I общество, вышедшее из войны
Скачать 1.35 Mb.
|
Часть IIIИЛЛЮЗИИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ1. Оживление религиозности: народ, церковь, власть В сфере государственной идеологии во время войны начали происходить, на первый взгляд, странные, но вполне объяснимые перемены. Пропагандистская машина, еще недавно потратившая столько энергии на разоблачение «проклятого прошлого» дореволюционной России, как будто стала работать в совершенно противоположном направлении. Советский режим, чья идеология строилась во многом на принципе противопоставления старого мира — того, что существовал до 1917 года, и мира нового — вдруг сделал ставку на Традицию. Этот поворот угадывался во внешней атрибутике (возвращении офицерских погон, чествовании русских полководцев и учреждении новых орденов, напоминающих о славе русского оружия), смещении акцентов в трактовке отдельных страниц и фигур русской истории (в частности, выделялась роль таких личностей, как Иван Грозный и Петр I). Поворот этот начался еще до войны, в середине 30-х гг., но война сделала его особенно очевидным. Апелляция к патриотическим чувства народа явно потеснила прежние призывы в духе «пролетарского интернационализма», а в своем выступлении по случаю Дня Победы Сталин обращался уже не просто к советским гражданам и даже не к «товарищам», а к «соотечественникам» и «соотечественницам». В ряду этих весьма примечательных перемен стоит отметить и изменение политики государства по отношению к Русской православной церкви1. Во время войны священнослужители в своих проповедях поддерживали верующих, укрепляли дух армии, оказывали большую материальную помощь: организовывали пожертвования в фонд Красной Армии, помогали сиротам и семьям погибших. Это послужило одной из причин либерализации политики государства в вопросах религии: церковь в данном случае рассматривалась как фактор, укрепляющий мобилизационные возможности общества в его противостоянии врагу. Сталин сделал шаг по пути сближения с церковью, хотя либерализация религиозной политики отнюдь не означала ослабления контроля государства за церковной деятельностью. В качестве контрольного органа, которому отводилась роль посредника в отношениях между государством и церковью, в 1943 г. при правительстве был создан Совет по делам Русской православной церкви (его возглавил полковник госбезопасности Г.Г.Карпов). Уже в конце войны Сталин санкционировал проведение в Москве Поместного Собора. Деятельность Собора, открывшегося 31 января 1945 г., 102 довольно широко освещалась на страницах печати: газета «Правда» 5 февраля 1945 г. опубликовала не только сообщение о Соборе, но и ряд его материалов (речь Председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г.Карпова, Обращение Поместного Собора к Правительству СССР, биографическую справку о вновь избранном Патриархе Московском и всея Руси Алексии). В своем выступлении на Поместном Соборе Г.Г.Карпов отметил особые заслуги Русской православной церкви, которая «в дни тяжелых испытаний (...) не прерывала своей связи с народом, жила его нуждами, чаяниями, надеждами и вносила свою лепту в общенародное дело»2. О прошлых гонениях на церковь и верующих представитель правительства не сказал ни слова. Напротив, получалось, что Октябрьская революция «освободила Русскую православную церковь от тех пут, которые сковывали и стесняли ее внутрицерковную деятельность»3. Не упоминали о прошлых обидах и церковные иерархи. «Вознося Господу Богу благодарение за великие победы наших доблестных воинов и за изгнание врага из наших пределов, — говорилось в Обращении Поместного Собора к правительству, — Собор усердно молит Господа о даровании нашей дорогой Родине и союзным с нами странам скорейшей окончательной победы над фашизмом и об умножении сил, здоровья и лет жизни нашему любимому Вождю Советского Государства и Верховному Главнокомандующему нашего славного воинства Иосифу Виссарионовичу Сталину»4. В 1945-1946 гг. Совет по делам Русской православной церкви санкционировал открытие 290 молитвенных зданий5, а специальным постановлением правительства от 26 августа 1945 г. было узаконено существование на территории СССР 100 православных монастырей, ликвидированных в 30-е годы, а во время войны восстановленных и заселенных прежними обитателями6. Тогда же постановлением Совнаркома патриархии, епархиальным управлениям, приходским общинам было предоставлено ограниченное право юридического лица (им разрешалось открывать финансовые счета, иметь свои предприятия, заключать сделки и т.д.)7. Все эти послабления не коснулись других религиозных конфессий и были направлены только на поддержку Русской православной церкви. Изменение политики государства по отношению к религии было продиктовано не только стремлением властей использовать церковь как дополнительную мобилизационную силу в сложный военный период. Другой причиной, вынудившей власти несколько смягчить свою прежнюю позицию, стало стихийное оживление религиозного движения и религиозных настроений в народе. В годы войны процесс этот стал массовым, что вполне объяснимо: часто люди находили в вере необходимую точку опоры, утраченную вместе с потерей близких, семьи, дома. Обретенная или возрожденная вера давала людям если не надежду, то утешение. Победа в войне усилила эти настроения. Так случилось, что майские предпобедные дни совпали с православным праздником Пасхи, который в 103 1945 г. отмечался в воскресенье 6 мая. Михаил Пришвин увидел в этом совпадении некий символ, записав в дневнике свои ощущения: «Мы были около церкви Ивана Воина в тесной толпе, выходящей далеко за церковную ограду по улице. (...) Вот бы иностранцу посмотреть, как молятся русские и чему радуются! Когда из церкви послышалось "Христос Воскресе!" и весь народ подхватил, — это была радость! И какой тоже порядок! (...) Нет, не только одним холодным расчетом была создана победа: корни победы надо искать здесь, в этой радости сомкнутых дыханий. Знаю, что не Христос вел людей на войну, и радости от войны никому не было, но опять-таки не один расчет и внешний порядок определяли победу. И когда теперь всякий простолюдин, введенный собеседником в раздумье о жизни, говорит: — Нет, что-то есть! — это "нет" он обращает к безбожникам и к себе самому, не веровавшему в победу. А это "что-то" есть Бог (...)» (выделено мной. — Е.3.). Рост религиозных настроений продолжался и в послевоенные годы, в ряде регионов страны наблюдалась даже некоторая активизация церковной жизни по сравнению с военным временем. Так, в Покровском соборе г. Куйбышева было совершено церковных браков в 1940 г. — 139, в 1944 г. — 403, в 1945 г. — 867 и в первом полугодии 1946 г. — 12589. Увеличивалось число посещений церкви, причем не только женщинами, но и мужчинами — особенно в возрасте 20-40 лет, т.е. теми, кто прошел вой" ну10. Под отдельными ходатайствами об открытии церквей стояло до трех тысяч подписей верующих11. «Из разговоров с приходящими ходатаями нетрудно убедиться, что они и пославшие их руководствуются действительно настоящим религиозным чувством, — писал в Совет по делам Русской православной церкви его уполномоченный по Кировской области Новиков. — Нередко можно видеть 60-летнего колхозника, истинного землероба—трудящегося, в полном смысле этого слова, со слезами на глазах излагающего свою просьбу. Желание открыть церковь у них большое, и они готовы пойти для этого на какие угодно жертвы и труд»12. Например, в селе Никулята этой же области председатель райсовета предложил верующим самим освободить здание церкви от хранившегося там зерна — и люди, собравшись ради такого дела из окрестных деревень, за два дня перетаскали на себе 200 тонн зерна. Когда одного ходатая спросили, где он и пославшие его найдут деньга на ремонт церкви, крестьянин ответил, что он продаст свою корову и пожертвует деньги на восстановление храма13. Ремонт церковных зданий прихожане часто осуществляли собственными силами, принося из дома строительные материалы — доски, железо, стекло, краску. Уполномоченные Совета в своих отчетах отмечали факты, когда в роли ходатаев об открытии храмов выступали молодые люди, чаще всего демобилизованные фронтовики. Эта категория ходатайствующих отличалась «чрезмерной требовательностью» и была особенно настойчивой в отстаивании своих позиций. Не меньшую настойчивость проявляли и женщины. Свою потребность в открытии храма они объясняли тем, что «потеряли на фронте своих детей, не знают, где и как они похоронены, и что в связи с этим им негде, кроме как в церкви, облегчить свое горе»14. 104 В случае отказа удовлетворить ходатайство или чиновничьей волокиты верующие выражали недовольство. Так, крестьяне Щелковского района Московской области после того, как вопрос об открытии церкви в их деревне долго не решался, на приеме у уполномоченного заявили следующее: «У нас в стране только пишут и говорят о свободной религии, а на самом деле ее нет. Если нам не отстоите церковь, то мы бросим работать в колхозе»15. Другие предупреждали, что будут обращаться с жалобой в иностранное посольство, чтобы «раскрыть всю правду» о свободе религии в СССР16. Уполномоченные на местах в течение 1945-1946 гг., как правило, старались не чинить препятствий открытию церквей, поскольку заметили довольно простую закономерность: «Там, где желание верующих об открытии церкви удовлетворено, они искренне одобряют действия власти в этом направлении и благодарны ей. И, наоборот, отказ в разрешении, естественно, создает неудовлетворенное состояние, а, следовательно, и почву к недовольству»17. Всплеск религиозности во время войны и в послевоенные годы означал не только оживление церковной жизни — вместе с ней произошло известное возрождение мистицизма и суеверий, веры в юродивых и прорицателей. Среди народа, особенно в сельской местности, распространялись так называемые святые письма, разного рода пророчества — о пришествии «сатаны», скором конце света и т.п. Иногда такие пророчества попадали на вполне подготовленную почву. Так, в одном селе на Ставрополье распространился слух о том, что в «ближайшие дни Земля должна столкнуться с кометой и настанет конец света». Этот слух вызвал настоящую панику: сначала старики, а за ними и молодые бросили работу, разошлись по домам и стали готовиться к смерти (мыться, одевать чистое белье, а некоторые зажгли лампады, легли в передний угол и сложили на груди руки)18. Особый разговор о юродивых. В Новгородской области был известен, например, юродивый по имени Иван Железный. Ходил он из села в село, опутанный колючей проволокой (отсюда — «Железный») и говорил «странные» речи: о скором роспуске колхозов, о восстановлении единоличных хозяйств, о грядущей войне с Англией и Америкой. Отговаривал колхозников ходить на выборы: «Вы голосуйте, только как бы хуже вам от этого не было. Вот когда не будет колхозов, тогда можно будет и выбирать»19. По традиции на Руси власти к юродивым относились снисходительно: им было позволительно говорить то, за что других строго наказывали. Поэтому по той же традиции правдолюбцы часто рядились под «юродивых». В советских условиях это не работало, и «юродивые», если они выступали с подобными речами, немедленно попадали в поле зрения НКГБ. Не избежал этой участи и Иван Железный. Значение религии и веры всегда возрастает в трудные, критические годы, а таких в послевоенное время было немало. В 1946 году, например, когда началась засуха, в ряде регионов священниками — часто по просьбе крестьян — были организованы молебны о дожде. В Пензенской области, где уже в мае и июне погибла часть посевов, такие молебны были проведены в 20 районах20. Причем, в отдельных случаях местные власти в лице председателей райисполкомов давали официальные разрешения на проведение молебнов, а иногда выступали в качестве их инициаторов и участников. 16 июня 1946 г. в Бессоновской райисполком Пензенской области явился священник с просьбой разрешить провести молебен о дожде. В тот же день обряд прошел на берегу реки Суры, а потом на полях колхоза им. Горького, в нем приняли участие около 600 человек21. В селе Лопатино Чаадаевского района той же области 12 июня после службы в церкви был организован крестный ход на поля колхоза, в котором участвовало до 400 человек22. Сообщения о проведенных молебнах поступали и из других областей, которые постигла засуха. Не везде местные власти отнеслись к этому лояльно, поэтому не обошлось и без эксцессов. В Воронежской области, например, во время проведения молебна о дожде представители МВД пытались арестовать проповедника, что вызвало противодействие со стороны верующих23. Подобные действия партийными органами квалифицировались как «неправильные» так же, как и другие факты вмешательства местных властей в процесс отправления религиозных служб или проявления произвола по отношению к верующим24. Озабоченность со стороны ЦК ВКП(б) вызывали и случаи обратного порядка, когда местное партийное и советское руководство работало в тесном контакте с представителями церкви. В Москву поступала информация о том, что местные органы власти используют священников для проведения различных хозяйственных и политических кампаний — организации хлебопоставок, подписки на государственный заем и даже агитации во время выборов в Верховный Совет. Правление колхоза «Пролетарий» Ставропольского края обратилось, например, с просьбой к местному священнику повлиять в своей проповеди на колхозников, чтобы они лучше работали25. В одном из сельских советов Курской области плохо шло распространение государственного займа; решили пригласить священника, который за короткий срок организовал распространение займа, выполнив задание по сельсовету на 100%26. Председатель другого сельсовета, из Днепропетровской области признавался: «Я работал со священником в контакте. Бывало, я ему говорил, чтобы он повлиял на верующих о необходимости поднятия трудовой дисциплины, своевременного выхода на работу, бережного отношения к колхозному имуществу, — во время проповеди он об этом напоминал, и трудовая дисциплина значительно улучшилась»27. В Красногвардейском районе Ростовской области у председателя сельсовета и местного священника сложились такие отношения. Вызывает председатель священника и говорит ему: «Вот что, батюшка, помоги провести заем». Батюшка в ответ: «Хорошо, у меня тоже из центра на этот счет есть директива». Председатель просит: «Вот, батюшка, еще что, ты уговори колхозников, чтобы на Пасху работать вышли, ведь сев надо кон- 106 чить». А батюшка отвечает: «Вот на этот счет я такой директивы из центра не получал»28. В ряде районов местные руководители обращались к священникам и религиозным общинам с просьбами об оказании помощи семьям военнослужащих, инвалидам войны и детям-сиротам29. Такого рода действия также не вызывали одобрения у высоких идеологических инстанций. Поворот в государственной политике по отношению к церкви для многих местных руководителей и рядовых коммунистов был настолько неожиданным, что не все из них смогли вовремя, а главное, правильно сориентироваться. «Отдельные коммунисты путаются в вопросе об отношении нашей партии к религии и даже высказывают мнение об изменении партией своего отношения к религии», — делился своими наблюдениями секретарь Ставропольского крайкома ВКП(б) по пропаганде Воронцов30. «Как мы должны вести себя? — спрашивали друг друга после сообщения о проведении Поместного Собора Русской православной церкви коммунисты на заводе "Машиностроитель" в Москве. — Раньше нас учили тому, что религия — опиум народа, а сейчас само правительство идет навстречу священнослужителям»31. Встречались среди коммунистов и такие крайние мнения: «Теперь можно коммунистам беспрепятственно ходить в церковь, молиться Богу, крестить детей и венчаться»32. Более определенно и, несомненно, в соответствии с истинным положением вещей высказался, например, секретарь Курского обкома ВКП(б) Доронин: «В нашей стране церковь отделена от государства, поэтому наши стратегические цели незыблемы, изменились лишь тактические приемы, соблюдается известный контакт с церковью для мобилизации народа на разрешение главнейшей задачи — разгрома гитлеризма. В остальном ничего не изменилось»33. В народе по поводу новой политики ходили различные слухи и толки. «Вот видите, даже товарищ Сталин признался, что без церкви нельзя победить врага», — рассуждал один инвалид войны34. А другие высказывались на этот счет более определенно: «Как начали говорить о Боге — так и успехи лучше пошли на фронте»; «Красная Армия стала побеждать с тех пор, как большевики поддерживают церковь»35. Как свидетельствовали сводки о настроениях населения, внимание государства к проблемам церкви было встречено в основном с пониманием и одобрением. Люди открыто стали говорить о том, о чем раньше предпочитали молчать. Можно было, например, услышать рассуждения такого рода: «Религия вносит в народ облагораживающее чувство, смягчает жестокие нравы, облегчает тяжелые муки и переживания. Поэтому надо уважать ее и пастырей, несущих, свет и облегчение в жизни»36. В адрес правительства и непосредственно на имя Сталина поступали письма от верующих следующего содержания: «Помолившись в день освящения храма, открытого по Вашему соизволению, свидетельствуем Вам, всеми обожаемый Иосиф Виссарионович, нашу глубочайшую признательность и искреннюю сердечную благодарность и беззаветную Вам преданность»37. Вынужденный обстоятельствами воен- 107 ного времени привлечь на свою сторону церковь, правящий режим сумел использовать и эту возможность для укрепления своего влияния и авторитета в народе, который было пошатнулся в результате военных неудач первого периода войны. Однако были среди соотечественников и такие, кто воспринял все эти метаморфозы с большой долей скепсиса. «Советская власть от чего ушла к тому и пришла», — высказывался рабочий одного из московских заводов. — Боролась с чинами и привилегиями, а теперь вновь ввела солдат, офицеров и генералов. (...) Загоняла духовенство в подполье, а когда союзники нажали — бьет отбой»38. Вообще мнение о том, что Сталин пошел на соглашение с церковью не по доброй воле, а под нажимом союзников, было довольно распространенным в народе. Приведем некоторые высказывания на этот счет: «Наше отношение к духовенству диктуется требованиями союзников — Америкой и Англией»; «Двадцать восемь лет не говорили о попах, а тут заговорили, когда мы стали союзниками Англии — это наверняка уступка им»; «Англия и Америка поворотят нас на старый лад. Ну как же понимать этот вопрос, когда даже газеты стали печатать о попах?»39 В связи с переменами в религиозной политике в партийные органы поступало много вопросов — как от коммунистов, так и от беспартийных. Люди интересовались, будет ли разрешен колокольный звон в церквах, и когда начнут восстанавливаться церкви и монастыри. Коммунистов больше волновали другие вопросы: будут ли в соответствии с новыми веяниями внесены изменения в Конституцию и программу партии, остаются ли в силе прежние оценки религии как реакционной силы и «опиума народа», будут ли издаваться произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, направленные против религии?40 Поскольку никаких официальных разъяснений на этот счет не поступало, то население по-прежнему довольствовалось слухами и делало собственные умозаключения. Существовало, например, мнение, что теперь во всех школах будет введено преподавание Закона божьего41, а студенты Московского университета всерьез обсуждали идею о возможности организации в МГУ богословского факультета42. Скептики продолжали настаивать, что послабление в отношении религии — мера вынужденная и преходящая, а после войны все изменится, вернется на «круги своя». И оказались правы. Поворот назад в религиозной политике государства произошел не сразу, некоторое время после окончания войны лояльное отношение к церкви со стороны властей еще сохранялось, однако больше по инерции. Уже спустя год-два стало очевидно, что правящий режим вовсе не намерен отказываться от основных постулатов своей идеологии, в которой не было места какому бы то ни было инакомыслию, так же как и от своей монополии на владение умонастроениями граждан! Прежде всего власти пошли по пути ограничения сфер влияния духовенства: если за 1945-1946 гг. Совет по делам Русской православной церк- 108 ви разрешил открыть 290 молитвенных зданий, то за 1947-1948 гг. — только 4943. С 1948 по 1950 гг. в стране был закрыт 31 православный монастырь44. Начиная с марта 1948 г. ни одно ходатайство верующих об открытии церкви не было удовлетворено. В сентябре 1950 г. Карпов докладывал Сталину, что «тот религиозный подъем, который по ряду причин, в том числе по психологическим причинам, был в годы Отечественной войны, стал с 1947 г. спадать, и год от года заметнее»45. Не в последнюю очередь это было связано и с политикой ограничения религиозной деятельности, которая стала целенаправленно проводиться Советом по делам Русской православной церкви со второй половины 1948 г. Эти меры не сразу принесли отдачу, и еще в 1948 г. и начале 1949 г. активность верующих оставалась высокой. В 1948 г., например, широко отмечались пасхальные торжества. В Москве у Патриаршего собора была 10-тысячная очередь с куличами и пасхами, у Новодевичьего монастыря собралось до 4 тысяч человек, в Иоано-Предтеченской церкви на Красной Пресне — до 5 тысяч. По всем московским храмам верующих, пришедших для освящения куличей и пасх, было в 2-3 раза больше, чем в предыдущем году. На пасхальных ночных службах церкви были переполнены, и многие верующие стояли вокруг храмов. Так, по 34 храмам Москвы на службах в ночь с 1-го на 2-е мая при максимальной вместимости церквей 120 тыс. человек в часы наибольшего скопления наблюдалось до 300 тысяч46. Так же активно отмечалась Пасха и в других русских городах47. Совет по делам Русской православной церкви объяснял такую необычно высокую активность верующих совпадением Пасхи с первомайскими праздниками. Однако уже следующие большие православные праздники — Рождество и Крещение, отмечавшиеся соответственно 7 и 19 января 1949 г., показали, что дело не в совпадении церковных и светских ритуалов. Праздник Крещения пришелся вообще на рабочий день (среду), но несмотря на это практически повсеместно отмечалось большое скопление народа, в особенности при водосвятии48. В церквах выстроились очереди за «святой водой». За 18 и 19 января только в Патриаршем соборе Москвы было разобрано несколько тысяч ведер49. В тех местах, где были разрешены крестные ходы на воду, имело место даже массовое купание в реках. В городе Воронеже в крестном ходе на реку Воронеж 19 января приняли участие до 15 тыс. человек. После освящения воды в реке купалось 55 человек, из них 8 подростков в возрасте от 11 до 15 лет, 32 женщины от 18 до 40 лет и 15 молодых мужчин50. Вообще, в отличие от праздников Пасхи и Рождества, в водосвятии молодежь принимала довольно заметное участие, что объясняется прежде всего необычностью самого обряда купания зимой в реке. Обряд этот даже не является строго православным, а восходит скорее к языческой традиции. Во многих местах купание проходило уже без участия священников, после того, как был совершен обряд водосвятия. 109 В Саратове к крестному ходу в день Крещения местные власти стали готовиться заблаговременно. Сотрудники службы «ОСВОД», например, опасаясь за состояние льда на Волге, поставили в опасных местах предупредительные вехи и по заказу священнослужителей сделали прорубь в безопасном месте и крест из льда. Крестный ход из церкви во главе с епископом Саратовским Борисом прибыл на реку в час дня, водосвятие было проведено за 20 минут. После этого епископ и представители духовенства ушли, а часть участников крестного хода бросилась к реке. Наряд милиции не смог сдержать напора желающих — и началось массовое купание, которое продолжалось до 5 часов вечера, т.е. до темноты. «Всего купалось 470-500 человек, в том числе два милиционера. Жертв не было», — сообщалось в отчете Совета по делам Русской православной церкви51. Этот случай получил широкую огласку. Противники либерализации религиозной политики стремились использовать его как повод для возобновления гонений на церковь. 5 февраля министр госбезопасности В.С.Абакумов докладывал о саратовском купании секретарю ЦК ВКП(б) Г.М.Маленкову и предлагал разобраться с виновными. В «Правде» появился фельетон «Саратовская купель», а отдел пропаганды и агитации ЦК во главе с Д.Т.Шепиловым подготовил специальное постановление «О массовом совершении религиозного обряда в день церковного праздника "крещение" в городе Саратове»52. Постановление это не было принято, но без оргвыводов не обошлось. Вопрос о крестном ходе рассматривался на бюро Саратовского горкома партии. Были сняты с работы и получили выговоры ряд должностных лиц, в том числе начальник местной милиции и начальник «ОСВОДА», епископ Борис получил новое назначение — в Чкалов53. Начиная с 1949 г. были запрещены все крестные ходы, кроме пасхальных, а также прекращены службы вне храмов. Церковные иерархи еще какое-то время надеялись, что речь идет не о принципиальном повороте в политике, а лишь о ликвидации последствий «саратовского инцидента». Патриарх Алексий добивался личной аудиенции у Сталина, чтобы дать необходимые объяснения. Приема он так и не дождался. Информаторы МГБ сообщали, будто патриарх в узком кругу говорил о «неведении» Сталина и «произволе» местных властей, не разрешающих открывать новые храмы. Но в тех же разговорах в связи с начавшимися притеснениями церкви у патриарха проскальзывала и другая мысль: «Видимо, начинается для нас новая эра»54. По Москве даже ходили слухи, что патриарх находится под домашним арестом55. Одновременно усиливалась антирелигиозная пропаганда. В сфере идеологии в это время полным ходом шел процесс «закручивания гаек», и наступление на церковь было только одним из проявлений новой крупномасштабной кампании борьбы с инакомыслием в советском обществе. |