Главная страница
Навигация по странице:

  • Мезенцева АС

  • Смолина МЮ

  • Цымбалюк Ю. В

  • Хантымансийского автономного округа югры


    Скачать 3.69 Mb.
    НазваниеХантымансийского автономного округа югры
    Дата06.11.2019
    Размер3.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsbornik-materialov-xx-otkrytoy-regionalnoy-studencheskoy-nauchno.pdf
    ТипДокументы
    #93848
    страница18 из 29
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   29
    Кузьминская Т. П,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта РАБОТА С ЛЕНТАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе сними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Если моторика развивается нормально, те. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка [1]. Присущие младшим школьникам нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно- воспитательного процесса [2]. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе ив своих способностях [4]. В начальной школе, однако, очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное, подавляется интерес к получению знаний у младших школьников.
    Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок технологии. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да ив дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними [3]. Содержание художественного труда первоклассников составляют работа с лентами, нитками (складывание, аппликация из различных лент, в сочетании с тканями, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров, украшений. Ребенок исследует возможности применения лент, сгибая, сжимая, складывая, но затем объединяет их и получает новую форму. Знакомство с искусством складывания лент нужно начать с создания коллекции атласных лент. Детине только наглядно увидят разнообразие лент, красоту украшенных ими изделий, но и получат удовольствие от тактильных ощущений. Дети узнают, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия – образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного приема
    [2]. Для активизации и отдыха ребята также для предупреждения и снятия утомления вовремя труда предусмотрены релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, что тоже влияет на развитие мелкой моторики. В силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подобрать изделие и величину материала, чтобы за один, максимум два занятия у всех детей оно было бы готово. В целом занятия по складыванию строятся по схеме занятий обучения технологии. Каждое занятие проводится таким образом, чтобы ребенок взял из него как можно больше и как можно лучше у него получалось изделие. Рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как лента, легче овладевает ручкой при письме, а аккуратность в складывании, несомненно, скажется на качестве любой работы [3]. Таким образом, поиски путей и методов, содействующих коррекции дефектов мелкой моторики у учащихся являются актуальным, так как способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии сего актуальными интеллектуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. Список литературы
    1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в творческой деятельности. – Санкт – Петербург, КАРО, 2007.
    2. Беззубцева В. Г, Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. - М, ГНОМ и Д, 2009.
    3. Вайнерман СМ, Большов АС, Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по технологии. – М, Владос, 2007.
    4. Кольцова ММ. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - Мс
    126
    Мезенцева АС,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В процессе игры у учащихся вырабатывается умение сосредотачиваться и думать, прогрессирует внимание и тяготение к познаниям. Увлекшись, учащиеся познают, запоминают новое, ориентируются в необычных обстановках, пополняют резерв представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим желанием, прилагают все усилия, дабы не подвести товарищей по игре. Безусловно, применение игры в обучении связано с рядом задач, производительностью игры по сопоставлению с традиционной учебной работой, основу которой составляет ученье как вид особой деятельности учащихся, направленной на усвоение познаний, образование знаний и навыков. К тому жене все педагоги в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах часто сталкиваются с отсутствием оборудования и материалов для проведения игр, немаловажной является и задача дидактического обеспечения урока, надлежащего порядка входе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности учащихся. Плюсы в организации игровой деятельности – это развитие у учащихся самостоятельности, сосредоточенности, знаний и навыков, интереса к изучению предмета, внимательности, активности, целеустремленности, коллективности, инициативности и других качеств. Также можно организовать игровую деятельность по любому предмету с применением разных видов игровых приемов. Рассмотрим несколько примеров организации игровой деятельности учащихся на уроках технологии.
    1. Игра Крокодил. Перед уроком преподаватель делает заготовки листочков с надписями, которые в дальнейшем поместит в мешочек. Задача учащихся по одному выходить к доске, доставать листочек с заданием и объяснить значение слова с применением, например, правил техники безопасности (утюг для использования этого предмета нужно встать на коврик, мокрыми руками не браться за шнур, проверить целостность этого предмета перед применением. С помощью этого урока можно закрепить знания и умения, полученные ранее.
    2. Игра Аукцион. При завершении своих творческих работ учащиеся устраивают игру Аукцион, на которой они сначала защищают свои работы, почему именно она является лучшей. Потом все учащиеся оценивают работу по балльной шкале. После того как каждый из учащихся выступит, подводятся итоги игры и победитель получает свой выигрыш (сладкий подарок, или что то другое. Эту игру можно применять, как на развитие коллективизма, таки на развитие личностных качеств.
    3. Игра «Квест в творческой мастерской.
    Квест – вид игры, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемой игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Мы рассматривали разновидность квеста на основе придуманной истории. Например, мы придумываем историю, в которой с периодичностью будут звучать загадки или правила безопасности, которые и будут наводящими для разгадки техники выполнения задания. Для разгадки также дополнительно будут в кабинете спрятаны подсказки, которые они смогут
    использовать. С помощью этой игры учащиеся развивают логику, коллективизм, активность, заинтересованность к изучению темы, а также закрепляют полученные ранее знания.
    4. Игра Да – Нет. С помощью данной игры можно закрепить изученный материал и проверить насколько учащиеся усвоили тему. Для этого преподаватель задает наводящие вопросы с правильными неправильным значением, а учащиеся должны ответить так это или не так. Данная игра может быть направлена на проверку знаний.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация игровой деятельности учащихся улучшит процесс обучения и восприятия, а также поможет развить внимательность, сосредоточенность, целеустремленность, активность, инициативность, интерес к изучаемому предмету, умение защищать свое мнение, творческий подход, фантазию, навыки работать коллективно. Список литературы

    1. Романовская И. А, Сукталиева ЭВ. Теория и методика профессионального образования //
    Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 10.
    2. Хижнякова ОН. Современные образовательные технологии в начальной школе Ставрополь : СКИПКРО, 2006. 56 с.
    Смолина МЮ,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Одной из важных задач сегодняшнего дня является подготовка детей к жизни, воспитание личности. Ребенок не готовится жить, он живет, и каким он вырастет, во многом зависит от окружающей его эстетической среды. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, те. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Значение его неизмеримо возросло в современных условиях развития общества, когда воспитательная система во многом разрушена, когда продолжается обесценивание нравственных ценностей. Эстетическое воспитание средствами искусства способствует формированию идеалов делает человека душевно чутким к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы формирует направленность интересов вырабатывает иммунитет к уродливым проявлениям действительности развивает способность творить по законам красоты порождает высокие эстетические и нравственные запросы пробуждает потенциальные возможности каждого человека, о которых он часто и не подозревает. Очень большое влияние на эстетическую воспитанность школьников оказывает хореография, живопись, занятия художественной обработки фотографий, тканей, рисунков. Мы в нашей статье рассматриваем хореографию, так как она способствует развитию воображения, творческих способностей детей, обучению танцевальной этике, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты.
    Искусство – часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства наличность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться ими способность по возможности творить в искусстве. Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Хореография – искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. В области развития хореографии работали ученые В. Пасютинская, А.Г. Лукина, А.Б. Баранов, Л.В. Ковинько, А.А. Борзова, В.И. Уральская, Т.В. Пуртова, АН. Беликова, О.В.
    Кветная и др. Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства, такие, как живопись, скульптура, музыка, хореография, пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения, так как дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально, становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, развивают самоконтроль и ответственность. Одно время в стране наблюдался общий спад интереса к хореографическому творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец на подъеме. Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы, поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашем округе, но и за ее пределами. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют детина сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов. Мы предлагаем развить процесс эстетического воспитания младших школьников, создавая условия для занятий хореографией, приобщения их к прекрасному. К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятельности игра- драматизация придумывание сказок, веселых или грустных историй сочинение или чтение стихов органичное включение музыки для понимания характера образа и способов его выражения. Чтобы ребенок поняли создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, его изобразить через движения своего тела. Все это создает в свою очередь разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствует снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса. В процессе проведения занятий, возможно, предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потоми смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми.
    Из всего вышесказанного можно предположить, что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Соблюдение всех названных принципов при организации хореографических занятий с детьми позволяет сделать эти занятия действенным средством эстетического воспитания детей, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей. Список литературы
    1. Бесова МА. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников. Минск : Жасскон, гс. Бесова МА. Воспитательная работа в начальной школе теория, методика, технология. Мозырь : Белый Ветер, 2010. С. 190.
    3. Ревякин Д. В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. 2011. № 4. С. 93–96.
    4. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. МС.
    Цымбалюк Ю. В,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта Научный руководитель Насырова ЭФ д. пед. н, профессор,
    СурГУ, Институт гуманитарного образования и спорта ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС
    «КВИЛЛИНГ – ВОЛШЕБСТВО БУМАЖНОГО КРУЖЕВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, способствующего формированию разносторонне развитой личности. Умение человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи называют творческими способностями, развитию которых способствуют занятия прикладным творчеством. Предлагаемая программа факультативного курса
    «Квиллинг – волшебство бумажного кружева имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании у детей художественного вкуса и творческих способностей [1]. Искусство моделирования бумажных композиций на плоскости называют бумагопластикой. Она дает возможность учащимся самостоятельно постичь ее свойства и структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин. Сегодня существуют различные виды моделирования бумажных композиций – оригами, папье-маше, торцевание, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Мы предлагаем один из самых увлекательных и доступных способов работы с бумагой – квиллинг. Историю развития этого вида творчества проследить сложно из-за недолговечности материала. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщин из высших классов. Благодаря доступным ценам на бумагу, это художественное ремесло стало интернациональными весьма популярным [3]. Свое имя «квиллинг» получил от английского слова «quill» – перо, на кончик которого накручивали бумажные полоски первые мастера. Бумагокручение – очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, нов тоже время успокаивает [2]. Суть работы заключается в скручивании цветных полос шириной 3 мм в спирали. Затем им
    дают немного развернуться и придают нужную форму. Каждая композиция состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Эта арт-техника постоянно обновляется и развивается. Появляются новые приемы и направления, становятся популярными современные материалы. Сегодня бумажную филигрань часто применяют для изготовления объемных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объемных скульптур. Актуальность программы факультативного курса «Квиллинг – волшебство бумажного кружева для учащихся 5–6 классов заключается в том, что к творческой деятельности можно подключать подростков, даже не обладающих ярко выраженными способностями. Занятия квиллингом не только развивают умение читать простейшие схемы и чертежи, но и требуют внимания и усидчивости. Использование готовых работ в оформлении школьных выставок и праздников повысит интерес к работе, позволит создать условия для благоприятной социализации и творческой самореализации обучающихся. Срок реализации программы курса – 2 года. Ее условно можно разделить на 3 части
    1) теоретическую – знакомство с историей квиллинга; демонстрацию наглядных пособий общие сведения об используемых материалах правила работы и техника безопасности знакомство со способами скручивания и изготовления закрытых (Глаз, Ромб, Треугольник, Капля, Стрела) и открытых форм (Спиралька, Сердечко, Рожки, Веточка изучение техники выполнения элементов, видов конструирования модели из заготовок [4];
    2) практическую часть – составление композиций, изготовление и оформление поделок
    3) заключительную – выставка-презентация работ учащихся. Программа курса предусматривает преподавание материала по восходящей спирали, те. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Так, первый год обучения предполагает умение скручивать цветы из лент двумя- тремя способами, а второй – знакомство с объемным квиллингом, с видами петельчатой техники, изучение способов конструирования модели из всех видов заготовок. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, те. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением. Свои работы ребята могут подарить в праздники родителям, учителям, друзьям. Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую и практическую часть. Знакомя детей с основными способами кручения, важно использовать различный демонстрационный материал схемы, рисунки, готовые поделки, показывать индивидуально то или иное действие, следить за качеством выполнения отдельных деталей. Основное место отводится практическим работам, которые включают нарезание полос определенной длины и ширины, скручивание, придание им определенной формы, которая необходима в изготовлении поделки, склеивание и создание целой композиции. Входе обучения педагог использует фронтальные и индивидуальные формы обучения, чтобы все дети смогли сделать поделки и не расстраиваться, если сразу не получается. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к изготовлению поделок ив создании новых композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм, проявления фантазии и возможного разнообразия в оформлении. Таким образом, можно сделать вывод программа факультативного курса «Квиллинг – волшебство бумажного кружева ориентирует детей на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов оформления изделий. Все задания соответствуют по сложности возрастному уровню детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Наиболее интересные работы в качестве поощрения можно использовать для оформления кабинета технологии и рекреаций школы.
    Список литературы
    1. Сластенин В. А, Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2006. 576 с.
    2. Квиллинг. Электронный ресурс. Режим доступа http:
    // www.by- hand.ru/blog/comments/180.
    3. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. М. : Скрипторий, 2003.
    48 с.
    4. РогозинаТ. М. Город мастеров. М. : Академкнига, 2012.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   29


    написать администратору сайта