Главная страница
Навигация по странице:

  • Одаренность, о которой предпочитали не говорить

  • Формы эмоциональной одаренности Эмпатия и одаренность восприятия

  • Внутриличностная одаренность

  • Экзистенциальная одаренность

  • Личностные черты одаренных людей

  • Признайте свою одаренность

  • Ими ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеИми ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие
    АнкорLo_I._Mifsamorazvitie._S_Menya_Hvatit.a6
    Дата23.02.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLo_I._Mifsamorazvitie._S_Menya_Hvatit.a6.pdf
    ТипКнига
    #952134
    страница3 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Глава 3. Интенсивность
    эмоций и одаренность
    Одаренные люди – это мыслители и гении с уникальной структурой психики. Они обладают невероятными способ- ностями, их отличает жажда знаний и открытий, они испы- тывают широкую гамму чувств и ощущают полный спектр глубочайших эмоций.
    Как мы говорили ранее, во второй главе, «одаренность»
    в нашем обществе – сильно нагруженный термин, так что на- звать себя подобным человеком сложно. Возможно, вы все- гда знали о своих уникальных способностях. Возможно, у вас есть сильный и чуткий «животный» инстинкт, помогаю- щий вам разбираться в людях и событиях, или, может быть,
    вы умеете внимательно наблюдать за другими, впитывая раз- нообразную сенсорную информацию из своего окружения, –
    но вы никогда не считали эти умения «дарованиями».
    В нашем мире прославляется холодный рациональный ум.
    Он ценится выше, чем «личностный» интеллект или исходя- щая из сердца мудрость – повышенная способность к эмпа- тии, тяга к справедливости, понимание морали, рефлексия,
    самопознание и стремление к личностному росту.
    В этой главе мы исследуем связь между глубиной пережи- ваний и эмоциональной одаренностью и увидим, почему ва- ша чувствительность и восприимчивость сами по себе – да-
    рования.
    Одаренность, о которой
    предпочитали не говорить
    Одаренность начали исследовать в XIX веке, изучая ин- дивидуальные интеллектуальные различия, в сферах психо- логии и философии. До 1972 года существовал один и только один критерий определения одаренности – тест на IQ. Од- нако исследователи быстро поняли, что этот метод ограни- чен. IQ-тест измеряет аналитические и языковые способно- сти, но не может оценить широкий спектр навыков, крити- чески важных для жизни, включая практические навыки и креативность.
    В 1980-х годах психологи начали разрабатывать новые модели одаренности. Франсуа Ганье стал пионером в этой области. В своей «Дифференциальной модели одаренности и таланта»
    22
    он различает одаренность и талант, предпола- гая, что одаренность означает прирожденные способности,
    в то время как талант систематически развивается благода- ря образованию, наставничеству и тренировкам. Согласно его работам, дарования, или врожденные способности, под- разделяются на следующие пять категорий: интеллектуаль-
    22
    Gagné F. Toward a differentiated model of giftedness and talent // Colangelo N.
    Davis G. A. (Eds.) Handbook of gifted education (Boston: Allyn and Bacon, 1991,
    p. 65–80).
    ные, творческие, социально-эмоциональные, сенсомоторные и «другие» (то есть экстрасенсорные)
    23
    Примерно в то же время гарвардский исследователь Го- вард Гарднер обратил внимание на важность «личностно- го интеллекта», к которому относятся навыки межличност- ного общения и способность к рефлексии
    24
    . Он использо- вал концепцию «множественных интеллектов» (MI), чтобы привлечь внимание к сильным сторонам личности, поми- мо знакомых и признанных. Виды интеллекта по Гарднеру включают вербальный, логико-математический, музыкаль- ный, пространственный, телесно-кинестетический, межлич- ностный (способность разбираться в людях) и внутрилич- ностный (способность разбираться в себе), а также природ- ный и духовный.
    По мере развития научного знания об индивидуальных особенностях и общего понимания человеческих способ- ностей термин «одаренный» перестал относиться исключи- тельно к умственным способностям. Постепенно преподава- тели и родители начали принимать идею, что одаренность может проявляться в любой сфере, будь то математика, есте- ственные науки, языки, спорт и так далее.
    Несмотря на выход за пределы IQ, нынешние концепции
    23
    Gagné F. ‘Giftedness and talent: re-examining a re-examination of the definitions’,
    Gifted Child Quarterly
    , 29 (3) (1985, pp. 103–112).
    24
    Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО
    «И.Д. Вильямс», 2007. Прим. ред.
    одаренности все же редко включают эмоциональную сферу.
    Многие эмоционально одаренные личности не вполне осо- знают свои способности и тем более не отдают им должное,
    потому что общество не отмечает такие дарования. Эмоци- ональная одаренность может проявляться в форме глубоко- мыслия, высокой эмпатии и способности к рефлексии, тем не менее не существует официально признанных способов ее измерения. Большинство преподавателей сосредоточива- ются только на видимых измеримых показателях, их интере- суют баллы, оценка производительности, образцы работ. Так что в школе «одаренные» дети – это те, кто получает более высокие оценки, выигрывает конкурсы и получает награды.
    Детей приучают к тому, что важнее всего интеллект, но никто не учит их развивать «мудрость сердца». Нет ни учеб- ников, ни подготовленных учителей или тренеров, позволя- ющих развить эти умения. В итоге эмоционально одаренные молодые люди редко имеют поддержку и вынуждены справ- ляться самостоятельно. Они могут чувствовать, что чем-то отличаются от других, но ни учителя, ни родители не гово- рят им, почему это так и как управлять их способностями.
    Многие неизбежно приходят к убеждению, что с ними что- то не так. К сожалению, текущая модель выявления одарен- ности учитывает только видимую производительность, по- этому она ограничивает и подавляет эволюцию коллектив- ного интеллекта.
    Чтобы расширить горизонты, давайте рассмотрим раз-
    личные формы эмоциональной одаренности и поговорим о том, почему это важная часть человеческого потенциала.
    Формы эмоциональной одаренности
    Эмпатия и одаренность восприятия
    В своей модели «множественного интеллекта» Гарднер описывает «межличностный интеллект» как способность по- нимать различные качества других. С раннего детства дети с высоким межличностным интеллектом проявляют эмпатию,
    альтруизм и заботу об окружающих.
    Эти высокоэмпатичные и восприимчивые дети благодаря своей чувствительности, отзывчивости и тому, что они вос- принимают чужую боль как свою, выглядят и ощущают се- бя более зрелыми, чем их сверстники. Они порой чувству- ют вину и беспомощность, когда не могут помочь окружа- ющим справиться с их проблемами, и берут на себя ответ- ственность за происходящее. Поэтому в семье им нередко достается роль слушателя, советника или даже спасителя.
    Благодаря повышенной восприимчивости такие дети по- рой оказываются единственными людьми, способными за- глянуть за ширму «нормы» и приличий в своем окружении.
    Они одиноки, раздражены или разочарованы тем, что взрос- лые вокруг них лицемерят, либо чувствуют себя виноватыми в том, что поняли это.
    Способность к глубокой эмпатии и пониманию того, что
    происходит в душах окружающих, также влекут за собой раннее развитие моральной чувствительности. Такие дети в большей степени способны задумываться о глобальных иде- ях вроде справедливости и равенства. Они настолько погру- жаются в мировые проблемы и чувства других, что порой тонут в этой информации. Кроме того, им приходится стал- киваться с реакцией взрослых, которая не оправдывает их ожиданий. Например, ребенок захочет помочь бедным и без- домным, раздавая свое имущество, но не сможет понять, по- чему родители так этому сопротивляются.
    Внутриличностная одаренность
    Помимо способности к эмпатии, Гарднер предлагает вы- делить еще один вид «личностного интеллекта», известно- го как внутриличностный интеллект. Он описывается как способность к интроспекции. Эта форма интеллекта край- не важна для развития собственной идентичности и глу- бокой внутренней мудрости. Такие люди имеют высокий уровень осознанности, поэтому они лучше себя понимают.
    Гарднер описывает человека со способностями к самопозна- нию как постоянно и неуклонно развивающегося, стремяще- гося стать все более автономным и цельным, реализовать се- бя
    25
    . Конечная цель этого процесса развития – «высокораз- витая и совершенно уникальная личность».
    Описанию, данному Гарднером, отвечает «теория пози-
    25
    Gardner, H. Frames of Mind. The Theory (1983, p. 252).
    тивной дезинтеграции» Дамбровского
    26
    . В обеих теориях указывается, что способность к самоанализу и самокритич- ность – не расстройства, а важные двигатели роста. Имен- но благодаря своей усиленной способности осваивать новый опыт, изучать и анализировать себя одаренные люди растут как личность быстрее, чем средний человек. Такие люди по- стоянно ощущают всем своим существом болезненный раз- рыв между тем, кем они хотят быть, и тем, кем они являют- ся. Этот опыт побуждает их предпринимать шаги к психо- логическому и духовному росту. Движущие ими внутренние силы также приводят к гиперстимуляции, конфликту и фи- зической боли, которая ошибочно воспринимается как при- знак заболевания. Именно эта способность проводить порой болезненное изучение себя позволяет им всесторонне разви- ваться, достигая высокого уровня. Иными словами, интен- сивные эмоции таких людей – не расстройство психики, а стимулы роста. Именно постоянная готовность к внутрен- ним кризисам и отважное их преодоление и делают их уни- кально одаренными.
    Экзистенциальная одаренность
    В дополнение к своей модели восьми форм интеллекта
    Гарднер писал о девятом интеллекте – экзистенциальном
    27 26
    Dąbrowski, K. ‘The theory of positive disintegration’, International Journal of
    Psychiatry
    , 2 (2) (1966, pp. 229–249).
    27
    Gardner, H. “Multiple intelligences” as a catalyst’, The English Journal, 84 (8)

    Экзистенциальный интеллект определяется как «разреше- ние глобальных жизненных вопросов». Основная его черта –
    способность погружаться в ключевые для человечества во- просы: смысл жизни, значение смерти, окончательная пред- определенность физического и духовного мира, сущность человеческой любви или полное погружение в процесс ис- кусства
    28
    Люди с высоким уровнем экзистенциального интеллек- та постоянно задаются вопросами: «Кто мы?», «Что этич- но, а что нет?», «Куда движется человечество?» или «Есть ли в жизни смысл?» Такая одаренность может проявляться в стремлении к лидерской роли, в выборе духовной стези
    (священника, теолога, пастора или йога), карьеры философа,
    писателя, художника, ученого или специалиста, занимающе- гося значительными, сложными вопросами в рамках своей профессии.
    В детстве экзистенциально одаренные люди с трудом при- спосабливаются к тому, что окружающие не понимают их тревог и порой отмахиваются от вопросов, на которые не всегда способны ответить.
    Экзистенциально одаренные люди нередко испытывают сильную экзистенциальную тревогу. Осознавая конечность жизни и своего потенциала, они постоянно ощущают по-
    (1995, pp. 16–18).
    28
    Gardner, H. Intelligence Reframed: Multiple intelligences for the 21st century
    (Basic Books, 1999).
    требность двигаться вперед. Это чувство может находить вы- ход как в творчестве, так и в беспокойстве, тревоге и неуве- ренности.
    Экзистенциально одаренные люди – идеалисты, так как они размышляют над безграничными возможностями изме- нения сущего. Они находятся в постоянном поиске связи с чем-то большим, чем они сами, и пытаются разобраться в за- дачах, возможностях и тайнах жизни. Им больно видеть, как разрушается мир. Они способны бросить вызов существую- щим ценностям и традициям, а также нелепостям и абсурду,
    который они наблюдают вокруг себя.
    К сожалению, когда экзистенциально одаренный человек пытается делиться своими мыслями с другими (особенно ес- ли он юн), он нередко сталкивается с негативной реакци- ей – от равнодушия до игнорирования и враждебности. Та- кие люди быстро понимают, что большинству интереснее по- вседневные вопросы, и потому чувствуют себя в изоляции и держат мысли и чувства при себе, пока не найдут компанию,
    которая разделяет их переживания, или место, где уважают их интересы и ценности.
    Духовная одаренность
    Этот аспект часто упускают из виду, потому что долгое время мы жили в обществе, ценившем лишь то, что конкрет- но и измеримо. Хотя мы все способны двигаться в сторону духовного прозрения, именно духовно одаренные люди ча-
    сто с раннего возраста проявляют особый род открытости и чувствительности к сверхъестественному миру. Духовность может не иметь ничего общего с организованной религией,
    это скорее ощущение связи со всем существующим в этом мире и чувство трансцендентного.
    Исследователи Эдвард Робинсон
    29
    и Эдвард Хоффман
    30
    всесторонне изучили духовно одаренных детей и сделали вы- вод: духовная одаренность – это не то, что можно перерасти.
    Действительно, существует особая природная склонность к получению духовного опыта. Ее обладатели способны видеть общую картину мира и воспринимать вещи на символиче- ском уровне, находящемся за пределами конкретного и бук- вального. Они также способны почувствовать связь между собой и миром
    31
    Связь с духовным измерением может проявлять себя по- разному. Человек может испытывать определенные телес- ные ощущения, слияние с некой силой, которая превыше него, сильное чувство «пульсирующей энергии всех живых существ» или чувство пребывания в гармонии со вселен- ной
    32
    . В опыте духовно одаренных людей выделяют следу-
    29
    Robinson, E. The Original Vision: A study of the religious experience of childhood
    (New York: Seabird Press, 1983).
    30
    Hoffman, E. Vision of Innocence: Spiritual and inspirational experiences of childhood (Shambala, 1992).
    31
    Piechowski, M. M. ‘Childhood spirituality’, Journal of Transpersonal Psychology,
    33 (1) (2001, pp. 1–15).
    32
    Piechowski, M. M. Mellow Out, They Say. If Only I Could. Intensities and
    ющие темы: единство, цельность, экстаз, вневременность и связанность всего сущего
    33
    Дети, обладающие духовным даром, часто проявляют по- вышенную способность к медитации или игре воображения,
    не по годам мудры, чувствуют крепкую связь с миром во- круг, со своим внутренним «я», с другими людьми и Богом
    (как бы мы его ни определяли)
    34
    . К сожалению, обычно ду- ховность приносит одаренным детям больше проблем, чем удовольствия. Обычно, когда ребенок рассказывает взрос- лому о своих глубоких духовных мыслях, тот отвечает, что иметь такие «идеи» неправильно. Ребенок расстраивается и постепенно приучается обесценивать свой опыт, чутье и восприятие. В худшем случае такие дети начинают верить,
    что они «сумасшедшие», и реагируют на отвержение силь- ным чувством стыда, который приносят с собой во взрослую жизнь.
    Порой люди не могут понять, что одарены духовно. Но их все равно привлекает трансцендентальный опыт, и они бо- лее склонны находить в своей жизни место неземному, чем погружаться в обыденность. Они нередко переживают вос- торг, глубоко воспринимают красоту природы, склонны ис-
    Sensitivities of the Young and Bright (Yunasa Books, 2006, p. 257).
    33
    Piechowski, M. M. Mellow Out, They Say. If Only I Could. Intensities and
    Sensitivities of the Young and Bright (Yunasa Books, 2006); Lovecky, D. V. ‘Spiritual sensitivity in gifted children’, Roeper Review, 20 (3) (1998, pp. 178–183).
    34
    Piechowski, M. M. Mellow Out, They Say. If Only I Could. Intensities and
    Sensitivities of the Young and Bright (Yunasa Books, 2006).
    пользовать духовную мудрость для решения проблем, им с рождения свойственна тяга к благодеяниям, благодарности,
    милосердию и состраданию. Пусть они и не называют себя духовными людьми, именно эта склонность и делает их ду- ховно одаренными.
    Личностные черты одаренных людей
    Спустя десятилетия исследований и дискуссий ученые со- гласились, что одаренность лучше всего определить как сво- его рода «асинхронное развитие» человека, чьи осознан- ность и личный опыт отличаются от нормы. Область асин- хронного развития может быть связана с творческими или интеллектуальными способностями и, разумеется, подразу- мевает исключительную восприимчивость и чувствитель- ность. Аннемари Ропер, эксперт в данной сфере, помогла свести многие теории в единую концепцию, согласно кото- рой «одаренность – это большая осознанность, большая чув- ствительность и большая способность понимать и трансфор- мировать восприятие в интеллектуальный и эмоциональный опыт»
    35
    Согласно данным Mensa
    36
    ,
    37
    одаренные люди обладают
    35
    Roeper, A. ‘How the gifted cope with their emotions’, Roeper Review, 5 (2) (1982,
    pp. 21–24).
    36
    American Mensa Ltd. ‘Gifted characteristics’, at: https://www.us.mensa.org/learn/
    gifted-youth/insights-into-gifted-youth/gifted-characteristics/
    следующими качествами:
    • уникальной восприимчивостью и осознанностью;
    • чувством юмора и креативностью, выходящими за пре- делы нормы;
    • интуицией;
    • прозорливостью;
    • неутомимой любознательностью;
    • повышенной тягой к творчеству;
    • высокой чувствительностью, повышенным вниманием к сложносоставным явлениям, причинно-следственным свя- зям и чужим ожиданиям;
    • высокой впечатлительностью;
    • возможно, постоянно высоким уровнем энергии;
    • легковозбудимой нервной системой.
    Многие одаренные люди обладают талантами в разных сферах и так называемым энциклопедическим складом ума.
    Нередко они легко переходят от одного дела к другому, что ошибочно принимают за нехватку усидчивости.
    Они идеалисты: стремятся к справедливости и заинтере- сованы в социальных реформах.
    Они перфекционисты: могут быть крайне критичны к се- бе, с трудом прощают себе ошибки и принимают благодар- ность за свои достижения.
    Им крайне необходимы ощущение свободы и автономия.
    37
    Организация, объединяющая людей с высоким коэффициентом интеллекта.
    Прим. пер.

    Хотя они стремятся быть частью группы, они также нужда- ются в том, чтобы жить в соответствии со своими ценностя- ми. Это означает, что многие из них страдают от конфлик- та между стремлением к аутентичности и желанием строить традиционные отношения с людьми.
    Еще одно свойство одаренных людей – их страсть к преоб- разованию мира. Они хотят бороться с несправедливостью,
    свидетелями которой являются, и удручены повсеместно на- блюдаемым неравенством.
    По сути, одаренность скорее описывает, кто вы, а не чем
    вы занимаетесь
    . Она не измеряется внешними показателя- ми успеха или достижениями. На самом деле иногда каче- ства, ассоциируемые с одаренностью, могут даже помешать человеку достичь успеха. Например, эмоционально чувстви- тельный и одаренный ребенок не может сфокусироваться на своем домашнем задании, потому что его больше волнует конфликт с ровесниками или переживания из-за надвигаю- щегося развода родителей. Такие дети также могут больше интересоваться чтением, поиском ответов на философские вопросы и помощью другим. Они не будут демонстрировать свою одаренность обычным образом, но это никоим образом не делает их менее одаренными.
    Взрослые одаренные люди также сталкиваются со специ- фическими проблемами, поскольку окружающие не всегда понимают их особые потребности. Доктор Мари-Элен Якоб- сен перечисляет основные замечания, которые обычно дела-
    ют одаренным людям
    38
    :
    • «Почему бы тебе не успокоиться?»
    • «Ты переживаешь по любому поводу!»
    • «Ты слишком драматизируешь».
    • «Ты чересчур в это вовлечен».
    • «Да что ты вообще о себе возомнил?»
    Чрезмерная возбудимость
    Если мы хотим понять одаренность, мы не можем из- бежать обсуждения концепции чрезмерной возбудимости
    (ЧВ). Идея чрезмерной возбудимости выдвинута польски- ми авторами, и буквально она означает сверхстимулируе- мость
    39
    . ЧВ – врожденное качество и наблюдается с раннего детства. Она представляет собой повышенную осознанность и способность реагировать на стимулы разного типа. Эмоци- ональная возбудимость и чувствительность часто являются непосредственным проявлением эмоциональной ЧВ, но ода- ренные люди часто испытывают эмоциональную ЧВ вместе с другими типами ЧВ.
    38
    Jacobsen, M. E. The Gifted Adult: A Revolutionary Guide for Liberating
    Everyday Genius (Ballantine Books, 2000).
    39
    Daniels, S. and Piechowski, M. M. Living with Intensity: Understanding the
    Sensitivity, Excitability, and Emotional Development of Gifted Children, Adolescents,
    and Adults (Great Potential Press, Inc., 2009).

    Эмоциональная ЧВ
    Этот вид ЧВ теснее всего связан с нашей темой. Эмоцио- нальная ЧВ выражается в чрезвычайно интенсивных прояв- лениях сложных эмоций, глубокой эмпатии и сильной иден- тификации с чувствами других, а также в яркой и страстно- го эмоциональной экспрессии. У детей эмоциональную ЧВ
    первыми обычно замечают родители. Таких детей часто счи- тают восприимчивыми и очень внимательными, порой не по годам. При отсутствии самоконтроля ЧВ также может прояв- ляться как психическое заболевание, например в виде экзи- стенциальной депрессии и панических атак. Другие проявле- ния включают физические реакции, например боль в живо- те, румянец, или психологические признаки, например оза- боченность темой смерти и эмоциональную подавленность.
    Люди, склонные к эмоциональному перевозбуждению,
    обладают замечательной способностью к созданию глубоких отношений, они сильно привязываются к людям, местам и вещам
    40
    . Люди с выраженной эмоциональной ЧВ прекрасно осведомлены о своих чувствах, замечают, как те растут и из- меняются. Эти люди часто предаются внутренним диалогам и склонны к самокритике. Людей с высокой эмоциональной
    ЧВ иногда обвиняют в том, что они слишком сильно на все реагируют, а их страсть часто принимают за признак эмоци- ональной незрелости. Их сострадание и забота о других, их
    40
    Piechowski, M. M. ‘Emotional giftedness: the measure of intrapersonal intelligence’, Handbook of Gifted Education, 2 (1997, pp. 366–381).
    фокус на отношениях и сила их чувств также могут мешать повседневной жизни и достижению успеха
    41
    Большинству исследователей становится все яснее, что интеллект сам по себе не может гарантировать своему об- ладателю высокий уровень развития и самореализацию: че- ловек также должен обладать высокой эмоциональной чув- ствительностью
    42
    Интеллектуальная ЧВ
    Одаренных людей больше привлекает поиск понимания и истины, чем академические достижения. Они ищут реше- ния, и им сложно отпустить задачу, за которую они взялись.
    Иногда об их чрезмерной возбудимости свидетельствует лю- бовь к горячим дискуссиям и спорам, многочисленные ин- теллектуальные интересы и жалобы на то, что им часто бы- вает скучно
    43 41
    Piechowski, M. M. and Colangelo, N. ‘Developmental potential of the gifted’,
    Gifted Child Quarterly
    , 28 (2) (1984, pp. 80–88).
    42
    Silverman, L. K. Counseling the Gifted and Talented (Denver: Love Publishing
    Co., 1993).
    43
    Clark, G. A. and Zimmerman, E. Issues and Practices Related to Identification of
    Gifted and Talented Students in the Visual Arts (№ 9202) (National Research Center on the Gifted and Talented, 1992); Freed, J. N. ‘Tutoring techniques for the gifted’,
    Understandingour Gifted
    , 2 (6) (1990, p. 1); Lovecky, D. V. ‘Spiritual sensitivity in gifted children’, Roeper Review, 20 (3) (1998, pp. 178–183); Piechowski, M. M.
    Mellow Out, They Say. If Only I Could. Intensities and Sensitivities of the Young and
    Bright (Yunasa Books, 2006).

    Психомоторная ЧВ
    Это высокая возбудимость нейромышечных связей. Она может проявляться в виде любви к движению как таковому, в избытке энергии, демонстрируемом скоростью речи, энтузи- азмом, а также в выдающейся активности и энергичности
    44
    Чувственная ЧВ
    Чувственную ЧВ часто упускают из виду при изучении одаренных людей. Она проявляется в форме высокой отзыв- чивости на чувственные стимулы. Люди с чувственной ЧВ
    тянутся к чувственным удовольствиям, эстетическому на- слаждению и восхищаются физическими проявлениями ми- ра. Одаренные люди с чувственной ЧВ могут любить опреде- ленную фактуру ткани или текстуру пищи, приходят в вос- торг от некоторых запахов, имеют яркие воспоминания и ас- социации, связанные с едой, или бурно реагируют на красо- ту. С другой стороны, сильная чувственная ЧВ может про- являться в виде непереносимости шума, резкого запаха или в виде аллергий
    45
    ЧВ воображения
    ЧВ воображения проявляется в способности воображать
    44
    Falk, R. F., Lind, S., Miller, N. B., Piechowski, M. M. and Silverman, L. K.
    ‘The Over-Excitability Questionnaire – Two (OEQII): Manual, Scoring System, and
    Questionnaire’, Institute for the Study of Advanced Development (Denver, 1999).
    45
    Silverman, L. K. Counseling the Gifted and Talented (Love Publishing Co., 1993).
    яркие образы, в мечтах, фантазиях, творчестве, изобретени- ях. Люди с ЧВ воображения имеют невероятные способно- сти к визуализации, они видят цветные сны, очень изобре- тательны и любят поэзию, театр, музыку и живопись. Ино- гда им сложно выразить свои идеи, потому что они мыслят образами и метафорами. Одаренные дети такого рода часто имеют воображаемых друзей
    46
    , и многие скрываются в сво- ем воображаемом мире, чтобы справиться со сложностями реального.
    Признайте свою одаренность
    Надеюсь, что теперь вы изменили свой взгляд на одарен- ность.
    Идентифицируете ли вы себя с какими-то из этих ка- честв? Вспомните, проявляли ли вы какие-либо признаки одаренности, особенно в области межличностного/внутри- личностного интеллекта?
    «Одаренность» описывает нечто большее, чем IQ и интел- лектуальные способности. Быть «одаренным» не значит быть лучше других, но это может означать, что вы иначе устрое- ны. Чтобы жить в мире с собой, чтобы не стыдиться того, что вы выражаете себя не так, как другие, или того, что у вас есть
    46
    Piechowski, M. M. Mellow Out, They Say. If Only I Could. Intensities and
    Sensitivities of the Young and Bright (Yunasa Books, 2006); Roeper, A., ‘How the gifted cope with their emotions’, Roeper Review, 5 (2) (1982, pp. 21–24).
    особые потребности, которые большинство не разделяет или не понимает, вам нужно признать свою одаренность.
    Вы можете чувствовать, что не имеете права назвать се- бя одаренным человеком, так как стереотипы подсказывают,
    что одаренные люди должны быть лучше других. Но дело не в этом. Признание собственной одаренности не самолюбо- вание, оно необходимо, чтобы обрести гармонию со своими способностями, ценностями и найти свое место в этом мире.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта