Гловели г. Д. История экономических учений
Скачать 4.2 Mb.
|
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ И МОРАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИЭкономическая деятельность, связанная с реализацией материальных интересов людей, направлена на область «от мира сего», на её преобразование. Но священные тексты разных народов обязательно содержат хозяйственную тематику, а наше время отмечено настойчивыми попытками «вписать» в круг традиционных религиозных ценностей ценности экономического роста и предпринимательства. Поэтому важно иметь представление, хотя бы в самой общей форме, об исторической ретроспективе религиозных предписаний относительно экономической деятельности. Из многообразных верований, к которым восходят нормативные морально-философские истоки мировой экономической мысли, особо значимую роль в истории сыграли религиозно-философские традиции великих цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, Ирана, Индии и Китая. Эти традиции предшествовали либо сопутствовали возникновению мировых религий — христианства (с тремя его главными конфессиями — православием, католичеством и протестантизмом), ислама и буддизма. Христианство — преобладающая ныне религия Европы и Западного полушария; ислам — наибольшая по распространению из религий Востока; вместе с более древними иудаизмом и зороастризмом (ограниченным теперь локальной общностью) они составляют ряд монотеистических религий. Но большинство населения Азии сохранило политеистические верования; а крупнейшие из них индуизм, господствующая религия Индийского субконтинента, и буддизм, который в странах своего влияния часто переплетается с национальным морально-политическим учением китайцев (хань) — конфуцианством (так что говорят о «буддийско-конфуцианском ареале»). 1.1. Экономическая мысль цивилизаций Плодородного ПолумесяцаПроисхождение государственного сектора хозяйства. Первыми зачатками экономической мысли можно считать сведения о хозяйственном быте народов, оставленные в документах-памятниках древнейших цивилизаций. Стоит помнить, что само понятие «цивилизация» происходит от латинского слова «сivitas» — «городской» — и предполагает существование городов (укрепленных средоточий вооруженной силы, государственной власти, ремесла и торговли) в противоположность сельской округе, жители которой заняты возделыванием земли. Города как центры государственности, крупного (дворцового или храмового) и изощрённого хозяйства (с ремесленным производством знаков богатства и власти, монументальным культовым зодчеством) возникли ранее всего на территориях ближневосточного «Плодородного Полумесяца». Одну его «полудугу» образуют нижнее течение Нила (с дельтой устьевых отложений) и восточная прибрежная полоса Средиземного моря с Палестиной и Финикией, а другую — междуречье Евфрата и Тигра (по-гречески «Месопотамия»). Разливы «великих исторических рек» — Нила, Евфрата и Тигра — обеспечивали щедрую урожайность илистых почв, но требовали массовых ирригационных работ, породивших календарные расчёты по звездам и жёсткое верховное управление. Города «Плодородного Полумесяца» выросли как резиденции верховных распорядителей земли и воды, опиравшихся на пирамиду военнослужащих и чиновников. Государственный сектор, использовавший труд захваченных в войнах рабов, возвысился над совокупностью сельских общин, в рамках которых шло расслоение на сильных и слабых хозяев. Зажиточные предоставляли бедным займы и в случае невозврата долга обращали в рабство. Этот процесс усугубился, когда государство положило в основу своего содержания не дворцово-храмовое хозяйство, а обложение всего подвластного населения данью. Не способные к уплате дани попадали в число рабов. Дворцово-храмовое хозяйство и поголовное налогообложение требовали крупномасштабного учёта, что привело к возникновению первых форм письменности — клинописей и иероглифов. Высеченные на скалах, либо выведенные на глиняных табличках и папирусе, они донесли до нашего времени сведения о хозяйственных порядках цивилизаций Плодородного Полумесяца. Египет: тысячелетний опыт централизации. Вытянувшиеся вдоль Нила властно-хозяйственные городские центры были сцеплены в Египет — единое государство, которое стало контролировать не только перераспределение созданного массовым трудом общественного продукта, но и занятия самих масс. Всё население страны было зачислено в «свойственники» фараонов — «владык дворца», считавшихся земным воплощением богини истины и справедливости Маат. Каждому поселянину были предписаны определённый круг работ и размеры налога. Налоги собирали писцы — учётчики богатства фараонов. Сколь велико оно было, свидетельствует наличие иероглифа, обозначающего тысячу тысяч: фигура человека, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом. Главный чиновник (чати) имел полномочия взимать в пользу государства и устанавливать границы каждого пастбища, каждого земельного надела, каждого храмового хозяйства. Исключительному вéдению верховной власти подлежали внешняя торговля и изготовление таких продуктов, как папирус (грамота была достоянием узкого круга «начальников») и ячменное пиво (первый в истории цивилизации горячительный напиток — зелье для достижения жрецами культового экстаза). Страна фараонов просуществовала более двух тысяч лет (ХXXI — XI вв. до н.э.), упорно восстанавливая после нескольких хаотических периодов смут принцип управления всеми производящими хозяйства из государственного центра. Наряду с государственным сектором появились и частные вельможные хозяйства, но их процветание напрямую зависело от высоты служебного положения и возможностей присвоения государственного имущества. Отсюда избыток предписаний и мер по надзору в законодательстве Египта. Но удержание масс в покорности беспокоило власть сильнее, чем пресечение желаний чиновников изъять часть собранного богатства в свою пользу. Поэтому фараоны учили своих наследников: «будь враждебен беднякам и возвышай вельмож». Вавилония: тревога об имущественном расслоении. Несколько иной вариант общественного устройства сложился в Месопотамии. Она сравнительно с долиной Нила гораздо меньше географически предрасположена к созданию государства-долгожителя с охватом всего речного бассейна. Междоусобицы городов и открытость для нападений кочевников привели к сутолоке разноплеменных царств, в которой структуры государственной централизации не успевали застыть. Наиболее выдающуюся роль играл город Вавилон («Божьи врата»), выросший (к ХХ в. до н.э.) в среднем Междуречье, в месте сближения изогнутых русел Евфрата и Тигра. Клинописные законы вавилонского царя Хаммурапи, высеченные на базальтовой скале (XVIII век до н.э.), отразили картину довольно сложного дифференцированного общества. Её определяло не только государственное регулирование, но и сеть меновых отношений на основе закрепления функций меры ценности и средства платежа за драгоценным металлом — серебром (весовая единица сикль). Использование серебра усилило выдачу займов в рост — ростовщичество — и процесс обращения несостоятельных должников в рабство. Судебник Хаммурапи зафиксировал многообразие форм землевладения (царская, храмовая, общинная, крупная и мелкая частная) и сделок купли-продажи и найма, распространявшихся на пахотную землю и другую недвижимость (сады, постройки), скот, рабов. Наём свободного труда охватывал сельское хозяйство, строительство, врачевание. Угроза устойчивости режима со стороны меновых отношений (переход государственного имущества в частное владение, массовое обеднение) вызвала законодательное сопротивление в виде запрета продажи служебных земельных наделов и регламентации меновой ценности наиболее ходовых товаров (зерно, кунжутное масло, соль, шерсть, медь). Но предметом особой заботы Хаммурапи стало ограждение малозажиточных соплеменников от долгового рабства. Судебник воспрещал ростовщикам самовольно забирать урожай в случае неуплаты долга, устанавливал ограничения на требования прироста долга (не более трети займа, если натурой, и не более пятой части, если серебром) и на срок порабощения жены и детей несостоятельного должника (не более 3 лет). Свод законов вавилонского царя отразил новое понимание государственной мудрости: расширение опоры власти не только за счёт военно-чиновничьей и жреческой прослойки (как у египетских фараонов), но и попечением о низших слоях населения. Хаммурапи провозгласил, что всевидящий бог справедливости Шамаш («Солнце») вручил ему законы для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Однако справиться с пагубными последствиями ростовщичества, ставшего настоящим бичом цивилизаций Плодородного Полумесяца, не удалось. Тора о ростовщичестве. Размах разорений и долгового рабства от ростовщичества был отражён в Торе — Законе, данном пророком Моисеем еврейскому народу, появившемуся на исторической арене в области Плодородного Полумесяца. В книге Дварим (Второзаконие), завершающей Моисеево Пятикнижие Священного писания Танах (Ветхий Завет), всякому заимодавцу предлагается в седьмой год прощать долг соплеменнику, и при этом не быть немилостивым, отказывая в займе в приближении седьмого года. Там же содержится противопоставление прощения долга соплеменнику и взыскания долга с чужеземцев и предсказание основоположника иудаизма единоверцам: «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Второзаконие 15: 3, 15: 6). Священное писание отразило в контексте судеб еврейского народа и судьбы цивилизаций Египта и Месопотамии, оставшихся наиболее впечатляющими из обществ, основанных на плодородии великих речных долин и бронзовом вооружении. Обе эти цивилизации не получили прямого продолжения в дальнейшей истории человечества — в отличие и от цивилизаций, заложивших основы Западного мира: иудейской и эллинской, и от цивилизаций более отдалённого Востока: индийской и китайской. Это отличие резюмировано в понятии «Осевого времени», введённом одним из крупнейших философов минувшего ХХ в. К. Ясперсом (1881 — 1969). |