Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизненная цель

  • Вместе — лучше

  • Скука — Я

  • III. Упражнения для получения личностной обратной связи

  • Передвижения

  • Задавание вопросов

  • Молчаливые пары

  • «Горячи стул»

  • Непосредственное осознавание

  • Шериф и убийца

  • Влияние языковой идентичности на стереотипы обыденного сознания. Г Рецензент Л. М. Аболин


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеГ Рецензент Л. М. Аболин
    АнкорВлияние языковой идентичности на стереотипы обыденного сознания
    Дата06.12.2021
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAnn_L_-_Psikhologicheskiy_trening_s_podrostkami.pdf
    ТипДокументы
    #292986
    страница24 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
    При этом каждый, получив чужой лист, надписывает на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, пройдя всех, возвращаются к своим авторам. Дети знакомятся с результатами (отдельные можно прокомментировать вслух), затем им предлагается поставить плюсы рядом с качествами, наиболее выраженными, и точки рядом с наименее выраженными.
    Жизненная цель
    А. Актуализация и обобщение знаний о своем будущем.
    Психолог предлагает детям продолжить фразы: «Жизненный вы­
    бор моих сверстников зависит от...», «Мое будущее представляется мне... потому что...» Наиболее часто повторяемые ответы записыва­
    ются на доске. При обобщении высказываний детей делается вывод о многообразии жизненных выборов и степени их ответственности се­
    годня за свое будущее.
    Б. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуа­
    ции сложного выбора.
    Дети заполняют гистограмму «Моя жизнь». По завершении зада­
    ния им предлагается выбрать из событий своей жизни 6 наиболее зна­
    чимых, 3 из которых — радостные, а 3 — грустные, и изобразить их в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор по количеству процентов вероятности, насколько учащийся сам мог (или сможет) по-

    Упражнения влиять на исход этого события. По итогам делается вывод о том, что во многом жизненные события зависят от самого человека. Далее подчер­
    кивается, что многие трудные жизненные ситуации связаны с необхо­
    димостью делать выбор (это не всегда легко). Предлагается продол­
    жить фразу: «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, пото­
    му что...» Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске.
    Обращается внимание на то, что у каждого человека есть собст­
    венные ресурсы, которые он использует в сложных ситуациях, в том числе в ситуации выбора. Предлагается перечислить
    1
    свои положи­
    тельные качества, помогающие в ситуации сложного жизненного вы­
    бора (ответы записываются на доске).
    В. Отработка стратегий поведения в ситуации сложного жизнен­
    ного выбора. Психолог объясняет, что, планируя жизненную перспек­
    тиву, зрелый человек должен опираться на имеющийся у него ресурс.
    При этом обращается внимание на перечень положительных качеств, написанных на доске; предлагается привести примеры.
    Вместе лучше?
    — Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существу­
    ют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на две группы — мальчиков и девочек, и создадим эти миры, используя имеющиеся элементы.
    Дети расходятся по разным частям помещения, разделенного за­
    навесом или ширмой.
    В каждой группе ведущие (психолог и помощник) дают участни­
    кам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого «мира» облада­
    ют тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает из имеющих­
    ся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой «мир».
    Во время «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, уста­
    новив магнитофон между группами так, чтобы мальчики не слышали обсуждение девочек, и наоборот.
    По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Де­
    ти, используя разложенный материал, таблички, игрушки, «создают» свой «мир» с учетом качеств, которыми они наделены. При необходи­
    мости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы «мира».
    После организации «мира» проводится общий сбор каждого «на­
    рода» — участники придумывают, как проходит у них обыкновенный день (уклад жизни, правила, законы и т. д.).

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Далее детям сообщается, что два мира получили возможность кон­
    такта. Занавес поднимается, и проводится презентация «миров». По­
    сле контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывает­
    ся и начинается обсуждение увиденного и вариантов дальнейших контактов. Детям предлагается нарисовать «мир», который они посе­
    тили. При этом им говорится, что картина будет подарком для друго­
    го «мира». Им сообщается также, что дальнейшие контакты возмож­
    ны при соблюдении определенных условий.
    Так, например, если они захотят встречаться:
    • один раз в сто лет, то должны отдать одно из своих исключитель­
    ных качеств;
    • встречаться один раз в год, — два качества;
    • жить вместе — должны отказаться от всех трех качеств.
    Психолог предлагает приготовить еще один подарок для жителей другого «мира». Подарок должен быть символичным и приятным.
    После принятия участниками решения занавес поднимается. Груп­
    пы сообщают о принятом решении и обмениваются подарками. Таб­
    лички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность выбранных форм контактов, уничтожаются.
    Приобретенный опыт интегрируется. При подведении итогов иг­
    ры психолог проводит «аукцион идеи»: «нам лучше быть вместе по­
    тому, что...»
    Трон
    — Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, ко­
    го из остальных участников группы вы готовы признать в качестве лидера.
    Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стуле. Со­
    средоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно.
    Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что наше занятие проходит для раз­
    нообразия в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы.
    Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками и дорогой обивкой. Вы все рассаживае-
    тесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ря­
    да, кресло? Куда сели вы сами?
    Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели....
    Обсуждение.
    • Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?
    • Как он сам к этому относится?
    • Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?
    • Кто посадил в кресло самого себя? i
    Скука
    Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получе­
    ния полезного результата. Когда вы в следующий раз почувствуете скуку, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сего­
    дня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз...
    А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действи­
    тельно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете по­
    быть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на природе...
    Осмотритесь вокруг...
    А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно огляди­
    тесь, прислушайтесь к звукам и шорохам...
    Теперь снова закройте глаза и мысленно вернитесь в то место из вашего воображения.
    Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи...
    А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза...
    Чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание здесь и сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте?
    III. Упражнения для получения личностной
    обратной связи
    Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое по­
    следующее поведение, заменяя неудачные способы общения на но­
    вые, проверяя их воздействие на окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Таможня
    Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца».
    Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с иностранцами, чтобы выяснить, кто из них провозит «контрабанду».
    «Багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подхо­
    дят к «таможенникам», а «контрабандой» — вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права «прове­
    рять багаж». Они должны решить свою задачу, опираясь на свою на­
    блюдательность и интуицию.
    «Иностранцы» за дверью комнаты придумывают легенду: из ка­
    кой страны они приехали, с какой целью и т. п. Главная задача «ино­
    странцев» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозре­
    ний «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников». Беседа длится до тех пор, пока
    «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятана «кон­
    трабанда». После того как ответ высказан, другие участники также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.
    В заключение игры происходит общее обсуждение, в ходе которо­
    го группа анализирует, какие ответы были правильными и почему.
    Выявляется, по каким признакам «таможенники» и зрители опреде­
    лили, у кого из «иностранцев» была спрятана «контрабанда».
    Карусель
    Дети встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники рас­
    положены лицом к центру круга). По сигналу психолога все участни­
    ки внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо
    (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером.
    Таких переходов в игре несколько. Причем каждый раз роль уча­
    стникам задает психолог.
    Возможные примеры ситуаций
    Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
    • Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в первом классе, причем вы не сразу узнали его.
    Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...

    Упражнения
    • На школьном дворе вы видите двух дерущихся подростков из ва­
    шего класса. Увидев вас, один из них убегает, другой остается на месте. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта.
    • Перед вами школьник, который сегодня на вашем уроке был очень рассеян, а на ваше замечание отреагировал грубостью. Вы попро­
    сили его остаться после урока. Поговорите с ним, установите кон­
    такт, выясните, что с ним происходит.
    Время на установление контакта и проведения беседы в каждой ситуации 2-3 минуты.
    Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 30 се­
    кунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к но­
    вому партнеру.
    Передвижения
    Дети встают и начинают перемещаться по комнате с закрытыми глазами, стараясь не сталкиваться друг с другом. Затем они должны продолжать двигаться уже с открытыми глазами, но не устанавливая друг с другом зрительного контакта. И наконец, все еще продолжая двигаться, они должны приветствовать рукопожатием всех встречаю­
    щихся членов группы и представляться им.
    Психолог также может принимать участие в выполнении данного упражнения.
    Каждый подросток по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось.
    Задавание вопросов
    Приготовьте распечатки следующего вида:
    3. 3. О. О. 3. О. О. О. 3. 3.
    3. — закрытый вопрос; О. — открытый вопрос
    Все дети разбиваются на пары. Психолог раздает распечатки. Один из членов пары задает вопросы, другой — отвечает. Вопросы следует задавать в указанном порядке, т. е. сначала задается закрытый во­
    прос, потом еще один закрытый, потом открытый и т. д. Дети могут выбрать для работы любую тему, но всегда вопросы должны зада­
    ваться в соответствии с выбранной темой.
    После того как будут заданы все десять вопросов, члены пары ме­
    няются ролями и продолжают работу, но уже над другой темой.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    В соответствии с целями данного упражнения закрытыми мы на­
    зываем вопросы, ответы на которые состоят из одного слова (часто это «да» или «нет»), а открытые вопросы — это вопросы, на которые можно давать развернутые ответы. Приведем примеры открытых и закрытых вопросов.
    Закрытые вопросы:
    • Как вас зовут?
    • Вы живете здесь?
    Открытые вопросы:
    • Что вы. сейчас чувствуете?
    • Что вы думаете о...?
    После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг.
    Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выде­
    ляются два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполнили и что при этом чувствовали) и содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение).
    Молчаливые пары
    Все дети разбиваются на пары. Члены каждой пары садятся друг напротив друга и в течение пяти минут хранят молчание. Детей про­
    сят поддерживать только контакт взглядов. Также при желании де­
    тей можно попросить в течение этих пяти минут держать друг друга за руки. Единственное правило состоит в том, что все дети, выполняя данное упражнение, должны молчать.
    «Горячи стул»
    Дети должны выполнять следующие инструкции:
    • каждый участник оказывается в течение двух минут сидящим на
    «горячий стул»;
    • когда один из участников оказывается на «горячий стул» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо выставлять специаль­
    ный стул в центр круга), то остальные участники получают право задавать ему любые вопросы;
    • если человек не хочет отвечать на заданный ему вопрос, то может просто сказать «пропускаю»;
    • по прошествии двух минут участник, сидящий на «горячем стуле», выбирает на свое место другого.
    Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

    Упражнения
    Затем проводится обсуждение: каждый подросток по очереди сна­
    чала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем дети говорят о том, что им больше всего в нем по­
    нравилось.
    Язык тела
    — Поскольку очень сложно делать однозначные выводы о том, ка- • кую информацию «передает» тело, полезно провести исследование того, как люди воспринимают посылаемые им невербальные сообще­
    ния.
    Во время выполнения данного упражнения дети должны просто молча сидеть на своих местах. Затем добровольца из числа участни­
    ков просят «устроить поудобнее» остальных членов группы, т. е. про­
    извести некоторые изменения, цель которых — сделать так, чтобы каж­
    дый почувствовал себя более комфортно на своем месте; например, если доброволец видит, что у одного из участников руки скрещены на коленях, то он может привести их в нормальное положение, или опус­
    тить чуть ниже плечи у другого участника, или повернуть чуть в сто­
    рону голову третьего.
    После двух-трех таких изменений психолог инициирует обсужде­
    ние того, что каждый из присутствующих думает и чувствует по по­
    воду произведенных изменений.
    Гляделки
    Все дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Их задача — просто молча сидеть, глядя при этом друг другу в глаза. Они должны отслеживать моменты, когда происходит прерывание зри­
    тельного контакта.
    Можно предложить детям еще один вариант данного упражне­
    ния — поддерживая зрительный контакт, члены пары могут при этом разговаривать друг с другом.
    После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
    Чувства
    Психолог раздает детям заранее заготовленные распечатки со списком «чувств». Дети должны поставить галочки напротив всех чувств, которые им приходилось хоть раз в жизни испытывать. После выполнения данной стадии упражнения дети объединяются со свои­
    ми соседями в пары и сравнивают сделанные ими на распечатках по­
    метки. Через пять минут все садятся в общий круг и обсуждают при­
    роду чувств и особенности их выражения.

    Глава 4. Психогимнастические упражнения
    Непосредственное осознавание
    Всех детей просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что видит вокруг себя. Такое описание мо­
    жет быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так:
    «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые во­
    лосы с несколькими темными прядями. Ты сидишь на старом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор...»
    Это все, что требуется от участников. Их цель — описать как мож­
    но больше всего за пять минут. По прошествии этого времени члены пары меняются ролями.
    После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг.
    Описания
    Все дети разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Психолог выдает каждому подростку по какому-ли­
    бо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как консервные открывашки, банки с консервиро­
    ванными бобами, бутылки, вазы или украшения. Каждого подростка просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, бан­
    ку с консервированными бобами можно описать следующим обра­
    зом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на эти­
    кетке написаны коричневым и красным цветом...»
    Задача детей — как можно более полно и детально описать полу­
    ченные предметы. (Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть привычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.)
    После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг.
    Далее проводится обсуждение упражнения.
    Шериф и убийца
    Для игры подготавливаются билеты соответственно числу участ­
    ников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Дру­
    гие билеты — пустые. Все билеты скручиваются таким образом, что­
    бы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый подросток выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.

    Упражнения
    Подросток, которому досталась роль «убийцы» должен взглядом
    «убивать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он может ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он определяет «убийцу» по взгляду. Во-вторых, другие игроки, по­
    чувствовав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показы­
    вая «шерифу», кто в группе играет роль «убийцы».
    Игру можно повторить 4-5 раз со сменой игроков, играющих роль
    «шерифа» и «убийцы». После каждого игрового акта организуется общее обсуждение.
    Участники выясняют, по каким признакам «шериф» определил
    «убийцу» и, если он не сумел этого сделать, то почему; обмениваются впечатлениями об ощущениях, которые у них возникли, когда они почувствовали взгляд «убийцы».
    Хиппи
    Дети становятся в круг.
    — Одно время во всем мире было очень популярно движение хип­
    пи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отли­
    чавшие их от других людей. Например, они делали какие-нибудь над­
    писи на своей одежде, часто отражавшие жизненную позицию, девиз ее обладателя.
    Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...»
    Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли надеть фут­
    болку с такой надписью или нет.
    Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у ко­
    го нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то над­
    писью.
    Искусствоведы
    Все дети садятся в круг.
    — Представьте себе, что вы все известные художники, и именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной вы­
    ставке, которая очень скоро откроется в нашем городе. Вас попроси­
    ли представить на выставку свой автопортрет. К сожалению, готового автопортрета у вас нет, но вы не хотите отказываться от участия в вы­
    ставке и садитесь за работу. Сейчас я раздам вам «холсты» (психолог держит в руках листы плотной бумаги), и вы напишете на них свой автопортрет (вам будет предоставлено для этого время). Помните, что творчество — процесс очень личный, поэтому работайте над авто­
    портретом самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь

    Глава 4. Психогимнастические упражнения тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. И еще один важ­
    ный момент — не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки.
    По мере готовности психолог собирает автопортреты, причем ста­
    рается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся в круг.
    — Теперь давайте еще раз перевоплотимся и представим себе, что мы все известные искусствоведы, которых пригласили быть экспер­
    тами на этой выставке. И вот, когда до открытия выставки уже оста­
    валось совсем немного времени, привезли последнюю партию картин и среди них оказалось неподписанное полотно. Это — автопортрет.
    Работа очень хорошая и было бы обидно, если бы она осталась не представленной на выставке. Но вы — высококвалифицированный специалист и можете определить автора по манере письма. Я раздам каждому из вас автопортреты, и вы должны будете подписать тот ав­
    топортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоя­
    тельно, не советуясь с другими «искусствоведами». Я постараюсь, раз­
    давая автопортреты, сделать так, чтобы к вам не попала ваша работа, но если это все-таки произойдет, скажите мне, и я поменяю работу.
    После того как все работы подписаны, все садятся в более тесный круг и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он подписал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта