Главная страница
Навигация по странице:

  • Запаздывающее зеркало

  • Секретный фарватер

  • Спутанные цепочки

  • Коллективный счет

  • Выбор траекторий

  • Фраза по кругу

  • Влияние языковой идентичности на стереотипы обыденного сознания. Г Рецензент Л. М. Аболин


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеГ Рецензент Л. М. Аболин
    АнкорВлияние языковой идентичности на стереотипы обыденного сознания
    Дата06.12.2021
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAnn_L_-_Psikhologicheskiy_trening_s_podrostkami.pdf
    ТипДокументы
    #292986
    страница19 из 27
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27
    Собственное движение
    Вся группа становится в круг.
    — Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого.
    Группа выполняет эту часть задания.
    — Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, присту­
    пим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет пере­
    дать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не про­
    пустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движе­
    ние и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен бу­
    дет сделать свое движение и передать ход дальше.
    Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т. е. тому, кто только что передал его вам.
    Ритм
    Дети садятся в кругу.
    — Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, ка­
    кое животное назовет каждый.
    Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать вы­
    полнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.)
    На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, ко­
    му он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя вы­
    биваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание.
    Змея
    Дети встают. Психолог предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    — Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепочка.
    Эта цепочка изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается». (Психолог помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запуты­
    вания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них.
    В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.)
    Когда «змея» запуталась, психолог приглашает подростка, нахо­
    дившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».
    Часы
    Дети садятся в круг.
    — Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты
    (психолог обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате, ты (психолог обращается к следую­
    щему по часовой стрелке участнику) — цифрой 2, ты — цифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками.)
    Наши часы, как и положено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (малень­
    кая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит «бом». Если часы пока­
    зывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, на­
    пример 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
    Баржа
    Дети группы сидят в кругу.
    У психолога в руках мяч.
    — Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое-нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч ко­
    му-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих.
    Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые

    Упражнения ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не бу­
    дем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешаю­
    щим спорные ситуации, буду я.
    Мостик
    Группа делится на две команды. (Как показывает практика, те, у кого есть проблемы в общении друг с другом, выбирают разные ко­
    манды.)
    На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около
    20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна ко­
    манда друг за другом с интервалом около метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик, разминувшись с каж­
    дым участником другой команды. Если кто-то оступится (независи­
    мо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами.
    Запаздывающее зеркало
    8-10 детей выстаиваются полукругом лицом к центру. Психолог показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т. д.). После показа второго движения первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участ­
    ник — первое. После показа четвертого движения первый участник должен повторить третье, второй — второе, третий — первое и т. д., пока последний участник не повторит первое движение.
    Таким образом, каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.
    Секретный фарватер
    7-8 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга.
    Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник — руле­
    вой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная слож­
    ность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и нале­
    тать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего.
    Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и коли­
    чество мин.
    Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей; требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись и не подо­
    рвались на мине.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Спутанные цепочки
    Дети встают в круг, закрывают глаза и вытягивают перед собой правую руку. Соприкоснувшись, руки сцепляются. Затем дети вытя­
    гивают левую руку и снова ищут себе партнера. Психолог помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
    Дети открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук.
    Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «прово­
    рачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепле­
    ния рук.
    В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, ли­
    бо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько незави­
    симых кругов или пар.
    Шестерка
    Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность.
    Все игроки встают в круг.
    Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди назы­
    вает числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча под­
    прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
    Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игро­
    ков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры.
    Коллективный счет
    Дети стоят в кругу, опустив головы и, естественно, не глядя друг на друга.
    Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.
    При этом должны выполняться три условия:
    1) никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (за­
    прещается договариваться друг с другом вербально или невер­
    бально);
    2) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
    3) если нужное число будет названо вслух двумя или более игрока­
    ми, ведущий требует снова начинать с единицы.
    Общей целью группы становится ежедневное увеличение достиг­
    нутого числа при уменьшении количества попыток. Психолог повто-

    Упражнения ряет детям, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить на­
    строй других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
    Выбор траекторий
    — У многих людей есть привычка, размышляя над решением ка­
    кой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходить, со­
    вершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямо­
    угольник... (показывает), кто-то будто шагает вдоль сторон треуголь­
    ника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, раз­
    мышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом...
    (показывает).
    У нас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по ком­
    нате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличи­
    вать размеры описываемых фигур по вашему желанию. И обратите внимание на то, какая траектория вам подошла больше всего и доста­
    вила удовольствие. Поняв это, пройдите несколько раз по такой тра­
    ектории.
    Теперь посмотрите, кто оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объ­
    единяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отно­
    шении этой геометрической фигуры совпадают.
    Обсудите в группах, в чем сходство между вами — людьми, вы­
    бравшими круг, квадрат, треугольник или «восьмерку». Почему имен­
    но эта фигура оказалась для вас наиболее привлекательной?
    Орда
    — Какая команда более всех уверена в себе и согласна играть пер­
    вой? Вы — Отрешенные, если хотите — Замороженные. Сейчас ваша задача погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздей­
    ствий. Вам надо будет застыть, внутренне заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь лицом к остальным командам, и в тот же мо­
    мент на вас налетят, как орда, две другие команды. Их задача — вас разморозить, вызвать у вас любые душевные реакции.
    Существуют два ограничения орды: нельзя дотрагиваться до За­
    мороженных и нельзя им кричать в ухо. Все остальное, любые прово­
    кации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это ре­
    акция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, все, выходи!» — и он ответит вам: «А моргать можно!» — то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, советую вам

    Глава 4. Психогимнастические упражнения работать творческими группками, так легче выводить даже самых стойких. Что касается Замороженных, то им нельзя прятать глаза: они должны смотреть прямо, так чтобы каждый мог оказаться в поле их зрения.
    Итак, внешний круг — пока тишина, готовьтесь к штурму, а внут­
    ренний расслабьтесь... Пять — вы погружаетесь внутрь себя, четыре — найдите какой-нибудь образ или ситуацию, в которую вы можете по­
    грузиться душой полностью, три — вы полностью там, вы не воспри­
    нимаете ничего вокруг себя, два — вы глубоко внутри себя, один — повернулись. Орда вперед!
    Игра-бой идет 1-2 минуты.
    Обсуждение.
    • Сколько человек разморозились сразу?
    • Сколько в течение игры?
    • Сколько остались стойкими? Кто с трудом, но держался?
    • А кому это было нетрудно?
    Автобус
    Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15-20) скучи­
    вается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе.
    Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в ав­
    тобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и при­
    жатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами
    «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Да­
    вай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку до­
    полнительные силы.
    Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физи­
    ческую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью пси­
    холога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражне­
    нии, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жиз­
    ни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.
    Учитывая, что после такого упражнения человек находится в из­
    мененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты ска­
    жет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

    Упражнения
    Фотографы
    В комнате расставлены стулья. Один или несколько детей «фото­
    графируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а только слегка изменить положение двух-трех стульев.
    — Войдите. Что изменилось?
    Или:
    Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографи­
    руют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем облике или меняются какими-нибудь деталями сво­
    ей одежды.
    Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспом­
    нить — как было?
    Глаза товарищей
    Дети сидят двумя рядами, лицом друг к другу.
    — Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет.
    На счет десять проверьте свою память — рассмотрите глаза всех сидя­
    щих в ряду напротив. Распределите время — надо успеть, пока я со­
    считаю до десяти, увидеть всех.
    Поверните голову! Девять! Десять!
    Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, расска­
    зывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.
    Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа — самый темно­
    глазый. Не смотрите на них — отвернитесь.
    Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите...
    4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!
    Семафор
    — Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если семафор выключен, идите нормально.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Арифмометр
    Дети образуют полукруг. Десять человек рассчитываются от еди­
    ницы до десяти (это и ноль). Кроме того, в зависимости от количества детей могут быть знаки: плюс, минус, знаки умножения, деления, ра­
    венства. Могут быть и числа, продолжающие счет, — 11, 12, 13 и т. д.
    Задается:
    — Пять, умноженное на четыре, минус один.
    Встает пятерка, хлопает в ладоши и садится.
    Встает знак умножения, хлопает и садится.
    Встает четверка, хлопает и садится.
    Встают одновременно двойка и ноль (число 20), хлопают и садятся.
    Встает знак минуса, хлопает и садится.
    Встает единица, хлопает и садится.
    Встает знак равенства, хлопает и садится.
    Встают единица и девятка (итог 19), хлопают и садятся.
    Встают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.
    Символика
    — Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол­
    жен обзавестись своей собственной символикой. Каждому из вас предстоит сейчас придумать, изобрести себе три символических ат­
    рибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символи- чен. Девиз должен быть кратким и образным.
    Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдо­
    ним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можете приступать к работе. Повто­
    ряю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличитель­
    ный знак и девиз... Теперь можно обменяться своими рисунками, об­
    судить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личную ха­
    рактеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачно были выбраны символические атрибуты каждым из участников груп­
    пы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза.
    Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Нам осталось подсчитать суммарный балл и установить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме.

    Упражнения
    Фраза по кругу
    — Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па­
    дали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, на­
    чинаем произносить эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, вос­
    клицательной, удивленной, безразличной и т. д.).
    Если подросток не может придумать ничего нового, то он выбыва­
    ет из игры, и так продолжается до тех пор, пока не останется несколь­
    ко (3-4) победителей.
    Итак, по сигналу все дети, начиная с того, кто сидит справа от эк­
    рана, произносят одну и ту же простую фразу. Но с разной интонаци­
    ей. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть, она закончится и
    раньше, если никто из детей не сможет придумать ничего нового.
    Цвета эмоций
    — Выбираем водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а ос­
    тальные задумывают какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водя­
    щий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.
    Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные ти­
    хо загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет. Водящий должен его отгадать.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27


    написать администратору сайта