. И. Кальной. Философия
Лукреция Кара (99–55 г. до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной си- лой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обес- печить каноны формирования невозмутимого и безмятежного су- ществования. Неопределенность бытия снимается просвещением,
осмыслением своего ничтожества и могущества природы.
Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.
Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни
8
. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том,
что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посе- му, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с при- родой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.
Ключевой ценностью о философии стоиков является внутрен- ний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении ду- шевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершен- ствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть,
надо жить своей жизнью».
Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходи- ло, как ты хочешь,— отмечает Эпиктет,— но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни».
Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчинен- ности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь
изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».
Линия греческого скептицизма наиболее ярко проявилась в учении Секста Эмпирика, о чем свидетельствует одна из основных его работ — «Основы пирронизма»
9
. Скептицизм отрицает возмож- ность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнитель- но, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоя- тельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.
В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.
8
См.: Сенека А. Письма Луцилию. М., 1977.
9
См.: Секст Эмпирик. № 2. М., 1975.

Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106–45 г.
до н. э.) отождествляет всю философию с этикой, как наукой о рег- ламенте общественных отношений. Поскольку каждая из извест- ных философских школ дает свои рекомендации воспитания доб- родетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.
По мере углубления кризиса античного общества, место фило- софии, как рациональной формы освоения мира занимает ирраци-
онализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существова- ние души и природы. В своей эманации Единое напоминает ис- точник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий.
Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.
Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и доб- ровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мни- мой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, по- знание которого возможно только в рамках чистого мышления
(экстазы).
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что
они подготовили средневековую философию, сблизили восточное не-
деяние и активность античного философствования, заострили вни-
мание на духовном начале, подвели теоретическое основание под
христианство.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие предпосылки вызвали становление античной философии?
2. Определите предмет философии античности и ее метод.
3. Как объясняют первоначало сущего представители милетской шко- лы, пифагорийского союза, Гераклит, элеаты?
4. Каким образом Демокрит снимает крайности позиций Гераклита и
Парменида по вопросу определения первоначала сущего?
5. Какие три принципа положил Гераклит в основание диалектики как метода освоения Природы?
6. Что нового в развитии методологии внесли другие мыслители антич- ности?
Глава III
47

48
И. И. Кальной. Философия
7. В чем сущность философии Платона и каков ее эвристический потен- циал?
8. Платон дал блестящую критику существующих форм государственно- го правления, но его модель оказалась не лучшей. Почему?
9. По каким параметрам Аристотель не приемлет государство Платона?
10. Дайте классификацию философского наследия Аристотеля.
11. Как понимал Аристотель движение?
12. Реконструируйте аристотелевскую теорию познания.
13. Воспроизведите аристотелевское учение о причине.
14. Дайте анализ аристотелевской логике и его учению о категориях.
15. Дайте характеристику философии Эпикура и его последователя Лук- реция Кара.
16. В чем сущность концепции скептицизма и как она перекликается с философией Эпикура?
17. В чем суть концепции стоицизма?
18. Дайте оценку античному эклектизму Цицерона и иррационализму
Плотина.
Литература
Основная
1. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1969.
2. Античная литература. Греция. М., 1989.
3. Античная литература. Рим. М., 1988.
4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1978–1984.
Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1990–1995.
Плотин. Эннеады. СПб., 1995.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1973.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
Дополнительная
1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило- софов. М., 1979.
3. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
4. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и разум: античная парадигма. Л.,
1990.
5. Томсон Дж. Первые философы. М., 1959.
6. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1984.
7. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб. 1994.

Глава IV
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
И ЕЕ ТЕОЦЕНТРИЗМ
1. Философия патристики.
2. Схоластика как рациональное обоснование теологии.
3. Расцвет и закат схоластической философии.
Ключевые понятия
Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога.
Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.
Катафатическая теология — богословская концепция, допуска- ющая возможность познания Бога по результатам его творчества.
Номинализм — учение, согласно которому общие понятия яв- ляются всего лишь именами для обозначения единичных явлений мира.
Реализм — учение, утверждающее, что общие понятия существу- ют реально. Более того, они есть первореальность.
Теология — учение о сущности Бога.
Теоцентризм — учение, согласно которому Бог есть центр ми- роздания, его демиург (творец).
Назначение IV главы состоит в том, чтобы рассмотреть и обо-
сновать основные положения средневековой философии, раскрыть
ее особенности, основные проблемы философии и пути их решения.
Основными идеями средневековой философии являются идея мо-
нобожия и идея потустороннего мира; мера воздаяния за жизнь на

50
И. И. Кальной. Философия
Земле. Человек обретает горизонт надежды. У него появляется про-
шлое и будущее.
Что касается особенностей средневековой философии, то для нее
характерна тесная связь с Библией как совокупностью знаний о Боге,
мире и человеке; экзегетический характер, проявляющийся в посто-
янном обращении к Слову; дуализм божественного и человеческого,
сакрального и греховного, духовного и светского.
В Средневековой философии традиционно выделяют этап пат-
ристики апостольского периода (до середины II в.) и патристику
апологетического периода (до VIII в.), а также этап схоластики,
ее становление (IX–XII вв.), зрелость (XIII в.), закат (XIV–XV вв.).
1. Философия патристики
Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет «мудрость мира сего», ибо в философии отцы церкви видели источник ереси. Но в последующее время церковь занимает по отношению к философии позицию компромисса.
Философия востребуется как средство совершенствования хрис- тианской веры, которая превыше всякого знания, более того, слу- жит его завершением.
Патристика апостольского периода основное внимание уделя- ет обоснованию монотеизма, формируя апофатическую теологию о принципиальной непознаваемости Бога. Складывается теоди- цея как богооправдание и эсхатология как учение о судьбах мира и человека.
Патристика апологического периода связана с тезисом, что истинная философия — это христианская религия. Этот тезис по- лучает свое обоснование в учениях Аврелия Августина, Иоанна
Дамаскина, где оформляется уже катафатическая теология.
Перу Аврелия Августина (354–430 гг.) принадлежат трактаты «О
граде Божием», «О бессмертии души», «О свободной воле». Ему принадлежит и открытие нового жанра в философствовании. Это
«Исповедь», где А. Августин рассказывает о своей дороге к хрис- тианству.
По мнению мыслителя смысл человеческой жизни заключается в познании Бога, ибо Бог есть высшая сущность мира. Бог — на-
чало и завершение человеческих помыслов и поступков. Его воз- вышение над созданным им конечным миром обусловливает пре- восходство души над телом, воли и чувств над разумом.
Приоритет души над телом, а веры над разумом имел мировоз- зренческий смысл. Он обосновывал превращение философии в пропедевтику теологии.
Решению этой задачи в определенной мере послужила перевод- ческая и комментаторская деятельность Аниция Боэция (480–
524 гг.). Он перевел основные произведения Аристотеля. Причем комментарии к работам Аристотеля зачастую превышали объем трактатов древнегреческого мыслителя. Философская мысль пре- вращалась в систему обеспечения религиозной веры.
Этому же содействовали и усилия Иоанна Дамаскина (675–
750 гг.), крупнейшего систематизатора религиозно-философской мысли, разработчика категориального каркаса средневековой философии. Трактат Иоанна Дамаскина «Источник знаний» по- священ выработке философских понятий, определению предмета философии, анализу наиболее распространенных ересей и заблуж- дений.
Иоанн Дамаскин дает шесть определений предмета философии.
Философия может выступать в различных ипостасях: познание сущего; познание божественного и человеческого; размышление о жизни и смерти; утверждение добродетели. Философия не без оснований претендует на то, чтобы быть искусством искусств и наукой наук, ибо философия — это начало и любовь к мудрости.
Поскольку мудрость есть Бог, то любовь к Богу и есть истинная философия.
Философия, по Иоанну Дамаскину, делится на умозрительную
(теоретическую) и практическую. Теоретическая философия вклю- чает теологию, естествознание и математику, практическая — эти- ку, домострой и политику.
Предметом теологии является Бог как высший субъект воли и промысла. Бог сотворил человека как некий мир в мире, связав зримое и незримое, чувственное и умопостигаемое. Через мир че- ловека открывается мир Бога. Стало быть, познание человека на уровне естествознания приближает нас к познанию Бога
10
Глава IV
51 10
См.: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969.

52
И. И. Кальной. Философия
2. Схоластика как рациональное
обоснование теологии
Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии.
Суть схоластики заключалась в поиске оптимальных путей по- знания Бога. Место апофатической богословской концепции за- няла катафатическая теология, ориентированная на познание Бога по плодам его творения и результатам его вмешательства в дела мира.
Рациональное обоснование теологии потребовало превраще- ния логики из инструмента доказательства в средство обоснова- ния догматов церкви.
Схоластика (от лат. schola — школа) — особое учение, в рам- ках которого философия и протонаука основывались на истинах религии.
Ранняя схоластика по времени приходится на IX–XII вв. Для нее характерно взаимопроникновение философии, науки и теоло- гии на почве нерасчлененности и оформление особого схоласти- ческого метода, ориентированного на обоснование истин рели- гии.
Главными представителями ранней схоластики являются: в Гер- мании — Гуго Сен-Викторский;в Англии — Иоанн Скот Эриуге-
на; во Франции — Пьер Абеляр; в Италии — Петр Домиани, Ан-
сельм Кентерберийский, Бонавентура.
Средняя схоластика приходится на XIII в. Она характеризует- ся отделением науки и философии от теологии. Ее развитие про- ходит под знаком освоения аристотелевского наследия и превра- щения его в философскую систему обоснования теологии. При- способление аристотелевской философии к христианству дало повод А. И. Герцену заметить, что Аристотель средних веков —
это Аристотель с тонзурой.
Формируется философия францисканского и доминиканского орденов, складываются философские системы Альберта Велико-
го, Фомы Аквинского и Дунса Скота.
Поздняя схоластика по времени приходится на XIV–XV вв. Она характеризуется систематизацией, разработкой логики, развити-
ем естествознания и натурфилософского мышления, отмежевани- ем мистики от теологии.
Главные представители поздней схоластики: в Германии Нико-
лай Кузанский; в Англии — Уильям Оккам; в Италии — Алигьери
Данте. Эти представители возвестили не только о закате филосо- фии средних веков, но и заявили о становлении новой филосо- фии — философии эпохи Возрождения.
Схоластика заложила основание новой системы образования.
Первую ступень в схолах составляло светское знание, вторую —
теология. Мысль подчинялась авторитету догмата. Все семь «сво- бодных искусств»: грамматика и риторика, арифметика и геомет- рия, музыка, астрономия и диалектика (философия) были ориен- тированы на формирование «христианской мудрости».
Схоластика заложила и центры университетского образования на базе четырех факультетов: философского, медицинского, юри- дического и теологического. Самым престижным факультетом считался теологическим, а самым фундаментальным — философ- ский.
Все многообразие проблем схоластики можно свести к трем:
соотношение знания и веры; природа общих понятий «универсалий»;
соотношение сущности и существования.
По первой проблеме наследие схоластики хранит три варианта:
1. Знание и вера – антиподы. Вера не нуждается в знании, ибо она имеет свой собственный источник — «откровение».
2. Знание и вера могут сосуществовать, ибо имеют разные ис- точники. Вера замыкается на откровения, знание на разум.
3. Знание и вера должны объединиться и создать основу ката- фатической теологии. Но заявленный союз понимался по-разно- му: «верую, чтобы понимать» и «понимаю, чтобы верить». От пе- рестановки слагаемых в этом случае результат менялся принци- пиально. Союз разума и веры не состоялся.
Еще более драматичной оказалась судьба проблемы общих понятий, которая вылилась в противостояние реализма и номи- нализма.
Иоанн Скот Эриугена (810–877) отмечает решающую роль об- щих понятий в познавательной деятельности. Он полагал, что чем более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве бестелесной сущности, независимой от человеческого разума. Согласно этой установке, единичное существует лишь в
Глава IV
53

54
И. И. Кальной. Философия
силу приобщения к виду, а вид — к роду. Так закладывалась мето- дология реализма, согласно котором общее понятие — это не об- раз, замещающий реальность, а высшая ипостась реальности —
первореальность.
В качестве этой первореальности выступает Бог. Созерцающему уму Бог первоначально открывается как Природа, не сотворенная,
а творящая. О ней можно сказать только одно: она является причи- ной сотворенной и творящей природы на уровне вида и рода.
Природа в ипостаси вида и рода выступает причиной сотворен- ной, но уже не творящей природы, природы на уровне единичного.
Природа единичного возникает на время, а исчезает насовсем.
Она возвращается в божественную первооснову, которая обрета- ет статус четвертой природы — не сотворенной и не творящей.
Бог как первореальность в качестве несотворенной, но творя- щей природы составляет начало космоса, а в качестве четвертой природы — становится его завершением.
За этими рассуждениями Эриугены явно просматривается при- оритет общего над единичным, претензия общего не только быть,
но и созидать.
Первоначально учение Эриугены было встречено отрицатель- но. В 1050 г. его произведение «Разделение природы» было осуж- дено, а в 1225 г. приговорено к сожжению.
Но позицию приоритета Эриугены развивает Ансельм Кентер-
берийский (1033–1109 гг.).Он исходит из аксиомы, чем более об- щим является понятие, тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Самым общим понятием является понятие Бога как понятие первореальности.
Концепция реализма в лице номинализма получила своего оп- понента. Представители номинализма считали, что общее — это всего лишь имя, а что касается единичных предметов, то они не кажущаяся, а подлинная реальность. Позицию номинализма от- стаивали Иоанн Росцелин (1050–1120 гг.), а также его ученик Пьер
Абеляр (1079–1142 гг.).
Для номинализма общие понятия служат лишь знаками вещей и вне мышления ничего под собой не имеют.
Противостояние реализма и номинализма потребовало обра- щение к авторитетам античности и в частности к философии Ари- стотеля. К этому времени Европа получила возможность изучать
философию Аристотеля не только по Боэцию, но и по переводам
Ибн-Сины (Авиценна 980–1037 гг.), а также Ибн-Рушда (Аверроэс,
1126–1198 гг.). О последнем современники говорили: «Аристотель объяснил природу, Аверроэс — Аристотеля». Что касается Ави- ценны, то, по его признанию, он сорок раз прочел «Метафизику»
античного мыслителя, прежде чем заявить о своем понимании
Аристотеля, о своей готовности объяснить его философию и рас- ставить точки в споре представителей номинализма и реализма о природе «универсалий».
3. Расцвет и закат схоластической философии
XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран
Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического, идеологического и политического центра продолжает играть церковь. Теократические притязания рожда- ли еретические движения, вдохновленные идеалами бедной апос- тольской церкви в эпоху становления христианства.
В ответ отцы церкви организовали Францисканский орден и орден доминиканцев, ставшие главным орудием папской инкви- зиции. Один экстремизм рождал другой экстремизм, что косвенно свидетельствовало, о том, что способ феодального производства исчерпал свои возможности, и в недрах средневековья формиру- ется новая культура, зреет духовность новой эпохи.
Систематизатором схоластики и реформатором католической доктрины выступил Фома Аквинский (1226–1274 гг.) монах Доми- никанского ордена. Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. Был преподавателем Парижского университета. Оставил после себя значительное творческое наследие. Первую группу произведений составляют комментарии на библейские темы. Вторая группа по- священа философским и теологическим проблемам. Третья груп- па — дискуссиям и четвертую группу представляют работы, обо- сновывающие теолого-философскую систему Фомы Аквинского.
Первое, с чем столкнулся Фома Аквинский, была проблема вза- имоотношения веры и разума. По мнению средневекового мысли- теля философия и религия отличаются друг от друга по источни- ку истины. Философия опирается на разум, наука на опыт, а рели-
Глава IV
55

56
И. И. Кальной. Философия
гия черпает истины в откровении. Но из этого следует не противо- стояние, а возможность взаимного дополнения.
Догматы церкви нуждаются в философском обосновании, ко- торое делает их ближе и понятнее человеку, как мыслящему суще- ству, ибо укрепляет его веру.
На этом основании Фома формулирует пять доказательств бы- тия Бога:
1. В мире все находится в состоянии движения. Движение од- ной вещи является причиной движения другой и так далее. Чтобы движение стало реальностью, нужен первотолчок Бога.
2. Первотолчок является одновременно и первопричиной. И
таковой является Бог.
3. Все в мире случайно, кроме Бога, обеспечивающего необхо- димость этих случайностей.
4. Мир состоит из вещей, степень совершенства которых зада- ется абсолютным совершенством и таковым является Бог.
5. Все в мире целесообразно и эту целесообразность задает Бог.
Доказательство бытия Бога является тем основанием, которое связывает философию и теологию. Но есть догматы, которые не поддаются рациональному обоснованию. Таковым является дог- мат Троицы, определяющей существование Бога в качестве еди- ного существа и одновременно в трех лицах.
Бессилен разум и в доказательстве догматов возникновения мира из ничего, первородного греха, воскресения из мертвых и т. д.
Но из этого не следует, что догматы антиразумны. По своей сути они сверхразумны. И Фома Аквинский делает вывод, что филосо- фия ниже теологии настолько, насколько человеческий разум ниже божественной мудрости. И если факты науки противоречат вере,
то тем хуже для науки.
Вера и разум, религия и философия (наука) должны сосущество- вать, ибо теология философична, а философия теологична. Рас- согласование этого тандема открывает дорогу к греховному лю- бопытству, губительному для человека, ибо вера сближает чело- века и Бога, а чистое знание отвращает.
Касаясь спора реалистов и номиналистов о природе универса- лий, Фома Аквинский дает следующий комментарий:
Общее существует трояко: до вещей мира как идея божествен- ного разума; в самих вещах мира, поскольку всеобщее есть сущ-
ность единичного; и после вещей в человеческом разуме, который абстрагирует общее из единичного и фиксирует его в понятии.
Поднимает Фома и проблему соотношения сущности и суще- ствования. По его определению сущность — это то, что выражено в понятии общего. Что касается существования, то это форма про- явления сущности. На уровне единичного бытия сущность и су- ществование принципиально отличны, на уровне Бога сущность и существование сливаются, ибо существование Бога и есть его сущность.
Интерпретируя в духе католицизма наследие Аристотеля, Фома
Аквинский выстраивает свою теолого-философскую систему, с позиции которой и рассматривает основные проблемы средневе- ковья.
Логическим завершением его системы является обращение
Фомы Аквинского к социально-политическим вопросам. В трак- тате «О правлении владык» он высказывает мысль о том, что для функционирования общества уже мало одной только духовной власти. Необходим тандем духовной и светской власти.
В соответствии с этим выводом, Фома излагает и концепцию права, выделяя три его формы:
1. Вечное право, существует в форме идеи права в божествен- ном разуме.
2. Естественное право, как совокупность понятий о праве, су- ществует в головах людей.
3. Человеческое право как многообразие форм его проявления существует в поступках людей.
Приобщаясь к идее божественного права и руководствуясь есте- ственным правом, люди реализуют человеческое право, законы ко- торого определяются функционированием конкретного государства.
Во имя торжества божественного и естественного права, госу- дарство должно предоставить человеку сносное существование,
обеспечить его моральное и умственное развитие.
Критерием государства является мера справедливости и мера свободы, ибо только свободный человек может разумно осуще- ствить свою волю в соответствии с божественной необходимос- тью, ориентированной на осуществление Блага.
Развитие общественного производства, техники и естествоз-
нания; дальнейший процесс урбанизации и первоначального накоп-
Глава IV
57

58
И. И. Кальной. Философия
ления капитала потребовали пересмотра средневекового мировоз-
зрения. Эту задачу частично выполнили мыслители эпохи Возрож-
дения.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему космоцентризм античности уступает место теоцентризму Сред- невековья?
2. Сделайте сравнительный анализ концепций космоцентризма и теоцен- тризма.
3. Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм?
4. Определите основные идеи средневековой философии и дайте им оцен- ку.
5. Определите особенности средневековой философии
6. Определите основные этапы средневековой философии и дайте им оцен- ку.
7. Раскройте содержание философии патристики.
8. Дайте характеристику схоластики в целом и оценку ее этапов.
9. Определите три основные проблемы философии Средневековья.
10. Как решалась проблема Веры и Знания?
11 . Как решалась проблема «универсалий»?
12. Как рассматривалась проблема сущности и существования?
13. Какие возможности для схоластики таила философия Аристотеля?
14. Выскажите свои соображения о пяти доказательствах бытия Бога в философии Фомы Аквинского.
15. Как Фома Аквинский рассматривает проблему права и государства?
16. Можно ли рассматривать Средневековье как этап развития человече- ства или это этап временного регресса?
Литература
Основная
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1994.
2. Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.
3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета.
4. Боэций А. М. Утешение философией. М., 1990.
5. Тертуллиан К. Избранные сочинения. М., 1994.

Дополнительная
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.
2. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., 1990.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.
4. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
5. Неретина С. С. Верующий разум. Архангельск, 1995.
6. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
7. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII вв. М., 1984.
8. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.
М., 1991.
9. Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991.
10. История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 1. М., 1998.
11. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1994
Глава IV
59

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


написать администратору сайта