Фойницкий И.Я. Курс уголовного права. Часть особенная Посягатель. Фойницкий И. Я. Под ред., с предисл. А. А. Жижиленко 7е изд
Скачать 4.43 Mb.
|
Глава VI. Посягательства против отвлеченной собственности*(189) _ 115. Понятие и пределы уголовной охраны отвлеченной собственности. Право отвлеченной собственности занимает совершенно особое место в ряду имущественных прав, означая юридическую возможность извлекать выгоды из продуктов умственного труда человеческого. По различию сфер применения такого труда, самое право отвлеченной собственности распадается на 1) право авторское, означающее право извлекать выгоды из продуктов умственного труда в области науки или искусства, и 2) право на изобретения в области производства фабричного, заводского, ремесленного. Отсутствующее на ранних ступенях культуры, когда умственный труд не имел еще значения рыночной ценности, право отвлеченной собственности начинает получать ограждение прежде всего в порядке привилегий, выдававшихся королями отдельным лицам на определенный, обыкновенно краткий срок, в видах обеспечения им выручки от затрат, которые могли потребоваться для эксплуатации произведений умственной деятельности. Так было и в области авторской собственности, причем привилегий, в которых здесь встретилась надобность лишь после изобретения книгопечатания, обыкновенно выдавались издателям, а не авторам. Мало-помалу исключение превращается в общее правило, порядок привилегий заменяется общим для всех законом и укореняется мысль, что продукты деятельности умственной, как и физической, принадлежат лицу, свой труд на них положившего. Но в области отвлеченной собственности эта частная сторона значительно умеряется другою, общественною. Конечно, автор есть творец своего произведения; на него он положил свой труд, в нем воплотилась его мысль. Но 1) сам автор и его мысль - продукт всемирно исторического культурного развития, чадо своего века и народа. Ньютон был бы невозможен без Галилея, Гегель без Канта, Соловьев без Карамзина. В самом гениальном произведении умственной деятельности, кроме лично и непосредственно автору его принадлежащего, есть весьма много заимствованного от его предшественников и современников, частью им переработанного, частью целиком взятого в основание его дальнейших построений. Поэтому было бы неправильно признавать за одним лицом исключительное и неограниченное право на то, над чем трудились целые поколения; 2) признание за отдельными лицами такого права во всей его исключительности было бы гибельно для целого общества, для его дальнейшего культурного развития. Законодатель, в видах общей пользы, вынужден заботиться о том, чтобы произведения мысли получали возможно более быстрое и широкое распространение. Личный интерес автора и его преемников мог бы поставить преграды государству для осуществления этой задачи, и потому нужно озаботиться об ограничении его. В виду изложенного, право собственности отвлеченной нигде не достигло и не может достигнуть такой исключительности, как право собственности вещной. Из отношения автора к его произведению могут возникать или права личные - авторства, или имущественные право извлечения выгод из продуктов авторства. Личное право авторства обыкновенно чуждо законодательных определений, ограждаясь общественным мнением и виднейшею выразительницею его, литературою. Как имущественное, право отвлеченной собственности подлежит разнообразным ограничениям. По содержанию оно сводится к праву воспроизведения продукта умственной деятельности, не переходя в право на самую мысль, выраженную в произведении и изначально составляющую общественное достояние. Предмет отвлеченный собственности есть форма, в которой выражена мысль, а не самое существо мысли; нарушением ее будет воспроизведение продукта мысли в той форм, которая выработана трудом автора, а не повторение самой мысли, хотя бы и весьма близкое, но в иной форм: подражание подлежит оценке критики, а не уголовного суда. Но даже право на форму представляется здесь ограниченным, как по сроку, так и по иным условиям, с устранением которых самая форма становится общественным достоянием. И чем менее самостоятельности предполагает закон в данном продукте умственной деятельности, то более ограничивается объем права автора на исключительное пользование воспроизведением его. Право на изобретение в области ремесл и промыслов доныне стоит на порядке привилегий; авторское право на произведения наук или искусств охраняется общим законом, но ограничивается определенными в нем сроками и поставлено в зависимость от разнообразных позитивных условий, которые должны быть выполнены для осуществления его. Таким образом, отвлеченная или умственная собственность имеет совершенно самостоятельный характер, отличный от вещной собственности. в ней, конечно, заключается имущественный момент, и потому она может быть предметом общих имущественных посягательств. Но отвлеченная собственность, благодаря особенностям своей природы, допускает, кроме того, против себя посягательства совершенно особого рода, невозможные относительно какого бы то ни было иного имущества. Эта особая группа посягательств распадается на посягательства против авторского права и против права на изобретение в области технической. _ 116. Посягательства на авторское право. Важнейшая и достигшая наибольшего развития отрасль отвлеченной собственности есть авторское право. Под ним разумеется принадлежащее автору или его преемникам право исключительного воспроизведения данного продукта умственной деятельности в области науки или художеств, в видах извлечения из того материальных выгод. Воспроизведение создает определенную физическую вещь - книгу, картину, ноты; если такая вещь имеет имущественную ценность, то она может быть предметом посягательств, направляющихся на вещи in corpore, каковы кража, мошенничество, грабеж, разбой; такие нарушения не составляют нарушения авторского права. Последнее может быть нарушено или 1) общепреступными путями; или же 2) путем самовольного осуществления такого права без разрешения субъекта его и во вред ему. Случаи первого рода подлежат действию общих уголовно-законодательных определений о посягательствах против имущественных прав, составляя, следовательно, или вымогательство, или мошенничество, или же обман в договорах, или злоупотребление доверием. Случаи второго рода не обнимаются этими постановлениями и нуждаются в специальных правилах; они составляют посягательство не на физическую вещь и не на право в вещи, а на осуществление имущественного права; существо их сводится к самовольному осуществлению такого права или к самовольному пользованию результатами чужого умственного труда, представляющими имущественную ценность, почему проект редакционной комиссии 1 редакции относил их к самовольному пользованию чужим имуществом, но 2-я редакция отказалась от этого построения и сообщила им самостоятельное место в виду особой их природы. Угол. уложение 1908 г. посвящает им особую главу 35, а улож. о наказ, трактует о них еще в главе о присвоении чужого имущества. Во Франции вплоть до самой революции авторское право ограждалось только привилегиями; с отменой в 1789 г. всех привилегий, отменено и авторское право. Но уже закон 19 июля 1793 г. установил его общим образом, хотя в весьма тесном объеме; он провозгласил за авторами всякого рода сочинений, музыкальных и художественных произведений, исключительное, пожизненно им принадлежащее право продавать и распространять их, а также уступать другим лицам это право вполне или в части; для наследников и преемников оно ограничивалось 10-летним сроком. Декрет 1810 г. предоставил авторское право самому автору и его вдове по их смерти, а после их смерти детям и преемникам на 20 лет; закон 1854 г. увеличил срок его для детей до 30 лет после смерти автора. В 1844 г. авторское право дополнилось правом исключительного дозволения постановки на сцене драматических произведений, а декрет 8 марта 1852 г. предусмотрел перепечатку в пределах Франции сочинений, напечатанных за границею и охраняемых (по международным договорам или по началу взаимности) авторским правом. Сверх того, практика распространяет авторское право на произведения скульптуры; но фотографической собственности, отдельной от художественной, французское законодательство не знает. Некоторые произведения, в видах публичного интереса, не пользуются охраною авторского права, и повторение их дозволяется беспрепятственно каждому; сюда принадлежат законы и правительственные распоряжения, судебные решения, официальные отчеты и мотивы законов, официальные извещения, отдельные речи, произносимые в суде, в законодательных собраниях или при иных публичных собраниях; сюда доктрина относит также телеграммы, сообщающие публике новости политические, научные и литературные. Из иностранных законодательств только одно французское излагает постановления о наказуемых нарушениях авторского права в общем уголовном кодексе. Он предусматривает: 1) контрафакцию (art. 425), означающую умышленное издание или, по толкованию доктрины, всякое вообще воспроизведение (reproduction), ко вреду автора или его представителей и вопреки законам и регламентам относительно литературной собственности, предмета чужого авторского права. Контрафакция отличается от ненаказуемости подражанием, которое, не повторяя чужого умственного произведения, берет из него или только сюжет, или только приемы; таково напр. изображение путем скульптуры произведения живописи. Плакат, под которым французская доктрина понимает издание под своим именем произведения чужого ума, наказуем настолько лишь, насколько о обнимается понятием контрафакции, т.е. если он причиняет имущественный вред субъекту авторского права, создавая воспроизведением оригинального труда конкуренцию последнему и мешая распространению его. При условии вреда, в этом смысле понимаемого, наказуемая контрафакция по теории французского права обнимает как полное, так и частичное воспроизведение (заимствование). 2) От контрафакции отличается самовольная постановка на сцене драматического произведения; виновниками этого деяния могут быть только директор театра, антрепренер и такие артисты, которые составили из себя общество для театральных представлений (art. 428). Наконец, 3) система наказуемых нарушений авторского права завершается сбытом произведение, заведомо для виновного составляющих контрафакцию, и ввозом их из-за границы (art. 427). Все эти деяния наказываются лишь денежными взысканиями, именно контрафакция и ввоз контрафактных произведений из-за границы - от 100 до 2000 фр., сбыт их от 50 до 500 фр., самовольное представление драматического произведения - от 50 до 500 фр.; сверх того, подлежат конфискации в пользу потерпевшего все самовольно изданное, все сборы с самовольного сценического представления и орудия самовольного издания. В Германии 11 июня 1870 г. состоялся специальный закон об авторском праве на сочинения, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения*(190), а в 1876 г. изданы три отдельные закона: об авторском праве на произведения художества (кроме зодчества), на произведения фотографии и на модели или на образцы для промышленности и ремесл*(191). Авторское право обнимает: 1) исключительное право воспроизводить механическим путем сочинения, изображения или музыкальные композиции, предоставленное автору их и его преемникам на весь срок жизни автора и в течение 30 лет после его смерти, а для сочинений анонимных и издаваемых юридическими лицами - в течение 30 лет со дня издания; 2) исключительное на те же сроки, право публично ставить драматическое, музыкальное или музыкально-драматическое произведение; 5) исключительное право повторять (копировать) художественные произведения, предоставленное на те же сроки. Произведения фотографии ограждены лишь в течение 5-летних сроков, а на произведения зодчества авторское право совершенно не распространяется. Авторским правом, кроме автора произведения, ограждены издатели сочинений, состоящих из долей нескольких авторов, и переводчики, но лишь при наличности об указанных условий. Оно не распространяется на издания законов, служебных приказов, публичных актов, деловых бумаг всякого рода, речей, произнесенных при производстве дел в судах, при ходатайстве по делам политическим, общинным или церковным, а также в политических и тому подобных собраниях, и даже на мелкие статьи из газет и публичных листков; иногда условием его выставляется особая на издании оговорка о желании сохранить исключительное авторское право, напр. относительно статей, повестей, рассказов и научных исследований в поврежденных изданиях, относительно права перевода, относительно публичного исполнения музыкальных произведений. Соответственно различия авторского права на право механического воспроизведении и право публичного исполнения, нарушение такого права, именуемое контрафакциею (Nachdruck), распадается на два вида, причем каждый из них определяется весьма подробно. Контрафакцией первого вида признается всякое механическое воспроизведение сочинения, изображения или музыкальной композиции, учиненное без разрешения лица, имеющего авторское право. К механическим способам приравнено и воспроизведение руками, имеющее целью заменить собою механическое воспроизведение: тождества между способами воспроизведения, выбранными потерпевшим и виновным, не требуется, и, кроме повторения изданного произведения, контрафакция обнимает: 1) отпечатание без разрешения автора неопубликованных еще сочинений; 2) отпечатание без разрешения его речей, произнесенных с целью назидания, поучения или беседы; 3) отпечатание нового издания несогласно с договором относительно прежнего издания; 4) изготовление издателем большого числа экземпляров сравнительно с дозволенным ему по договору или закону; 5) издание без разрешения переводчика, или его представителя, изготовленного им перевода, с некоторыми, однако, ограничениями (_ 6). По объему наказуемо как полное, так и частичное воспроизведение; однако, незначительный заимствования выделены в особый от контрафакции проступок, наказуемый при условии, если при таком заимствована не указан источник (__ 24, 44, 47). Воспроизведение но германскому законодательству наказуемо не только при умышленности, но и при неосторожности; при обсуждении закона 1870 г. в рейхстаге предлагалось наказывать контрафактора только при умышленности, но это предложение не принято потому, что доказать в этих случаях умышленность признавалось весьма трудным, "хотя обыкновенно стоит вне всякого сомнения, что виновный пренебрег мерами обязательной для него осмотрительности, при соблюдена которых он мог бы избежать нарушения авторского права*(192). Однако, рейхстаг принял для контрафакции начало, по которому ответственность за нее отпадает не только в силу фактической, но также и юридической ошибки; это отступление от общей системы уголовного законодательства мотивировано тем, что "границы контрафакции весьма неопределенны, почему нередко возможны такие случаи, когда воспроизводящий сочинение или изображение, совершающий по убеждению суда контрафакцию, не допускает даже мысли о том. Наказание не должно иметь места в таких случаях, когда вопрос о наличности контрафакции представляется юридически сомнительным, а обвиняемый действовал добросовестно". Оконченным проступок контрафакции признается с момента изготовления контрафакционного экземпляра; распространения его не требуется; покушение не наказуемо, но предназначенные для контрафакции снаряды отбираются (_ 22). Лицами, ответственными за контрафакцию, признаются издатель (Veranstalter des Nachdrucks) и побудивши к изданию, составляющему контрафакцию (Veranlasser des Nachdrucks), т.е. главным образом лицо, передавшее для воспроизведения сочинение или изображение, издание которых впоследствии оказывается контрафакциею; соучастники отвечают по общим правилам об ответственности соучастия в проступках. Контрафакция наказывается денежным взысканием до 1000 талеров, которое при несостоятельности виновного заменяется лишением свободы до 6 месяцев; сверх того, контрафакционные экземпляры и снаряды отбираются, и на виновном лежит обязанность вознаградить потерпевшего за причиненный убыток или уплатить ему буссу (__ 18-20). Противозаконное же заимствование, наказуемое при неуказании источника, обложено лишь денежным взысканием до 20 талеров, которое ни в каком случай не может быть заменяемо лишением свободы (_ 24). Наказания эти покрываются 3-летнею давностью. Другой вид контрафакции составляет публичное исполнение драматического, музыкального или музыкально-драматического произведения без разрешения лица, имеющего на такое произведение авторское право (_ 54). Закон запрещает публичную постановку как отпечатанных, так и неотпечатанных произведений, а также всех произведений, составляющих контрафакцию, в том числе и переводов. На этот вид контрафакции распространяются и изложенные выше постановления о контрафакции первого вида; наказания определены здесь те же, но относительно размера вознаграждения потерпевшего постановлено, что он определяется размером сбора, а при невозможности установить его цифра вознаграждения определяется судом по внутреннему его убеждению (__ 55, 56). Эти постановления о наказуемых посягательствах против авторского права на сочинения, изображения и музыкального произведения законами 1876 г. распространены и на произведения художеств и фотографии, огражденные авторским правом. _ 117. Наше законодательство содержит весьма подробные постановления как об авторском прав, так и о наказуемых нарушениях его. Оно различает*(193) три рода авторской собственности: 1) литературную, называемую иначе собственностью произведений наук и словесности*(194); 2) художественную, именуемую иначе собственностью произведений изящных искусств*(195); и 3) музыкальную. О произведениях фотографии не упоминается. Состоит оно в исключительном праве пользоваться изданием и продажею произведения как имуществом благоприобретенным (ст. 1 прав. к ст. 420), в исключительном праве повторять, издавать и размножать оригинальное свое произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству свойственными (ст. 28 там же), в праве издания, продажи и публичного исполнения в театре или концерта музыкального произведения (ст. 41 и 43 там же). Такое право гарантировано законом лишь для произведение, изданных в пределах империи; по международным договорам с Бельгиею и Франциею, оно ограждалось и для произведений, изданных в этих государствах, но ныне названный конвенции отменены. Оно может принадлежать или физическим, или юридическим лицам, академиям, университетам, ученым обществам, и ограничено определенным сроком, именно 50 годами с момента смерти автора, а в некоторых случаях - со дня издания произведения (ст. 1185 т. Х ч. 1). По истечении этого срока, произведение становится общим достоянием и может быть издаваемо или размножаемо всеми лицами. Кроме срока, авторское право определяется некоторыми специальными условиями, именно: для художественной собственности - законным укреплением произведения (35 прил. ст. 420), для публичного исполнения музыкальных произведена, кроме опер и ораторий, особым на самом издании объявлением, что публичного исполнения их автор не дозволяет (43 там же). Против нарушений авторское право охраняется независимо от того, было ли ранее обнародовано данное произведение, или еще нет (1879 n 34). Посягательства против авторского права распадаются по нашему законодательству уголовному на самовольное издание, продажу нескольким лицам права на издание одного и того же произведет наук или искусств и самовольное публичное исполнение. Самовольное издание по действующему законодательству, в свою очередь, распадается на: 1) издание чужого произведения под своим именем, или подлог в авторстве; 2) издание чужого произведения в полном объеме, хотя бы с переводом на другой язык, или с присоединением предисловия, примечаний и тому подобного; оно именуется контрафакциею, или копированием; и 3) наказуемое воспроизведение чужого произведения в части, именуемое противозаконным заимствованием, или плагиатом. Всего строже относится наше законодательство к подлогу в авторстве, состоящему в умышленном издании под своим именем чужого произведения словесности, наук, искусств или художеств (1683 улож.); он наказуем лишением всех особенных прав и тюрьмою до 1 г. 4 м. На западе деяние это, как мы видели, уже не предусматривается уголовными законами; уг. ул. 1903 г. сохраняет его по примеру ул. о нак. Контрафакция означает полное воспроизведение чужого произведения наук, искусств или художеств; по отношению к художественным произведениям она именуется копированием и обусловливается наличностью корыстной цели (36 прил. ст. 420). в понятие контрафакции литературной наше законодательство относить: 1) самовольную перепечатку книги н полном объеме, хотя бы с переводом на другой язык или с незначительным изменением в заглавии и т. под.; 2) напечатание второго или третьего издания книги несогласно с заключенными о том условиями при предшествовавшем издании; 3) самовольную перепечатку за границей и продажу в России книги, огражденной у нас авторским правом, хотя бы с переводом ее на другой язык; 4) напечатание без согласия сочинителя его сочинения или произнесенной им публично или читанной им речи; 5) перепечатывание в повременном издании мелких из чужих изданий статей, объемом менее одного печатного листа, если это производилось постоянно, а при случайном перепечатывании - если не указан источник, из которого статья заимствована*(196). По отношению к художественным произведениям, противозаконным копированием признается всякое повторение, для денежных выгод, такого произведения в целом его составе, без формального согласия лица, имеющего авторское на него право*(197). От воспроизведения или повторения для публики сочинения или изображения нужно отличать подражания, а также передача его в иной (напр. сокращенной) форме или в переводе на другой язык. Средством контрафакции литературных и музыкальных произведений закон называет печатание, разумея все механические способы тиснения, но не упоминая о переписке руками; средства копирования означаются им примерно для различных художественных областей, причем не исключается и воспроизведение руками (37 там же). Ответственными при контрафакции признаются как те, которые сами напечатали или воспроизвели чужое произведение, так и те, которые дозволили воспроизвести его. Оконченным деяние признается с момента отпечатания или воспроизведения, хотя бы выпуска в свете еще не последовало. Наказание - тюрьма от 3 мес. до 1 г., независимо от вознаграждения за убытки и определяемой гражданскими законами конфискации контрафакционных экземпляров в пользу потерпевшего (ст. 20 прил). Особенность нашего законодательства состоит в стремлении установить резкое различие между полным воспроизведением и частичным, именуемым противозаконным заимствованием. Уложение назначает за него лишь денежное взыскание вдвое против цены отпечатанных экземпляров и определяет его как помещение в своем произведении заимствовянных из чужого произведения частей в большом размере, но без повторения чужого произведения в полном объем (1685 ул.). Законы гражданские в постановлениях о литературной и музыкальной собственности стремятся указать размер дозволенного заимствования (ст. 14, 15, 17, 44 прил. к ст. 420), но не отличают издание с противозаконным заимствованием от контрафакции (ст. 20, тав же), в постановлениях же о художественной собственности эти понятия ими различаются (там же, ст. 38). Заимствование наказуемо лишь при превышении установленного размера, определяемого частью размером оригинального произведения, частью родом и размером заимствованного. Так, перепечатание мелкой статьи, не занимающей более одного печатного листа, не почитается заимствованием, если указан источник (ст. 13. там же); помещение в хрестоматиях и иных учебных книгах каких-либо статей или отрывков из чужих произведений не почитается самовольным изданием, хотя бы заимствование в сложности разных мест книги составляло и более одного печатного листа (ст. 14, там же); ссылки на книгу не почитаются самовольным изданием: а) если в ссылках выписано в сложности не более третьей части книги, заключающей более одного печатного листа, и б) если текста самого сочинителя находится вдвое более против ссылок из одной какой-либо книги (ст. 14); перевод книги, уже переведенной, в таком только случае почитается самовольным изданием, когда в нем две трети сряду выписано слово в слово из прежнего перевода, составляющего авторское право другого лица (ст. 15, там же); самовольным почитается издание словаря, в коем большая часть определений, толкований и примеров взята из другого подобного сочинения, огражденного правом литературной собственности, а также издание географических карт, исторических таблиц, логарифмов, указателей и других сего рода книг (к которым наша практика относит и календари), когда откроется, что они списаны с прежних изданий слово в слово или с весьма незначительными переменами (ст. 17 прил.); относительно художественных произведений не почитается противозаконным заимствование фигур и орнаментов на модели для мануфактурных и ремесленных изделий, а также изображение художественного произведения одной области способами другой, напр. рисунка скульптурою и наоборот (ст. 39 прил.); относительно музыкальных произведений заимствование признается позволительным только тогда, когда уклонения от идеи или формы оригинала так значительны и многочисленны, что такое произведение можно почитать сочинением новым (ст. 44 прилож.). Этими не вполне согласованными друг с другом постановлениями законодательство наше стремится установить границы между дозволенным и недозволенные заимствованием. По всем прочим признакам противозаконное заимствование совпадает с контрафакциею. Самовольное издание слагается, как замечено, из самовольного воспроизведения ("напечатает", "повторит изображение", "размножит") и побуждения к самовольному воспроизведению ("позволит напечатать"). Кроме того, наше уложение относит к присвоению авторской собственности продажу права на издание нескольким лицам порознь, без их согласия, если притом со стороны виновного не было никакого подлога или обмана. Это деяние отнесено к контрафакции и наказуемо наравне с нею (2 ч. 1684 ул.). Наконец, к контрафакции же отнесено и одинаково наказуемо самовольное публичное исполнение драматического или музыкального произведения, составляющего чужую авторскую собственность (1684 ул.). Но в силу специального правила законов гражданских (ст. 43 прил.), изданные в свет музыкальные произведения, кроме лишь опер и ораторий, могут быть и без согласия автора исполняемы перед публикою, если только при самом издании сочинения не будет на печатных экземплярах его объявлено, что публичного его разыгрывания автор не дозволяет и за нарушение этого предоставляет себе жаловаться правительству. Относительно же драматических произведений запрещение публичного исполнения без согласия автора содержится только в уложении, а не в законах гражданских, и, по толкованию практики, должно быть отличаемо от простого неисполнения условия состоявшегося соглашения, напр. от неуплаты условленного вознаграждения, что сопровождается лишь гражданскими последствиями (1877 X> 16, Полуева). Исполнение непубличное, напр. в семейном кругу, не наказуемо. Таким образом, действующее наше законодательство о наказуемых посягательствах против авторского права отличается от западно-европейских и чрезвычайною сложностью, и крайнею суровостью своих постановлений. Угол. уложение 1903 г. значительно упрощает постановления ул. о нак., говоря общим образом о самовольном пользовании, вполне или в части, чужим охраняемым законом правом литературной, музыкальной или художественной собственности (арест или пеня до 500 р.); в более тяжкий вид (тюрьма без минимума) выделено такое самовольное пользование, которое состояло в самовольном издании или размножении, с целью сбыта чужого произведения литературного, музыкального или художественного, и наказание повышается еще более (до тюрьмы с минимумом), если виновный самовольно издал чужое произведение под своим именем (ст. 620). Наказуем (арестом или пенею) и торговец, виненный в хранении для продажи, ввоз из-за границы или продажи предмета, заведомо изготовленного в нарушение права авторского (ст. 622). _ 118. II. Право на изобретения в области торговли, ремесел, фабричной или заводской промышленности охраняется доныне лишь в порядке привилегий, выдаваемых на короткие сроки. Оно, по выражению нашего законодательства (уст. о пром., 77 ст.), состоит в том, что "получивший привилегию один может пользоваться определенной привилегиею во время открытия изобретения или усовершенствования, как неотъемлемою и исключительною своею собственностью", причем нарушением привилегии, или, по выражению закона, подделкою, признается "точное и во всех существенных частях сходное производство открытия, изобретения или усовершенствования, на которое выдана привилегия, хотя бы и сделаны были в оном некоторые маловажные и в существе его непринадлежащие перемены или даже улучшения, при коих существенные части прежнего открытия входят в состав". Нарушение это предусматривается уложением о наказ, в ст. 1358, определяющей за него денежное взыскание от ста до 300 рублей. Угол. уложение 1908 г. знает такое же деяние и наказывает его арестом или пенею до 500 р. (ст. 621, 622). Наконец, "изобретателю рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях, предоставляется (105 уст. о пром.) обеспечить себе, на определенный срок, право исключительного пользования означенным изобретением; таковое же право предоставляется и лицам, приобревшим законным путем фабричные модели или рисунки у изобретателей". Доказательством приобретения этого права служит знак, утвержденный правительством и выставляемый на соответствующих изделиях, а за самовольное нарушение этого права уложение назначает денежное взыскание до 50 р. (1856 ул.). Деяние это нужно отличать от подделки утвержденных правительством знаков чужой фабричной или заводской фирмы, которая подлежит значительно более строгой ответственности (1854 ул.). Однородные постановления мы встречаем и в угол. уложении 1908 г (ст. 856, 858, 859). Все дела о нарушении отвлеченной собственности подлежать частному порядку преследования(1877 n 8, Вольфа; 1877 .n 16,Полуева). |