Главная страница
Навигация по странице:

  • ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ (по О. Коннеру)"

  • Влияние на развитие ребенка

  • Чувство безопас­ ности, нормаль

  • Агрессивность, эмоциональная

  • Излишняя требова- Не хочу ребенка такого, какой есть Отсутствие похвал

  • Чрезмерная

  • Чрезмерные побла­жки или ограниче­

  • Таблица 5, 7. ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

  • Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст. Институт открытое общество


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеИнститут открытое общество
    АнкорАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с.d
    Дата04.05.2017
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст.doc
    ТипДокументы
    #6974
    КатегорияСоциология. Политология
    страница29 из 34
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34

    300

    Эти примеры приведены для того, чтобы показать полезность введе­ния индекса ценности детей как одного из важнейших индикаторов ха­рактера социализационного поведения родителей. Различия в ценности детей при одной и той же потребности семьи в детях и при одинаковых примерно условиях жизни ведут к различиям результатов воспитания. При высокой ценности детей проявляются в полной мере любовь к де­тям и все связанные с этим способы поведения и воспитания детей.

    ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ (по О. Коннеру)"

    Тип позиции

    Словесные выражения

    Способ поведения

    Влияние на

    развитие ребенка

    Приятие и любовь

    Ребенок центр моих интересов

    Нежность, занятия с ребенком

    Чувство безопас­ности, нормаль-










    ное развитие

    Явное отвержение

    Ненавижу этого ребенка, не буду о

    Невнимательность, жестокость, избега-

    Агрессивность, эмоциональная




    нем тревожиться

    ние контактов

    недоразвитость

    Излишняя требова-

    Не хочу ребенка такого, какой есть

    Отсутствие похвал, придирчивость,

    Неуверенность в себе, фрустрация

    тельность




    критика




    Чрезмерная опека

    Все сделаю для ребенка, посвящу ем> себя

    Чрезмерные побла­жки или ограниче­ния свободы

    Инфантилизм, особенно в соци­альных отноше­ниях, неспособ-










    ность к самосто-










    ятельности

    По мнению многих ученых, в социологических теориях воспита­ния и социализации решающая роль отводится социальной среде, ро­левым взаимодействиям и формированию Я. Используя дискурс дис-позиционной регуляции, можно видеть многоуровневую детерминацию поведения и центральную роль механизма определения ситуаций. Со­циальные факторы действуют на каждый элемент поведения только сквозь призму диспозиционного взаимодействия элементов. Социальные нормы интернализуются, усваиваются и служат основой индивидуаль­ной системы потребностей, которая характеризует лишь один аспект ценностных ориентации, связанный с лаговым, остаточным влияни­ем прошлых условий жизни, законсервированных в сохраняющихся нормах. Текущие условия жизни образуют общий фон функциониро-

    52 Цит по: Стол и н В В. Самосознание личности. МГУ, 1983. С. 31

    301

    вания семьи, причем семейные ситуации не есть точные копии вне­шних условий, они одновременно и следствие результатов семейного поведения, активности самой семьи. Барьерами или стимулами к реа­лизации потребностей они становятся не сами по себе, а благодаря критериям оценки ситуаций — ценностным ориентациям, обусловлен­ным ценностями среды и ценностью собственного Я. В обшей систе­ме диспозиций и в блоке определения ситуаций главная роль принад­лежит Я, если рассматривается поведение индивида, и МЫ, если речь идет о семье.

    Само по себе изучение Я и МЫ относительно и обретает смысл, когда измеряются различия между людьми и семьями, когда об Я и МЫ начинают судить по взаимодействию потребностей и результатов по­ведения, а не как о неких трансцендентных сущностях. Во всяком случае, в социологии семьи признается важность измерений Я и МЫ, особенно в связи с формированием Я — концепции индивидуальной уникальности и Мы — концепции семейной идентичности. Однако ме­тодология подобных исследований целиком психологическая и далека от социологического проникновения в процесс дислозиционного оп­ределения ситуаций.

    Отстраняется от этого и психологическая теория решений53, пы­тающаяся «очеловечить» экономическую теорию рационального вы­бора с помощью вроде бы поведенческой терминологии «уровня при­тязаний», «субъективной полезности и вероятности», «теории удовлет­воренности», «теории реактивного сопротивления личности» (кстати говоря, описывающей ограничение свободы выбора под давлением разных обстоятельств, в том числе сюда попадает и давление, оказыва­емое родителями на выбор детьми института или профессии, которое порождает обратное уменьшение ценности рекомендуемой альтерна­тивы) и т. д. Вместе с тем, ЛПР (лицо, принимающее решение) и че­ловек, обладающий уникальным Я со всей системой ценностных ори­ентации, установок и мотивов, — это вовсе не одно и то же. Методы исследования принятия решений посредством измерения «субъектив­ной ценности» или «полезности», а также математические описания самого «процесса оценки», хотя и могут послужить основой для моде­лирования процесса определения ситуаций, но пока еще непримени­мы в социологических исследованиях на больших выборках,

    Поэтому приходится ограничить проблему измерения методами исследования Я-концепции, поскольку степень включенности в Я тех или иных семейных ролей будет служить основой для дальнейшего

    3j См., например: Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

    302

    изучения пропорций семейных и внесемейных ориентации в систем­ной направленности личности. В связи с этим полезной может ока­заться схема Р. Бернса, которая отражает структуру Я-концепции и служит упорядочению терминологии, встречающейся в психологичес­кой литературе по Я-концепции54.

    Как отмечает Р. Берне, «подавляющее большинство методик из­мерения Я-концепции основаны на самоотчетах. Это в основном тща­тельно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тес­тировании. Комбс и его коллеги считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я-концепции. на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Они придерживаются следующей точки зрения: как следует из всех определений, Я-концепция — это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. Самоотчет — это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывание о себе. Нет сомнения, что Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть пол­ного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменологической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли»55.

    Существует множество тестов и методик измерения Я-концепции, ими пестрят психологические издания. Измерение Я с помощью СД снимает многие недостатки использования самоотчета, но при тща­тельном отборе нейтральных шкал и при сопоставлении с другими объектами. Конечно, наиболее интересно характеризуется Я при сли­чении с другими людьми, в дифференциации с ними. Об этом специ­ально пойдет речь в следующей главе. Однако с точки зрения иссле­дования механизма определения ситуаций и ценностных ориентации как критериев этого определения чрезвычайно продуктивно ввести в эту цепочку измерение Я, но не самого по себе, а в сравнении с ин­дикаторами ценностей. При этом, чем большее число объектов со­поставляется с Я, тем шире и глубже оно раскрывается. Но не ради этого привлекается СД: эта тончайшая техника позволяет многократ­но продифференцировать Я с релевантными, уместными по отноше­нию к целям социологического исследования ценностями.

    В теории ролей есть термин Я-включение или включенность в Я той или иной роли. Термин появился в 1947 г., сразу после Второй

    Берне Р. Развитие Я-кониегшии и воспитание. М., 1986. С. 62. Там же. С. 65.

    303

    мировой войны, когда тысячи и тысячи людей рисковали жизнью и погибали во имя ценностей, ставших неотъемлемой частью Я. «Поку­шение на такие ценности, отмечает В. Б. Ольшанский, человек вос­принимает как покушение на его личность, ибо самосохранение есть стремление сохранить свое Я, а вовсе не тело Убежденный человек скорее пожертвует жизнью, чем убеждениями.»56 • , ,

    СООТНОШЕНИЕ Я И РОЛИ
















    На рисунке, предложенном В. Б. Ольшанским, изображен кон­тинуум соотношения Я и роли, слева — полюс полной «несостыков­ки», а справа — почти абсолютное слияние то ли роли с Я, то ли Я с ролью. В промежутке располагаются все остальные случаи, чаше всего встречающиеся в повседневности: и вхождение в роль и дистанциро-ванность от нее. По глубине включения различают «случайное» (не­радивый ученик), «ритуальное» (дежурная улыбка официантки), «оду­хотворенное» (актер, вошедший в роль), «гипнотическое» (художник под гипнозом идентифицируется с Репиным и пишет картину по-ре­пински), «истерическое» (изматывающая душу и тело одержимость ролью), «экстатическое» (когда «вселяется дух» и ходят по углям, жуют стекло и т, п.), и «сверхъестественное» отождествление Я и роли5"7.

    Большое значение идентификации Я с ролями нашло отражение в формуле ролевого поведения В. Б. Ольшанского:







    где RB — ролевое поведение, R — роль как значение, в котором за­фиксированы ожидания участников совместного действия, Я — кон­цепция, значение самого себя, t — момент времени,f, & — обозначе­ния функциональной зависимости58.


    С. 181
    Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М ., 1

    Там же. С. 60. Там же. С. 164.

    304

    По распространенному тесту на самооценку Я (когда предлагает­ся бланк с 20 пустыми линейками и надо 20 раз вписать ответ на воп­рос КТО Я? Не «какой», а именно «кто») в одном из исследований более 2000 молодых людей по самым значимым трем самооценкам среди «убежденных холостяков» на первые места вышли тендерные характе­ристики «Я — представитель своего пола», «Я — представитель силь­ного пола», «Я — представитель своей нации>\ Среди «семенников» зна­чимыми оказались «Я — мать», «Я — женщина», «Я — отец». Сопос­тавление групп холостяков и «семьянинов» по индикаторам семейных и внесемейных ориентации подтвердило обоснованность различения этих двух категорий. Более того, В. Б. Ольшанский сделал вывод, «что ориентация на семейную жизнь является существенным Я-аттитью-дом социально желательной Я-концепции и, следовательно, не может оставаться в стороне от воспитательного процесса»59.

    Таблица 5, 7. ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

    Критерий различения

    убежденный семьянин

    убежденный

    ХОЛОСТЯК

    коэффициент конти н гентности

    Преданность семье

    87,4%

    41,2%

    0,46%

    Невоз.можно жить без семьи

    77,6

    42.8

    0,32

    План: не меньше двух детей

    88,8

    67,7

    0,31

    Чувство собственного достоинства










    определяется наличием крепкой семьи

    93,5

    62,8

    0,29

    Домашняя обстановка доставляет










    радость

    61,3

    34,5

    0,24

    Мнение родителей и родственников










    не важно

    4,6

    19,7

    0,24

    Общение с природой доставляет










    радость

    58,1

    39,7

    0,21

    Посещение баров и ресторанов

    7,0

    19,9

    0,20

    Опрошено

    1567

    272




    Источник. Ольшанский В. Б.Практическая психология для учителей. М. 1994. С. 168.

    Таким образом, построенные по самооценкам Я категории респон­дентов дают значимые различия при сопоставлении с высказывания­ми, дискриминирующими ориентации на тот или иной образ жизни.

    59 Там же С. 168-169

    305

    Экспериментально-диагностическая процедура В. В. Столина и М. Кальвиньо по шкалированию на 30 шкалах ключевого понятия Я с семантически противоположными полюсами предложениями-конста-тациями показала, что словарное значение Я содержательно близко к личностным определениям или смыслам, приписываемым себе респон­дентами «При этом, как видно из приведенного и типичного примера (см табл. 5.8. — Л. А.), эти определения не подразумеваются словар­ным значением слова (ср.: Я достигну многого Я горда. Я нужна близ­ким и друзьям и т. д. — все это не подразумевается значением Я}60 Дру­гими словами, отдельно взятое Я или абстрактно оцениваемое слово «Я» может выражать личностный смысл, тяготеющий к позитивному полюсу оценки.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34


    написать администратору сайта