Главная страница
Навигация по странице:

  • Операция «Штирлиц»

  • Белый медведь

  • Логическая задача

  • Запрещенное движение

  • Отгадай слово

  • Влияние языковой идентичности на стереотипы обыденного сознания. Г Рецензент Л. М. Аболин


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеГ Рецензент Л. М. Аболин
    АнкорВлияние языковой идентичности на стереотипы обыденного сознания
    Дата06.12.2021
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAnn_L_-_Psikhologicheskiy_trening_s_podrostkami.pdf
    ТипДокументы
    #292986
    страница22 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
    Биография прохожего
    Одно из упражнений, тренирующих зрительное восприятие и зри­
    тельную память для развития наблюдательности и фантазии, — на­
    блюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где он может учиться, рабо­
    тать, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
    — Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько су­
    деб, характеров! Присмотритесь к людям повнимательнее; по дета­
    лям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, — разгадайте челове­
    ка! Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пре­
    небрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины человеческого поведения.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражне­
    ния обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смот­
    реть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и стрелке на брюках, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и манжетам — по таким мелочам можно угадать его профессию...
    Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в до­
    машней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
    Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека.
    Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рас­
    сказчика.
    Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе слу­
    чилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишил­
    ся сознания? А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которо­
    го он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он де­
    лал, что говорил? Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет. А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил деньги? А если бы с ним случилась беда и круто изме­
    нила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельствах?
    Наблюдательность — это отличительная особенность всякого ху­
    дожественно одаренного человека, это его потребность. Многим лю­
    дям свойственны такие фантазии.
    Операция «Штирлиц»
    Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже нарицательным, для упражнения на зоркость — качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру.
    Каждый из вас — Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, за которым вам придется следить на протяжении всего за­
    нятия. Он не должен ни о чем догадываться. Как и положено хороше­
    му разведчику, следите за ним незаметно.
    Вот что вам нужно выяснить:
    1. Каково сегодня настроение у вашего подопечного — угадайте, по­
    чему он сегодня именно такой?
    2. Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Поста­
    райтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его дей­
    ствия в той же последовательности.

    Упражнения
    3. Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как маскирует наблюдение, попробуйте по его действиям угадать ход его мыслей.
    Наметили объект? Даю пять минут на всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте и — следите! Стоп! Сядьте полукругом. Кто заметил, что за ним следят?
    Кто сам себя выдал? Расскажите о результатах наблюдений. Воспро­
    изведите действия подопечного. Объясните их.
    Упражнение можно продлить: в начале занятия задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце заня­
    тия провести опрос о результатах наблюдений за все время.
    Белый медведь
    Хороший материал для мысленного действия, внутреннего виде­
    ния и воображения!
    — Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его — белого медведя! В нашей памяти многие слова и словесные сочетания накрепко соединены со зрительными образами.
    «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою просьбу, потому что слова о «белом медведе» (вот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной. А если я попрошу: «Не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» — сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли. Белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти сло­
    ва. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ — думать о чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не ду­
    майте о белом медведе!» — говорю я, а вы в этот самый момент застав­
    ляете себя думать о черной собачонке — и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться. Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке. Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, ко­
    торую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли — это тоже сло­
    ва, только невысказанные.
    Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая назы­
    вается мысленной речью. Слово — манок видения. Всякое ли слово?
    «Стол»! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увиде­
    ли. Скажу определеннее — «учительский стол»! Все увидели учитель­
    ский стол, но ясности в картинках может и не быть. Скажу совсем конкретнее — учительский стол в кабинете математики... Вот эту кар-
    7-2719

    Глава 4. Психогимнастические упражнения тину оказалось проще увидеть, чем две предыдущие. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение (пример можно подобрать любой).
    Видеоскоп
    Дети — в круге. По рукам идут, одна за другой, пять разных откры­
    ток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд психолог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы подросток передал соседу справа открытку, которую рассматривал в течение этих десяти секунд, и получил другую открытку от соседа слева. Когда открытки прошли таким образом три-четыре круга, их откладывают в сторону.
    — Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую.
    Кто расскажет, что он запомнил? Вспомните вторую.
    Рассказы детей помогли закреплению в памяти всех картин.
    — Потренируем переключение видений. По моей команде вы долж­
    ны вспомнить картину и постараться держать ее на своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая! Вторая!
    Идет чередование картин — сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать уплывающее изображение, воз­
    вратить его на экран.
    Затем паузы все больше сокращаются, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:
    — Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!
    Глаза детей должны быть открыты.
    — Только не напрягайте глаза — от этого вы не увидите видение отчетливее, а, наоборот, спугнете его. И помните, что мы не добиваем­
    ся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопиче­
    ское видение, которое будет торчать перед вашими глазами, заслоняя реальный мир. Нет — все, что мы видим реально, остается: и наша комната, и эти окна, и это пианино. Но кроме реально видимого в во­
    ображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоя­
    щего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем — тело наше жи­
    вет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных пред­
    лагаемых обстоятельствах.
    Логическая задача
    — Домохозяйке надо было разделить мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении имелись две чистые двухсторонние клеенки и пыль­
    ный стол. Нельзя разделывать продукты на грязной поверхности, пе-

    Упражнения регибать клеенки, мыть их и вытирать пыль со стола до окончания ра­
    боты. Домохозяйка решила эту задачу. А вы? Домохозяйке, конечно, было легче, чем вам сейчас, — все предметы были у нее перед глазами.
    Вам же придется представить в своем воображении — и пыльный стол (было бы логичнее вымыть его сперва, да почему-то нельзя!), и две клеенки, висящие на спинке стула, и два пакета на стуле — с мя­
    сом и рыбой, и кошелку с яблоками, повешенную на гвоздик. Пред­
    ставили? Теперь прикидывайте возможные варианты. Если положить сначала одну клеенку, разделать на ней мясо, то второй раз на ней уже ничего не разделаешь — одна сторона в крови, другая в пыли. Не го­
    дится! Осталась одна клеенка, а разделать надо рыбу и яблоки. Если бы стол был чистый, все бы получилось — клади клеенку, разделывай рыбу, потом переверни клеенку на чистую сторону и разделывай яб­
    локи! Но на столе лежит клеенка, вот она, вся мокрая от разделки мя­
    са. Если бы она была чистая! Тогда положить бы на нее вторую клеен­
    ку... Мы уже близки к решению, продолжайте мысленно действовать дальше! Верно! Надо сначала положить обе клеенки и на верхней раз­
    делать что-нибудь одно — рыбу, например. Потом снять верхнюю клеенку и положить ее грязной стороной, чешуйчатой от рыбы, на пыльный стол, а на нижней клеенке разделать мясо. Затем положить на эту нижнюю, загрязненную клеенку верхнюю, чистой стороной вверх и разделать яблоки. Если стол достаточно велик и на нем поме­
    щаются обе развернутые клеенки, можно и не класть рыбную клеенку на мясную — все равно после разделки рыбы, когда вы снимите верх­
    нюю клеенку и положите ее грязной стороной на стол, перед вами окажутся две чистые стороны двух клеенок, на которых можно разде­
    лать мясо и яблоки.
    Сонар
    — Вообразим, что у нас есть сонар — уникальный улавливатель зву­
    ков. И вот мы его включили. Тишина! Послушаем, какие звуки окру­
    жают нашу комнату... Шум улицы за окнами, приглушенный гул раз­
    говоров и шагов в вестибюле, а наверху, на втором этаже, — еле слыш­
    ны музыка и ритмичные притоптывания в танцевальном зале. А в общем — какой-то сумбурный, разнохарактерный шум, доносящийся до нас. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составные части.
    Прислушайтесь к шумам улицы и постарайтесь отключиться от всех остальных звуков. Медленно проехала какая-то легковая маши­
    на (интересно, кто это не торопится? Наверное, туристы осматрива­
    ют нашу историческую улицу...), а вот тарахтит мощный грузовик...
    7*

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Стоп. Выключили улицу. Танцевальный зал в школе! Что там делает­
    ся? Ясно — Зинаида Семеновна показывает, как надо откаблучивать
    «Яблочко». Стоп. Включен коридор в школе. А улицы нет, и зала нет, отключите их.
    Вслушайтесь в разговоры на лестнице. Вот безобразники, знают же, что идут уроки, а болтают в полный голос! О чем? Кто? Теперь включите только звуки из танцевального зала. Только коридор! Пе­
    реключайтесь по моей команде: «Улица! Коридор! Улица! Зал! Кори­
    дор! Зал!...»
    Лес
    — Представьте себе лес.
    Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу: вы — березка, вы — рябина, вы — огромная сосна, вы — ромашка, вы — одуванчик, вы — трава, вы — шишка на ветке, вы — раскидистый старый дуб, вы — белый гриб...
    Раз вы — дерево, значит, ваши руки — самые большие из ваших ве­
    ток. Раскиньте их пошире! А ноги — корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите ли шум своих листьев? А если вы — трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас? Яркий сол­
    нечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмя­
    тежная жизнь... Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что дела­
    ется с одуванчиком? Не страшно ли шишке? Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки — трагедия: все лепестки обвисли... Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки! А если:
    Я — ветер!
    Я — дождь!
    Я — град!
    Я — солнце!
    Запрещенное движение
    Один из детей — ведущий или вначале может роль ведущего вы­
    полнить психолог.

    Упражнения
    — Следите за руками ведущего и повторяйте его движения. Усло­
    вимся об одном запрещенном для вас движении — вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз, ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Мой удар по столу — сигнал не­
    медленной остановки для ведущего и для вас. Вы оправдываете то по­
    ложение рук, в каком они оказались в момент сигнала.
    Ведущий делает десять разных движений руками, отделяя каждое паузой и называя перед движением его порядковый номер. Осталь­
    ные дети не воспроизводят движения, а совершают их мысленно, за­
    поминая номер каждого. Потом дается время для мысленной репети­
    ции всех движений, и после этого психолог называет в произвольном порядке номера движений, а ученики совершают их с уже готовым оправданием. Таким образом, оправдание движению они находят еще в мысленной репетиции.
    Повторим и здесь:
    — Оправдание движения — это не поиски умозрительного логиче­
    ского решения, а психофизическая задача, поставленная перед ва­
    шим организмом. Если мы как бы смотрим со стороны на совершае­
    мое движение и раздумываем, что бы это могло быть, — мы даем пищу прежде всего зрительной памяти. Если же мы начинаем с мышечных поисков, мы включаем в работу большее количество механизмов. Мы оживляем старые временные связи нашего тела с окружающей сре­
    дой. Здесь уже нет места реминисценциям того, что мы когда-то виде­
    ли в кино или прочли в книге. Мысль и воображение привыкают про­
    извольно откликаться на любое положение тела. Оправданный жест, поза получаются живыми, а не формальными. Оправдать движение — означает не только найти решение, но совершить это действие так, как мы совершили бы его в жизни при данных обстоятельствах, — ло­
    гично, последовательно, целесообразно, завершенно.
    Отгадай слово
    Психолог просит каждого подростка взять одну из карточек, на которых написано какое-то слово, и сочинить рассказ, используя сло­
    во в качестве «отправной точки». Другие по рассказу должны отга­
    дать, что это было за слово.
    Психолог оценивает содержание каждого рассказа и подсказывает подростку, каким образом его лучше построить, а в случае необходи­
    мости усиливает его положительные стороны. Он может вначале за­
    нятия раздать детям разные карточки, ориентируясь на особенности каждого подростка (как правило, используются такие слова, как «ма­
    ма», «папа», «учитель», «друг», «ссора» и т. д.).

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Домино
    Большинство подростков уже знают, как играть в домино, чем при желании можно воспользоваться.
    Использование домино позволяет показать, как одно действие мо­
    жет приводить к другому и в конечном счете к плохим последствиям для подростка. Затем обсуждается то, какие действия из цепочки можно было бы изменить или попросту выпустить, чтобы избежать этих последствий.
    Например, одна кость в домино может означать приход в школу, другая — известие о том, что в зале произошла драка, третья — появ­
    ление подростка на месте происшествия, четвертая и пятая — присут­
    ствие учителя, шестая — неподчинение словам учителя уйти из зала, седьмая — чувство недоверия к учителю и обиду, восьмая — вызов к директору, девятая — отстранение от посещения занятий. В ходе иг­
    ры подросток учится осознавать возможность других вариантов раз­
    вития событий, чтобы в будущем избежать наказания. В приведен­
    ном случае, например, изменяя поведение на этапах с третьего по седьмой, можно было бы минимизировать негативные последствия.
    Вполне вероятно, что подросток посчитает наилучшим для себя вариантом вовсе не ходить в школу. Тогда психологу следует под­
    черкнуть необходимость получения образования. Используя домино, дети гораздо лучше запоминают, какие действия могут обозначать различные кости домино.
    Это следует учитывать, чтобы затем вместе с подростком выявить взаимосвязь между разными этапами в цепи событий.
    На последующих занятиях, вспоминая игру в домино, дети пыта­
    ются использовать усвоенные ими представления для объяснения со­
    бытий их собственной жизни. Подобная практика позволяет им по­
    степенно сформировать внутренний локус контроля и достичь пси­
    хотерапевтических результатов.
    Просьба
    — Когда вы просите человека о каком-либо одолжении, много за­
    висит от того, каким тоном вы это делаете, в какой обстановке, с ка­
    ким настроением. От этого, по существу, зависит — «быть или не быть». А между тем есть совсем небольшое количество приемов, ко­
    торые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Ну, давайте попробуем.
    Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки,

    Упражнения авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о ка­
    ком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в кото­
    рой вы изложите свою просьбу.
    Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно дружески расположить к себе и со­
    всем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его ав­
    торитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обра­
    щения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет.
    Это, конечно, размягчит жестокое сердце противника. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать.
    Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начав издалека, по­
    просить у него что-нибудь.
    Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофея­
    ми. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохра­
    нится за тем, кто набрал больше всего трофеев.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта