Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.6. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО (РОДИТЕЛЬСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ

  • Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст. Институт открытое общество


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеИнститут открытое общество
    АнкорАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с.d
    Дата04.05.2017
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст.doc
    ТипДокументы
    #6974
    КатегорияСоциология. Политология
    страница28 из 34
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   34


    290

    хологических мотивов и самый «слабый» индикатор социальной моти­вации. В исследовании «Москва-78» удалось осуществить это требова­ние, и вот каков результат по опросу двухдетных женщин:

    Рождение первого ребенка в семье (выберите только одно высказыва­ние из трех!):

    1. Позволяет ускорить получение отдельной квартиры (получено 10%
      выборов);

    2. Позволяет женщине занять в глазах окружающих новое для себя и
      особое положение матери (46%);

    3. Полезно для здоровья и благоприятного развития .женщины (43%).
    Этот метод использовался и по мотивации второго ребенка, здесь в

    соответствии с теорией следовало ожидать ведущую роль психологи­ческих мотивов, поэтому подбирались самые сильные индикаторы эко­номических и социальных мотивов и ослабленный референт психоло­гического мотива.

    Рождение второго ребенка в семье:

    1. Позволяет улучшить жилищные условия (19%);

    2. Обеспечивает связь поколений и продолжение рода (28,5%);

    3. Эмоционально обогащает жизнь (52,5%).

    Преобладание психологических мотивов над остальными мож­но также зафиксировать, когда ставится задача измерения тех моти­вов, которые действительно побуждали респондентов к рождению уже имеющихся у них детей разной очередности. Разработка инди­каторов мотивов появления в семье 1-го, 2-го, 3-го и т. д. ребенка ведется с учетом представительства в анкете всех трех типов моти­вации, лучше по три индикатора на каждый тип. Перечислим инди­каторы рождения первенца из исследования «Москва-78»: «Рожде­ние первого ребенка: помогало улучшить жилищные условия, отве­чало ожиданиям родственников, определялось желанием родить ребенка, как только возникнет первая беременность, позволяло за­нять совершенно новое для себя положение матери, основывалось на обычном убеждении, что надо иметь ребенка, если вышла замуж, продиктовано желанием не остаться бездетной, требовалось для благополучного разрешения сложившихся обстоятельств, определя­лось верой в полезность родов для женского организма, основыва­лось на стремлении укрепить семью». Каждый индикатор оценивал­ся по пятибалльной системе: 5 — да; 4 — скорее да, чем нет; 3 — трудно сказать; 4 — скорее нет, чем да; 5 — нет.

    Полученные данные по 1343 двухдетным москвичкам выявили пре­обладание социальных мотивов: в тройке самых значимых мотивов два социальных индикатора — «занять новое для себя положение мате­ри» (60% — да и 18,3% — нет), «надо иметь ребенка, если вышла за-

    291

    муж» (51,2% — да, 37,4% — нет). Психологический индикатор «стрем­ление укрепить семью» получил 52,7% да и 36,5% нет. Измерение мотивов рождения второго ребенка потребовало расширения числа индикаторов: «С чем именно было связано в Вашей семье появление второго ребенка? С желанием иметь ребенка другого пола (74% — да и 19% — нет), желание иметь больше чем одного ребенка рекомен­довано врачами для укрепления здоровья, стремление не остаться бездетной в случае возможного несчастья с первым ребенком (30% да), с желанием имеющегося ребенка иметь сестру (брата) — 57,4% — да, 36,2% — нет; хотелось малыша (76,4% — да, 13,4% — нет), позво­ляло укрепить семью (39% — да), для разрешения жизненных затруд­нений; желание улучшить жилищные условия (34%), отвечало ожи­даниям родственников (16%), надежда на повышение уважения со стороны окружающих».

    Для сравнения приведем также индикаторы мотивов рождения третьего ребенка (напомним, что в советский период жилье предостав­лялось по числу членов семьи и что имелись льготы для «многосемей­ных», т. е. индикаторы экономических мотивов было разрабатывать легче, чем в предшествующих случаях.Труднее обстояло дело с инди­каторами социальных мотивов, поскольку в крупных городах наличие трех детей уже считается многодетностью и осуждается большинством населения.

    Тем не менее, вот перечень этих индикаторов: «Если как следует все взвесить, то, видимо, рождение третьего ребенка в семье... расши­ряет круг интересов семьи, повышает моральный авторитет родителей и семьи в обществе, быстрее всего улучшает жилищные условия (53% да, 26% — нет), позволяет лучше и правильнее воспитывать детей, рас­ширяет возможности в использовании общественных фондов, создает льготы для матери, родителей и семьи в быту и на производстве, воз­вращает вновь к заботам о малыше (94,6% —да и 2,2% — нет), стремле­ние просто иметь больше детей связано со стечением обстоятельств, с желанием детей иметь маленького брата или сестру, определяется тем, что в семье есть только 2 мальчика или 2 девочки (64,5% — да и 23% — нет)». Здесь вновь психологические мотивы преобладают над осталь­ными, хотя «квартирный вопрос» также внес свою лепту.

    Следует отметить, что есть еще один способ измерения мотивов уже имеющихся в семье детей. Можно задать вопрос о мотивах рож­дения последнего ребенка, с досгаточно большим перечнем индика­торов, охватывающих конкретные виды мотивов рождения детей раз­ной очередности. И тогда однодетные отметят те индикаторы, кото­рые связаны были с рождением первенца, двухдетные — второго ре­бенка, и т. д.

    292

    Среди методов исследования репродуктивных установок и мотивов можно выделить измерение установок и мотивов рождения детей оп­ределенного пола, сыновей и дочерей. Это направление исследований не связано с разработкой каких-либо особых средств измерения, на­ходится где-то на периферии интересов социологов, видимо, в связи с незначительной распространенностью данного явления. Уменьшение потребности в детях сопровождалось ослаблением желания иметь сы­новей, и сегодня этот феномен в странах с низкой рождаемостью в связи с массовой однодетностью семьи потерял былое значение. В рамках инструментального подхода исследование установок на пол ребенка (в т. ч. и при усыновлении (удочерении) — еще одного феномена, мало изучаемого ныне, и все по тем же, пожалуй, причинам) в дальнейшем не имеет никаких теоретических перспектив

    Вместе с тем, с точки зрения феноменологической эта тема столь же актуальна и важна, как и все прочие направления исследований семейного поведения. Следует помнить, что вообще репродуктивные установки и ориентации, помимо своего инструментально-технологи­ческого значения в рамках системы социально-диспозииионного дей­ствия, характеризуются также социально-символической функцией. Само наличие тех или иных установок и эксплицируемых вслух моти­вов обладает ценностью. Публичная демонстрация установок и убеж­дений, отвечающих принятым в обществе (в общности, этносе, груп­пе, среди значимых других) нормам, также приветствуется, как и по­добающие результаты проявляемого вовне поведения.

    Кстати говоря, где-то здесь истоки двойного стандарта — убежде­ния, декларируемые на собрании, могут не совпадать с «личными» взглядами. Все это почти не исследовано в области репродуктивного поведения, поэтому вполне может быть, что выявляемые при инстру­ментальном подходе ценности поведения всего лишь средства для рес­пондентов доказать свою сопричастность «прогрессивному человече­ству», лишь символы принадлежности к «культурным, сознательным, рационально мыслящим» личностям. Поведение, ориентированное на подобную солидарность, столь же экзистенциально, что и само инст­рументальное поведение. Поэтому анализ социального символизма реп­родуктивных действий в конечном счете оказывается также инструмен­тальным по экзистенциальному критерию, т. е. по определению того, что способствует, а что нет самосохранению и выживанию отдельных индивидов, семей, групп, общностей и общества в целом. Качествен­ные методы анализа должны применяться прежде всего к подобным феноменам.

    По этим проблемам социологам семьи не помешала бы учеба у этнографов или антропологов, которые издавна при расшифровке сим-

    293

    волики пережитков реликтовых форм поведения, «туземного бытия», прибегают к сюрреалистическим с точки зрения инструментального подхода приемам. А как понять иначе значение «аталычества», «двой-ничества, близнечества и андрогинизма», наконец, значение «мужского и женского» и т. д.? Разумеется, во всем этом опять же не обойтись без теории, и психоанализ тут ярчайший пример метода «качественно­го» анализа символики бессознательного с помощью вскрытия «чер­ного ящика» пережитков прошлого в психике современного человека Положение осложняется тем, что в сегодняшней семейной жизнедея­тельности роль разного рода табу и тотемических регуляторов выпол­няют ускользающие от социологических измерений социокультурные нормы. В отечественной литературе есть прекрасный пример приме­нения подобных качественных методов к анализу форм семейного по­ведения на материале поведенческих паттернов прошлого — это заме­чательная книга под редакцией А. К. Байбурина и И. С. Кона «Этни­ческие стереотипы мужского и женского поведения», выпушенная в Санкт-Петербурге в 1991 году и к которой я с удовольствием отсылаю читателя в надежде, что радость ее открытия компенсирует длинноты данного повествования.

    Путеводная нить при анализе сегодняшней символики репродук­тивного, социализационного и брачного поведения — умение находить магнит той интеграции, к которой тяготеют члены семей. Фиксируе­мые иногда в сегодняшних исследованиях разорванность и противоре­чивость индивидуального поведения есть следствие не различаемой учеными символической сопричастности их респондентов с невидимы­ми силами новой нормативности (табуированности). Мощь этих со­временных «демонов» человеческого поведения такова, что желание хотя бы даже символически подчеркнуть свою принадлежность к сис­темам общепринятого оказывается зачастую важнее явной экзистен­циальной несостоятельности многих действий.

    Социология семьи, по определению, не может не стремиться при использовании «качественных методов» исследования символики, прак­тикуемой членами семьи, к выяснению того, в какой мере сама семья выступает в качестве референтной системы отсчета для ее членов. Наличие или отсутствие подобного фамилизма и есть тот свет маяка, который позволяет в массе обиходных интерпретаций своего семейно­го жития-бытия находить все то, что коррелирует либо с семейным МЫ или же с отдельным Я, ищущим другие, помимо семьи, опоры соци­альной сопричастности с миром. К примеру, анализ семейного языка и поиск в нем сугубо семейных словечек и клише, понятных только избранным (членам семьи), есть способ «одомашнить» общекультур­ные стереотипы речи и речевого поведения. Существование такого

    294

    жаргона говорит не о низкой языковой культуре, а есть составная часть семейного единения. Симметричность, бинарность поведенческих ритуалов и мифологических ситуаций, отмечаемая этнографами, не может не присутствовать и в современных стереотипах малодетного образа жизни. Обнаружить и понять смысл привычных манипуляций — задача социолога, но такого, который стремится сам сегодня (а не оставляет на завтра и послезавтра будущим этнографам) произвести расшифровку тайнописи, творимой на наших глазах мифологии совре­менной семейности. Огромным подспорьем в этом анализе обиходно­го символизма семьи с его «естественной» социокультурной оппози­цией свое чужое*1 будет вновь применение техники семантического дифференциала. Проблема в том, чтобы на основе СД сконструиро­вать методику, позволяющую осуществлять контент-анализ «символи­ческих тестов» поведения семьи.

    5.6. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО (РОДИТЕЛЬСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ

    Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент дела­ется на исследование фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, учас­тия в домашней работе и семейных дедах. Не из учебников по педаго­гике, а из конкретных действий родителей по выполнению социальных ролей отца и матери социологом извлекаются «педагогические систе­мы» семьи. Каким должно быть «правильное» или «эффективное» вос­питание — это не предмет социологического интереса, хотя цели и за­дачи, которые ставят перед собой семейные воспитатели, являются составной частью системы диспозиций, блока определения ситуаций.

    Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что в раз­ных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминально­го поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосно­вения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.

    47 Рапопорт С О системе норм семейного поведения // Молодая се­мья Ред -сост. А. И. Антонов М., !977.

    295

    Реальное воспитание ребенка в семье начинается сразу, хотя не всегда имеется определенность относительно того, что надо воспитывать, и тем более, как именно.

    Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежише от внешнего мира или как трамплин к будушему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обра­щения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; ак­цент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, како­вы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы обще­ния с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более ши­роком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической социологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения «принуждения» детей (якобы андрогинным по своей «природе») к тендерным ролям мальчиков и девочек.

    Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми и выросли хорошими людьми. Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной па­мяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социа-лизационного поведения. Степень выраженности намерений родите­лей по передаче детям семейного дела и собственности, по наследова­нию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обсто­ятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост раз­водов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникно­вением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы стано­вятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящи­ми» по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой.

    Возникает странная ситуация «современного аталычества», когда отцы передают своих детей на воспитание чужим дядям, а сами начи­нают воспитывать чужих детей. Подобное разделение родителей и де­тей является самым конфликтным видом семейных разлук и не может не исследоваться в рамках социализационного поведения, для которо­го колоссальное значение имеют непосредственность и частота пси­хофизиологических и социально-психологических контактов родителей и детей.

    296

    Следует четко различать социологический и социально-психологи­ческий подходы к изучению социализационного поведения. Социолога волнуют процессы социализации и взаимодействия родителей и детей в связи с институциональными изменениями семьи и динамики семей­ных состояний в ходе жизненного цикла. Как семьи стремятся сохра­нить или повысить свой социальный статус, специфику семейного сти­ля жизни, как осуществляется социальная мобильность семейных по­колений в контексте изменения соотношений между социокультурны­ми семейными ролями и проявлением всего этого своеобразия в меж­личностных и внутрисемейных взаимоотношениях — вот угол зрения социолога.

    И конечно же, данная проблематика лучше всего проясняется в рамках системного исследования, реализуемого в русле сочетания инструментального исследования диспозиций социализации с феноме­нологическим осмыслением отношений родители — дети. Соответ­ственно этому строятся стратегии социологического исследования, под­бираются методы исследования — количественные и качественные. При инструментальной методологии в центре внимания оказывается про­цесс достижения того или иного результата родительского поведения, складывающийся из потребности вырастить детей людьми в конкрет­ных условиях семейной жизни, но под решающим воздействием меха­низма определения соииализационных ситуаций, под влиянием иерар­хии ценностей семьи, диктующей выбор путей и средств социализации детей.

    В какой мере родители и семейные наставники ориентированы на определенные результаты социализацией ного поведения, что считать таковыми — подготовку здоровых и социально зрелых личностей, гаран­тов родительской старости, или же умение добиться перевеса семейных влияний на ребенка над внесемейными влияниями остальных провод­ников социализации — это вопросы, ждущие ответа. В области исследо­ваний социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в воспитании и к конечным итогам воспитания, и к ос­тальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обоб­щить это в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровож­дается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспи­тания, т. к. считается, что у любящих родителей (при прочих равных условиях) вырастают счастливые и хорошие дети.

    Классическим является определение ценности, предложенное К. Клакхоном: «Ценность — это явное или неявное представление о

    297

    желательном, характерное для индивида или группы, которое влияет на выбор возможных вариантов, средств и типов действия»48. Одной из первых методик изучения ценностей явилась предложенная американ­скими социальными психологами Г. Олпоргом, П. Верноном и Г. Лин-дзеем на основе теории ценностей Э. Шпрангера, представителя не­мецкой школы «понимающей социологии». Шпрангер выделил шесть основополагающих типов ценностей: теоретическую ориентацию (по­иск истины), экономическую (утилитарный интерес к людям и миру), эстетическую (восприятие жизни через красоту, симметрию, форму), социальную (как бы отречение от себя во имя любви к людям, поиск своего Я в другом), политическую (господство над другими людьми, которые всегда — объект манипулирования), религиозную (надежда на спасение, единение с высшими ценностями).

    В реальности эти идеальные типы не представлены в чистом виде, между ними устанавливается определенная иерархия. Мужчины пред­почитают теоретические, экономические и политические ценности, женщины — эстетические, социальные и религиозные. Шкала ценно­стей, разработанная Олпортом и Верноном, измеряет относительный вес каждой из ценностей с помощью 30 суждений и вопросов, имею­щих два варианта ответа и б), оцениваемых 3 баллами со следующи­ми возможными комбинациями: я = 3 5=0, я = 2 6=1, а = I £ = 2, а = 0 б = 3. Вот пример одного такого вопроса из адаптированного ва­рианта: «Чему бы Вы предпочли уделить больше внимания при воспи­тании своего ребенка: а) духовному развитию, б) физическому разви­тию и спорту?». Вторая часть теста состоит из 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов, которые оцениваются 10 баллами (респондент во­лен определить, каким именно вариантам дать соответственно 4, 3, 2 и 1 балл).

    Примером суждения подобного типа может быть следующее: «Если Вы вступаете в брак, то предпочтете жену, которая ...а) вызы­вая всеобщее восхищение, поможет повысить Ваш социальный пре­стиж, б) обладает артистическим даром, в) окажется религиозной в своем отношении к жизни, г) которой по душе вести домашнее хо­зяйство?». Подсчет баллов позволяет в итоге определить значимость для индивида (группы) каждого из 6 типов ценностей.

    Измерение ориентации родителей и детей по этой шкале показы­вает степень влияния родительских ценностей на становление систе­мы жизненных ориентации детей. Одновременно направленность цен­ностей родителей помогает понять характер воспитательных воздей-

    45 Цит, по: Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей М., 1994. С. 102,

    298

    ствий и целей, которые могут ставить перед собой родители относи­тельно воспитания детей. Данная методика позволяет осуществлять различные сопоставления. К примеру, в курсовой работе студентки кафедры социологии семьи Е. А. Богачихиной на основе исследования старшеклассников двух московских школ, одной — общего типа и дру­гой — с религиозной ориентацией, удалось сравнить ценностные ори­ентации школьниц из однодетной и многодетной семьей.

    Оказалось, что при попарном суммировании баллов по двум ори-ентациям сразу ценности экономические плюс политические сильно различаются у школьниц из многодетной и однодетной семьей (88 и 77 балов), разность 11 баллов у подростков из школы общего типа и (85 и 68 баллов) разность 17 баллов у подростков из школы с религиозной ориентацией. Не было различия в религиозной школе по теоретичес­кой и эстетической ориентации (соответственно 77 и 76 баллов) и в общей школе по религиозно-социальной ориентации (85 и 84 баллов). Установлено различие в теоретико-эстетической ценности 88 и 103 балла у подростков из общей школы и по религиозно-социальной цен­ности 94 и 107 баллов — из религиозной школы. Таким образом, под­ростки под влиянием профиля школы различаются по своим теорети­ко-эстетическим и религиозно-социальным ценностям, тогда как под влиянием семейного образа жизни изменяются экономические и по­литические ориентации: они значимее среди подростков из многодет­ных семей.

    Наиболее известным измерением ценностных ориентации являет­ся методика, разработанная американским социальным психологом Милтоном Рокичем. Оригинальным является заполнение теста: рес­понденту предъявляется бланк, на двух страницах которого наклеены в алфавитном порядке ярлыки с наименованием вида ценности. Эти ярлыки следовало переклеить по значимости для респондента с 1-го до 18-го места сначала на одной странице с 18-ю терминальными цен­ностями — целями жизни, потом на другой странице с инструменталь­ными ценностями — средствами достижения этих целей. Процедура давала возможность решить и переклеить ту или иную ценность на соответствующее ей место, сохраняя сам бланк. Данная методика при­влекла внимание отечественных социологов и была использована в одном из ленинградских исследований49.

    В исследовании «Москва-78» для определения ценности семьи и детей была применена модифицированная шкала Ликерта, содержащая 12 высказываний, одна половина из которых выражает позитивное, а

    49 См. подробнее об этом. Саморегуляция и прогнозирование социально­го поведения личности / Под ред. В. А Ядова. Л., 1979. С. 90.

    299

    другая негативное отношение к детям. Предлагалось оценить степень согласия с каждым из суждений по 5-балльной системе от « аниям, причем итоговая оценка 60 соответствует самому положительному, а 32 — самому отрицательному отношению к детям в семье. Было обра­зовано 4 группы по росту ценности детей, до 36 баллов (7,35 опрошен­ных), 36-41 (38,8%), 42

    47 (40,2%) и свыше 48 баллов (12,3%), причем менее 1,4% не дали ответа. Эти четыре типа по ценности детей потом позволили сделать ряд интересных группировок,

    Вот как распределились ответы двухдетных москвичек (приведены лишь объединенные проценты по ответам «правильно»: всегда интерес­но наблюдать за детьми (97,5%), приятно опекать малыша и заботиться о нем (96,3%), уход за малышом требует слишком больших усилий (75,6%), когда возникают неприятности, дети подают надежду (63,4%), дети часто не отвечают теплом и благодарностью на заботу родителей (30,7%), супруги, имеющие детей, упускают возможности для других радостей (36,5%), среди детей всегда чувствуешь себя свободнее, лучше (76,2%), наибольшее удовлетворение современной женщине приносит работа (26,4%), часто бывает трудно сдерживаться в обращении с деть­ми (64,2%), играя с детьми, всегда узнаешь что-то новое (88,8%), дети всегда отнимают какую-то важную часть жизни (39,4%), рождение и воспитание детей — самое главное в жизни женщины (83,3%)30.

    Индекс ценности детей при сопоставлении с показателями пред­почитаемого числа детей обнаруживает прямую связь с желанием иметь 3-х и более детей и обратную с желанием 0. 1 и 2 детей. Поскольку детьми обзаводятся не ради процесса деторождения, то данные корре­ляции имеют прямое отношение к воспитанию детей. Различие в по­требности в детях — это одновременно различие в целях и средствах воспитания детей. Чем выше установки детности (и чем меньше уста­новки на интервалы между рождениями детей), тем лучше, по мнению респонденток, уход за детьми, крепче их здоровье, тем успешнее вос­питание детей, причем, чем выше индекс ценности детей, тем больше доля позитивных ответов. Чем выше индекс ценности детей, тем в два с лишним раза чаще отмечается, что рождение двоих детей эмоцио­нально обогащает жизнь (75% и 35% соответственно), тем в три раза реже отмечается социальный мотив (15% и 45%) и в 2 раза реже — эко­номический индикатор мотивации (9% и 19%). Интересно, что резкое по своей формулировке суждение «чем меньше детей в семье, тем в конечном счете счастливее семейная жизнь» в семь с лишним раз чаше отмечено среди имеющих низкий индекс ценности детей (28% и 3,7%)51.

    Антонов А. И., Медков В. М Второй ребенок С 165-166. Там же. С. 176, 179, 180, 185.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   34


    написать администратору сайта