Социология личности. Социология личности Кон. И. с кон Социология личности Издательство политической литературы Москва 1967 1 ми кис. Кон известный советский социолог, доктор философских наук, профессор Ленинградского университета, автор многих книги статей
Скачать 1.14 Mb.
|
2. ТРУД И СВОБОДА Художник, независимо от цели его деятельности, испытывает наслаждение уже в самом творчестве, в овладении материалом своего оформления самый процесс творчества является для него деятельностью, доставляющей наслаждение и удовлетворение, а непросто трудом. Ремесленник же интересуется лишь целью своих усилий, пользой, которые они ему приносят, его деятельность не радует, а отягощает его, как неизбежная необходимость он с удовольствием свалил бы ее на машину. Рихард Вагнер Что значит преодолеть отчуждение труда Для более конкретного рассмотрения этой проблемы ее можно разделить натри аспекта 1) объективный характер труда какие возможности предоставляет он для развития индивидуальности работающего человека 2) отношение человека к труду, зависящее как от характера труда, таки от совокупности ценностных ориентаций личности 3) значимость труда, те удельный вес трудовых ролей в психологической структуре личности. Во всех этих трех аспектах социалистический труд качественно отличается от труда при капитализме. Уничтожение частной собственности покончило с отчуждением рабочего от средств производства, рабочая сила перестала быть товаром. Эти социальные перемены сказываются и на отношении трудящихся к своему труду. Объективным показателем нового отношения к труду служит рост трудовой активности рабочих, их забота об интересах производства, рационализаторская деятельность, массовое техническое творчество и т. п. Исследования советских социологов убедительно показывают качественные различия в мотивах трудовой деятельности советских рабочих и рабочих капиталистических стран. При капитализме отсутствуют или очень слабо выражены идейные мотивы труда (соображения о его общественной полезности и т. д, занимающие важное место в системе ценностных ориентаций советского рабочего. Разумеется, и на Западе люди стремятся иметь такую работу, которая не только хорошо оплачивается, но и приносит моральное удовлетворение. Так, при опросе западногерманской молодежи в 1964 г. ответы о смысле профессии распределились следующим образом Профессия должна быть настоящей жизненной задачей - 40% При выборе профессии важны личные склонности, по также и денежные соображения - 59% Надо брать работу, которая лучше всего оплачивается - 7% Неопределенно - 1 % 297 При опросе молодых рабочих 18% высказалось за хорошо оплачиваемую должность, но 29 % — за такую работу, которая приносит удовлетворение Было бы неправильно представлять дело так, будто рабочие и служащие капиталистических стран думают только о заработке. Чем выше материальное благосостояние, тем большее значение приобретают другие, нематериальные соображения. Но когда на Западе говорят об удовлетворенности трудом, имеется ввиду прежде всего соответствие профессии личным склонностям. Заинтересованность в общественных перспективах производства там, как правило, отсутствует. И это вполне естественно рабочий не чувствует себя хозяином предприятия и тем более общества как целого. Для советского человека тоже небезразличен размер заработка и другие личные моменты. Но он вместе стем осознает общественное значение своего труда. Отвечая на вопрос анкеты Чем вам нравится специальность, которую вы хотели бы приобрести — 4 5 % новосибирских старшеклассников выпускники средних школ 1963 г) ответили Творческий характер труда, 2 5 % — Значение для народного хозяйства, 2% — Высокий заработок 10 . Из 1100 опрошенных выпускников средних школ Ленинградской области 1965 г. поданным социологической лаборатории ЛГУ) при ответе на тот же вопрос 62,4% указали творческий характер труда, 25,7%— значение для народного хозяйства, 3,4 % — высокий заработок. У взрослых система мотивов, естественно, усложняется, группируясь вокруг трех главных 298 мотивов содержание труда, размер зарплаты и возможности продвижения. Ориентация на содержание трудовой деятельности как ведущий мотив труда свидетельствует о процессе формирования отношения к труду как к потребности. Многие люди говорят, что не могли бы обойтись без своего труда, даже если бы не было материальной необходимости. Ориентация на заработную плату как второй главный мотив трудовой деятельности свидетельствует о том, что отношение к труду как средству удовлетворения других потребностей, лежащих за пределами собственно трудовой деятельности, хотя и не является больше самодовлеющим, сохраняет важное значение. Наконец, ориентация на возможности продвижения по работе повышение квалификации, усложнение функций, расширение ответственности) является производной от первых двух мотивов, а также отражает традиционный престиж различных профессий, укоренившийся в общественном мнении. Как замечает В. А. Ядов, такая структура мотивов является сегодня оптимальной. Нов ней заложены и определенные противоречия. Социализм преодолевает специфические формы отчуждения труда, обусловленные существованием частной собственности и эксплуатацией человека человеком хотя и здесь еще сохраняются остаточные явления в виде пережитков частнособственнической психологии, взгляда на труд как на проклятие Дураков работа любит, Работа не волк, в лес не убежит. Но остаются социальные явления, связанные с недостаточным развитием материально- технической базы, различиями в уровне материального благосостояния людей, неравенством творческих возможностей людей различных профессий и т. д. Коммунистический труд — это такой труд, который превратился в первую жизненную потребность личности. Но что, собственно, означает эта формула Не всякая жизненная потребность является сознательным мотивом человеческой деятельности. Например, потребность в свежем воздухе обычно удовлетворяется автоматически. Только при кислородном голодании она осознается как потребность. Что же такое превращение труда в потребность превращение его в привычку, когда он уже не замечается, или, наоборот, выработка сознательного интереса к труду, превращение его в ведущую сферу сознательной жизнедеятельности В первом случае труд становится автоматическими безразличным. Как писал Маркс, безразличие к определенному виду труда соответствует общественной форме, при которой индивидуумы с легкостью переходят от одного вида труда к другому и при которой какой-либо определенный вид труда является для них случайными потому безразличным. Труд здесь. стал средством создания богатства вообще и утратил свою специфическую связь с определенным индивидуумом 11 . Во втором случае, наоборот, предполагается максимальная индивидуализация труда как сферы самореализации личности. Речь идет непросто о привычке, но о любимой деятельности. Говоря о коммунистическом труде, обычно подчеркивают только вторую возможность — 300 труд как наслаждение, как творчество, как важнейшую сферу развития индивидуальности. Но возможности, которые разные виды труда представляют для развития личности, неодинаковы. Социологи разграничивают социально- психологическое понятие отношения к труду и понятие объективного характера труда Творческое отношение к труду — это психологическая установка, положительное отношение к своей деятельности, заинтересованность в ее результатах, стремление внести что-то свое и т. д. Такая установка — продукт определенной системы воспитания, ее можно выработать по отношению к любому виду труда, как творческому, таки механическому. Ноне всякий труд является творческим объективно, по своему характеру. Творческой можно назвать только такую деятельность, которая не сводится к повторению раз усвоенного алгоритма, где возникает нечто новое. Творческий труд обязательно включает (в разной степени) следующие элементы 1) нестандартное решение производственных задач, 2) различные виды конструирования и эксперимента, 3) применение теоретических знаний к решению технических задач, 4) необходимость перемены труда в пределах одной специальности, одной профессии (от изучения опыта и литературы к практическому изучению машин и технологических процессов, от изучения машин и аппаратов куста новке новых машин и их наладке, от наладки установленного оборудования к 13 расчетами конструированию нового . Понятия творческого и нетворческого труда не синонимы понятий умственного и физического труда. Умственный труд тоже содержит много рутинных элементов например, вычисление на основе известной формулы, а физический труд ремесленного типа содержит в себе немалую долю творчества (попробуйте-ка собственноручно высечь каменный топор. Как замечает немецкий философ-марксист Г. Клаус, проблема состоит именно в том, что в докапиталистических формациях преобладающая часть трудовых процессов, независимо оттого, выполнял их раб или крепостной, была в какой-то мере творческой. Только с возникновением крупной промышленности все в большем объеме увеличиваются те механические виды труда, которые представляют собой однообразное и постоянное повторение одного итого же Творческий труд открывает наибольшие возможности для развития личности и дает наибольшее психологическое удовлетворение. Из 600 рабочих и инженерно-технических работников г. Горького, ответивших на вопрос Интересует ли вас работа, которой вы занимаетесь 85% дали положительный ответ. Но по отдельным группам рабочих, отличающихся содержанием труда, процент положительных ответов различен рабочие, занятые ручным трудом у машин 40%, рабочие, применяющие ручные орудия труда 44%, рабочие механизированного труда — 69 %, рабочие, занятые на автоматических станках и линиях 98 %, инженерно-технические работники — 90% Люди более квалифицированного труда, как правило, дают больший процент рационализаторов и т. д. 302 Но есть и обратная зависимость чем выше уровень образования личности, тем более высокие требования предъявляет она к содержанию своего труда и тем труднее их удовлетворить. Советские социологи провели интересное обследование отношения к труду группы конвейерных рабочих на текстильных предприятиях Получилась следующая картина. Одна группа, состоящая в основном из работниц с большим стажем и низким образовательным уровнем (не выше шести-семи классов, выразила удовлетворение своей работой, монотонность труда их мало утомляет. Как сказала одна работница, все операции, которыми я занимаюсь, я хорошо знаю и могу их выполнять, даже несмотря, а в это время я могу думать о своем, и, если у меня хорошее настроение и дела в порядке, работа идет совсем быстро. Напротив, рабочим со средним образованием тот же труд кажется чрезвычайно утомительным именно из-за его монотонности, неинтересности. Умственные запросы таких рабочих опережают технику, с которой они имеют дело, механический труд их неудов летворяет, образуя в их сознании своего рода вакуум. Наиболее творческие и подготовленные рабочие заполняют этот вакуум учебой, повышением квалификации, осваивают не одну, а несколько профессий и, периодически меняя операции, смягчают монотонность своего труда. Носам по себе трудовой процесс интереса у них не вызывает, и развитие личности идет, в основном за пределами производства. С ростом общеобразовательного и культурного уровня люди все сильнее тянутся к более сложному квалифицированному труду, не удовлетворяясь простыми рутинными операциями, даже независимо от уровня их оплаты. Особенно характерно это для молодежи. В. Н. Шубкин предложил школьникам-выпускникам Новосибирской области оценить по балльной системе степень привлекательности 70 профессий, охватывающих основные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Наиболее привлекательными для молодежи оказались профессии, требующие высшей квалификации, особенно профессии радиотехников и геологов. Из профессий средней квалификации самую высокую оценку получили работники транспорта, а самую низкую — занятия в области сельского хозяйства (3,57 балла) и 17 особенно сферы обслуживания (2,63 балла) . При анкетировании 2 тысяч старшеклассников Казани в 1964 г. на вопрос Что вы собираетесь делать после окончания школы — 71,5% опрошенных заявили Учиться, 10,2% — Работать и учиться, 7,3% — Работать. В Уфе аналогичные ответы составили 65,3%, 22,5 и 3,7%. Подавляющее большинство школьников стремится к умственному труду. По казанским анкетам профессии умственного труда привлекают 77,3% учащихся, но уфимским — 86,3%. В Уфе ни одна рабочая профессия не собрала даже 1% всех голосов. Врачами мечтают стать враз больше учеников, чем наладчиками, враз больше, чем фрезеровщиками и крановщиками, враз больше, чем электромонтерами, враз больше, чем машинистами . Установка молодежи на наиболее квалифицированные профессии, будучи в целом прогрессивной, в тоже время приходит в известное противоречие с конкретными потребностями и возможностями советского народного хозяйства, которому нужны не только ученые и инженеры, но и специалисты средней и низшей квалификации. Так, в Ленинграде на 1 марта 1963 г. 44,1% всей рабочей силы составляли вспомогательные рабочие. Возникает вопрос как совместить личные стремления молодежи и интересы общества Некоторые ученые считают, что такие противоречия являются сугубо временными, что дальнейший технический прогресс, рост автоматизации и т. п. полностью снимут подобные проблемы. С этим мнением трудно согласиться. Во-первых, даже если допустить, что автоматизация производства освободит человека от всякого механического, нетворческого труда, это потребует еще многих и многих десятилетий. Воспитывая молодежь, формируя у нее определенную систему установок, включая и отношение к труду, нельзя исходить только из этой отдаленной перспективы. Нужно готовить людей к тем условиями проблемам, с которыми они реально столкнутся в жизни. Перескакивание через необходимый этап, с какими бы добрыми намерениями оно ни делалось, всегда приносит вред. Во-вторых, технический прогресс и автоматизация производства вовсе не панацея от всех бед. Конечно, технический прогресс ломает старое разделение труда, многие профессии, основанные наручном труде, отмирают, соответствующие функции берут на себя машины. Нос другой стороны, существует примитивный механизированный труд, объем которого увеличивается. В условиях мелкосерийного и тем более 305 индивидуального производства приходится самим изыскивать способы выполнения работ, приспосабливаться к новым условиям труда. Это активизирует творческую мысль. Частая перемена объектов труда, а следовательно, и методов их производства приводит к тому, что вырабатывается стереотип мобильности . Напротив, технически совершенный процесс массового производства почти не оставляет легко выявляемых резервов производства. Технологический процесс высокоавтоматизированного предприятия покоится на научных основах. Это значит, что не только рабочий, обслуживающий автоматы, но и цеховой инженер не может здесь что-либо существенно изменить. Судьбы технологического процесса решаются теперь не в самом производстве, а в научной лаборатории. Это не умаляет значения труда рабочих и ИТР, но ставит определенные границы его возможностям. Немалые трудности представляет и проблема профессиональной специализации. Некоторые авторы считают, что в коммунистическом обществе специализация труда отомрет, каждый человек сможет делать все и будет совершенно свободно менять виды и формы своего труда. Ссылаются при этом на то, что автоматизация производства упрощает операции по управлению машинами и человек легко сможет переходить от одного пульта управления к другому. Такая точка зрения представляется совершенно неубедительной. Если свести все дело к возможности перехода от одного пульта управления к другому, то никакой перемены труда здесь фактически нет. Какая разница, где нажимать кнопку Само понятие перемены труда уже предполагает его специализацию. Кроме того, работа оператора далеко не самая квалифицированная работа на производстве. Если же взять работу наладчика автоматов, то она требует обязательного знания технологического процесса, а технология разных производств далеко неодинакова, и без специализации здесь не обойтись. Тем более невозможно избегнуть специализации и, следовательно, определенного самоограничения в наиболее сложных областях труда, как инженерная, врачебная или педагогическая деятельность. Объем знаний, необходимых для того, чтобы плодотворно работать водной какой-либо области, уже сейчас настолько велик, что человек не может овладеть им без определенного ограничения, специализации. По мере роста науки и техники число видов занятий в народном хозяйстве не уменьшается, а растет. Так, словарь занятий для разработки переписи населения в 1926 г. содержал 10 371 наименование, в 1939 г около 19 тыс. наименований, а в 1959 гуже примерно 30 тыс. наименований. Конечно, специализация но должна быть чрезмерно узкой. Саморазвитие науки и техники требует от специалиста любого профиля не только специальных познаний, но и достаточно широкого общего образования. Мы живем в период, когда разные области знания, в прошлом изолированные друг от друга, пришли в тесное соприкосновение, ломающее старую ограниченность. Сегодня кибернетика помогает медицине и политической экономии, биология не может развиваться без помощи физики и химии и т. д. Но отдельная личность тем не менее физически не в состоянии охватить все богатство человеческих знаний, да и нужды в этом нет, ибо ограниченность (ценой которой обеспечивается глубина) знаний отдельного индивида успешно восполняется кооперацией специалистов. Перемена труда может осуществляться и осуществляется по-разному. Расчлененный механический труд допускает только внешние переходы смена месту сборочного конвейера, овладение несколькими смежными профессиями и чередование работы по каждой из них. Такого рода перемена труда широко практикуется в советской промышленности. Взаимозаменяемость работников облегчает рост производства, а самим рабочим дает желаемое разнообразие. В более сложных и творческих профессиях дело обстоит иначе там перемена труда носит уже не внешний, а внутренний характер (переход от изучения опыта и литературы к практическому освоению техники, ее наладке и установке, от этого — к расчету и конструированию новых машин и т. д. Число основных элементов собственно рабочего времени (без перерывов) у инженера и конструктора враз больше, чему оператора на сложном универсальном оборудовании, враз больше, чему оператора на 2 2 простейшем оборудовании, враз больше, чему подсобного рабочего . Чем сложнее труд, тем больше таких внутренних переходов. Поэтому такой труд и не кажется однообразным. Но если специализация труда (а следовательно, и людей) неустранима, то насколько 308 вообще может быть свободен индивид в сфере материального производства Это очень сложный и спорный вопрос. Слово труд означает, с одной стороны, производство материальных благ (понятие производительного труда в политической экономии, ас другой — всякую общественно полезную деятельность. Проблема свободы личности в труде может обсуждаться как на психологическом, таки на социально-экономическом уровне анализа. Сточки зрения психологии дело сводится к вопросу о соотношении содержания деятельности и ее мотива. Всякая целенаправленная деятельность одновременно и свободна и необходима. Человек не только изменяет форму того, что дано природой в том, что дано природой, он осуществляет вместе стем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, ипритом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил В любом процессе деятельности есть и элемент привычки (навыка, который обычно не замечается субъектом, и элемент необходимости, принудительности (он присутствует даже в игре, и элемент свободного индивидуального выбора. Как воспринимает и сознает субъект 309 целостный процесс, зависит от сочетания этих элементов, и прежде всего оттого, насколько личной является цель деятельности. Сравните два действия девушка-секретарша пишет письмо любимому, а затем служебное письмо. Физиологически оба процесса тождественны. Но психологическое содержание деятельности разное. В первом случае налицо процесс самовыражения, поэтому прочие элементы не замечаются, отступают на задний план во втором случае девушка выполняет задание, ее деятельность — работа, подчиненная необходимости. В зависимости от системы психологических мотивов одна и та же деятельность может переживаться как свобода или как необходимость. Чисто рассудочное осознание этой необходимости (сознание общественной полезности труда или его необходимости как средства к существованию) само по себе не снимает этой дилеммы подчинение необходимости, потому что ее нельзя изменить, не является синонимом свободы. Психологически свободна только та деятельность, которая выражает внутренние побуждения личности, где необходимость снята в индивидуальной мотивации. Но за психологическими проблемами стоят проблемы социально- экономические. Труд непросто способ жизнедеятельности индивида, это — общественно полезная деятельность. Как бы ни воспринимал свою деятельность тот или иной отдельный индивид, для общества труд (его количество, качество, специализация) всегда составляет объективную необходимость. Трудящийся индивид всегда является лишь частью целого, его функция, сознает он это или 310 нет, задана ему структурой общественных потребностей. Личность может быть психологически свободна (те. воспринимать свою деятельность как выражение своих внутренних побуждений) лишь в той мере, в какой структура ее мотивов и ценностных ориентаций соответствует структуре общественных потребностей, те. если она хочет того, что нужно обществу. Многообразие индивидуальностей и дифференциация социальных функций неизбежно ставят проблему подгонки друг к другу человека и функции. Их слияние может быть лишь относительным. По мере развития общества развиваются специфические механизмы координации несовпадающих интересов 1) внеэкономическое принуждение, обеспечивающее подчинение индивида не удовлетворяющей его деятельности (функции 2) материальные стимулы, вызывающие материальную заинтересованность незаинтересованность содержанием труда компенсируется преимуществами в других сферах жизни 3) моральные стимулы, сознание общественной необходимости деятельности, которая сама по себе данному индивиду неинтересна 4) привычка трудиться на общую пользу, выполнение которой дает удовлетворение независимо оттого, доставляет ли радость сам процесс труда или нет. Можно ли представить себе, что в коммунистическом обществе все эти формы регулирования полностью исчезнут и труд станет абсолютно свободным, как в общественно-историческом, таки в индивидуально- психологическом смысле Такой взгляд кажется мне утопическим. Благодаря обилию материальных ресурсов 311 и высокому уровню сознания людей коммунистическое общество сможет отказаться от форм внешнего принуждения и материального поощрения. Коммунистический труд, по Ленину, есть бесплатный трудна пользу общества, труд добровольный, труд вне нормы, без условия о вознаграждении. Но это не только труд как призвание, как свободное самораскрытие собственной индивидуальности. Это также труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу Разумеется, современные рутинные виды труда, вызывающие у людей чувство неудовлетворенности, не вечны. Но по мере роста производства растут и человеческие требования к содержанию труда. Одни виды труда всегда более привлекательны, чем другие. Конечно, разных людей могут привлекать разные виды труда. Одно из главных условий удовлетворенности трудом состоит в том, чтобы профессиональная роль отвечала индивидуальным особенностям личности. Сейчас это не всегда возможно, сказывается как неравенство социальных условий (материальные и культурные возможности семьи, разница жизни в городе ив деревне и т. п, таки отсутствие у школьников элементарной профессиональной ориентации. В результате выбор профессии часто оказывается делом случайных обстоятельств. Будущее общество сможет здесь многое усовершенствовать, не говоря уже о расширении возможностей перемены ошибочно избранной специальности. Коммунистическое общество может преодолеть существующие сейчас социальные различия между людьми физического и людьми умственного труда. Научно-техническая революция неуклонно повышает долю умственного труда в любой производственной деятельности и одновременно ускоряет получение прикладных, практически полезных результатов из отвлеченных, чисто теоретических научных исследований. Тем самым сокращается традиционный разрыв между материальным производством и производством духовным. Но полное тождество их все-таки невозможно. Разные виды труда никогда не будут давать равных возможностей для развития личности. Отсюда и разное к ним отношение. Одни профессии мыслятся как личное призвание, другие, более элементарные, опираются скорее насилу привычки, обоснованной сознанием их общественной необходимости. Это значит, что нужно отказаться от утопической идеи, будто все внутренние потребности и запросы личности могут быть реализованы в сфере труда. Как справедливо заметил ЮН. Давыдов, установка на то, чтобы каждый мог делать все, означает, что другой человек рассматривается не как продолжение, а как граница моего Я, и, чтобы быть независимым от этого другого, я должен все содержать в себе самом. Это чуждо самому духу коммунизма. Принцип распределения по потребности вовсе не означает, что каждый индивид может (тем паче — должен) потребить все производимое обществом. Речь идет об удовлетворении именно его индивидуальных потребностей. Точно также и принцип свободного развития личности не означает обязательного присвоения всех форм трудовой деятельности. Речь идет о развитии моих способностей в тех областях, которые мне наиболее близки и интересны. Коммунистическое кооперирование (ассоциирование) производства требует от каждого индивида не столько того, чтобы он знали умел абсолютно все. сколько того, чтобы он соизмерял свои знания, умения и способности со знаниями, умениями и способностями всех остальных индивидов. Чтобы он был способен организовать мир своих знаний, умений и способностей в расчете на всестороннюю (универсальную) поддержку его сотоварищей Когда проблема всестороннего развития личности сводится к вопросу о сохранении или устранении специализации, это означает, что личность рассматривается исключительно как агент производства и речь идет о том, чтобы именно в этом качестве сделать ее универсальной. Но именно против этого возражал Маркс. Важно не то, сколько именно и каких функций выполняет человека то, насколько универсальна его деятельность по содержанию, те. чтобы в ней сочетались физический и умственный труд, исполнительский и организаторский, практический и теоретический. Задача состоит не в том, чтобы врач был одновременно агрономом и слесарем это и невозможно и ненужно, а в том, чтобы профессиональная роль, какова бы она ни была, во- первых, отвечала индивидуальным особенностям личности и, во-вторых, не подавляла других ее сторон, которые в этой роли воплотиться не могут. Ограниченность отдельной функции принципиально совместима с универсальностью деятельности как целого. 314 Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит поту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности нов тоже время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости. Поту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня — основное условие Даже самый вопрос о творческом или нетворческом характере труда и его воздействии наличность невозможно решать, абстрагируясь от 315 других сторон жизнедеятельности индивида. Любой специализированный труд, рассматриваемый изолированно от прочих условий, с одной стороны, обогащает, ас другой — деформирует личность. Механический, монотонный труд — тем, что отупляет человека, снижает его интеллектуальные запросы. Творческий труд (например, труд ученого) — тем, что, поглощая человека целиком, ограничивает его проявления в других областях (вспомним слова Козьмы Пруткова: Специалист подобен флюсу полнота его односторонняя. Какие бы внутренние перемены деятельности ни заключала в себе избранная специальность, ее рамки ограничены и сведение личности к ее профессиональной роли неизбежно деформирует ее. Кстати сказать, представления обыденного сознания о творческих возможностях разных профессий часто бывают совершенно ложными и попросту воспроизводят укоренившиеся предрассудки. Особенно это касается профессий сферы обслуживания, которые, как я уже говорил, пользуются у молодежи наименьшим престижем. Можно быть какого угодно мнения о плюсах и минусах работы продавца, но рутинной она становится только при очень плохой организации торговли, вопреки основным требованиям самой профессиональной роли. Для человека, умеющего и любящего работать с людьми, эта профессия содержит громадное разнообразие ситуаций, каждая из которых требует сугубо индивидуального, творческого подхода. Механизация вспомогательных процессов торговли и обслуживания лишь увеличивает значение человеческих элементов, которых здесь гораздо больше, чем во многих других профессиях. Если рассматривать вопрос о перемене труда на функционально- техническом уровне, то различие между капитализмом и социализмом сводится к тому, что социалистическое общество организованно помогает рабочим повышать свою квалификацию, учиться и т. д, тогда как на Западе это считается частным делом каждого хочешь и имеешь возможность учиться — учись, нет — жди, когда тебя выкинут за ненадобностью общие же тенденции в сфере разделения труда совпадают, так как обусловлены соответствующим уровнем техники. Но такой подход неправилен. Главное состоит в том, что при капитализме человек — прежде всего агент производства. Причем это касается не только рабочего, но и служащего, инженера, специалиста. Он должен эффективно выполнять свою производственную функцию, и общество — стихийно или организованно, с помощью государственных мероприятий, — побуждает его добиваться этой эффективности. Но и только. Расширение сферы его деятельности никого не заботит ведь прибыль приносит только его производительный труд. При социализме перемена деятельности осуществляется не только внутри избранной профессии, но и вне ее. Заботясь о личности работника, общество помогает ему выйти за рамки непосредственно-профессиональной деятельности. Так, рабочий-новатор, как правило, чередует свою деятельность 27 исполнителя с функциями инженерно-технического работника . Функции, вытекающие из технологического процесса, чередуются с участием в управлении производством . Это значительно расширяет сферу интеллектуальной, творческой жизни трудящихся, формируя у них разносторонние интересы. Наконец, труд в сфере материального производства сочетается с общественно-политической деятельностью, культурным творчеством и т. п Иначе говоря, человек выступает непросто как агент производства, ценность которого однозначно определяется количеством и качеством его труда (этот критерий имеет большое значение, ноне является единственным, а как общественный деятель. Всесторонность, целостность личности не может быть достигнута только в сфере труда (производства. Даже самый продуктивный и творческий работник ограничен своей специализацией, преодолеть которую он может только в качестве, гражданина, те. субъекта общественной деятельности, активного участника общественного самоуправления. |