Главная страница
Навигация по странице:

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ

  • 3.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

  • М. Второй ребенок.

  • Family Process

  • Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст. Институт открытое общество


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеИнститут открытое общество
    АнкорАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с.d
    Дата04.05.2017
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст.doc
    ТипДокументы
    #6974
    КатегорияСоциология. Политология
    страница9 из 34
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34
    Глава 3

    СТРАТЕГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОПРОСА,

    НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

    К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

    Логика — искусство рассуждать в строгом соответствии с несостоятельностью и ограниченностью человеческого разума.

    Амброз Бирс

    «Словарь Сатаны»

    3.3. Социологическое исследование семьи как способ реализации системного подхода.

    3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоцио-

    логии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе.

    3.3. Специфика изучения формирования и выражения мнений при

    использовании опроса е области семейного поведения.

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ

    Социологическое исследование семьи является системным: анализ жизненного цикла семьи, семейных взаимоотношений и семейного поведения предполагает применение статистического, этнографичес­кого, демографического, экономического, психологического, медицин­ского и других подходов. Задача состоит в совмещении данных о мно­гообразии объекта в рамках единого объяснения наблюдаемых изме­нений семьи, что лучше всего достигается при проблемном подходе, т. е. при стремлении найти решение научной проблемы, минуя пере­городки, устанавливаемые ревнителями «чистоты» отдельных дисцип­лин. Успех невозможен без полного описания всех условий исследова­ния: метода, техники, отбора единиц наблюдения, особенностей об­работки и анализа данных по предварительно разработанным гипоте­зам. В социологии объект исследования не является классическим, на­ходящимся вне наблюдателя. Сами условия наблюдения (теории, ги­потезы, термины, индикаторы, технические инструменты и т. п.) воз­действуют на изучаемый объект так, что он может восприниматься по-разному и быть не одной и той же сущностью при разных методиках и обстоятельствах социологического измерения. В связи с этим важно оценить степень искажающего влияния на объект условий исследова­ния и самого исследователя при опросе, анализе документов и наблю­дении. Интересно знать социальное взаимодействие социолога и рес­пондентов в ситуациях опроса, интервью и наблюдения: особенности мотивации участников исследовательской ситуации и их микросреды могут существенно сказываться на качестве собираемых данных. Во всех случаях, когда выявляются мнения респондентов о каких-либо моментах положения семьи в обществе или их семейного поведения, следует определить все звенья сложной цепи формирования, выраже­ния и фиксации мнений в ситуации опроса.

    3.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

    Все, что мы знаем о семье, определяется тем, как удается узнавать то, что сегодня считается известным. В социологии вообще (а в фами-листической —в особенности), изучающей всем давно известное, даже банальности становятся научным фактом, если измерены надлежащим образом. Когда же удается найти нечто новое в привычном или раз­глядеть то, мимо чего всегда проходили, как сквозь стену, тут сразу возникают сомнения в достоверности суждений. И дишь социологи-

    95

    чески измеренное утверждение в строгом соответствии с канонами процедур надежности и обоснованности будет принято во внимание, в том числе и для критики или последующего опровержения теории, по­родившей именно эти, а не какие-либо другие измерительные проце­дуры. И тут вновь необходимо возвращение к началу — к теории, ко­торая все менее, как говорится, идет от бога и все более конструиру­ется, и к инструментам познания, которые создаются все той же взя­той за основу теорией и приспосабливаются «под нее».

    Таким образом, независимость исследовательских инструментов от теоретических предпосылок кажущаяся, их вспомогательная роль на­лицо, и поэтому в противоположных концепциях разрабатываются раз­личные шкалы и процедуры, служащие целям измерения тех феноме­нов, которые порождаются этими концепциями. Конечно, многие тех­нические приемы автономны и могут непосредственно не производить­ся в рамках какой-либо из альтернативных теорий, хотя их возникнове­ние объясняется господствующей в науке постановкой проблем. Так, в социологической демографии семьи появление индикаторов предпочи­таемого числа детей было вызвано сменой парадигм — старая, бихевио­ристская1, исключающая поведение семьи между стимулами (условия­ми жизни) и реакциями (числом детей в семье), стала «трешать по швам», уступая место новой, «поведенческой» или «социологической» парадиг­ме. Однако интерпретация данных об установках на число детей про­должала различаться в противоположных концепциях. Сторонники «пря­мой связи» между условиями жизни и детностью стали иначе толковать «идеальное» число детей, чем представители «обратной .связи». И в этом проявилось влияние каждой из альтернативных теорий на использова­ние технического приема в исследовании.

    Более того, данные по какому-либо индикатору, например по «иде­альному» числу детей, могут завышаться в конкретных исследовани­ях, проводимых в духе «прямой связи», из-за невнимания, допустим, к

    1 Бихевиоризм — теоретическое направление в психологии, фиксирую­щее внимание на внешних проявлениях человеческих действий по схеме «сти­мул — реакция», т.е. исключающее внутренние «пружины» из специального рассмотрения. Предполагается, что различие реакций на один и тот же сти­мул полностью описывает поведение, и в этом смысле бихевиористский под­ход считается поведенческим. Здесь бихевиористскими именуются те концеп­ции, которые исключают мотивацию, внутреннее многообразие интерпрета­ций одного и того же внешнего стимула в зависимости от ценностных ориен­тации. Парадигма — термин, введенный Т. Куном, для обозначения комп­лекса научных взглядов и обыденных представлений, присущих в определен­ные периоды отдельным научным сообществам. Смена парадигм диктует но­вую постановку проблем и порождает новые теории и подходы — как это, например, произошло с марксистской парадигмой в России в последние годы.

    96

    формулировкам вопросов, их расположению в анкете и т. д., в чем, собственно, и проявится подспудное и в известной мере неконтроли­руемое воздействие исповедуемой учеными теории. Однако, защищая полученные результаты опроса, ученые могут апеллировать к тому, что такова методика, что ее надежность не подлежит сомнению, и поэто­му полученные данные истинны и объективны. Их критики, отсюда, сосредоточат внимание на тех или иных особенностях методик и про­цедур, но, увы, разгоревшаяся полемика может оставить в стороне главное — принципиальное различие теорий. Поэтому основной инте­рес должен быть сосредоточен на самой теории, определяющей стра­тегию, тактику и детали организации исследования. В свою очередь альтернативность макро- и микротеорий семейных изменений зависит также и от сложной сути самой семьи как объекта исследования.

    Семья — системный объект, и поэтому в случаях расхождения объяснений тех или иных данных возникает соблазн искать причины в биологических, медицинских или психологических факторах. Рост раз­водов, к примеру, как социальный феномен может в случае психоло­гической редукции объявляться итогом «несходства характеров», а многодетность семьи может считаться следствием «инстинктов». С ме­тодологической точки зрения трудность соблюдения дюркгеймовско-го требования объяснять «социальное социальным» связана со специ­фикой самой семьи. Применение же системного подхода позволяет адек­ватно отобразить в научных моделях системную природу семьи как объекта изучения и добиться в рамках социологического объяснения семейной динамики согласования медицинских, экономических, демог­рафических, психологических и других данных.

    Преимущество системного подхода к семье в том, что создается преж­де всего возможность сосуществования множества теорий и концеп­ций, конструируемых в рамках метатеории, каковой, по сути, оказыва­ется системная теория, представляющая собой не что иное, как «меж­системный подход». Метатеория семьи, снимающая в пределах дихо­томической оппозиции обособление субъекта и объекта, индивида и семьи, семьи и окружающих систем, оказывается своего рода методо­логическим мостом, связующим теорию личности и теорию семьи, теорию семьи и теорию социума, наконец, теорию семьи как институ­та и теорию семьи как группы.

    Целостность взаимодействия подсистемы семьи как малой груп­пы с ее экосистемой — социальным институтом семьи означает, что отдельная семья может быть понята диалектически лишь в связи с другими семьями — субсистемами, т. е. в соотнесении с феноменом социального института семьи, а не сама по себе, не как изолирован­ное нечто. Каждая субсистема семьи связана со всеми другими в оп-

    97




    ределенной иерархической композиции преобразований и изменений так, что функционирование отдельного уровня опирается на предше­ствующий и детерминируется последующим. Например, изменения жизненного цикла отдельной семьи зависят не от самих по себе воз­никающих семейных событий, а от актуализации предшествующих си­туаций в связанном с ними социальном контексте, где происходят про­цессы, в том числе относящиеся к социальному институту семьи, т. е. эти изменения цикла находятся также под воздействием высшего уров­ня системы.

    Другими словами, изменения семейного цикла жизни определяются не только предшествующими, но и последующими стадиями, которые еще не наступили в этой семье, но непременно произойдут, как они происходят и уже произошли в миллионах семей, принадлежащих к целому — социальному институту семьи. Подобная детерминация на­стоящего еще не наступившим будущим парадоксальна и непостижи­ма, если ограничиваться изучением одной, отдельно взятой и изоли­рованной семьи, игнорируя системный и диалектический подходы. Но эта загадочная и тем не менее реальная ситуация существует. В одном из исследований московских семей применение системного подхода к ретроспективному выявлению жизненных путей, ведущих разные се­мьи к двухдетности, позволило предсказать точно, какие из жизнен­ных линий приведут в дальнейшем к появлению третьего ребенка в семье, а какие нет2.

    Следует отметить еще один аспект применения системного анали­за семьи — познавательный. Признавая множество семейных систем в универсуме семейности, нельзя не признать и множества путей изуче­ния этого мира семьи, множества конструкций семейной реальности. Но именно системный подход облегчает синтез и интеграцию этих различных интерпретаций благодаря присущей ему диалектике — уме­нию «соединять несоединимое». Соединение разных взглядов воедино, но без единообразия (коллапса научного поиска) достижимо при обес­печении взаимодействия разнообразных перспектив. Системный под­ход дает возможность реализации принципа взаимной дополнительно­сти научных школ и мнений, в том числе и реализации феноменоло­гического анализа семьи.

    Здесь опять же выручает понимание диалектической взаимосвязи между онтологической реальностью семьи и ее одновременным кон­струированием как существующей реально. Экосистемный и одновре­менно диалектический подход избегает крайностей: он не трактует знание о социальной реальности семьи как «объективную истину» и

    98

    2Антонов А. И , Мед ведков В М. Второй ребенок. М : Мысль, 1987.

    как якобы «чисто субъективную» реальность. Просто между структу­рами познавательных актов и структурами реальности имеются кор­реляции. Задавая вопросы о семейной реальности и отвечая на них, ученые (впрочем, как и обыватели) объединяют эти структуры в еди­ной перспективе взаимоотношения значений.

    Онтологический статус, таким образом, придается значению, что создает возможность диалога между разумом и реальностью. Содержа­ние различных «субъективных» интерпретаций, оказывающееся обще­значимым, может рассматриваться (до очередной смены парадигм) в качестве истины, т. е. конвенциально, по некоему подразумеваемому согласию.

    Системное исследование семьи претендует на изучение нелиней­ных взаимодействий, на учет целостных параметров семьи как инсти­тута и группы. До сих пор остаются справедливыми сетования зарубеж­ных и отечественных специалистов на бедность понятийного аппара­та, описывающего семью как социальный институт, на нехватку поня­тий-связок, описывающих связи семьи с обществом. Термины «функ­ция», «норма», «ценность» перегружены частым использованием, но их явно недостаточно. Получше обстоит дело с понятиями, описыва­ющими семейные процессы на уровне группы, поскольку исследова­ния такого рода сейчас составляют свыше двух третей всех работ. Од­нако столь же мало понятий, относящихся к семье как единству, це­лостности, как подлинно групповому феномену, не сводимому к свой­ствам индивидов. Поэтому большинство ученых вынуждены исполь­зовать при анализе семьи понятийный аппарат, предназначенный для характеристики поведения личности.

    Недостаточно разработаны термины, способные охватить дина­мику семьи по стадиям жизненного цикла (здесь также заметна ре­дукция к возрастному циклу индивида). Нет концептуальных средств, отличающих распад семьи из-за смерти ее членов от распада, выз­ванного социальной гибелью семейной целостности Лучше обсто­ит дело с понятиями, очерчивающими семейные взаимоотношения как таковые в связи, по-видимому, с практикой групповой психоте­рапии и семейной психодрамой. Однако зачастую термины парного взаимодействия применяются для описания семейно-групповых ин­теракций.

    Разумеется, системный подход в рамках какой-либо интегральной науки о семье (будь то фамилистика или иная дисциплина) не снимает сразу всех проблем, но он предоставляет возможность для творчества в данном отношении. С точки зрения экзистенциальной, т. е. при анали­зе жизнеспособности экосистемы, важно определить «единицу выжива­ния». Таковой может быть не сам по себе организм, изолированный ин-

    99

    дивид, а лишь некая система, обладающая силой и влиянием. Если это семья, внутри которой «борются за выживание» ее члены, тогда, разру­шая свою среду существования (семейную целостность), они тем самым разрушают самих себя. Вместе с тем семья борется за свое сохранение в социуме и должна обладать потенциалом сопротивления вмешатель­ству государства и других институтов. Семья как автономная система не может не характеризоваться средствами противодействия таким внешним влияниям, которые угрожают ее существованию.

    Дихотомия понятий «власти» и «контроля», понимаемых как спо­собность оказывать влияние (власть) и способность ограничивать это влияние (контроль), служит отражению отношений между системой и ее средой3. Семья как субсистема ограничивает влияние экосистемы общества на свое существование в качестве специфического институ­та, т. е. стремится к сохранению своей автономии, суверенности.

    Когда в системном взаимодействии общества и семьи начинают преобладать власть, стремление лишить семью ее своеобразия (про­цесс перехвата функций семьи другими институтами), баланс наруша­ется, так как отсутствует взаимный договор между сторонами взаимо­действия. Однажды возникшее системное напряжение усиливает кон­фликты и конкуренцию. Чрезмерное вмешательство в семейную сис­тему внешних систем ведет к возникновению нового образца интерак­ции между ними, что может привести в конечном счете к угрозе суще­ствованию самого социума, к разрушению общества. Этот итог возмо­жен и при усилении контроля над семьей со стороны отдельного со­циального института, например государства, присваивающего себе вла­стные полномочия всего общества. При разработке программ фунда­ментальных социологических исследований институциональных изме­нений семьи системный подход незаменим.

    Проведение социологического исследования является трудоемкой и дорогостоящей разновидностью научной и социальной деятельнос­ти Поэтому столь редки фундаментальные исследования семьи, а в прикладных исследованиях, ориентированных на выполнение какого-либо социального заказа, тем более нечасто встретишь теоретические предпосылки решения поставленной заказчиком практической задачи. Это не значит, что они отсутствуют вообще, — так не бывает, просто не считается нужным выделять специальный раздел для формулиро­вания исходных теоретических положений.

    Обязательное требование составления программы проектируемо­го исследования, где неотъемлемой частью наряду с «анкетой», инст-

    3 Mad dock I. W. Integrating dialectical and systemic approaches to family theory // Family Process, 1988.

    100

    рументарием, т. е. методическим разделом, должен присутствовать те­оретический раздел, часто нарушается. Но даже простое перечисление исповедуемых автором исходных положений дает многое —тем самым очерчивается круг вопросов и ответов на них, как бы проясняется на­правленность поиска, и контурно намечается возможный результат.

    Одновременно становится ясной и родовая принадлежность дан­ного исследования: относится ли оно к социологическим либо к соци­альным исследованиям. Вообще различие между этими типами иссле­дований относительно.

    Отнесение к социальным любых видов деятельности, где исполь-з>ется высказывание мнений, вполне допустимо, но как тогда квали­фицировать суждения о холодильниках, космических ракетах или фут­боле? Статус социального исследования приобретает только тот опрос людей, когда определяется отношение к собственно социальным сфе­рам деятельности и когда выясняется система ценностей и установок самих респондентов. Социологический опрос отличается при этом от криминологического, этнографического, экономического и т. д. соглас­но различию предметов социологии и этих социальных наук. Точно так же опросы в социологии семьи разнятся от опросов в юриспруденции, экономике и др. Таким образом, социологическое исследование семьи в целом (использующее не только опрос) отличается от социальных исследований семьи, проводимых в социальных науках, по своему пред­мету, а не по каким-либо специфическим методам.

    В данном учебном пособии обсуждаются особенности применения социологических методов к исследованию семьи, особенности исследо­вательской деятельности, нацеленной на поиск ответов в связи с возник­шими вопросами, на решение различных головоломок теоретического и методического планов. В рамках полевых (т. е. некабинетных) исследо­ваний трудно провести границу между теоретиками и эмпириками, при­кладниками-экспериментаторами, особенно когда от начала до конца все исследование осуществляется одним коллективом. Поэтому ниже будет употребляться слово «исследователь» для обозначения всех видов деятель­ности, практикуемых в социологическом исследовании. При этом словом «социолог» можно пользоваться как синонимом слова «социолог-иссле­дователь», хотя первое шире по объему — к социологам относятся также исследователи-методологи, анализирующие познавательную деятельность исследователей-теоретиков и прикладников. Социологи — это и препода­ватели, и социальные менеджеры, и эксперты разного рода, не только уча­ствующие в осуществлении специальной экспертизы, например, в связи с чернобыльской аварией, но также использующие свой профессиональный °пыт исследования какой-либо проблемы для оценки каких-либо акту­альных ситуаций или будущего хода событий.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34


    написать администратору сайта