Главная страница
Навигация по странице:

  • Еремеева А. А

  • Иванова А. А

  • Хантымансийского автономного округа югры


    Скачать 3.69 Mb.
    НазваниеХантымансийского автономного округа югры
    Дата06.11.2019
    Размер3.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsbornik-materialov-xx-otkrytoy-regionalnoy-studencheskoy-nauchno.pdf
    ТипДокументы
    #93848
    страница17 из 29
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29
    Беляева Е. А,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорт. Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лепка – один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает детям удивительную возможность моделировать мири свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мирно как настоящий [1]. Занятия лепкой не только увлекательные, но и полезные. Они способствуют всестороннему развитию ребенка. Для начала рассмотрим влияние на умственное развитие ребенка при занятиях лепкой. Когда ребенок занимается лепкой, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление. В процессе лепки, когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости. При создании из стандартных кусочков пластилина новых форм или смешивании цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление,
    воображение, проявляются творческие способности. Когда ребенок двумя руками катает шарику него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции. Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом. Также лепка оказывает влияние на здоровье и эмоциональное состояние ребенка. Занятия благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребенка, способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность. При необходимости, лепка способствует невербальному выражению существующих внутренних конфликтов и противоречий ребенка и помогает ему выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой. Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем. Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний − волнения, интереса, радости оттого, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом. Важно отметить, что занятия лепкой оказывают влияние на развитие личности ребенка. Лепка − простой, и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало. Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата. Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие. Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность. Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного. Таким образом, лепка, безусловно, важный элемент учебно-воспитательного процесса и младший школьный возраст самый благоприятный для этих занятий, так как лепка воспитывает важные качества и навыки, которые пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью. Список литературы
    1. Значение лепки в жизни детей Электронный ресурс. Режим доступа http://skazka- gor.caduk.ru/p89aa1.html.
    2. Чем полезна лепка Электронный ресурс. Режим доступа http://www.mama.ru/articles/chem-polezna-lepka.
    3. Визуальная коммуникация Электронный ресурс. Режим доступа http://detstvo- sv/public/ets_2010_132.pdf.

    119
    Еремеева А. А,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Большая ответственность за культурное развитие подрастающего поколения ложится на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно- воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей. Рассматривая вопрос о педагогическом рисунке в процессе обучения школьников изобразительному искусству, необходимо учесть предшествующий опыт исследования общедидактических проблем и достижений художественной педагогики. Современная точка зрения на принцип наглядности представлена Б.Г. Ананьевым, Ю.К. Баба, И.Я. Лернером, ПИ. Пидкасистым, Г.К. Селевко, В.А. Ситаровым, МН. Скаткиным. Доказанная Л.В. Занковым взаимосвязь использования наглядности и словесного объяснения на уроке в школе позволила выделить вербальную сторону дидактического диалога как способа выявления затруднительных тем, возникающих у учащихся при выполнении учебного задания в общеобразовательной школе. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Но все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске или с помощью документ-камеры, на листе бумаги или на полях альбома самого ученика (рис. 1). Рис. 1. Педагогический рисунок (образец) Виды педагогических рисунков Первый вид – рисунок на классной доске или с помощью документ-камеры – является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка – лаконичность изображения, простота и ясность его. Второй вид – зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
    Третий вид – исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. Основная задача педагога – наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до детей. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т. д. В заключении следует сказать, что педагогический рисунок является важным элементом в преподавании изобразительного искусства. Объяснив тему, учитель закрепляет ее рисунком на доске, что становится более понятно для учеников. Список литературы
    1. Ермолаева МГ. Современный урок анализ, тенденции, возможности : учеб.-метод. пособие. СПб. : КАРО, 2008. 160 с.
    2. Гросул Н. В. Визуальное пространство ребенка XXI века // Изобразительное искусство в школе. 2008. № 5. С. 42–49.
    3. Педагогический рисунок Электронный ресурс. Режим доступа http://www.rumschool.ru/clpun-110.html.
    4. Педагогический рисунок в процессе обучения изобразительному искусству школьников Электронный ресурс. Режим доступа http://www.dslib.net/teoria- vospitania/pedagogicheskij-risunok-v-processe-obuchenija-izobrazitelnomu-iskusstvu- shkolnikov.html.
    Иванова А. А,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСУ «МУЛЬТМАСТЕРСКАЯ» В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В настоящее время особое место в формировании и развитии практических умений и навыков, нестандартного подхода к любому делу занимает мультипликация. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного труда детей среднего школьного возраста. В процессе создания мультфильма у школьников развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах специфической художественной деятельности, восприятие пропорций,
    особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственного мышления цвета, ритма, движения. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей [2]. Мультипликация дает школьникам возможность проявить свои способности в литературе (написание сценария, рисовании и различных видах прикладного искусства (создание персонажей, музыке (звуковое сопровождение, речевом развитии (озвучивание ролей, технике (работа с различным оборудованием. Особо значимой и ценной для педагогической науки является непосредственная связь анимации с обучением образовательной области Технология. Изготовление изделий игрушек, персонажей, декораций) сопровождается выбором необходимых для работы материалов и формированием у ребенка манипулятивно-моторных навыков пальцев рук [4]. Как ив обучении технологии, в мультипликации особый интерес уделяется отбору материала, необходимого для реализации конкретной идеи он непосредственно влияет на язык мультфильма. Например, пластичное движение нити, гибкость металлической цепочки или резкие четкие шаги человечка из дерева. Это закономерно, поскольку мультипликация основана на движении, поэтому знакомство с материалами, изучение их свойств должны быть тесно связаны с технологией анимации. Мультипликация объединяет все эти предметы неслучайно, а исходя из собственной обобщающей природы, создавая единый педагогический воспитательный комплекс. Достоинство его заключается в том, что он формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества, которые имеют важнейший профессионально- личностный характер
    - разносторонность – приобретение начального опыта в различных видах деятельности
    - целостность – осознание взаимосвязей между ними
    - причастность – понимание ценности собственной личности в ансамбле других неповторимых личностей и др. Основная цель обучения мультипликации состоит, на наш взгляд, в воспитании у ребенка устойчивой потребности в творчестве, основываясь на его внутренних возможностях и резервах. Это и будет являться важной гуманистической мыслью и идеей мультипликационной педагогики педагогики развития, обучения и воспитания [1]. В своей работе мы выделили два способа использования мультипликации для развития детей просмотр мультфильма совместно с взрослым человеком и обсуждение увиденного создание детьми собственных мультфильмов вовремя групповой психолого-педагогической работы. Способ 1. Просмотр мультфильма совместно с взрослым человеком и обсуждение увиденного. Для большинства взрослых людей просмотр ребенком мультфильма – способ занять ребенка, отдохнуть от общения с ним, погасить его энергию. Было выяснено, что почти никто из родителей не беседует систематически и целенаправленно с детьми о просмотренных телепередачах, а это и является основным фактором неадекватного формирования нравственных критериев. Для того чтобы просмотренный мультфильм оказал нужное педагогическое воздействие на ребенка, необходим совместный просмотр с взрослым человеком, а далее – беседа, благодаря которой выясняется, что изданного мультфильма ребенок восприняла какие вопросы следует обсудить дополнительно, чтобы включить полученную информацию во внутренний опыт ребенка. Способ 2. Создание детьми собственных мультфильмов вовремя групповой психолого- педагогической работы. Самодельная мультипликация открывает перед педагогами более широкие горизонты работы с детьми. Такие особенности самодеятельной мультипликации как простота первых шагов, многообразие возможных активностей, положительная эмоциональная мотивация к совершению полезных действий, обязательность решения
    возникающих задач при моделировании персонажей позволяют использовать ее как психотерапевтическое средство. Процесс создания мультфильма позволяет включить самые разнообразные виды деятельности, обеспечивает решение разных психологических, педагогических и коррекционных задач. Кроме того, для детей с двигательными нарушениями огромное жизнеутверждающее значение имеют те достижения, которые были сделаны непосредственно их руками и ногами. Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на формирование практических умений и навыков детей школьного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей повышать его осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его практические умения и навыки. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования практических умений и навыков у детей среднего школьного возраста представляет большой теоретический и практический интерес в связи стем, что именно творческий подход в определенных ситуациях помогает решать жизненные проблемы, поддерживает в самореализации школьников. Список литературы
    1. Алдошина О. Удивительная роль мультипликации // Искусство в школе. – 2010. –
    №4. – С. 19-21.
    2. Асенин СВ. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации М. : Искусство, 2013. 285 с.
    3. Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск :
    НГУ, 2009. 233 с.
    4. Дмитриева НС. Поэтика анимационного фильма // Вестник Челяб. гос. унта. 2008.
    № 37. С. 67–175.
    Косицына У. Д,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, так как в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. Известно, что дети и подростки усваивают новые знания и навыки проще, чем взрослые, при условии интереса к изучаемому предмету, по этой причине занятия компьютерной графикой должны стать неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса.
    Дизайн (с англ. design означает конструировать, проектировать) – это художественное проектирование различных сущностей как реального, так теперь уже и виртуального миров
    [1]. Графический дизайн (от aura, design – замысел, проект, чертеж, рисунок) представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений. [2]. Мы считаем, что при изучении любого предмета в школе, учащиеся будут лучше усваивать материал, если как средство визуальной коммуникации, применять элементы графического дизайна. Визуальная коммуникация – это передача идей и конкретной информации с помощью зрительных форм, включающих знаки, символы, текст, элементы графического дизайна, рисунки, мультимедийные иллюстрации и др. [3]. Основой визуальной коммуникации является ее способность и возможность, задействуя и, стимулируя активность обоих полушарий головного мозга пользователя, не только донести целевую информацию до учащегося максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение, что является главной целью любого образовательного процесса. В наше время будет очень актуально создать все условия для реализации обучения графического дизайна в каждой общеобразовательной школе. Компьютерная техника позволяет сделать учебные занятия более привлекательными, интересными и по-настоящему современными, а также осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Акцентируя внимание на важности формирования визуальной культуры у школьников, следует отметить необходимость разработки методик для анализа развития визуальной культуры. Для этого, мы предлагаем разработать курс Графический дизайн. Он предполагает знакомство с основными элементами компьютерной графики и устройствами, входящими в состав персонального компьютера. Целью курса является – сформировать знания, умения и навыки учащихся, необходимые для работы на современных компьютерах, овладеть умением работать с разными видами графической информации и выработать навыки применения средств графических программ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий. Возрастная категория программы рассчитана налет, так как такой возраст самый оптимальный для изучения курса Графический дизайн. В зависимости от навыков учащихся, преподаватель сможет вносить в курс изменения сокращать материал по одной теме, увеличивать подругой, вносить новые задания, но при этом обязательно реализовывать цель изучения курса. На теоретических и практических занятиях у учащихся будут формироваться практические навыки, воспитываться художественный вкус, развиваться усидчивость и внимательность, а творческая деятельность ребят будет помогать им в освоении учебного материала и организации досуга. Если базовой функцией школы является подготовка учеников к успеху в жизни, то учителя должны уделять внимание всем граням обучения. Важно помнить о том, что школа является не единственным местом, где проходит обучение. Социальная адаптация и художественное развитие учащихся являются базовой задачей современной педагогики, смысл которой – связать обучение в классе с жизнью в реальном мире. А визуальная культура является органической частью образовательного процесса. На занятиях по искусству и гуманитарным предметам нужно моделировать процессы и поведение, которые помогают учащимся лучше понять окружающий мири искусство и способствуют формированию художественного восприятия и критического мышления. Визуальная культура – непросто часть нашей повседневной жизни, она и есть сама повседневность. В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным, эффективными выразительным. Это связано стем, что все больше людей ориентированы и легче
    воспринимают зрительные образы (визуалы изображения, схемы, коллажи, клипы, ив меньшей степени – текст. Таким образом, можно сделать вывод о процессе формировании цивилизации, ориентированной на визуальные образы. Таким образом, применение средств визуальной коммуникации стимулирует мыслительную деятельность обучаемого, развивает способности, формирует практические информационные навыки и потребность в интеллектуальной деятельности. Список литературы
    1. Дизайн Электронный ресурс. Режим доступа http://stepfirst.ru/index.php/sf- articles/sf-artcl-design/50-whoisdesign (дата обращения 25.02.2016).
    2. Графический дизайн Электронный ресурс. Режим доступа http://www.creaturedesign.org/graficheskij-dizajn-kto-takoj-dizajner-grafik дата обращения
    27.02.2016)
    3. Визуальная коммуникация Электронный ресурс. Режим доступа http://k4y0t.ru/download/public/ets_2010_132.pdf (дата обращения 29.02.2016).
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29


    написать администратору сайта