Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Общественное производство и его основные сферы

  • 3. Смысл истории и ее основные цели

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница34 из 44
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   44
    своев-
    ременность, обусловленная способом бытия общества.
    Социальные процессы имеют свои фазы и свою логику разви- тия. И многие действия, поступки людей имеют смысл лишь в том случае, если они совершаются в определенное время, обеспечивая
    Глава XV
    335

    336
    И. И. Кальной. Философия
    общую последовательность событий. И чтобы добиться желаемо- го результата, надо неукоснительно соблюдать эту последователь- ность.
    Чтобы состоялось коллективное действие, необходимо чтобы социальная активность каждого носила синхронный характер. В
    противном случае участникам совместной деятельности предсто- ит смоделировать образ басни И. А. Крылова «Рак, лебедь и щука».
    Коллективная деятельность предполагает разделение труда. Но чтобы это разделение обеспечивало заданную цель, оно должно быть согласовано и скоординировано по времени.
    Каждый вид социальной деятельности имеет свой интервал,
    предполагая время работы и время отдыха, время подготовки к действию и время конкретной технологической операции.
    Отмеченные функции имеют свою специфику в различных со- циокультурных образованиях, проявляясь по-разному в обществе традиционной культуры, в индустриальном или постиндустриаль- ном обществе.
    В целом же социальное время, демонстрируя свою длительность,
    последовательность и необратимость, позволяет в развитии конк- ретного общества выделять его прошлое, настоящее и будущее.
    2. Общественное производство
    и его основные сферы
    Деятельность как способ бытия общества, пространство как форма его проявления и время как форма осуществления социаль- ной жизни предопределяют вывод о том, что общество это не спон- танная совокупность, а закономерно развивающаяся историчес- кая общность людей, которая в своем развитии опирается не на деятельность вообще, а на конкретный тип общественного произ- водства, ориентированного на удовлетворение потребностей лю- дей конкретного общества.
    Общественное производство — это совокупность структурно организованных сфер жизнедеятельности людей, обеспечивающих воспроизводство человека и его отношений к миру.
    Категория «общественное производство» призвана выразить такое предельное основание социальной жизни как ее самосотво- ренность. Подобно тому, как обмен веществ между организмом и
    средой является условием жизни, так и общественное производ- ство является основанием общественной жизни. Распад обществен- ного производства означает летальный исход для общественной жизни, ибо только социально-организованный человеческий труд является подлинной субстанцией человеческого совместного бытия.
    В границах общественного производства люди удовлетворяют свои витальные потребности, реализуют свои духовные запросы,
    воспроизводят все богатство отношений человека к миру, заявля- ет о себе становление определенного типа личности.
    Способность общественного производства успешно решать разноплановые задачи свидетельствуют о его довольно сложной структуре, где роль взаимоувязанных элементов выполняют: ма- териальное и духовное производство; производство общественных отношений и «производство» определенного типа личности, спо- собной идентифицировать себя с конкретным обществом.
    Основу общественного производства составляет материальное
    производство, функционирование которого обеспечивается конкрет-
    ным способом производства.
    Способ производства представляет собой органическое един- ство производительных сил и производственных отношений. Про- изводительные силы имеют свою структуру, которая включает три взаимосвязанных элемента: природу как предмет (объект) труда,
    орудия труда и человека, наделенного навыками и способностью к конкретному труду.
    Успешное решение задачи освоения природы приводит к тому,
    что природа открывает новые грани своего бытия, что заставляет человека как производительную силу общества познавать эти гра- ни и совершенствовать старые орудия или создавать новые. Но- вые орудия труда несут не только новые возможности освоения природы, но и требуют совершенства старых навыков в осуществ- лении труда или формировании принципиально новых.
    Таким образом, производительные силы демонстрируют содер- жание саморазвития. Но это саморазвитие дано как потенциаль- ная возможность, которая обретает действительное содержание исключительно через определенную форму производственных от- ношений.
    Производственные отношения имеют собственную структуру,
    которая включает отношение собственности на средства произ-
    Глава XV
    337

    338
    И. И. Кальной. Философия
    водства (предмет труда и средства труда), отношение организа- ции производства и отношения обмена, распределения и потреб- ления.
    Производственные отношения не только обеспечивают функ- циональную связь между средствами производства и человеком как непосредственно производительной силой, но и выступают предпосылкой становления определенной социальной структуры общества.
    Социальная структура общества представляет собой совокуп- ность больших и малых социальных групп, различающихся по их отношению к средствам производства, по их роли в организации производства, по их возможностям решать вопрос обмена, рас- пределения и потребления произведенных благ, а стало быть и по сложившемуся месту в системе этого производства.
    Поскольку социальная структура констатирует социальное не- равенство людей, то это неравенство требует своего закрепления через политику, право и мораль в форме политической организа- ции и институтов политической системы общества.
    Пока форма производственных отношений обеспечивает фун- кционирование материального производства и развитие произво- дительных сил, общество не испытывает потрясений. Возникаю- щие коллизии в границах социальной структуры снимаются или через институт гражданского общества или через институт авто- ритета власти, т. е. через органы государства. Но как только на- личные производственные отношения из формы развития произ- водительных сил превращаются в их оковы, возникает историчес- кая неизбежность смены устаревших производственных отношений. Такова суть закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил
    97
    Условием функционирования материального производства яв- ляется достаточная сырьевая и энергетическая база, а также ква- лифицированная рабочая сила. Способом существования матери- ального производства является промышленная или сельскохозяй- ственная деятельность, которая осуществляется в сложившейся системе производственных отношений и осуществляется через кон- кретное экономическое сознание. Результатом материального про-
    97
    См.: Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф.
    Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6–7.
    изводства является продукт удовлетворения, в первую очередь,
    витальных потребностей человека, а во вторую очередь, воспро- изводство средств производства.
    Важным фактором успешного функционирования материаль- ного производства является духовное производство идей, проек-
    тов, концепций, имеющих различное познавательное, теоретичес-
    кое, прикладное и другое назначение.
    Духовное производство работает с информацией и ориентиро- вано на ее расширенное воспроизводство, что и определяет его специфику и особый статус в развитии общества.
    Способом существования духовного производства является научная, эстетическая, философская и религиозная деятельность,
    которая проявляется в форме научных, эстетических, философс- ких, религиозных отношений и осуществляется через соответству- ющие институты форм общественного сознания: академические образования науки и философии, учреждения искусства, церковь.
    и т. д.
    Духовное производство, будучи обусловленное уровнем и по- требностями развития всего общественного производства, не толь- ко выполняет социальные заказы материального производства,
    производства общественных отношений и формирования опреде- ленного типа личности конкретного общества, но и решает соб- ственные проблемы.
    Оно сохраняет преемственность с культурой прошлого своего этноса, осуществляет взаимосвязь с культурами других этносов,
    обеспечивает динамическое равновесие культуры и цивилизации,
    редактируя настоящее и формируя парадигму будущего. Благода- ря духовному производству духовность заявляет о себе как само- ценность, ибо, как справедливо отмечал С. Л. Франк, «обществен- ная жизнь, как жизнь человеческая есть по своему существу …
    жизнь духовная»
    98
    Следующей сферой общественного производства является по- стоянное воспроизводство общественных отношений, обеспечива-
    ющих коммуникативную взаимосвязь людей и вопросы социаль-
    ного управления. Эта задача решается через институты государ- ства и гражданского общества. В далеком вчера проблема
    Глава XV
    339 98
    Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 80.

    340
    И. И. Кальной. Философия
    взаимосвязи и взаимодействия людей решалась общиной, где об- щность интересов определяется единой общинной волей, а потреб- ности людей реализуются возможностями традиционного обще- ства. Община — это самая солидарная форма объединения людей из всех известных человечеству. Неслучайно историческое время общины назовут эпохой «золотого века», ибо степень доверия людей друг к другу, терпения и терпимости, понимания и призна- ния чрезвычайно высока, что обусловливает регламент отноше- ний через власть (волю) авторитета. Основным инструментом рег- ламента выступает нравственность с ее категориями добра и зла.
    Однако, не следует воспринимать общину как некое идеаль- ное общество. Большинство известных истории типов общины в большей или меньшей степени тоталитарны. Личные интересы ин- дивида приносятся в жертву, если речь идет о благополучии об- щины. За заботу, понимание и безопасность человек платит своей свободой.
    Несмотря на отсутствие аппарата управления и, следователь- но, средств внешнего принуждения, обычаи и нравы, господству- ющие в общине, обладают достаточным воспитательным эффек- том в границах общности людей, где все знают друг друга.
    Последующее развитие вело к потере чистоты кровного род- ства. Взаимосвязь и взаимодействие родов обусловило формиро- вание новой общности людей. На место рода приходит племя.
    Кровнородственные связи уступают место социальным связям.
    Возникает необходимость в институте социального управления,
    формируются условия инверсии власти авторитета в авторитет власти. Так возникает государство.
    Эволюция института власти была обусловлена дифференциа- цией общества, усложнением его социальной структуры. К функ- ции защиты общества от внешней угрозы добавляются экономи- ческая, правовая, фискальная, политическая и другие функции.
    Государство берет на себя решение вопроса оптимизации ком- муникативных связей и контроль за поведением людей. Эту зада- чу государство решает на базе полномочий, делегированных об- ществом. Выступая в качестве «соборной воли», государство си- лой принуждения осуществляет социальное управление,
    ограничивая индивидуальный произвол.
    Государство — исторично, оно порождается обществом и, сле-
    довательно, в перспективе должно исчезнуть. Но только тогда,
    когда надобность в ограничении свободы отпадет.
    Государство всегда выступало посредником в отношениях меж- ду индивидом и обществом. Разросшееся общество, которое пере- стало быть общиной, может существовать только в форме госу- дарственно организованного целого. Есть много определений го- сударства, носящих в основном негативный оттенок: «машина для угнетения человека», «институт подавления его свободы» и др.
    Сущность государства и его значения станут яснее, если понимать его как форму организации общества, предназначенную для про- ведения в жизнь таких начал социальной жизни, как порядок и законность. Государство — это некое состояние общества, кото- рое Гегель определил как «действительность нравственной идеи»
    99
    Русский философ И. А. Ильин понимал государство как живое братство, как Родину, объединенную публичным правом
    100
    Государство «перешагивает» через частные интересы и личные амбиции, ибо руководствуется идеей целостности общества. Оно прибегает к насилию, но редко кто упрекает его за это. Солдат на войне умирает не за машину подавления, а за Родину. Люди воо- чию убеждаются, зачем им нужно государство во времена граж- данских войн и революций, когда отсутствие власти государства трагически сказывается на судьбе каждого.
    Длительное время государство выступало практически един- ственной формой организации общественной жизни. Оно узурпи- ровало право на обеспечение всех общественных потребностей человека, организуя и направляя всякую социально значимую де- ятельность. Возможности для внегосударственной общественной деятельности появляются только в конце XVIII — начале XIX в.
    Именно тогда в работах деятелей французского Просвещения и появилось выражение «гражданское общество».
    Гражданское общество — это независимая от государства часть общества с развитыми экономическими, политическими, право- выми и нравственными отношениями между его членами. В поли- тической сфере и сфере права основное требование гражданского общества — свобода личности. В области экономики — свобода частного предпринимательства. В области морали — свобода
    Глава XV
    341 99
    Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 279.
    100
    См.: Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 257–270.

    342
    И. И. Кальной. Философия
    нравственного выбора. Именно эти критерии экономической, по- литической, правовой и нравственной свободы обеспечивают ста- новление и развитие гражданского общества.
    Институт гражданского общества не только не исключает, но и предполагает наличие и функционирование института государ- ства. Гражданское общество лишь пытается смягчить авторитет власти, сделать ее более толерантной, избавляя государство от целого ряда неполитических функций.
    Гражданское общество организует свои структуры, которые,
    дистанцируясь от структур политической системы, оказывают эффективное влияние на политику государства. Складывается по- литическая организация общества, которая наряду с его полити- ческой системой включает общественные организации, народные движения, ассоциации и другие социальные образования, обеспе- чивающие децентрализацию авторитета власти. По мере разви- тия общества, как правило, сужается сектор государственной вла- сти и расширяется сектор гражданского общества.
    Таким образом, способом существования производства обще- ственных отношений является организованная и целенаправлен- ная политическая, правовая и морально-нравственная деятель- ность в системе политики, права и морали. «Ахиллесова пята» это- го производства состоит в реальной возможности абсолютизации политического компонента.
    Нарушение паритетного начала в системе «политика–право–
    мораль», игнорирование возможностей института гражданского общества приводит к перекосам в развитии общества, что нахо- дит свое проявление в реализации политического тоталитаризма,
    когда право и мораль призваны обеспечивать не общество, а по- литическую конъюнктуру.
    И наконец, последней и в то же время самой важной сферой общественного производства является формирование определен-
    ного типа личности, воспитание общественного человека. Спосо- бом осуществления этого производства является педагогическая деятельность в семье, школе, трудовом коллективе, которая осу- ществляется в системе субъектно-объектных отношений, где в ка- честве объекта воспитания выступает потенциал субъекта. По- скольку его экзистенция осуществляется через становление и раз- витие, то и в этом случае имеет место своя дилемма. Либо усилиями
    воспитателей общество получает объект манипулирования (ман- курта), либо — подлинную личность, яркую индивидуальность.
    Все сферы общественного производства структурно организо- ваны. Их взаимосвязь, формы взаимодействия, причинно-след- ственная обусловленность свидетельствуют о том, что обществен- ное производство представляет собой органическое единство структурно организованных сфер жизнедеятельности людей,
    обеспечивающих становление и развитие человека и его отноше- ний к миру в системе «природа — общество — человек».
    Выделяя специфическое значение материального производства,
    особую роль духовного производства, особенность воспроизвод- ства общественных отношений и формирование определенного типа личности, следует иметь в виду, что этот особый статус они получили лишь в результате общественного разделения труда. Но противопоставление умственного и физического труда носит от- носительный характер, ибо любой труд содержит свою меру иде- ального и материального. И важно не различие., а общее этих ви- дов трудовой деятельности человека. У них единая природа. Это общественный труд с его способностью производить не только вещи или идеи, но и общественные отношения, содержание кото- рых определяет характер материальной или духовной деятельно- сти, направленной либо на углубление отчуждения в системе «при- рода–общество–человек», либо на решение задачи формирования человечного общества и воспитания общественного человека.
    3. Смысл истории и ее основные цели
    Одна из существенных характеристик общества — его исто- ричность. В отличие от природы, общество развивается во време- ни, имеет свою историю. Факт исторически общественной жизни означает очень многое. Прежде всего, то, что нынешнее ее состоя- ние есть лишь звено в длинной цепи развития, начало которого кроется в глубине веков, а конец теряется в туманном будущем.
    История общества на уровне обыденного сознания восприни- мается как череда сменяющих друг друга эпох, событий, личнос- тей. На вопрос, что такое история, многие ответят: «История —
    это то, что было в прошлом до нас». Но, с научной точки зрения,
    это неправильный ответ. «До нас» было много чего интересного и
    Глава XV
    343

    344
    И. И. Кальной. Философия
    неинтересного, героического и трагического, возвышенного и низ- менного. Возникали и гибли культуры, уходили под воду матери- ки, происходили гигантские природные и социальные катастро- фы. Но можно ли считать это историей?
    Историки не в состоянии описать все, что было до нас. Это не- возможно, да и не нужно. Жизнь складывается из различных фак- торов, событий, происшествий. Одни из них являются незначи- тельными, а другие, напротив, формируют содержание и облик общественной жизни, запечатлеваются в письменных текстах, про- изведениях искусства, памятниках материальной культуры. В об- щественной жизни есть основное, определяющее, а есть второсте- пенное. Именно первое и составляет содержание истории. Исто- рики выбирают из разбросанной по самым различным источникам информации о прошлом то, что им кажется важным, и доносят это до нас в своих исследованиях.
    Читая книги по истории крестовых походов, истории Рима,
    истории медицины и т. д., мы знакомимся вовсе не с действитель- ным ходом крестовых завоеваний и не с действительной историей
    Рима, а с тем, как их «видят» историки. Историки тоже люди и им присущи человеческие слабости. Они принадлежат определенной эпохе, живут в определенной стране, являются представителями определенной социальной группы, преследующей свои интересы в границах своего времени. И эти «определенности» предопреде- ляют характер и направленность работы историков. И вот мы уже различаем историю России Карамзина и Щербатова, Соловьева,
    Ключевского и Платонова.
    Это понятно и естественно, но при этом остается открытым вопрос, а существует ли «единственно» верная история. И ответ на этот вопрос пытается дать философия истории, предметом ко- торой является исторически значимое содержание общественной жизни, историческое.
    Бытие общества, как структурно организованный уровень бы- тия в мире располагает своим способом существования, своей фор- мой проявления и своей формой осуществления, что позволяет сделать вывод о том, что нет и не может быть общества вообще, а есть всегда конкретное общество в своем становлении и развитии.
    Более того, история свидетельствует о многообразии вариантов общественного развития и разнообразии процессов и событий,
    протекающих в границах этого развития. Все это затрудняет от- вет на вопрос «что есть история и что есть историческое?»
    Традиционно ответ на поставленный вопрос решается либо с позиции субъективизма, либо с позиции объективизма.
    Суть первого подхода заключается в том, что под историей понимается то прошлое, которое имеет смысл и значение для на- стоящего. И только исследователь придает статус «историческо- го» тем событиям, который он почерпнул из прошлого, руковод- ствуясь своими ценностными ориентирами, своими культурными,
    политическими, религиозными и философскими симпатиями и антипатиями. Историческое в этом случае выступает не как онто- логическая укорененностьт объективной действительности, а как субъективная конструкция, творчество исследователя.
    Суть второго подхода наиболее зримо выразил Г. Гегель. Не- мецкий мыслитель сформулировал гносеологический принцип объективности при рассмотрении объекта познания. «Когда я мыслю,— отмечает Г. Гегель,— я отказываюсь от моей субъектив- ной особенности, углубляюсь в предмет, представляю мышлению действовать самостоятельно, и я мыслю плохо, если я прибавляю что-нибудь от себя»
    101
    . Другими словами, только придерживаясь принципа объективности, можно представить историю в качестве объективного процесса, содержание которого можно открыть, но нельзя конструировать.
    Если античность в основе исторического процесса видит судь- бу, а средневековье — творчество Бога, то Новое время предло- жило три концепции: натуралистическую, идеалистическую и эко- номическую. В качестве движущей силы истории в них рассмат- риваются природа человека, идеи и экономические отношения.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   44


    написать администратору сайта