Главная страница
Навигация по странице:

  • М И Р О В О З З Р Е Н И Е И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

  • 1. Мировоззрение и его структура

  • 2. Исторические типы мировоззрения

  • Миф — это не столько сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь.

  • Религия — это особая форма общественного и индивидуального сознания; особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанный

  • 3. Философия и ее предназначение

  • Исследуя предель- ные основания бытия мира, философия открывает возможность

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 44
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

    Симферополь
    «Бизнес-Информ»
    2002
    И. И. КАЛЬНОЙ
    Ф И Л О С О Ф И Я
    Учебное пособие

    ББК 87.3
    К 17
    ISBN 966-648-030-1
    © И. И. Кальной,
    2002
    © «Бизнес-Информ»,
    2002.
    Кальной И. И.
    Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ,
    2002. – 448 с.
    ISBN 966-648-030-1
    Содержание учебного пособия достаточно полно реализует мировоз- зренческую ориентированность и методологическую направленность, зас- тавляет задуматься над дилеммой: на рубеже третьего тысячелетия чело- век переживает свой звездный час или свой последний миг?
    Историко-философская часть учебного пособия – не самоценность, а система обеспечения теоретической и практической философии. Станов- ление и развитие философской мысли представлено в границах смены па- радигм, имеющих свою обусловленность.
    Оригинально рассматривается вопрос о «бытии мира» и «бытии в мире»,
    за которым просматривается попытка решить проблему общего и единич- ного. Несут печать новаторства и другие заявленные проблемы.
    Для студентов, аспирантов и преподавателей, а также для тех, кого вол- нуют и интересуют проблемы в системе «природа – общество – человек».
    ББК 87.3
    Зміст навчального посібника достатньо повно реалізує світоглядну орі-
    єнтованість і методологічну направленість, примушує замислитися над ди- лемою: на рубіжі третього тисячоліття людина переживає свій зоряний час або свою останню мить?
    Історико-філософська частина навчального посібника – не самоцінність,
    а система забезпечення теоретичної та практичної філософії. Становлення
    і розвиток філософської думки дані у границях зміни парадигм, які мають свою обумовленість.
    Оригінально розглядається питання про «буття всесвіту» і «бутті у всесвіті», за яким можно побачити намагання вирішити проблему загаль- ного і одиничного. Несуть печать новаторства і другі заявлені проблеми.
    Для студентів, аспирантів і викладачів, а також для тих, кого хвилю- ють і цікавлять проблеми у системі «Природа – суспільство – людина».
    К 17

    Посвящаю памяти
    моих родителей
    Натальи Харитоновны
    и Ивана Степановича
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Философия — учение о предельных основаниях бытия мира,
    одна из форм общественного и индивидуального сознания. Наря- ду с правом и политикой, моралью и религией, наукой и искусст- вом философия вносит свой вклад в становление человеческого общества и общественного человека, методологически обеспечи- вая решение проблем, не имеющих аналогов своего решения и формируя гуманистическое мировоззрение в системе «человек–
    мир».
    Актуальность этой задачи многократно возрастает в переломные периоды возникновения нестандартных проблем, когда только адек- ватное мировоззрение позволяет человеку выжить, сохранить себя и внести свою лепту в историю человечества, обеспечив связь времен и поколений, обеспечив своевременный ответ на вызов.
    Подготовленный учебник ориентирован на развитие гуманис- тического мировоззрения и формирование методологической культуры. Первое выступает фактором приумножения человечес- кого в человеке, а второе является неотъемлемой частью станов- ления профессионализма.
    Содержание глав логически взаимосвязано и в целом обеспе- чивает изложение учебного курса по философии. Историко-фи- лософская часть является системой обеспечения теоретической философии. Такой подход предоставляет студентам возможность перейти к диалогу и принять непосредственное участие в осмыс- лении проблем практической философии, осознать свое место в системе «природа — общество — человек».
    При подготовке учебника принимался во внимание опыт оте- чественной и зарубежной практики, что объясняет не только пре- емственность, но и неизбежность повтора некоторых известных положений.
    Автор выражает признательность профессору Валерию Анд- реевичу Карпунину и профессору Владимиру Васильевичу Шаро- нову за их благожелательные замечания и рекомендации.

    Глава I
    М И Р О В О З З Р Е Н И Е
    И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
    1. Мировоззрение и его структура.
    2. Исторические типы мировоззрения.
    3. Философия и ее предназначение.
    Ключевые понятия
    Мировоззрение — система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и к самому себе.
    Мифология — сказание о жизни в слове, сама жизнь в ее соци- альном становлении.
    Религия — определенный исторический тип мировоззрения и со- ответствующее поведение, определяемое верой в существование и творчество Бога.
    Философия (дословно) — любовь к мудрости; учение о пре- дельных основаниях бытия мира; форма общественного и индиви- дуального сознания, ориентированная на постижение мира и са- мопостижение человека; способ духовного освоения мира.
    Назначение I главы состоит в том, чтобы вскрыть единство и
    взаимосвязь мира и человека через исторические типы мировоззре-
    ния: миф, религию и философию; показать возможности мифоло-
    гии, религии и философии; обосновать роль и место философии в
    жизни общества и человека; понять специфику философской куль-
    туры и особенности ее языка.

    1. Мировоззрение и его структура
    Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы.
    Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений. Другими словами, это восприятие мира как оно нам кажется без претензии на адекватное представление мира.
    Достоинство мировосприятия в том, что оно является предпо- сылкой миропонимания и мировоззрения.
    Недостаток мировосприятия кроется в его феноменально ок- рашенной субъективности.
    Миропонимание — это особая форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на чувственный материал мировосприятия, миропонимание опери- рует категориями определенности, обусловленности и целостнос- ти. С помощью этих категорий обеспечивается процесс упорядо- чивания информации о мире.
    Недостаток миропонимания заключается в невозможности по- строить единый категориальный каркас освоения мира. Кроме того,
    любое чувственное восприятие, возведенное в статус понятия, есть определенная мера ограничения, огрубления, формализации, а ста- ло быть, и какой-то невосполнимой информационной потери.
    Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, опре- деляющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое мес- то, обрести смысл и цель жизни.
    Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно опи- рается на мировосприятие и миропонимание, обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное отношение человека к миру.
    Главным вопросом мировоззрения является отношение чело- века к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъек- та и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-я». Это может быть любая реаль- ность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я».
    5
    Глава I

    6
    И. И. Кальной. Философия
    Мировоззрение, связав человека и мир в субъектно-объектную систему, имеет свою структуру.
    Первым компонентом структуры мировоззрения являются по- требности человека. Потребности инициируют отношение субъек- та к объекту, формируют его интерес.
    Вторым компонентом структуры является знание. Знание объек- та полагает необходимость и самопознания. Самопознание носит целевой характер, ибо ориентировано на объект интереса.
    Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности в диапазоне от общечеловеческих до индиви- дуальных, включая нравственные и эстетические, правовые и по- литические, философские и религиозные.
    Со-знание (знание о мире и о себе), пропущенное через ценнос- ти, обеспечивает еще один компонент мировоззрения. Это идея как звено, связующее субъект и объект. В зависимости от состоя- ния ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея может проявиться в форме идеала или идола.
    Идеал инициирует ту практическую силу, которая задает субъек- ту меру рассудочности, формирует его ориентиры на проект цели,
    определяет задачу и обеспечивает выбор средств, необходимых для достижения цели. Если идеал ориентирован на социально одоб- ряемый результат, то идол ориентирован на принцип: «Цель оп- равдывает средства, победителя не судят». Тот, кто ориентирован на «идол», не застрахован оказаться его заложником.
    Замыкает структуру мировоззрения психологическая установка субъекта на объект его интереса. Здесь возможны три варианта.
    * Объект вполне удовлетворяет интерес субъекта и последний принимает его в естественной данности.
    * Объект не удовлетворяет интересы субъекта и последний при- нимает решение изменить его с учетом своих желаний и своих возможностей.
    * Объект не удовлетворяет интересы субъекта, но у последнего отсутствует возможность его изменить. В этом случае субъект «те- ряет» интерес к объекту.
    В границах становления и развития человечества фундаменталь- ное мировоззрение обеспечивали мифология, религия и филосо- фия. Для своего времени они формировали исходную посылку отношения субъекта к объекту, обеспечивая культуру страха, по- читания или познания.

    Функциональное мировоззрение индивида в системе субъект- но-объектного отношения формируется опосредованно через при- кладное мировоззрение, носителем которого выступает сознание общества в форме политики и права, морали и искусства, науки.
    Названные формы сознания общества ассимилируют общече- ловеческие ценности и общие знания фундаментального мировоз- зрения, а затем адаптируют их применительно к конкретной ситу- ации социального пространства и времени, что обеспечивает их эффективное усвоение на уровне индивида. Так, индивид, рабо- тающий в сфере права, будет формировать мировоззрение, суще- ственно отличающееся от мировоззрения ученого, искусствоведа,
    политика. Это не означает, что оно будет лучше или хуже. Оно будет другим.
    Мировоззренческий плюрализм — условие расширенного вос- производства культуры, гарант стабильности и благополучия об- щества, средство предотвращения тоталитаризма.
    2. Исторические типы мировоззрения
    По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия.
    Миф — это особое мировоззрение, которое выступает факто- ром социализации человека. Миф — это не столько сказание о
    жизни в слове, сколько сама жизнь. Он обеспечивает системную упорядоченность в форме тотема, организует ойкумену (заселен- ное пространство), создает пантеон (место для богов), формирует культуру страха и ритуала.
    В границах решения основного вопроса мифологического ми- ровоззрения формируются устойчивые гипертрофированные об- разы, закрепляющие систему табу (запретов).
    Сложившаяся культура мифа выполнила свое назначение быть скрепами общества, обеспечив его «инкубационный период»
    1
    Дальнейшее развитие производительных сил, появление пись- менной культуры означало закат мифологии. Выполнив свое на- значение, мифологическое мировоззрение передает эстафету од- новременно и религии, и философии.
    7
    Глава I
    1
    См.: Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989; Фрейзер Дж. Золотая ветвь.
    М., 1983.

    8
    И. И. Кальной. Философия
    Религия возьмет на себя охранную функцию общества, освя- щая его стабильность. Философия заявит о своем статусе демиур- га (творца), преступающего через традиции и обеспечивающего прорыв общества в будущее, предварительно познав и оценив про- тиворечие между сущим и желаемым.
    Религия — это особая форма общественного и индивидуального
    сознания; особый общественный институт, специфическая форма
    общественных отношений и особый вид деятельности, основанный
    на вере в Бога и в высшую справедливость.
    Отличие религиозного мировоззрения от мифологического со- стоит в том, что отношение к Богу строятся не по принципу срод- ности тотема, а на основании безоговорочного принятия автори- тета Бога.
    Религия выступает правопреемником мифологии, но между ними есть существенное различие. Над человеком больше не дов- леет культура мифа, растворяющая его в обществе через следова- ние определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроектирование. Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может и не принять его.
    Если в пределах мифологического мировоззрения формируют- ся гипертрофированные образы страха, определяющие поведение людей, то в границах религиозного мировоззрения формируются образы святого, ориентированные на диалог человека с Абсолю- том. В результате этого диалога возникают религиозные идеи и соответствующие им религиозные чувства и настроения. Оформ- ляется особая религиозная культура и особый религиозный язык
    2
    3. Философия и ее предназначение
    Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения
    3
    Философия возникает, когда в обществе и в жизни отдельного человека появляются нестандартные проблемы, не имеющие ана-
    2
    См.: Лосева И. Н. Миф и религия… // Вопросы философии. 1992. № 7;
    Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
    3
    См.: Философия и мировоззрение. М., 1990.
    логов своего решения; когда человек обладает определенной ме- рой свободы. Он может остановиться, оглянуться и вопрошать:
    что он может знать, что он должен делать, на что смеет надеяться;
    когда культура данного народа и конкретного индивида предрас- положена к рефлексии (самосознанию), наделена способностью удивляться, сомневаться и страдать.
    При отсутствии даже одного из трех заявленных условий фи- лософия как особая форма общественного и индивидуального со- знания не состоится.
    Представляет ли философия абсолютную ценность? Нет не пред- ставляет. Люди могут существовать и не испытывать никаких ком- плексов, пока они заняты в сфере репродуктивной деятельности в рамках культуры традиционного общества. Но философия абсо- лютно необходима в сфере творческой деятельности, где человек сталкивается с нестандартными проблемами и где он может реа- лизовать свою свободу, решая эти проблемы. Исследуя предель-
    ные основания бытия мира, философия открывает возможность
    постичь всеобщие законы развития мира, а стало быть, вооружить
    человека знанием о действии этих законов.
    Способность к абстрактно-логическому мышлению человеку дана как потенциальная возможность и только занятие филосо- фией обеспечивает трансформацию этой возможности в действи- тельность.
    Будучи душой культуры, философия инициирует удивление и сомнение, формирует аналитический взгляд на мир и на человека в диапазоне от познания до самопознания.
    Общество и человек востребуют философию, когда актуальны- ми становятся вопросы как познать то, что несет в себе неопреде- ленность, и во имя чего это нужно сделать.
    За этими вопросами стоят возможности основных функций философии: методологической и мировоззренческой. Первая по- могает не только смотреть, но и видеть, отвечая на вопросы «что есть что». Вторая обеспечивает проекцию со-знания (соотнесение знания о мире и о себе) через призму ценностных ориентиров.
    Эффективность и мировоззренческой, и методологической фун- кции обеспечивается зрелостью теоретической философии, содер- жанием которой выступает онтология (учение о бытии мира и бытии в мире); гносеология (учение о познании бытия); аксиоло-
    Глава I
    9

    10
    И. И. Кальной. Философия
    гия (учение о ценностях мира и человека); праксиология (учение об оптимальных формах преобразования бытия в системе «при- рода, общество, человек») и наконец логика как учение о культу- ре мышления.
    Теоретическая философия является предпосылкой практичес- кой философии на уровне философии природы, философии обще- ства и философии человека; в форме философии политики, фило- софии права, философии морали, философии искусства, филосо- фии религии и философии науки.
    Являясь учением о предельных основаниях бытия, философия ориентирована на знание общего. Знание общего является отправ- ной точкой отсчета освоения единичного с целью выявления в нем особенного, что и составляет содержание исследовательской за- дачи в любой сфере познания мира.
    Предметом философии является взаимосвязь и соотношение единичного и общего, субъективного и объективного, конечного и бесконечного. Особый статус предмета философии, его погра- ничность обусловливает и специфику методов философского ос- воения мира.
    Главным методом философского познания является метод реф-
    лексии. Рефлексия означает критический анализ собственного пси- хического состояния и собственной жизнедеятельности. Только философская рефлексия является основанием обретения челове- ком своей адекватности.
    Хорошо зарекомендовал себя диалектический метод. История его становления и развития начинается в античности и продолжа- ется в классической немецкой философии, а также в философии марксизма. Он продуктивно работает в пределах освоения объек- тивной реальности.
    Заявил о себе и метод герменевтики. Как метод, герменевтика начала складываться в «философии жизни» во второй половине
    XIX в. Это метод понимания и интерпретации текстов. Аксиомой герменевтики является единичность текста и плюрализм его ин- терпретаций. Последнее актуализирует проблему адекватности интерпретации текста. Метод герменевтики плодотворен и в ра- боте с субъективной реальностью, примером которой могут быть отношения людей в обществе.
    В арсенал философских методов XX в. вошел феноменологичес-
    кий метод. Этот метод обеспечивает возможность «чистить» наше
    сознание, очищать мысль о предмете познания от различных ис- кажений со стороны нашей субъективности.
    Зарекомендовал себя и
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта