Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
Контрольные вопросы и задания 1. Имеет ли смысл человеческая жизнь? 2. С какими трудностями сталкивается исследователь, определяя смысл жизни? 3. Как решалась проблема смерти и бессмертия в историко-философс- кой традиции? 4. Определите 5 (пять) ступеней освоения смерти неизлечимо больными в пользу бессмертия человека. 5. Какими аргументами оперируют сторонники бессмертия человека и как на них реагируют скептики? 6. Имеет человек право на самоубийство? 7. Вправе ли общество лишать человека жизни? 8. Дайте определение свободы и проследите рассмотрение феномена сво- боды в истории философии. 9. Расшифруйте парадокс феномена свободы: «Свобода одновременно требует самоутверждения и самоограничения». 10. Можно ли оставаться человеком, будучи лишенным свободы? 11. Дайте определение и оценку концепции «естественного права». 12. В каких документах концепция «естественного права» нашла свое выражение? 13. Когда возникает аксиология как один из разделов теоретической фи- лософии? 14. Дайте сравнительный анализ натуралистическому психологизму, трансцендентализму, релятивизму и историзму как учениям о ценнос- тях бытия. 15. Что такое ценностный ориентир индивида и каково его содержание? 16. Дайте определение феномену отчуждения и укажите основные формы его проявления. 17. Чем обусловлена специфика отчуждения?. 18. Если отчуждение — закономерность общественного развития, мож- но ли ему противостоять? Глава XVII 415 416 И. И. Кальной. Философия Литература 1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. 2. Бахтин М. М. Философия поступка // Философия и социология тех- ники. Ежегодник. 1984—1985. М., 1986. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992. 4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 5. Бубер М. «Я» и «Ты». М., 1993. 6. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. 7. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990. 8. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1991. 9. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. 10. Кальной И. И. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь, 1990. 11. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 12. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 13. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. 14. Марк Аврелий. Размышления. М., 1985. 15. Монтень М. Опыты. М., 1992. 16. Паскаль Б. Мысли. СПб., 1994. 17. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. М., 1993. 18. Смысл жизни. Антология. М., 1994. 19. Смысл жизни. Диалог мировоззрений. Н. Новгород, 1992. 20. Феномен человека: Антология. М., 1993. 21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 22. Франк С. Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1993. 23. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 24. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 25. Хейзинга Й. Нomo ludens. М., 1992. 26. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1, 2. М., 1991, 1994. 27. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. 28. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1965. Глава XVIII ЧЕЛОВЕК И МИР НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА 1. Конец XX века как завершение эпохи модерна. 2. Мир перед лицом глобальных проблем. 3. Современное общество в условиях постмодерна. 4. Кризис классического либерализма и новые модели солидар- ности. 5. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке. Ключевые понятия Коммунитаризм — направление в социально-политической те- ории, утверждающее, что оптимальными формами позволяющи- ми реализовать идеалы солидарности, справедливости и преодо- леть отчуждение между человеком и обществом, являются неболь- шие социальные общности людей. Либерализм — политико-правовая ориентация, основанная на признании политических и экономических прав индивида, пони- маемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. Модерн — период европейской истории с XVII по первую по- ловину XX столетия, в течение которого происходило формирова- ние и развитие основных институтов западного общества: капита- листического способа производства, либерального государства, гражданского общества. Отличительными чертами модерна явля- ются «формальный»рационализм и техницизм. Постмодерн — состояние общества, которое исчерпало потен- циал модернизации и ищет новые формы идентичности. Для ситу- 418 И. И. Кальной. Философия ации постмодерна характерен плюрализм жизненных форм, отсут- ствие единого смыслового центра культуры, обобщающих и леги- тимирующих инстанций. Солидарность — общность интересов и целей, ориентирован- нная на согласованность в действиях и совместную ответственность за их результаты. Справедливость — нравственное начало общественной жизни, выступающее условием осуществления всех остальных моральных ценностей. Справедливость включает в себя требование равенства прав людей на осуществление своих жизненных проектов, соответ- ствие между деянием и воздаянием, заслугами и их признанием. Традиционное общество — общество, в котором чтут традиции, созданные и передаваемые от поколения к поколению без измене- ния. Отличается политической стабильностью. Трайбализм — стремление к обособлению на основе родопле- менных признаков. Проявляется в политической ставке на едино- кровников. Цивилизация — ступень развития общества, для которой харак- терна доминанта репродуктивной деятельности, особый тип мен- талитета, ориентированного на комфорт и потребление. Назначение XVIII главы учебника состоит в том, чтобы на ос- нове историко-философского анализа показать сущность эпохи мо- дерна и ее завершение на рубеже XXI века; заострить внимание студенческой молодежи на то, что современный мир стоит перед лицом глобальных проблем; показать суть переходного периода от модерна к новому состоянию, продемонстрировав кризис классичес- кого либерализма и формирование на рубеже XXI века новой соци- альной реальности в форме мультикультурного общества; дать в целом оценку перспективы человечества, обосновав необходимость новой парадигмы общественного развития. 1. Конец XX века как завершение эпохи модерна Рубеж XX–XXI вв. означает смену не только столетий, но и тысячелетий. Время является одной из существенных онтологи- ческих характеристик бытия общества и бытия человека. Это фор- ма осуществления их способа жизни и ее проявления. Время де- монстрирует динамизм содержания общественной жизни, ее ко- личественные изменения и новое качество, свидетельствующее об эволюции человечества, о необратимости процессов развития об- щества и развития человека. Традиционно историю человечества исчисляют периодом в 50 тысяч лет. Если взять в качестве средней продолжительности жизни возраст в 62 года, то получим 800 поколений. Из них 650 — человек провел в пещере. 70 последних поколений формируют письменную культуру, нарабатывают традиции и только на долю последних поколений выпало потрясающее количество событий, открытий, материальных и духовных благ. «Вчера» сельское хо- зяйство перестало быть основой цивилизации, а «сегодня» пред- ставители умственного труда превысили число работников физи- ческого труда. Информация обрела тотальный характер. Средства связи и общения буквально опоясали земной шар 128 В этих условиях анализ прошлого является предпосылкой оп- ределения перспективы на будущее. В конце XX в. человечество переживает завершение эпохи, ко- торую в 70-х гг. окрестили звучным термином «модерн». Истоки этой жизни начинаются, когда Данте Алигьери исполнил гимн земному предназначению человека, а мыслители Ренессанса обо- сновали право человека на свободу выбора подняться до заоблач- ных высот или опуститься до скотского состояния. Идея антро- поцентризма несла в себе идею рационализма. Единство этих идей не только взорвало парадигму теоцентризма средневековья, но и определило судьбу общества традиционных отношений. Традиционное общество самодостаточно. Эта самодостаточ- ность обеспечивается религиозной идеей, согласно которой мир и человек являются актом божественного творения и не нуждаются в каком-либо улучшении, ибо нельзя совершенствовать совершен- ное. Жизнь традиционного общества обеспечивается передавае- мыми из поколения в поколения обычаями, нормами поведения. Если в обществе возникают коллизии, то они свидетельствуют, что люди отошли от первоначального бытия, нарушили традиции. А посему следует вернуться к истокам, соединить разорванную связь времен и жить так, как жили предки. Глава XVIII 419 128 См.: Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985; Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. 420 И. И. Кальной. Философия Рационализированный антропоцентризм взорвал общество традиционных отношений. Средством модернизации обществен- ной жизни стала рационализация, то есть преобразование систе- мы «природа — общество — человек» в соответствии с требова- ниями разума. В онтологическом плане это означало кардинальные измене- ния в истории человечества: разрыв с традициями, признание при- оритета общества над природой, торжество разума. В социально- политическом плане это вылилось в завершении процесса перво- начального накопления капитала и становлении капи- талистического способа производства, где уровню и характеру производительных сил отвечали буржуазные производственные отношения. Сложившаяся форма производственных отношений иницииро- вала приоритет оформления социальной жизни через «порядок», «ограничение», «покорение», «организацию». Формальная раци- ональность определила отношение общества к природе и отноше- ние людей в обществе. Фетишизация товара, денег и капитала вызвала к жизни одиозные формы отчуждения людей от собствен- ности, культуры и власти. Персонификация общественных отно- шений и деперсонификация людей стали нормой. Традиционное общество опиралось на систему незыблемых нравственных установок, ценностей и институтов их поддержива- ющих. Эти установки и ценности были просты и понятны каждо- му человеку, а их роль в обеспечении общественной стабильности никем не оспаривалась. «Что такое хорошо, и что такое плохо» было известно человеку традиционного общества с момента рож- дения и не менялось до самой его смерти. Эпоха модерна, подо- рвав традицию, разрушила и веру в абсолютность нравственных норм. Мораль была вытеснена из сферы публичной жизни, пере- стала играть в ней роль стабилизирующего фактора. На первое место выходит политика как концентрированное выражение эко- номики. Отношение к нравственности объясняется общей тенден- цией с недоверием, а то и с презрением относиться ко всему, что не может быть просчитано, что не поддается рационализации. Рационализация общественной жизни означала и ее демисти- фикацию, снятие покровов таинственности с природного и соци- ального бытия через их прояснение средствами науки, техники и рациональной организации. Поэтому созвучными и адекватными этой эпохе были теоретические поиски, которые ставили своей целью не абстрактные метафизические рассуждения, а поиск и со- здание схем, помогающих преодолеть хаос эмпирического бытия. Людям нужны не Бог и не Абсолютные истины добра, спра- ведливости. Им нужны четкие, понятные и — самое главное — ре- ализуемые гарантии. Место духовности занимает просчитанная экономическая выгода. Эпоха модерна с самого начала базировалась на уверенности в том, что с помощью рационального подхода к образованию, по- литике, образу жизни и мысли можно заново пересоздать мир, покорить природу, осчастливить человека. В принципе стремление людей сделать мир устроенным, безо- пасным и комфортным не содержит в себе ничего плохого. Это вполне естественное, понятное и оправданное желание. Оно при- суще человеку изначально и является материализацией фундамен- тальной идеи, определяющей как содержание частной жизни че- ловека, так и направление исторического процесса. В качестве та- ковой выступает идея спасения, представляющая религиозно обработанное стремление людей избавиться от страданий. Модерн не отказался от идеи спасения, он ее лишь десакрализовал, транс- формировав в идею свободы. Свобода — вот та высшая ценность, во имя которой человек эпохи модерна живет и действует. «Освободиться» означает для него сделать понятной и управляемой окружающую действитель- ность, удалить из нее все то, что не поддается рационализации. В хозяйственной сфере эпоха модерна характеризуется возник- новением и развитием свободной рыночной экономики, базирую- щейся на идее, что логика рынка является наиболее рациональ- ной, а значит, обеспечивает наибольшую эффективность. В политической области модернизация шла по пути постепен- ного вытеснения отживших феодально-монархических порядков новыми, либерально-демократическими институтами. Свобода не может зависеть от капризов одного человека — таково главное политическое и правовое требование эпохи модерна. В работах Дж. Локка, Т. Гоббса и других либерально ориентированных мыс- лителей раннего Нового времени были обоснованы исходные принципы такого общественного порядка, при котором наиболее полно реализуется главная ценность человека — его свобода. Глава XVIII 421 422 И. И. Кальной. Философия Качественные изменения произошли и в образе жизни челове- ка новой эпохи. Религия, долгое время активно вмешивающаяся в частную жизнь индивида и определявшая основные параметры его бытия, была объявлена личным делом человека. Этим объясняет- ся, в частности, успех протестантской версии христианства, соче- тавшей в себе жесткий аскетический рационализм, свободу и пред- приимчивость индивида с одной стороны, и высокую набож- ность — с другой. Таким образом, модерн может быть понят как попытка пост- роить жизнь на базе одной, фундаментальной ценности — разу- ма. Результаты этой попытки не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, в результате этой, длившейся почти 500 лет, рационализации жизни построено величественное здание новоев- ропейской цивилизации, где гарантированы максимально возмож- ные свободы индивида, а его физическое бытие достигло макси- мально возможного комфорта. Но, с другой стороны, рационали- зация привела к расщеплению единого смыслового поля культуры на множество обособленных друг от друга автономных сфер. Этот факт стал полной неожиданностью даже для сторонников модерна. Рационализация есть преобразование действительности в со- ответствии с законами разума, которые едины, универсальны, все- общи. По логике это означает, среди прочего, унифицирование мира, более тесное сближение культур. Формальная рационали- зация означает стандартизацию жизни. Но помимо нее существу- ет еще и ценностная рационализация. Преобразуя действительность, люди действуют не только в со- ответствии с логикой целерационального поведения, но и сооб- разно своим представлениям о справедливости, красоте, правах человека. Формальная рационализация предполагает максимальное со- впадение логики действия и имманентной логики развития объек- та, на который направлено это действие. В результате отдельные сферы действительности под воздействием этой внутренней логи- ки, все более и более обособлялись от субъекта действия. Эконо- мика совершенствуется только ради экономики, политика — ради политики, право также становится сферой нормативности, безраз- личной к человеку. Мир, с одной стороны, становится более ясным и прозрачным, а, с другой — все более усложняется из-за дифференциации и спе- циализации отдельных его частей. Стремление объяснить логику мира и незаслуженность страданий от мира требует теоретичес- кой рефлексии и рационализации образа жизни. Но одновремен- но в результате ценностной рационализации, мир становится все более и более многообразным. Он теряет свой единый смысловой центр. Философы первыми осознали ограниченность рационали- стической парадигмы, что дало повод к разговору о «конце исто- рии». Современный американский политолог Ф. Фукуяма пишет по этому поводу: «Конец истории печален. Борьба за признание, го- товность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идео- логическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализ- ма, — вместо всего этого — экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощ- ренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый му- зей человеческой истории» 129 . Завершение истории понимается как завершение периода развития человечества и начала периода про- сто жизни: без открытий и революций, без свершений и стремле- ний к запредельным идеалам. Этакое спокойное, сытое, комфорт- ное существование. Такая история действительно заслуживает сво- его конца. О завершении эпохи модерна писал еще Ф. Ницше в присущей ему афористичной манере. Его знаменитое восклицание: «Бог умер!» следует понимать как констатацию того факта, что демис- тификация мира с помощью рационализации привела к размыва- нию единой нравственной субстанции, персонификацией которой был Бог. Человек остался один на один со своей совестью, обре- ченный на постоянный выбор между добром и злом. Тем самым ясно обозначилась перспектива нигилизма в европейской культу- ре. Жить в мире, лишенном ценностных ориентиров, может, по утверждению Ницше, только «сверхчеловек», одержимый волей к господству. В исследование природы модерна, логики становления и при- чин гибели внес свой вклад и М. Вебер 130 . Посвятив всю жизнь Глава XVIII 423 129 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 155. 130 См.: Вебер М. Наука как признание и как профессия; Вебер М. Политика как признание и как профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644–706. 424 И. И. Кальной. Философия изучению феномена рациональности, воплотившейся в европейс- кой культуре, Вебер приходит к неутешительному выводу о том, что несмотря на очевидные успехи науки, техники и рациональ- ной организации, мир не стал более совершенным и более пригод- ным для обитания человека. Те возможности, которые он пред- ставляет человеку, могут реализоваться только через игнорирова- ние привычных, непосредственных человеческих отношений. Беспристрастные законы и эффективно действующие соци- альные институты оказались не в состоянии обеспечить челове- ческие отношения. И самое главное, что в результате последова- тельной, длившейся почти пятьсот лет модернизации, действитель- ность оказалась раздробленной на множество автономных ценностных миров, упрямо отстаивающих свою самодостаточ- ность. Немецкая культура заявляет о своем превосходстве над фран- цузской, экономика ставит себя выше политики и религии, наука считает результаты своей деятельности наиболее адекватными и с презрением смотрит на философию и искусство, католичество объявляет ересью все остальные версии христианской религии. И никто не хочет идти на компромиссы, искать общие символы ин- теграции. Как правило, философы и поэты видят «непорядок» в бытии раньше, чем он проявится эмпирически и станет очевидным для политика и обывателя. Поэтому диагноз, поставленный Г. Геге- лем, Ф. Ницше, М. Вебером и другими мыслителями оставался без внимания более ста лет. Европа выглядела респектабельно, име- ла вполне здоровый вид. И только опыт двух мировых войн, кон- фронтация двух мировых систем и реальность глобальных про- блем, заставили интеллектуалов «вспомнить» о неутешительных оценках, которые дали философы эпохи модерна, эпохи формаль- ной рационализации. |