I. Культура учебного труда как теоретическая и прикладная проблема педагогической психологии I
Скачать 1.27 Mb.
|
Вторичная субстанция
Психика
Сознание
В рамках рассмотренных выше трех главных способов организации запоминаемого материала существует множество частных приемов. Привести их все здесь в полном объеме автор не может хотя бы потому, что и сам вряд ли знает их в таком количестве. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них, на наш взгляд, наиболее интересных. Прием группировки. Представьте, что ваша очередь идти в магазин за продуктами совпала со стипендией и в ознаменование этого события вам поручили купить: масло, колбасу, хлеб, кефир, капусту, сало, молоко, картофель, морковь, мясо, макароны и торт. При таком количестве продуктов вы непременно что-нибудь забудете. Чтобы избежать повторных походов в магазин, рекомендуем сгруппировать продукты следующим образом: мясные: колбаса, сало, мясо; молочные: молоко, кефир, масло; овощные: картофель, морковь, капуста; мучные: хлеб, макароны, торт. Прием мнемических предложений. Этот прием основан на закономерности, согласно которой детали запоминаются лучше, если они объединены в предложение. Известно также, что чем нелепее, чем смешнее и абсурднее получается предложение, тем лучше. Так, для запоминания последовательности публичного выступления, в котором надо было говорить о сигарах, корове, Наполеоне, домашнем очаге, пожаре и религиозных культах, Д.Карнеги рекомендовал одному из своих учеников такое мнемическое предложение: "Корова курила сигары и лягнула Наполеона, а дом сгорел вместе с религиозными культами." Но оставим Америку. Наша школа, где царит серьезность и нелепости не приветствуются, для запоминания спектра цветов рекомендует известное, должно быть, каждому: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны." С точки зрения мнемотехнической культуры, данное предложение - далеко не шедевр, но запомнивший его дословно цветов радуги уже не путает: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Прием рифм и акростихов. Если мнемическое предложение удается к тому же еще и зарифмовать, то получаются дополнительные преимущества. Во-первых, само предложение запоминается лучше, во-вторых, ритм и рифма не позволяют переставлять слова внутри предложения или заменять их другими, сходными по смыслу. Я знал одного ученика, который вместо предложения: "Каждый охотник желает знать..." опирался на другое, очевидно, более привычное ему: "Каждый охотник хочет знать..." Дело поправилось только после того, как ему рекомендовали новое предложение: "Как Однажды Жак - Звонарь Городской Сломал Фонарь." Он рассмеялся, но цветов радуги больше не путал. Прием рифм и ритма является очень распространенным и в той или иной форме применяется в разных науках. Так, в русском языке, чтобы не написать вдруг "о" вместо "с" в словах шсл, нашсл, кошслка, придумали такой стишок "Шел, шел и кошелочку нашел." Математики для запоминания первых десяти знаков после запятой в числе "Пи" употребляют предложение: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ." Подсчитав количество букв в каждом слове, получаем: 3, 1415825536. Студенты-медики для заучивания латинских названий и порядка расположения черепномозговых нервов прибегают к следующей "бессмыслице": "Об Орясину Осел Топорище Точит, А Факир, Выгнав Гостей, Выть Акулой Хочет." Заглавные буквы этих слов помогают восстановить порядок расположения на черепе соответствующих нервов: 1 - ольфакториус (обонятельный), 2 - оптикус (зрительный), 3 - окуломоториус (глазодвигательный), 4 - трохлиариус (боковой), 5 - тригемипус (тройничный), 6 - абукенс (отводящий), 7 - фацилиалис (лицевой), 8 - вестибулокохлеарис (преддверноулитковый), 9 – глассофарингеус (языкоглоточный), 10 - вагус (блуждающий), 11 - ацессориус (добавочный), 12 - хипоглоссус (подъязычный). Прием "ЛИНК" или цепной метод. Это более сложный прием. Он также применяется для запоминания элементов, которые имеют друг с другом мало общего. Допустим, при чтении мы выделили ключевые слова и ими оказались: трава, стул, облако, тюрьма, ключ, халат, дом, дорога, дерево, цветок, собака, магазин. Чтобы заучить такой набор слов потребуется немало времени и многократные повторения. К тому же надежда на то, что список запомнится надолго, невелика. Попробуем обратиться к приему "ЛИНК" (от английского link - соединять, связывать). Суть приема состоит в том, чтобы связать разрозненные детали в общую цепь при помощи ярких образов, которые должны удовлетворять следующим требованиям: фотографичность, простота, эмоциональность. Итак, берем первую пару (трава - стул) и по правилам построения мнемического образа объединяем их в общую картину, например, так:"В центре лужайки на зеленой, сочной траве одиноко стоит красный стул." Запомнив этот образ, переходим к следующей паре - (стул - облако). Строим новый образ: "Белое, пушистое, но очень беспечное облако спустилось к лужайке так низко, что зацепилось за спинку стула и никак не может отцепиться." Представив себе и это как можно более ярче, берем третью пару, затем четвертую и т.д. Получаем продолжение сюжета: "Облако делает отчаянные попытки отцепиться от стула и наконец ему это удается. Беспечное облако радостно устремляется вверх, но, не заметив стоящую рядом мрачную и высокую тюрьму, проскакивает через открытую форточку внутрь и оказывается в одной из камер. Тюрьма, понятное дело, заперта на ключ, а ключ смотритель забыл в полосатом халате, который висит на вешалке в его доме. К дому ведет дорога, на обочине дороги стоит единственное дерево, в тени которого растет редкий цветок. Цветок настолько необычен, что для охраны его приставлена специальная собака, которая пропустит по дороге только того, кто сходит в магазин и принесет ей сахарную косточку." Теперь попробуйте вспомнить порядок заданных слов. Думаю, вы убедитесь, что мнемотехника - это не детская игра. Завершить обзор мнемотехнических приемов в рамках культуры чтения нам хотелось бы словами Ж.Годфруа, обращенными к недоверчивому читателю: "Даже в том случае, если усилия на составление мнемотехнических схем покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно "стоит свеч": требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности" [54; 384]. От себя же к сказанному мы добавим следующее: установлено, что память у человека улучшается в среднем до 25 лет, затем она сохраняется на том же уровне до 30 - 40, а позднее, если человек не занимается умственным трудом, постепенно ухудшается. Ухудшение памяти совпадает с динамикой старения и снижением общей активности организма, причем, процессы эти подвержены закону двусторонней связи. Ускоряя или сдерживая один из них, мы тем самым ускоряем или замедляем другой. Отсюда мы должны сделать вывод: полезность мнемической деятельности выходит за рамки культуры учебного труда. Улучшая память, мы не только приобретаем необходимую культуру, но и стимулируем биологические функции организма, то есть, продлеваем себе жизнь. II.2. Культура конспектирования Чем отличается хороший конспект от плохого? Пожалуй, самая распространенная ошибка, которую допускают студенты при конспектировании лекций, состоит в стремлении как можно полнее записать текст. Задача эта заведомо невыполнимая, поскольку говорит лектор примерно в 2-3 раза быстрее, чем мы пишем. Установка на дословную запись текста ставит студента в условия дефицита времени, неизбежными следствиями которого являются пропуски слов, отброшенные окончания, недописанные предложения и другие вынужденные сокращения, которые превращают конспект в ребус. Расшифровка такого конспекта доставляет немало трудностей и отнимает массу времени, но это еще не главная беда дословного конспектирования. Установка на подробную запись текста ошибочна еще и потому, что она подменяет цель конспектирования. Вполне очевидно, что текст лекции - это всего лишь средство, инструмент, с помощью которого преподаватель передает содержание науки. Следовательно, записи при конспектировании подлежит не текст лекции как таковой, а смысл этого текста. Такой подход предпочтительнее во многих отношениях. Во-первых, смысл любого речевого высказывания всегда короче, компактнее его словесного оформления - в результате мы экономим время. Во-вторых, появляется возможность выбора формы записи. Смысл текста может быть фиксирован в виде символов, знаков, пиктограмм и других зрительных образов, что значительно облегчает запоминание и также экономит время. Наконец, при таком подходе облегчается последующее прочтение и понимание конспекта, так как расшифровка и перевод слов в их смысл частично оказываются уже выполненными при записи. Опыт показывает, что культурному, грамотному конспектированию можно научиться. По мнению ряда авторов [56], [57], сделать это даже легче, чем научиться, скажем, быстрому письму (стенографии) или ускоренному чтению. Надо только овладеть некоторой системой технических приемов и навыков. К сожалению, большинство руководств, посвященных описанию таких систем рассматривает лишь общие основы конспектирования. При этом ожидается, что, основываясь на знании общих закономерностей, читатель сам разработает конкретные приемы конспектирования, ориентированные, с одной стороны, на его личностные особенности, с другой - на специфику изучаемой им науки. Увы, но опыт работы со студентами убеждает, что мало кто из них справляется с этой задачей самостоятельно. Нам кажется, что труд по трансформации общих основ рационального конспектирования в частные приемы с учетом специфики преподаваемой науки и особенностей аудитории должен взять на себя преподаватель. Он же должен обучить этим приемам студентов. Среди известной нам литературы по технике конспектирования наиболее ориентированной на демонстрацию частных приемов является брошюра Л.Ф.Штейнберга "Скоростное конспектирование" [59]. Наряду с примерами скоростного конспектирования лекций по математике, физике, радиотехнике и самолетостроению есть в ней несколько примеров конспектирования из области гуманитарных наук. Отталкиваясь от этих примеров и следуя логике автора, попытаемся построить систему рационального конспектирования для нужд педагогики и психологии - наук наиболее близких нам как по опыту преподавания, так и по профилю вуза. Однако, прежде что мы перейдем к описанию частных приемов, уточним ответ на один общий вопрос: чем грамотное, культурное конспектирование отличается от не такого? Первое из таких отличий мы уже назвали: хороший конспект - это запись смысла, а не текста лекции. Сказанное вполне может быть отнесено к конспектированию книг, монографий, отдельных статей и т.д. Во-вторых, такой конспект пишется быстро, настолько быстро, что остается время на обдумывание текста. В-третьих, хороший конспект легко читается, так как в нем используются формы записи, ориентированные на быстрое восприятие. В-четвертых, грамотно составленный конспект облегчает запоминание, поскольку опирается на законы памяти и применяет специальные мнемотехнические формы записи. Рассмотрим возможные пути реализации этих особенностей. Использование пространства и цвета Для начала позволим себе маленькое отступление. Говорят, когда в одной деревне умирал дед, который прославился тем, что умел заваривать вкусный чай, то к нему пришли старушки и попросили поделиться секретом. На что дед ответил: "Бабы, не жалейте заварки!" Не знаю, в какой мере уместно здесь такое сравнение, но если бы меня спросили, как писать хороший конспект, то первым, что бы я посоветовал, было: "Ребята, не жалейте бумаги!" К сожалению, очень часто приходится видеть конспекты, где плотно, убористо исписанные страницы похожи одна на другую: без полей, заголовков и красных строк. Чтение такого конспекта утомляет зрение, вызывает скуку, отнимает много времени на поиск нужной информации при подготовке к экзамену и на самом экзамене, случись использовать его, скажем, в качестве "опорного сигнала" или попросту шпаргалки. Между тем, каждому известно, что без полей, заголовков, подзаголовков, красных строк, разрядок, разных по размеру и жирности шрифтов не печатается ни одна книга и ни одна брошюра. Все эти изобретения полиграфической промышленности могут и должны быть использованы в конспекте. К примеру, разные по важности заголовки в теме "Внимание" можно выделить шрифтом или смещением их вправо-влево на поле листа следующим образом. В н и м а н и е Понятие о внимании - Определение внимания - Физиологические основы внимания Виды внимания - Непроизвольное внимание - Произвольное внимание - Послепроизвольное внимание - Внешнее внимание - Внутреннее внимание - Коллективное, групповое, индивидуальное внимание Свойства внимания - Объем внимания - Распределение внимания - Концентрация внимания - Устойчивость внимания - Переключаемость внимания Если такой прием применять постоянно, то при чтении конспекта найти любой раздел будет намного легче. Однако возможности рукописи кое в чем даже шире, чем возможности полиграфии. Например, в ней без особых трудностей (стоит только поменять ручку) можно пользоваться цветом. Предположим, в тексте красным цветом выделяется то новое и наиболее важное, что вводится на данной лекции; фиолетовым - примеры и факты, подтверждающие это новое; зеленым - то, как это новое связано с предыдущим. Этот прием называется работа цветом по важности. Если потом прочесть выделенное только красным и зеленым, мы получим "скелет курса", то есть как раз то, с чего следует начинать чтение конспекта по известной уже нам формуле ОВОД. Цветом можно пользоваться и для предупреждения типичных трудностей, связанных с формированием понятий. Так, несмотря на то, что на разницу между физиологической и психологической составляющими темперамента указывает каждый преподаватель, студенты на экзамене по общей психологии очень часто путают понятия "тип высшей нервной деятельности" и "тип темперамента". Я почти не слышу неверных ответов после того, как на лекции по темпераменту попросил студентов написать на одной строке листа слева "ВНД", справа - "Темперамент" и поставить между ними знак равенства зеленым цветом и тут же знак неравенства - красным. Светофор в конспекте (так называется этот прием) сработал. Теперь студенты легко указывают не только на схожесть, но и на разницу в этих понятиях. Другой пример. Зная по опыту, что на экзамене по педагогической психологии студенты дают неверное (житейское) определение понятию "обучение", на одной из лекций мы совместными усилиями и ко всеобщему удовольствию получили следующее "понятное и простое" определение: "обучение - это передача учащимся знаний, умений и навыков". Приписали к полученному определению полное авторство: "Студенты 2 курса исторического факультета ТГУ". Позже, убедив аудиторию в том, что знания, умения и навыки - не вещи и не деньги, их нельзя передать ни по наследству, ни каким-либо иным способом без соответствующей ответной активности ученика, мы предложили новое определение с акцентом на том, что обучение есть главным образом стимулирование и управление активностью учащихся по освоению передаваемых им знаний, умений и навыков. При этом старое определение мы попросили студентов перечеркнуть крест-накрест красным цветом. И этот "светофор в конспекте" вот уже сколько лет работает исправно. Итак, в конспекте обязательно должны быть заголовки. Это не только ускоряет поиск нужной информации, но и улучшает запоминание. Между заголовками и последующим текстом желательно оставлять просвет чуть больший, чем между строчками текста. Разные по важности заголовки должны отличаться друг от друга либо размером шрифта (что менее желательно, т.к. отнимает много времени), либо смещением по полю листа влево, вправо или к центру. Текст надо разнообразить, чтобы каждая страница имела свое лицо. Очень хорошо, когда при написании конспекта используются цветные ручки. Однако таковых не должно быть больше трех, максимум - четырех, поскольку большое разнообразие, как мы уже знаем, - это то же однообразие. |