Главная страница
Навигация по странице:

  • Глубина, интенсивность и сложность эмоций

  • Повышенная эмпатия и чувствительность

  • Крайне высокая восприимчивость

  • Богатый внутренний мир, наполняемый благодаря высокой чувствительности, живому воображению и уму

  • Творческий потенциал и экзистенциальная тревога

  • Глава 2. Что мы знаем об эмоциональной чувствительности

  • Сверхчувствительная личность

  • Чувствительность к окружающей среде, обостренная травмой

  • Ими ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеИми ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие
    АнкорLo_I._Mifsamorazvitie._S_Menya_Hvatit.a6
    Дата23.02.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLo_I._Mifsamorazvitie._S_Menya_Hvatit.a6.pdf
    ТипКнига
    #952134
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Глава 1. Эмоциональная
    чувствительность и одаренность
    Определения
    В этой книге мы будем использовать понятия «эмо- циональная чувствительность», «эмоциональная глубина»
    и «эмоциональная одаренность» как взаимозаменяемые. Все эти черты определяются пятью основными качествами.
    1. Глубина, интенсивность и сложность эмоций.
    2. Повышенная эмпатия и чувствительность.
    3. Крайне высокая восприимчивость.
    4. Богатый внутренний мир, наполняемый благодаря вы- сокой чувствительности, живому воображению и уму.
    5. Творческий потенциал и экзистенциальная тревога.
    Глубина, интенсивность и сложность эмоций
    Как сверхчувствительный человек вы испытываете эмо- ции особой глубины, сложности и интенсивности. Это за- ставляет вас ощущать себя необыкновенно живыми, ино- гда – до боли живыми. Вас постоянно захлестывает поток как приятных, так и неприятных чувств
    4
    , то возникающих
    4
    Здесь и далее автор использует понятия «эмоции» и «чувства» как синонимы.
    одновременно, то моментально сменяющих друг друга.
    Ваши чувства сильны и порывисты: вы можете воспарить на вершины блаженства и тут же рухнуть в пропасть уныния.
    Когда вам нравится живопись или музыка, вас заливают вол- ны радости, иногда вы приходите в состояние экстаза. Порой эмоции так мощны и убедительны, что вы как будто теряете контроль над собой.
    Вы очень страстный человек, пусть и не показываете это- го внешне. Поскольку вы мощно ощущаете любовь и привя- занность, то стремитесь создавать прочные эмоциональные связи с людьми, вещами и местами, что порой делает слож- ным расставание и прощание с ними.
    Вы воспринимаете жизнь с большей нежностью, меланхо- лией и ностальгией, чем другие. Однако ваш эмоциональный размах часто принимают за недостаток или эмоциональную незрелость, а не за свидетельство невероятной способности чувствовать.
    Повышенная эмпатия и чувствительность
    С ранних лет вас беспокоила судьба окружающих. Когда знакомым причиняли вред, вам казалось, будто это происхо- дит с вами. Вы можете ощущать непосредственную связь с животными, природой и духовным миром.
    Вы обладаете прирожденной способностью считывать энергию других людей и развитой эмпатией. Общаясь, вы
    Прим. ред.
    интуитивно распознаёте эмоциональное и физическое со- стояние собеседников, и чувствуете, что «вбираете в себя»
    их физические и психологические недуги.
    Отзывчивость и понимание чужой боли побуждают вас к формированию значимых и сердечных связей. Когда де- ло доходит до отношений, вам свойственны лояльность, иде- ализм и романтичность. Но ваша природная открытость и чувствительность также означают, что, будучи в отношени- ях, вы очень ранимы. Пережитая травма и отвержение могут заставить вас сдерживать проявления любви и сострадания.
    Повышенная чувствительность также означает, что вы крайне остро воспринимаете окружающий мир. Способны наслаждаться музыкой, речью, искусством и мощно реаги- руете на звук, цвет, вкус, запах и прикосновения. Вы може- те быть чувствительными к громким звукам, сильным запа- хам или тактильным ощущениям, например, вашу кожу мо- гут раздражать ярлычки на одежде. Возможно, вы страдае- те от мизофонии (непереносимости определенных звуков),
    гиперакузии (чувствительность к определенным частотам и силе звука), разнообразных видов аллергии и имеете низкий болевой порог.
    Крайне высокая восприимчивость
    Это означает, что вы можете чувствовать и воспринимать вещи, которые остальные упускают. Вы понимаете все на- столько глубоко, что выходите за пределы поверхностного
    знания. Ваш разум часто погружается в исследование схем и связей.
    Озарения, интуиция и способность считывать несколько уровней реальности позволяют вам быстро оценивать людей и ситуации. Вы можете быть потрясающе восприимчивы и точны в оценке динамики социальных ситуаций. Обладаете своего рода даром предвидения и понимаете, что происходит во внутреннем мире человека. Вы можете почувствовать, что что-то не так, и распознать намерения, мысли и настроения,
    которые скрываются за фасадом.
    Однако эти способности не обязательно облегчают вам жизнь. Порой озарения и приступы интуитивного понима- ния захлестывают, и вы не можете что-то «развидеть». Вас беспокоят лицемерие и несправедливость, вам сложно иметь дело с неискренними людьми и обманщиками. Вы не можете измениться, поэтому обычно именно вы говорите, что «ко- роль голый».
    Такая восприимчивость создает проблемы. Люди могут быть совсем не рады вашим озарениям. Те, кого вы «види- те насквозь», могут счесть, что вы их подавляете. Благода- ря склонности к самоанализу, осознанию царящего вокруг страдания, лицемерия и сложностей жизни вы часто чув- ствуете себя старше окружающих.
    В семье вы нередко видите, как обстоят дела в действи- тельности, пока родные поддерживают лицемерный фасад ради приличий. Возможно, вам выпадала роль «сложного»
    человека, паршивой овцы или козла отпущения. Часто это неосознанная стратегия, используемая некоторыми домо- чадцами, чтобы избежать эмоциональной боли и страданий.
    Вам присуще врожденное желание преодолеть границы конформизма, задаваться вопросами, бросать вызов тради- циям, в особенности тем, которые кажутся бессмысленны- ми или несправедливыми. У вас развито чувство справедли- вости, вас раздражают коррупция и неравенство. Вы на шаг впереди современников, вы открываете правду и несете про- грессивные мысли, которые большинству людей неприятно слышать или видеть. Хотя это может означать, что впереди вас ждет непростая дорога, у вас также есть потенциал стать дальновидным лидером.
    Богатый внутренний мир, наполняемый благодаря
    высокой чувствительности, живому воображению и
    уму
    Вы обладаете богатым внутренним миром, подпитывае- мым развитым воображением. Во внутренних диалогах со- здаются миры, образы, метафоры, идеи, яркие фантазии и сны. Вероятно, в детстве в моменты эмоционального смяте- ния воображение служило вам надежным пристанищем.
    Вы любознательны и склонны к размышлениям. Вам хо- чется понимать суть вещей, расширять горизонты, собирать знания и анализировать мысли. Вы способны быстро и глу- боко обрабатывать информацию и очень быстро ее собирать.

    Вы можете быть увлеченным читателем и хорошим наблю- дателем. Другим людям вы можете казаться критичным и нетерпеливым человеком, потому что они не успевают за ва- ми. Вы также умеете быстро усваивать новые концепции,
    легко распознаёте оригинальные идеи и сами их генерируе- те. Порой их так много, что вы не поспеваете за собой.
    Вы склонны с ревностным энтузиазмом предаваться ра- боте и увлечениям. Подхватывая какую-то идею, чувствуе- те, что мысль обгоняет слова, или понимаете, что говорите очень быстро и, возможно, даже перебиваете других. Когда вы погружаетесь в восприятие живописи, литературы, теат- ра или музыки, внешний мир прекращает для вас существо- вать.
    Вы обладаете развитой способностью к размышлениям и самоанализу. Обратной стороной этого могут быть навязчи- вые мысли и тщательное самокопание. Вы можете страдать от перфекционизма или излишней критичности к себе.
    Ваша открытость к экспериментам также означает огром- ный потенциал для духовных откровений и опытов. Вам не чужда духовность, и, возможно, вас с юности притягивала духовная стезя. Это может проявиться в какой-то способно- сти.
    Творческий потенциал и экзистенциальная тревога
    Вас всегда волновали важные жизненные вопросы. С ран- него возраста вы могли испытывать экзистенциальную тоску
    и печаль из-за бессмысленности жизни, неизбежности смер- ти и ужасов одиночества. Возможно, вам было непросто при- способиться к окружающим или вас раздражало, что они не готовы задуматься над самым важным.
    Ваша экзистенциальная тревога проявляется в неулови- мом ощущении мимолетности жизни, стремлении двигать- ся вперед. Постоянно давит ощущение, что время уходит и есть что-то важное, что вы должны сделать, пусть даже не вполне представляете, что именно. Возможно, вы чувствуете груз ответственности даже за то, за что вы не отвечаете, и в результате крайне критично себя оцениваете и испытываете тревогу, вину и ощущение близкого провала.
    Тревога заставляет вас учиться, расширять кругозор и двигаться вперед, но она же парализует. Вы можете пережи- вать периоды творческого застоя и прокрастинации, а также страх разоблачения (возможно, вам знаком «синдром само- званца» – чувство, что вы неквалифицированны и обманы- ваете окружающих, заявляя, что вы профессионал). Возмож- но, когда у вас появляется мощная концепция или ориги- нальная идея, вы обнаруживаете конфликт между принад- лежностью к группе и аутентичным самовыражением: вы хо- тите выразить себя искренне и полностью, но переживаете,
    что вас отвергнут или же вы оставите других позади.
    Возможно, вы эрудит, у вас много интересов и творческих инициатив и больше чем одно призвание в жизни. Вы ста- раетесь послужить миру, но вам сложно сфокусироваться на
    чем-то одном. И все-таки в глубине души вы отлично пони- маете, что вас не устроит бессмысленная жизнь без стремле- ния вперед.
    Предостережение
    В этой книге мы придерживаемся концепции «нейрораз- нообразия». Мы предполагаем, что целые группы людей от- личаются от нормы особой чувствительностью, возбудимо- стью и одаренностью. Но я не собиралась создавать грубую упрощенную модель, которая загонит вашу индивидуаль- ность в жесткие рамки или строго укажет, что вы всегда бу- дете воспринимать, думать или чувствовать определенным образом.
    Определение понятия «эмоциональная чувствитель- ность» требует некой доли обобщения и упрощения слож- ности человеческой природы. К сожалению, это ограниче- ния, накладываемые языком: он сродни карте, которая все- гда упрощает территорию, чтобы найти смысл в происходя- щем и создать схематизированную версию реальности.
    Хотя типология в силу необходимости упрощает реаль- ность и не отражает настоящих, уникальных людей, карика- тура – последнее, что я хотела бы изобразить. «Здесь и сей- час» живого человеческого существа, которое постоянно из- меняется и развивается, всегда имеет больший вес, чем тео- рия. Я надеюсь, что мы все сможем оставаться открытыми
    и любознательными, словно новички, и всегда будем видеть вещи так, словно увидели их впервые.
    Ничто не определено окончательно.

    Глава 2. Что мы знаем об
    эмоциональной чувствительности?
    Психологи и широкая публика все чаще проявляют ин- терес к эмоциональной чувствительности, эмоционально- му интеллекту, интроверсии и к корреляции между этими чертами, благополучием и креативностью. Вы, возможно,
    идентифицировали себя как сверхчувствительного челове- ка, «эмпата» или интроверта. Возможно, вы задумывались,
    не является ли эта черта признаком психического расстрой- ства или результатом детской травмы. Чтобы найти смысл в высокой чувствительности, давайте разберем некоторые концепции и решим, относятся ли они к вам.
    Сверхчувствительная личность
    Книга доктора Элейн Эйрон «Сверхчувствительная на- тура»
    5
    сделала концепцию сверхчувствительной личности знаменитой. Согласно Эйрон, 15–20 % людей рождается с «чувствительностью к обрабатываемой сенсорной инфор- мации» – особенной чертой, которая встречается слишком часто, чтобы быть отклонением, и слишком редко, чтобы
    5
    Эйрон Э. Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире. М.:
    Азбука-Аттикус, 2014. Прим. ред.
    считаться нормой.
    Исследование Эйрон показало, что сверхчувствительную личность (СЧЛ) отличает большая активность правого по- лушария мозга, а также более сильная реакция иммунной и нервной систем на раздражители. Сверхчувствительные лю- ди часто отличаются и повышенной физической чувстви- тельностью. То, что обычного человека будет лишь слегка раздражать – например, пребывание в толпе или тиканье ча- сов, – может быть слишком сильным стимулом для СЧЛ, так как они реагируют на стимулы, неожиданные перемены и эмоциональный дистресс сильнее других. Для СЧЛ громкий шум, яркий свет, бормочущий телевизор и даже прикосно- вение бирки от одежды к коже могут показаться невыноси- мыми.
    Эта чувствительность проявляется уже в раннем возрасте.
    В большинстве случаев сверхчувствительных детей назы- вают странными, ранимыми или робкими. Их темперамен- ты могут сильно отличаться в зависимости от воспитания:
    сверхчувствительный ребенок может казаться сложным, ги- перактивным, непослушным или требовательным – либо же чересчур покладистым (такие дети нетребовательны или как будто бы раньше взрослеют).
    Эти дети (среди них примерно поровну мальчиков и де- вочек) часто считаются перфекционистами, потому что все
    «неправильное» может стать для них источником душевного или физического стресса. Тенденция к перфекционизму мо-
    жет проявляться в виде обсессивно-компульсивных наклон- ностей. До 70 % СЧЛ – интроверты, и им требуется прово- дить время в одиночестве, чтобы восстановиться и подгото- виться к возвращению в суету современного общества.
    Доктор Эйрон сыграла важную роль первопроходца в рас- сматриваемой области. Она привлекла внимание популяр- ных медиа к теме эмоциональной чувствительности. Со вре- мени публикации «Сверхчувствительной натуры» написаны бесчисленные книги и статьи об СЧЛ, а также об особых сложностях, с которыми они сталкиваются, например в ро- мантических отношениях, а также в поиске успеха в рабо- те и баланса в жизни. Эти издания могут принести облегче- ние сверхчувствительному человеку, который, наконец, даст имя своему опыту. Однако многие вопросы так и не полу- чили ответа: например, как залечить глубокие психологиче- ские раны, возникшие из-за того, что вы росли с осознани- ем отличия от других? Как чувствительность связана с дру- гими психологическими характеристиками, такими как эм- патия или интеллект?
    За пределами СЧЛ
    Возможно, вы думаете: «Кажется, описание СЧЛ подхо- дит мне до последней буквы. Чем же эта книга отличается от других книг об СЧЛ?»
    Я расширила определение эмоциональной чувствительно- сти, включив в него интенсивность переживаний и эмоцио-
    нальную одаренность. В ходе исследований и клинической работы я обнаружила, что существует группа людей (воз- можно, подгруппа СЧЛ), которые не только «чувствитель- ны», но также исключительно страстны, восприимчивы и креативны. Если вы относитесь к таким людям, то термин
    «чувствительный» в традиционном понимании не подходит для описания вашего опыта.
    Словарь объясняет, что «чувствительный человек» – это некто, «способный воспринимать нечто с чувством или чув- ствами, откликающийся на внешние условия или стиму- лы, способный воспринимать незначительные изменения или разнообразие окружающей среды». Также «чувствитель- ный» означает «легко раздражимый, предрасположенный к воспалениям» и «ранимый человек, которого легко расстро- ить или оскорбить». Хотя это традиционное описание чув- ствительности указывает на вашу способность чутко воспри- нимать окружающую среду, оно говорит только о пассивной стороне вашей личности, о вашей реакции на явления и со- бытия.
    Сравните это со словарным описанием эмоциональной возбудимости – «энергия, сила и страсть в деятельности,
    мыслях и чувствах». Эмоциональная возбудимость означа- ет, что вы не только чувствительны, но также полны страсти,
    эмоциональной энергии и силы.
    Вы можете обладать богатым и сложным внутренним ми- ром, наслаждаться прекрасными, утонченными вкусами, за-
    пахами, звуками и образами. Благодаря этому вы остро ощу- щаете детали окружающей вас среды. СЧЛ обычно высоко- эмпатичны и угадывают, что нужно сделать в конкретной си- туации, чтобы другим стало комфортно. Вы способны впи- тывать информацию как губка, и это делает вас чувствитель- ным к настроению других людей. Однако вы не только чув- ствительный, но и страстный человек, вероятно, идеалист или романтик. Ваше привычное состояние – остро чувство- вать себя живым. Вы регулярно способны испытать истин- ное наслаждение.
    Есть еще одна особенность эмоционально чувствитель- ных людей, которая выделяет их среди СЧЛ. Согласно ори- гинальному определению СЧЛ, сверхчувствительные люди легко поддаются страху и сильно реагируют на потрясения,
    поэтому им советуют перестроить свою жизнь так, чтобы из- бегать расстройств или стрессовых ситуаций. Считается, что любые перемены могут вогнать СЧЛ в стресс. Конкуренция или ощущение, что за ними наблюдают, провоцируют нер- возность (если не учитывать небольшую подгруппу СЧЛ –
    любителей «острых ощущений», которые расцветают в усло- виях риска и новизны). Таким образом, большинство руко- водств для СЧЛ фокусируется на контроле избыточной сти- муляции, и многие терапевты и тренеры, работающие с СЧЛ,
    концентрируются на том, чтобы объяснить клиентам, как именно сократить воздействие внешних стимулов и стрессо- ров.

    Однако эмоционально чувствительные люди не обязатель- но боятся стимулов. На самом деле они нуждаются в стиму- ляции, чтобы поддерживать оптимальный уровень функцио- нальности. Чтобы оставаться физически и психологически в тонусе, они также должны быть продуктивными, реализовы- ваться творчески и искать место, в котором могут гаранти- рованно входить в творческое состояние «потока» (подроб- нее в главе десятой
    ). Да, им нужно учитывать допустимый уровень стимуляции. Но они также должны избегать недо- статка возбуждения, который не менее опасен, чем его из- быток, и может накладывать отпечаток на все аспекты жиз- ни, включая работу, любовные отношения и повседневную деятельность. Эта книга затронет проблемы, возникающие с обоих концов спектра. Например, мы рассмотрим, какие проблемы могут создавать близкие люди, которые не дают одаренному мозгу достаточной стимуляции. Ключ к здоро- вью и благополучию эмоционально чувствительного челове- ка – найти подходящие интеллектуальные, эмоциональные и физические стимулы, а не пытаться избегать их.
    Одаренность
    Очень немногие авторы книг о чувствительных людях считают эмоциональную силу талантом. Сама доктор Эй- рон не хотела связывать концепцию сверхчувствительности с одаренностью, она полагала, что чувствительность – ней-
    тральное качество, а одаренность – «высокопозитивное».
    Однако я вынуждена не согласиться с ее точкой зрения на одаренность как непременно высокопозитивную черту или признак превосходства. Как и чувствительность, она просто является характеристикой, которая отличает часть населе- ния от нормы. Определение «одаренности» как способности проявлять талант таким образом, который признается вы- дающимся, очень узкое и ограничивающее. Одаренность не обязательно равна особому мастерству или признаваемым остальными достижениям, это просто черта, у которой есть свои плюсы и минусы. Доктор Эйрон отмечала, что не все
    СЧЛ одарены и не все одаренные люди – СЧЛ. Это верно, но все больше клинических и личных наблюдений показывают,
    что пересечение двух этих групп очень велико.
    Многие эмоционально возбудимые и чувствительные лю- ди демонстрируют качества, которые исследователи наблю- дают у одаренных людей. Они легко и быстро обрабатывают,
    впитывают и переваривают чувственную и эмоциональную информацию. В свою очередь, уровень их восприимчивости и точность их интуиции также находятся за пределами нор- мы. Развитая наблюдательность и сильная восприимчивость часто встречаются как среди одаренных, так и среди высоко- чувствительных людей.
    Моральная чувствительность – еще одна черта, которой обладают одаренные люди. У них эмоциональные триггеры нередко вызывают беспокойство о проблемах, более важных
    и глубоких, чем обычно у их окружения. Несущественное,
    казалось бы, переживание относительно рабочей ситуации может вызвать у морально чувствительной личности протест против несправедливости (дискриминации, сексизма и так далее) или напомнить о разрыве между тем, какими вещи являются, и тем, какими они должны быть. У молодых лю- дей моральная чувствительность может проявляться в виде бунта против банальных с виду вещей или сильной тяги к идеалам, защите прав человека и идеям революции, которые взрослые люди не способны понять.
    Эмоциональные сложности, которые переживают одарен- ные люди, называются «позитивной дезинтеграцией». Нель- зя сказать, что они «страдают» от своей чувствительности,
    нет, они используют ее как инструмент личностного роста,
    не важно, осознают ли они переживаемое или нет. В процес- се личностного роста одаренные люди проходят через пери- од кризиса, так как их прежний, ошибочный взгляд на мир и ограничивающие их убеждения рушатся. К финалу кризиса они нередко становятся более совершенными людьми, спо- собными мыслить и жить независимо.
    Я предлагаю вам коренным образом изменить отношение к себе, вместо того чтобы учить вас контролировать эмоциональные бури и сверхвозбуждение. Надеюсь, вы обнаружите, что одолевающие вас интенсивные переживания вовсе не патологичны: они служат определенной цели и ведут к
    личностному росту.
    В следующих главах мы также увидим, что нежелание ис- следовать связь между эмоциональной чувствительностью,
    интенсивностью переживаний и одаренностью приводит к негативным последствиям не только для самой личности, но и для общественного самосознания в целом.
    Эмпаты и эмпатия
    Психологические руководства и эзотерическая литерату- ра используют термин «эмпат», чтобы описать людей, чув- ствительных к эмоциям и энергии других людей, животных и окружающей среды. Хотя единого определения эмпатии не существует, о таких людях обычно говорят, что они облада- ют способностью физически ощущать энергетическое поле других людей и своего окружения. Способность к эмпатии может производить впечатление наличия «телепатии» или мистического дара.
    Хотя термин «эмпат» редко используется научным сооб- ществом, психологи активно изучают концепцию эмпатии.
    В психологии она определяется широко, как «способность разделять или понимать чувства другого человека, и от ее уровня зависит, как мы ведем себя в этом мире»
    6
    . Изучая
    6
    Davis, M. H. ‘Measuring individual differences in empathy: evidence for a multidimensional approach’, Journal of Personality and Social Psychology, 44 (1)
    (1983, pp. 113–126).
    эмпатию, психологи обнаружили следующее:
    • Индивидуальные различия в уровне эмпатии влияют на то, как люди распознают выражения лиц
    7
    и реагируют на со- циальные сигналы
    8
    • Люди с высокой эмпатией лучше распознают эмоции окружающих. Однако они склонны более чутко реагиро- вать на проявления негативных эмоций, что означает, что они более чувствительны и внимательны к негативным чув- ствам других. Возможно, из-за этого высокоэмпатичные лю- ди склонны испытывать «эмпатическое расстройство»
    9
    • Женщины с высоким уровнем эмпатии лучше, чем муж- чины, замечают и распознают печаль.
    • Чрезмерно развитая эмпатия – интенсивное пережива- ние негативных эмоций других людей – приводит к эмоци- ональным расстройствам у медиков и социальных работни- ков. Такое эмпатическое расстройство часто описывают как эмоциональное истощение или выгорание
    10 7
    Besel, L. D. and Yuille, J. C. ‘Individual differences in empathy: The role of facial expression recognition’, Personality and Individual Differences, 49 (2) (2010, pp. 107–
    112).
    8
    Eisenberg, N. and Miller, P. A. ‘The relation of empathy to prosocial and related behaviors’, Psychological Bulletin, 101 (1) (1987, p. 91).
    9
    Chikovani, G., Babuadze, L., Iashvili, N., Gvalia, T. and Surguladze, S. ‘Empathy costs: negative emotional bias in high empathizers’, Psychiatry Research, 229 (1)
    (2015, pp. 340–346).
    10
    Eisenberg, N., Fabes, R. A., Miller, P. A., Fultz, J., Shell, R., Mathy, R. M.
    and Reno, R. R. ‘Relation of sympathy and personal distress to prosocial behavior:
    a multimethod study, Journal of Personality and Social Psychology, 57 (1) (1989,

    Будучи эмпатом, вы обладаете природным умением мгно- венно подсоединяться к эмоциям других людей – это проис- ходит автоматически и неосознанно. Если вы этого не пони- маете и не можете отличить свои эмоции от чужих, вас то и дело захлестывают чужая боль и ненужное вам страдание. В
    результате вы можете испытывать резкие перепады настрое- ния, непредсказуемые колебания уровня энергии, головные боли и слабость. Поэтому для эмпатичных от природы людей очень важно научиться настраивать эмпатию, чтобы контро- лировать ее и планировать свои действия
    11
    . Без этого навыка многие эмпаты в итоге «вбирают» эмоции других до тех пор,
    пока не выгорают (см. главу 12
    ).
    Тонкие границы
    В 1980-х годах доктор Эрнест Хартманн
    12
    разработал свою концепцию «психических границ», которая объясня- ет индивидуальные различия в степени чувствительности. В
    своей теории он предположил наличие спектра типов лично- p. 55); Gleichgerrcht, E. and Decety, J. ‘Empathy in clinical practice: how individual dispositions, gender, and experience moderate empathic concern, burnout, and emotional distress in physicians’, PLoS One, 8 (4) (2013, p. e61526).
    11
    McLaren, K. The Art of Empathy (Sounds True, Incorporated, 2013).
    12
    Hartmann, E. ‘Boundaries of dreams, boundaries of dreamers: thin and thick boundaries as a new personality measure’, Psychiatric Journal of the University
    of Ottawa
    (1989); Hartmann, E. Boundaries in the Mind: A New Psychology of
    Personality (Basic Books, 1991).
    сти с границами разной прочности – от толстых до тонких.
    Доктор Хартманн начал свое исследования с наблюдения,
    согласно которому люди, которым часто снились кошмары,
    имели некие общие черты личности. Они обычно были бо- лее «неопределенными», творческими, склонными к фанта- зиям и открытыми новому опыту. Барьеры между их личной идентичностью и внешним миром были относительно про- ницаемыми, и потому он характеризовал эту группу лиц как обладающих «тонкими границами». С другой стороны спек- тра оказались люди с толстыми границами, они были описа- ны как более «устойчивые», «стоические» и «выносливые».
    После открытия доктора Хартманна в 1980-х годах по крайней мере 5000 человек прошли его тест границ психики
    (Boundary Questionnaire, или BQ) и более 100 опубликован- ных статей сослались на него. Накопилось достаточно мате- риалов, чтобы можно было описать картину особенностей и симптомов, связанных с прочностью границ психики.
    Люди с тонкими границами высокочувствительны и с дет- ства демонстрируют следующие качества:
    • Сильнее реагируют на сенсорные раздражители, их воз- буждает яркий свет, громкий шум и определенные запахи,
    вкусы или текстура.
    • Сильнее реагируют на физическую или эмоциональную боль, свою и чужую.
    • Испытывают стресс или слабость из-за избытка чув- ственной или эмоциональной информации.

    • Имеют большую склонность к аллергиям или легко воз- будимую иммунную систему.
    • Более глубоко реагируют на переживания детства.
    В отличие от них люди с толстыми границами часто опи- сываются как стоики или толстокожие люди, имеющие сле- дующие качества:
    • Они способны отбросить в сторону негативные эмоции,
    чтобы решить стоящую перед ними задачу или по очереди разобраться с практическими вопросами.
    • У них не так сильно меняется настроение.
    • Они медленнее распознают свои ощущения.
    • Они менее чувствительны к незначительным переменам или особенностям окружающей среды.
    • Испытывают постоянное ощущение оторванности и (иногда) пустоты.
    Уникальный аспект этой концепции – ее связь с физиче- ским здоровьем. Выяснилось, что обладатели толстых гра- ниц более склонны к гипертонии, синдрому хронической усталости и желчнокаменной болезни, а люди с тонкими гра- ницами более подвержены мигреням, синдрому раздражен- ного кишечника и аллергиям. Также предполагается, что есть связь между тонкими границами и множественной хи- мической чувствительностью
    13 13
    Jawer, M. A. ‘Environmental sensitivity: inquiry into a possible link with apparitional experience’, Journal of the Society for Psychical Research, 70 (882) (2006,
    pp. 25–47).

    Наблюдается еще одна интересная корреляция между прочностью границ и выбором карьеры. Студенты факуль- тетов искусств, музыканты, модели и работники творческих профессий, как правило, имеют значительно более тонкие границы
    14
    . Предполагается также, что люди с тонкими гра- ницами склонны чаще обращаться к психотерапевту и полу- чают от этого пользу
    15
    . В своей работе «Ваш эмоциональный тип» Джевер и Микоцци
    16
    предложили схему, которая поз- воляет читателям найти более эффективную для них форму терапии в зависимости от прочности их психических границ.
    Несмотря на свои ограничения – а именно недостаток ко- личественных данных и невольные обобщения, – идея гра- ниц предлагает полезную схему, которая поможет различить и объяснить разнообразие личных качеств. Сложности, ис- пытываемые личностью с тонкими границами, не отличают- ся от тех, которые испытывают эмоционально чувствитель- ные или высокоэмпатичные люди. Понятно, что в отсутствие осознанности и научной информации чувствительные люди с тонкими границами могут многие годы страдать от недо-
    14
    Hartmann, E. Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality (Basic
    Books, 1991); Krippner, S., Wickramasekera, I., Wickramasekera, J. and Winstead,
    C. W. ‘The Ramtha Phenomenon: psychological, phenomenological, and geomagnetic data’, Journal of the American Society for Psychical Research, 92 (1) (1998, pp. 1–24).
    15
    Hartmann, E. ‘The concept of boundaries in counselling and psychotherapy’,
    British Journal of Guidance and Counselling
    , 25 (2) (1997, pp. 147–162).
    16
    Jawer, M. A. and Micozzi, M. S. Your Emotional Type: Key to the Therapies That
    Will Work for You (Inner Traditions/Bearand and Co., 2011).
    понимания и заблуждений.
    Чувствительность к окружающей
    среде, обостренная травмой
    В своей эпохальной работе Healing Developmental Trauma
    («Исцеление травмы развития») Хеллер и Лапьер рассмат- ривают идею «энергетических границ» и повышение чув- ствительности к окружающей среде в результате нарушения этих границ
    17
    Наши энергетические границы образуют трехмерное про- странство, защищающее нас со всех сторон. Оно ограждает и регулирует наше взаимодействие с другими людьми и со средой. Мы все в какой-то степени понимаем, что такое на- рушение физических границ – попробуйте представить се- бе, что кто-то стоит слишком близко к вам в общественном транспорте. Однако в отличие от физических границ энер- гетические невидимы. Таким образом, опыт нарушения гра- ниц может озадачивать и тревожить. Например, вы не всегда способны ясно понять, когда и как нарушили ваши энерге- тические границы.
    Люди, адекватно ощущающие свои границы, чувствуют себя в безопасности в одиночестве, а также умеют ограничи-
    17
    Heller, L. and LaPierre, A. Healing Developmental Trauma: How Early Trauma
    Affects Self-regulation, Self-image, and the Capacity for Relationship (North Atlantic
    Books, 2012, p. 157).
    вать воздействие других людей и окружающего мира. Одна- ко, если вы рано испытали ощущение надвигающейся угро- зы, вам может быть сложно сформировать восприятие соб- ственных энергетических границ. В итоге вы могли стать крайне чувствительны к своему окружению. Иногда вы мо- жете показаться людям телепатом, человеком, способным энергетически настраиваться на других. В другие моменты вам кажется, что вы тонете, вас захлестывают чужие эмоции.
    Нарушенные границы также могут приводить к ощущению,
    что ваша энергия «вытекает» наружу, как будто вы не осо- знаёте разницы между собой и другими, между восприятием внешнего и внутреннего.
    Повышенная чувствительность к окружающей среде – по- казательный признак повреждения энергетических границ.
    Цельные энергетические границы нужны для того, чтобы фильтровать стимулы окружающей среды, без них вы мо- жете чувствовать себя обнаженными, как будто вы живете
    «без кожи». Вы будете ощущать, что вас постоянно захле- стывают внешние стимулы, включая «контакт с человеком,
    звуки, свет, прикосновение, токсины, аллергены, запахи и даже электромагнитную активность»
    18
    . В свой список при- знаков нарушения границ Хеллер и Лапьер также включи- ли физические симптомы: множественные аллергии, мигре-
    18
    Heller, L. and LaPierre, A. Healing Developmental Trauma: How Early Trauma
    Affects Self-regulation, Self-image, and the Capacity for Relationship (North Atlantic
    Books, 2012, p. 157).
    ни, синдром хронической усталости, синдром раздраженно- го кишечника, фибромиалгию.
    Неспособность фильтровать внешние стимулы делает ваш мир угрожающим, приводя к постоянному напряжению и гипербдительности. В итоге вы можете испытывать потреб- ность в изоляции. Так как у вас нет адекватного внутреннего ощущения безопасности и энергетических границ, на кото- рые вы можете положиться, вы склонны сокращать контакты с людьми, чтобы чувствовать себя спокойно.
    Согласно теории Хеллера и Лапьер, подобная чувстви- тельность к среде – результат нарушения способности всту- пать в контакт с собой и другими в результате ранней трав- мы развития. Они также предположили, что эта чувстви- тельность связана с осложнениями при родах, пренаталь- ной травмой (например, внутриутробной операцией), преж- девременными родами с инкубацией или травматичными со- бытиями во время созревания плода. Минус такого взгляда на чувствительность – тенденция патологизировать это ка- чество.
    Однако, как показывает исследование СЧЛ, чувствитель- ность – не болезнь. Это врожденная черта, темперамент, с которым человек рождается. Хотя некоторые исследования и теории связывают чувствительность с детской травмой, связь между ними остается неясной. Тема детской травмы в кон- тексте эмоциональной чувствительности будет рассмотрена в пятой главе и восьмой главе
    . На данном этапе важно знать,
    что мы не находим прямой связи между детской травмой и чувствительностью в упрощенном и линейном виде.
    Интроверсия
    Важно не путать эмоциональную чувствительность с ин- троверсией.
    Основная разница между интровертами и экстраверта- ми – это источник их энергии. Экстраверты получают энер- гию из окружения и людей вокруг них, а интроверты склон- ны восстанавливаться в одиночестве и благодаря рефлексии.
    Интроверсия была популяризована книгой Сьюзан Кейн
    «Интроверты»
    19
    (переведенной на тридцать с лишним язы- ков и ставшей бестселлером в нескольких странах) и ее вы- ступлением на TED
    20
    . Как и эмоционально чувствительные люди, интроверты долго оставались незамеченными. Кейн объясняет, как различается устройство мозга экстравертов и интровертов, и рассказывает, что общество недопонимает и недооценивает последних. Ее книга помогает интровертам понять себя и воспользоваться всеми преимуществами сво- их сильных сторон.
    Склонность эмоционально одаренных людей к самоана- лизу означает, что многих из них воспринимают как интро-
    19
    Кейн С.
    Интроверты. Как использовать особенности своего характера
    , М.:
    Манн, Иванов и Фербер, 2012. Прим. ред.
    20
    Страница спикера TED www.ted.com/speakers/susan_cain
    . Прим. ред.
    вертов. Как внимательные наблюдатели, быстро впитываю- щие информацию, они много размышляют о жизни. Как и ярко выраженные интроверты, они не склонны стремитель- но принимать решения и способны найти мудрость и силы для того, чтобы справиться с вызовами мира с помощью ре- флексии и самоанализа.
    Исследование интроверсии убедительно доказывает, что интроверты более чувствительны, чем экстраверты
    21
    . Опи- сание интровертов почти идентично тому, что стало стан- дартным описанием высокочувствительных людей: это глу- бокие мыслители, предпочитающие медленно обрабатывать информацию, чувствительные к стимулам, эмоционально реактивные, нуждающиеся в одиночестве и так далее. Но важно отметить, что не все СЧЛ – интроверты. Согласно доктору Эйрон, около 30 % СЧЛ – экстраверты.
    В этой главе мы рассмотрели основные существующие теории эмоциональной чувствительности, интенсивности переживаний и одаренности и выяснили, как они соотносят- ся друг с другом. Схематичное представление о них дает бес- ценную возможность понять, кто вы и какова ваша жизнен- ная история. Пересмотрев события прошлого и свои про- блемы в свете нового знания о себе, вы сможете по-другому взглянуть на мир и понять, почему у других могло сложить- ся неприязненное отношение к вам. Независимо от того, в
    21
    Koelega, H.S. ‘Extraversion and vigilance performance: 30 years of inconsistencies’, Psychological Bulletin, 112 (2) (1992, p. 239).
    каких описаниях вы узнали себя, ваша цель – быть собой и найти способ жить так, чтобы признавать ваши потребности и развивать сильные стороны личности.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта