Главная страница
Навигация по странице:

  • ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ 1. Определение понятий

  • § 2. Отношение к мышлению

  • 1 Поскольку схватывается под атрибутом мышления лат ганизм; сополагаются как то, что как рази составляет такую индивидуальность в психическом смысле. Сущностная воля имманентна

  • § 5. Растительная и животная воля

  • Тённис Ф. Общность и общество (2002). Gemeinschaft und Gesellschaft


    Скачать 12.89 Mb.
    НазваниеGemeinschaft und Gesellschaft
    АнкорТённис Ф. Общность и общество (2002).pdf
    Дата02.05.2017
    Размер12.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТённис Ф. Общность и общество (2002).pdf
    ТипДокументы
    #6553
    страница7 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29
    § 40. Классы — Обусловленность конструкции в целом
    Поскольку же мелочной рынок рассматривается только как необходимое следствие рынка товаров, структура общества описывается следующими тремя актами, субъектом которых является класс капиталистов который сам по себе мыслится как обеспеченный средствами труда (которые, таким образом, не поступают с рынка, а уже находятся на своем месте 1) покупкой рабочей силы, 2) применением рабочей силы и 3) продажей рабочей силы (в виде части ценности продуктов. В первом акте существенное участие принимает и рабочий класс пусть даже и лишь постольку, поскольку он избавляется оттого, что у него есть в избытке, ради приобретения необходимого. Во втором акте он участвует, по видимости, лишь как объект (объект применения, в действительности же в нем заключена вся материальная, а в классе капиталистов — вся формальная причинность этого акта. В третьем акте целиком и полностью действительно активен лишь последний, а первый наличествует еще лишь в виде ценности, как бы оттесненной на нем. В той мере, в какой рабочий класс активен, он свободен, и его труд есть лишь реализация его контракта, те. обмена, в который он вступает в силу познанной необходимости. Но всякий обмен (в том числе и продажа) есть сама форма акта произвола, тогда как торговля составляет материальную завершенность последнего. Поэтому рабочий класс свободен наполовину, — а именно до середины этих трех актов — и формально обладает произволом, в отличие от класса рабов, который, как можно предположить, формально выступал бы в этом процессе только в качестве орудия и субстрата. Напротив, класс капиталистов свободен целиком и обладает произволом материально. Именно поэтому те, кто к нему принадлежит, должны рассматриваться в качестве материальных учредителей общества действующих с воодушевлением и вполне по собственной воле а те, кто ему противостоит, — в качестве множества наполовину несвободных и только формальных субъектов. Ибо заинтересованность и участие в трех упомянутых актах ив их совершенной взаимосвязи равнозначны окончательному полаганию общества, согласию на его существование и нате конвенции, которые лежат в его основе. — А является ли такая дуалистическая конструкция его понятия единственно возможной — этот вопрос сейчас для нас неактуален. Именно к этой конструкции приводит рассмотрение торговли если последняя ограничивается тем объектом, который (отвлекаясь оттого, что он характеризуется как деятельность по оказанию услуга далее также ив связи с этим) единственно только и выделяет ее цель и ее жизненный принцип, прибыль из всех случайных условий и по сути своей гарантирует эту прибыль в качестве необходимого и регулярного успеха именно, полагаемым человеческой волей, неестественным товаром — рабочей силой Поэтому все эти понятия получают свое разрешение и различение в теории индивидуальной человеческой воли, к которой, таким образом, и подводит все предшествующее разбирательство
    Дополнение
    (1911). Когда готовилось к изданию это сочинение (1880—1887 гг.), заключительная часть марксовой системы, повлиявшей наряду с другими на его содержание, еще не получила известности. Автор не счел, между тем, что немецкая и австрийская академическая критика выступила за это время против решения загадки средней нормы прибыли со вполне удовлетворительными аргументами. В частности, он находит необоснованным тот упрек, что закон ценности якобы становится бессодержательным в его применении к совокупной ценности всех товаров, поскольку эта совокупная ценность ни на что не выменивается и на самом деле является лишь именем для обозначения совокупного продукта или, скорее, его вновь созданных составных частей. Какой-то смысл, конечно, есть в том, чтобы предположить, что годовой продукт труда по своей ценности равен общественно необходимому для его производства рабочему времени, и что эта мера ценности, благодаря которой последняя оказывается однородной и сопоставимой со всеми предшествующими и позднейшими годовыми продуктами, изначально определяет и меновую ценность отдельного товара в сравнении с другими (и, стало быть, меновую ценность обмениваемых между собой частей совокупного продукта, но что, поскольку производство имеет характер капиталистической сделки, в это отношение вносится разлад, так что прибавочная ценность, превращенная в прибыль, распределяется между ними соразмерно капиталами, следовательно, соразмерно ценам производства. Такое, конечно, можно себе представить, хотя ив виде прихотливой, даже весьма искусственной конструкции. Учение Рикардо, Родбертуса и Маркса о
    ценности я никогда не признавал правильным в том виде, в каком оно преподносится, нов тем большей мере был согласен сего ядром и основной идеей. В данном сочинении были намечены вносимые мною коррективы. Сегодня, как и тогда, я стою зато положение, что новые ценности создает только трудно добавляю при этом за равное общественно необходимое рабочее время он не создает равную ценность, и, кроме того (на что обращает внимание и сам Маркс, квалифицированный труд не только производит во много раз больше, чем труд как таковой, нов зависимости от их целесообразной кооперации — отчасти труда с трудом, отчасти труда с наиболее эффективными вещественными средствами производства — он производит за равное время весьма различные ценности. Это уточнение позволяет отстоять тезис о том, что в условиях свободного рынка цены товаров колеблются вокруг соотношения их ценностей. Но сама рабочая сила обладает естественной ценностью не в большей мере, чем земля и почва. Ее цена колеблется в зависимости от ее качества, от величины и настоятельности предложения и спроса и оттого, насколько сильна коалиция ее продавцов, те. самих рабочих. Верхнюю границу задает ее применимость (поскольку покупается она в целях той сделки, которую хочет осуществить предприниматель, а нижнюю — простая потребность отдельного рабочего в пропитании
    СУЩНОСТНАЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВОЛЯ
    К НИ ГАВ ТОРА Я atque intellectus unum et
    idem sunt1.
    Спиноза
    Воля есть корень творенья. Ложная воля разрушает творенье.
    Бёме
    1 Воля и разум суть одно и тоже (лат Ф. Тённис
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
    ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ 1. Определение понятий
    Понятие человеческой воли правильного воззрения на которую требует все содержание предлагаемого здесь исследования, следует трактовать в двояком смысле. Так как всякое духовное действие, совершаемое человеком, характеризуется участием мышления, я различаю волю, насколько в ней содержится мышление, и мышление, насколько в нем содержится воля. Каждый человек представляет собой взаимосвязанное целое, в котором находит свое единство многообразие чувств, влечений и вожделений; каковое единство, однако, в первом понятии нужно толковать как реальное, или естественное, а во втором — как идеальное, или искусственное [gemachte]. В первом значении я называю волю человека его сущностной волей [Wesenwille], во втором — его избирательной волей [Kürwille].
    § 2. Отношение к мышлению
    Сущностная воля есть психологический эквивалент человеческого тела, или принцип единства жизни, поскольку последняя мыслится в той форме действительности, которой принадлежит само мышление. Такая воля включает в себя мышление, подобно тому как организм содержит в себе те клетки большого мозга, возбуждение которых следует понимать как соответствующий мышлению физиологический процесс (в котором, конечно же, задействован и речевой центр. — Избирательная воля есть порождение самого мышления, и потому собственно действительность присуща ей лишь в связи с ее носителем — субъектом мышления, хотя эта действительность может быть познана и признана другими как таковая. Для двух этих столь различных понятий воли общим является то, что они мыслятся как причина или предрасположенность к той или иной деятельности, и потому из их наличия и структуры позволительно выводить определенное поведение их субъекта как вероятное, а при известных сопутствующих обстоятельствах — как необходимое. Но сущностная воля покоится в прошедшем, на основе которого она и должна объясняться как нечто становящееся из него избирательную же волю можно понять только из самого будущего, с которым она соотнесена. Содержание первой представлено в виде зачатка, содержание второй — в виде образа 3. Отношение к деятельности
    Таким образом, сущностная воля относится к той деятельности с которой она сопряжена, также, как сила — к работе, которую она выполняет. Отсюда некоторые черты сущностной воли необходимым образом сополагаются во всякой деятельности, субъектом которой считается индивидуальный человеческой ор-
    1 Поскольку схватывается под атрибутом мышления лат
    ганизм; сополагаются как то, что как рази составляет такую индивидуальность в психическом смысле. Сущностная воля
    имманентна
    движению. Чтобы составить о ней правильное понятие, нужно полностью отвлечься от самостоятельного бытия внешних объектов и понимать соответствующие ощущения или опыт только в их субъективной действительности. Поэтому здесь имеет место только психическая реальность и психическая причинность, а значит, только одновременность или последовательность чувственных вос­
    приятий бытия, влечения или деятельности, которые, исходя из этого, в их совокупности и взаимосвязи можно понимать как проистекающие из первоначальных задатков этого индивидуального существа, в какой бы мере его особенное развитие ни обусловливалось в своих модификациях материей ощущений которая, таким образом, тождественна тому, что обычно называется внешним миром, поскольку в рамках последнего тело не может существовать без пищи и других предметов, не только сохраняясь, но и изменяясь благодаря им. — Избирательная же воля предшествует деятельности, с которой она сопряжена, и остается вне ее. В то время как сама она обладает только мысленно полагаемым бытием, эта деятельность относится к ней как ее осуществление. Общий им обеим субъект приводит в движение тело (которое вообще понимается как неподвижное) толчком извне. Субъект этот есть некая абстракция. Это человеческое Я, которое лишено облачения всех прочих свойств и существенным образом понимается как мыслящее как представляющее себе (вероятные или непременные) последствия возможных, от него самого исходящих действий и оценивающее их по конечному результату, идея которого удерживается как масштаб и, далее, как отделяющее такие возможные действия друг от друга, упорядочивающее и определяющее их к последующему воплощению в действительность. Таким образом, согласно этому понятию, мышление почти с механической неукоснительностью воздействует на нервы, мускулы и тем самым на члены тела. Поскольку такое представление возможно только в рамках физикалистских или физиологических воззрений, само мышление здесь требуется понимать как движение, те. как функцию головного мозга а мозг — как объективно-действительную вещь, заполняющую собой некоторое пространство 4. Органическая жизнь Развитие сущностной воли

    Сообразно такому воззрению, проблема воли как воли сущностной столь же многосложна, как и проблема самой органической жизни. Своя особая сущностная воля присуща человечеству от природы, как всякому иному роду — его телесный и душевный облик, и отдельная воля, как и представленный ею организм, достигает своей полноценности и зрелости входе неприметного и постепенного развития из некоего ростка, скрывающего в себе как физическую, таки психическую определенность, как она была задана соединением родительских клеток. Поэтому сущностную волю, сообразно ее происхождению, следует понимать как врожденную и наследуемую, каковая, однако, в смешении отцовских и материнских задатков, а также в особенностях воздействующих на нее окружающих обстоятельств находит те начала, из которых она, по крайней мере до некоторой степени, может развертываться как новая и отличная от них. Ее формирование следует за каждой фазой телесного развития, в ней ровно столько сил и единства, сколько их есть в организме. Как и становление организма, возникновение сущностной воли следует понимать как самодеятельное. Но такое становление открывается познанию как неимоверно ускоренное движение, вбирающее в себя силы постоянно возраставшие и становившиеся все более разнообразными, проходящее через всю череду рождений, связывающих это отдельное существо с первоначальными формами органической материи. Эти силы делают собственную работу телесной воли исчезающе малой (в сравнении сними самими, и тем ничтожнее, чем ближе она к своему истоку, но тем не менее такая работа выполняется, в частности, в тех условиях, которые заключены в окружающей среде. Но мало-помалу эти условия, в их отличии от внутренних тенденций, выступают. на передний план и лишь тогда можно наблюдать те изменения, которые (в относительной независимости от тех сил, коими обладали предки) осуществляются как бы за счет собственных средств. Последние, у эмбриона еще почти равные нулю, становятся более значительными у ребенка и, вообще говоря, равномерно усиливаются с возрастом. Но если воля и оказывается, таким образом, иной в каждый момент времени (в точности, как и тело, то все же само ее индивидуальное возникновение, с этой точки зрения, может рассматриваться как последовательность волевых актов, каждый из которых предполагает все предшествующие (поскольку вместе они составляют более или менее зрелую органическую силу, а также известные особенности внешних раздражителей. Все предшествующие — вплоть до изначального задатка, до пра-воли, которая таким опосредованным образом включает в себя все эти акты не как логические, а как реальные и даже весьма вероятные возможности которые впоследствии, при прочих данных условиях, перерастают в необходимые и как таковые достигают действительности. Задатки, или тенденции, становятся входе этого процесса способностями, в которых сами они, однако, сохраняют действенность как влечения в непрерывной взаимосвязи с пра-волевым ядром, а через его посредство — и со всеми остальными его проявлениями и ответвлениями. Стало быть, — если в каком-то пункте это развитие можно счесть завершенным, — как детерминированное целое она противостоит вещам, испытывая их воздействие и оказывая воздействие на них и хотя каждое такое воздействие, в более совершенном смысле, можно назвать ее (этой воли) актом (ведь в своей совокупности она претерпевает изменение, обусловленное ею самой, однако, все те силы, которые способствовали чуду развития, остаются живы и здесь и позволяют в качестве субъекта такого воления понимать как самого индивидуума, таки более высокий порядок или вид, от которого проистекают эти силы коль скоро такое понимание могло бы чему-нибудь послужить. Следовательно, если мы мыслим развитие индивидуума как его воление, хотя и понимаем, что ему как бы содействует и способствует нечто неведомое и бесконечное, то и о волении, лежащем вне линии развития, мы должны научиться судить по типу становления и роста, а именно и здесь признавать существенную репрезентативность за субъектом, око тором можно было бы также сказать, что это в нем происходят те или иные процессы, а не сам он их осуществляет, если бы ради различения не следовало особо подчеркнуть те из них, которыми знаменуется совокупное изменение, и если бы именно они небыли известны нашему собственному сознанию благодаря тому всеобщему чувству деятельности, которое, строго говоря, тождественно нашему субъективно понимаемому совокупному состоянию (те. тому воистину всеобъемлющему, первому и единственному, что у насесть и что мы знаем

    § 5. Растительная и животная воля — Ментальная воля
    Наиболее всеобщая классификация животных органов и функций различает таковые в плане растительной [vegetativen] (внутренней) и животной [ani­
    malischen] (внешней) жизни. Но точно также имеется достаточное основание предположить наличие растительной и животной воли причем обе они (как психические структуры тела) должны мыслиться соединенными в воле животного [Tierwille] и взаимно определяющими друг друга. Однако в особых свойствах и действиях человека такое соединение проявляется столь своеобразно и значительно, что с психологической точки зрения столь же необходимо отличать человеческую, или ментальную [mentalen], волю (и соответствующую разновидность жизни) от животной и растительной, что и две последние друг от друга, а в человеческой природе мыслить совмещенными три природы, подобно тому как две из них совмещены в общеживотной [allgemein-tierisch] конституции. Действия растительной, или органической, воли обусловлены воспринимаемыми или ощущаемыми раздражителями вообще (вещественными раздражителями, действия животной — восприятиями или образными ощущениями (сенситивными или двигательными раздражителями, а действия ментальной — мыслями или вербальными ощущениями (интеллектуальными или духовными раздражителями, которые уже нельзя оценивать по их вещественному или двигательному значению. Растительная жизнь, лежащая в основе всякой иной жизни и полагающая самое себя в качестве непременной субстанции, а все особенные действия — в качестве своих модификаций и выражений, целиком и полностью состоит в сохранении, накоплении и воспроизводстве своих (и соразмерных ей) сил
    и форм, те. в сохранении соотношений между изменчивыми частями это бытие и действие, замкнутое само на себя ассимиляция веществ, циркуляция питательных соков, сохранение и обновление органов. Животная жизнь есть главным образом ставшее здесь необходимыми естественным внешнее движение как расходование сил в отношениях с другими вещами или существами иннервация и сокращение мышечной ткани, ведущие к локомоторным изменениям во всем теле или в его членах. Ментальная жизнь характеризуется общением [Mitteilung], те. воздействием на себе подобное существо посредством знаков, и потому, в частности, использованием голосовых органов для произнесения слова отсюда собственно общение развивается в слышимую речь или в речь немую, те. мышление. Но если общение как таковое подготавливается и зачинается уже в животной жизни, то благодаря речи и мышлению все свойственные ей способности и действия усложняются, специфицируются и возводятся на более высокий уровень. С учетом обратного влияния, всю третью категорию в целом можно понимать как модификацию второй, а вторую — как модификацию первой. Нов человеческой сущностной воле эти три разновидности следует мыслить вместе, поскольку они образуют единство это органическая воля, которая определена животно-ментальной; это животная воля, которая одновременно выражена в органической и ментальной и это сама ментальная воля в ее обусловленности ор- ганически-животной волей. В органической жизни, в конечном счете, покоятся все мотивы сущностной воли в ментальной они получают свое направление и руководство как свою особую форму в животной чаще всего проявляются их наиболее значительные и привычные очертания. — Исходя из этого я определяю несколько групп психологических понятий в качестве форм сущностной человеческой воли, в коих она утверждает самое себя через утверждение или отрицание других вещей. В названиях отражается только позитивный смысл, хотя в тоже время он позволяет распознать и отрицание, как, например, приязнь — неприязнь, симпатия — антипатия. В каждой из форм психическая ценность деятельности в собственном смысле (те. продуктивной и моторной) настолько взаимосвязана с ценностью деятельности ре­
    цептивной, сенситивной или интеллектуальной, что в ней отражается их порядок и взаимосвязь, каковое значение в физиологическом смысле присуще центральным органам нервной системы животного. Поэтому получение чего-либо всегда полагает начало стремлению (conatus) что-либо отдать, каковое идол жно затем реализоваться в направлении наименьшего сопротивления или сильнейшей тяги. Таким образом, с впечатлениями [Eindrücke] (или идеями, получаемыми от определенных предметов, необходимым образом связаны склонности (или идеи, ведущие к определенным реакциям как выражениям [Ausdrücke] своего собственного существа. А волю можно в равной мере понимать и как соотнесенность с этими предметами (что означает, однако сих восприятием и, следовательно, с соответствующей деятельностью, и как соотнесенность с этой деятельностью, направленной изнутри вовне. В обоих случаях (насколько эта соотнесенность является позитивной, или утверждающей) она закономерно определена своей собственной природой и нормой — как связанная с самими предметами, как склонная к соответствующей деятельности и готовая к ней

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29


    написать администратору сайта