Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
6. Человек и его духовное измерение Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти начал: космического, родового, природ- ного, духовного и социального, человек может выступать в раз- личных ипостасях. О человеке как о личности мы говорим в том случае, если его качества по отношению к другим направлены во вне и он заявляет о своей экстравертности. В случае если речь идет о внутренних переживаниях, когда человек реализует свою интро- вертность, мы говорим о его духовном мире, где человек заявляет о своей неповторимой индивидуальности. Эти две ипостаси проявления человеческого «Я» взаимосвяза- ны, как и все остальное. И только абстрагируясь от всех других проявлений человеческого «Я», можно вести речь о духовном мире человека, рассматривать его в качестве объекта философского анализа. В философии марксизма понятие «дух» употреблялось как си- ноним сознания, как образ идеального от материального мира, вложенного в голову человека с последующим преобразованием до уровня субъективного образа объективной действительности. В античной философии «дух» означает «дыхание». Этот носи- тель жизни имеет и другое название — душа. Душа является носи- телем жизненной энергии человека, обеспечивая его активность и поведение. Будучи бессмертной, душа может временно или навсег- да покинуть смертное тело (природное начало человека), сохра- няя тайну своего бытия. Употребляемое в настоящее время понятие духовности сложи- лось в период романтики и идеализма немецкой классической фи- лософии. Будучи антиподом природы, духовность заявляет о себе как интегральное единство, как дух мира (дух эпохи, дух народа). По Гегелю, духовность выступает в двух формах бытия: духов- ность отдельного индивида (субъективный дух) и духовность об- щества (объективный дух). И в первом и во втором случае «дух» проявляется в своем становлении, как процесс с ориентиром на результат. Поэтому можно выделить еще одну форму бытия ду- ховности — дух объективированный (совокупность завершенных творений духа), его определенное состояние. Субъективный дух проявляется как возможность непреходяще- го самосозидания. Что касается объективного духа, то он прояв- ляется через его опредмеченное состояние. Субъективный дух (дух человека) сам себя созидает в силовом поле напряжения между сущим и должным (желаемым), находясь постоянно в состоянии борения с другими измерениями (начала- ми) человеческого «Я», а также с условиями внешней среды свое- го существования и самовыражения. Самосозидание субъектив- ного духа происходит не в отрыве, а в органической связи с разви- тием объективного духа. Последнее заявляет о себе в форме культуры. Культура органически соединяет поколения, реализуя преем- ственность прошлого, настоящего и будущего. Освоение и усвое- ние опредмеченного опыта объективного духа есть условие ста- новления и развития человеческого в человеке; есть предпосылка для самовыражения человека через его духовный мир. Не без основания говорят о том, что человек рождается, триж- ды. В физических муках матери он рождается как возможность об- щественного человека. Человеческий детеныш демонстрирует по- разительную неготовность с точки зрения биологических форм приспособления, но зато высокую степень обучаемости и адапта- ции 116 В общении с другими, в социальных конфликтах и коллизиях через освоение прав и обязанностей формируется общественный человек — личность конкретного общества. И только в самоборении, в состоянии диалога с самим собой, в муках поиска своего «Я» рождается духовный человек. Итак, в этот мир человек приходит не по своей воле. Личнос- тью (общественным человеком) становятся через других и другое. А вот его духовность зависит от него и только от него. Еще мыслитель античности Аристотель в своем учении о душе подметил три фазы ее развития, которые, в свою очередь, обус- Глава XVI 379 116 См.: Холостова Т. В. Человек как предмет социально-антропологическо- го исследования // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. С. 74–84. 380 И. И. Кальной. Философия ловливают развитие и самовыражение человека. Философ выде- лял растительный, животный и собственно человеческий этапы ста- новления человеческой души. Его учение несет на себе печать эпо- хи античного мира. Оно тяготеет к метафоре. Но есть в этом уче- нии то рациональное зерно, которое заставляет обращаться к философскому наследию Аристотеля и спустя 2,5 тысячи лет. В развитии души античный мыслитель выделил ее возможное и действительное состояние, оговорив, что только от усилий само- го человека зависит, сможет ли он подняться до состояния челове- ческой души, преодолев этапы ее растительного и животного со- стояния, или не сможет преодолеть этап животного состояния и будет самоосуществляться в мире природы и людей на скотском уровне. Только «духовною жаждой томим», преодолевая себя и пере- ступая через рутинность повседневности, человек поднимается до уровня метафизических проблем своего бытия и уже в пределах своего духовного измерения задумывается и над своей сущностью и своим существованием, пытаясь ответить на извечные вопросы: что он может знать о мире своего бытия, что он должен делать, чтобы оставаться человеком, и на что смеет надеяться? Духовное рождение человека осознается и переживается как состояние внутренней свободы, как преображение мира внутренне- го и иное видение мира внешнего. Идеальный случай духовного рождения воспроизводит А. С. Пушкин в своем «Пророке», герой которого, умирая, как бы рождается заново. И рождаясь духовно, он обретает способность постигать глубинную суть мира и своего места в мире. Он по-иному видит, по-иному слышит, по-иному чув- ствует сердцем и по-иному может выразить эту суть в слове своем. Ибо он созрел до готовности «глаголом жечь сердца людей». Таким образом, духовное измерение человека демонстрирует открытость миру и ориентированность на гуманистические цен- ности, на приумножение человеческого в человеке. Что касается бездуховности, то будучи антиподом духовности, она демонстрирует не только закрытость, но и субъективное от- падение от мира. Заявляя о том, что природа, любой другой чело- век и весь мир для него средство, бездуховный человек автомати- чески превращает и себя в средство, в вещь наряду с другими ве- щами. И в этом смысле можно сказать, что бездуховный человек есть частный случай деградации родовой человеческой сущности. Духовность — это не абстрактное, а конкретное состояние. Ее «лакмусовой бумагой» является открытость прежде всего ближ- нему миру. Мера деятельной любви к миру ближнему становится правилом отношения и к миру дальнему, где человек в своей от- крытости и своем отношении к миру постоянно подпитывает и приумножает свое человеческое содержание. Существенной характеристикой духовного мира человека яв- ляется его уникальность, абсолютная индивидуальность. Поэто- му с полным основанием можно сделать вывод о том, что каждый человек, если он в своем развитии достиг высот человеческого со- держания, обладает своим духовным миром. Духовный мир человека имеет свою структуру, в которой мож- но выделить три довольно объемных измерения: «святое», «свя- щенное» и «светское». Первое измерение является определяющим. Оно ориентирова- но на общечеловеческие ценности мира, через проекцию которых человек уже определяет и выстраивает свое отношение к миру в целом. Это отношение «Я -Мир». Второе измерение («священное»), есть отчужденная форма свя- того, своеобразная его проекция на историю и культуру своего Отечества. Это отношение можно выразить в схеме «Я–Мы». Наконец, третье измерение («светское») — это проекция священ- ного в повседневность человеческого бытия. Она предполагает схему «Я–Ты», за которой стоит внутренний диалог «Я–Я». Отношение «Я–Мир», не имеет внешней оценки, поскольку оно проявляется только опосредованно, через второе и третье измере- ние. Что касается отношений «Я–Мы» и «Я–Ты», то они подле- жат оценке с позиции общепринятых норм и ожиданий. Они встра- иваются в ситуацию «вызова и ответа». Поскольку эти нормы и ожидания носят довольно-таки усредненный характер с ориента- цией на среднего человека массы, то по настоящему высоко ду- ховные люди в глазах этого среднего человека кажутся неадекват- ными реальной действительности. Их рассматривают как разно- видность донкихотов. Но следует заметить, что именно эти донкихоты осуществляют преемственность и приумножение гу- манистических ценностей, выступают стержнем культуры, ориен- тиром истории. Ибо только высокодуховные люди, а не серая посредственность, являются «солью» мира, духовными скрепами Глава XVI 381 382 И. И. Кальной. Философия Отечества и идеалом повседневного бытия. Только способность остановиться и оглянуться, посмотреть на себя через призму отно- шения к миру и Родине, Святому и Священному, обеспечивает че- ловеку возможность постоянно поднимать планку своей духовнос- ти и дистанцироваться от вероятности обрести скотское состояние. Контрольные вопросы и задания: 1. Реконструируйте феномен человека в истории философии. 2. Какой можно сделать вывод по итогам историко-философского ана- лиза феномена человека? 3. Сформулируйте сущность человека, определив условия и факторы ее осуществления. 4. Реконструируйте этапы становления и развития человека. 5. Какие выводы можно сделать в результате анализа антропосоциоге- неза? 6. Реконструируйте путь от понятия человека к образу личности. 7. Что скрывается за феноменом формальной рациональности и как она проявляется в условиях материального и духовного производства, а также в пределах института управления? 8. Почему деятельность, а не что-либо другое выступает способом бы- тия человека? 9. Определите основные атрибуты деятельности. 10. Какой модус деятельности не подлежит компьютеризации и является гарантом, что никакой робот никогда не заменит человека? 11. Что есть потребность и каковы ее виды? 12. Что есть интерес и по каким основаниям его различают? 13. Что такое творчество и по каким параметрам творческая деятельность отличается от репродуктивной? 14. Определите этапы творчества. 15. Дайте перечень основных атрибутов человеческого в человеке и их оценку социальной значимости. 16. Проанализируйте взаимосвязь ответственности, социальной ориен- тированности и самоценности человека. 17. Воспроизведите три аксиомы кантовского категорического импера- тива и определите их значимость на рубеже XXI в. 18. Что есть духовный мир человека? 19. Какова структура духовного мира человека? 20. Почему высокодуховных людей рассматривают чаще всего как раз- новидность донкихотов? 21. Какова значимость духовности для человека и для общества? 22. Дайте свое толкование пушкинского «Пророка», который проходит свое становление в диапазоне от «духовной жаждой томим» до готов- ности «глаголом жечь сердца людей». Литература 1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. 2. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. 3. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1982. 4. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1 М., 1975. 5. Багин В. А. Духовная культура личности. М., 1986. 6. Батенин С. С. Человек в его истории. Л., 1976. 7. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. 8. Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992. 9. Григорьян Б. Т. Человек, его положение и призвание. М., 1986.. 10. Ефимов Ю. И. Философские проблемы антропосоциогенеза. Л., 1981. 11. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 12. Иванов В. П. Человеческая деятельность, познание, искусство. Киев, 1979. 13. Каган М. С. Мир общения. М., 1998. 14. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991. 15. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 16. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. 17. Марков Б. В. Философская антропология. СПб., 1997. 18. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. 19. О человеческом в человеке. М., 1991. 20. Проблемы человека в западной философии. М., 1988. 21. Психоанализ и науки о человеке. М., 1996. 22. Сержантов В. Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1980. 23. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 24. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 25. Феномен человека: Антология. М., 1993. 26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 27. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. 28. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1, 2. М., 1991, 1994. 29. Шаронов В. В. Социальная антропология. СПб., 1997. 30. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные про- изведения. М., 1994. Глава XVI 383 Глава XVII СМЫСЛ ЖИЗНИ, СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1. О смысле жизни. 2. Смерть и бессмертие: мифы и реальность. 3. Свобода как объект философского анализа. 4. Права и свободы человека и гражданина. 5. Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека. 6. Отчуждение человека и феномен бегства от свободы. Ключевые понятия Аксиология — учение о ценностях бытия в мире. Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению. Бессмертие — форма существования человека или его души пос- ле смерти. Воля — один из компонентов структуры психики человека, оп- ределяющий способность к выбору цели деятельности и мобилиза- ции усилий для ее осуществления. Деятельность — форма активного отношения человека к миру, способ его бытия. Долг — это требование неукоснительно выполнять историчес- ки наработанные простейшие правила человеческого общежития. Жизнь — особая форма существования объективной реальнос- ти, закономерно возникающая при определенных условиях и зако- номерно прекращающая свое существование. Императив — общезначимое предписание. Образ жизни — понятие, характеризующее особенности повсед- невного бытия человека. Произвол — свободный, ничем не ограниченный выбор и осу- ществление целей человеческого бытия. Смерть — естественное состояние прекращения существования организма, распад его структуры и приостановление обменных процессов. Смысл жизни — ценностный мировоззренческий ориентир че- ловеческого бытия. Синкретизм — нерасчлененность, характеризующая первона- чальное состояние первобытного общества. Совесть — форма нравственного контроля, сопряженная с эмоциональным переживанием. Стиль жизни — понятие, характеризующее серию однопоряд- ковых поступков человека в его отношении к миру. Судьба — предопределенность событий и поступков, обуслов- ливающих бытие человека. Счастье — состояние психологического комфорта, достижение гармонии в отношениях человека с миром. Цель жизни — понятие, характеризующее желаемое состояние жизни. Ценность — сущность и условие полноценного бытия объекта; то, что провоцирует признание. Ценностный ориентир — своего рода ось сознания, обеспечи- вающая устойчивость человека в его отношениях с миром. Эгоизм — принцип жизненной ориентации, основанный на мотивах себялюбия и своекорыстия. Назначение XVII главы учебника заключается в том, чтобы сфор- мулировать проблему смысла жизни, рассмотреть вопрос о смерти и бессмертии, исследовать свободу как объект философского ана- лиза, определить ценностные ориентиры жизнедеятельности и уяс- нить сущность феномена отчуждения. 1. Смысл жизни человека Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нестандартные проблемы, когда нарастает социальная напряженность и неопределенность; когда человек начинает заду- мываться над результатами своей жизнедеятельности. Для чело- века важно не вообще жить, а жить, зная, для чего он живет. Отве- Глава XVII 385 386 И. И. Кальной. Философия тить на этот вопрос можно, но только при условии, если постиг смысл своей жизни. Поскольку нормой для человека является со- стояние «быть в пути», то важно не столько выяснить раз и навсег- да смысл своей жизни, сколько выяснять его на каждом отрезке пути, именуемого жизнью. Смысл жизни должен отражать сущностные характеристики бытия человека. В число этих характеристик входят так называе- мые метафизические понятия: свобода, счастье, совесть, честь, долг и т. д. Поскольку они не проходят по реестру объективной реаль- ности, то они не столько облегчают поиск решения заявленной проблемы, сколько приумножают трудности на этом пути. Поиск смысла жизни усложняется и пограничным состоянием человека, многоаспектностью его сущности, ибо человек имеет пять начал: космическое, родовое, природное, социальное и ду- ховное. Взаимосвязь этих начал и их воплощение обеспечивают неповторимую уникальность конкретного человека. У него есть свой смысл жизни, отличный от смысла жизни другой индивиду- альности. И тем не менее, ориентируясь на необходимость рассмотрения заявленной проблемы в соотношении общего и единичного, мож- но и нужно искать то определение смысла, которое может быть отправной точкой отсчета (гносеологическим инструментом) при рассмотрении смысла жизни конкретного человека. Прежде чем сделать попытку определить смысл жизни, следует предварительно ответить на три вопроса: * является ли смысл жизни ориентиром (горизонтом), по кото- рому можно выверять свою жизнедеятельность, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? * связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или его можно вскрыть в ценностных ориентирах конкретного чело- века? * имеет смысл жизни только позитивный ориентир, или он мо- жет иметь и отрицательное значение? Абстрактного смысла жизни не существует и тем не менее смысл жизни может и должен быть ориентиром для конкретного челове- ка, но только в случае, если он выведен из его жизнедеятельности, а не навязан свыше. Обретение смысла жизни в каждой конкрет- ной жизненной ситуации расширяет поле поиска ответа на воп- рос, в чем смысл жизни для этого человека вообще. Последующее подтверждение обретенного смысла в других ситуациях направ- лено на формирование обобщенной характеристики смысла жиз- ни, понятие которой реально претендует на статус образа, заме- щающего заявленную реальность. Обретя статус образа, понятие смысла жизни становится ориентиром для последующих жизнен- ных ситуаций данного человека. Что касается связи смысла жизни с общечеловеческими ценно- стями, то эта связь имеет место, но носит опосредованный харак- тер. Становление мировоззрения конкретного человека предпо- лагает формирование ценностного ориентира как одного из струк- турных компонентов. Через культуру как опредмеченное состояние объективного духа человек формирует избирательную способность своей субъективности, чтобы в конкретных жизненных ситуациях апеллировать не к абстрактным общечеловеческим ценностям, а к уже апробированному собственному аксиологическому опыту. Ответ на второй вопрос высвечивает решение и третьего воп- роса. Если сложившееся мировоззрение конкретного человека обеспечивает полноту знания о конкретной ситуации и о своих возможностях (способностях), если аксиологический опыт этого человека ориентирован на общечеловеческие ценности, то смысл жизни в данной конкретной ситуации будет носить позитивный характер. В случае если индивид оперирует неполными знаниями и апел- лирует к квазиценностям, то его смысл жизни в конкретной ситу- ации может иметь и негативное значение. Ответы на заявленные вопросы ставят под сомнение сложив- шиеся представления об абсолютности смысла жизни. К этому выводу склоняется и такой авторитетный исследователь смысла жизни, как В. Франкл. В своей работе «Человек в поисках смысла он пишет: «Смысл относителен, поскольку он относится к конк- ретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и, во-вторых, от одного дня к другому, даже от часа к часу.., ибо …жизнь каж- дого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее — благодаря уникальности его существования. Раньше или позже его жизнь навсегда закончится вместе со всеми уникальными возмож- ностями осуществления смысла…, так как … нет такой вещи, как Глава XVII 387 388 И. И. Кальной. Философия универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы ин- дивидуальных ситуаций» 117 Позиция австрийского мыслителя нашла свою поддержку и в отечественной философии, где отмечаются три основания инди- видуальности смысла жизни. Смысл жизни индивидуален, ибо он всегда есть смысл жизни конкретного человека; он является отражением конкретной (уни- кальной) жизненной ситуации; он открывается особым образом. Иными словами, у смысла жизни всегда уникален носитель смыс- ла жизни, уникальна ситуация, в которой человек обретает этот смысл, и уникален путь, которым идет человек к обретению смыс- ла своей жизни 118 Итак, смысл жизни индивидуален, но не абсолютно, ибо жить в обществе, быть частью общества и игнорировать общество нельзя. Поэтому, смысл жизни конкретного человека всегда несет на себе печать единства индивидуального и всеобщего, субъектив- ного и объективного, печать цели жизни. Цель жизни — это своеобразный ориентир, по которому чело- век выверяет курс своей жизни, своих поступков. Жизнь челове- ческая соткана из больших и малых целей. Нужна ли в этом слу- чае общая, интегральная цель? — Нужна! Ибо без нее человек мель- чает и сбивается на осуществление принципа «здесь и только сейчас», ориентируясь только на удовлетворение витальных по- требностей, не поднимаясь до уровня человеческих потребностей. Общая цель является ориентиром для определения совокупно- го общего смысла жизни через серию смыслов конкретных жиз- ненных ситуаций. Общая цель и общий смысл жизни взаимосвязаны, и в своей взаимосвязи они обеспечивают реальный образ жизни и стиль жизни конкретного человека в его последующих отношениях с миром своего бытия, и даже стиль ухода из жизни. Индикатором смысла жизни является счастье, а субъективным критерием — совесть как способность человека к нравственному самоконтролю. Совесть требует определенных нравственных обязательств. В случае их невыполнения человек расплачивается эмоциональны- 117 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 287–288. 118 См.: Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997. С. 141– 146. ми переживаниями. Правда, совесть мучает только тех, у кого она есть. Вывод о том, что совесть не нужна, оборачивается еще боль- шими издержками, чем эмоциональные переживания в случае про- тиворечия между сущим и должным. Проще решать не вопрос целесообразности совести, а включать- ся в процесс нравственного совершенствования. Мир дальний и ближний (см. предыдущий материал о духовном мире человека) можно спасти, если дорогу бессмысленности сменить на путь ос- мысления каждой жизненной ситуации, каждого поступка в со- гласии с нравственным идеалом. Не стоит забывать, что от уси- лий каждого человека зависит общее равновесие добра и зла на Земле. Проблема смысла жизни — это проблема участия или неучас- тия в процессах коэволюции системы «природа — общество — человек». И если теоретический разум находится в поисках смыс- ла жизни, то разум практический должен быть ориентирован на его осуществление. Таким образом, |