Ими ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие
Скачать 1.21 Mb.
|
Глава 6. В окружающем мире Из ряда вон Вы отличаетесь от других интенсивностью эмоций и нередко сталкиваетесь с проблемами, связанными не с ваши- ми особенностями, а с тем, что вы – меньшинство, окружен- ное большинством. Чтобы начать осознавать, кто вы, нужно понять, в какой степени ваши качества отделяют вас от дру- гих. Большинство людей выходят в мир, будучи тихими кон- формистами, но вам природные особенности не позволили остаться в тени. Быть сверхчувствительным часто означает слышать и видеть то, чего не замечают другие. Вы выделя- етесь из толпы, порой слишком сильно. Впечатлительный и восприимчивый ребенок, развивающийся быстрее осталь- ных, становится особенно ранимым. Дети, одаренные восприимчивостью, нередко особенно отчетливо видят страдания, лицемерие и проблемы в отно- шениях окружающего их мира. Они не по годам мудры и ви- дят то, что им «не положено» знать. Возможно, они един- ственные в семье, кто знает, что творится под маской при- стойности. Однако, поскольку они еще не поняли, когда и как можно доносить остальным неприятную правду, то мо- гут сказать такое, что взрослые не готовы слышать, и в ито- ге их игнорируют или стыдят. Даже став взрослыми, одарен- ные люди борются с лицемерием, которое видят вокруг. Они нередко чувствуют, что их долг – говорить правду, или по- нимают, что не способны соблюдать «правила игры». Часто их обостренная искренность становится угрозой групповому статус-кво. К сожалению, порой в результате окружающие начинают бояться эмоционально одаренных людей и созна- тельно или бессознательно подавлять их. Люди с высокой степенью осознанности ведут себя как канарейки в шахте. Некогда шахтеры брали в забой канарейку в клетке: птицы первыми чувствовали появление ядовитого газа и своим поведением предупреждали об опасности. Как многие творческие личности, эмоционально одаренные люди говорят правду и высказывают прогрессивные мысли, которые большинству людей неприятно слышать. Люди склонны сопротивляться переменам, и те, кто боится неизвестности, изгоняют тех, кто бросает вызов статус- кво и раскачивает лодку. Зависть и отношение общества к одаренным людям Одна из самых ядовитых и разрушительных сил, влия- ющих на эмоционально одаренных людей, – зависть. Она нередко остается незамеченной. К сожалению, наше обще- ство не всегда поощряет тех, кто выделяется среди осталь- ных. В тени нашего коллективного бессознательного закре- пилось убеждение, что успех другого человека преуменьша- ет наш собственный. Хотя ревность и зависть – нормальные человеческие эмоции, они становятся разрушительными, ко- гда люди действуют исходя из них. Зависть как эмоция сама по себе нейтральна. Белая за- висть – чувство, которое мы испытываем, когда у кого-то есть способности и качества, которых не хватает нам са- мим, – может быть продуктивной, так как она подсказывает нам, каковы наши ценности, и мотивирует действовать. Ток- сичная зависть, однако, разрушительна. Ревность отличается от зависти. Согласно психоаналити- ку Мелани Кляйн, ревность более благотворна: это желание обладать определенными качествами и собственностью, или страх, что то, чем вы обладаете, будет отобрано 67 . Токсичная же зависть – крайне негативная потребность испортить то, чем обладает другой. Иными словами, это не просто злость из-за того, что другой человек обладает и наслаждается чем- то желанным, но стремление лишить его этого. Преобладание токсичной зависти в группах в основном отражается на одаренных и высокочувствительных людях. Именно они, как правило, притягивают тайные и явные ата- 67 Кляйн М. Психоаналитические труды в 7 томах. Том 6. «Зависть и благодар- ность» и другие работы 1955–1963 гг. М.: Ergo, 2007. Прим. ред. ки и насмешки. В ситуациях социального взаимодействия группа может начать вместе работать над тем, чтобы по- дорвать статус одаренного человека и выровнять динамику власти. Джеймс Фенимор Купер говорил: «Демократия стре- мится прежде всего к посредственности» 68 Аутсайдеры – люди, которые выделяются на общем фо- не, – рождают зависть. Это известное явление, но мы ред- ко говорим или признаём его (возможно, потому что отча- сти боимся быть дерзкими, сказав, что можем вызвать за- висть). Социальная динамика, нередко преследующая ода- ренных людей, описывается концепцией «синдрома высоко- го мака». Приводит к ней ментальность «крабов в ведре», а на социально-культурном уровне она проявляется в виде за- кона Янте. Познакомьтесь с этими понятиями, чтобы лучше понимать свой опыт и знать, когда вы оказываетесь на острие чужой зависти и проекций. Синдром высокого мака Выражение «синдром высокого мака» используется для описания ситуации, когда людей, выделяющихся на общем фоне, отвергают, подвергают нападкам и высмеивают. Выра- жение взято из «Истории Рима» Тита Ливия 69 , где рассказа- 68 Cooper, J. F., The American Democrat: Or, Hints on the Social and Civic Relations of the United States of America (H. & E. Phinney, 1838). 69 Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Книга II. М.: Наука, 1989. Прим. ред. но, как сын Тарквиния – Секст – казнил всех выдающихся людей в городе после того, как его отец символически сшиб головки самых высоких маков в саду. Это выражение более известно в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, но как описание поведения людей в социальных группах оно универсально. Синдром высокого мака проявляется в группах еще в школьном возрасте. Исследование, проведенное в 2014 году среди молодых успешных австралийских спортсменов, по- казало, что все женщины-участницы сталкивались с трав- лей – от издевок, передразнивания, оскорбительных жестов, прозвищ, отвержения, осуждающих комментариев и сплетен до бойкотов 70 . К сожалению, многие родители и учителя не готовы и не способны защитить и поддержать одаренного от природы ребенка. Многие особенно восприимчивые дети даже подвергаются травле менее одаренных учителей. Роди- тели также могут подавлять выдающиеся особенности сво- их детей и их восприимчивость, иногда из беспокойства, что они затмят братьев и сестер. Ментальность крабов в ведре Выражение «крабы в ведре» описывает поведение крабов в условиях конкуренции. Говорят, что, если в ведро бросить 70 O’Neill, M., Calder, A. and Allen, B. ‘Tall poppies: bullying behaviors faced by Australian high-performance school-age athletes’, Journal of School Violence, 13 (2) (2014, pp. 210–227). более одного краба, им не удается сбежать. Когда один из крабов находит путь наверх, остальные стягивают его обрат- но вниз. К сожалению, такое поведение типично и для чело- веческого мира. Часто люди ведут себя подобным образом неосознанно, из-за стыда или ощущения собственной неадекватности, из склонности преуменьшать или отрицать достижения других, выдающихся людей. Убеждение «если у меня такого нет, то и у других не должно быть» генерирует примитивная часть человеческой психики. Иными словами, это настрой на бед- ность, вера в то, что жизнь – большой пирог, который нужно поделить. А раз в мире ограниченный объем престижа, ре- сурсов и внимания, которые можно получить, значит, статус одного зависит от статуса остальных: если в одном месте че- го-то стало больше, значит, в другом кому-то этого недодали. Закон Янте Термин «закон Янте» хорошо известен в скандинавских странах. Это список негласных правил, которыми руковод- ствуются люди 71 . Концепцию сформулировал писатель Ак- сель Сандемусе в романе «Беглец пересекает свой след» 72 В вымышленном городе Янте было десять неписаных пра- 71 Аксель Сандемусе описывал «закон Янте» как правила маленьких городов, в которых все всех знают. Сегодня его воспринимают как квинтэссенцию скан- динавского менталитета. Прим. науч. ред. 72 Sandemose, A. A Fugitive Crosses his Tracks (A. A. Knopf, 1933). вил: 1. Не думай, что ты особенный. 2. Не думай, что ты так же хорош, как мы. 3. Не воображай, что ты умнее нас. 4. Не думай, что ты лучше нас. 5. Не думай, что ты знаешь больше нас. 6. Не думай, что ты важнее нас. 7. Не думай, что ты на что-то годишься. 8. Не смейся над нами. 9. Не думай, что кому-то есть до тебя дело. 10. Не думай, что ты можешь нас чему-то научить. Закон Янте – пример того, как неприязнь к «высоким ма- кам» может проявляться на самом широком уровне во всех культурных ритуалах и в поведении. Люди, нарушающие эти «правила», сталкиваются с осуждением и враждебностью. Одаренные личности получают скрытое послание, которое Пауло Коэльо выразил так: «Ты ничего не стоишь, никому не интересно, что ты думаешь, лучше всего тебе быть незамет- ной посредственностью. Если ты будешь соблюдать эти пра- вила, в твоей жизни никогда не будет больших проблем» 73 Неудивительно, что неписаные правила скандинавского об- щества негативно влияли на развитие одаренных подростков в Швеции. В одном исследовании, где выясняли, что швед- ские педагоги думают о способных учениках, удалось вы- явить ряд негативных предрассудков, например убеждение 73 Сайт: paulocoelhoblog.com/2019/01/19/the-law-of-jante/ . Прим. ред. в их заносчивости и неуважении к авторитетам 74 Агрессивные поступки, вызванные завистью, имеют глу- бокие корни и создают максимально коварную, токсичную динамику отношений, свергая тех, кто чем-либо выделяется. Эти поступки объясняются тем, что мышление и образ мира многих людей основаны на страхе. В те времена, когда лю- ди жили в маленьких племенах, унижение и игнорирование выделяющегося члена группы могли служить балансу груп- повой иерархии и таким образом поддерживать фальшивое чувство равенства. Однако по мере развития человеческих особей мы вынуждены были принять новую социальную си- стему, в которой уважают широкий набор индивидуальных различий. Ведь люди и вправду бесконечно различаются по своему генетическому складу, силе, желаниям, мотивации и многому другому. Одобряя умеренность и смирение и изоб- ражая индивидуальность и успех в черных красках, мы ста- вим барьер на пути прогрессивного мышления и поведения, подавляя креативность и эволюцию нашего коллективного сознания. В следующем разделе мы рассмотрим, как нега- тивная социальная динамика влияет на эмоционально и эм- патически одаренных людей. 74 Lindberg, B. and Kaill, K. M. Life Experiences of Gifted Adolescents in Sweden (2012). Спрятаться и замереть Замороженные таланты После многих лет критики («Тебя слишком много!»), по- сле всей ядовитой зависти, травли и нападок многие эмоци- онально чувствительные и одаренные люди приучаются по- давлять или скрывать свои отличия. В какой-то момент, чтобы защитить себя, вам приходит- ся «спрятаться и замереть». Однако то, что начинается с по- пытки самосохранения и поиска безопасности, в отсутствие осознанности может постепенно быть принято как внутрен- няя реальность. Вместо того чтобы притворяться, что вы малы, вы начинаете верить, что не заслуживаете места под солнцем. По мере того как вы пытаетесь стать себе цензором и заставить себя молчать, вам становится все страшнее за- нимать хоть какое-то пространство или, возможно, вы уже втайне желаете и вовсе исчезнуть. Многие одаренные лица страдают от «синдрома самозван- ца» – неспособности признавать свой успех. Вместо того чтобы радоваться достижениям, вы можете испытывать ощу- щение близкого провала, будто вы мошенник или самозван- ка. Вы можете жить в постоянном страхе, что вас «раскро- ют», и предпочитаете обрести безопасность, избегая сорев- нований и интеллектуальных вызовов – и, таким образом, не позволяя себе полностью раскрыть свой потенциал. Если вы рассматриваете «одаренность» как тяжкий груз, вы можете начать бояться успеха. Возможно, вы не осозна- ёте, что стремитесь прятаться и отступать. Но на подсозна- тельном уровне маленький ребенок, который так хотел при- знания, но боялся насмешек и страдал от травли, командует парадом и обесценивает ваши взрослые достижения. Пытаясь загнать дух и страсть в воображаемую тюрьму, вы страдаете от внутреннего напряжения и боли, не только эмоциональной, но и физической. Некоторые из типичных проявлений – мигрени, хроническая усталость и тяжелые аллергии. Такие проблемы, как анорексия и обсессивно-компульсивное расстройство, также зачастую являются симптомами подавляемого таланта. Если вы вступили в разлад с той частью себя, суть кото- рой – страсть, восторг и идеализм, в итоге вы можете почув- ствовать себя одинокими, опустошенными, разочарованны- ми или пережить духовный кризис и ощутить, будто упусти- ли что-то важное или что ваша жизнь не имеет смысла. В мультфильме «Холодное сердце» компании Disney по- казана архетипичная история о скрытом даре. Главная ге- роиня этой сказки, Эльза, обладает волшебной способно- стью превращать все в лед. Когда она была маленькой и еще не контролировала свой дар, она случайно навредила своей сестре, Анне. Тогда, чтобы защитить дочь, родители приучи- ли Эльзу скрывать силу ради безопасности. Они стерли па- мять ее сестры и притворились, что дара Эльзы не существу- ет, изолировали Эльзу от мира и научили ее «хранить сек- рет». Эльза больше не смела беззаботно играть и смеяться. Она стыдилась себя и считала, что, если покажет людям свое истинное «я», либо ее изгонят, либо она кому-то навредит. Как и Эльзу, вас могли приучить бояться своих талантов. С раннего детства эмоционально чувствительные люди в си- лу своей природы полны любви, доверия и щедрости. Они склонны глубоко ощущать и ярко, страстно проявлять свою любовь, часто еще не умея управлять своей энергией. Но других людей их открытость может подавлять. А их неве- роятная восприимчивость и нетерпимость ко лжи и фаль- ши означает, что они часто раскрывают неловкую правду, несмотря на обстоятельства. Это часто превращает их в коз- лов отпущения в группе, иногда даже в семье. Нам близка история Эльзы, потому что она напоминает о чувстве оди- ночества и страхе, которые мы испытываем, когда отрица- ем себя, чтобы нас не считали «странными». Возможно, как и Эльза, вы провели много темных ночей в страхе перед тем, что таится внутри вас. Первый шаг к отказу от бессознательной игры в прятки – попытка понять, что происходит прямо сейчас, и посмотреть в лицо источнику страха. Давайте изучим некоторые психо- логические факторы, которые вынуждают нас прятаться и отступать. Потребность в безопасности Сочетание высокой восприимчивости с сильным чув- ством справедливости и непоколебимой страстью к жизни неизбежно приводило к тому, что вы задавали опасные во- просы. Ведомые природным любопытством и стремлением к превосходству, вы проверяете границы доступного. Эти ка- чества делают вас прирожденным пророком, но, как извест- но, исторически пророки подвергаются гонениям и напад- кам. Поскольку большинство людей, живущих в своей зоне комфорта, избегают перемен, тот факт, что вы бросаете вы- зов их статусу, заставляет ощущать угрозу. В мире подчинения, бюрократии и иерархических игр вы можете обнаружить, что вас подавляют и оттесняют. Многие одаренные люди замечают, что их воспринимают как угро- зу, которую нужно уничтожить. В школе и на работе социум реагирует на них с насмешками и враждебностью. А острота восприятия усиливает страх, так как вы замечаете мельчай- шие признаки предстоящей атаки и самую тонкую издевку. В итоге ваша нервная система постоянно возбуждена, а вы все время боитесь быть отвергнутыми. Возможно, чтобы сохра- нить место в обществе, в какой-то момент вы решили скры- вать свои способности, чтобы в вас больше не видели угрозу. Страстное желание быть частью группы Желание принадлежать к группе свойственно человеку. Однако благодаря необычной восприимчивости и крайней чувствительности вы всегда рисковали оказаться на обочине социальной жизни. Многие одаренные и эмоционально чувствительные люди испытывают сильнейший внутренний конфликт. Они хотят показать настоящее «я», но не хотят жертвовать чувством принадлежности. Экзистенциальный конфликт между жела- нием быть собой и одновременно быть частью группы осо- бенно сильно проявляется в подростковом возрасте, часто вызывая сильный внутренний разлом, который может сохра- ниться и во взрослой жизни. Как гадкий утенок из сказки, вы могли все время пытаться жить как утка, хотя рождены ле- бедем. Вероятно, скоро вы поймете, что прятаться – не самая надежная стратегия. Если вы наденете маску и притворитесь кем-то, кем не являетесь, глубоко внутри вы все равно будете чувствовать себя несовершенными и нелюбимыми. И рано или поздно вы не сможете сдержать стон вашего страстного, дерзкого настоящего «я». «А ЧТО, ЕСЛИ Я СОШЕЛ С УМА?» Благодаря своей восприимчивости и способности быстро впитывать информацию из окружения многие эмпатически одаренные личности невероятно точно понимают людей и происходящие события. У вас может быть своего рода дар предвидения грядущих событий и способность проникать во внутренний мир других людей. Например, вы почти всегда можете определить, говорит ли человек правду или скрывает что-то. Вам также могут сниться необычно яркие сны, или с вами могут происходить какие-либо значительные метафизические события. Возможно, все это беспокоит или тревожит вас, потому что мы живем в мире, где доминирует интеллект, осуждающий любой нетрадиционный взгляд на сознание. Чтобы описать того, кто может связаться с чем- то лежащим за пределами физической науки или знания и откликается на нефизические или магические проявления, используется слово «ясновидящий». Большинство сверхэмпатичных людей имеют уровень чувствительности, восприятия и знания за пределами стандартного. К сожалению, доктрины всех родов приучили нас бояться того, что мы не можем объективно измерить. Фактически большая часть мира отрицает возможность какой-либо передачи эмоций или энергий. Поэтому, вместо того чтобы признать эту природную способность, вы можете начать ее бояться. Вы скорее будете отрицать свои способности, чем согласитесь, чтобы люди считали вас сумасшедшим. Сепарационная тревога и вина выжившего Большинство из нас не осознаёт подспудные страхи и мо- тивы, удерживающие нас от проявления своего истинного «я». Психологическое исследование, проведенное в 1997 го- ду Шилкретом и Нигрош с группой талантливых студенток, выявило два подсознательных фактора, которые препятству- ют их производительности и благополучию: сепарационная тревога и вина выжившего 75 Сепарационная тревога – это убеждение, что ваша свобо- да угрожает благополучию ваших близких. Вы можете боять- ся того, что ваши знания и открытия разлучат вас с ближай- шим окружением. Вина выжившего в данном контексте означает потенци- альное чувство раскаяния из-за того, что вы знаете и види- те то, что не видят другие члены вашей семьи, либо из-за вашей убежденности в том, что вы не заслуживаете возмож- ностей, которые были у вас и не достались другим. Возмож- но, когда в детстве вы проявляли выдающиеся способности к обработке и сбору информации или генерированию идей, старшие пытались вас подавить, чтобы вы не затмили бра- тьев и сестер. Или, может быть, вам не давали говорить прав- ду, чтобы спасти достоинство семьи. Возможно, воспитание и культура подсказывают вам, что демонстрировать особен- ные способности эгоистично. Многие годы социального при- учения, в частности в коллективистских культурах (которые ставят потребности группы над потребностями личности и продвигают такие ценности, как бескорыстие и гармония в группе), убедили вас, что вы должны учитывать чужие чув- ства и мысли, прежде чем самовыражаться. Хотя это может показаться иррациональным, подсозна- 75 Shilkret, R. and Nigrosh, E. E. ‘Assessing students’ plans for college’, Journal of Counseling Psychology , 44 (2) (1997, p. 222). тельно вы верите, что выход за пределы традиционных цен- ностей и доктрин, в рамках которых вы выросли, будет пре- дательством и что если вы сбежите за пределы культурных ограничений, то оставите других людей позади. Стремление прятаться и отступать ради защиты своих се- мей особенно распространено среди одаренных женщин. Во врожденных ли качествах дело или в воспитании, но они больше ценят отношения и чаще принимают в расчет чужие интересы. Несмотря на изменения в обществе, многие жен- щины все еще ощущают, что должны выбирать между отно- шениями и возможностью оставить свой след в мире. Мно- гие из них усвоили правило: можно быть либо компетент- ными, либо заботливыми, одно из двух. Даже когда одарен- ная женщина видит, что обделять себя неразумно, она может продолжать поступать так, потому что в глубине души верит, что успех приведет к провалу в отношениях и личной жизни. Как говорит Марианна Уильямсон в книге A Woman’s Worth («Ценность женщины»): «Женщины остаются эмоциональ- но закрепощены, пока мы обязаны делать выбор между тем, чтобы нас услышали, и тем, чтобы нас любили» 76 Вернемся к одной из самых запоминающихся сцен мульт- фильма «Холодное сердце», где Эльза поет «Отпусти» на вершине горы. Топнув ногой, она, наконец, показывает свою силу впервые за многие годы. Мы тоже наполняемся силой, когда слышим: «Здесь мой дом… И вот уже я знаю, как мне 76 Williamson, M. A Woman’s Worth (Random House Digital, 1993). быть! Я не вернусь назад». Нам знакома боль людей, вы- нужденных прятаться и отступать, поэтому песня отзывается внутреннему желанию быть замеченными и принятыми та- кими, какие мы есть. «Холодное сердце» – это история «раз- морозки», где героиня учится принимать свое истинное «я» и демонстрировать силу. В сказке скрыт важный намек для всех выдающихся людей, которые не могут найти место в обществе: вы не должны жертвовать своим истинным «я», чтобы вас любили. Подобные попытки, напротив, заставят вас чувствовать себя еще более одинокими и отделенными от остального мира. Что более важно, притворяясь кем-то меньшим, вы лишаете мир своих способностей, а это уж точ- но никому не нужно. Цель – найти то место, где вам рады, а не просто терпят, то место, где вы, наконец, не должны бу- дете выбирать между силой и любовью или между свободой и привязанностью. Вы можете получить и то и другое. Самая большая трагедия заключается в том, что, если вы притворя- етесь менее сильными, чем на самом деле, в конце концов вы забудете о своем реальном потенциале и смешаетесь с тол- пой. ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: ПРИХОДИТСЯ ЛИ ВАМ ПРЯТАТЬСЯ И ЗАМИРАТЬ? Найдите время и место для дневника. Устройтесь поудобнее, сосредоточьтесь на дыхании. Затем задайте себе следующие вопросы. • Приходилось ли мне замечать «синдром высокого мака», ментальность «крабов в ведре» или действие «закона Янте» там, где я вырос, в школе, в семье? Как это повлияло на мое самоощущение или поведение в группе? • От чего мне пришлось отказаться, что не говорить и не делать, чтобы влиться в общество и не казаться «странным»? • Страдаю ли я от «синдрома самозванца», кажется ли мне, что я занимаю не свое место? • Насколько мне тяжело принимать комплименты, приписываю ли я свои достижения удаче и помощи извне? • Что изменилось в жизни, когда я научился прятаться и замирать? Что бы я в юности подумал о себе взрослом? • Как умение прятаться и замирать помогает мне оставаться в безопасности? • Случалось ли так, что желание спрятаться и замереть приводило к отказу от риска или мешало мне реализовать свой потенциал? • Был ли в моей жизни кто-то, рядом с кем мне нельзя было проявлять свой потенциал? • Кому я, возможно, пытаюсь помочь, ограничивая себя? • Кому может не понравиться, если я добьюсь успеха? • Что бы я сказал или сделал, если бы это было совершенно безопасно? Осознание факторов и устаревших убеждений, мешающих нам двигаться вперед, – первый шаг к освобождению. В следующих главах мы рассмотрим дилемму искренности и безопасности, а также узнаем, как избавиться от убеждений, которые тянут нас вниз, вместо того чтобы обеспечивать нашу безопасность. |