Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
Школа «инь-ян» рассматривает отношение неба и земли, природы и человек. Используя бинарность противопо- ложности активного «ян» и пассивного «инь», древнекитайские мыслители обозначают противоположные и сменяющие друг друга явления света и тьмы, неба и земли, мужского и женского начал. Противоположности «инь-ян» достигая в своем развитии преде- ла, обретают собственную противоположность, где «ян» превра- щается в «инь», а «инь» в «ян». Эти два начала олицетворяют кос- мические силы, находящиеся в постоянном взаимодействии и про- тивоборстве. Благодаря взаимодействию этих космических сил создается и развивается мир, природа, общество, человек. Гармония «ян-инь» обеспечивает порядок, ее нарушение ведет к хаосу. Отсюда следует необходимость ориентира на гармонию «ян- инь» как в жизни общества, так и в жизни отдельно взятого человека. Что касается школы «имен», то в ней главное внимание обра- щалось на соответствие наименования вещей их сущности, с тем чтобы имя вещи соответствовало понятию этой вещи. А понятие могло обрести статус заместителя той реальности, которую оно обозначает. По сути дела, речь шла о становлении парной фило- софской категории единичного и общего. Формирование древнекитайской философии оказалось в чем- то богаче древнеиндийской. Здесь речь идет уже о становлении онтологической и гносеологической проблематики. Но в целом, доминирует житейская мудрость с ориентиром на сохранение ус- тоев традиционного общества. Протофилософия заявила о себе не как претензия на познание и преобразование мира, не как реакция на сущее во имя должно- го, не как субъект нового, а как инструмент стабилизации и кон- сервации общественных устоев, сохранения патриархального об- раза жизни, ориентированного на принцип «лучше недеяние, чем деятельность без меры». 3. Зарождение философии в Древней Элладе Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет- Глава II 21 22 И. И. Кальной. Философия ко просматривается демаркационная линия, разделяющая людей умственного труда и людей физического труда. Разложение первобытно-общинного строя спровоцировало и процесс вытеснения мифологического мышления философским. Источниками, позволяющими представить становление древнегре- ческой философии являются произведения Гомера и Гесиода, а так- же творчество Эсхила, Софокла и Еврипида, где в качестве высшей инстанции выступает мифология, повествующая о происхождении и устройстве мира; где сосуществуют боги и люди, где факты пе- реплетаются с иллюзиями, а мнимое невозможно отделить от под- линного; где миф — это не фантазия, а особая пограничная реаль- ность, через призму которой преломлялись и помыслы, и поступ- ки человека, еще не способного выделить себя из окружающего его мира. Гомеровский эпос носит мировоззренческую направленность. Люди зависят от произвола богов. Но если богов можно умилос- тивить, то этого нельзя сделать в отношении судьбы. Судьбе под- чиняются не только люди, но и боги. Судьба (ананке) правит ми- ром. Но если Гомер продолжает отчасти воспроизводить культуру мифа, то Гесиод делает попытку осуществить ее анализ. В этом смысле интерес представляет его поэма «Труды и дни». Эта поэма несет уже не мифологическое, а философское мировоззрение с ори- ентиром на познание меры в отношении человека с миром. С точки зрения Гесиода человечество развивается по нисходя- щей линии — от совершенного порядка до хаоса и полного распа- да. Рассматривая настоящее и сравнивая его с прошлым, Гесиод отмечал: «Люди Золотого века жили как Боги, со спокойной и яс- ной душой. Горя не зная, не зная трудов. Сколько хотелось, тру- дились. И печальная старость к ним приближаться не смела… А умирали как будто объятые сном». Потом был серебряный век. Его сменили медный и век героев. Что касается железного века, то Гесиод изъявляет желание: «Раньше его умереть я хотел бы, иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя… Правду заменит кулак. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. От зла избавления не будет» 5 5 См.: Эллинские поэты. М., 1963. Исторический пессимизм Гесиода — мировоззренческое созна- ние древнего грека в условиях распада общины, когда в жизнь втор- гаются экономические отношения купли и продажи, когда сущее и должное рассогласованно. В поисках разрешения этого проти- воречия Гесиод выходит на подлинную философскую проблему меры. Но мера для него не объект философского осмысления, а средство. «Меру во всем соблюдай», — учит мыслитель. Меру он рассматривает как основание регламента отношений человека к миру, где зло воспринимается как безмерность, а благо — как уме- ренность. Вторая поэма Гесиода «Теогония» ориентирована на поиск пер- воначала, поскольку в «Древних мифах есть предузнавание всех путей и всех побед ума, там воображение заранее предрекло уче- ные тона…» Мироздание оформляется в направлении от Хаоса к Зевсу — к порядку, свету и социальному устройству, проходя оче- редную ступень «теогонии» — рождения богов, появившихся пос- ле Хаоса. За царством Зевса следовало царство человека, за ми- фом следовал Логос. Логос — это не просто слово, а разумное слово. Логос означал рождение философского мировоззрения и закат культуры мифа, где как справедливо отмечал А. Ф. Лосев: «мыслил тут именно род, ставил себе цели род, и индивидууму было не обязательно мыс- лить, ибо род есть стихия жизни, а стихия жизни действует в инди- видууме стихийно-жизненно, т. е. инстинктивно, не как сознатель- ная расчлененная мысль» 6 Логос, как разумное слово, обусловил постановку вопроса «что такое мудрость?» На место оракульского прорицания в рамках культуры мифа пришло самостоятельное размышление человека о мире, о своей судьбе. Появились люди, поражавшие других спо- собностью рассуждать о вещах, о которые никто не задумывался. Похоже, что этих людей сначала называли безумцами. Сами же они называли себя философами, т. е. любящими мудрость. Прой- дет значительный период и они обретут признательность за свой талант, фантазию, прозорливость 7 С появлением философов понятие «философ» обретает свой социальный статус. Вскоре этот статус получит и «философия». Философ не мудрец. Истинная мудрость присуща только богам. Глава II 23 6 Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963. С. 107. 7 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо- фов. М., 1979. 24 И. И. Кальной. Философия Смертные могут быть лишь философами, т. е. любящими мудрость. Стало быть, и философия — это еще не мудрость, а только лю- бовь к мудрости. Становлению греческой философии содействовали и появление семи мудрецов, о котором упоминает Платон и несколько спис- ков которых приводит доксограф Диоген Лаэртский. В поисках первоначала сущего, они высказывали оригинальные суждения о мире в целом, о человеке и его отношении к миру. Мудрость семи «мудрецов» заключалась в том, чтобы посту- пать сообразно природе. Не удивительно, что за «первоначало» они принимают всем известные чувственно воспринимаемые ве- щества. Если Гесиод принял за первоначало возникшее во време- ни (Хаос), то Орфей нашел первоначало в самом времени. После- дователи Орфея, орфики, принимали за начало мира воду. Вода послужила основанием для теогонии, а теогония перерастает а антропогонию. Человек воплощает сущность всего космического процесса. В нем два начала: низшее и высшее, телесное и духовное. Тело тем- ница души. Посему цель жизни заключается в том, чтобы освобо- дить душу от тела. Осуществить эту цель нелегко, ибо душа обре- чена к переселению из тела в тело. Метемпсихоз можно прервать очистительным образом жизни в общине и через общину. Существует мнение, что через орфизм другая индийская мифо- логия (учение о сансаре) оказала определенное влияние на станов- ление греческой протофилософии. Протофилософия древней Эллады завершается формировани- ем убеждения, что мудрость как высший идеал знаний, без кото- рых человеческая жизнь не может быть полноценной, приобре- тается собственными усилиями человека. И источником мудрос- ти является не вера, а познание, ориентированное на доказательное знание. В целом, протофилософия древней Эллады заложила основа- ния для формирования античной философии как рационализиро- ванного мировоззрения, ориентированного на поиск субстанцио- нального основания мироздания, что обеспечивало познание мира, а при необходимости и его последующее преобразование. Если Архимед ищет точку опоры, чтобы мир перевернуть, то первые мыслители античной философии заняты поиском первоначала, чтобы познать мир, понять его и объяснить. Контрольные вопросы и задания 1. Определите общее и различие протофилософии Древнего Востока и протофилософии Древней Эллады. 2. Какие обстоятельства Древней Индии вызвали появление «ведичес- кой литературы»? 3. Определите мировоззренческую направленность брахманизма. 4. В силу каких обстоятельств возникают учения джайнизма и буддиз- ма? 5. Назовите пять основных обетов этики джайнизма и дайте им свою оценку. 6. Расшифруйте смысл теории (догматики) нравственности (аскетики) и практики (созерцания) буддизма. 7. Проследите эволюцию индуизма и определите причину превращения индуизма, а не буддизма, в национальную религию индусов. 8. Определите социальные корни протофилософии Китая. 9. Назовите три аксиомы конфуцианства и дайте им свою оценку. 10. Определите сущность и методологическое значение концепции дао- сизма. 11. Какова мировоззренческая позиция даосизма и по каким параметрам она отличается от конфуцианства, моизма, легизма? 12. Сформулируйте мировоззренческую позицию школы «инь-ян». 13. На решение каких проблем ориентирована школа «имен»? 14. Определите социальные корни протофилософии Древней Эллады. 15. Почему протофилософия Древней Эллады, а не Древнего Востока явилась предпосылкой формирования философии античности? Литература Основная 1. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1969. 2. Древнеиндийская философия. М., 1963. 3. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1994. 4. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1982. Глава II 25 26 И. И. Кальной. Философия Дополнительная 1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1992. 2. Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1989. 3. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972. 4. Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983. 5. Мюллер И. Шесть систем индийской философии. М., 1995. 6. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «книга перемен». М., 1993. 7. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994. Глава III АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КОСМОЦЕНТРИЗМ 1. Натурфилософия античности. 2. Классический период античной философии. 3. Закат и угасание философии античного мира. Ключевые понятия Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека. Гармония — это состояние оптимальной взаимосвязи и взаи- модействия структурно-организованных элементов конкретной системы. Диалектика — искусство задавать вопросы для разрешения рас- сматриваемой проблемной ситуации. Душа — активное начало, связывающее материю и идею как на уровне человека, так и на уровне мира. Идея — прообраз бытия мира, его первореальность. Космос — упорядоченное единство мира. Порядок — это способ существования организованных струк- туру, пребывающих в динамично-равновесном состоянии, но чре- ватом последующим хаосом по мере накопления деструктивных процессов. Космоцентризм — учение о развитии мира как движения от хаоса к порядку, с которым согласуется вся реальность мира, вклю- чая человека. Материя — потенциальная возможность бытия мира, субстрат, страдательное начало. 28 И. И. Кальной. Философия Разум — способность человеческого духа осваивать мир, орга- низовывать и осуществлять целесообразную деятельность. Субстанция — нечто неизменное. То, что существует благода- ря самому себе. Первопричина. Сущность — это единство активной формы (идеи) и пассивной материи. Это субстанция реального бытия. Форма — возможное бытие мира. Хаос — неопределенное, лишенное структурной организован- ности состояние мира; аморфное первоначало с потенциалом быть. Назначение III главы заключается в том, чтобы раскрыть и рас- смотреть основные этапы становления развития античной фило- софии. В истории античности просматривается четыре периода. Пер- вый определяется как натурфилософский. По времени он прихо- дится на VI в. до н. э. Второй определяется как классический. Это время зрелости и расцвета философии античности. По времени он приходится на V–IV вв. до н. э. Третий период связан с общим кризисом древнегреческого обще- ства. По времени он приходится на III–I вв. до н. э. И наконец, четвертый период связывают с формированием ос- нов принципиально новой философии в статусе философии хрис- тианства, когда философия уже не претендует быть учением о предельных основаниях бытия, а превращается в систему обеспе- чения христианства. По времени это период приходится на I– V вв. н. э. 1. Натурфилософия античности Становление античного способа производства вызвало к жиз- ни нестандартные проблемы, не имевшие аналогов своего реше- ния. Активное включение в производство природы обусловило необходимость ее познания. Эта задача решалась только с пози- ции того мировоззрения. которое оперировало образами позна- ния, а не образами страха или поклонения. Определенная мера свободы и предрасположенность культуры древних греков к рефлексии обеспечили условия возникновения не просто философии, а натурфилософии. Другими словами, фи- лософии, ориентированной на познание природы. Зарождение и формирование античной философии шло через критику антропоморфизма мифологии и создание категориально- го каркаса мыслительного процесса. Пытаясь установить перво- начало всего сущего, мыслители античности выходят на уровень таких абстрактных понятий как материя и идея, душа и ум, единое и судьба. «Материя» воспринимается как некая потенция, а «идея» как формообразующий принцип, как творчество космоса. И то, и дру- гое понятие носило вещественный характер. И это было нормой для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием, с догадками о сущности, не выходящими за феноменальность мира природы. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начало, в своем синтезе обеспечивая многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса. А если учесть функцию идеи как формообразования вещей из материи, то вся гносеология (теории познания) сводилась к тому, чтобы через исследование идей проникнуть в истину вещей. И путь к этой истине лежал не через эксперимент, а через логическое расчлене- ние понятий и уяснение их взаимосвязей, через формирование ло- гики как особой культуры мышления. За единством материи и идеи, так страдательного и деятельно- го начал угадывается некая направляющая сила, некая целесооб- разная заданность. Эту силу, связывающую материю и идею, мыс- лители античности называют «душой», а целесообразную задан- ность, особую запроектированность мира, называют «умом». Эта пара понятий трактовалась не как субъективно-человеческие об- разы, а как образы объективного космоса, как факторы, иниции- рующие все процессы в мире. Что касается человеческой души и человеческого ума, то они воспринимались как субъективное от- ражение объективных аналогов. Созерцая мир, мыслители античности видели, что наряду с це- лесообразностью имеет место и хаос, наряду с сознательностью присутствует стихийность. За этим взглядом на мир следовал вы- вод о некоем «единстве» целесообразного и стихийного, добра и зла. Это единство выше силы души и возможностей ума, ибо отве- чает не только за порядок, но и за хаос, не только за добро, но и за зло. Это единство — «Единое» трактуется как судьба, от которой не уйдешь, и которую следует принимать достойно. Глава III 29 30 И. И. Кальной. Философия Так сложился категориальный каркас античной философии, включающий в себя понятия: космос и хаос, материя и идея, душа и ум, единое и судьба. Отвечая на требования своего времени, мыслители античности ставят вопрос о начале начал: из чего возникает предметная ре- альность мира и во что она уходит? Поскольку космос восприни- мался как чувственно-предметная реальность, то не случайно ос- нователь Милетской школы Фалес (6–7 вв. до н. э.) делает вывод о том, что все начинается из «воды» и в нее возвращается. Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр (610–546 г. до н. э.) идет даль- ше. Он расширяет понятие начала до понятия «архэ», т. е. , до пер- воначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анакси- мандр называет «апейрон». Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, беско- нечный». Хотя апейрон вещественен, о нем ничего нельзя сказать кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной актив- ности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональ- ное, но и генетическое начало космоса. Он единственная причина рождения и гибели, «из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое исчезает по необходимости». Один из отцов средневе- ковья сетовал, что в своей космологической концепции Анакси- мандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодо- статочен. Он «все объемлет и всем управляет». Анаксимен (585–524 г. до н. э.) не удержался на высоте абстрак- тного мышления своего учителя. Первоначало всего сущего он усматривает а самой бескачественной из четырех стихий — возду- хе. И это первоначало называет — |