Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
Контрольные вопросы и задания 1. Определите понятие «природа» и сделайте сравнительный анализ с понятиями «среда», «географическая среда». 2. Проследите становление и эволюцию натурфилософии. 3. В чем заключается общее и особенное в действии законов развития природы и общества? 4. Проанализируйте основные исторические этапы взаимодействия при- роды и общества. 5. Дайте перечень и оценку методологических принципов взаимосвязи природы и человека, которые сформулировал Г. Гегель в своей «Фи- лософии природы». 6. Определите основные условия обеспечения жизни человека на Земле и дайте оценку их состояния. 7. Экологическая проблема — это экономическая, социально-политичес- кая или мировоззренческая проблема? 8. Научно-технический прогресс внес свой «вклад» в экологический кри- зис, может ли он создать условия, средства разрешения этого кризи- са? 9. Что такое коэволюция, насколько обоснованы ее претензии стать но- вой парадигмой человечества в XXI в.? 10. Дайте перечень основных глобальных проблем современности и оп- ределите их сущность. 11. Что такое ноосфера и каков ее эвристический потенциал? Литература 1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989. 2. Вернадский В. И. Живое вещество. М., 1978. 3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1993. 4. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. 5. Кузнецов Г. А. Экология и будущее. М., 1988. 6. Марков Б. В. Разум и сердце. СПб., 1993. 7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. 8. Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989. 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986. 10. Серебровская К. Б. Сущность жизни. М., 1994. 11. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. М., 1983. 12. Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978. 13. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. 14. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. Глава XIV 327 Глава XV Ф И Л О С О Ф И Я О Б Щ Е С Т В А 1. Общество как объект философского анализа. 2. Общественное производство и его основные сферы. 3. Смысл истории и ее основные цели. Ключевые понятия Государство — институт регламента общественной жизни, для которого характерно организованное и легитимное применение власти в целях упорядочения общественных отношений; автори- тет власти. Гражданское общество — институт социальной жизни, усилия которого направлены на обеспечение условий и развития челове- ческой жизнедеятельности как на уровне индивида, так и на уров- не больших или малых социальных групп на достижение солидар- ности и справедливости. Индустриальное общество — стадия общественного развития, для которой характерен высокий уровень промышленного произ- водства, ориентированный на массовый выпуск товаров потреб- ления длительного пользования. Информационное общество — стадия в развитии человечества, когда физический труд, как основа индустриального общества, уступает место информации и знанию. История — закономерное и целенаправленное развитие обще- ства, содержанием которого является становление и развитие сущ- ностных сил общественного человека. Общество — структурно организованный уровень бытия в мире, имеющий свой специфический способ существования, свою форму проявления и свою форму осуществления. Это исторически сло- жившаяся совместная, организованная жизнедеятельность людей. Общественное производство — это органическое единство структурно-организованных сфер жизнедеятельности людей, обес- печивающих становление и развитие человека и его отношений к миру в системе «природа—общество—человек». Назначение XV главы учебника заключается в том, чтобы рас- смотреть общество как объект философского анализа, пока- зать способ его бытия, а также формы его проявления и осуще- ствления; рассмотреть уровни его структурной организации, обеспечивающие жизнедеятельность людей; раскрыть содержа- ние смысла истории и привлечь внимание к феномену «футуро- шока». 1. Общество как объект философского анализа Феномен общества многоаспектен, а поэтому является объек- том пристального внимания истории и экономической теории, этнографии и демографии, политологии и социологии. Что каса- ется философии, то ее интересуют не характеристика содержания общества на ровне единичного, а предельные основания, свиде- тельствующие о способе существования общества, а также фор- мах его проявления и осуществления. Такой подход обеспечивает философии возможность выполнить свою методологическую фун- кцию, решить проблему соотношения общего и единичного, пре- допределив поиск особенного, специфического при исследо- вании общества как объекта особого внимания. Общество как бытие в мире имеет свою специфику. Этот уро- вень бытия представляет собой самоорганизующуюся систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимодействуют с учетом осознанного понимания принципа субординации и координации. Способом бытия общества выступает организованная совместная деятельность людей. Формой проявления этого структурно орга- низованного бытия в мире является социальное пространство — ойкумена. И наконец, формой осуществления этого бытия являет- ся социальное время. Глава XV 329 330 И. И. Кальной. Философия Способ бытия людей Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему европейское, но в каждом случае речь идет о способе существования конкретного социального образования, о формах взаимосвязи и взаимодействия, о формах объединения людей на основе своего и только своего интереса как осознанной человеческой потребности, которая может быть осуществлена только в условиях определенной деятельности. Понятие «деятельность» сродни понятиям «движение», «актив- ность», «поведение». Если движение является способом существо- вания бытия мира, а активность — условием жизни, то поведение животных и деятельность людей являются способом их бытия. Деятельность можно определить как способ бытия людей, осво- ения мира и удовлетворения потребностей и интересов человека. Будучи способом бытия людей, деятельность имеет целевой характер. Искусством построения сот пчела может действительно посрамить архитектора, но любой строитель прежде чем начинать работу над строительством конкретного объекта, должен построить этот объект в своей голове. Он должен иметь четкую и ясную цель. Деятельность предполагает самокорректировку. Это значит, что в процессе деятельности могут возникать новые обстоятельства, новые интересы и тогда может быть осуществлена саморегулиров- ка в системе отношения субъекта и объекта деятельности, что при- водит к существенному редактированию цели. В деятельности заложена тенденция к совершенству. Это еще одна ее характерная черта. В процессе деятельности открываются новые возможности освоения объекта, которые потребуют новых знаний и новых навыков от субъекта деятельности. Дальнейшее осуществление этих знаний и навыков обеспечивает дорогу кор- ректировки цели и ее реализации в более совершенных формах. Деятельность изначально ориентирована на решение проблемы познания и на преобразование объекта интереса. Только познание объекта интереса способно отредактировать цель деятельности и определить оптимальные пути преобразования объекта с учетом сложившихся потребностей. Все эти характеристики деятельности и обеспечили возможность человеку создать искусственную природу как благоприятную сре- ду своего обитания и осуществления. Благодаря этим характерис- тикам деятельность заявила о себе как способ бытия людей, как способ освоения людьми мира, как способ удовлетворения их по- требностей и интересов. Субъектом деятельности человека делает его активность, фак- торами которой являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Первые обусловлены необходимостью обмена веществ между человеческим организмом и средой его оби- тания. Они имеют характер простого воспроизводства. Исключе- ние составляет патология. Социальные потребности обусловлены уровнем развития об- щества, культурой человека. Они имеют характер расширенного воспроизводства. Удовлетворение одних потребностей рождает другие. К социальным потребностям относятся потребности об- щения; познания и самопознания; самопроектирования и самовы- ражения; потребности в творчестве, любви и милосердии; потреб- ность делать добро и дарить красоту. Поскольку человек не животное, а социальное существо, то его витальные потребности несут на себе печать и социальных, прак- тически, не проявляясь в чистом виде. Разделяют потребности и по другим основаниям. Традицион- но выделяют: индивидуальные и общественные потребности; ма- териальные и духовные, здоровые и противоестественные. При- мером противоестественных потребностей могут быть квазипот- ребности табака, алкоголя, наркотиков. Удовольствие от них обманчиво, а вред очевиден. Формой осознания потребностей является интерес, как непос- редственный осознанный побудитель активности человека. Осоз- нанная потребность — это уже реальная причина, непосредствен- ный мотив деятельности. Интересы также различаются по основаниям: по степени общ- ности выделяют индивидуальные, корпоративные и общественные интересы. По сфере направленности различают экономические, политические, научные, правовые, эстетические, религиозные, эко- логические и другие интересы. По характеру субъекта социаль- ной активности выделяют государственные и национальные, Глава XV 331 332 И. И. Кальной. Философия партийные и возрастные интересы. По степени осознанности раз- личают интересы стихийные и сознательные. По осуществлению выделяют интересы реальные и интересы надуманные (утопичес- кие). И наконец, по отношению к тенденциям общественного раз- вития различают просоциальные, асоциальные и антисоциальные интересы. Представленный спектр потребностей и интересов свидетельству- ет о том, что они являются генератором активности человека, от- правной точкой отсчета его деятельности. Пока потребность не удовлетворена, человек остается недоволен собой, испытывает со- стояние психологического дискомфорта и желание его преодолеть. Таким образом, социальная активность предполагает осознан- ную потребность, которая заявляет о себе как необходимость. Только осознанная потребность делает человека субъектом дея- тельности. Мера активности и способности быть субъектом дея- тельности резко понижается, когда человек осознает свой статус в качестве объекта манипулирования, когда он становится залож- ником чужой воли. Подлинным субъектом деятельности индивид может быть только в том случае, если он опирается на собствен- ные интересы и реализует их в деятельности как самодеятельнос- ти, через общение и труд. Деятельность имеет свою структуру, элементами которой выс- тупают субъект деятельности и объект деятельности. Это отноше- ние предполагает довольно сложную систему посредника, ориен- тированного на обеспечение смысла деятельности; формирование концепции деятельности на основе идеи деятельности; формиро- вание идеала деятельности как отправной точки построения про- екта деятельности и ее нормативных целей, конкретизации задачи и средств обеспечения деятельности; формирование установки на действие, конкретные технологические операции и достижение результата. Следует отметить, что ценностные ориентиры субъекта обес- печивают идею деятельности, которая трансформируется в идеал или идол деятельности. Последующие тактико-технические фак- торы деятельности обеспечат результат, но в первом случае он приумножит Благо, а во втором случае — Зло. Поскольку общество как определенный уровень бытия в мире является аналогом бытия мира, то в нем можно обнаружить все виды бытийной реальности: объективную, субъективную и транс- цендентную, что позволяет вести речь и о различных видах дея- тельности, выделяя деятельность как субъективное познание и са- мопознание; деятельность как объективное освоение и преобра- зование мира; деятельность как «глубинное общение», приобщение общества к вечному и бесконечному, трансцендентному. Все виды деятельности являются продолжением логики обще- ственного развития, где конкретная форма общественного созна- ния предполагает наличие определенного социального институ- та, определенной формы общественных отношений и определен- ной формы деятельности. Например, правовое общественное сознание предполагает наличие института государства, правовых отношений и механизма правового поведения людей. Если два вида деятельности (субъективная и объективная) оче- видны и не требуют своего доказательства, то этого не скажешь о трансцендентном виде, который носит неявный характер и кос- венное обоснование. Суть последнего заключается в том, что без ориентира на вечность и бесконечность мира и его развития, об- щество и человек этого общества прозябает в мире конечного и иллюзорного, исповедуя принцип «здесь и только сейчас». Такое общество, не имея перспективы, порождает экстремизм и авантю- ризм. Для него феномен Чернобыля, терроризма, диктатуры, ско- рее правило, чем исключение. Только ориентир на вечность мира и бесконечность его развития обеспечивают стабильность и перс- пективы как для общества, так и для человека. Социальное пространство Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человеческого фактора и природных условий. Ойкумена обес- печивает не только взаимосвязь и взаимодействие природы и человека, но и формирует уникальную и неповторимую первич- ную культуру со своими архетипами сознания и поведения, обы- чаями и традициями, со своими ценностными ориентирами. А дальше включается механизм расширенного воспроизводства куль- туры конкретного народа, определяющей его характер и его судь- бу: быть дестроером — разрушителем других культур; быть стро- Глава XV 333 334 И. И. Кальной. Философия ительным материалом для других народов или быть творцом — демиургом, определяющим направленность общей истории чело- вечества, вносящим смысл в его историю. В каждом случае перс- пектива определяется неповторимым единством природных усло- вий и человеческого фактора, органическим единством конкрет- ной природы и конкретного общества. Сложившаяся культура ойкумены определяет содержание про- цесса антропосоциогенеза, задает вертикаль преемственности в развитии конкретного народа, что не исключает возможность го- ризонтальных связей с культурами других народов, открывающих процесс взаимовлияния. Благодаря социальному пространству формируется «тело» об- щества, оформляется его «душа». Тело социального бытия пред- ставляют социальные институты и социальные процессы, локали- зованные в рамках конкретной географической сферы. Душа со- циального бытия представлена его культурой, несущей на себе печать уже не только конкретной географической среды, но и вза- имосвязи с культурами других народов. От биологического пространства социальное отличается пре- вращенной формой человеческого фактора, определяющего исто- ричность пространства, его неоднородность и иерархию. По сво- ему качеству это уже иное пространство по сравнению с простран- ством такого структурно организованного бытия в мире как природа. Оно обеспечивает особую форму проявления общества через многообразие видов его деятельности. Социальное время Формой осуществления общества как конкретного уровня бы- тия в мире является социальное время. Как и время природы социальное время одномерно, асиммет- рично и необратимо. Однонаправленность времени обусловлена природой причинно-следственных отношений, общей необрати- мостью процесса общественного развития, исключающего абсо- лютное повторение количественных изменений или их цикличес- кий характер. Специфика социального времени определяется особым спосо- бом бытия общества, особой формой его проявления. Оно несет на себе печать общественной жизнедеятельности в рамках конк- ретной ойкумены. Поэтому имеет смысл вести речь не о социаль- ном времени вообще, а о времени осуществления конкретного со- циокультурного образования, но при этом не забывая что обще- ство развивается не только в своем времени, но и во времени су- ществования Земли и Солнечной системы, ибо собственное время осуществления общества находится в определенном соответствии с внешним временем осуществления больших систем. Таковыми по отношению к социальному времени является световое, геоло- гическое и биологическое время. Что касается социального времени, то его темпоральность за- висит от уровня развития производительных сил, формы произ- водственных отношений того способа производства, который оп- ределяет социальную структуру общества, его политическую орга- низацию, состояние духовного производства и т. д. Социальное время проявляется в двух ипостасях, как количе- ственная и как качественная характеристика протекающих собы- тий. Количественную характеристику времени отсчитывают часы и календари. С их помощью можно идентифицировать скорость и продолжительность различных событий. Они позволяют челове- ку ориентироваться в пространстве, координировать свою деятель- ность, вписываться в социальную реальность. Качественная характеристика времени связана с социальными изменениями и выступает как онтологическое свойство событий и процессов социальной действительности. В социальных процес- сах время заявляет о себе по-разному: одни события протекают быстро, другие — медленно; одни характеризуются естественной заданностью, другие — социальными обстоятельствами и. т. п. Социальное время выполняет ряд функций, среди которых тра- диционно выделяют: своевременность, последовательность, синх- ронность, координационность и интервальность. На работу и в театр ходят в определенное время. Транспорт ориентирован на расписание. Вся система обеспечения человечес- кой жизнедеятельности имеет свой регламент. За этим стоит не простая согласованность конвенционального характера, а |