Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема 5. 11. ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКСПЕКТАЦИЙ СМЕРТИ

  • Таблица

  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

  • Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст. Институт открытое общество


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеИнститут открытое общество
    АнкорАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с.d
    Дата04.05.2017
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст.doc
    ТипДокументы
    #6974
    КатегорияСоциология. Политология
    страница32 из 34
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34

    Схема 5,10. СТРУКТУРА САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ



    представляет собой непосредственное сопоставление мотивации и этой вероятности в контексте поведения личности.

    Необходимо отметить еще одно обстоятельство: на схеме изобра­жено поведение индивида вообще, поведение любого члена семьи. Это — поведение родителей в отношении собственного здоровья и детей — по поводу собственного самосохранения. Поведение родителей, направ­ленное на сохранение здоровья и жизни их детей, а также — детей по отношению к родителям, так же как и поведение медицинского пер­сонала в отношении пациентов и т. д., не входят, по определению, в самосохранительное поведение. Забота родителей о детях и взрослых детей о родителях — отдельный вид социального поведения, который может включаться в состав семейного поведения, причем забота роди­телей прямо относится к родительскому поведению, тогда как забота о своих родителях — разновидность родственного поведения.

    Перспектива исследования потребности в самосохранении соответ­ствующих установок и мотивов была столь обширна, что не сопровож­далась одновременным изучением риска заболеть или умереть. В зна­чительной степени этот разрыв в фиксации мотивационных элементов поведения и его результатов на уровне членов семьи не преодолен до сих пор. Поэтому в данном разделе речь идет в основном о методах исследования потребности в самосохранении самого себя и об опера-ционадизации этой потребности с помощью эмпирических референ­тов или индикаторов установок и мотивов самосохранения.

    315

    Потребность в индивидуальном самосохранении является частью общей иерархии потребностей В терминах динамической концепции потребностей А Маслоу она не относится к уровню физиологичес­ких потребностей, куда, как отмечалось ранее, входят потребности в сне, пище, воде, сексе и поддержке температурного баланса На вто­ром уровне потребностей в безопасности можно разместить потреб­ность в ССП, но только, если интерпретировать ее как разновидность «узла» потребностей в здоровье, сохранении целостности тела и са­мой жизни

    Однако можно постулировать многослойный характер потребнос­ти в ССП, и тогда придется признать, что вся система потребностей сводится к потребности в ССП И действительно, высший уровень иерархии потребностей — социальный можно рассматривать как по­требность личности в социальном самосохранении, в сохранении со­циального статуса и «лица» (сюда относятся, по Маслоу, также потреб­ности в самоактуализации) Резкое изменение социального положения, интерпретируемое как понижение, падение, крах (в связи с сильной ключенностыо в Я доселе привычных социальных ролей), может ве­ст ! как известно, к отказу от телесного существования Потребность ol ' психологическом самосохранении, в сохранении опреде-jt-нности Я при контактах с другими чюдьми — это потребности в ува­жении Я, в общении и принадлежности к себе подобным Наконец, третий уровень самосохранения Я как телесного существа описывает­ся потребностью в сохранении жизни, целостности организма, потреб­ностью в здоровье на всех стадиях жизненного цикла и потребностью в связи с этим в длительном сроке жизни, позволяющем пройти все этапы жизненного цикла личности

    Вот этот уровень и образует движущую силу самосохранительного поведения личности, причем квинтэссенцией комплекса всех потреб­ностей, относящихся к данному уровню, безусловно, является потреб­ность в определенных сроках жизни Если люди стремятся достичь завершающих стадий жизненного цикла, то, конечно, на каком-то приемлемом уровне здоровья Поэтому потребность в ССП, допуска­ющая стремление к длительному существованию, в установках на сро­ки жизни находит свое наиболее полное операциональное выражение По аналогии с выявлением индикаторов предпочитаемого числа детей (в связи с воздействием социологической демографии) первоначальные измерения установок на сроки жизни у нас в стране оказались связан­ными с выявлением идеального, желаемого и ожидаемого числа лет своей жизни, продолжительности жизни

    В США под влиянием танатологии (науки о смерти) и геронтоло­гии (на>ки о старости) измерение установок на индивидуальные сроки

    316

    Схема 5.11. ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКСПЕКТАЦИЙ СМЕРТИ



    жизни стало осуществляться с конца 60-х гг и производилось с помо­
    щью прямого вопроса «Я ожидаю (собираюсь) дожить до лет»63 Этот

    индикатор получил название «субъективной продолжительности жиз­
    ни», что соответствовало «ожидаемому числу лет жизни» в отечествен­
    ных исследованиях Большое значение придается в американских ис­
    следованиях влиянию семьи на установки к срокам жизни Об этом
    можно судить по приводимой ниже концептуальной схеме американс­
    ких психологов Линн Д Нельсон и Джулии А Хоннольд, где наряду с
    детерминантами пола, возраста, национальности и социально-эконо­
    мического статуса вводится в качестве промежуточной переменной
    опыт «смертельной социализации» в семье и также новый индикатор
    «желаемой продолжительности жизни» хочу дожить до лет)м

    63 Н a n d a I P J The relationship between subjective life expectancy, death anxiety and general anxiety// Journal of Clinical Psychology, 1969 25, 39—42, Tea han J & Kastenbaum R Subjective life expectancy and future time perspective as predictors of job success m the -hard-core unemployed» Omega, 1970 1 189-200, Tolor A & Murphy V M Some psychological correlates of subjective life expectancy//Journal of Clinical Psychology, 1967 23, 21-24

    6J Ly n n D, Nelson &Honn old J Socialisation and Demogiaphic Determinants of Mortality Expectations // Population and Environment Behavioral and social issues Vol 3, № 1 19SO P 11

    317

    Опрос, проведенный учеными университета штата Виргиния сре­ди 513 респондентов от 18 до 29 лет (175 мужчин и 338 женщин), пока­зал, что опыт соприкосновения со смертью сходного с респондентом пола влияет на снижение показателя субъективной продолжительнос­ти жизни (СПЖ) только у женщин (почти на 23 года!). Эта тенденция среди мужчин почти не наблюдается (в 8 раз слабее выражена — ниже лишь на 3 года). Никакой связи нет с социальными факторами, и об­ратная связь имеется с размером семьи Желаемая продолжительность жизни не обнаружила корреляций с опытом соприкосновения со смер­тью в детстве. В исследовании около 200 сотрудников и студентов МГУ сопоставлялись респонденты, у которых оба родителя живы, с теми, у кого умер один из них. Оказалось, что опыт смертельной социализа­ции понижает субъективную СПЖ на 5 лет в сравнении с неимеюши-ми такового опыта, у которых к тому же на 3 года выше идеальное и желаемое число лет жизни.

    Формулировки вопросов о предполагаемых сроках жизни были следующие. Идеальная продолжительность жизни выяснялась по воп­росу «Какова, по Вашему мнению, наилучшая продолжительность жизни?». (Отвергнутые по итогам пилотажных исследований вариан­ты: «Сколько лет лучше всего прожить?» и «Какая продолжительность жизни казалась Вам наилучшей в 13—17 лет?».)

    Желаемая продолжительность жизни устанавливалась по ответам на вопрос «Если бы у Вас была возможность выбора, то какое число лет жизни Вы предпочли бы для себя при самых благоприятных усло­виях?». (Отвергнутые варианты: «Как много лет Вы хотели бы про­жить?», «Сколько лет по крайней мере Вы хотели бы прожить?».) Для ожидаемой продолжительности жизни была отобрана формулировка «Как Вы думаете, до какого примерно возраста Вам удастся дожить?». (Отвергнутые варианты «Сколько лет Вы надеетесь прожить?» и «Сколько еще лет Вы собираетесь прожить?».)

    В пилотажных исследованиях применялись вопросы еще одного типа, связанные с выяснением мнения респондентов о том сроке жизни, ко­торый характерен для представителей разных профессий, уроженцев разных мест и т д. К примеру, спрашивалось, какая в среднем продол­жительность жизни шахтеров, летчиков и т. д., горожан и сельчан, груз­чиков и шахматистов и т. д. Здесь вопрос провоцировал на стереотип­ные ответы, и результат не замедлил сказаться при общей неосведом­ленности населения относительно тенденции смертности в стране (на­чало 80-х гг.) представления о социальной дифференциации средней продолжительности жизни выглядели прямо-таки фантастическими.

    Все формулировки вопросов о предполагаемых сроках жизни были ориентированы на какие-то явно не выражаемые вслух, но конкрет-

    318

    ные ситуации жизненного цикла. Вариативность ответов свидетельство­вала о том, что в пределах видовой (или потенциальной) длительности жизни человека (примерно 98 лет) возможно разнообразие интенсив­ности воли к жизни. Вместе с тем, по зарубежным и отечественным данным, обнаружилось существенное различие в установках мужчин и женщин. Особенно заметна эта тенденция по желаемому сроку жиз­ни (95,8 года у мужчин и 86,3 года у женщин) при незначительной раз­нице по ожидаемому сроку (67,5 и 66,5). Обращает на себя внимание превышение по всем показателям предполагаемых сроков у мужчин над предпочтениями женщин, находящееся в явном противоречии с тог­дашними (да и нынешними) статистическими измерениями средней предстоящей продолжительности жизни (вот уже свыше трех десяти­летий у наших женщин жизнь в среднем на 10 лет больше, чем у муж­чин). И здесь дело не только в общепсихологической склонности муж­чин переоценивать свои личные достижения, а женщин — недооцени­вать65. Имеет значение также фактор семейного состояния, каким-то образом связанный с результатами самосохранительного поведения, как известно, неблагоприятными у мужчин и более благополучными у женщин.

    По желаемой продолжительности жизни различие с учетом семей­ного состояния между женатыми мужчинами и замужними женщина­ми увеличивается почти в 2 раза (99,3 и 81,9), а между холостыми и одинокими резко уменьшается (90,9 и 87,3). По ожидаемому сроку жизни происходит увеличение разрыва и у семейных (74,0 и 69,9) и у одиноких (60,7 и 63,7) респондентов. Признак семейного состояния, таким образом, сильнее всего сказывается по субъективной продолжи­тельности жизни (в среднем 71,8 у семейных и 62,7 у холостых) и меньше по желаемой (соответственно 90,2 и 88,3).Полученные результаты зна­чимы статистически и содержательно, поскольку по выборке в целом действует другая тенденция: с увеличением возраста желаемое и ожи­даемое число лет уменьшается соответственно 95,2 и 79,3, 66,1 и 62,1. Следовательно, различия по семейному состоянию возникли вопреки влиянию фактора возраста и оказались столь сильными, что преодо­лели это влияние.

    Описанные выше различия по семейному состоянию, полу и воз­расту обнаружены и в других отечественных исследованиях. Подобная картина проявилась в исследованиях (где впервые стали измеряться побуждения к тому, чтобы жить — или нет — как можно дольше), про­веденных под руководством А. И. Антонова в 1985—87 гг. в Вильнюсе и

    65FeatherN Т &SimonJ G Fear of Success and Causal Attribution for Outcome // Journal of Personality. 1973 P. 525-542

    319

    Шяуляе, Львове и Черновцах и в исследованиях 1985^93 гг., осуществ­ленных на Урале А. И. Кузьминым. В уральских исследованиях анализ влияния фактора семьи на самосохранительные установки получил новое измерение — желаемое и ожидаемое число лет жизни сопостав­лялось со стажем брака, числом детей в семье, мотивами их рождения, с идеальным, желаемым и ожидаемым числом детей в семье.

    В этих опросах применялись иные по сравнению с названными ранее формулировки вопросов: об ожидаемой продолжительности жизни («До скольких лет Вы могли бы дожить, если бы условия жизни не изменились?») и о «нормативной» продолжительности жизни («Про­жить долго — значит, прожить сколько лет?»). Сравнение уральских данных с другими говорит о близости формулировки о годах дожития к ожидаемому сроку жизни и о том, что вопрос о «нормативной» про­должительности близок по смыслу к желаемому сроку жизни.

    Таблица 5.13.

    ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

    САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА БРАЧНОЙ ЖИЗНИ

    Число лет ' в браке

    Ожидаемое число детей на 100 семей

    Ожидаемый срок жизни, число лет

    Доля низкой самооценки здоровья, %

    до 5 лет

    1S9

    66,7

    47,6

    5-14 лет

    175

    69.0

    41,7

    15-24

    164

    68,7

    30,4

    25-29

    148

    76,9

    19,2

    Источник. Кузьмин А И. Семья на Урале (демографические аспекты вы­бора жизненного пути) Екатеринбург, 1993 С. 213

    ПРАКТИКУМ. Стаж брака противоположным образом влияет на ожидаемые числа детей и лет жизни. Можно ли считать, что между ними обратная связь?

    В таблице 5.13 увеличение стажа брака и упрочение семейного со­стояния ведут к росту ожидаемых сроков жизни и тем самым пере­крывают действие фактора возраста в противоположном направлении, в сторону уменьшения ориентации на срок жизни. Подобное влия­ние семьи заставляет непосредственно рассмотреть вклад детей в эту тенденцию, изучить воздействие имеющегося уже числа детей в семье на ожидаемые родителями сроки своей жизни. У бездетных средняя ожидаемая продолжительность жизни — 69,1 года, у однодетных — 68,7,

    320

    среди двухдетных — 72,0 и трехдетных — 75,4. Эти цифры, если взять лишь детей в возрасте 3—5 лет, составят среди однодетных 68,7, а среди семей с двумя детьми — 78,9 года. «По-видимому, дети, — отмечает А. И. Кузьмин, — это мощный стимул жизни и тем более намерений прожить долгую жизнь. Этот вывод находит подтверждение и в группе семей со старшими детьми: средняя продолжительность жизненного пути в однодетных семьях с ребенком более 16 лет составила 71,9 года, в двухдетных — 75,7 года»66.

    Таким образом, уменьшение числа детей в семье прямо влияет на сокращение ожиданий сроков своей жизни, и поэтому следует ду­мать, что точно так же действует уменьшение установок на число детей. Но данные таблицы 5.13 как бы противоречат этому сужде­нию. Рассмотрим некоторые результаты уральских исследований при­менительно к респондентам 30—39 лет, относящимся к когорте, практически завершившей репродуктивное формирование семьи, но имеющей наибольшую вероятность рождения детей в сравнении со всеми когортами старше 30 лет. Оказалось, что среди них собираю­щиеся (и нет) иметь еще ребенка ожидают прожить соответственно 66,1 (66,3) года, тогда как ожидающие рождение второго и третьего ребенка в семье соответственно ожидают прожить 70,8 (71,4 — лишь женщины) и 69,6 года67. «Рассмотрение линий самосохранительно-го поведения, — приходит к заключительному выводу А. И. Кузь­мин, — наталкивает на мысль о том, что часть из них совпадает с линиями репродуктивного поведения личности, представленными, например, в книге А. И. Антонова и В. М. Медкова «Второй ребе­нок». Авторы используют деление по степени проявления потреб­ности в детях, а это значит — по аналогии, по степени проявления потребности в самосохранении»68. Однако в этой взаимосвязи двух типов семейного поведения ведущим по своему влиянию является репродуктивное поведение, обусловливающее в конечном счете са-мосохранительное поведение.

    Дальнейшее ослабление потребности семьи в детях и уменьшение установок детности могут способствовать ослаблению воли к жизни и ориентации на предполагаемые сроки жизни и сокращению средней продолжительности жизни мужчин и женщин, определяемой по таб­лицам смертности (причем безотносительно к возможному улучшению состояния здоровья населения в связи с более эффективной организа­цией здравоохранения и с ростом благосостояния).

    66 Кузьмин А. И Семья на Урале. Екатеринбург. 1993 С. 214-215.

    67 Там же. С. 216.

    68 Там же. С 218.

    321

    При исследовании ориентации на сроки жизни, как уже отмечалось, трудно оценить их действенность, т. к. в принципе нельзя до смерти индивида определить степень реализации этих ориентации по главно­му результату самосохранительного поведения — продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об этом, так сказать, ретроспективно, но в таком случае в выборке следует пред­ставить все необходимые для анализа возрастные группы (что увели­чивает объем выборки и трудоемкость исследования). Но есть другой путь: косвенно, по поведенческим параметрам приблизительно уста­новить риск смерти. Применение диспозиционного подхода тем самым сужается. Однако расширение круга изучаемых переменных позволя­ет при последовательном опросе всех возрастных групп, а также при изучении различных категорий людей — по профессиям, по типам за­болеваний и несчастных случаев, по суицидальным попыткам и т. д., произвести достаточно обоснованные измерения взаимосвязи индика­торов воли к жизни и результатов действия этой воли.

    В целом ряде исследований в связи с этим были предприняты по­пытки измерения мотивов длительности жизни, самооценок здоровья (и роли личной заботы о здоровье в продлении сроков жизни), а также изучения страха смерти (тревожности), интроверсии, невротизма и других характеристик. Для изучения мотивации задавался вопрос «Хо­тели бы Вы прожить как можно дольше?». Для ответивших да и нет предлагались разные наборы «причин».

    «Если да, то какие из перечисленных причин побуждают Вас жить как можно дольше? (Сначала внимательно прочтите весь список при­чин, а затем выберите для себя не более трех):

    1. Хочу испытать и увидеть в жизни как можно больше.

    2. Хочется оттянуть момент смерти.

    3. Боюсь неизвестности после смерти.

    4. Не хочется расставаться со своими родными и близкими.

    5. Лучше жить болея, чем не жить вовсе.

    6. Надеюсь дожить до времени, когда медицина найдет средства от
      всех моих болезней.

    «Если же Вы не хотите прожить как можно дольше, то какие при­чины заставляют Вас не стремиться к этому? (Также выберите не бо­лее трех причин):

    1. Не хочу в старости быть обузой своим родным и близким.

    2. Боюсь остаться одиноким.

    3. Не хочу быть беспомощным.

    4. Не хочу пережить своих родных и близких.

    5. Ради продления жизни не хочу себя ни в чем ограничить.

    6. Лучше умереть, чем мучиться от болезней.

    322

    Для контроля ответов на эти закрытые вопросы обычно предлага­ют написать подробнее, с чем еще может быть связано Ваше желание. Следует отметить, что проведение исследовании на рабочих местах в рабочее время (а так именно и было при сборе материалов сектором социологии здоровья Института социологии) не способствует стрем­лению респондентов к рассказу о своих проблемах, тем более если анкета написана на неродном языке. В качестве дополнительного кон­троля можно задать следующий вопрос: «Если Вам хотелось бы жить как можно дольше, то для того, чтобы (отметьте не более трех утвер­ждений):

    1. Достичь высокого материального благополучия».

    2. Как можно дольше пользоваться достигнутым в жизни.

    3. Лучше обеспечить своих близких.

    4. Полностью воспользоваться всеми положенными с возрастом
      правами и льготами.

    5. Занять почетное положение долгожителя.

    6. Завершить дело всей моей жизни.

    7 Увидеть, какое положение в обществе займут мои дети69.

    ПРАКТИКУМ. Мотивы самое охранительного поведения, как и вся­кого социального поведения, в т. ч. семейного, подразделяются на три вида. Предлагается определить, какие из приведенных выше индика­торов относятся к экономическим, социальным и психологическим. Для курсовой работы на тему «Семья и мотивы самосохранительно-го поведения» следует прочитать три классические литературные ра­боты и выписать оттуда разновидности мотивации, произведя типо-логизацию внутри каждого из трех видов мотивов. Вот эти литератур­ные произведения: Лев Толстой. Смерть Ивана Ильича; Алек­сандр Сол женииын. Раковый корпус; М ихаил Зощенко. По­весть о разуме. Дополнительно следует использовать книги: Илья Мечников. Этюды оптимизма и Ю. Л. Бессмертный. Жизнь и смерть в средние века.

    Обычно анкеты содержат целый комплекс вопросов о состоянии здоровья, в целях контроля эти вопросы объединяются в различные группы, образующие систему индексов, характеризующих те или иные аспекты здоровья или отсутствия его. В целом подобная сис­тема самооценок достаточно надежно фиксирует особенности здоро-

    69 Все приведенные на этих страницах методики взяты из анкеты «Здоро­вье населения», разработанной под руководством А И. Антонова в 1985 году в Институте социологических исследований АН СССР для проведения опро­сов в России и в католических регионах Западной Украины и в Литве (было опрошено свыше 1000 чел )

    323

    вья респондентов, позволяя подразделить их на две полярные груп­пы: считающих, что здоровье и продолжительность жизни зависят от усилий самого человека или же от внешних обстоятельств. Вот фор­мулировка основного вопроса: «Как Вы считаете, что в наибольшей степени влияет на здоровье и продолжительность жизни человека?» (нужно выбрать только один ответ): 1 — условия жизни, 2 — усилия самого человека, 3 — наследственность, 4 — трудно сказать. Первые социологические исследования, проведенные в этом направлении, об­наружили необычайно высокий процент людей, которые вообще не считают нужным заботиться о своем здоровье (30%), причем ожида­емые сроки жизни у них в среднем намного ниже заботящихся о здо­ровье — 71 против 79 лет! Любопытно, что и возраст наступления ста­рости они занижают до 67 лет, тогда как предпринимающие усилия по сохранению здоровья относят его к 76 годам.

    Анализ самооценок обнаружил, что среди заботящихся о здоровье в 2 с лишним раза больше женщин, считающих, что сроки жизни за­висят от самого человека. Они предпринимают больше усилий по со­хранению своего здоровья (имеют меньше вредных привычек, мень­ше заболеваний и патологии разного рода), т, е. для них характерно более осторожное, самосохранительное поведение. Это подтверждается также итогами тестирования по шкале тревожности, связанной со смер­тью. Чем выше индекс тревожности, тем больше усилий по самосох­ранению, тем чувствительнее человек к сигналам опасности и угроз разного рода.

    В танатологии к настоящему времени накоплен целый арсенал подобных шкал, из которых наиболее распространенными оказались шкала страха смерти Сэрнофа и Корвина (1959), Бойара (1964), Лесте­ра (1966 и 1969), шкала тревожности смерти Хэндала, Толэра и Резни­кова (3967 и 1969), Темплера (1969), шкала Нельсонов (1975) и серия шкал Хопера и Спилка — 1970 (5 шкал: отсутствия страха смерти, чув­ствительности к смерти, страха самого процесса умирания, осознания смысла смерти, невозможности контроля смерти и отсутствие опыта смерти, а также 8 шкал, построенных по принципу незавершенных высказываний и выясняющих отношение к смерти, как к боли, пере­живаемой в одиночку, как к вознаграждению после жизни, как к чему-то неизвестному, безразличие к смерти, смерть как возможность по­казать свое мужество, смерть как прощание с зависимостью и грехов­ностью, смерть как полный крах и смерть как естественный конец жизни)70.

    70 Clinical and Social Psychology Vol. I. Eds. D. Mangen & W.Peterson. University of Minnesota Press., 1982. Ch. 7. P. 365-380.

    324

    В первых исследованиях, проведенных у нас в стране, применялся адаптированный в пилотажных экспериментах вариант шкалы смер­тельной тревожности американского психолога Дональда Темплера71. Шкала состоит из 15 утверждений, шесть из которых ложные (№№ 3, 6,8, 10, 13, 15):

    1. Я гоню мысли о возможности подвергнуться хирургической опе­
      рации.

    2. Я боюсь мучительной смерти.

    3. Я безболезненно реагирую на перспективу заболеть раком.

    4. Я часто думаю о том, как скоротечна жизнь.

    5. Мне становится страшно, когда я слышу разговоры о III миро­
      вой войне.

    6. Я чувствую, что будущее мне ничем не угрожает.

    7. Я очень боюсь смерти.

    8. Мысли о смерти редко посещают меня.

    9. Меня пугает возможность внезапных сердечных приступов.




    1. У меня отсутствуют мысли о смерти.

    2. Меня ужасает вид мертвеца.

    3. Я часто страдаю оттого, что время летит слишком быстро.

    4. Я не боюсь умереть.

    5. Мысль о бессмертии волнует меня.

    6. Я спокойно воспринимаю разговоры о смерти.

    При заполнении бланка испытуемый должен дать ответ да или нет, причем каждый утвердительный ответ на истинное утверждение и каж­дый отрицательный ответ на ложное суждение оценивается 1 баллом (остальные ответы — 0). Диапазон возможных ответов — от 0 до 15 бал­лов. Диагностированные клиницистами больные при проверке на ва-лидность в среднем дали 11,62 балла, а в контрольной группе тревож­ность составила 6,77. В исследованиях Темплера было найдено, что тре­вожность смерти (ТС) не зависит от возраста и этнической принадлеж­ности и связана с полом и религиозностью.

    Тестирование среди 197 сотрудников и студентов МГУ в возрас­те от 15 до 82 лет (121 женщина и 76 мужчин) дало среднюю по вы­борке ТС — 7,30. При этом наименьшее значение ТС получено сре­ди холостяков-мужчин — 5,06, а наибольшее среди тех, кто имел в прошлом тяжелое заболевание и в момент опроса нетяжело болен — 9,31 (у тяжело болевших в прошлом и болеющих в момент опроса — 8,44). Как и ожидалось, ТС женщин было намного больше, чем у мужчин: соответственно — 8,01 и 6,08. Различие между холостыми

    71 Death Anxiety/A Volume in MSS Series on Atmudes Toward Death/N.Y., 1973 P. 101- 132.

    325


    чи

    мужчинами и женщинами намного больше, чем между семейными мужчинами и женщинами, соответственно ТС — 5,06 и 7,84, 7,15 и 8,23. Интересно, что рост разницы между несемейными происходит за счет резкого падения ТС мужчин-холостяков (и на это не влияет возраст, поскольку все различия по возрастным группам не выходят за пределы средней ТС по выборке в целом). У семейных мужчин ТС также резко повышается и, таким образом, влияние семейного фактора оказывается вновь столь мощным, что перекрывает тендер­ное влияние.

    Измерения общей тревожности и степени интроверсии по адапти­рованному тесту Айзенка (79 женщин и 54 мужчины) также дало инте­ресные результаты: оказалось, что значительное повышение ТС в срав­нении со средней по выборке величиной характерно для холериков (8,70) и меланхоликов (8,50). Существенное снижение от средней ТС присуще сангвиникам (6,06) и флегматикам (6,38), у которых, по опре­делению, низкая общая тревожность. Высокая общая тревожность хо­лериков и меланхоликов привела к росту ТС. Таким образом, сильная прямая связь между общей и смертельной тревожностью говорит о ведущей роли их в усилении «осторожного», самосохранительного поведения, свойственного женщинам, прежде всего замужним и име­ющим детей.

    Эта особенность проявляется и при изучении мотивации: жела­ние жить дольше, связанное со стремлением «увидеть, какое поло­жение займут в обществе мои дети», сильнее было у женщин (49%), чем у мужчин (33%). К. этому примыкает и «желание получше обес­печить своих детей», отмеченное 33% женщин и 22% мужчин (подан­ным исследований во Львове и Черновцах). Когда смыслом жизни становится нечто такое, что оказывается в пределах личных возмож­ностей и, вместе с тем, растянутым почти на всю жизнь (а таково воспитание детей в семье), тогда от степени близости к этому центру могут формироваться те или иные линии самосохранительного пове­дения. Наследие культуры прошлых эпох до сих пор проявляется в том, что женщина-мать умеет распределять свои жизненные силы на всем протяжении жизненного цикла семьи, соизмеряя свое дыхание и ритм сердца с пульсом своих детей. Более заметная (пока еще) у мужчин внесемейная направленность ведет к тому, будто программу жизни составляет один человек, а расплачивается за нее после 50 лет как бы другой.

    326

    КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

    Бесплодие — неспособность к за­чатию, вынашиванию и рожде­нию живого ребенка

    Блок диспозиционного определе­ния 14 репродуктивных ситуа­ций, проблемные и рутинные ситуации, их разновидности

    Брачный рынок, потенциал брач-ности

    Дискурсы жизни и смерти.

    Диспозиционная регуляция семей­ного поведения, система диспо­зиций (потребности, ситуации образа жизни семьи, диспозиция МЫ — блок определения ситуа­ций, средств реализации потреб­ностей), результаты поведения

    Идеальное, желаемое и ожидае­мое число детей

    Иерархия потребностей: потреб­ности в социальном, психологи­ческом и физиологическом со­хранении эго

    Измерение интеракций родители — дети

    Измерение самосохранительных установок и мотивов

    Индекс степени удовлетворения потребности в детях

    Индексы отношений к срокам жизни

    Индексы фамилизма и социализа­ции

    Коэффициенты ассоциации

    Метод дифференциации по этало­нам

    Методика измерения репродуктив­ных норм, установок детности и потребности в детях с помощью СД

    Методики измерения репродуктив­ной мотивации

    Методы измерения репродуктив­ных установок

    Методы шкалограммного анали­за мотивов

    Механизм принятия семейных решений — рациональный ас­пект определения ситуаций

    Модель промежуточных перемен­ных

    Мотивы вступления в брак

    Мотивы многодеуности и мало-детности

    Объекты оценивания

    Пирамида потребностей по А. Мае-лоу

    Показатели предпочитаемого чис­ла детей

    Показатели экзистенциальной мотивации

    Плодовитость брака — биологи­ческая способность пары (мужа и жены) к зачатию и живорож­дению

    Полнота репродуктивного цикла

    Потребность в детях как итог ин-тернализации, усвоения репро­дуктивных норм

    Потребность в детях — социально-психологическое свойство соци­ализированного индивида, про­являющееся в том, что без нали­чия детей и подобающего их чис­ла индивид испытывает затрудне­ния в своей самоактуализации

    Правило гомогамии

    Проводники социализации

    Профили установок и таблицы величин дифференциации

    327

    Репродуктивные нормы — детер­минированные социумом прин­ципы и образцы подобающего поведения относительно рожде­ния числа и пола детей, интерва­лов между рождениями и т. п., принятые в тех социальных груп­пах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид

    Репродуктивное поведение — си­стема действий и отношений, опосредующих рождение опре­деленного числа детей в семье (и вне брака)

    Репродуктивный процесс — после­довательность репродуктивных событий на протяжении жиз­ненного цикла семьи (личнос­ти) как результат совместного влияния социокультурных норм и биологических факторов пло­довитости

    Репродуктивные мотивы — психи­ческие состояния, побуждаю­щие к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей

    Репродуктивные установки и мо­тивы — эмпирические индикато­ры или референты потребности в детях

    Репродуктивные установки — пси­хические состояния (готовнос­ти) личности, обусловливающие взаимную согласованность раз­ного рода действий, характери­зующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей

    Репродуктивный цикл — повторя­ющаяся последовательность

    трех репродуктивных событий (коитус, зачатие, роды)

    Самосохранительное (экзистенци­альное) поведение — система действий и отношений, обуслов­ливающая состояние здоровья и срок жизни индивида

    Семейное поведение — система действий и отношений по ocy­ществлению супружества — po­дительства — родства: общий термин для брачного, бракораз­водного, репродуктивного, со циализационного (родительско­го) и самосохранительного ви­дов социального поведения

    Семейная танатология

    СД как вид контент-анализа

    Социализационное или родитель­ское поведение — система дей­ствий и отношений, определяю­щая в процессе содержания и воспитания детей степень их со­циальной компетентности

    Социальные нормы малодетно-сти, среднедетности, много­детности

    Система диспозиций репродуктив­ного поведения

    Систематизация факторов удов­летворенности браком

    Стерильность как вид бесплодия

    Теории и типы совместимости по­требностей супругов

    Техника семантического диффе­ренциала СД

    Типы депривации

    Три составные части брачного по­ведения: добрачное или пред­брачное, супружеское и брако­разводное (предразводное и пос­леразводное)

    328

    Уровни системы потребностей

    (биологические, безопасности, принадлежности, уважения, са­моактуализации, самотрансцен-денции). Виды потребностей по отдельным уровням

    Удовлетворенность браком, ста­бильность брака, успешное суп­ружество

    Уровни ситуаций брачного пове­дения

    Установки детности — установки на число рождений, на интерва­лы между рождениями, на пол ребенка, на усыновление (удо­черение)

    Установки на предупреждение и прерывание беременности, на отказ от контрацепции и приме-

    нение ее (контрацептивные уста­новки), на искусственное преры­вание беременности или отказ от него

    Факторный и диспозиционный подходы к изучению стабильно­сти брака

    Факторы шкал — оценка, сила, активность

    Формула дистанции

    Шаблоны и линии репродуктив­ного поведения

    Шкалы любви и симпатии

    Шкалы антонимов

    Шкала Темплера

    Экономические, социальные и психологические мотивы рожде­ния детей

    ЛИТЕРАТУРА

    Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

    Антонов А. И., Медков В. М, Второй ребенок. М., 1987.

    Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

    Белова В. А. Число детей в семье. М., 1975. В книге обобщен опыт статистики мнений о числе детей на материалах всесоюзных исследо­ваний.

    Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

    Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М.,1991.

    Борисов В. А. Желаемое число детей в российских семьях, по дан­ным микропереписи населения России 1994 года (итоги расчета по всем регионам России среднего желаемого и ожидаемого числа детей в се­мье // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 2 (этот номер — тематический, так же как и следующий № 3, посвящен проблематике изменений современной семьи и основан на результа­тах исследований студентов, аспирантов и сотрудников кафедры соци­ологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

    Голод С. И. Стабильность семьи. Л., 1984.

    329

    Демичев А. Дискурсы смерти (Введение в философскую танато­логию). СПб., 1997.

    Зошенко М. Повесть о разуме. М., 1976.

    Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1974. В книге описан альтернативный поведенческому подход к структуриро­ванию механизма принятия решений индивидом. В отдельных разде­лах имеются примеры анализа самосохранительного поведения в тер­минах риска, добровольного и принудительного, вероятности смерти в зависимости от различий образа жизни.

    Кроник А., Кроник Е. В главных ролях Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989. Прекрасная книга по со­держанию и манере изложения, с подробным описанием методик из­мерения внутрисупружеских интеракций и приемов анализа межлич­ностных восприятий супругами друг друга.

    Кузьмин А. И. Семья на Урале (демографические аспекты выбо­ра жизненного пути). 1993. Одна из немногих книг в области социоло­гической демографии и социологии семьи, где анализируются данные исследований установок на сроки жизни, а также итоги изучения реп­родуктивного поведения семьи.

    Методические программы и методики исследований брака и семьи. Отв. ред. М. С. Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, 1986.

    Мечников И. Этюды оптимизма. М., 1964.

    Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. Книга шире своего названия, написана превосходным языком, чи­тается с интересом, это одно из лучших пособий по социальной пси­хологии, ее проблемам и методам.

    Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история // История и психо­логия. М., 1971.

    Рапопорт С. О системе норм семейного поведения // Молодая семья. М., 1977. В статье дан образец анализа семейного поведения в духе социального символизма, в контексте культурологической оппо­зиции «свое — чужое».

    Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994.

    Семья на пороге третьего тысячелетия. Ред. А. И. Антонов, М. С. Мац­ковский, Дж. Мэддок, М. Хоган. М., 1995. В книге приведено много данных по сравнению особенностей брачного поведения в России и США.

    Столин В. В. Самосознание личности. МГУ, 1983. В книге, обоб­щающей опыт социально-психологических исследований, множество данных, относящихся к изучению семьи и семейного общения, изло­жена техника оценки по СД степени включенности в Я разных объек­тов и определения личностных смыслов Я.

    330

    Солженицын А. Раковый корпус. Библиотека НМ. М., 1990.

    Харчев А. Г., Мацковский М, С. Современная семья и ее про­блемы. М., 1978.

    Чуй ко Л. В. Браки и разводы. М., 1975. Описаны методы расчета притяжения брачных партнеров, методики изучения установок на пол ребенка.

    Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1995.

    Fisher W. The Soviet Marriage Market. N.Y., 1980.

    Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement .of Meaning. 1957. (См. также перевод одной из глав этой книги в: «Семио­тика и искусствометрия». М., 1972).

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34


    написать администратору сайта