Главная страница

Рост учителя. Issn молодой учёныйЕжемесячный научный журнал 6 (65) Редакционная коллегия bГлавный редактор


Скачать 2.45 Mb.
НазваниеIssn молодой учёныйЕжемесячный научный журнал 6 (65) Редакционная коллегия bГлавный редактор
АнкорРост учителя
Дата25.04.2022
Размер2.45 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmoluch_65_ch6.pdf
ТипДокументы
#495845
страница7 из 26
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26
. № 6 (65) . Май, 2014 г.
Педагогика
сложные проблемы путем экстернализации их в виде самостоятельного руководства и самоуправления. Сточки зрения когнитивного развития это наблюдение имеет важное значение, потому что социальное взаимодействие ребенка с другими людьми помогает сформулировать внутреннюю речь ребенка. Развивающее обучение обеспечивает поддержку в обучении и решении проблем с помощью подсказок, обзора материала, поощрения и разделения сложных проблем на управляемые фрагменты. [7]
Пейперт сформулировал теорию конструктивизма. Конструктивизм утверждает, что обучение происходит путем вовлечения учащихся в творческие эксперименты и различные виды деятельности. Пейперт различает обучение и преподавание, где обучение рассматривается как вторичный практический творческий процесс. Обучение, таким образом, рассматривается как взаимодействие между человеком и его окружающей средой. Пей- перт утверждает, что в процессе обучения учащиеся должны пользоваться компьютером как средством для использования знаний.
Лейв и Венгер [8] исследовали процесс приобретения знаний в повседневной жизни и предложили типологию сообщества заинтересованных сторон, которая основывается на том, что люди являются социальными существами, и что знания приобретаются в результате активного участия в важных событиях в течение всей жизни. Очевидно, что обучение имеет место не только в рамках учебных учреждений. По словам Венгера [9], наши учебные учреждения во многом основаны на том предположении, что обучение представляет собой индивидуальный процесс, что оно имеет начало и конец, что лучше всего его отделять от остальной нашей деятельности, и что это является результатом препода- вания.
Лейв и Венгер [8] не считают обучение индивидуальным процессом по их мнению, учащиеся получают знания вовремя общения в социальной среде. Знание находится в пределах сообщества, где более осведомленный облегчает переход от периферии к центру общества. Люди получают информацию из более раннего опыта и знаний.
Разработчики электронного обучения [9] предполагают, что растущее влияние Интернета и онлайн общения людей значительно повлияет на образовательную практику. Быстрое развитие технологии и кратный рост использования Интернета, наряду си усовершенствованием мобильных технологий, позволит создать различные новые образовательные структуры и организации. Ив центре обучения будет находиться учащийся, а не преподаватель и учреждение.
Роль преподавателя не только изменится, но может и исчезнуть вовсе. Люди могут переместиться из среды обучения, которая контролируется преподавателем и учреждением, в среду, где они смогут выбирать направление в собственном обучении, находить необходимую для них самих информацию и создавать знания в неофициальной обстановке. Они по-прежнему будут общаться с другими людьми, но их личные интересы и предпочтения — а не выбор и требования учреждения станут основными факторами для взаимодействия в собственном обучении с теми людьми, которые знают больше.
Естественно, возникали опасения по поводу отсутствия важного момента критики в общении онлайн [10], из-за соблазна общения исключительно с единомышленниками, а не вовлечение в более сложное общение с экспертами, такими как преподаватели в аудитории, чья роль заключается также ив том, чтобы доносить альтернативные точки зрения. И возникает еще один важный момент отсутствие критического взаимодействия с преподавателем подразумевает высокий уровень самостоятельности учащихся.
Текущие исследования в области образования взрослых показывает, что уровень доверия, автономность ученика и дисциплина, имеют решающее значение для участия в персонализированном обучении, и отсутствие этих факторов затрудняет обучение он- лайн для большинства участников. Почти все студенты предпочитают помощь и поддержку репетитора, непосредственно рядом или онлайн, который бы направлял их в поиске ресурсов ив их деятельности, проверял информацию, а также критически оценивал содержание курсов [11], что указывает на необходимость присутствия преподавателя.
Даунс и Сименс не утверждают, что теория коннек- тивизма ограничена онлайн средой. Интернет-среда является одним из дополнений, которое имеет важное значение для развития теории коннективизма, но теория охватывает более широкую среду обучения и помогает осознать нашу связь с миром. Сети состоят непросто из цифровых средств массовой информации, и основываются не исключительно на неврологических механизмах. Сети, на которые ссылаются Даунс и Сименс, являются отношениями внутренней и внешней физической среды. Сименс говорит, что обучение является сетью.
Хотя с появлением новых информационных и коммуникационных технологий увеличилась способность общаться и сотрудничать, Керр [6] напоминает, что хорошие педагоги всегда признавали важность этих вещей. Изменился только масштаб общения, хотя это не означает, что на уровне теории обучения появились новые идеи изменение масштаба не является на самом деле инновацией Керр [6] утверждает, что мы вступаем в период радикального разрыва и далее возникает вопрос Какова природа этого радикального разрыва В сфере образования используются различные веб-приложения, расчи- танные на сотрудничество и коммуникацию, чтобы повысить опыт учащегося. Помимо этого, представляющих интерес глобальные сети и сообщества в настоящее

697
“Young Scientist” . #6 (65) . May время формируются с помощью новых технологий, что подталкивет молодых людей к разработке новых творческих форм общения и поиска знаний за пределами формального образования. Конечно, будет расти количество учащихся, которые используют эти технологии всю свою жизнь, поскольку молодые люди более активно используют новейшие технологии, и они постепенно будут вытеснять тех, кто учился по книгам, с ручкой и тетрадкой. Это несомненно вызовет трения в учреждениях и аудиториях, особенно среди (взрослых) педагогов, которые сами не всегда чувствуют себя комфортно с новыми технологиями потому, что они полностью не разобрались, или не поняли для себя, как новые технологии могут улучшить их работу. Более того, школьная система не разработала коннектевистскую модель, переписав учебные программы, отчасти потому, что сотрудники учебных заведений не понимают все возможности, которые цифровые технологии могут предложить, а отчасти потому, что не все люди могут быть автономными учениками. Кроме того, школьные системы, как правило, ценят образование, которое основывается натра- дициях прошлого, проверенное на протяжении столетий. Следовательно, педагоги должны внимательно следить и влиять на события и дебаты, серьезно исследовать, каких учреждения могут развиваться, используя новые технологии в своих интересах и интересах учеников. Таким образом, педагоги будут крайне необходимы, ив тоже время они смогут использовать технологии наилучшим образом — установить связь, обмениваться информацией и знаниями с другими людьми во всем мире, чтобы обогатить жизнь учащихся и сообществ, в которых они живут.
В образовательной теории действительно происходит смена парадигмы и формируется новая эпистемология, но это не означает, что теория коннективизми рассматривается в качестве отдельной образовательной теорией. Однако, теория коннективизма продолжает играть важную роль в развитии и появлении новой педагогики, где контроль смещается с наставника ко все более и более автономному ученику.
Литература:
1. Siemens., G. (2006). Knowing knowledge. KnowingKnowledge.com Electronic book.www.knowingknowledge.com
2. Downes, S (2007, February 6). Msg. 30, Re: What Connectivism Is. Connectivism Conference: University of
Manitoba. Message posted to http://ltc.umanitoba.ca / moodle / mod / forum / discuss. php?d=12 3. Siemens, G. (2005, August 10). Connectivism: Learning as Network Creation. e-Learning Space.org website. http://www.elearnspace.org / Articles / networks. htm
4. Downes, S (2007, February 6). Msg. 30, Re: What Connectivism Is. Connectivism Conference: University of
Manitoba. Message posted to http://ltc.umanitoba.ca / moodle / mod / forum / discuss. php?d=12 5. Siemens, G. (2008). About: Description of connectivism. Connectivism: A learning theory for today's learner, website. http://www.connectivism.ca / about. html
6. Kerr, B. (2007). A Challenge to Connectivism. Transcript of Keynote Speech, Online Connectivism Conference.
University of Manitboa. http://ltc.umanitoba.ca / wiki / index. php?title=Kerr_Presentation
7. Woolfolk, A. (1995). Educational psychology, Sixth Edition (pp. 47–51). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
8. Lave, J., & Wenger. E. (2002). Legitimate peripheral participation' in Communities of Practice. In R. Harrison
(Ed.) Supporting lifelong learning: Volume 1 — Perspectives on learning (pp. 111–126). London & New York:
RoutledgeFalmer.
9. Siemens, G. (2008). Learning and knowing in networks: Changing roles for educators and designers. Paper 105:
University of Georgia IT Forum. http://it.coe.uga.edu / itforum / Paper105 / Siemens. pdf
10. Norris, P. (2001). Digital divide: Civic engagement, information poverty, and the internet worldwide. Cambridge:
Cambridge University Press.
11. Kop, R. (2008). Web 2.0 technologies: Disruptive or liberating for adult education? In Gateway to the Future of
Learning, Proceedings 49th Adult Education Research Conference, June 15–17. St. Louis, MO.
Молодой учёный» . № 6 (65) . Май, 2014 г.
Педагогика
Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров
Даськова Юлия Викторовна, преподаватель
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Статья рассматривает подходы к организации учебного процесса направленного на формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Входе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Основным результатом исследования стала разработанная и внедренная в процессе изучения учебной дисциплины Основы производственного мастерства модель формирования и развития творческой само-
стоятельности.
Ключевые слова творчество, самостоятельная деятельность, творческая самостоятельность студен-
тов-дизайнеров, дизайн-проектирование, этапы формирования творческой самостоятельности, педагогическая модель формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.
This article deals with procedural aspects of the creative autonomy of students. In the course of theoretical research
are determined by the characteristics and stages of creative independence design students. The main result of the study
was designed and implemented in the process of studying the subject «fundamentals of manufacturing skill» model of
formation and development of creative independence. The effectiveness of the model has been proven in the course or-
ganized by the experimental work.
Keywords. С, independent activity, creative independence of design students, design design, the stages of
creative independence, training model of creative independence design На современном этапе развития общества приобретает интерес повышения познавательно-творческого уровня и профессиональной компетентности специалиста. Кроме того, создаются условия востребованности ряда специфических навыков и установок творческой деятельности для специалиста профессионально, работающего в области дизайна. Все вышеизложенное позволило нам определить тему исследования Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров». Наибольший интерес с проблеме формирования творческой самостоятельности представляют исследования
Дрозина В. В, Гарукова МГ, Качалов А. В. и др. Творческая самостоятельность определяется как продуктивная самостоятельная деятельность, включающую признаки творческой деятельности, а именно увидеть и сформулировать проблему, сделать точный прогноз, распространить имеющиеся данные на новые условия, найти оригинальные способы разрешения этой проблемы в условиях самостоятельного решения.
Качалова А. Вделает акцент на то, что самостоятельность и творчество, проявляемое субъектом в реальной профессиональной деятельности или в имитации ее в образовательном процессе, закладывают основу для формирования в структуре личности такого ее качества как творческая самостоятельность [1]. Образование и совершенствование творческого потенциала студентов происходит в условиях становления самостоятельной деятельности(приобретение совокупности научных знаний, способов профессиональной деятельности, опыт творческой деятельности. Творческая личность студента может и должна развиваться в процессе самодеятельного творчества. Мы соглашаемся с исследователями, которые считают, что в основу подготовки специалистов необходимо заложить такую систему обучения, которая позволяет практически приступить к формированию творческой деятельности студентов, активному, целенаправленному и планомерному построению сознательного профессионального творчества как формы их существования и бытия будущей профессиональной деятельности. [2, 3, 4, 5, Нам предстоит выявить возможности формирования творческой самостоятельности в процессе изучения учебной дисциплины Основы производственного мастерства (здесь и далее «ОПМ»). Процесс освоения дисциплины Основы производственного мастерства направленна формирование и развитие у студентов способности творить, создавать нечто новое осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. Кроме того, закладываются основы самоорганизации и самовоспитания стем, чтобы в дальнейшем не было утрачено желание непрерывно повышать свою квалификацию. Дисциплина Основы производственного мастерства дает возможность студенту углубить профессиональные знания и умения, сформировать и развить творческую составляющую через ознакомление с принципами и методами технического проектирования, художественного оформления основных видов оборудования, с использованием декоративных элементов и объектов дизайнерского оформления интерьера. Для выявления возможностей организации учебного процесса мы обращаем внимание на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые в нашем исследовании позволяют решить основную задачу — создание условий для формирования

699
“Young Scientist” . #6 (65) . May творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В условиях деятельностного и лично-ориентированного подходов процесс изучения позволяет сформировать у студентов главные показатели творческой самостоятельности, а именно владение знаниями методов творческой деятельности — проявляется в умении применять различные методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении в процессе учебно-творческой работы владение формами и методами самостоятельной деятельности — проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически оценивать учебно-творческую деятельность наличие сформированных мотивов
учебно-твор- ческой деятельности, включающий рефлексию студентом- дизайнером собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней.
С позиций деятельностного подхода формирование и развитие творческой самостоятельности студентов- дизайнеров протекает поэтапно подготовительная дея- тельность(самостоятельная работы под руководством преподавателя, частичная творческая деятельность (самостоятельная работы при консультативном вмешательстве преподавателя, творческая самостоятельная деятельность студентов. Уровень творческой самостоятельности определяется органическим триединством компонент побудительной (мотивы познавательной интеллектуальной деятельности, содержательной (опорные знания) и технической (формы и методы. Чем большим опытом располагает студент, тем значительнее и продуктивнее его творческое мышление, тем более разнообразны его действия, тем свободнее и результативнее самостоятельная дизайнерская деятельность, содержательнее учебные мотивы и интересы. Поэтапное усложнение творческо-поисковых заданий, использование в качестве заданий курсовых работ реальных профессиональных проблем позволит активизировать творческое мышление, повысить степень самостоятельности и мотивацию студентов-дизайнеров.
Личностно-ориентированный подход выделяет главным критерием эффективности формирования творческой самостоятельности ориентацию наличность студента как цель, субъект, результат педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает такой учебный процесс, в котором студенту представляется реальная возможность проявить себя как личность, совершать собственные личностные действия искать, творить, находить, выбирать, осмысливать, осознавать, выдвигать критические суждения, быть рефлексирующим, самостоятельным, творческими т. д. Сточки зрения личностно-ориентированного подхода пересмотрены целевые, содержание и процессуальные аспекты, а также стиль взаимоотношений субъектов процесса изучения учебной дисциплины «ОПМ».
Особое внимание формированию и развитию творческой самостоятельности заслуживает определение таких педагогических технологий, в результате которых происходит активизация самостоятельной деятельности целенаправленность студентов на творчество развитие внутренних мотивов учебно-творческой деятельности Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская и др. На основе теоретического исследования процесса формирования творческой самостоятельности студентов вуза, мы выделяем следующие ее компоненты когнитивно-дея- тельностный (овладение приемами творческой самостоятельной проектной деятельности, рефлексивно-твор- ческий (самоопределение студентом цели и способов проектной деятельности, стремление к самосовершенствованию, критическое отношение, анализ и оценка собственной проектной деятельности и деятельности других, мотивационно-личностный (сформированная мотивация студента на овладение способами самостоятельной творческой проектной деятельностью) Учитывая возможности учебного процесса и обобщив психолого-педагогические особенности формирования творческой самостоятельности, мы разработали педагогическую модель формирования творческой самостоя- тельности.
«Педагогическая модель — это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности. Данное определение позволило нам выделить в составе модели формирования творческой самостоятельности совокупность взаимосвязанных блоков целевой блок (цель, принципы, условия организации учебного процесса, характеристика компонентов творческой самостоятельности в соответствии с проектной деятель- ностью);
содержательный блок, определяет направленность учебной дисциплины «ОПМ» на формирование и развитие творческой самостоятельности проектиро-
вочно-организационный — методы организации и стимулирования творческой деятельности, методы контроля и оценки творческой деятельности, а также способы организации учебной деятельности студентов процессу-
ально-деятельностный блок представлен задачами организации учебно-проектной деятельности и соответствующей этим задачам деятельностью преподавателя и студента результативный блок определяетсяком- плексомумений и способностей, которые должны стать показателями сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.
Модель успешно апробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе изучения учебной дисциплины
«ОПМ». Для подтверждения эффективности разработанной педагогической модели был сформулирован замысел опытно-экспериментальной работы (здесь и далее — ОЭР).
Молодой учёный»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26


написать администратору сайта